Самым крупным по числу машин. Почти как в Европе. Уровень автомобилизации регионов

К красным датам в календаре можно будет смело прибавить еще одну – день, когда число зарегистрированных по всему миру автомобилей достигло количества в один миллиард. И это уже по официальным статистическим данным.

Исследования проводились компанией «Wards Auto », и по их результатам в 2010 году увеличение числа транспортных средств, зарегистрированных в разных странах, составило 3,6%. Такая высокая скорость развития мировой автоиндустрии стала решающим звеном в достижении рекордной цифры.

Миллиард авто на планете

Еще в 1986 году общемировое количество автомобилей составляло цифру в 500 миллионов наименований. Среди них учитываются легковые авто, различные модели грузовых транспортных средств, автобусы. Тяжелый внедорожный транспорт в учет не входит.

А к 2009 году общемировой рекорд не превышал количество автомобилей в 980 миллионов, поэтому скачок 2010 года действительно можно считать довольно резким. Главное достижение в этом эксперты отмечают в развитии автомобильного рынка Китая.

За небольшой период количество проданных в Китае автомобилей выросло на 27%, в то время как общее количество транспортных средств в этой стране составляет 78 миллионов.

Впрочем, если рассматривать позиции разных стран по количеству приобретаемых и регистрируемых автомобилей, то можно составить следующий перечень:

  1. На первом месте – Соединенные Штаты Америки, на которые приходится 240 миллионов авто.
  2. Второе место принадлежит Италии.
  3. Япония, Франция, Великобритания.
  4. Китай по праву входит в список лидеров самых автомобильных держав планеты.
  5. Замыкает ТОП по количеству автомобилей Индия.

Однако и достоинств России умалять не стоит – нашей страной в 2010 году по темпам развития автомобильного рынка также было занято одно из ведущих мест в мире.

Авто это роскошь или средство передвижения?

При этих глобальных цифрах и далеко идущих планах стоит отметить и тот момент, что во многих странах мирового сообщества автомобиль все еще остается роскошью, а не повседневным средством передвижения. И хотя в каждой стране сейчас есть люди, имеющие собственные автопарки с эксклюзивными моделями авто, для большинства обывателей этих же стран машина является недостижимой мечтой.

Передвижение на собственном автомобиле – это в первую очередь независимость от внешних обстоятельств и возможность четкого планирования ежедневного времяпрепровождения. Поэтому можно смело сказать, что миллиардный рекорд во всем мире – это далеко не предел.

В последние десятилетия в мире наблюдается настоящий бум автомобилестроения. В 2010 году впервые в истории число автомобилей превысило 1 миллиард. По прогнозам, к 2040 году оно достигнет 1,8 миллиарда штук. Массовая автомобилизация стимулирует спрос на нефть и является одной из главных причин загрязнения атмосферы, а также гибели людей. Не является исключением и Россия. В статье будет дан ответ на вопрос, сколько машин в России на человека.

Что такое автомобилизация?

Под этим термином подразумевается обеспеченность населения автомобильным транспортом. Расчет ее величины производят, исходя из среднего числа автомобилей на 1 тысячу жителей.

География автомобилизации довольно неоднородна. Наиболее высокая обеспеченность легковыми авто отмечается в США, Канаде, Германии, Японии, Австралии. В этих странах на одного человека приходится примерно по одному автомобилю.

Самый низкий уровень автомобилизации в Африке. Там в ряде стран на тысячу человек зарегистрировано менее 10 авто. Россия по данному показателю находится на одном из первых мест в мире, однако уступает некоторым развитым странам, но опережает Китай.

Тем не менее в последние годы отмечается бурный рост автомобилестроения в Китае и Индии. Поэтому позиции этих стран быстро поднимаются и могут в обозримом будущем приблизиться к уровню развитых государств.

Автомобилизация населения России

Развитие автомобильного транспорта в нашей стране происходило постепенно. В начале 20 века все еще преобладал так называемый гужевой транспорт, а автомобили были, скорее, экзотикой. Массовое их распространение отмечено в 30-х годах прошлого века. В итоге в третьем десятилетии конный транспорт уступил место колесному. Но личные авто все еще были редкостью. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1970 года.

Уровень автомобилизации регионов

По уровню обеспеченности населения легковым транспортом лидировала Москва. В 2002 году она имела показатель 256 авто/1000 чел. Однако к 2011 году в лидеры вышел Приморский край (580 авто/1000 чел.), а российская столица ушла аж на 8-е место. Впереди нее оказались также Камчатский край, Калининградская область, Мурманская, Калужская и Псковская области, Московская область. Вероятно, это было связано с перегруженностью столицы машинами и высокой доступностью метрополитена и других видов общественного транспорта, включая такси.

В целом же по стране к 2010 году количество автомобилей на тысячу жителей составило 249 единиц. В 2014 эта цифра увеличилась до 317. Высокий уровень автомобильной обеспеченности отмечен во Владивостоке, Тюмени, Красноярске, Сургуте и Москве. Однако рейтинг Москвы продолжал падать и в 2014 г. закрепился на 10 месте.

Что касается Приморья, то хороший показатель здесь объясняется близостью Японии и Китая, которые являются одними из мировых лидеров по производству авто.

Динамика автомобилизации по годам

В России наблюдается быстрый рост числа машин, начиная с 1970 года. Тогда на тысячу жителей приходилось всего 5,5 авто. Рост числа личных автомобилей происходил даже в кризисные 90-е. К 2016 году показатель достиг 285 машин на 1000 чел.

Однако ситуация в Москве несколько отличается от тенденций в других регионах и в целом по стране. Максимум автомобилизации здесь отмечен в 2014 году. Тогда число транспортных единиц на душу населения составляло 311. Однако к 2016 году эта цифра снизилась до 308 автомобилей.

Статистика продаж

Кризис последних лет повлиял на уровни продаж автомобилей. Так, в 2016 году было продано 1 425 791 штук, а годом ранее - 1 601 527 единиц транспорта. Постепенное снижение продолжается начиная с 2012 года. Однако 2017 стал исключением, и совокупные продажи выросли до 1 млн 596 личных авто. Причиной могла стать относительная стабилизация ситуации в стране, в результате чего несколько снизились страхи россиян и сработал так называемый отложенный спрос.

Чаще всего выбором населения становилась Lada. Существенно меньше продаж у Kia, Renault, Hyundai и Toyota. Однако популярность Kia Rio за последний год резко выросла.

Наименее покупаемыми в нашей стране оказались автомобили таких марок, как: Volvo, Porsche, Subaru, Land Rover, Audi и некоторые другие.

В 2017 году наибольший прирост продаж пришелся на "Ладу" (17 %). Наихудшие результаты по динамике у "Тойоты" (0 %). Однако продажи автомобилей премиум-класса, напротив, просели. Больше всего потеряли: Audi (18 %), УАЗ (15 %), Porsche (3-8 %).

Прогноз на 2018 год

На бензин, а также рост утилизационного сбора и акцизов могут негативно сказаться на стремлении граждан приобрести автомашину. Прежде всего это коснется продаж импортных авто. Однако эксперты все же ждут нового роста, но не столь значительного, как в 2017.

Сколько машин зарегистрировано в России?

По данным РИА Новости, на 2016 год в России зарегистрировано свыше 44 миллионов легковых машин. Грузовиков числилось более 6 миллионов. Также насчитывалось 2,2 миллиона мотоциклов и 890 тысяч автобусов, 3 миллиона прицепного транспорта. Общее число машин ежегодно увеличивается примерно на 1,5 миллиона. В основном это легковые автомобили. Ответить на вопрос, сколько в России машин дорогих - довольно затруднительно. Однако в последнее время люди отдают предпочтение более бюджетным вариантам авто, а доля дорогих иномарок уменьшена.

Если же отвечать на вопрос: сколько в России легковых машин-иномарок, то таковых на наших дорогах можно встретить 25 млн. Из них 6 миллионов были произведены на территории России. Возрастает количество транспортных средств, работающих на природном газе. Сейчас таких 1,4 миллиона.

Продажи электромобилей

Особенностью российского автомобильного рынка является то, что доля электротранспорта в общей массе продаж крайне незначительна. В начале 2017 года в стране было всего 920 электромобилей, в то время как в мире их счет идет на миллионы. Примерно треть из них ездят по дорогам Москвы. В остальных субъектах РФ таких машин вообще крайне мало.

Больше всего электрических авто в нашей стране приходится на модель Nissan Leaf, которых насчитывается 340 единиц. На втором месте Mitsubishi i-MiEV (263 шт.). А сколько в России машин «Тесла»? Доля этого производителя также значительна: на приходится 177 экземпляров.

Четвертые позиции у «Лады Эллады». Таких машин 93 штуки. Остальные модели представлены единичными экземплярами. Пока власти не спешат популяризировать этот вид транспорта, а решение связанных с машинами экологических проблем видят в переводе транспортных средств на газовое топливо. Вероятнее всего, Россия перейдет на электротранспорт одной из последних в мире.

Сколько грузовых машин в России

В 2018 году отмечено увеличение парка грузовых автомобилей. За январь данного года было продано 4,8 тысячи машин, что больше, чем год назад, на 35,9 процента. На первом месте по продажам традиционно остается российский производитель КамАЗ. Его доля в общей массе грузовиков составила 30 %, то есть 1,5 тысячи штук. Однако это на 5,6 процента меньше, чем в январе 2017. На втором месте находится ГАЗ, продажи которого составили 587 машин. На третьем месте шведская «Вольво», на которую пришлось 406 купленных машин. Несколько менее значительны продажи белорусского МАЗа и шведской Scania.

Наибольший рост отмечен у Hino и Volvo (свыше 100 процентов). Снижение характерно только для КамАЗа. В целом же в структуре рынка грузового транспорта растет доля иностранных производителей.

Прогноз рынка автомобилей

В 2017 году, после четырех лет снижения, наблюдался рост продаж на 12,5 %. Что же касается 2018 года, то, по прогнозам, проданных автомобилей станет больше еще на 11 %. Их количество составит 1,64 млн транспортных единиц. Доля отечественных авто в структуре продаж останется неизменной и составит 83 %.

Также ожидается рост рынка грузового транспорта. Он может составить 10 % и достичь 88 тысяч штук. Для автобусов эта цифра составит 16 %.

Заключение

Таким образом, в статье был дан ответ на вопрос, сколько машин в России. Также была охарактеризована ситуация с автомобильным рынком.

На основе всей этой информации можно сделать вывод о том, что в России наблюдается уверенный рост числа автомобилей. Уровень автомобилизации также быстро растет, постепенно приближаясь к показателям развитых стран. Соответственно, растут и проблемы: пробки на дорогах, нехватка места, загрязнение воздуха и так далее.

В общем рынке автомобилей велика доля отечественной продукции.

Наибольший уровень автомобилизации имеет место в Приморском крае, а Москва находится далеко позади в этом списке, что говорит о приверженности многих москвичей общественным видам транспорта.

Продажи автомобилей несколько снизились за последние годы, однако с 2017 наметилась тенденция к росту. Прогнозы на 2018 предсказывают сохранение положительной динамики. Наибольшей популярностью пользуется «Лада».

Рынок электромобилей в стране находится все еще в зачаточном состоянии и не идет ни в какое сравнение с таковым в ряде других стран мира. Более актуальным для нашей страны является переход на газовое топливо, который идет достаточно активно.

Продажи грузовых авто за последние полтора года значительно выросли. КамАЗ по-прежнему в лидерах, однако его доля снижается.

В некоторых богатых странах машин почти столько же, сколько и жителей. В одних частях мира автомобиль – неотъемлемый атрибут жизни, во многих других “железными конями” пользуются реже. Люди, живущие в сельской местности, вынуждены иметь машину для повседневных нужд, в то время как в городах с надежным общественным транспортом жителям нет необходимости даже уметь водить.
Поэтому те, кто живет в деревнях, с большей вероятностью будут иметь машину. Наличие автомобиля зависит не только от типа местности, но и от страны проживания. Легковушки помимо прямого назначения могут использоваться для поддержания социального или экономического статуса.
Люди, живущие в более богатых государствах, с большей вероятностью могут себе позволить автомобиль, чем в бедных. Ниже приведен список стран с наибольшим количеством машин на душу населения. При составлении рейтинга мы не учитывали мотоциклы, мопеды и моторные скутеры.
10. АВСТРИЯ (511)

В Австрии на 1000 жителей приходится 511 легковушек. Многие граждане страны, занимающей десятое место по уровню жизни в мире, могут позволить себе такую роскошь как личный автомобиль.
9. ШВЕЙЦАРИЯ (524)


Швейцария, западный сосед Австрии, с 524 машинами на душу населения занимает девятую строчку нашего рейтинга и седьмое место в списке самых богатых государств. Красивые ландшафты страны вдохновляют ее граждан исследовать местность на автомобиле.
8. АВСТРАЛИЯ (545)


Передвигаться между главными городами Австралии, находящимися друг от друга в сотнях или даже тысячах километров – непростая задача для пешехода или велосипедиста. На Зеленом континенте с его более 320 тысячами километров асфальтированных дорог, шоссе и автострад и около 500000 километров неасфальтированных дорог, а также множество равнин и пляжей, полно мест для путешествий.
7. ГЕРМАНИЯ (566)


Германия с 566 легковушками на 1000 немцев занимает седьмую строчку нашего списка. Благодаря своим первоклассным автомобилям и знаменитым автобанам, страна прекрасно приспособлена для владельцев “железных коней”.
6. ИТАЛИЯ (601)

Италия с 601 машинами на 1000 человек обошла своих северных соседей Швейцарию и Австрию в нашем рейтинге. Такие производители автомобилей класса люкс как FIAT, Lamborghini и Ferrari расположены в средиземноморской стране.
5. ПУЭРТО-РИКО (614)


В Пуэрто-Рико, территории США, на 1000 жителей приходится 614 машин, что ставит эту страну на пятую строчку. Как и в остальной части Латинской Америке, здесь полно поддержанных авто из Штатов.
4. НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ (615)


Новая Зеландия на четвертом месте с 615 машин на 1000 человек. Многие новозеландцы, также как и их австралийские соседи, любят походы и приключения, а в подобной деятельности без автомобилей не обойтись.
3. БРУНЕЙ (649)


Бруней – это небольшая страна, расположенная в Юго-Восточной Азии. Здесь на 1000 жителей приходится 649 “железных коней”. Экономика страны завязана на топливно-энергетическом комплексе, поэтому проблем с доходами или с бензином у жителей нет, чтобы удовлетворять свои автомобильные потребности. Многие машины, как и прочие товары в Брунее, импортные.
2. ИСЛАНДИЯ (667)


Исландия изолирована от других стран, и здесь на 1000 людей приходится 667 машин. Это позволяет местным жителям исследовать свою изумительную, красивую местность. Маршрут 1, также известный как “окружная дорога”, опоясывает всю Исландию и соединяет главные города.
Так как железнодорожная инфраструктура в стране почти отсутствует, автомобильный транспорт приобретает особую важность.
1. МОНАКО (748)


Монако – это маленькая страна, расположенная на средиземноморском побережье. Сухопутную границу это государство имеет только с Францией. Страна может быть и небольшая, но по количеству легковушек занимает первое место с 748 машинами на 1000 жителей.
Учитывая, что здесь проживают одни из самых богатых граждан в мире, владеть люксовыми, классическими автомобилями, выполненными под заказ – обычное хобби в Монако, а гонки Гран-При Формулы 1 и ралли - самые популярные спортивные события.

Наиболее обеспеченные автомобилями в пересчете на каждую тысячу жителей регионы, согласно рейтингу АА «Автостат», - Приморский край (572 шт.) и Камчатский край (458 шт.). Одной из причин столь высоких показателей эксперты считают то, что через Дальний Восток идет ввоз подержанных иномарок из Японии. Не исключено, что какая-то часть из них, «уходя» вглубь страны, продолжает числиться на учете в Приморье и на Камчатке. Фактическая же обеспеченность в этих регионах может быть на уровне других лидеров рейтинга - 300–350 автомобилей на 1000 жителей.

На третье место по численности автомобилей на тысячу жителей вышла Калужская область (344 шт.), на четвертое - Подмосковье (340 шт.). Замыкает пятерку лидеров Калининградская область (336 шт. на 1000 жителей). В Топ-10 регионов по обеспеченности автомобилями входят Псковская область (334 шт.), Карелия (329 шт.), Рязанская и Тюменская области (по 312 шт.) и Москва (311 шт./1000 жителей).

Рейтинг регионов РФ по обеспеченности автомобилями на тысячу жителей

Лидером по автомобилизации, по данным «Автостата», оказалась Ярославская область с приростом в 11,3% (226 автомобилей на тысячу жителей). На 11% вырос этот показатель в Республике Марий Эл (181 шт.). Более чем на 10% выросла обеспеченность автомобилями в Ивановской области (195 шт., +10,8%) и Чувашской республике (192 шт., +10,3%).

«Обеспеченность автомобилями в России пока в 2 раза ниже, чем в развитых европейских странах, и в 3 раза - чем в США. В то же время она из года в год растет. И даже при отсутствии положительной динамики рынка этот показатель будет продолжать стабильно расти, - отмечает Сергей Целиков, директор аналитического агентства „Автостат“. - По нашей оценке, примерно через 8–10 лет показатель обеспеченности приблизится к уровню стран Восточной Европы - 400 автомобилей на 1000 жителей».

Почти как в Европе

Самыми автомобильными регионами в нашей стране являются Приморье и Камчатка, где обеспеченность населения автомобилями находится на уровне стран Западной Европы. Так, по данным на начало 2014 года, уровень автомобилизации в Приморском крае составляет 572 машины на 1000 жителей, в Камчатском крае - 458 авто, подсчитали в «Автостате». Дело в том, что через Дальний Восток ввозятся подержанные иномарки из Японии, при этом аналитики не исключают, что какая-то часть из них, «уходя» вглубь страны, остается на учете в Приморье и на Камчатке. Реальная же автомобилизация в этих регионах может быть на уровне других лидеров рейтинга - 300–350 машин на 1000 жителей.

«В Приморье и на Камчатке долгое время были доступны автомобили с пробегом из Азии, прежде всего из Японии. Сейчас ситуация изменилась, но люди, которые привыкли ездить на автомобиле, тяжело расстаются с личным транспортом, в крайнем случае они купят более дешевую машину. Кроме того, эти регионы в силу близости к Японии объективно более обеспечены товарами, и покупка автомобилей не имеет столь значительного места в структуре расходов населения», - говорит генеральный директор «Рольфа» Татьяна Луковецкая.

Замкадный автопарк

На третье место по обеспеченности автомобилями среди российских регионов вышла Калужская область (344 авто на 1000 жителей), опередив таким образом Московскую (340 авто). Стоит при этом отметить, что Москва, крупнейший региональный авторынок, по уровню автомобилизации занимает лишь десятое место с показателем 311 автомобилей. «Разделение между Москвой и Московской областью можно рассматривать лишь условно: многие жители Подмосковья работают в Москве и там используют свои автомобили, - комментирует Татьяна Луковецкая. - Калужская область - экономически развитый регион со своим автомобильным кластером. К тому же не может не сказываться близость Москвы. Известный факт: многие ставят автомобиль на учет не там, где проживают фактически, и не всегда оформляют его на себя. Кроме того, в таких мегаполисах, как Москва и Санкт-Петербург, хорошо развит общественный транспорт, а проблемы с парковками стоят достаточно остро, так что многие жители обходятся без автомобиля или держат один автомобиль в семье».

Замыкает пятерку лидеров по обеспеченности автомобилями Калининградская область, где на 1000 жителей приходится 336 машин. По словам Татьяны Луковецкой, Калининградская область - это особая экономическая зона, поэтому здесь проще купить иномарку с пробегом. Кроме того, исторически в этом регионе больше парк иномарок, в том числе возрастных.

В Топ-10 российских регионов по уровню автомобилизации также вошли Псковская область (334 авто), Республика Карелия (329), Рязанская и Тюменская области (по 312 авто) и, как уже упоминалось, Москва (311).

Петербург равняется на Лондон

Кстати, второй по величине региональный авторынок - Санкт-Петербург - и вовсе не вошел в десятку самых автомобильных российских регионов. В личном зачете северной столицы лишь 12-й результат - 308 автомобилей на 1000 жителей. Как отмечает генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин, автопарк регионов, которые находятся в рейтинге выше Петербурга, более насыщен отечественными автомобилями - в первую очередь продукцией АВТОВАЗа, тогда как в северной столице структура спроса более дифференцированная. «В Петербурге растет объем премиум-сегмента, а он, конечно, не такой объемный, как масс-маркет, развитие которого характерно именно для регионов», - говорит эксперт.

Кроме того, впереди Петербурга, в основном, регионы с большей площадью, но меньшим количеством населения, продолжает Михаил Чаплыгин. «Соответственно, потребность в передвижении на автомобиле здесь выше (это связано и с видами экономической деятельности), поэтому и количество транспортных средств на душу населения также больше. К тому же эти регионы с более развитым импортом машин - например, Приморский край, Калининградская область, или нефтедобывающие с высокими уровнями доходов», - рассуждает эксперт.

По его мнению, уровень автомобилизации в Петербурге в целом не такой уж и низкий. Власти города в стратегии его развития отмечают, что в Лондоне, например, этот показатель составляет 350 машин. И это их радует. Учитывая нынешнее развитие транспортной инфраструктуры и политику городских властей, которые только сейчас стали задумываться о разгрузке центра, показатель, близкий к 300 автомобилям, вполне подходящий для нынешнего Петербурга, резюмирует Михаил Чаплыгин.

Между Ливией и Иорданией

Уровень автомобилизации в среднем по России составляет 317 машин на 1000 жителей. При этом еще в 1997 году этот показатель был значительно меньше - 118 машин, и с тех пор неуклонно увеличивался. Тем не менее по числу машин на душу населения Россия находится в окружении таких стран, как Ливия (333) и Иордания (315 машин). А в общемировом рейтинге по обеспеченности автомобилями наша страна занимает лишь 52-е место. При этом Россия уступает даже некоторым государствам бывшего Советского Союза, таким как Литва (638 авто), Эстония (524) и Латвия (344). Впрочем, уровень автомобилизации в Прибалтийских республиках, а также в Грузии и Армении и в советские времена был выше, чем в целом по России.

В сравнении с большинством республик бывшего СССР Россию отличают более высокий уровень доходов и больший протекционизм по отношению к подержанным иномаркам, что ведет к превосходству нашей страны по денежным показателям и отставанию по количественным продажам автомобилей, отмечает старший менеджер A.T. Kearney Дмитрий Коляков. «Необходимо учитывать значительную региональную неоднородность России - причины, препятствующие росту автомобилизации в Москве, совсем не те, что в Марий Эл, - уверен эксперт. - В качестве общего наблюдения можно сказать, что регионы с меньшим уровнем автомобилизации, в основном, сдерживаются низким уровнем располагаемых доходов, а регионы с высоким уровнем - вопросами инфраструктуры (пробки и проблемы с парковкой делают автомобиль менее привлекательным)».

При этом вопрос, является ли уровень автомобилизации в России низким для страны с таким, как у нас, уровнем доходов, степенью их распределения и укладом жизни, остается открытым. Действительно, в странах, где государство совсем не препятствует ввозу подержанных иномарок и не облагает их серьезными налогами, уровень автомобилизации, как, например, в Грузии, Армении и Прибалтике, может быть выше даже при сравнимом или более низком уровне доходов. Однако такое положение вещей, скорее, является исключением, чем правилом. Соображения инфраструктуры, экологии и защиты собственного производства заставляют большинство стран бороться с неограниченным ввозом подержанных иномарок, что повышает качество и молодость автопарка, но снижает номинальную автомобилизацию. Если сравнивать не уровень автомобилизации на душу населения, а продажи новых автомобилей, Россия оставляет далеко за собой страны бывшего СССР.

Автомобилизация на пределе

А вот страны Западной Европы по уровню автомобилизации населения опережают Россию примерно вдвое. Лидирует по этому показателю Исландия, где на 1000 жителей 758 машин. Среди крупнейших авторынков Европы стоит также отметить Италию (705 авто), Испанию (588), Францию (581) и Германию (579). А лидером среди мировых держав по обеспеченности автомобилями являются США - на 1000 американцев приходится аж 801 автомобиль.

Как считают в «Автостате», даже при отсутствии роста российского авторынка уровень автомобилизации России будет продолжать стабильно увеличиваться, и примерно через 8–10 лет он приблизится к показателям стран Восточной Европы - 400 автомобилей на 1000 жителей.

Когда Россия достигнет уровня обеспеченности автомобилями как в Западной Европе, эксперты прогнозировать не берутся. «Простого ответа на данный вопрос, наверное, нет, но если говорить очень грубо, то только тогда, когда располагаемые доходы и уклад жизни в России станут близки к европейским, - говорит Дмитрий Коляков. - При отставании ВВП на душу населения (и, соответственно, располагаемых доходов) в среднем в два раза от ведущих стран Западной Европы быстрое сближение по автомобилизации возможно только при сильном росте российской экономики, сглаживании региональных дисбалансов и снижении неравенства доходов. В какой-то части этот процесс идет, однако стремительные изменения прогнозировать затруднительно».

Между тем автопарки развитых стран замедляют темпы роста в силу высокой автомобилизации населения и насыщенности автомобильных рынков. Более того, в странах Европы, в Японии и США уровень обеспеченности населения автомобилями даже снижается, в частности, из-за увеличения расходов на владение и обслуживание автомобилем, включая рост цен на бензин, страховые издержки и увеличение платных парковок. Кроме того, на процесс так называемой деавтомобилизации влияет рост населения крупных городов, где предлагается развитая транспортная инфраструктура.

С учетом высокой степени автомобилизации населения транспортные проблемы в развитых странах ощутимы, несмотря на лучшую ситуацию с инфраструктурой, отмечает аналитик ИХ «ФИНАМ» Анатолий Вакуленко. По его словам, осознание данной проблемы заставляет муниципальные и государственные власти более активно развивать общественный транспорт. Также некоторое воздействие оказывает и рост в странах Запада доли людей, работающих на дому или в непосредственной близости от дома, чему способствуют развитие информационных технологий и высокая доля малого бизнеса, особенно в сфере услуг. В России все эти факторы пока действуют слабо, но их роль будет постепенно увеличиваться на фоне роста автомобилизации и нагрузки на транспортную инфраструктуру, резюмирует Анатолий Вакуленко.

«Рост автомобилизации по определению не бесконечен - в отличие, к примеру, от проникновения мобильных контрактов, которое легко может достигать двух и более сим-карт на человека, иметь в гараже или у дома по два автомобиля на каждого члена семьи может быть просто непрактично, - рассуждает Дмитрий Коляков. - Таким образом, около 800 автомобилей на 1000 человек населения - это своего рода естественная граница даже для стран с самым автомобилизированным образом жизни, таких как США. После этого предела, который для европейских стран с их менее автомобилизированным образом жизни может находиться даже ниже, на уровне 700 или даже 600 автомобилей на душу населения, дальнейший рост невозможен, и начинается другая динамика. Также в отдельных странах Европы начинает играть большую роль демографический фактор, особенно старение среднего класса. На данные естественные причины накладывается также активная политика ряда стран, и особенно крупных городов, направленная на снижение автомобилизации и защиту экологии».

По мнению Дмитрия Колякова, у нас в ближайшей перспективе эта тенденция может дойти лишь до крупных городов. «Отдельные признаки уже можно наблюдать в отдельных (особенно центральных и располагающих хорошей инфраструктурой общественного транспорта) районах Москвы», - отмечает эксперт.