Самые ликвидные и неликивидные автомобили на вторичном рынке. Какие автомобили меньше всего теряют в цене

Проект «Правильная цена» представляет рейтинг остаточной стоимости автомобилей с пробегом в России за 2016 год, который был составлен на основе исследования, проведенного совместно с «Автостат Инфо».

По итогам прошлого года на фоне продолжающегося спада рынка новых автомобилей выросли продажи машин с пробегом, отмечают эксперты. Это усилило тенденцию смещения клиентского спроса из сегмента новых автомобилей в сегмент подержанных авто. По оценкам аналитиков, соотношение продаж легковых машин с пробегом к новым авто в течение последних нескольких лет выросло соответственно с 2:1 до 4:1. При этом вторичный авторынок в России находится еще на стадии становления и качество сделок по купле-продаже подержанных машин едва ли можно назвать удовлетворительным. Для позитивных изменений на рынке необходимо обеспечить ряд основополагающих условий: соблюдение юридической чистоты сделок, прозрачная история владения, хорошее техническое состояние машин. А залогом реализации таких изменений должны стать компании, специализирующиеся на покупке и продаже автомобилей с пробегом.

В рамках настоящего исследования эксперты изучили цены на автомобили трехлетней давности, сравнили их с текущими ценами и составили рейтинг моделей с учетом индекса их остаточной стоимости. Итоговый рейтинг разделен на две группы, одна — массовые марки (27 марок и 240 моделей), а другая — премиальные (15 марок и 143 модели). Для более полного изучения и точного анализа все модификации моделей поделили на классы. Так, рейтинг остаточных стоимостей автомобилей массового сегмента был составлен на основе анализа цен 23 тыс. различных модификаций, разделенных по 10 классам. В сегменте премиальных автомобилей в выборку попали 13 тыс. модификаций, которые распределились на 7 классов. В итоговый рейтинг вошли 30 моделей массового сегмента с самой высокой остаточной стоимостью и 21 модель сегмента премиум.

Результаты исследования показывают, что самым ликвидным автомобилем малого класса является Skoda Fabia. За три года модель сохранила 86,4% от своей первоначальной цены. На втором и третьем местах в сегменте находятся Hyundai Solaris (85,7%) и Renault Sandero (85,3%). Среди машин «гольф-класса» лучший результат показал Volkswagen Golf — 92,4% от цены трехлетней давности. Отметим, что Volkswagen Golf лидировал в этом сегменте и в 2015 году. Также в тройку самых ликвидных авто «гольф-класса» попали Volkswagen Jetta (87,7%) и KIA Cerato (82,8%). Среди автомобилей среднего класса на первое место вышла модель Mazda6 с показателем остаточной стоимости 86,6%. За ней расположились Volkswagen Passat CC (84,5%) и Volkswagen Passat (81,2%). Тройка лидеров в сегменте бизнес-класса выглядит так: Toyota Camry (81,5%), Skoda Superb (73,3%) и KIA Optima (70,1%). В сегменте микро-и компактвэнов наилучший показатель демонстрирует Volkswagen Golf Plus (85,4%), за ним разместились Toyota Verso (83,5%) и Opel Zafira Tourer (82,7%).


В классе минивэнов лидирует Chevrolet Orlando, который через три года сохранил 85,1% от своей изначальной стоимости. В ТОП-3 входят Ford Galaxy (75%) и Ford S-Max (74,4%). Среди компактных SUV наилучший результат показал Honda CR-V — 91%. С минимальным отрывом от него на втором месте разместился Mazda CX-5 (89,8%), а на третью позицию вышел Suzuki SX4 (88,6%). Среди средних и больших SUV победителем стал Toyota Highlander (92,6%), который обогнал Volkswagen Touareg (88,5%) и Honda Pilot (81,2%). Первое место в сегменте универсальных внедорожников за Toyota Land Cruiser Prado (91,1%), за ним идут Mitsubishi Pajero Sport (84,7%) и Toyota Land Cruiser 200 (84,4%). Самым ликвидным пикапом стал Toyota Hilux, который сохранил 94,3% от своей первоначальной цены. В тройку лидеров сегмента вошли Volkswagen Amarok (92,7%) и Mitsubishi L200 (79%).

Отметим, что лидером по числу призовых номинаций в рейтинге массового сегмента стал Volkswagen (семь мест в различных классах). А самым ликвидным автомобилем среди всех классов оказался пикап Toyota Hilux.


В сегменте премиальных автомобилей среди моделей «гольф-класса» первое место у Mercedes-Benz CLA-Class, который сохранил 93,9% от своего ценника трехлетней давности. В тройку лидеров входят также Volvo V40 Cross Country (84,7%) и Mercedes-Benz A-Class (83,6%). На первом месте в среднем классе — Volvo S60 (87,9%), а на второй и третьей строках рейтинга разместились Lexus IS (84,7%) и BMW 3-Series (78%). В рейтинге бизнес-класса в отрыв ушел Volvo XC70 (92,6%), оставив позади Jaguar XF (78,7%) и Lexus GS (76,8%). В классе «люкс» лучшими стали Porsche Panamera (80,5%), Mercedes-Benz S-Class (68,3%) и Lexus LS (63%). В классе компактных SUV премиального сегмента победила Audi Q3 (85%), второе место занял Land Rover Evoque (84,7%), а третье — Mercedes-Benz GLK-Class (83,1%). Среди средних и больших SUV первенствует Porsche Cayenne с показателем 101,4%. На второй позиции рейтинга находится Lexus RX (85,9%), а на третьей — Volvo XC60 (85,7%). Среди универсальных внедорожников класса премиум на первое место вышел Mercedes-Benz GL-Class (90,1%). Так же в первой тройке здесь Lexus LX (81,4%) и Land Rover Range Rover (80%). Отметим, что самый высокий показатель остаточной стоимости по итогам 2016 года в этом сегменте продемонстрировал Porsche Cayenne. За три года его цена не снизилась, а выросла, индекс остаточной стоимости составил 101,4%. Среди марок, представленных на рынке премиум, лидером по количеству призовых мест стал Mercedes-Benz, который собрал 5 рейтинговых позиций.

Сперва определимся с термином ликвидная или неликвидная машина. Неликвид — это когда машину трудно продать долгое время или сразу по номинальной цене, которую вы предлагаете. А ликвидные автомобили продаются достаточно быстро и не приходится уступать и в цене они теряют мало.

Например, в России наименее ликвидными считаются машина Ситроен и Пежо. Опять же тут зависит от конкретной модели и состояния, но я говорю об общих моментах.

Например Citroen C3 Picasso можно купить в хорошем состоянии за 350-400 тысяч рублей, в то время как его конкуренты может даже в худшем состоянии будут стоить дороже и продаваться быстрее.

Также в России неликвидны малолитражки, типо Пежо 107, Ситроен С1. ценник на эти машины не низкий, и продаются они очень долго и в цене теряют прилично, до половина своей первоначальной стоимости. Поэтому, зачастую владелицы таких автомобилей продают из за гроши или же ездят очень долго, потому что альтернативу за сходные деньги подобрать не легко.

Еще в России не доверяют машинам с роботизированной коробкой, особенно DSG. И поэтому продать шкоду или фольксваген с такой акпп за дорого удается единицам. От этого и приходится скидывать цену. А все дело в том, что был период, когда DSG сыпалась, чем распиарило себя как не надежный агрегат, с которым не стоит связываться. И до сих пор люди также к этом относятся, особенно, если речь идет о вторичном рынке.

Также стоит отметить автомобили с малым объемом двигателя, да еще и с турбиной. Например шкоды, фольксвагены с двигателями 1.2 TSI — на рынке достаточно доступны, и причем, объявлений об их продаже очень много. Опять же люди в России слабо доверяют турбированным моторам, больше доверяют классическим атмосферникам и механике.

А теперь несколько слов о ликвидных авто. В России наиболее ликвидная марка — это всем известная Тойота. Действительно, даже например модель Королла 2010 года может стоит 600-650 тысяч рублей, когда за эти же деньги можно приобрести Октавию с более мощным турбированным ДВС и автоматом. Или Пежо более высокого класса.

Потом идут корейцы Hyundai/Kia. Эти производители не выдумывают разных роботов, турбомоторов, а просто делают красивый дизайн, надежные и недорогие узлы, проверенные временем двигатели и коробки. А еще и запчасти недорогие по сравнению с вышеперечисленными вариантами. От того и продаются они без особого труда, если конечно соответствует состояние.

В более бюджетном сегменте — 200-350 тысяч рублей царит Рено. Особенно Логан, который славится надежностью и практичностью, медленно теряет в цене. И можно заметить по объявлениям на Авито, что 6-летний экземпляр может стоит 250-300 тысяч рублей, когда за эти же деньги можно приобрести тот ж Пежо более высокого класса и уровня оснащения.

Да, и пару слов о легендарной Ниве. Сейчас на вторичке множество предложений о покупке таких авто, цены которых порой удивляют. Можно встретить Ниву 2012 года уже с "рыжиками" за 280-300 тысяч рублей. И их покупают. А все потому что — это уникальный автомобиль с хорошими внедорожными способностями, которые ценят рыбаки и охотники.

Солярис 2013 за 470 000 руб — ликвиден. Это самая популярная иномарка в нашей стране. Многие убедились в ее надежности и неприхотливости, поэтому охотно покупают.

Skoda Yeti 1.2 на АКПП DSG-7 2011 за 530 000 руб — неликвид

Тойота Королла 2007 за 430 000 руб — ликвидная машина

Пежо 308 на АКПП 2010 года за 370 000 рублей — неликвид, не могут продать

Как известно, новый автомобиль обесценивается сразу примерно на 10%, как только выезжает из автосалона, и продолжает дешеветь с каждым пройденным километром. При этом скорость обесценивания машины во многом зависит от динамики цен на рынке новых автомобилей. По словам гендиректора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, обычно самая большая потеря происходит на первом году владения машиной, что объясняется именно утратой статуса «новый автомобиль». Последующие несколько лет снижение стоимости происходит медленно, зато после окончания гарантии машина может резко подешеветь. Немаловажную роль играет и товарный вид автомобиля, а также количество аварий, в которых он побывал и степень полученных в них повреждений.

«С возрастом дешевеет любая машина, однако каждый автомобиль теряет в цене по-разному, - рассуждает Александр Груздев. - Тут играет роль множество разных факторов, в их числе - имидж марки в плане надежности ее автомобилей, класс, к которому принадлежит машина, ее популярность на рынке, стоимость обслуживания и многое другое».

Согласно недавнему исследованию PwC , автомобили В-класса и компактные кроссоверы теряют в цене медленнее машин других классов - в среднем менее 25% за три года. А сильнее всего обесцениваются трехлетние автомобили бизнес-класса и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. - на 38% и 47% соответственно.

«Традиционно, чем дороже и выше класс автомобиля, тем ниже его остаточная стоимость, но во всех правилах есть исключения, - говорит директор компании „ПодборАвто“ Денис Еременко. - Например, многие модели Toyota, Mitsubishi, Suzuki даже в возрасте трех лет можно продать почти по их изначальной цене, ввиду большой популярности на вторичном рынке и постоянного повышения цен на новые автомобили этих моделей». Если новых машин каких-то ходовых моделей нет в наличии у дилеров, то аналогичное годовалое авто может стоить практически как новое, добавляет директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.

Выгодное вложение капитала

Аналитики «Автостата» составили рейтинг самых ликвидных моделей на автомобильном рынке нашей страны. Сопоставив стоимость нового автомобиля в 2011 году и цену при его продаже в конце прошлого года, эксперты рассчитали индексы остаточной стоимости моделей более чем 40 марок легковых машин, представленных в различных сегментах российского авторынка.

Сегмент Место Марка Модель Сохранение стоимости, %
A 1 Chevrolet Spark 79,2
A 2 Lifan Smily 78
A 3 Citroen C1 75,2
B 1 Renault Sandero 90,9
B 2 Volkswagen Polo 87,8
B 3 Hyundai Solaris 83,8
C 1 Toyota Corolla 82,9
C 2 Volkswagen Golf 81,8
C 3 Mazda 3 79,5
D 1 Volkswagen Passat 82,3
D 2 Honda Accord 76,2
D 3 Toyota Camry 75
MPV 1 Nissan Note 83,2
MPV 2 Volkswagen Golf Plus 80,7
MPV 3 Opel Meriva 79,4
PICKUP 1 Toyota Hilux 91,2
PICKUP 2 Mitsubishi L200 90,1
PICKUP 3 Volkswagen Amarok 84,6
SUV (B) 1 Lada 4×4 85,2
SUV (B) 2 Nissan Juke 82,2
SUV (B) 3 Chevrolet Niva 81,6
SUV (C) 1 KIA Sportage 79,7
SUV (C) 2 Mitsubishi ASX 78,8
SUV (C) 3 Suzuki Vitara/Grand Vitara 78,1
SUV (D) 1 Toyota Highlander 83,9
SUV (D) 2 UAZ Patriot 75,7
SUV (D) 3 KIA Sorento 74,5
SUV (E) 1 Volkswagen Touareg 81,4
SUV (E) 2 Toyota Land Cruiser 77,5
SUV (E) 3 Mitsubishi Pajero 77,4

Источник: агентство «Автостат»

В сегменте субкомпактных автомобилей меньше всего теряет в цене Chevrolet Spark - за три года эксплуатации эта модель сохраняет 79,2% первоначальной стоимости. Среди автомобилей В-класса наилучший показатель у хэтчбека Renault Sandero - 90,9%. В гольф-классе лидером по сохранности остаточной стоимости является Toyota Corolla (82,9%), а на рынке автомобилей бизнес-класса - Volkswagen Passat (82,3%).

«Главным фактором, определяющим остаточную стоимость автомобиля, является качество продукта. Именно качественный автомобиль, отвечающий требованиям повышенной безопасности и комфорта, пользуется доверием со стороны клиента, - отмечают в пресс-службе Volkswagen. - Кроме того, на ликвидность модели влияет технологичность продукта, а также разнообразие предлагаемых опций, позволяющих каждому клиенту с легкостью найти подходящий вариант».

Любопытно, что наиболее высокий процент от первоначальной стоимости сохраняют иномарки, локализованные в России, - Renault Sandero, Volkswagen Polo sedan и Hyundai Solaris. Высокую ликвидность своего хэтчбека Sandero в компании Renault, в частности, объясняют адаптацией модели к климатическим и дорожным условиям эксплуатации в России, надежностью и прочностью автомобиля, известного сверхпрочной подвеской и высоким клиренсом, а также доступностью запасных частей и технического обслуживания.

Что касается кроссоверов и внедорожников, которые сейчас наиболее популярны у россиян, среди компактных SUV лидирует отечественная Lada 4x4 - в трехлетнем возрасте эта модель сохраняет при перепродаже 85,2% своей первоначальной цены. Самым ликвидным кроссовером С-класса признан Kia Sportage (79,7%), среди моделей среднеразмерных внедорожников лидирует Toyota Highlander (83,9%), а в сегменте E-SUV - Volkswagen Touareg (81,4%).

«Высокая ликвидность Lada 4х4 обусловлена отсутствием конкуренции не только на первичном, но и на вторичном рынке (Chеvrolet Niva - более дорогая, а УАЗ является автомобилем несколько иного класса), сравнительно невысоким объемом производства, хорошей ремонтопригодностью и живучестью конструкции, - комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа. - Кроме того, нужно учитывать классический стиль Lada 4х4 - полюбившийся миллионам дизайн бережно сохраняется АВТОВАЗом, благодаря чему новый и б/у автомобили не имеют кардинальных отличий во внешности, хотя некоторые детали периодически обновляются (зеркала, светотехника, отделка салона, колесные диски)».

Стоит отметить, что в общем зачете среди массовых брендов лидером рейтинга стала Toyota, чьи модели Corolla, Hilux и Highlander признаны лучшими по сохранению остаточной стоимости в своих сегментах. «Автомобили Toyota сохраняют более высокую остаточную стоимость благодаря высокой репутации бренда Toyota как производителя надежных автомобилей. За счет таких потребительских свойств, как качество, надежность и долговечность, для покупателя Toyota с пробегом практически не отличается от новой машины. Эта тенденция выражается в высокой остаточной стоимости автомобилей Toyota на вторичном рынке, что и подтверждает исследование „Автостата“, - констатируют в пресс-службе „Тойота Мотор“.

Премиум-класс по доступной цене

На рынке автомобилей премиум-класса лучшими по сохранности остаточной стоимости в своих сегментах стали Audi A4 (70,7%), BMW 5-й серии (73,8%) и Lexus LS (70,2%). Давно замечено, что машины более высокого класса теряют в цене быстрее, чем менее дорогие и престижные автомобили.

«Индекс остаточной стоимости автомобиля определяется скорее покупательской способностью рынка. Также серьезную роль играет тот факт, что многие модели премиум-сегмента продаются с высокой долей стоимости опций в общей стоимости нового автомобиля, тогда как расчет коэффициента остаточной стоимости часто ведется в привязке к стоимости модели либо без учета опций, либо с небольшой их долей в цене автомобиля», - комментируют в пресс-службе Audi, которая, кстати, стала победителем в общем зачете по сохранности остаточной стоимости среди премиум-марок.

Среди премиальных SUV лидерами в своих сегментах стали Range Rover Evoque (82,0%), Audi Q5 (79,8%) и Porsche Cayenne (75,3%). Кстати, компания Jaguar Land Rover в конце прошлого года провела собственное исследование по остаточной стоимости автомобилей, в котором аналитики, в частности, проследили, как с каждым годом меняется цена моделей Jaguar и Land Rover в возрасте до трех лет. К примеру, тот же Range Rover Evoque отличается высоким показателем остаточной стоимости в первый год (89,14%), минимальным снижением во второй (81,93%) и практически полным отсутствием падения в третий (79,05%). Исключением из правил стал новый Range Rover Sport, который показывает не снижение, а рост остаточной стоимости во второй год - с 88,85 до 89,32%. Эксперты объясняют это большим количеством «премьерных» машин на вторичном рынке, что, в свою очередь, подрывает цены на автомобили предыдущего поколения. А вот завершение продаж внедорожника Defender, как ожидают в компании, может значительно повысить остаточную стоимость этой модели в России.

Рейтинг моделей автомобилей по остаточной стоимости (премиальный сегмент)

Сегмент Место Марка Модель Сохранение стоимости, %
D 1 Audi A4 70,7
D 2 Volvo S60 68,9
D 3 Mercedes-Benz C-Class 62,9
E 1 BMW 5 Series 73,8
E 2 Audi A7 68,2
E 3 Audi A6 65,1
F 1 Lexus LS 70,2
F 2 Mercedes-Benz S-Class 56,8
F 3 Audi A8 56,1
SUV (C) 1 Land Rover Range Rover Evoque 82
SUV (C) 2 Mercedes-Benz GLK-Class 76,4
SUV (C) 3 BMW X1 68,9
SUV (D) 1 Audi Q5 79,8
SUV (D) 2 BMW X3 72,7
SUV (D) 3 Lexus RX 71,3
SUV (E) 1 Porsche Cayenne 75,3
SUV (E) 2 Lexus LX 72,3
SUV (E) 3 Lexus GX 70,9

Мудрый покупатель, выбирая автомобиль, смотрит не только на дизайн, уровень комфорта и мощность мотора. Он обращает внимание на надежность, цену обслуживания, условия гарантии и... остаточную стоимость.

Особенности рейтинга

Для начала нужно понять, как же рассчитывается индекс остаточной стоимости (его составили специалисты компаний «Правильная цена » и «Автостат инфо »). Эксперты сравнивают цены машин трехлетней давности (в нашем случае - июля 2013 года) и продающихся сейчас на вторичном рынке. Причем для исследования берутся базовые цены на те или иные версии, а вот цена всевозможного дополнительного оборудования не учитывается. И в этом кроется недостаток подобных рейтингов.

Ведь премиальные модели практически никогда не покупаются в стандартных версиях - покупатели обычно заказывают какие-то дополнительные «навороты». Причем чем дороже и престижнее машина, тем больше «допов» - в некоторых случаях за счет опций итоговая цена машины удваивается (однако в статистику попадает стартовая).

При этом надо понимать - поставив на тот же Porsche Cayenne 21-дюймовые колесные диски за 380 тысяч рублей, сделав потолочные ручки из карбона (72 тысячи) или заказав ремни безопасности красного цвета (32 тысячи), вы никогда при перепродаже не вернете этих денег. Да и вообще. Анализ данных остаточной стоимости показывает: выгоднее всего покупать автомобиль в простой версии. С годами наличие ксенона, «кожи», навигации и прочего уже не оказывает такого влияния на цену, как в случае с новыми авто.

Также при анализе статистики надо учитывать фактор времени - в июле 2013 года еще была эпоха «доллара по 33». Отсюда и такие странные на первый взгляд цифры, когда остаточная стоимость трехлетних машин составляет 80, 90 и даже более 100 процентов.

Через два-три года остаточная стоимость машин в России вернется к стандартным для мировой практики показателям: для трехлетних автомобилей это 50-70% от первоначальной цены новых моделей в зависимости от класса. Конечно, если в ближайшее время не будет резких взлетов курсов валют.

Татьяна Абрамова

генеральный директор проекта «Правильная цена»

Премиум теряет больше

Цифры говорят, что самыми выгодными автомобилями для покупки являются Jeep Wrangler и Porsche Cayenne - якобы трехлетки сейчас стоят даже больше, чем в 2013 году. Но вы должны понимать - это лукавая цифра. И Cayenne, и Wrangler относятся к той категории машин, которые покупают для души, и денег на оснащение этих моделей всевозможными опциями обычно не жалеют. А в случае с Wrangler сказывается и еще один фактор - таких машин на вторичном рынке мало, многие из них имеют серьезную внедорожную подготовку, и продавцы могут задирать цены.

Если же смотреть на так называемый массовый сегмент, то становится очевидно - японцы лидируют. В списке 20 самых ликвидных автомобилей в России на японские модели приходится больше половины, а лидирует Toyota Land Cruiser Prado , Honda CR-V и Mazda CX-5 , которые в середине 2016 года можно продать более чем за 92% от цены 2013 года. Лидируют японские бренды и в «национальном» зачете - 82% (на втором месте «корейцы» с результатом 77%, а замыкают тройку европейские марки - 75%).

Кстати, внимательное изучение статистики позволяет сделать еще один вывод - чем дороже и престижнее автомобиль, тем больше он теряет в цене . Посмотрите, например, на рейтинг остаточной стоимости в целом по марке Lexus - 76%. А у родственной Toyota он равен 89%. Рейтинг Volkswagen и Skoda 80% и 78% соответственно, а у Audi - 75%. А уж «экзотические» дорогие машины и вовсе страдают больше остальных - остаточная стоимость Cadillac сейчас составляет 56%, а Infiniti - 65%.

Китайцы внизу

Российские марки похвастать «японскими» цифрами не могут. Хотя продавцы UAZ и пытаются получить за свои машины хорошие деньги - остаточная стоимость UAZ в среднем равна 80%. Правда, учитывайте: выставить автомобиль на продажу и продать его - это две большие разницы. К тому же «УАЗики» (ну прям почти как «Порше») часто подвергались всевозможным доработкам и улучшениям - за второй комплект внедорожных покрышек или доработку трансмиссии продавцы хотят выручить хоть какие-то деньги. Рейтинг «Лады» скромнее - 68%, но машины этой марки гораздо реже подвергаются дорогостоящим доработкам.

И, кстати, Lada далеко не аутсайдер в рейтинге остаточной стоимости. Ведь есть еще китайская Chery (65%), Daewoo (64%) и Geely (58%). Ну а лучше всего среди китайских марок чувствует себя Great Wall - эти внедорожники успели заслужить неплохую репутацию у российских водителей, и трехлетки сейчас продаются аж за 77% от цены новых в 2013 году. Правда, отметим - сейчас бренд Great Wall покинул российский рынок, а на смену ему пришел «премиальный» Haval.

Эксперты выяснили, какие модели в России теряют меньше всего в цене через три года с момента покупки. Специалисты проекта «Правильная цена» и компании «Автостат ИНФО» составили рейтинг моделей по их остаточной стоимости на основе данных о ценах на трехлетние автомобили с пробегом по состоянию на июль 2016 года в Центральном федеральном округе.

Анализировались данные о стоимости легковых автомобилей 2013 года выпуска — 36 массовых брендов и 15 премиальных марок.

Таким образом, эксперты сравнивали цены до их резкого повышения из-за обвала рубля с нынешними, которые на данный момент в среднем выросли на 50-60%, чем и объясняются довольно неожиданные выводы. В каждом сегменте бренды разделили по происхождению: американские, европейские, японские, корейские, китайские и российские. Внутри каждой категории был проведен анализ по маркам, а также по моделям. Как пояснила «Газете.Ru» гендиректор проекта «Правильная цена» Татьяна Абрамова, при определении, к какому сегменту какой бренд относить, авторы исследования отталкивались в первую очередь от его происхождения и общего позиционирования на рынке. «К примеру, есть бренд Toyota, в рамках которого работает Lexus, но Toyota в этом случае более массовый бренд, такая же ситуация у Nissan-Infiniti. Тот же Hyundai — это в первую очередь Solaris, а не Genesis. Иначе нам пришлось бы делать очень много допущений».

Лидерство «японцев» в массовом сегменте

Выяснилось, что в массовом сегменте лидируют японские бренды — цена, уплаченная три года назад за эти автомобили, сейчас сократилась в среднем всего на 17,5%, показатель остаточной стоимости — 82,5%. Второе место занимают корейские марки (77,95%), а третье — европейские модели (75,9%).

Абсолютным лидером рейтинга массового сегмента среди конкретных моделей стал внедорожник Toyota Land Cruiser Prado, который сейчас можно продать практически по той же цене, что и три года назад (остаточная стоимость — 99,96%).

На втором и третьем месте оказались кроссоверы Honda CR-V (95,26%) и Mazda CX-5 (92,64%).

Далее следуют Toyota Hilux (91,95%), Toyota Highlander (90,55%), Suzuki Jiminy (89,21%), Mazda6 (89,12%), Volkswagen Golf (88,99%), Mitsubishi ASX (88,5%), Renault Sandero (86,97%), Suzuki SX4 (86,74%), Hyundai Solaris (86,35%), Hyundai i30 (86,27%), Mitsubishi Pajero Sport (86,24%), VW Touareg (86,19), VW Jetta (86,10%), Kia Cerato (85,57%), Mazda3 (85,32%), Chevroleet Orlando (85,24%), Kia Rio (85,07%).

Положение дел в премиуме

Расстановка сил в премиальном сегменте иная. Европейские марки сохранили до 78,8% стоимости, второе место занимают японские бренды (71,1%), а третье — американские (69,1%). При этом если говорить по отдельным моделям в сегменте премиальных автомобилей, то оказалось, что остаточная стоимость у наиболее ликвидных моделей превышает их стоимость по прайсу трехлетней давности.

Так, у внедорожника Jeep Wrangler этот результат достиг 100,91%. Второе место у кроссовера Porsche Cayenne (100,75%), и на третьем находится Mercedes-Benz CLA-Сlasse (92,33%).

Рейтинг по национальности производителя

Рейтинг остаточной стоимости по производителям составили с учетом «национальности» бренда. В сегменте японских моделей лидером стала Mazda (89%), второе место заняла Toyota (86%), третью строчку рейтинга удержала Suzuki (86,2%). В категории корейских марок первенство получила Kia (81,99%), за которой следуют Hyundai (81,32%) и SsangYong (79,48%).

Тройка лидеров в группе европейских брендов выглядит так: Renault (81,94%), Volkswagen (80,96%), Skoda (78,20%). Среди американцев лидирует Chevrolet (77,72%), а второе место занимает Ford (71,77%).

Самым ликвидным российским брендом стал «УАЗ» (80,18%), второй по величине показатель продемонстрировала Lada (68,93%).

На основе данных исследования аналитики определили топ-3 самых ликвидных моделей — Toyota Land Cruiser Prado (99,96%), Honda CR-V (95,26%) и Mazda CX-5 (92,64%).

В премиальном сегменте трехлетних автомобилей лидером среди европейских марок стал Porsche (89,56%), второй по величине результат у Volvo (86,48%), а третий — у Mercedes-Benz (79,82%). Среди японских марок самым ликвидным стал Lexus (76,93%), за которым следует Infiniti с результатом 65,28%. Среди американцев лидирует Jeep (82,16%), а второе место получил Cadillac (56,05%).

Баланс вернется через пару лет

Аналитики пришли к выводу, что в настоящее время на вторичном авторынке остаточные стоимости искусственно завышены. Это произошло по причине существенного роста цен на новые автомобили, который наблюдается с конца 2014 года.

По прогнозам экспертов, через два-три года остаточная стоимость подержанных автомобилей в России вернется к привычным для рынка показателям.

Для трехлетних автомобилей, по их мнению, это 50-70% от первоначальной стоимости нового автомобиля в зависимости от класса модели. Основное условие для реализации этого сценария — отсутствие резких изменений курсов валют.

«Остаточная стоимость автомобилей не должна гулять таким образом, как это происходит сейчас», — говорит Абрамова «Газете.Ru».

Как советуют специалисты, при продаже автомобиля на вторичном рынке лучше не делать этого в первый год его владения — именно за это время машина теряет большую часть своей стоимости. А в случае, если вы присматриваете вариант на «вторичке», стоит обратить внимание на автомобили полутора-двух лет.

«Они уже обкатаны, все «болезни» определены дилером, кроме того, автомобиль находится на гарантии. Конечно, такие варианты на рынке редкость и нужно внимательно изучать паспорт транспортного средства и историю машины, есть шанс, что ее сбрасывают после ДТП. Автомобили постарше лучше выбирать через специальные программы у официальных дилеров, которые могут предлагать продленную гарантию», — советует Абрамова.

Напомним, что, по данным аналитиков агентства «Автостат», в первом полугодии объем вторичного рынка легковых автомобилей в России , прибавив 11% к результату того же периода прошлого года.