Руководство по эксплуатации камаз 43269 выстрел.  Военный Обозреватель

Идея создания простого и недорогого бронеавтомобиля на серийных «грузовых» агрегатах не нова. Такие конструкции были особо популярны в СССР в 1930-50 годах: взять, например, послевоенные БТР-40 и БТР-152 (их основой послужили, соответственно, полноприводные ГАЗ-63 и ЗиС-151). Затем наша страна сделала ставку на более массивные и мощные бронетранспортеры, но как показало время, востребованность в легких двухосных бронемашинах осталась.


В 1997 году совместно КамАЗом и МВТУ им. Баумана с использованием узлов и агрегатов серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326 был создан ходовой макет автомобиля «Выстрел» со стальным корпусом, позднее получивший обозначение «бронированная пограничная машина БПМ-97». БТР имеет обычные для гражданских машин данного класса габариты и может эксплуатироваться как в условиях бездорожья, так и на дорогах общего пользования без каких либо ограничений. При этом бронетранспортер сохраняет скорость и маневренность грузовика.

Основным назначением автомобиля является обеспечение действий личного состава пограничных войск при выполнении широкого круга задач по охране государственной границы. Дополнительно разработчики предусмотрели возможность использования машины в вариантах штабного или патрульного автомобиля. Броневик может перевозить раненых, служить в разведке, при необходимости возить арестантов или ценности.

Сварной корпус от Курганмашзавода - несущий. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета НСВ с дистанции 300 м, нижняя часть и корма - из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; бронировано и днище. Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего автомобиля.

На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

Применение унифицированных узлов и агрегатов позволяет обеспечивать пробег до капитального ремонта 270 тыс. километров. Серийные узлы и агрегаты позволяют упростить процессы производства и ремонта автомобиля. Компоновка позволяет производить технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства ОАО КамАЗ. Применение агрегатов серийного производства позволило существенно снизить стоимость автомобиля.

Характеристики БПМ-97

Колесная формула 4x4
Боевая масса, кг 10500
Масса буксируемого прицепа, кг 5000
Боевой расчет, чел 2+8
Клиренс, мм 365
Броневая защита противопулевая
Двигатель (тип) КамАЗ-740.10-20 (Д, V8)
Мощность двигателя, л.с. 240

Максимальная скорость, км/ч 90
Запас хода по шоссе, км 1100
Преодолеваемый подъем, град 30
Преодолеваемый брод, м 1,75

БТР «Выстрел» — бронемашина среднего класса, состоящая на вооружении ряда силовых структур Российской Федерации.

После БТР-40 и БТР-152 бронетранспортеры на автомобильных шасси в СССР не создавались. Им на смену пришло семейство восьмиколесных плавающих бронетранспортеров БТР-60/70/80. Для ведения войны в условиях применения оружия массового поражения они подходили как нельзя лучше. Никаких других бронетранспортеров не разрабатывалось, тем более что акцент интересов военных сместился в сторону гусеничных боевых машин пехоты. Поэтому другие силовые структуры — милиция, внутренние войска, пограничники и т. д. — получали армейскую технику, которая им была совсем не нужна.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В связи с новыми вызовами во второй половине 1990-х годов силовым структурам, и армии в том числе, потребовался легкий бронетранспортер, относительно дешевый, созданный на основе автомобильных агрегатов. Основным назначением такой машины стало обеспечение действий личного состава пограничных войск при выполнении широкого круга задач по охране государственной границы. Дополнительно разработчикам необходимо было предусмотреть возможность использования машины в вариантах штабного или патрульного бронеавтомобиля. Броневик должен был перевозить раненых, служить в разведке, при необходимости возить арестантов или ценности.

Бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 (КамАЗ-43269) была разработана в 1997 году ОАО «Камский автомобильный завод» совместно с ООО «Центр технического сотрудничества при МГТУ им. Баумана» в соответствии с утвержденным тактико-техническим заданием (ТТЗ) от 6 октября 1996 года. Разрабатывалась она как машина для пограничных патрулей. Производство корпусов для БПМ-97 было налажено на ОАО «Курганмашзавод». Сама же машина для пограничных войск БПМ-97 собиралась на дочернем предприятии ОАО «КАМАЗ» ЗАО «Ремдизель». Приказом ФСБ РФ бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 КамАЗ-43269 была принята на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

СУДЬБА И РАЗВИТИЕ

Свою заинтересованность в бронетранспортере КамАЗ-43269 обозначили сразу несколько силовых структур Российской Федерации и зарубежных государств. Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 приобретен Пограничными войсками ФСБ и Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) РФ. Этими службами были объявлены тендеры на поставки бронеавтомобилей с вооружением, в составе которого, согласно техническим заданиям, обязательно должен присутствовать крупнокалиберный пулемет «КОРД». Другим условием заказчиков являлось наличие в машине свободного пространства, необходимого для размещения личного состава.

На Московском авиационно-космическом салоне MAKC-2009 в г. Жуковском Московской области был впервые продемонстрирован бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» с модульным боевым отделением. Особенность этого варианта бронеавтомобиля состоит в том, что по желанию заказчика на нем может быть смонтирован боевой модуль в комплектации, выбранной из широкой гаммы, предлагаемой ОАО «Муромтепловоз», которое осуществляет сборку машины в целом.

Вскоре было принято решение о проведении ускоренных государственных испытаний опытного образца этой машины. Был разработан и изготовлен опытный образец бронеавтомобиля КамАЗ-43269 для поставки Минобороны РФ. С целью оптимизации конструкции корпуса и экономии финансовых средств корпус для машины был изготовлен на ОАО «Рубцовский машиностроительный завод». После проведения государственных испытаний приказом начальника АБТУ МО РФ базовое шасси под специальные транспортные средства КамАЗ-43269 было принято на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.

На базе бронетранспортера КамАЗ-4269 размещен комплекс средств автоматизации и связи разведывательно-патрульной машины (КСАС-РПМ) «Дозор-Н». Комплекс предназначен для автоматизации процессов управления разведывательно-патрульными подразделениями с использованием средств информационной поддержки принятия решения командирами разведывательно-патрульных рот, взводов и отделений. Комплекс, функционирующий на основе средств KB, УКВ и широкополосной радиосвязи, аппаратуры передачи данных и интеграции с помощью СПО АРМ, обеспечивает обмен оперативной информацией, навигационными данными, а также данными целеуказания и ориентирования.

Бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 (КамАЗ-43269) разработана открытым акционерным обществом «Камский автомобильный завод» совместно с ООО «Центр технического сотрудничества при МГТУ им. Баумана» в соответствии с утвержденным тактико-техническим заданием (ТТЗ) от 06 октября 1996 года. Производство корпусов для БПМ-97 было налажено на ОАО «Курганмашзавод». Сама же бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 собиралась на дочернем предприятии ОАО «КАМАЗ» ЗАО «Ремдизель».

Межведомственная комиссия, назначенная приказом Пограничной службы ФСБ России провела Государственные приемочные испытания и утвердила конструкторскую документацию, доработанную по результатам государственных испытаний, для серийного производства.

В ходе выполнения работ была разработана конструкторская документация на КАМАЗ-43269, в том числе, на бронекорпус линейной машины (без башни) и корпус с башенным боевым отделением; изготовлены один макетный (небронированный) и 3 опытных бронированных образца; проведены заводские и приемочные испытания и оценка защитных свойств отстрелом одного образца; проведена сертификация машин на соответствие ПДД и международным требованиям и получено от Госстандарта Одобрение Типа Транспортного Средства.

Приказом ФСБ РФ бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 КАМАЗ-43269 принята на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

"Выстрелы"

Разведывательно-патрульная машина "Дозор" на базе "Выстрела" с различными вариантами вооружения

На достигнутом результате ОАО «КАМАЗ» не планировало завершение работ по данной тематике. В период с 2005 по 2008 году за счет собственных средств ОАО "КАМАЗ" была реализована корпоративная программа, предусматривающая модернизацию двухосного автомобиля типа 4х4 и создание модификаций колесной формулы типа 6х6, 8х8 в рамках согласованного ГАБТУ МО тактико-технического задания.
В связи с наступившим в 2008 году мировым финансовым кризисом, для оптимизации и сокращения затрат ОАО «КАМАЗ» работы по автомобилям колесной формулы типа 6х6, 8х8 приостановлены на этапе проведения испытаний опытных образцов и на сегодняшний день, учитывая начало работ по ОКР «Тайфун», продолжение работы по автомобилям колесной формулы типа 6х6, 8х8 оценено как нецелесообразные.

Совместным с ГАБТУ МО РФ Решением «О порядке организации работ по оценке соответствия бронированного полноприводного автомобиля КАМАЗ- 43269 (проект «Выстрел») требованиям Министерства обороны Российской Федерации» было принято решение о проведении ускоренных Государственных испытаний опытного образца защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 .
Целью испытаний были проверка и подтверждение соответствия тактико-технических и эксплуатационных характеристик опытного образца автомобиля КАМАЗ-43269 требованиям ТТЗ в согласованном объеме и выдача рекомендаций о возможности принятия защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Был разработан и создан опытный образец защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 для поставки Минобороны РФ. С целью оптимизации конструкции корпуса и экономии финансовых средств корпус на защищенный автомобиль был изготовлен на ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»

После проведения Государственных испытаний была создана межведомственная комиссия по рассмотрению результатов испытаний и изменений конструкторской документации, по результатам которой было принято Решение о рекомендации принять защищенный автомобиль КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Начальника автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации (НГАБТУ МО РФ) базовое шасси под специальные транспортные средства КАМАЗ-43269 принято на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Преодоление рва с водой (Бронницы)

Стрельбы на испытаниях

В рамках модернизации (конструкторских изменений) базового шасси КАМАЗ-43269 по результатам войсковой эксплуатации и типовых испытаний внесен ряд конструкторских изменений, в частности:
- Введен воздушный фильтр пенальной конструкции
- Применена новая конструкция лобового стеклопакета
- Введены новые распашные люки
- Испаритель кондиционера установлен в нише крыши
- Установлена ФВУ в задней части корпуса
- Введена распашная крышка кожуха ТБ
- Увеличено расстояние между полом и верхней кромкой ТБ на 150 мм
- Изменены координаты люк водителя
- Введена дополнительная защита днища
- Увеличен проем моторного отсека в проекции лобового листа
- Введена установка запасного колеса
Дополнительно:
- Изменена прокладка трубопроводов
- Отопитель вынесен из под капота
- Увеличена высота крыши на 150 мм
- Введена механическая КПП
- Введено новое регулируемое сиденье на пневмоподвеске.
- Введены АКБ 6ТСТС100А меньших габаритных размеров.
- Введен молекулярный накопитель энергии МНЭ-100/24 для облегчения пуска.

Модернизированный "Выстрел" выглядит так (Поскольку процесс модернизации не стоит на месте, на фото нет запасного колеса, которое располагается на месте правой кормовой двери)

Бронирование. Заявлено, что верх корпуса держит 12.7-мм пули из пулемета НСВ, нижняя часть корпуса и корма - пули 7.62-мм из СВД.

Схемы машины

Наглядное отображение того, что поменялось в модернизированной машине

Сиденья для большей противоминной устойчивости подвесили к боковым панелям. Теперь они располагаются не поперечно, а вдоль бортов, чего добились уменьшением колесной ниши. На каждом сиденье предусмотрены ремни безопасности;
- появился новый вариант обивки из пенополиуретана, который лучше сохраняет тепло;
- появившееся по требованию МО запасное колесо может опустить и поменять один человек, с помощью специальной блочной системы. К сожалению, появление запасного колеса привело к перекрытию правой кормовой двери и снизило полезную нагрузку машины на 200 кг (до 1000 кг)
- для удобства экипажа увеличена высота боевого отделения, что привело к возрастанию общей высоты автомобиля на 150 мм;
- планируется заменить нынешние отопители 1х4кВт и 1х8кВт, на 2х8кВт, сопряженных с фильтро-вентиляционной установкой.

В 90-е годы "Выстрел" разрабатывался, как машина для пограничных патрулей, что накладывает определенный отпечаток на возможности модернизации, т.е. сделать из него MRAP, например, не получится.

Испытания модернизированного "Выстрела" в горах

Разработка началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с КАМАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России. Первым серьезно обратил внимание на БПМ-97 руководитель Федеральной погранслужбы Андрей Николаев. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников - ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государственное финансирование прекратилось и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины.
Для компенсации затрат на разработку при малом объеме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям.
Бронеавтомобили используются для перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.
После получения в 2005 году разрешения на экспорт несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. В
процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьезных дефектов, послуживших поводом к отказу от покупки
уже произведенной партии машин (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин - трещины в бронелистах). В
результате в 2008 году министерство обороны решило выкупить данную партию броневиков. В 2009 году несколько машин
БПМ-97 приняли участие в учениях "Запад-2009".
«Дозор» собирается на заводе ЗАО «Ремдизель» в Набережных Челнах. На бронированный кузов производства ОАО
«Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КАМАЗ 4326 4х4.
Конструкция
Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода.
Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние
кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались
узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и
агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить
технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства
ОАО "КамАЗ". Пробег до капитального ремонта составил 270 тыс. километров.
На БПМ-97 установлены два 125 л протектированных бака и дополнительный 20 л бак в бронированном корпусе. Автомобиль
оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне
зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.
Защита и вооружение
Бронирование противопульное. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м,
нижняя часть и корма - из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано. Вооружение
монтируется во вращающейся башне. Возможна установка 14,5-мм пулемёта КПВТ или 12,7-мм пулемёта «Корд», 30-мм
гранатомёта «Пламя», противотанкового ракетного комплекса.

Боевая масса – 9,8 т. Вооружение –7,62-мм пулемет СГМБ образца 1949 года. Бронирование, мм – нос - 9-11, лоб - 11, борт - 7-9, корма - 7, верх - 5, днище – 4. Двигатели бензиновые, шестицилиндровые. Мощность двигателя: 2×90 л.с. при 3400 об/мин. Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 80, на плаву – 10. Запас хода, км – по шоссе - до 500, на плаву до – 90. Десант – 16 человек .

. Боевая масса – 8,0 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 10 человек. Вооружение: 2 7,62-мм ПКТ, боезапас - 200 патронов. Бронирование: 10-15 мм. Силовая установка: дизель БЗТМ 5Д20, 240 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 60(10) км/ч. Запас хода по шоссе 500 км.

. Боевая масса – 12,0 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 7 человек. Вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ (500 патронов) 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов) 2 ПЗРК 9К34. Силовая установка 2×ГАЗ-49Б по 120 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 80(10) км/ч. Запас хода 400-600 км.

БТР-80М . Боевая масса – 12,0 т. Экипаж – 3 человека. Десант – 7 человек. Вооружение: 14,5-мм пулемет КПВТ (500 патронов) 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов) 2 ПЗРК 9К34. Силовая установка 1×ЯМЗ-238 240 л.с. Максимальная скорость (на плаву) 80(10) км/ч. Запас хода 400-600 км.

Первые советские бронетранспортёры и БТР-152 создавались на базе обычных армейских грузовиков. Так, первый был создан на шасси автомобиля – полноприводного варианта знаменитого . Второй же имел в основании шасси полноприводного шестиколёсного грузовика ЗиС-151.
Однако в дальнейшем в советском бэтээростроении возобладала концепция специальных шасси. В соответствии с этой концепции были созданы и БТР-60, и БТР-70, и БТР-80, а ныне на вооружение российской и казахстанской армий в качестве основного образца продолжает поступать последняя модификация восьмидесятки БТР-82. Все эти машины имели заднее расположение силового агрегата.
Однако бронеавтомобили с передним расположением двигателя имеют свои преимущества, и главное из них – более высокая живучесть. Дело в том, что с развитием и распространением кумулятивных боеприпасов передняя часть шестидесяток, семидесяток и восьмидесяток перестала быть надёжной защитой для экипажа, и если танк Т-72 может позволить себе 208-миллиметровую толщину переднего бронирования корпуса, то для БТРа и бронеавтомобиля такая толщина брони неприемлема, а систему динамической защиты на 10-миллиметровый бронелист не навесишь – при своём срабатывании она не защитит от проникновения в машину кумулятивной струи, а наоборот послужит дополнительным поражающим фактором. Если же двигатель расположен спереди, то кумулятивная струя, пробив тонкий передний бронелист , будет поглощена многочисленными деталями силового агрегата. Машина, конечно же, потеряет подвижность, но зато экипаж останется жив. Более того, он сможет покинуть подбитую машину не через верхние люки под огнём противника, а через задние двери, находясь под защитой бронекорпуса и под прикрытием дыма от горящего двигателя и пара из пробитого радиатора.
Кроме того, при такой компоновке пуля рикошетит от наклонных бортов, а V-образное днище рассеивает энергию взрыва при наезде на мину.
Именно по такой схеме и создан бронеавтомобиль КАМАЗ-43269 Выстрел.
Его разработка началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Инициатором разработки выступил тогдашний руководитель Федеральной погранслужбы генерал армии Андрей Николаев. Машину предполагалось принять на вооружение под индексом БПМ-97 (БПМ – боевая пограничная машина).
Однако через год грянул дефолт, и работы по созданию Выстрела были заморожены. Спасла ситуацию армия никем ещё тогда не признанной Абхазии, которая закупила несколько бронемашин. После этого создателям удалось продать некоторое количество своих изделий гражданским компаниям, использующим их для перевозки взрывчатых веществ, денег и ценных грузов.
После получения в 2005 году разрешения на экспорт несколько машин было продано МВД Казахстана и Азербайджана. Всего за полтора десятилетия удалось пристроить около сорока экземпляров этого образца бронетехники.
Конструктивно Выстрел представляет полноприводной бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом, производимым на Курганмашзаводе. Сборка же производится на заводе «Ремдизель»

в Набережных Челнах.
Толщина брони Выстрела составляет 16 мм, что на 60% больше, чем у БТР-80. Причём эти 16 миллиметров имеет не только передний бронелист, но и верхняя часть бортовой брони. Это позволяет Выстрелу выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта Утёс на 300-метровой дистанции. Пулю же выпущенную из пулемёта винтовочного калибра, броня Выстрела выдерживает не менее чем на 30-метровой дистанции – испытания огнём с меньшего расстояния не проводились из-за опасности поражения стрелка собственной пулей, отскочившей от брони.
В отличие от БТРов, у которых передние стёкла имеют обычную толщину, на выстреле устанавливается бронестекло 46-миллиметовой толщины, пулестойкость которого примерна эквивалентна тем самым 16 миллиметрам броневой стали.

Автомобиль разделен на две половины – моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. Механик-водитель и командир экипажа сидят на сиденьях от автомобиля Ока. Десант же, насчитывающий 10 бойцов, сидит на таких же сиденьях спиной к борту. Для входа и выхода десанта и экипажа в корпусе Выстрела выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. Кроме того, в бортах корпуса имеются бойницы. Аналогичные тем, что были на БТР-60 и БТР-70.


Внешне Выстрел настолько похож на БТР-40, что некоторые западные обозреватели называют его BTR-40M. Однако выстрел по своим размерам значительно крупнее сороковки, но при этом меньше восьмидесятки. Так, длина бронеавтомобиля при 3300-миллиметровой колёсной базе составляет 5300 миллиметров, то есть, Выстрел на 2,35 метра короче восьмидесятки, но на 30 сантиметров длиннее сороковки. Ширина же его, равная 2,54 метра – на 36 см меньше, чем у БТР-80, но на 54 см больше, чем у сороковки – позволяет Выстрелу безо всяких ограничений пользоваться дорогами общего пользования и делает его удобным для перевозки по железной дороге. Высота Выстрела без башни составляет 2585 мм.


При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326. В качестве силовой установки Выстрел использует 240-сильный ярославский дизель ЯМЗ-238. При 130-миллиметровом диаметре цилиндра и 140-миллиметровом ходе поршня двигатель имеет 14,866-литровый рабочий объём. Правда, на некоторых экземплярах устанавливается и камазовский двигатель. Благодаря сравнительно малой массе – 9,8 т против 13,6 т у БТР-80 – Выстрел может развивать 100-километровую скорость и удерживать её на протяжении длительного времени.

На Выстреле установлены два 125-литровых протектированных бака и дополнительный 20-литровый бак в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем, позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Также на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.
В 2011 году КАМАЗ вместе с Урал представил новое универсализированное семейство корпусных и модульных бронеатомобилей Тайфун, в связи с этим дальнейшее развитие проекта «Выстрел» было признано нецелесообразным, но несмотря на это работы по модернизации Выстрела продолжаются.

Смотрите также:

Балатонская операция
Берлинская операция
Бой на Рогачёвском шоссе
Бой у станицы Кущёвской
Бронепоезда Великой Отечественной
Введение погон в Красной Армии
Взятие Будапешта
Знамя Великой Победы
Керченско-Феодосийская десантная операция
Конец армии Паулюса
Курская битва
Малая земля
Нападение Германии на СССР
Нижне-Силезская операция
Оборона Киева
Первый ночной таран Великой Отечественной
План Барбаросса
Побег лётчика Девятаева
Провал операции «Цитадель»
Прорыв блокады Ленинграда
Рейд на станицу Тацинскую


Первый в мире мобильник был советский

Почему в 1944 году депортировали чеченцев и ингушей

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации