Сааб какая страна производитель. История компании Saab — успех сквозь сложности и неудачи. Основные вехи в истории Saab

SAAB является одним из пионеров в области безопасности водителей и пассажиров. Именно на автомобилях SAAB в 1962 году впервые в мире появились ремни безопасности, вентилируемые тормозные диски и ударопрочные дверные балки.

Кому теперь принадлежит SAAB

После 9-летнего сотрудничества с Дженерал Моторс (2000-2009 гг) СААБ был выставлен на продажу. После нескольких предложений от разных компаний (шведский Кёнегсег, Формула-1, голандский Cпайкер, китайцы) этот концерн всё-таки частично выкуплен китайцами, а именно компанией National Electric Vehicle Sweden (NEVS) , которая специально была создана для покупки СААБа. Эта компания не имеет прямого отношения к автомобилестроению и принадлежит японо-китайской энергетической корпорации National Modern Energy Holdings Ltd. (Источник - www.gazeta.ru). В 2015 году производство модели SAAB 9-3 2002 модельного года возможно будет налажено в Турции. Турецкой стороне была продана вся техническая документация и оборудование для производства этой модели. Однако "турецкий" СААБ будет выпускаться под национальным (турецким) брендом, имя которого пока неизвестно.


История SAAB.

«Сааб» (Saab, Svenska Aeroplan Aktiebolaget) - шведская компания, специализирующаяся на
выпуске легковых и грузовых автомобилей. Штаб-квартира находится в Тролльхеттане.

Компания была основана в апреле 1937 для производства военных самолетов. Идея производить автомобили родилась после войны, когда небольшая бригада авиаинженеров во главе с Гунаром Лунгстремом (Gunnar Ljungstreм) была присоединена к лаборатории технического дизайна Sixten Sason, одному из подразделений «Сааба». Концепция Г. Линстрема легла в основу первого опытного образца автомобиля (Saab 92.001),
выпущенного к концу 1946 и относившегося к малому классу. Здесь сразу появились отличительный признаки «Саабов» - великолепный аэродинамичный кузов (сказалось родство с самолетами), независимая подвеска колес. Оснащены первые автомобили были двухпоршневыми двигателями типа DKW, которые позже были заменены на более мощные двигатели. Спустя три года запускается в производство первый модельный ряд больших спортивных «Саабов», состоящий из двух модификаций: Saab Standart 92 и 92 DeLuxe. В 1955 у новой модели Saab 93 появляются бескамерные шины и новый 3-цилиндровый двигатель. Со следующего, 1956 года, в гамме «Сааба» появляется спортивный автомобиль Saab Sonett, который проектировался как открытый двухместный автомобиль высшего класса. Кузов его был выполнен из стеклопластика.

Удачный универсал Saab 95 1959 года положил начало громким коммерческим успехам фирмы, а Saab 96 1960 года хорошо продавался все 60-е годы. Известность компании в это время принесли и победы в международных соревнованиях: Эрик Карлсон (Carlsson) три года подряд - в 1960, 1961 и 1962 - побеждал на модели Saab 96 в британском этапе чемпионата мира по ралли, а в 1962 и 1963 годах - на ралли в Монте-Карло.

Компания явилась пионером во многих начинаниях, касающихся безопасности автомобиля: здесь появились ремни безопасности (1962), вентилируемые тормозные диски, ударопрочные дверные балки. Первоочередным делом компании является и забота о всевозможных удобствах водителей и пассажиров: модель «99» оборудована стеклоочистителями для фар, сиденьями с подогревом и самовосстанавливающимися бамперами.
С 1968 «Сааб» объединился с производителем грузовых автомобилей фирмой Scania-Vabis («Скания-Вабис»).

После 1971, когда Стиг Бломквист (Blomqvist) победил на двух этапах мирового первенства в ралли на той же модели Saab 99, интерес компании к выпуску спортивных автомобилей угас и за исключением Saab Sonett II, двухместной модификации, предназначенной исключительно для американского рынка, компания не выпустила ни одного спортивного автомобиля. Компания сосредоточила свои усилия на усовершенствовании 99-й модели, которая, начиная с модели 900, представленной в 1978, ныне относится к числу престижных и весьма недешевых автомобилей. С 1979 годa «Сааб» сотрудничает с дизайнерами компании «Ланча»(Lancia). Saab 9000, разработка концепции которого закончилась в 1984, знаменовал собой новый, третий в истории фирмы этап смены вех. В 1989 году «Дженерал Моторс» приобретает контрольный (50%) пакет акций компании «Сааб»,
дающий корпорации еще один выход на европейский рынок.

В 1997 на Северо-Американском международном автосалоне в Детройте была представлена новая версия модели Saab 9000 - Saab 9-3. В том же 1997 компания представила совершенно новый Saab 9-5, работа над которым началась в 1993. Современные автомобили «Сааба» представляют собой образец «скандинавского дизайна» с его элегантной простотой. Аэродинамичность линий делает машины компании узнаваемыми в современной «толпе». Другая отличительная черта этих «умных» машин - максимальное удобство и простота управления. Хотя каждый раз кажется, что больше удобств в массовом автомобиле придумать невозможно, дизайнеры фирмы каждый раз ошеломляют потребителя.


Два года назад мировой автомобильный рынок покинул видный игрок – производитель автомобилей из Швеции, фирма Saab. В последние годы фирма испытывала ряд проблем, особенно финансовых, закончилось все заявлением о банкротстве, чего не могли предположить даже скептики среди аналитиков рынка.

В памяти автолюбителей Saab запечатлелся в образе производителя быстрых, комфортабельных и хорошо управляемых автомобилей. Негласно на эту марку равнялись многие прославленные бренды. Эта примечательная автокорпорация интересна и своей историей.

Мир впервые узнал о компании Saab более 70-ти лет назад, в 1937 году. Название компании является аббревиатурой полного названия — «Svenska Aeroplan Aktiebolaget» , что переводится как «Шведская компания по производству самолетов».

Уже из названия понятно, что занималась в то время компания строительством военных самолетов. Специалисты и историки авиации считают, что бомбардировщики Saab не просто хорошо показали себя во Второй мировой войне, но и были в своем классе одними из наиболее скоростных.

После окончания Второй Мировой войны, перед Saab, как и перед многими предприятиями, работавшими над вооружениями, встала проблема перепрофилирования. На выпуск своего первенца у Saab ушло несколько лет, уже в 1949 году первый автомобиль с непривычным названием «92» сошел с конвейера. Параллельно компания продолжила выпуск авиатехники – военных и гражданских самолетов.

Первые успехи

Опыт в производстве самолетов нашел применение и при выпуске автомобилей. У первенца Saab был весьма оригинальный дизайн кузова, поскольку использовались технологии, применяемые при конструировании летательных средств. Автомобиль марки Saab «92» быстро завоевал популярность по всей Европе и производился до 1956 года.

В последующие двадцать лет компанией было разработано и произведено еще несколько моделей авто, при этом каждая модель обеспечивала высочайший комфорт, элегантность и высокий класс технического исполнения.

Среди новинок компании был и спорткар по имени Sonett, разгонявшийся до скорости в 160 км/час. Его легкий вес (чуть больше пол тонны) позволял ему без особых усилий обходить соперников.

Через 12 лет после выпуска первого спорткара, компания Saab слилась с компанией Scania-Vabis, выпускавшей грузовики. Совместная деятельность продолжалась до 1989 года и за этот период, было достигнуто очень многое. Выпуская автомобили с передовой начинкой, шведы опередили многих конкурентов. Специалисты отметили первый в истории автомобилестроения турбо наддув, установленный в 1977 году на двигатель автомобиля семейного класса.

Через два года Saab порадовал первой в мире системой фильтров, очищающих воздух, поступающий в салон.

В 1989 году из компании выделилось подразделение Saab Automobile AB , получившее статус независимой автомобильной компании. Другие подразделения Saab продолжили выпуск самолетов.

Вскоре, после этого Saab Automobile AB прекратила совместную работу с Scania-Vabis и начала сотрудничество с концерном GM из США, выкупившим контрольный пакет акций. Взамен этих 50% акций шведы получили широкий выход на автомобильный рынок Европы.

Результатом шведско-американского сотрудничества явился выпущенный в 1993 году роскошный седан Saab 900, который занял почетное место среди самых безопасных авто в мире.

Закат шведского автопрома

Позже GM выкупил все 100% акций и это заставило многих экспертов обвинить его в желании стать монополистом авторынка Европы. В 2008 году, испытывая громадные финансовые трудности, концерн GM объявил о продаже Saab. В числе претендентов на покупку были 27 крупных автопроизводителей из Германии, Кореи, Индии .

Не остались в стороне и автопроизводители из Китая, давно ищущие выход на рынок Европы, — компания Geely также вела переговоры.

Новым владельцем Saab стала компания-производитель спортивных автомобилей Spyker.

Череда разбирательств, плохо повлияла и на имидж, и на результаты работы компании.

Последовали попытки сотрудничества с автопроизводителями из Китая. Но сделки запрещались General Motors, владевшей многими патентами и лицензиями. В конце 2011 года компания была объявлена банкротом, затем и вовсе упразднена.

История часто преподносит сюрпризы, поэтому не исключено, что мощный автоконцерн приобретет активы и технологии некогда прославленной фирмы, и мы увидим на дорогах новые авто с логотипом Saab.

С первых дней существования занимались выпуском ТС. Этому можно привести массу примеров, но сегодня мы остановимся на особой компании. Это будет история марки Saab.

С самолётов к автомобилям

Шведская автопромышленность смогла занять на мировом рынке достойное место благодаря компании Saab, которая специализируется на легковом и грузовом автотранспорте. Такое направление для основной деятельности было выбрано не сразу, поскольку изначально под брендом Saab выпускались самолёты в основном истребители и бомбардировщики. Даже в полном названии компании присутствует упоминание про аэропланы. Изображение самолёта присутствовало в символике первых автомобилей, выпускавшихся с модернизированного завода Saab. Привычный нам коронованный грифон появился только в 1968 году.

Когда Вторая мировая война закончилась, потребность в боевой авиатехнике отпала. Компания вынуждена была быстро менять стратегию своего дальнейшего развития. Ставка была сделана на производство автомобильной техники.

Первое авто

Долго думать над названием первого автомобиля не пришлось. Компания не стала изменять порядок индексации для своих новых творений. Если последний самолёт выпускался с индексом 91, то первый автомобиль только продолжил эту традицию и приобрёл название с индексом 92. Крупномасштабное производство началось только в 1949 году.

Для компании было крайне сложно переключиться с самолётов на автомобили. В команду специалистов входило 16 человек, из которых никто к автомобилестроению никакого отношения не имел. Да что там говорить, только у двух работников.


Saab 92 стал первым автомобилем, выпущенным компанией

Изначально создавались макеты из дерева, которые продувались в трубе Линкопинга. Через время перед конструкторами выросла модель из дерева, которая точно отображала будущую модель. После команда сотрудников могла приступить к созданию стального кузова, который изготавливался исключительно вручную. Готовый автомобиль подвергался испытаниям, которые и определили его будущий окончательный облик.

От успеха к неудачам

Чуда не случилось и марка Saab не имела оглушительного успеха. Десятилетие потребовалось, чтобы этими автомобилями заинтересовались. Создание универсала Saab 95 позволило компании обратить на себя внимание. Выпуск следующей модели также был успешным.

Объединение бренда Сааб и компании Scania – Vabis, которая специализировалась на выпуске грузовиков, привело к созданию нового логотипа и увеличение производственных площадей. В 1989 году шведским брендом заинтересовался концерн General Motors из Америки. За свой непродолжительный период совместного сотрудничества была создана модель Saab 900. Более безопасной машины на то время просто не существовало.

Начало XXI века было связано с финансовыми трудностями, которые вынудили General Motors распродать некоторые свои подразделения. В этот список попал бренд Saab. Его новым владельцем стал производитель Spyker из Голландии, который выпускал только суперкары. Но и здесь успеха не стоило ожидать, бренд даже был признан банкротом. История Сааб могла бы на этом и закончиться. Ситуацию спасла компания National Electric Vehicle Sweden.

Отличительные характеристики моделей

Уникальными были творения шведского производителя. они сильно уступали своим конкурентам, но что касается аэродинамических характеристик - им не было равных. Ещё бы, с такой командой авиационных конструкторов! Первый экземпляр, который не пришёлся по вкусу автомобилистам, был похож на лягушку, но имел непозволительно высокий показатель лобового сопротивления (0,35).

Вскоре конструкторы Saab задумали повысить мощность двигателя. Началась кропотливая работа, результатом которой стало создание системы турбонаддува (1976). Эту идею быстро подхватили другие производители и стали интенсивно применять в своих новых моделях. Помимо этого, революционного открытия шведские конструкторы создали систему для очистки воздуха, поступающего в салон.

Saab и автоспорт

Для всех стала неожиданной победа на зимних соревнованиях в Швеции, которая досталась Saab 92 в 1949 году. Никто не ожидал, что малоизвестная и совсем непопулярная машина придёт первой. Эта победа воодушевила конструкторов бренда, и они направили свои силы на разработку спорткаров.

Saab 93 - это первая модель, которая появилась на иностранном рынке. Этот автомобиль стал основой для создания спорткара Sonett. Это был интересный родстер с кузовом из пластика и мощным мотором. С появлением этой модели о бренде Saab заговорили .

Легендарной считается ещё одно творение шведских конструкторов - 96 модель. Два десятилетия этот автомобиль не утрачивал своей популярности и приносил хороший доход своему создателю. Всего было продано больше чем полмиллиона моделей. Компания Saab была первооткрывателем автомобилей бизнес-класса, хотя сама об этом и не подозревала. 99-я модель была солидная и безопасная, что отмечали солидные периодические здания. Успех компании в этой области был закреплён выпуском автомобиля Saab 9000, который Америка признала лучшей большой машиной.

Дальше последовали , успех которых сохраняется на высоком уровне даже сейчас. Не забывает компания и про авиационную отрасль, которая является для неё родной. В своё время было создано специальное подразделение, которое занимается только истребителями и гражданскими самолётами.

Три года назад (2013) изменился логотип на автомобилях Сааб. Он стал проще и без какой-либо символики. Простой текстовый знак можно встретить в двух вариантах: сером и разноцветном. Эти изменения коснулись только легковых автомобилей, а на грузовиках и автобусах символика сохранила свой прежний вид.

Как Россия встретила новый бренд

На первый взгляд может показаться, что автомобили, которые создаются в холодной и неприветливой Скандинавии, российским водителям должны прийтись по вкусу. Но бренд Сааб на российском рынке зарабатывал совсем немного. До 2009 года продажи росли медленно, но стабильно. А после кризиса продажи упали настолько, что компания была вынуждена прекратить поставки своей продукции на территорию России. Случилось это в 2010.

После разрыва отношений с General Motors руководство бренда провело реструктуризацию дилерской сети и серьёзно взялось за Россию. Бурная рекламная кампания, которая была нацелена на продвижение 9-3 в четырёх вариациях и 9-5 в трёх вариантах. Компания всеми силами пыталась добиться такого уровня продаж, который превзошёл бы все существующие до этого показатели. Но российские автомобилисты упорно не желают принимать шведскую марку, возводя её по-прежнему в ранг «имиджевых» автомобилей.

Может быть, через время ситуация изменится, безопасность и действительно качество будут цениться больше, а история компании будет развиваться более стремительно. В любом случае, мы будем следить за событиями и поворотами судьбы.

Saab – шведская автомобильная компания, выпускающая легковые и грузовые машины. Однако история марки Saab, как и многих других, началась совсем не с автомобилей.

В 1937 году компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget ("Шведская компания по производству аэропланов", сокращенно SAAB) была создана для выпуска бомбардировщиков и истребителей. Память об этом сохранялась в истории Saab еще долго: когда компания перешла на выпуск автомобилей, первым символом марки стал самолет. Лишь в 1968 году он уступил место коронованному грифону.

Первый автомобиль Saab был запущен в производство под именем 92, так как последний самолет шведской марки имел индекс 91

В начале 2013 года компания Saab, следуя мировым тенденциям, изменила логотип на более простой, текстовый. Существует 2 варианта – серый и разноцветный. Во втором варианте каждая буква символизирует одно из времен года, подчеркивая универсальность шведских автомобилей. Примечательно, что для грузовиков и автобусов логотип остался прежним.

Основные вехи в истории Saab

По окончании Второй Мировой войны наработки Saab в области авиастроения оказались невостребованными, поэтому освободившиеся ресурсы решено было направить на выпуск автомобилей. Первый прототип был представлен в 1946 году, позднее, в 1949 году, он был запущен в серийное производство под именем Saab 92 (последний самолет Saab имел индекс 91).

Из 16 специалистов, которые создавали первый Saab, никто раньше не занимался автомобилями. Больше того, только двое из этой группы имели водительские права!

Однако настоящий коммерческий успех пришел к марке не сразу, а лишь спустя 10 лет, с появлением на рынке универсала Saab 95. В 60-е годы модель Saab 96 только закрепила этот успех.

В 1968 году компания объединяется с производителем грузовиков Scania – Vabis. Результатом этого слияния стал новый логотип Saab (грифон на шильдике Scania существовал с 1900 года), а также увеличившиеся производственные площади.

Не менее значимым для Saab стал 1989 год, когда контрольный пакет акций компании перешел к американскому концерну General Motors. В 2000 году Saab Automobile AB стал полной собственностью GM. В начале XXI века концерн General Motors, испытывающий серьезные финансовые трудности, избавляется от наименее прибыльных подразделений. В результате новым владельцем бренда Saab оказывается голландский производитель суперкаров Spyker.

Однако "под крылом" Spyker автопроизводителю тоже не удалось добиться успеха: в 2011 году шведский суд официально признал Saab банкротом. Очередным "спасательным кругом" для бренда стала компания National Electric Vehicle Sweden, половина акций в которой принадлежит китайско-японскому энергетическому консорциуму.

Достижения и победы Saab

Автомобили марки Saab всегда выделялись на фоне своих "собратьев". Авиационное прошлое наложило отпечаток на первые проекты Saab: машины были не слишком симпатичными, но с отличной аэродинамикой. Первая модель Saab 92 с заднемоторной компоновкой внешне напоминала лягушонка, зато имела весьма неплохой коэффициент лобового сопротивления - 0,35.

Писатель Курт Воннегут считал, что именно автомобили Saab стали причиной того, что ему так и не дали Нобелевскую премию по литературе

Интересно, кстати, что из 16 специалистов, которые создавали модель Saab 92, никто раньше не занимался автомобилями. Больше того, только двое из этой группы имели водительские права!

Позднее именно в недрах шведской компании родилась идея "выжать" из мотора больше мощности. Как следствие, в 1976 году появилась технология турбонаддува, распространившаяся потом по всему миру. Кроме того, в 1978 году шведы были первыми, кто придумал фильтровать воздух, поступающий в салон автомобиля.

С маркой Saab связана биография известного писателя Курта Воннегута. В 1950-е годы он был торговым представителем марки в американском штате Массачусетс. Однако успех его как продавца был невелик, и позже он шутил: "Моя неудача с продажами автомобилей объясняет, почему шведы так и не присудили мне Нобелевскую премию по литературе!".

Если говорить о спортивных достижениях бренда, то первая победа Saab была весьма неожиданной: в 1949 году в рамках испытаний новой модели с индексом 92 шведы решили отправить новинку на местные зимние спортивные соревнования. Полный триумф стал неожиданностью для всех, а специалисты Saab задумались о выпуске спортивных автомобилей. Череда самых громких побед марки связана с именем Эрика Карлсона, который трижды побеждал в британском этапе чемпионата мира по ралли (в 1960, 1961 и 1962 годах), а также дважды становился чемпионом ралли в Монте-Карло (1962 и 1963 годы).

Ключевые модели в истории марки Saab

Первой моделью, которая вышла на иностранные рынки, стал Saab 93, появившийся в 1954 году. Впоследствии именно на его основе был создан спортивный Sonett - родстер с пластиковым кузовом и 57-сильным мотором, фактически, открывший Saab дорогу в мир автоспорта.

Еще одна легендарная модель - Saab 96 - появилась в 1960 году. На протяжении 20 лет этот автомобиль был настоящим хитом продаж и разошелся тиражом около 550 тысяч экземпляров.

В 1968 году на рынок вышел "старший брат" Saab 96 - модель 99. Тогда еще не существовало , но новинка, по сути, принадлежала к нему. Английский журнал Car назвал ее образцом солидности и самой безопасной машиной в Европе.

Еще прочнее закрепиться в бизнес-классе . Она появилась в 1984 году и получила звание "Лучшего большого автомобиля" в США.

Первым совместным проектом Saab и General Motors . Машина была построена с учетом самых современных требований безопасности.

В 1997 году Saab решил снова вернуться к двухциферным "именам". , .

В 2011 году под индексом 9-4 был представлен среднеразмерный кроссовер.С 2005 по 2008 год выпускался внедорожник под названием Saab 9-7x, который получил прозвище "Trollblazer".

Еще один пример удачного бейдж-инжиниринга – модель 9-2Х, которая производилась с 2003 по 2006 год и представляла собой немного измененную Subaru Impreza.

Кстати, авиационная история Saab также продолжается до сих пор: подразделение Saab AB вот уже много лет выпускает истребители и гражданские самолеты.

История Saab в России

Казалось бы, автомобили Saab, созданные в Скандинавии, должны быть близки российским покупателям, ведь они разрабатывались для тех же климатических условий, что и у нас. Однако на российском рынке Saab всегда считался "привилегированным" нишевым брендом – уровень продаж шведских автомобилей в нашей стране был невелик. 

И если до кризиса 2009 года спрос на эту марку еще возрастал (с 383 экземпляров в 2006 году до 1 269 в 2008-м), то потом продажи резко пошли на спад. В 2009 году продажи Saab составили всего 268 штук. В сентябре 2010 года реализация автомобилей марки Saab в России была официально прекращена.

В 2011 году, выйдя из-под контроля General Motors, Saab занялся реорганизацией своих дилерских сетей и решил вернуться на российский рынок. В нашей стране официально были представлены модели 9-3 (Sport Sedan, Sport Combi и Convertible) и 9-5 (Sport Sedan и Sport Combi). Saab поставил себе целью улучшить докризисный уровень продаж, однако эксперты сразу заявили, что при существующем уровне цен он продолжит оставаться "имиджевой" маркой.

Кстати, в 2010 году, когда голландская компания Spyker покупала Saab, существовала вероятность, что производство шведских машин будет налажено в России. Банкир Владимир Антонов, который на тот момент владел 29% акций Spyker, объявлял о желании создать "Сааб по цене Ford Focus" и наладить его производство в нашей стране. Однако тогда одним из условий сделки стал "выход из игры" российского акционера. 

Компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget -- Swedish Airplane Company (SAAB) была основана в 1937 году. Главной задачей компании было производство бомбардировщиков и истребителей для военно-воздушных сил Швеции. Сравнительно молодая компания сегодня является одним из самых крупных производителей реактивных самолётов в Европе.

Все свои достижения в авиационном строительстве Saab пытается использовать в производстве автомобилей.

После войны было принято решение о том, чтобы переориентировать производство на создание автомобилей. Уникальный опыт авиастроения, а также квалифицированные специалисты должны были помочь в этом. К работам по созданию первого автомобиля-прототипа были привлечены 50 инженеров-авиастроителей под руководством Гуннара Лангстрома.

Используя собственный опыт и разработки авиастроения, которые не были связаны условностями и традициями, общепринятыми в автомобильной промышленности, специалистам Saab удалось создать прототип, не похожий на другие автомобили. Новоиспечённый автомобиль по форме напоминал крыло самолёта, имел передний привод, поперечно расположенный двухтактный двигатель и исключительно прочный каркас пассажирского салона. Созданный усилиями авиастроителей концепт отличался не только стремительным видом, но и отменной аэродинамикой. Продувка кузова в аэродинамической трубе дала фантастический результат Сх=0,33. Прототипу было присвоено название 92001.

Окончательный дизайн автомобиль получил благодаря стараниям стилиста фирмы Сикстен Сасон. Первый серийный автомобиль был выпущен в декабре 1949 года и получил индекс 92 (индекс последнего самолёта был 91). Выпускался Saab 92 вплоть до 1956 года, а всего за это время было сделано более 20000 автомобилей. В 1955 году Saab обновил модельный ряд и представил модель 93. Новый автомобиль имел радикально усовершенствованный трёхцилиндровый двигатель, новую трансмиссию, а также бескамерные шины. Saab 93 продержался на конвейере до 1960 года.

Попытка компании построить спортивную модель была предпринята в 1956 году. Saab Sonett развивал мощность 57,5 л.с., максимальную скорость 160 км/ч и весил 500 кг. В 1956 году было выпущено всего 6 экземпляров Saab Sonett.

Saab не оставляет мысль о серийном выпуске спортивного автомобиля. В 1958 году Saab 93 750 Gran Turismo становится первым серийным спортивным автомобилем компании. По существу, это была значительно переделанная модель 93.

Молодая и динамично развивающаяся компания пытается охватить как можно большую потребительскую аудиторию и в 1959 году выпускает модель 95 -- первый грузопассажирский Saab. Saab 95 оснащался сиденьями для двух, пяти или семи пассажиров и имел новый 4-цилиндровый V-образный мотор немецкого филиала Ford Motor Co.

1960 год ознаменовался выпуском легендарной модели Saab 96, которая на протяжении 20 лет была лидером в области продаж. Saab 96 также был оснащён двигателем Ford Motor Co. Короткая V-образная «четвёрка» удачно вписалась в ограниченное подкапотное пространство, правда, нос машины всё же пришлось слегка удлинить. К 1980 году было выпущено более 547 000 экземпляров этой модели.

Победы в автоспорте дали импульс к созданию двухместного спортивного автомобиля -- Saab Sonett II (Saab 97). Разработка этой модели была поручена компаниям MFI из Мальме и ASJ из Арлова. Кузов автомобиля был изготовлен из пластика, армированного стекловолокном, и имел крышу типа targa. Дебют Saab Sonett II состоялся весной 1966 года на автосалонах в Женеве и Нью-Йорке, а к концу года было продано уже 60 экземпляров модели.

Новый Saab 99 был представлен на всеобщее обозрение 22 ноября 1967 года. С появлением этой модели компании удалось выйти на рынок, относящийся к верхнему сегменту автомобилей среднего класса. Машина имела великолепную механику: рядный 4-цилиндровый двигатель, дисковые тормоза на всех колёсах, травмобезопасную рулевую колонку, заднюю подвеску с тягой Панара, 3-точечные ремни безопасности, подголовники (сначала только для США). Авторитетный английский журнал «Car» писал, что Saab 99 -- не только образцовый солидный автомобиль (понятия «бизнес-класс» ещё не существовало), но и самый безопасный в Европе.

В 1969 году произошло слияние Saab AB и производителя грузовых автомобилей SCANIA-VABIS AB. Новая корпорация получила название Saab-SCANIA AB и имела 12 предприятий в Швеции; штаб-квартира располагалась в Седертелье.

1970 год был знаменателен двумя большими событиями в истории компании. В этом году с конвейера сошел 500-тысячный Saab.

Появился Saab Sonett III -- серьёзно модифицированная модель Sonett; новый кузов был разработан в Италии дизайнером Серджо Коджиоло. Также надо отметить, что Saab Sonett III стал первым автомобилем компании, рычаг переключения передач которого располагался на полу. Самая известная спортивная модификация «шведа» выпускалась по 1974 год, всего было собрано 10 219 автомобилей.

Постоянные усовершенствования и инновации компании привели к созданию в 1973 году Saab 99 Combi Coupe. Практичный хэтчбэк имел складывающиеся задние сидения и широкий проём двери багажного отделения -- это делало автомобиль исключительно функциональным.

Имея штат профессионально подготовленных инженеров и применяя авиационные технологии, в 1976 году Saab впервые в мире использует турбонаддув в серийном автомобильном производстве. Надёжность двигателей с турбонаддувом становится достаточной, чтобы использовать их в серийных автомобилях. На автосалоне 1977 года во Франкфурте Saab 99 Turbo производит фурор. И ещё на протяжении длительного периода Saab остаётся единственным законодателем в области турбостроения двигателей.

Saab 900 дебютировал в 1978 году сразу в двух вариантах кузова -- 3-дверный хэтчбэк, за свою прочность и надёжность чрезвычайно полюбившийся полиции, которая привыкла не щадить служебный транспорт, и 5-дверный хэтчбэк, очень эффектный благодаря дополнительным задним окошкам. Saab не останавливался на пути нововведений, и модель с индексом 900 стала первой в мире машиной с фильтром очистки воздуха, поступающего в салон.

В 1980 году компанией Saab разработана система APC, которая позволяла регулировать подачу топлива, увеличивая или уменьшая давление турбонаддува. Модельный ряд 900 пополняется новой модификацией с кузовом седан. В этом же году уходит на заслуженный отдых Saab 96.

Первый в истории автомобилестроения 16-клапанный мотор с турбонаддувом -- это заслуга инженеров фирмы Saab. В 1983 году появился на свет Saab 900 Turbo 16S, оснащённый таким двигателем. Saab 900 Turbo 16S известен также под названием Aero.

Попытка 1984 года позиционироваться среди автомобилей бизнес-класса оказалась более чем успешной. Saab 9000 Turbo прочно закрепил свои позиции в этом сегменте престижных автомобилей и был признан в Америке «лучшим большим автомобилем».

В 1984 году сходит с конвейера последний Saab 99 -- его приверженцам была предложена модель Saab 90. Большой известности «девяностому» не суждено было добиться, так как продавался он только на внутреннем рынке Швеции.

С началом выпуска в 1986 году Saab 900 Convertible открылась ещё одна знаменательная страница в истории компании.

В 1988 году в модельной линейке 9000 появляется новый вариант кузова -- седан. Эта модель имела обозначение Saab 9000 CD и оснащалась противобуксовочной системой TCS (Traction Control System).

Реструктуризация отделения Saab Car в 1990 году делает независимой компанией Saab Automobile AB. AB и General Motors получают по 50% акций.

С 1991 года Saab обновляет модель 9000, и теперь она имеет индекс CS. В ходе рестайлинга Saab 9000 CS получает не только новую внешность, но и впервые в мире оснащается кондиционером, не использующим фреоносодержащий хладоген, а также системой защиты от боковых ударов.

В 1993 году увидел свет первый совместный проект Saab AB и GM. Saab 900 (New Generation) имел высочайший уровень безопасности. Автомобиль оснащался задним сиденьем, в конструкцию которого входили натянутые ремни, тремя диагонально-поясными ремнями безопасности пассажиров заднего сиденья, системой защиты задней части салона от боковых ударов. Эти нововведения позволили закрепить за маркой Saab славу одного из самых безопасных автомобилей в мире.

Saab 900 Convertible 1994 года был новым поколением автомобилей со складывающейся крышей. По мнению разработчиков, новый кабриолет был сделан всесезонным. Saab 900 Convertible можно было эксплуатировать круглогодично, так как он оснащался двойным тентом, обогревом заднего стекла и мощной печкой -- как-никак, северные корни.

В 1997 году флагманский Saab 9000 заменён новой моделью Saab 9-5. Возврат к индексированию моделей двумя цифрами, на манер первых автомобилей марки, иногда называют деноминацией. При создании модели

9-5 конструкторы и инженеры отошли от традиционного для Saab кузова хэтчбэк и представили четырёхдверный седан. Автомобиль имел просторный, роскошный салон и вентилируемые сиденья. В области безопасности Saab опять представил новинку -- активные подголовники SAHR.

На смену Saab 900 в 1998 году пришёл автомобиль с индексом 9-3. Пассивная безопасность стала одной из основных черт нового 9-3. Также в 9-3 была усовершенствована подвеска, а оконные шторки безопасности, состоящие из двух частей, вошли в стандартную комплектацию. Всего было произведено 1100 изменений. Отличием Saab 9-3 стало и то, что это была первая модель в истории компании с турбодизельным двигателем.

В 1999 году Saab расширяет модельную линейку и представляет Saab 9-5 Wagon. Поручни для крепления груза, выдвигающийся пол багажного отделения и продольные брусья верхнего багажника обеспечивают неограниченные возможности для перевозки груза в этом автомобиле.

Концепт-кар Saab 9Х был представлен в 2001 году. 9Х объединяет особенности, которые присущи сразу четырём типам автомобилей: купе, родстер, универсал и пикап. Как отмечает производитель, Saab 9X -- это спортивный, динамичный, функциональный автомобиль, который вобрал в себя всё самое привлекательное, что имеют машины марки Saab.

Постоянные усовершенствования и поиск приводят к очередному рестайлингу модели 9-5 в 2002 году. Появляется оригинальная фальшрадиаторная решетка, объединённая с бампером, что придаёт автомобилю необычный «самолётный» облик. Помимо внешнего облика Saab 9-5 М-2002 получил более мощный двигатель, усовершенствованную подвеску и пятиступенчатую автоматическую коробку передач. Всего было внесено 1265 изменений.

В 2002 году появляется совершенно новая модель 9-3. Отличительной особенностью нового 9-3 является кузов седан. Модель носит название Saab 9-3 Sport Sedan.

Продолжением модельного ряда нового поколения Saab 9-3 является кабриолет. В 2003 году появляется Saab 9-3 Convertible. Новый Saab 9-3 Convertible -- по-настоящему всесезонный четырёхместный кабриолет, сочетающий в себе скандинавский стиль и уникальные инновационные возможности.

В 2005 году Saab представляет ещё одну новую модель семейства 9-3 с кузовом хэтчбэк -- Saab 9-3 Sport Combi.

2006 год знаменателен следующими событиями:

· Saab выпускает обновленный Saab 9-5 New. Модель представлена в кузовах седан и универсал;

· на Женевском автосалоне-2006 Saab показывает концепт Aero-X;

· семейство 9-3 получает новый двигатель V6 объёмом 2,8 л и мощностью 250 л.с.


Прототип Saab 92001 послужил отправной точкой для дальнейшего развития легендарной марки. Со дня торжественного показа первого прототипа прошло больше половины века, и компания Saab имеет прочную репутацию новатора. Инженеры, разрабатывающие дизайн и конструкцию автомобилей Saab, раз за разом удивляют автомобильный мир своими нетрадиционными решениями. В большинстве случаев их разработки в последующем широко применяются в автомобилестроении.