Рынок легковых автомобилей

По данным международного агентства PricewaterhouseCoopers в 2016 году рынок легковых автомобилей в России упадет на 14 процентов. Прогнозируется, что в этом году в РФ будет продано всего 1,1 млн. автомобилей. Но это в том случае если цены на нефть останутся на том же уровне (30-35 долларов) и экономика России больше не испытает каких-либо шоков из-за очередного обвала цен на нефть.

В случае если стоимость нефти продолжит свое падение, то ситуация может стать катастрофической и тогда будут гораздо хуже. Также агентство составило и оптимистичный прогноз в случае улучшения экономической ситуации в стране в связи с ростом биржевых котировок на нефть до 50 долларов. В этом случае ожидается что продажи автомобилей в РФ упадут всего на 10 процентов (при этом сценарии продажи могут составить 1,2 млн. автомобилей.

Стоит отметить, что про прогнозам экономистов агентства PricewaterhouseCoopers восстановление автомобильного рынка в России до уровня 2012 года возможно только в течении 7 лет.

Что будет с авторынком в 2016 году?


Согласно проведенному анализу компания PricewaterhouseCoopers акцентирует внимание на следующих факторах:

В 2016 году Правительство РФ планирует на весь текущий год оставить программы стимулирования спроса на новые автомобили и госпрограммы поддержки автопроизводителей . Прогнозируется, что в рамках поддержки Отечественного авторынка может быть продано примерно 620,000 автомобилей.

- 2015 год отметился крупнейшим падением авторынка в России . Многие автомобильные компании потерпели крупнейшие убытки. Но, тем не менее, с этим шоком удалось справиться многим дилерам, благодаря адаптации к новым реалиям в стране. Например, многие дилеры сделали ставку на продажу , рынок которых в 2015 году в денежном выражении превысил размер рынка новых автомобилей.

Вместе с продажами новых легковых автомобилей авторынок России переживает тяжелый спад продаж легких коммерческих и грузовых автомобилей . Конечно, это связано с общей экономической ситуацией в стране. Весь 2015 год деловая активность малого и среднего бизнеса существенно снижалась. К сожалению, надеяться на восстановление активности в бизнесе не стоит. Поэтому в 2016 году рынок коммерческого транспорта вряд ли восстановиться.

Ключевые итоги авторынка в России в 2015 году


Результаты продаж новых легковых автомобилей в России в 2015 году


*нажмите для увеличения

Средняя стоимость нового автомобиля в России по итогу 2015 года выросла на 22 процента.


*нажмите для увеличения

В 2015 году на Российском авторынке наблюдался перекос между продажами и количеством регистрации новых автомобилей в органах ГИБДД. Так в 2015 году в России было продано на 200 тыс. автомобилей больше, чем зарегистрировано в органах Госавтоинспекции.

В первую очередь это связано с покупателями новых автомобилей из других стран. Так в 2015 году в Россию массово стали приезжать жители Казахстана, Белоруссии и Европы, для того чтобы приобрести новые автомобили. Дело в том, что из-за резкого обесценивания рубля по отношению к другим валютам, стоимость новых автомобилей в РФ стала значительно ниже, чем в других странах.


*нажмите для увеличения

Реализуемые меры господдержки помогли замедлить падение авторынка с мая в 2015 году


*нажмите для увеличения

Всего в рамках 3 основных программ стимулирования спроса было продано около 560 тыс. автомобилей

Среди брендов, которым удалось увеличить рыночную долю в 2015 году, - российские и корейские бренды, а также немецкие и японские премиальные бренды


*нажмите для увеличения

Уход некоторых с российского рынка и реструктуризация бизнеса привели к перераспределению долей рынка между остальными участниками.

Поддержка автомобильного рынка в России в 2016 году


*нажмите для увеличения

В 2016 году Правительство Российской Федерации планирует весь текущий период поддерживать автомобильный рынок России за счет Государственных программ по стимулированию спроса и производства.

Прогноз авторынка России до 2022 года


*нажмите для увеличения

По данным агентства PricewaterhouseCoopers, при текущих восстановление Российского рынка автомобилей может растянуться на 7 лет. Причем как отмечают специалисты восстановление при низких ценах на энергоресурсы в течение 7 лет произойдет только на уровень 2012 года.

Рынок поддержанных автомобилей в 2016 года и в будущем


*нажмите для увеличения

В связи со сложной экономической ситуацией в России и падением доходов населения, в ближайшие годы все надежды остаются только на рынок подержанных автомобилей. Обратите внимание, что по итогу 2015 года на 45 процентов, когда как рынок б/у машин упал только на 19 процентов.

Самые продаваемые автомобили на подержанном рынке в России


*нажмите для увеличения

На нашем б/у рынке автомобилей лидерами продаж являются компании и . По данным аналитиков доля продаж автомобилей этих марок на подержанном рынке в РФ составляет 40 процентов.

Параметры типичной сделки на рынке автомобилей с пробегом около 100,000 километров


*нажмите для увеличения

(средняя стоимость машины примерно 370,000 рублей)

Прогноз восстановления рынка подержанных автомобилей на 2016 год и будущие годы


Как и для рынка новых автомобилей аналитики PwC сделали прогноз восстановления рынка в ближайшей перспективе. Так есть два сценария событий. Это оптимистичный сценарий, в случае если цены на нефть начнут расти, а также пессимистичный сценарий, при котором учитываются низкие цены на энергоресурсы. Так по данным аналитиков рынок подержанных автомобилей при росте цен на нефть восстановиться до уровня 2014 года только в течение 4 лет.

Разразившийся кризис на российском авторынке, который длится вот уже четыре года подряд, стал самым затяжным в его истории. И хотя в уходящем 2016-м падение спроса почти на 10% оказалось уже не столь сильным, как в прошлом году, когда продажи рухнули на 36%, в количественном выражении авторынок идет на новый антирекорд. Согласно прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, по итогам года в России будет реализовано 1,44 млн легковых машин и LCV. В прошлый кризис худшим результатом стали 1 млн 465 тыс. авто, проданные в 2009-м. При этом спрос тогда обвалился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, а уже с 2010 года начал восстанавливаться.


Как отмечают в аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М», ситуация в 2015–2016 годах на российском авторынке кардинально отличалась от 2009–2010 гг. Провал в 2009-м был воспринят большинством автопроизводителей, импортеров и дилеров как временное явление, «головокружение от успехов» на фоне мирового финансового кризиса. В 2010 году отрасль получила значительную государственную поддержку в виде программы утилизации и льготных автокредитов, инвестиционные программы участников рынка возобновились, продолжился рост дилерской сети, и все это позволило очень быстро вернуться к бурному росту.

Однако в 2013–2014 годах даже безотносительно к неблагоприятным внешним для российской экономики факторам стало ясно, что рост авторынка себя исчерпал. В условиях прекращения экономического развития и стагнации доходов населения рынок достиг своего потенциала спроса и «уперся» в естественные ограничения , такие как численность населения и недостаточное количество домохозяйств с располагаемым доходом, позволяющим приобретать и содержать новый автомобиль. Дилерская сеть оказалась перенасыщена из-за амбициозных планов роста и неадекватных действий некоторых импортеров. Аналогичным образом были созданы избыточные сборочные мощности в российском автопроме. Тем не менее в силу все тех же естественных факторов, таких как потребность в обновлении парка автомобилей, аналитики «Атлант-М» полагают, что российский авторынок сейчас находится ниже своего естественного уровня и в следующем году перейдет к небольшому росту на фоне низкой базы 2016 года.


По мнению партнера, руководителя отдела сопровождения сделок PwC в России Олега Малышева, «дно» уже пройдено, и при условии постепенного улучшения экономической ситуации в стране продажи новых машин в 2017 году могут достигнуть 1,49 млн единиц. При этом наибольший рост возможен в бюджетном сегменте из-за повышения покупательной способности населения , в то время как премиальный сегмент и прежде был наиболее стабильным и, скорее всего, таким же и останется.

«Сегодняшний кризис отличается от предыдущих более затяжным характером в связи с продолжительной негативной макроэкономической динамикой и как следствие ожидается, что восстановление также займет больше времени. Большинство брендов покажут положительную динамику в 2018–2020 гг. с учетом отложенного спроса», - считает аналитик Frost & Sullivan Анна Озделен.

Кризис завел Ладу

Что касается итогов 2016 года, безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ. В условиях кризиса вазовские машины стали более востребованными благодаря тому, что по-прежнему являются одними из самых доступных на рынке. Как известно, российский автогигант пытается сдерживать рост цен за счет большего использования отечественных комплектующих, однако это влечет за собой риск с точки зрения качества продукции и восстановления имиджа марки Lada среди потребителей, отмечают аналитики «Атлант-М».

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-Ноябрь
2016 2015 Изм.,%
1. Hyundai Solaris 82 338 106 509 -23%
2. Kia Rio 79 633 88 920 -10%
3. Lada Granta 78 953 108 653 -27%
4. Lada Vesta 48 160 1 748 -
5. Volkswagen Polo 43 390 40 747 6%
6. Renault Duster 40 105 38 625 4%
7. Toyota RAV4 28 445 23 691 20%
8. Chevrolet Niva 26 727 28 350 -6%
9. Renault Logan 26 541 37 754 -30%
10. Lada Largus 26 460 35 928 -26%
11. Toyota Camry 25 535 27 307 -6%
12. Renault Sandero 25 524 27 575 -7%
13. Lada 4x4 24 720 32 541 -24%
14. Skoda Rapid 23 458 22 268 5%
15. Skoda Octavia A7 19 719 19 914 -1%
16. Lada Kalina 19 238 34 084 -44%
17. Hyundai Creta 17 927 - -
18. Lada XRAY 17 299 - -
19. Kia Sportage 17 264 18 420 -6%
20. UAZ Patriot 17 023 17 753 -4%
21. Nissan Qashqai 16 892 9 365 80%
22. Nissan X-Trail 16 310 18 434 -12%
23. Lada Priora 16 225 25 849 -37%
24. Mazda CX-5 14 008 16 178 -13%
25. Kia cee"d 13 926 17 627 -21%

За январь-ноябрь 2016 года россияне купили 238,7 тыс. вазовских машин (-3%), при этом с июля фиксируется рост реализации автомобилей Lada, который в ноябре достиг 18% со знаком «плюс». Отчасти спрос на продукцию АВТОВАЗа подстегнули слухи о возможном завершении программ господдержки в будущем году, а они традиционно являются одним из основных драйверов продаж Лады.

Как говорит директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский, АВТОВАЗ и его дилеры стремятся максимально быстро распродать стоки и задействуют весь арсенал специальных предложений. Ведь если программы господдержки не будут сохранены, то это означает отмену скидок в 30–50 тысяч на большинство моделей . Кроме того, возможна индексация цен, что в совокупности приведет к значительному их росту, а это, в свою очередь, вызовет снижение продаж. Поэтому ноябрь уже стал, а декабрь вполне может оказаться для Лады наиболее успешным месяцем уходящего года.


Стоит отметить, что успехи АВТОВАЗа в 2016-м во многом связаны с обновлением модельного ряда. Так, флагманский седан Vesta обеспечивает более 20% в объеме реализации Лады, а доля высокого хэтчбека XRAY, вышедшего на рынок в феврале, на сегодня достигает почти 10%. Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, с выходом новинок Lada расширила свою аудиторию и стала более востребованной в столичном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Между тем новые модели отняли часть покупателей у Гранты, продажи которой с начала года упали на 27%. В результате бюджетник утратил лидерство в рейтинге самых продаваемых моделей в России, тогда как новые Vesta и XRAY еще не могут конкурировать с иномарками на равных.

Рынок легковых автомобилей с пробегом в России вырос в 2016 году на 6%, до 5,19 млн единиц, реабилитировавшись после тяжелого 2015-го, когда падение спроса составило 20%. Такие данные приводятся в отчете аналитического агентства «Автостат».

Таким образом, объем рынка подержанных легковушек превысил продажи новых автомобилей по итогам года в 3,7 раза. Как писала «Газета.Ru», в 2016-м в России было реализовано чуть более 1,4 млн новых машин.

Лидерство на вторичном авторынке неизменно сохраняется за маркой Lada. За прошедший год было продано 1,45 млн отечественных автомобилей из Тольятти — это 28% от общего объема рынка. Правда, спрос на подержанные Lada, в отличие от автомобилей большинства других популярных марок, падает — на 3,6% в сравнении с 2015-м.

Наибольшим спросом на рынке пользуются модели , давно снятые с производства.

При этом большинство подержанных моделей из Тольятти интересуют потребителей все меньше, что и объясняет общее падение объемов продаж бренда. Например, «семерок» было продано на 11,7% меньше — 145,7 тыс. единиц, а спрос на «десятки» сократился на 7,6 — до 124,5 тыс. единиц.

Второй по популярности маркой на рынке в очередной раз стала Toyota. По итогам 2016-го было перепродано 590 тыс. машин — на 10,4% больше, чем годом ранее. Самые ходовые модели марки — седаны Corolla (103,7 тыс. единиц) и Camry (71,1 тыс. единиц).

На третьем месте рейтинга по брендам — Nissan. В 2016 году было продано 276 тыс. автомобилей — на 11,2% больше, чем в 2015-м. Самые популярные модели марки на вторичном рынке — Qashqai, Almera и X-Trail, однако ни одна из них, согласно отчету «Автостата», не попала в топ-25 моделей, пользующихся наибольшим спросом.

Четвертое место рейтинга заняла марка Chevrolet — 221 тыс. автомобилей (+12,6%). В первую очередь популярность бренда обусловлена растущим интересом потребителей к внедорожнику Niva, продажи которого в 2016 году составили 60,2 тыс. единиц — на 12,8% больше, чем годом ранее.

Марка заняла пятое место по объему продаваемых в России автомобилей с пробегом. За год перепродано 219,3 тыс. машин южнокорейского бренда, что на 19,6% больше, чем в было в 2015-м. Ставшая в 2016 году самой продаваемой новой иномаркой модель Solaris набирает обороты и на вторичке. За прошедшие 12 месяцев было перепродано 62,4 тыс. машин — на 53,8% больше по сравнению с 2015-м.

Модель Focus при этом оказалась самой востребованной иномаркой по итогам года — 129,3 тыс. единиц и +10,1% к предыдущему году.

Следом идут марки Volkswagen (189,3 тыс. единиц и +14,3%), Kia (175,5 тыс. единиц и + 24,1%), (160,5 тыс. единиц и +11,6%) и Mitsubishi (162,8 единиц и +6,9%).

«Большинство представленных марок (29 из 40) показывает положительную динамику рынка, но наибольший рост сохраняет китайский Lifan (плюс 34,1%). Оставшиеся 11 брендов находятся в минусе, самое сильное падение зафиксировано у отечественного ГАЗа (минус 26%)», — отмечают в «Автостате».

Как указывают в «Автостате», впечатляющую положительную динамику, помимо Solaris, показала Lada Granta. «Обе модели уже несколько лет подряд входят в число лидеров первичного рынка и теперь массово появляются на вторичном рынке, так как подходит срок смены владельца», — поясняют эксперты.

Пропал из списка моделей-лидеров в 2016 году хетчбэк Daewoo Matiz, который в течение нескольких лет стабильно попадал в десятку самых востребованных иномарок в России.

Гендиректор «ПодборАвто» Денис Еременко считает, что для роста вторичного авторынка в 2017 году есть все предпосылки, а значит, подержанные машины будут дорожать.

«Кризис на рынке новых машин продолжается, — говорит Еременко «Газете.Ru». — Цены на автомобили растут, как из-за курса рубля, так и из-за заградительных мер, вроде обязательного оснащения новых моделей системой ЭРА-ГЛОНАСС. В итоге потребители на время отказываются от приобретения новых автомобилей и приходят на вторичный рынок. Здесь ценообразование напрямую зависит от спроса: чем он выше, тем дороже стоят машины».

Собеседник отмечает, что на российский вторичный рынок возвращается фактор сезонности. «В 2015-м и начале 2016-го не было традиционного роста и снижения спроса, связанных с сезонностью, — поясняет он. — Но в конце 2016 года на рынке был зафиксирован спад, как и должно быть в этот период, а теперь мы ждем увеличения спроса весной».

Продажи новых легковых автомобилей в России по итогам 2016 года сократились на 11%. Темпы падения снизились втрое благодаря программам господдержки, стабилизации экономики и отложенному спросу, отмечают эксперты

«Финальный поиск дна»

В декабре 2016 года в России было продано около 146 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV), что на 10% превышает результат ноября (132,3 тыс.), следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Но по итогам всего 2016 года в России был продан 1 425 791 автомобиль, что на 176 319 штук, или 11%, меньше, чем было годом ранее. Таким образом, прошлый год стал четвертым подряд годом падения российского автомобильного рынка, хотя темпы падения снизились в 3,2 раза: в 2013 году продажи сократились на 5%, в 2014-м — на 10,3%, в 2015-м — на 35,7%.​

В сравнении с «двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года» декабрьские продажи — это «хороший результат», отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер (его слова приводятся в сообщении ассоциации). «Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна», — добавил он. АЕБ надеется, что в 2017 году у российского рынка «есть потенциал» закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту. Общий объем продаж автомобилей по итогам 2017 года, как ожидается, составит 1,48 млн штук, то есть на 4% больше, чем в 2016 году, сказал Шрайбер.

В Subaru и Suzuki считают, что в 2017 году рынок может вырасти даже чуть больше — на 4-5%, говорят их представители. «Пока предпосылок к глобальному росту нет», — признает руководитель департамента продаж и маркетинга «Сузуки Мотор Рус» Ирина Зеленцова. «В 2017 году мы не ожидаем драматических изменений», — соглашается гендиректор «Субару Мотор» Есики Кишимото. А в Toyota считают, что объем рынка в 2017 году останется на уровне 2016 года, говорит ведущий специалист по связям с общественностью компании Наталья Астафьева. «Российский автомобильный рынок остается одним из приоритетных рынков для Toyota, и мы рассматриваем его как перспективный», — указывает она.

Относительная с​табилизация авторынка произошла благодаря программам господдержки, улучшению экономической ситуации и отложенному спросу, сказал РБК исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Прогноз «Автостата» не сильно отличается от АЕБ, прирост по итогам года может составить около 5%. При этом авторынок достаточно волатильный, если будут резкие движения в экономике, то, возможно, восстановление рынка пойдет быстрее, добавляет он.


Одна пятая всех продаж новых автомобилей в 2016 году пришлась на автомобили, выпущенные АвтоВАЗом. Как следует из опубликованного в четверг сообщения компании, за год завод продал в России 266,23 тыс. автомобилей, что на 1% (на 2,8 тыс. штук) меньше, чем в 2015 году. По собственной оценке АвтоВАЗа, доля Lada на российском рынке по итогам года составила 20%, что на 2,2 п.п. лучше показателей 2015 года. Впрочем, по данным АЕБ, в 2016 году доля концерна составила 18,7%, увеличившись лишь на 1,9% п.п.

Как АвтоВАЗ нарастил долю

По итогам 2015 года продажи Lada снизились на 30%, при этом доля АвтоВАЗа составляла 16,8% (по данным АЕБ) в общем объеме. В начале марта акционеры завода — альянс Renuat-Nissan и «Ростех» — решили отправить в отставку его президента Бу Андерссона, который возглавлял компанию с января 2014 года. Одной из основных причин стали огромные убытки по итогам 2015 года — 73,9 млрд руб. Вместо того чтобы сотрудничать с российскими поставщиками комплектующих, Андерссон предпочел идти «по самому легкому пути», говорил тогда гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов, объясняя причину отставки топ-менеджера и плохие финансовые результаты компании. По его словам, это было «большой ошибкой».

За месяц до отставки Андерссон сказал, что в 2016 году АвтоВАЗ увеличит свою долю до 20%. В пресс-службе завода в четверг заявили, что эта цель достигнута — завод контролирует 20% продаж новых машин. Но, по данным АЕБ, доля Lada в общем объеме продаж составила 18,7%.

После отставки президента АвтоВАЗа компанию возглавил Николя Мор, который перешел из другой «дочки» альянса Renault-Nissan — румынской Dacia. «Во-первых, основная моя цель — вернуть компанию к прибыльности. Во-вторых, усиление присутствия Lada на российском рынке. В-третьих, необходимо привнести стандарты и способы управления альянса на АвтоВАЗ, привлекать все больше сотрудников с АвтоВАЗа в проекты, которые реализуются в периметре альянса Renault-Nissan», — говорил Мор в интервью «Ведомостям» в июне 2016 года.

К тому же перед Мором была поставлена задача повысить уровень локализации комплектующих, которые АвтоВАЗ использует в своих моделях, говорил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Южнокорейский производитель сидений Daewon локализует на площадке «ИжАвто» (один из заводов АвтоВАЗа) в Ижевске производство каркасов сидений для Lada Vesta, которые ранее импортировались, рассказал Чемезов на брифинге в декабре: «Задача — в максимально короткие сроки локализовать каркасы». По его словам, завод может повысить уровень локализации новых моделей как раз за счет активного привлечения иностранных поставщиков в Россию, АвтоВАЗ должен за три года поднять локализацию Vesta и Xray на 10 п.п., примерно до 50%.

Занявшие по итогам 2016 года второе и третье места корейские производители Kia (149,5 тыс.) и Hyundai (145,25 тыс.) сократили продажи на 9 и 10% соответственно, следует из отчета АЕБ. Нарастить продажи по итогам года также смогли Lexus (рост на ​19%, до 24,1 тыс.), Lifan (+15%, до 17,46 тыс.), Ford (+10%, до 42,5 тыс.), Skoda (+1%, до 55,4 тыс.) и УАЗ (+1%, до 48,85 тыс.). А аутсайдерами по итогам 2016 года оказались SsangYong (-78%), Honda (-62%), Geely (-61%) и Mitsubishi (-53%).

Среди моделей главным бестселлером российского авторынка по итогам 2016 года стала Hyundai Solaris, хотя ее продажи в годовом исчислении упали более чем на 20% (до 90,38 тыс. штук). На втором месте — Lada Granta (-27%, 87,72 штук), на третьем месте — Kia Rio (+9,7%, 87,66 тыс. машин).

Оптимистичный настрой

Позитивные изменения на рынке в 2016 году видят как компании, сумевшие за год улучшить свои результаты, так и автопроизводители, снизившие долю продаж. Доля Kia по итогам года составила 10,5%, увеличившись на 0,3 п.п., сказал РБК управляющий директор «КИА Мотор Рус» Александр Мойнов. Цель на 2017 год — довести этот показатель до 11%, добавил он.

Россия остается «ключевым стратегическим рынком» и для Nissan, компания реализует долгосрочные планы по увеличению локализации и укреплению позиций, передал РБК через пресс-службу глава Nissan в России Андрей Акифьев. «Фундамент, построенный нами в России, достаточно прочен, но в то же время в связи с внешними факторами нам приходится корректировать свой курс в соответствии с новыми условиями», — признал он.

Директор по связям с общественностью Volkswagen Group Rus Наталья Костюкович сказала РБК, что, несмотря на то что в 2016 году автомобильный рынок упал на 11%, компания смогла увеличить свою долю рынка с 10,3 до 11%. В 2016 году Volkswagen реализовал в России 157 тыс. автомобилей, из них 147 тыс. произведены на местных производственных площадках — в Калуге и Нижнем Новгороде. Объем локального производства в 2016 году вырос на 9%, уточнила она.

«Результаты 2016 года вполне ожидаемы. Конечно, мы хотели продать больше автомобилей, но мы сделали неплохой задел на будущее. Наша цель на 2017 год — увеличение доли на рынке до 1% (около 0,5%), а при оптимистичном сценарии — до 4%», — сказал управляющий директор Peugeot, Citroen и DS Александр Мигаль.

«В 2016 году продажи Subaru снизились на 18%, это вызвано тем, что изначально мы планировали продажи исходя из того, что рынок упадет на 20%, поэтому для нас это вполне ожидаемый результат», — передал РБК через пресс-службу Кишимото. Изначально в 2016 году компания планировала продать 5,5 тыс. автомобилей, но в итоге реализовала чуть больше — 5,7 тыс.

Рост не в России

По предварительным оценкам, по итогам 2016 года объем мирового авторынка составит 90,9 млн штук, что на 1,7% выше 2015 года (89,4 млн штук — данные IHS Automotive). В отличие от российского авторынка мировые продажи демонстрируют положительную динамику в течение последних пяти лет.

Лидером мирового авторынка по итогам прошлого года, следует из данных focus2move, стал Volkswagen, продавший 10,1 млн автомобилей, что на 1,4% выше показателей 2015 года. А Toyota опустилась на второе место с 9,95 млн машин (+0,2%). Альянс Renault-Nissan, контролирующий российский АвтоВАЗ, продал 8,5 млн автомобилей (+6,2%), корейские Hyundai и Kia — 8,17 млн штук (+1,9%). Пятерку замыкает американская General Motors — 7,97 млн (+0,3%).

В конце 2014 года произошло падение цен на нефть, ослабление рубля, дестабилизация экономики, это вызвало рост цен на автомобили, напоминает Удалов из «Автостата». В итоге российский авторынок пошел на спад в отличие от мирового, замечает он.

Но в 2017 году эксперты ожидают падение продаж мирового рынка автомобилей. До конца этого года может быть продано лишь 83,6 млн новых машин (на 8% меньше, чем ожидается по итогам 2016 года), прогнозирует Объединение немецкой автомобильной промышленности (VDA).

С учетом роста в Северной Америке и Китае, мировые продажи легковых автомобилей, согласно оценкам, достигли 87,4 до миллиона в 2015 году. Об этом говорится в исследовании IHS Automotive.

Это увеличение всего на 1,5% по сравнению с 2014 годом – самый низкий рост с 2010 года. Вместе с тем, по мнению экспертов IHS, отрасль будет продолжать восстановление после глобального экономического кризиса, в то время как рост во всем мире замедляется, в том числе на фоне неопределенности в России и Южной Америке.

IHS оценивает, что североамериканские продажи легковых автомобилей увеличились на 5,5% до 20,6 миллионов единиц в 2015 году, по причине продолжающегося восстановления на рынке США, где продажи достигли 17,5 млн. единиц (увеличение на 6,0%). Результаты исследования IHS похожи на оценки других фирм, в том числе Morgan Stanley и TrueCar, которые ранее прогнозировали объем продаж более 17 млн. в Соединенных Штатах, так как цены на бензин остаются низкими, доверие потребителей растет и финансирование легко доступно.

Продажи легковых автомобилей в Китае, тем временем, согласно оценкам, выросли на 5,6% до 24,4 млн. в 2015 году. В начале 2015 года IHS прогнозировала рост продаж в Китае до 25 млн. единиц в 2015 году. Однако, несмотря на более широкий доступ к кредитам, расширение дилерских сетей и программы утилизации, предназначенные для стимулирования продаж, рост объема продаж легковых автомобилей снизился, вслед за замедлением роста китайской экономики в целом.

В 2015 году IHS скорректировала прогнозы в сторону понижения роста в том числе из-за неопределенности в России, которая повлияла на другие рынки в Восточной Европе. Продажи легковых автомобилей в России, которая находится в глубокой рецессии, имея дело с энергонезависимой валютой и перспективами более широкой войны в Украине, согласно оценкам, сократились в 2015 году на 36% по сравнению с предыдущим годом до всего 1,6 млн. единиц, что вдвое меньше по сравнению с продажами 2012 года. В начале 2015 года IHS прогнозировала падение объема продаж до 1,8 млн. единиц.

Наоборот, продажи автомобилей в странах Западной Европы, согласно оценкам, увеличились на 8,9% в 2015 году по сравнению с 2014 годом и достигли 13,2 млн. единиц. Индия также продемонстрировала высокие темпы роста в 2015 году – 7,7% по сравнению с предыдущим годом, сообщает IHS, а объем продаж легковых автомобилей в стране увеличился до 2,8 млн. единиц.

IHS также зафиксировала ослабление автомобильного сектора в Южной Америке в 2015 году, где на крупнейшем рынке, в Бразилии, был зафиксирован спад продаж легковых автомобилей по сравнению с предыдущим годом на 26% до 2,5 млн., на фоне роста безработицы, падения доходов населения и ухудшения условий кредитования, а также из-за увеличения налогов.

Продажи легковых автомобилей в мире (по регионам), млн. единиц*

страна, регион 2012 2013 2014 2015 2016
Китай 19,1 21,4 23,1 24,4 25,7
США 14,5 15,6 16,5 17,5 18,0
Западная Европа 11,8 11,5 12,1 13,2 13,5
Индия 2,8 2,7 2,6 2,8 3,0
Россия 3,2 2,8 2,5 1,6 1,6
Мир в целом 79,5 82,8 86,3 87,6 89,8

* - данные IHS Automotive (2016 год - прогноз).


На 2016 год IHS прогнозирует рост объема продаж легковых автомобилей в мире до 89,8 млн. единиц.

Автомобильный рынок США, поддерживаемый низкими процентными ставками по кредитам и низкими цен на бензин, будет оставаться сильным. Хотя процентные ставки будут слегка повышаться, условия для покупок будут оставаться хорошими, что позволит рынку продолжить расти в 2016 и 2017 годах. IHS видит все еще сильный потенциал для укрепления экономики США и увеличения занятости, что приведет к росту американского рынка до 18 млн. единиц в течение ближайших двух лет.

В Западной Европе, импульс роста также силен, даже после восстановления в 2015 году значительно выше ожиданий. Нынешний прогноз – рост продаж на 2,5-3,0% может быть даже пересмотрен в сторону повышения. Тем не менее, некоторые европейские рынки достигли пика.

Оптимизм по поводу активности продаж на китайском рынке резко возрос, так как правительство объявило меры по сокращению налога на покупку автомобиля для небольших автомобилей. Тем не менее, по-прежнему сохраняющаяся волатильность фондового рынка может отпугнуть некоторых покупателей. Несмотря на замедление экономики Китая, IHS Automotive в настоящее время ожидает рост продаж легковых автомобилей на 5-6% в 2016 году - достаточно, чтобы увеличить продажи более чем на 1,3 млн. единиц.

Для Азиатско-Тихоокеанского региона, 2016 год будет годом перехода от разочаровывающего спада продаж в последние годы к возобновлению роста. На ключевых рынках Таиланда и Индонезии, возвращение к росту должно начаться во второй половине 2016 года, а в 2017 году рост должен увеличиться. Автомобильный рынок Индии, по прогнозам IHS, ускорится, так как более низкие цены на энергоносители и падение процентных ставок по автомобильным кредитам позволят вернуться к двухзначным темпам роста впервые с 2010 года.

Для Бразилии и России, 2016 год, вероятно, будет трудным. Оба рынка находятся в упадке уже в течение трех лет подряд, и, вероятно, 2016 год станет четвертым, когда в экономике сохранится отрицательная динамика. Автомобильный рынок Бразилии, вероятно, сократится на 14 процентов в 2015 году, в соответствии с прогнозом IHS Automotive. В России рынок легковых автомобилей будет продолжать сокращаться, а из-за сохраняющихся последствий низких цен на нефть, санкций, наложенных на экономику России, и обменного курса рубля.

В 2015 году немецкий производитель автомобилей компания Volkswagen ошеломила мир, когда сместил компанию Toyota как крупнейшего в мире производителя автомобилей по объему продаж. В первом полугодии 2015 года Volkswagen продала 5,04 млн. автомобилей с января по июнь, по сравнению с 5,02 млн. проданных Toyota за тот же период.

Аналитики объяснили рост продаж Volkswagen повышенным спросом в Европе, где рынок рос самыми быстрыми темпами более чем за пять лет. С другой стороны, Toyota пострадала от снижения спроса в Китае, а также от неспособности получать те же выгоды в Европе, несмотря на преимущества, которые компания получила через ослабление японской иены.

Правда, уже осенью Toyota вернула лидерство по продажам на мировом рынке, а по итогам года совокупный объем продаж компании составил около 10 млн. автомобилей, против 9,93 млн. автомобилей у компании Volkswagen. Вместе с тем, 2016 год обещает быть еще одним годом конкуренции между двумя автогигантами.

Ниже приводится список из 10 крупнейших автомобильных компаний в мире (по продажам за 2014 год).

Топ-10 крупнейших автомобильных компаний в мире

место компания Страна происхождения Объем продаж, млн. ед. Кол-во сотрудников, тыс. чел.
1 Toyota Motor Япония 10,20 330,0
2 Volkswagen Group Германия 10,10 592,6
3 General Motors США 9,92 216,0
4 Renault-Nissan Alliance Франция, Япония 8,47 450,0
5 Hyundai Motor Group Южная Корея 7,71 249,4
6 Ford Motor США 6,32 224,0
7 Fiat-Chrysler Италия, США 4,75 228,7
8 Honda Motor Япония 4,36 199,4
9 PSA Peugeot-Citroen Франция 2,94 184,8
10 Suzuki Япония 2,88 14,6

Рынок легковых автомобилей России в 2015-2016 годах

Российский рынок легковых автомобилей закончил 2015 год снижением на 35,7% в годовом исчислении. Продажи снизились на 890,187 единиц по сравнению с 2014 годом, в общей сложности до 1,601,126 единиц, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Продажи в декабре снизились на 45,7% в годовом исчислении до 146,963 единиц, падение на 123,682 единиц.

Топ-10 брендов легковых автомобилей по продажам в России

штуки Дек. 2015 Дек. 2014 Изм., % 2015 2014 Изм., %
Lada 23462 35315 -34 269096 387307 -31
Kia 15215 20200 -25 163500 195691 -16
Hyundai 12570 15235 -17 161201 179631 -10
Renault 11934 19263 -38 120411 194531 -38
Toyota 11177 17536 -36 98149 161954 -39
Nissan 8410 20131 -58 91100 162010 -44
VW 7927 13871 -43 78390 128071 -39
UAZ 6324 7221 -12 48739 49844 -2
GAZ LCV 5099 7916 -36 51192 69388 -26
Skoda 4596 6214 -26 55012 84437 -35