Руководство по обслуживанию дизеля ямз 534. Тестирования и эксплуатация


ЯМЗ-534 – это семейство устройств с рядным расположением цилиндров, разработанное на основании дизельного двигателя ЯМЗ-530. Данные агрегаты являются инновационной разработкой компании AVL List. Высокие технические характеристики ЯМЗ-534 достигаются специалистами предприятия ОАО «Автодизель». Они отвечают экологическому стандарту Евро-4 и пользуются спросом на рынке.

Технические параметры

Технические характеристики ЯМЗ-534 описаны в следующей таблице:

Тип силового агрегата Дизельный
Присутствие турбонаддува +
Высота оси в коленчатом вале 30 см
Количество цилиндров 4 шт.
Максимальный крутящий момент 735 Нм
Тип охлаждения Жидкостное, воздух-воздух
Расположение цилиндров Рядное, вертикальное
Частота вращения 2300-2600 оборотов за минуту
Диаметр цилиндров 105 мм
Степень сжатия 17,5
Рабочий объем цилиндров 4,43 л
Ход поршня 128 мм
Геометрические параметры 820х720х900 мм
Мощность моторов ЯМЗ-534 100-158 кВт

Модификации мотора

Четырёхцилиндровый дизель ЯМЗ-534 мощностью 100-158 кВт имеет огромное количество модификаций, что объясняется его универсальностью и надежностью. В их перечень относят:

  • Считается базовой модификацией, которая применяется для большинства грузовых машин, тягачей, автопоездов, самосвалов;
  • Разработан преимущественно для автомобилей УРАЛ и для автопоездов, работающих на их базе;
  • Используется для различной техники МАЗ разного функционального назначения;
  • 5341/10. Применяется для автобусов ПАЗ-320412, полная масса которых не превышает 11 т;
  • Данный силовой агрегат, модификация ЯМЗ-534, применяется для многих автобусов ПАЗ с грузоподъемностью до 11 т;
  • Популярная модель, идеально подходящая для автобусов марки ПАЗ-32053;
  • 5344-10. Востребованная модификация для грузовых автомобилей ГАЗ, имеющих среднюю тоннажность;
  • Используется для среднетоннажных грузовых автомобилей ГАЗ, отличающихся повышенной проходимостью;
  • 534/CNG. Является самой новой моделью, выпущенной в производство несколько лет назад, которая только внедряется на рынок.



Сфера применения указанных силовых агрегатов

ЯМЗ-534, разработанный с использованием дизельных двигателей ЯМЗ-530 средней мощности, отличается универсальностью. Поэтому он нашел широкую сферу применения в составе различной специализированной техники. Этот двигатель эффективно выполняет поставленные функции при его установке на машины грузоподъемностью до 12 т. Часто их используют в составе автопоездов, имеющих массу до 21 тонны.

Силовой агрегат ЯМЗ-534 может применяться для автомобильного транспорта с четырьмя или шестью колесами, где два или четыре из них являются ведущими. При создании данного двигателя планировалось, что он будет устанавливаться на следующую специализированную технику:

  • грузовой транспорт МАЗ;
  • автомобили ГАЗ;
  • Урал (предпочтительней модели нового образца);
  • автобусы ПАЗ, имеющие небольшую или среднюю вместительность.





Особенности эксплуатации мотора

Эксплуатация двигателя ЯМЗ-534 с мощностью до 158 кВт будет максимально эффективной. Это достигается наличием универсальной топливной системы аккумуляторного типа. Она дополнительно оборудуется блоком управления, который подает точное количество топлива в систему, в зависимости от потребностей автотранспорта. Это позволяет снизить расход горючего при максимальной мощности и повысить коэффициент полезного действия.

Экологичность ЯМЗ-534 достигается наличием системы рециркуляции отработанных газообразных веществ. В составе конструкции двигателя присутствует специальный нейтрализатор, который для удобства эксплуатации снабжен сменным фильтром.

Даже при работе мотора ЯМЗ-534 на максимальных мощностях его прогнозируемый ресурс работы без капитального ремонта составляет 0,7-1 млн км. При этом производитель двигателя рекомендует каждые 30 тыс. км производить техническое обслуживание агрегата.

Сегодня, параллельно с несколькими модификациями классической V-образной серия ЯМЗ-236/238 Ярославский моторный завод выпускает и рядные моторы семейства 530. Об одном из них – ЯМЗ 534, а также о машинах, на которых он используется уже, а также о перспективных вариациях и пойдет речь дальше.

Устройство двигателя

Изначально в Ярославле планировали создать сразу три линейки рядных дизелей. Но после стендовых испытаний (разработки велись в два этапа, и результат первого был не слишком удачным) решили остановиться на двух. Ими стали средние дизель-моторы с продольным расположением 4-ех, а также 6-ти цилиндров в один ряд. Немалая доля заслуг в успешности проекта принадлежит австрийским специалистам компании AVL, которые участвовали в проектировании.


Если же говорить о практической части, то это абсолютная «вина» головного предприятия «Автодизеля» - чтобы новые двигатели были действительно современными, под их производство специально построили отдельную линию. Причем большинство оборудования было заказано за рубежом, а готовый конвейер на 90 процентов автоматизирован. С учетом отставания отечественных изготовителей топливной и электронной аппаратуры часть агрегатов тоже берется «за бугром»:


  • топливные насосы высокого давления у Bosch;
  • коробки передач идут ZF (моторы делают в «чистом» виде, без КПП);
  • электронная начинка сразу от нескольких немецких компаний;
  • отливки для блока цилиндров и ГБЦ от тех же немцев – Fritz Winter.

Тем не менее, данный дизель может целиком считаться русским, так как он не адаптирован к нашим реалиям, но уже при проектировке создавался именно с учетом эксплуатации в России и ближнем зарубежье. В то же время, его «выезд» за больший кордон тоже дело решенное – даже в минимальной компоновке он отвечает стандартам экологических норм Евро-4, а использование новационных катализаторов и систем очистки выхлопа позволяет надеяться и на более высокие показатели.

Собственно сам ЯМЗ-534-й, это 4-ех цилиндровик с турбонаддувом, в базовой версии с номинальной мощностью 136 «лошадок», работающий на дизтопливе, и имеющий массу меньше 500 кг. Рассчитан движок на 700 000 километров пробега, при этом заводская гарантия предусматривает двухгодичную эксплуатацию или маршрут длиной сотню тысяч км. Периодичность ТО тоже радует – первое запланировано через 500 рабочих часов (15 тысяч пробега), а дальнейшие через 1000 часов или 30 000 км. Кроме сниженного веса агрегат может похвастаться и хорошими показателями шумности – даже с нагрузкой, в кабине она не превышает порога в 75 дБ.


Максимум крутящего момента дизель-мотор способен выдать уже на низких оборотах (1200 об/мин и 422 Н.м соответственно). В конструкции установки предусмотрена возможность оснащения круиз-контролем. Использована аккумуляторная система топливоподачи Коммон рейл (ECRS). Расход горючего на сотню при постоянной скорости 80 км/час 18.8 литров. При этом максимум скорости на тех машинах, где уже используются модификации – 97 км/час.

Где применяется


Производство началось в 2011-ом, и тогда его ставили на малые и средние автобусы Павловского завода, если конкретно, то на обновленные ПАЗ-3205 и на его чуть большего «собрата» ПАЗ-3204. В феврале 2013 им было найдено более подходящее применение – возрожденные в результате проб с комплектацией ГАЗ-33098, а также модификация-вездеход ГАЗ-33088, более известный как «Садко». То есть, в разных исполнениях может быть оптимальным вариантом и для коммерческих (гражданских) машин, и для относительно легких армейских вездеходов. Стоит уточнить, что продажа машин с таким оснащением началась еще раньше, но именно начало 2013 стало стартом штатно-массового выпуска.

В менее масштабных объемах ставят на среднетоннажные МАЗы и Уралы – у этих автопроизводителей в большем почете «старший брат», шестицилиндровик ЯМЗ-536 и его вариации. Только минчане за 2013-2014 годы продали порядка 7000 машин с ЯМЗэшными рядными "шестерками".



Но и у «четверки» перспективы на сотрудничество с этими, и уже названными ранее, концернами вполне себе радужные:


  1. ЯМЗ-5340 уже успел себя хорошо зарекомендовать на бортовиках, и самосвалах МАЗ с полной массой до 12 тонн, и седельниках этого же завода, рассчитанных на работу в составе 21-тонных автопоездов
  2. Усиленный ЯМЗ-53402 и его версии ставят на полноприводные Урал-432065 и гусеничные снегоболотоходы ЗЗГТ
  3. ЯМЗ-5342 хорош на ПАЗ-4234 и ПАЗ-3237

Напоследок необходимо обязательно упомянуть еще об одном «симбиозе» ЯМЗ-ГАЗ, планы на который у «Автодизеля», и вообще «Группы ГАЗ» самые серьезные. Мы говорим о ЯМЗ 534 CNG – газовой модификации базовой модели, и о «площадке» под его установку автомобиле «ГАЗон NEXT». По сути, эти дизель-авто пятого поколения должны заменить 3309-е, хотя пока и выпускаются параллельно. На них изначально ставили ЯМЗ-53441, а в этом году на выставке была представлена и газовая версия, мотор для коей был разработан ярославцами совместно с канадской фирмой «Вестпорт» (Wstport). До серийно-массового изготовления дело пока не дошло, но все заинтересованные стороны считают решение этого вопроса делом нескольких месяцев.


В любом случае, есть повод поверить в долгосрочность перспектив семейства, а значит, заранее озаботится поиском поставщика качественных расходных материалов и запчастей к ним. Естественно, лучше оригинала ничего быть не может, но вполне может быть не хуже. К тому же, у комплектных подразделений ЯМЗ не всегда находиться время и возможности сотрудничать с розничными и мелкооптовыми клиентами.

У нашего торгового дома «СпецМаш» найдется все – и запчасти, качественно не уступающие штатным (проверено МАДИ и НАМИ, подтверждено и сертифицировано РосТест), и возможность реализации их оптом и в розницу. Посмотреть ассортимент можно в каталоге интернет-магазина, заказы принимаются на сайте, по телефону и «электронке», организовываем доставку по Москве, области и в регионы.

«ЯМЗ-534 » - это принципиально новая конструкция, с использованием самых актуальных и передовых решений, права на которую принадлежат «Группе ГАЗ» (в состав данного холдинга последние годы входит Ярославский моторный завод).
Для серийного производства дизелей 530-го семейства был построен и запущен совершенно новый завод в составе ЯМЗ - ОАО «Автодизель». Это новое предприятие находится на нынешней окраине города, как говорят местные - «за Волгой», примерно в двадцати минутах езды от старого завода. Это самое современное производство дизельных двигателей не только в России, но и во всей Восточной Европе. Среди поставщиков отдельных узлов и компонентов нового ярославского 4х-цилиндровика - такие маститые производственные компании с многолетней и безупречной репутацией, как«Bosch», «Z.F.», «FederalMogul», «BorgWarner», «MannHummel», «Behr», «Knorr/Bremse» и другие.

Однако новые ярославские четырёхцилиндровые дизели вовсе не полностью состоят из импортных комплектующих и компонентов, как это может показаться. К примеру, топливная аппаратура «CommonRail» - российского производства, от Ярославского завода дизельной аппаратуры.
Электронный блок управления и программное обеспечение к нему - были разработаны питерской компанией «АБИТ», а производство самого ЭБУ освоено на Старооскольском заводе автотракторного электрооборудования.
Производство электронно-управляемых топливных форсунок, обеспечивающих повышенное давление распыла и многофазный впрыск (тремя порциями), налажено на Алтайском заводе прецизионных изделий, в городе Барнауле.

В арсенале Ярославского моторного завода значатся девять модификаций «ЯМЗ-534», в мощностном диапазоне от 136 до 190 лошадиных сил. Выделяется в особом порядке газовый двигатель «ЯМЗ-534/CNG», ставший плодом сотрудничества с канадской производственной компанией «WestPort».


Фотография двигателя «ЯМЗ-534»

Возможности, двигателя «ЯМЗ-534» являются весьма универсальными. Эти моторы эффективным образом выполняют функции силовых агрегатов на разнообразной технике массой до 12-ти тонн, вместе с грузом; либо на автопоездах с массой до 21-й тонны. Допускается использование данных двигателей на автомобилях с количеством колес от 4-х до 6ти, с ведущими двумя или же четырьмя колёсами.
Изначально, дизельные двигатели «ЯМЗ-534», все их модификации и комплектации были предназначены для установки на грузовые автомобили «МАЗ», «Урал» (нового образца), «ГАЗ» и «ГАЗонNext»(на газовом топливе), а также на автобусы малой и средней вместимости марки «ПАЗ».
Ключевые различия между отдельными модификациями заключаются, в первую очередь, в настройках ЭБУ - электронной системы подачи топлива, оптимизированной под конкретные задачи.

Обзор модификаций дизеля «ЯМЗ-534»

«ЯМЗ-5340» - базовая модификация, используемая в качестве силового агрегата для грузовых машин, самосвалов, шасси, тягачей с колёсной формулой «4х2», «4х4», «6х2», «6х4», с полной массой до 12 тонн, автопоездов на их базе до 21 тонн - Минского автомобильного завода «МАЗ». Имеются также три дополнительные модификации: с подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/01»), с вентилятором («ЯМЗ-5340/02»), с вентилятором +подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/03»).
«ЯМЗ-53402» - разработан для грузовых автомобилей «Урал-432065» и прочие автомобили марки «Урал», в том числе и повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4, с полной массой до 13-ти тонн, для автопоездов на их базе до 24-х тонн массой. Отдельная специальная модификация «ЯМЗ-53402-10» применяется в составе гусеничного снегоболотохода «ЗЗГТ».
«ЯМЗ-5341» - этот двигатель используется в качестве силового агрегата для следующей техники марки «МАЗ»: средне-тоннажных автомобилей, на шасси автомобильных с колёсной формулой «4х2» и полной массой до 6-ти тонн, для автопоездов на их базе до 10 тонн, и для автобусов.
«ЯМЗ-5342» - применяется в качестве силового агрегата для автобусов моделей «ПАЗ-320402», «ПАЗ-4234», «ПАЗ-3237», с полной массой до 11 т.
«ЯМЗ-5344-10» - вариант дизельного двигателя специально для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства «ГАЗ-3308» («Садко») и «ГАЗ-3309».
«ЯМЗ-53442» - специальная модификация, предназначенная для средне-тоннажных грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-3308» и их шасси.
«ЯМЗ-534/CNG» - самая новая и «многообещающая» модификация, запущенная в производство лишь в конце 2015-го года. Работает на газе. Ей вначале будут комплектоваться новые версии ГАЗовских грузовиков, а в скорой перспективе - самый широкий спектр всевозможной техники разного назначения.

Инновации дизеля «ЯМЗ-534»

Все указанные модификации новых четырёхцилиндровых дизелей максимально унифицированы между собой и закрывают диапазон мощности от 136-ти до 215-ти лошадиных сил. При этом показатель минимального удельного расхода топлива составляет, по данным производителя, 145 г/л.с.ч. И это число является весьма хорошим, по современным меркам показателем, соответствуя самым актуальным нормам топливной эффективности.
Благодаря наличию инновационной аккумуляторной топливной системы непосредственного впрыска «CommonRail», снабжённой ЭБУ - электронным блоком управления, достигается точные параметры калибровки подачи топлива, для целого ряда разноплановых режимов работы. Это позволяет одновременно обеспечивать как снижение расхода горючего, так и повышение коэффициента полезного действия двигателя.

«ЯМЗ-534» технические характеристики дизеля

Индекс двигателя «ЯМЗ-534»
Производитель ЯМЗ - ОАО «Автодизель»
Требования экологичности EURO-4
Габариты двигателя
Длина 972 мм.
Ширина 712 мм.
Высота 836 мм.
Вес в незаправленном состоянии 480 кг.
Тип дизельный
Система питания непосредственный впрыск CR
Количество/расположение цилиндров 4 / "L"
Диаметр цилинров 105 мм.
Ход поршня 128 мм.
Рабочий объём 4430 см 3
Максимальная мощность 136 л.с. при 2300 об/мин
Максимальный крутящий момент 735 Нм (75 кг/с.м)
Частота вращения при максимальном крутящем моменте 1300-1600 об/мин.
Степень сжатия 17,5
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Высота оси коленчатового вала 300 мм.
Тип привода ГРМ зубчатый ремень
Масса двигателя 109,7 кг.
Система зажигания Электронная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением

Показатель расхода масла на угар составляет не более 0,1% от расхода солярки, что соответствует самым передовым образцам подобной техники от ведущих мировых производителей.

Когда-то ЯАЗ, позже переименованный в ЯМЗ, начинался с одной площадки в Ярославле, а теперь их две. И еще одна - на нынешней окраине, за Волгой, как говорят местные. Там в 2013 году открыли новый завод по выпуску моторов ЯМЗ‑530. Это самое современное производство турбодизелей не только в нашей стране, но и во всей Восточной Европе.

Кроме «четверок» ЯМЗ‑534 и «шестерок» ЯМЗ‑536 с осени 2015 года здесь выпускают дизели Mercedes-Benz OM 646 для автобусов Sprinter Classic, которые собирают на Горьковском автозаводе. На ЯМЗ полностью обрабатывают блок со сверловкой всех отверстий, расточкой и хонингованием. Обрабатывают и шлифуют коленвалы. Такое доверие немцев дорогого стоит.

Всё свое

На ГАЗе освоили литье сложнейших деталей ЯМЗ‑530 - блока и головки. Литейка в Нижнем - самая современная. Механическую обработку в Ярославле наладили еще раньше, и поначалу отливки были импортные - с германского предприятия Fritz Winter. Это поставщик многих заводов, где производят автомобили BMW, Mercedes-Benz, Volvo и другие.

Поршневая группа поставляется или из Костромы, с Мотордетали, где используют технологии и материалы фирмы Kolbenschmidt, или из Набережных Челнов, с завода Federal-Mogul. Заготовки коленвалов поставляет КАМАЗ. А на Ярославском заводе дизельной аппаратуры (ЯЗДА) освоили выпуск ТНВД модульной конструкции! Раньше вся топливная система была фирмы Bosch.

Электронный блок управления - московской фирмы ИТЕЛМА. Турбокомпрессоры делает НПО «Турботехника» в подмосковном Протвине. С отечественной топливной аппаратурой не только добились уровня Евро‑5, но и работают над соответствием нормам Евро‑6.

Российские компоненты позволяют создавать более мощные модификации дизелей. Если прежде у ЯМЗ‑534 (4,43 л) предел мощности составлял 190 л.с., то теперь есть 210‑сильный двигатель, которым планируют оснащать седельный тягач Газон Next и другие автомобили.

У шестицилиндрового ЯМЗ‑536 (6,65 л) был предел 312 л.с., а будет 330 л.с. (Евро‑5). Планируется выпуск «шестерки» увеличенного до 7,0 л рабочего объема при том же диаметре поршней; мощность - от 330 до 370 л.с. В число основных заказчиков войдут МАЗ и Урал - тем более что на основе моделей Урал М и Урал Next предполагается начать выпуск грузовиков дорожной гаммы.

Цилиндры веером

Ветеран на конвейере - семейство V6/V8: эти двигатели выпускаются 55 лет! Помнится, специалисты ЯМЗ говорили, что V‑образные моторы не будут доводить даже до уровня Евро‑4 и постепенно свернут производство. Среди причин называли бóльшую, чем у рядных «шестерок», массу и относительно невысокую литровую мощность. Но с начала 2013 года эти моторы выпускают в исполнении Евро‑3, Евро‑4, а теперь и Евро‑5. И на каждую версию есть свой потребитель.

На основе мотора V8 ЯМЗ‑6585 (14,86 л, 420 л.с.) уже сделали 500‑сильный вариант. А вот крутящий момент подрос незначительно - с 1766 до 2000 Н·м: слишком большой момент не нужен, иначе возникнут проблемы с трансмиссией. Прирост мощности получен благодаря иным фазам газораспределения и совместной настройке системы common rail и турбокомпрессора.

В моторе по-прежнему остались общие головки блока с двумя клапанами на цилиндр. У 500‑сильной версии изменена система смазки, используется принудительное охлаждение поршня маслом через особую галерею в нирезистовой вставке. Сами поршни - более сложной конструкции. Применен водомасляный теплообменник увеличенной эффективности.

Аппаратура common rail произведена на ЯЗДА, но есть и импортные компоненты. На «восьмерке» электронный блок управления и программное обеспечение - разработки питерской компании АБИТ, а производство ЭБУ освоено на старооскольском заводе СОАТЭ. Электронно-управляемые топливные форсунки делают в Барнауле. Для соответствия требованиям Евро‑4 применили технологию селективного каталитического восстановления SCR с AdBlue. Мотор V8 под Евро‑5 тоже оснащен SCR, но имеет оригинальные настройки, а соответствие нормам Евро‑3 достигается без применения мочевины.

Уроки французского

На стадии завершения находится работа над опытной партией рядных «шестерок» ЯМЗ‑770/ЯМЗ‑780 объемом 12,43 л. Конструктивно они близки к ЯМЗ‑650 (он же Renault dCi11 объемом 11,12 л). Есть турбонаддув, интеркулер, ГРМ с четырьмя клапанами на цилиндр. Диапазон мощности - от 500 до 850 и даже до 1000 сил! Крутящий момент - от 3000 до 3700 Н·м. У новых моторов полностью оригинальные блок цилиндров, головка блока, коленвал.

Степень локализации доходит до 90%. Причем по габаритам новый дизель сопоставим с ЯМЗ‑650, поэтому при обработке деталей для ЯМЗ‑770/ЯМЗ‑780 можно использовать уже имеющееся оборудование и обрабатывающие линии. Всё это позволит быстрее запустить ярославскую новинку в серию.