Российские электромобили. Есть ли будущее у электромобилей в россии Что такое электромобиль

Пока обычные автомобили пользуются гораздо большим спросом по сравнению с обыкновенными гибридами. Однако в последние годы наблюдается ускоренное развитие электромобилей в мире. Так, в США продажи электрокаров за последние годы выросли на 20%. Сегодня электротранспорт является довольно перспективным сегментом рынка, который, безусловно, требует особенного внимания, но его массовый выпуск всё же сопряжен с определёнными проблемами и спорными вопросами.

  • Развитие электромобилей по всему миру
    • Американские электромобили
    • Европейские электромобили
    • Азиатские электромобили
    • Советские электромобили
  • Гибридные модели автомобилей
  • Как электромобили продвигают в массы?
    • Опыт некоторых стран
  • Прорыв компании Tesla
  • Прогноз рынка электромобилей
  • Перспективы развития электромобилей в России

Почему электромобили снова стали востребованы?

Увлекательная история создания электромобилей длиною в 2 столетия казалось подошла к концу. Но в середине 70-х годов прошлого века, когда цены на нефть резко подскочили, помыслы инженеров вновь обратились к хорошо подзабытой технологии электрического привода для автомобилей. Проблема массового использования электромобилей ещё более обострилась в связи с тем, что целый ряд государств в самом конце XX века значительно ужесточил своё законодательство об охране окружающей среды. Самые жёсткие законы были приняты в Калифорнии – наиболее загазованном американском штате, они подталкивали к постепенному и неуклонному увеличению использования машин, имеющих «нулевой выхлоп». Правда позднее, в результате лоббирования определённых кругов, законы пришлось смягчить, а основная масса электромобилей, произведённых в этот период, была по мере истечения срока их эксплуатации утилизирована за счёт штата.

Развитие электромобилей по всему миру

Американские электромобили

В 1996 году появился первенец второй волны электромобилей – EV1 от «Дженерал моторс», всего с 1996 по 2003 год было выпущено 1117 единиц этой марки. Это двухместное купе с обтекаемыми формами имело 137-сильный мотор и могло проехать без подзарядки до 225 км, разгоняясь до 130 км/ч. Когда вместо свинцово-кислотных аккумуляторов на нём стали использовать никель-металлогидридные, то это помогло увеличить пробег до 240 км.

После этой первой ласточки производство новых электромобилей уже не прекращалось. Сейчас подобные машины ездят почти повсюду, и стороннему человеку трудно бывает отличить их от обычных, поскольку внешне они выглядят точно так же. Помимо GM к производству авто на электрической тяге приступили и другие гиганты автомобилестроения: Ford, Honda, Toyota.

Европейские электромобили

Не отставало и большинство европейских производителей, которые примерно в то же время выпустили несколько удачных моделей. Так, у Volkswagen появились электрические версии малолитражек Jetta и Golf. С 1995 по 1998 год было выпущено порядка 200 подобных машин, названных City Stromer. В них стояли свинцово-кислотные аккумуляторы, которых хватало на 50-90 километров, а максимальный разгон был возможен до 100 км/ч.

Французский Peugeot («Пежо») разродился моделью Electrique, признанной самой экологичной в Европе (пробег 80 км, максимальная скорость 96 км/ч). Рено и Ситроен выпустили свои модели с похожими характеристиками.

Азиатские электромобили

Китайская промышленная революция ознаменовалась невероятным загрязнением воздуха над страной, поэтому правительство, стремясь ослабить эти негативные проявления, также хочет законодательно подтолкнуть китайских автопроизводителей к выпуску электрических моделей. Не менее серьёзно относятся к этой проблеме и в Индии. Например, индийская компания Reva Electric Car начала производство своих электромобилей даже раньше, чем GM – в 1994 году, доведя в 2009 году их ежегодный выпуск до 35 тысяч.

Более продвинутым выглядит японский концепт-кар Eliica, имеющий 8 колёс. Его конструкцию представили в 2003 году студенты: машина имела пробег до 200 км, а разгоняться могла до фантастической скорости – более 300 км/ч!

Попытки сделать первый советский электромобиль предпринимались на базе ВАЗа ещё в 1970-е годы. Но одной из непреодолимых проблем стала необходимость затраты массы электроэнергии на обогрев салона, необходимый в зимний период. Затем была ещё попытка продолжить это дело – производство под заказ на базе кузова «Оки» модели ВАЗ-1111Э.

Стоил такой автомобиль порядка 4000 долларов и имел следующие характеристики: максимальная скорость 90 км/ч, пробег в городском режиме до зарядки – 100 км, разгон до 60 км/ч за 14 секунд.

Последний показатель большого оптимизма не внушает. Были подобные, и также не слишком удачные попытки и на Украине – там старались сделать электромобиль на Запорожском автозаводе. Московское правительство в 2008 году также сотрясало воздух, намереваясь организовать в столице сборку электромобилей, но дальше разговоров дело не пошло.

Гибридные модели автомобилей

Ужесточение экологического законодательства вдохнуло новую жизнь не только в производство электромобилей, но и гибридных вариантов, в которых оптимально сочетаются лучшие черты как классических автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, так и электромобилей. Лидерство в развитии гибридных технологий захватила японская Toyota, именно она первой разработала и приступила к массовому производству гибридных машин модели Toyota Prius. Именно Prius стал в США самым продаваемым гибридным электромобилем. Модель стала выпускаться сотнями тысяч и задержалась на рынке на несколько лет. Также гибридные силовые установки стали устанавливать и на ряде модификаций престижных Lexus и Camry. Планы перспектив развития «Тойоты» предполагают, что к 2030 году с конвейеров этого автогиганта будут сходить исключительно гибридные модели.

На американском рынке гибридных автомобилей существенную конкуренцию Тойоте составляет Honda, которая выпустила вполне доступную модель Insight, считающуюся наиболее доступным гибридом на рынке США. Её официальную цену удалось сделать ниже на 2000 долларов, чем у популярной Toyota Prius.

Не стояла на месте и компания General Motors, которая использовала свои разработки для ранее производившегося электромобиля «EV1». На их базе она создала инновационный гибрид Chevrolet Volt, который произвёл фурор на Дейтройтском автосалоне в 2007 году. Этот автомобиль укомплектован 120-киловаттным электродвигателем, а его литий-ионные аккумуляторы на пике способны отдавать мощность 136 кВт. Машина развивает максимальную скорость в 190 км/ч, а до 96,5 км/ч разгоняется за 8,5 секунд. После 65 километров аккумуляторы Chevrolet Volt всё ещё сохраняют до 30% энергии. От сети напряжением 110 В время полной зарядки составляет 6-6,5 часов, а при напряжении 220 В на это потребуется не более 4 часов. Эту модель комплектуют различными двигателями, работающими на смеси этанола с бензином, чистом этаноле или биодизелями. Аккумуляторы можно заряжать с помощью 53-киловаттного генератора, приводимого в действие 1-литровым трёхцилиндровым двигателем внутреннего сгорания. Топливный бак автомобиля рассчитан на 45 л топлива, а вместе с полностью заряженными аккумуляторами машина сможет проехать до 1000 километров. Есть модели, где вместо двигателя внутреннего сгорания установлены топливные элементы, заполняемые 4 кг сжатого водорода.

Как электромобили продвигают в массы?

В мире в последние годы наступил бум альтернативной энергетики. В области автомобилестроения естественным продолжением этого бума стал рост спроса на электромобили. Так, если в 2011 году по всему миру их было продано около 50 тысяч штук, то в 2014 году это число возросло до 300 тысяч. Только в США за тот год было продано свыше 100 тысяч машин на электрической тяге. Сегодня бюджетный Nissan Leaf или высокотехнологичная Tesla Model S являются не менее популярными, чем многие обычные модели с бензиновыми или дизельными агрегатами.

Опыт некоторых стран

Власти Норвегии и Нидерландов изо всех сил пытаются популяризировать идею электромобилей. Поэтому в этих небольших странах за 2014 год было продано 43 000 и 45 000 электромобилей соответственно. Власти всячески приветствуют этот процесс: для электромобилей отменена плата за стоянку и пошлина при покупке, есть даже государственные субсидии, возвращающие покупателю «электрического чуда» 5-7 тысяч евро от его стоимости.

Другие страны также придумывают собственные системы льгот. Так, американцы, купившие электромобиль, получают от государства компенсацию в 7500 долларов, французы – 7000 евро.

Более всего в этом плане расщедрились китайские власти – в провинции они компенсируют 10 тысяч долларов, а в задымлённом Пекине и вовсе 18 тысяч!

Но рынок электромобилей стремительно развивается даже без искусственного стимулирования спроса и разнообразных послаблений. Так, японский Ниссан решил развивать электротакси. Он выпустил на европейские дороги более полутысячи такси с электрическим приводом. Клиенты отзываются о них вполне благожелательно. В 2015 году таксомоторные компании приобрели у Ниссана свыше сотни подобных машин, сделав его лидером на новом рынке. Электрические такси активно разъезжают и по Восточной Европе. Одна будапештская таксомоторная компания купила 65 электромобилей Nissan Leaf. Парк её экологически чистых такси является крупнейшим в Венгрии. Для их зарядки в Будапеште размещены 7 зарядных станций.

Прорыв компании Tesla

В коммерческом плане на рынке выделяется детище Илона Маска – компания Tesla. Не так давно этот американский производитель суперкаров открыл свой первый завод на территории Европы – в голландском Тилбурге. Здесь ежегодно выпускается около 23 тысяч машин, но при необходимости планку можно поднять до 52 тысяч. Также американцы хотят наладить производство электромобилей в Китае. Маск привлекает инвесторов тем, что в случае открытия такого производства в стране, цены на их продукцию на местном рынке упадут на 30%. В 2015 году «Тесла» намеревалась продать 55 тысяч машин, и довести до полумиллиона их выпуск в 2020 году. Темпы роста спроса на электромобили компании Тесла оказались даже выше прогнозируемых, что говорит о небывалой нацеленности рынка в этой нише.

Прогноз рынка электромобилей

По мере увеличения объёма производства будет снижаться стоимость таких машин, они будут становиться всё более привлекательными для массового покупателя, который всё чаще предпочитает их обычным автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.

В целом во всём мире можно наблюдать рост продаж электромобилей. Прогноз развития рынка электромобилей в мире таков, что к 2025 году их будет продано 37 миллионов.

Однако к концу 2014 года появилась новая угроза для развития индустрии электромобилей - падение цен на нефть. Всего несколько лет назад считалось, что ограничение мировых нефтяных запасов станет решающим фактором в плане господства электромобилей как основного средства передвижения в будущем. В настоящее время эксперты сомневаются, что электрокары смогут дожить до счастливого ближайшего будущего, несмотря на то, что их рынок продолжает развиваться.

Видео об электромобилях будущего, которые могут конкурировать с Tesla:

Перспективы развития электромобилей в России

В 2013 году на международном энергетическом форуме, состоявшемся в Москве, была рассмотрена проблема перспективы развития электромобилей в России. Здесь же был рассмотрен вопрос о создании в центральных регионах государства зарядной инфраструктуры. Сразу же после форума стартовала программа широкомасштабного введения электротранспорта на территории страны.

Многие авторитетные специалисты заявляют, что российский рынок электромобилей существенно отстаёт от ведущих западных стран приблизительно на пять лет. Однако, несмотря на довольно медленные темпы, Россия всё же движется вперёд и добивается положительных результатов. Так, например, в 2013 году были выпущены пять новых автомобилей El Lada, которые сегодня выполняют роль местного такси в Кисловодске. Далее была выпущена пилотная партия в 100 электромобилей.

В настоящее время специальными колонками для заправки электрокар оборудованы Москва, Ставропольский край, Питер.

Специалисты считают, что в качестве стимула для развития электрической инфраструктуры в стране необходимо применять внедрение пассажирского транспорта. Позже планируется постепенно оснащать города электростанциями и для частных пользователей.

Развитие электромобилей в России в настоящее время зависит от того, насколько качественно будет финансироваться данный проект. По подсчетам специалистов, при мощности батареи автомобиля 1,7 кВт/ч ему потребуется аккумулятор стоимостью 8,5 млн рублей. За день такой электрокар будет проходить до 200 км.

Пока ещё трудно сказать, сколько потребуется времени, чтобы электромобили стали основным транспортным средством, бегающим по нашим дорогам. Проблема развития электромобилей ведь не только в создании более надёжных и ёмких источников питания, есть и ещё ряд причин, связанных с эксплуатацией растущего электропарка. К тому же, традиционные автомобили также совершенствуются, создаются новые модели, работающие на биологическом топливе.

Как Вы считаете, какое будущее ждет электромобилей? Как быстро будет развиваться их рынок? Поделитесь своим мнением в комментариях .

Электрический транспорт в нашей стране имеет широкое распространение. Почти каждый день мы видим трамваи, троллейбусы, электропоезда. Многие вспомнят о электропогрузчиках в гипермаркетах или электрокарах (электрических тележках) на заводах и вокзалах. А как же обстоит дело с электрическими автомобилями в России? Неужели их нет?

За последнее время электромобиль проделал огромный путь от салонных концептов до потребителя. В мире производятся и продаются сотни тысяч электрических машин (например, в 2013 году было изготовлено 242 тыс. шт.), также наблюдается быстрый рост производства – 44 % (в сравнении с 2012 годом).

Наша страна пока отстаёт в этом процессе. Ещё совсем недавно электромобили в России на дорогах официально не существовали: только 30 марта 2007 года был впервые зарегистрирован в ГИБДД и допущен к участию в дорожном движении электромобиль, переделанный Игорем Корховым из автомобиля с бензиновым двигателем. Конечно, до этого были экспериментальные и самодельные электромобили, но подобного разрешения на движение по дорогам общего пользования они не имели.

Сейчас в России насчитывается пара сотен электромобилей (точных данных нет), часть из которых была ввезена владельцами из-за границы самостоятельно. Основной причиной отставания от развитых стран можно назвать отсутствие реальной поддержки электромобилизации российским правительством. Такая поддержка в других странах выражается в освобождении владельца электромобиля от части налогов, выгодных программах кредитования или лизинга. Иногда возможен возврат части средств, потраченных на покупку электрического автомобиля.

Но прогресс не мог не затронуть и нашу страну. С 1 февраля 2014 по 31 декабря 2015 года отменены таможенные пошлины на ввоз электромобилей. В случае если правительство увидит развитие «электрического» сегмента авторынка, то действие данной меры будет продлено. Также важную роль мог бы сыграть отказ от взимания транспортного налога с электрических автомобилей, но пока данное предложение находится в стадии рассмотрения. Отметим, что в качестве эксперимента транспортный налог для электромобилей отменен в Калужской области.

Преимущества электромобиля в России по сравнению с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания (ДВС):

  • уменьшение вредных выбросов в месте эксплуатации, путем перевода их на более высокий уровень (сами электромобили не выделяют вредных веществ, но большая часть электроэнергии производится на тепловых электростанциях, КПД которых выше, чем КПД ДВС);
  • низкий уровень шума (электродвигатель работает очень тихо, в основном шум идет от колес движущегося автомобиля и потоков воздуха, обтекающих его);
  • электромобиль многократно дешевле в эксплуатации (к тому же электромобиль можно заряжать по ночному тарифу).

Однако эти плюсы уравновешены следующими недостатками:

  • ограниченный запас хода (100 – 150 км для обычных электромобилей, 200 – 300 км для класса «люкс»; при использовании отопительных приборов он существенно сокращается);
  • длительное время для подзарядки аккумуляторов (7 – 8 часов при зарядке от бытовой сети, около получаса – на станции экспресс зарядки);
  • высокая стоимость приобретения, основной составляющей которой является цена аккумуляторов.

Какие электромобили продаются в России

Автомобильный рынок России является вторым по размеру в Европе (после Германии). Понятно, что такой «кусок автомобильного пирога» не мог долго оставаться вдалеке от электрических тенденции.

Рынок электротранспорта в России сейчас находится в стадии формирования. Первая и пока единственная компания, официально продающая серийные электромобили в России, – это «Mitsubishi», которая привезла электрический компакт «I-MiEV» в 2011 году. Данный городской электрокар не пользовался большой популярностью из-за высокой цены (хотя есть и другая оценка), которая достигала 1,8 млн. рублей.

После отмены ввозных пошлин цены на электромобили, продаваемые в России, должны снизиться и уже снизились. Так «Mitsubishi I-MiEV» подешевел до 999 тыс. рублей. Это делает его вполне конкурентоспособным. О росте продаж мы сможем судить только в начале 2015 года.

Какие ещё серийные модели электромобилей могут в скором времени появиться на российском рынке:

  • «Nissan Leaf»;
  • «Chevrolet Spark EV»;
  • «Mitsubishi Outlander PHEV»;
  • «BMW i3».

Производство электромобилей в России


В 2011 году на выставке «РоснанотехЭкспо» был представлен электромобиль «ВАЗ Ellada» , созданный на основе автомобиля «Lada Kalina».

Данный электромобиль прошел испытания и готовился под мелкосерийное производство в качестве такси для Ставропольского края. В результате было выпущено 100 автомобилей, однако руководство Ставропольского края выкупило только 5 автомобилей. Оставшиеся «Ellada» были направлены дилерам по себестоимости производства (1 млн. рублей), хотя изначально была заявлена цена 1,2 млн. рублей. После отмеченного выше снижения ввозных пошлин судьба проекта неясна, так как он становится неконкурентоспособным по цене. Возможно, переход к более крупной серии позволил бы снизить цену, а привлечение технологий от «Nissan», лидера рынка электрокаров, и «Renault» позволило бы повысить качество российского электромобиля.

В России также предлагается для покупки электробус (электрический автобус) «Тролза 52501» , разработанный производителем троллейбусов из г. Энгельс (Саратовская область). Он создан на базе низкопольного троллейбуса «Тролза 5265», что упрощает его эксплуатацию в парках общественного транспорта. Целью создания электробуса стала задача модернизации транспортной городской сети за счет исключения недостатков как автобусов (вредные выбросы), так и троллейбусов (контактная сеть).

«Тролза 52501» – это современное электрическое транспортное средство. Потребление электробусом электричества снижено на 35 – 40 % по сравнению с обычными троллейбусами, благодаря микропроцессорной системе управления тяговым приводом и рекуперативному торможению. Разработчики утверждаю, что их электробус почти в 2 раза экономичнее троллейбуса, а автобуса – в 6 раз.

Отметим, что «Тролза 52501» использует отечественные аккумуляторные батареи производства ООО «Лиотех», которые обеспечивают его работу в течение смены без подзарядки (заряд батарей позволяет преодолевать до 250 км пути). При этом время подзарядки используемых литий-ионных накопителей не превышает 3 часов (от высоковольтной сети).

Также стоит упомянуть, что в Россию завозятся небольшие партии китайских электромобилей «E-Car GD04A (GD04B)» , которые дорабатываются уже на месте для увеличения характеристик. Можно ли считать их российским проектом, остается под вопросом.

Зарядная инфраструктура для электромобилей («заправки»)

Важную роль в «продвижении» электромобилей в России играет внедрение соответствующей зарядной инфраструктуры – зарядных станций (в обиходе их часто называют «электрическими заправками»).

Несмотря на то, что зарядить электромобиль можно от обычной розетки, как правило, за 7 – 8 часов, – это время часто является неприемлемым. На станции экспресс-зарядки электромобиль можно подзарядить за полчаса – час, что существенно быстрее. Создание подобной сети зарядных станций делает электромобиль столь же удобным, как автомобиль с ДВС.

Развитием зарядной инфраструктуры в России занимается фирма «Revolta» . Ею была заявлена цель – создать 2000 зарядных станций . Они должны появиться в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Самаре и Калуге.

Перспективы – подведём итог

Не стоит ожидать у нас быстрого роста количества электромобилей только из-за временной отмены ввозных пошлин, поэтому что стоимость электромобилей останется высокой в сравнении с автомобилями того же класса с ДВС, а также почти отсутствует зарядная инфраструктура. Заметные изменения могут произойти не ранее чем через 3 – 5 лет, но только при условии, что обязательно будет отменен транспортный налог и оставлена нулевая ввозная пошлина для электромобилей.

Электромобили в России могут найти применение в городах (в первую очередь крупных) в тех отраслях, где небольшие дневные пробеги. Они могут заниматься, например, развозом товаров. Предпочтительным является именно коммерческое использование, так как при недостаточной в настоящий момент зарядной инфраструктуре на территории предприятия можно создать станцию экспресс зарядки и организовать надлежащее обслуживание электромобиля. С этой точки зрения перспективным является и замена части троллейбусов и автобусов на электробусы, описанные выше.

Когда пробег на одной зарядке увеличится до 300 км, электромобиль станет полноценной альтернативой бензиновому/дизельному автомобилю и для обычных людей (помимо коммерческого использования). Сейчас же его можно рассматривать только как второй автомобиль для поездок по маршруту дом – работа и обратно, особенно с учетом уменьшения реального пробега без подзарядки в зимний период, когда необходим обогрев салона.

Вряд ли в ближайшее время будет налажено массовое производство электромобилей в России, но интерес к этой теме в нашей стране, безусловно, есть. Для создания конкурентоспособных легковых моделей необходимо привлечение заграничного опыта. На этом фоне очень достойно выглядит электробус от «Trolza» (учитывая, что Россия имеет огромный опыт эксплуатации и производства троллейбусов ), серийный выпуск которого наладить вполне реально – это будет зависеть от желания городских властей внедрять экологически чистый общественный транспорт.

История электромобилей началась раньше, нежели появился традиционный двигатель внутреннего сгорания – ещё в далеком 1827 году словацко-венгерский физик Аньош Иштван Йедлик создал первый в мире работающий электродвигатель, а уже в 1835-м голландский профессор Сибрандус Стрэтин построил первый электрокар… «гибриды» зародились чуть позже – благодаря усилиям Фердинанда Порше, который в 1899 году представил модель «Lohner-Porsche Mixte Hybrid», оснащенную бензиновым агрегатом (он заряжал блок аккумуляторов) и электромоторами (вращали передние колеса)… но тут все планы испортил Генри Форд, наладивший массовый выпуск «дешевых бензиновых машин», отчего тема электромобилей была в забвении до 1960-х годов XX века, и только в последующие десятилетия она вновь получила развитие…

Среднеразмерный электро-SUV был представлен 14 марта 2019 года на специальном мероприятии в Калифорнии лично Илоном Маском. В «арсенале» пятидверки числятся: красивый «купеобразный» кузов, современный пяти- или семиместный салон и прогрессивная «начинка».

Электродвижимый купеобразный кроссовер премиум-класса впервые (в качестве концепта) был представлен публике осенью 2015 года – во Франкфурте. Автомобиль сочетает в себе авангардный дизайн внешности, «космический» интерьер и высокотехнологичную «начинку».

Среднеразмерный электро-SUV премиум-класса дебютировал в марте 2018 года – на международном автосалоне в Женеве. Он «щеголяет»: эффектной внешностью, благородным и просторным салоном, а так же парой 200-сильных моторов (по одному на каждой оси).

«Гибридный» вседорожник (получивший приставку «PHEV» в имени) на самом деле «больше чем гибрид» – он может передвигаться значительное расстояние на «электротяге». Но всё же это «гибрид» – т.к. для длительных поездок и/или на высокой скорости он использует ДВС.

Трёхобъёмник на электротяге дебютировал в марте 2016 года (в качестве прототипа), а в продажу поступил летом 2017-го. Машина имеет в своем арсенале неординарную внешность и «аскетичный hi-tech» интерьер, а в плане техники не особо уступает «старшей эске».


Рынок электромобилей постоянно растёт, что обусловлено неподдельным интересом потенциальных покупателей к данным транспортным средствам, возможной экономией и соображениями экологичности. Тем не менее, ряд объективных факторов пока сдерживают их популярность, что предопределяет и ограниченное предложение. Рассмотрим эту ситуацию на примере Северной Америки и попробуем оценить, насколько товарные электромобили отвечают запросам рядовых граждан.

Для тех, же кто готов сесть за руль электрифицированного автомобиля, не ограничивая себя в свободе передвижения и не меняя привычный уклад владения транспортом, идеально подойдут различные гибридные модификации, которых на мировом рынке превеликое множество. Тем же, кто хочет купить полноценный электромобиль, придётся исходить и особенностей места проживания. Это обусловлено не только факторами, связанными с особенностями эксплуатации данного вида техники, но и с фактически представленными на рынке моделями, рассмотрим наиболее популярные из них.


BMW i3

Доступный на всей территории США, этот автомобиль стартует с отметки 43 395 долларов, а уже в Канаде ценник неуклонно повышается до 49 645 долларов. Данная модель выпускается суббрендом именитого баварского концерна, специализирующимся исключительно на электрифицированных транспортных средствах. BMW i3 может быть оборудован силовой установкой, обеспечивающей дополнительный запас хода вместо стандартных 183 км пробега между зарядками, что позволяет проехать уже 289 км.

Несмотря на внедрение передовых технологий, разработчики позиционируют своё творение как конструктивно простое транспортное средство. Стремление к экономичности и увеличению дальности пробега не слишком сильно ударили по разгонной динамике, ввиду чего ускорение до 100 км/час укладывается в 8 сек. Компактные размеры не сказались на внутреннем пространстве. Кроме того, визуальному комфорту способствуют и полупрозрачные материалы в отделке. Ещё одним приятным моментом стало отсутствие центрального тоннеля, что повышает комфорт пассажиров второго ряда.


Chevrolet Bolt


По мнению общественности, это первый массовый электромобиль, который, ко всему прочему, вполне доступен по цене и предлагает впечатляющий пробег на одной подзарядке - до 383 км. В США Chevrolet Bolt доступен в базовой комплектации за 37 495 долларов, в Канаде - 44 795 долларов. Более того, производитель позиционирует модель, как компактный кроссовер, что дополнительно привлекает внимание. Предусмотрено два режима зарядки, в первом - от стандартной бытовой сети за 1 час накапливается ток, достаточный для преодоления 40 км, во втором «ускоренном» - за 30-40 мин достигается емкость 80%.

Салон достаточно просторный, кроме того, предусмотрена и возможность его трансформации, а также установки дополнительного багажника на крышу. Сам процесс управления практически не отличается от обычного автомобиля с автоматической трансмиссией, так что у потенциальных владельцев проблем не возникнет.


Fiat 500e


Данная модель доступна только в Калифорнии и Орегоне, Fiat 500e заслужил свою репутацию благодаря усилиям инженеров Fiat Chrysler Automobiles (FCA). При этом генеральный директор предприятия Серджио Маркионне призывал граждан не приобретать этот электромобиль, поскольку для компании он оказался крайне убыточным. Если же вас привлёк неординарный дизайн и альтернативная силовая установка, то за 33 990 долларов США вы получите пробег в 140 км между зарядками.

Несмотря на компактные размеры, автомобилю есть что предложить, поскольку удельная мощность, приходящаяся на единицу массы, гораздо выше, чем у конкурентов. Конечно, максимальная скорость в 137 км/час подойдёт разве что для городских поездок, зато это позволило существенно снизить вес батарей, которые имеют современное жидкостное охлаждение.

Салон рассчитан на четырёх взрослых пассажиров, включая водителя, как и у оригинала. Несмотря на то, что электромобиль создавался на обычной серийной бензиновой платформе, объём багажника удалось сохранить, разместив батареи под сидениями, что также позволило снизить центр тяжести.


Ford Focus Electric


Внешне автомобиль практически неотличим от стандартного. За исключением мелких нюансов. При стартовой цене в 29 995 долларов в США и 33 848 долларов в Канаде, Ford Focus Electric предлагает своим потенциальным покупателям 185 км пробега на одной подзарядке. Этот автомобиль доступен в следующих штатах и городах: Атланта, Бостон, Чикаго, Денвер, Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Орландо, Феникс, Портленд, Роли-Дарем, Ричмонд, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сиэтл, Тусон и Вашингтон (Округ Колумбия).

Система подзарядки предполагает как щадящий режим от бытовой сети, при котором за 1 час пробег увеличивается на 32-40 км, так и интенсивный - до 80% ёмкости всего за 30 мин. К достаточно непривычным опциям для электрокара можно отнести подогрев передних сидений, хотя обычно от столь мощных потребителей отказываются в пользу дальности пробега.


Honda Clarity Electric


Этот электромобиль поступит в продажу только в августе и будет доступен лишь в Калифорнии и Орегоне. Розничной продажи как таковой не будет, зато объявлены цены на аренду такого транспортного средства — в частности, 269 долларов США в месяц на 3 года с залогом 1 999 долларов США при подписании контракта. Для клиентов из других стран стоимость составит 70000 долларов, что существенно ниже расчётной себестоимости. Интервал между зарядками не превышает 128 км, что существенно ограничивает потенциальную клиентуру.

Тем не менее, формат полноценного среднеразмерного автомобиля, оснащённого электротягой - заманчивое предложение. В качестве основных преимуществ называются просторный салон и более доступная, чем у прямых конкурентов, цена. При этом предполагается и гибридная силовая установка.


Hyundai Ioniq Electric


В настоящий момент Hyundai Ioniq Electric доступен только для покупателей в Калифорнии, а начальная цена на этот электромобиль стартует с отметки 30 385 долларов. В конечном итоге, пробег на одном цикле зарядки достигает почти 200 км. Он также доступен в Канаде с начальной ценой 37 354 долларов. Автомобиль построен на переднеприводной платформе, в конструкции которой активно использовались высокопрочные стали и алюминий. Уже в базе имеется 7 подушек безопасности, электроусилитель руля и мощная аудиосистема, так что времена, когда в электромобилях экономили на комфорте и безопасности, канули в Лету.


Kia Soul EV

Kia Soul EV доступен в различных штатах США, включая Калифорнию, Джорджию, Техас, Орегон, Вашингтон, Гавайи, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Коннектикут и Мэриленд. Кроссовер предлагает до 149 км без подзарядки, а стартовая цена составляет 34 845 долларов. В Канаде Kia Soul EV стартует с отметки 37 135 долларов. Инженерам пришлось полностью переработать конструкцию кузова, чтобы разместить электромотор и массивные батареи с минимальным ущербом для внутреннего пространства, в результате чего существенно возросла жёсткость силовой структуры и лишь незначительно стал теснее задний ряд сидений. Благодаря оптимальным настройкам динамика разгона даже превышает аналогичный показатель стартовой бензиновой версии. Не поскупились и на полноценный климат-контроль, который оснащён системой экономии электроэнергии.


Mercedes-Benz B250e


Mercedes-Benz B250e оценивается в 40 895 долларов, это интересный вариант для тех, кто хотел бы немного роскоши в своем электромобиле. В США полностью электрический B-класс доступен в Калифорнии, Коннектикуте, Мэне, Мэриленде, Массачусетсе, Нью-Хэмпшире, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Орегоне, Род-Айленде и Вермонте. Модель предлагает до 140 км пробега без дополнительной зарядки. Несмотря на компактность размеров и стремление максимально снизить снаряжённую массу, отделка, как и свойственно Mercedes-Benz - на высшем уровне.

Перекраивать платформу инженерам не пришлось, так как изначально под полом были предусмотрены ниши для размещения альтернативных источников энергии, будь-то газовые баллоны, водородная установка или, как в нашем случае, аккумуляторы. Мощность силовой установки составляет 177 л.с., так что недостатка тяги не почувствует даже самый притязательный клиент.


Mitsubishi i-MiEV

Вам будет крайне сложно найти Mitsubishi i-MiEV 2017 модельного года в США, поскольку это самый доступный автомобиль на электротяге. Его стоимость составляет 23 845 долларов в Америке, а в Канаде - 29 698 долларов. Учитывая пробег в 94 км, а также тот факт, что на подходе находится следующее поколение, лучше немного подождать. По вместимости существующая модель мало чем отличается от обычных одноклассников и предполагает комфортное размещение четверых седоков. Следует отметить, что несмотря на заявленные ходовые качества, дополнительное оборудование существенно сокращает пробег. Особенно в холодное время года.


Nissan Leaf


Говоря об электромобилях нового поколения, необходимо упомянуть и о Nissan, который готовит новое поколение легендарного Leaf. Нынешняя модель стоит от 30 680 долларов США и реализуется по всей стране без ограничений. В Канаде Nissan Leaf стартует с 35 988 долларов, что для заявленного пробега 172 км вполне приемлемо. За всё время производства удалось продать около 30000 экземпляров, так что модель можно признать по-настоящему массовой, однако сфера распространения по-прежнему ограничена тёплыми странами с соответствующей развитой инфраструктурой.

Дизайн автомобиля довольно футуристичен, но при этом необычайно скромен, а внешние габариты позволяют отнести его к полноразмерному пятидверному хэтчбеку С-класса. Вместимость заднего дивана предполагает либо троих взрослых субтильного телосложения, либо двоих взрослых и ребёнка, что при таких габаритах - маловато.


Smart ForTwo Electric Drive


Это идеальный летний автомобиль, стоимость которого начнется с 24 550 долларов в США или 28 750 долларов в других странах. Он доступен во всех штатах, а обещанный пробег находится в диапазоне 112-128 км. Стоит отметить, что штатный режим зарядки от бытовой сети весьма требователен к параметрам тока и предполагает обязательное наличие заземления. 72-сильная силовая установка для двухместного сверхкомпактного автомобильчика - более чем достаточно, а максимальная скорость ограничена отметкой в 120 км/час.


Tesla Model S


Учитывая неортодоксальный метод Tesla по продаже автомобилей непосредственно потребителям, американский автопроизводитель не всегда доступен в Северной Америке. Тем не менее, вы можете найти магазины Tesla и галереи по всей стране, хотя законодательство далеко не всех стран позволяет осуществлять реализацию по всему миру.

Модель S 75 стартует с 70 700 долларов США и предлагает до 400 км на одной зарядке. Вы можете приобрести усовершенствованную версию 100D, которая способна проехать до 539 км, правда, цена уже составит от 98 700 долларов, в то время как энтузиасты, ориентированные на производительность, стремятся к модификации P100D с дальностью 506 км при разгоне с 0 до 100 км/час за 2,5 секунды, которая стоит 141 200 долларов. В Канаде модель S начинается с 95 950 долл. для модели 75, 100D стоит 134 900 долларов, а P100D - 195 200.


Tesla Model X


Модель Tesla X является единственным серьёзным полностью электрическим внедорожником на рынке, но ожидаемо, что в ближайшие годы в сегмент войдет множество конкурентов. Как и модель S, модель X предлагается с несколькими различными вариантами: базовая модель 75D стартует с отметки 83 700 долларов США. Модель X 100D стоит от 100 700 долларов, а в верхней части диапазона P100D - за 146 200 долларов.

Модель X 75D имеет пробег в 381 км, а 100D - 475 км. P100D жертвует некоторой частью этого показателя ради разгонной динамики, проезжая 465 км на одном заряде. В Канаде модель X начинается с 117 450 долларов, а 100D - от 140 750. Верхняя часть модельного ряда - P100D стоит 205 300 долларов.


Volkswagen e-Golf


Для чего-то более практичного вы можете выбрать Volkswagen e-Golf, который продаётся за 29 815 долларов США в Америке, в то время как в Канаде он оценивается в 37 640 долларов. Полностью электрифицированный хэтчбек проходит до 133,5 км за на одном заряде, что делает его хорошим вариантом для тех, кто ищет электромобиль, который вполне можно использовать для повседневных нужд. В настоящее время Volkswagen e-Golf доступен в Калифорнии, Коннектикуте, Мэне, Мэриленде, Массачусетсе, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Орегоне, Род-Айленде, Вермонте и Вашингтоне.

Еще несколько лет назад электромобиль в России считался небывалой экзотикой. Машины, работающие на электричестве, использовались в основном в качестве погрузчиков и небольших машин для гольфа. Если же говорить о легковых электромобилях, то такого понятия в России долгое время даже не существовало, не принимая во внимание единицы экспериментальных моделей и конструкций, которые самостоятельно создавали российские энтузиасты. Причем делали это исключительно из собственного любопытства, но ни как не с целью наладки массового производства.

1. История появления современных электромобилей в России

Но в это время в мире начались активные разработки альтернативных видов топлива, и многие компании работают над созданием экологически чистых видов транспорта. При этом эти разработки уже давно успели выйти из группы концепт-каров на выставках автосалонов и постепенно обосновываются в автомобильных парках целого ряда стран. Хотя происходит это и медленно, но с каждым годом все более стремительно.

Именно благодаря такому развитию во всем мире, отечественные производители также задумались о перспективах, которыми обладают электромобили в России. Первым изготовителем, который представил электромобиль в России, стала японская компания Mitsubishi, представившая компактную модель автомобиля на электричестве – I-Miew. Из-за высокой стоимости представленный автомобиль не получил большого спроса, однако именно он стал провозвестником появления электромобилей на Российском рынке. После дебюта автомобиля множество других автоконцернов задумались о выводе своих моделей на отечественный рынок.

Одним из таких концернов является компания Renault и завод в Москве «Автофрамос». Данная компания начала активное продвижение своих моделей и производит серийные электромобили в России. На сегодняшний день компания изготавливает две модели электрокаров:

  • Грузовой автомобиль Kangoo;
  • Седан С-класса Fluence.

Оба этих автомобиля обладают запасом хода приблизительно на 200 км без подзарядки. Этого вполне достаточно для езды в пределах столицы.

Еще один бренд, который поставляет электромобили на отечественный рынок, TeslaMotors в России представил свое творение. Model S – это единственный в мире электромобиль, который, в зависимости от модели, способен проехать от 300 до 500 км без подзарядки аккумуляторов. При этом данный автомобиль отличается высочайшим уровнем комфорта.Tesla Model S в России можно приобрести уже сегодня. Однако стоимость автомобиля весьма высока и может достигать 5 000 000 рублей, поэтому на сегодняшний день позволить себе такую роскошь может далеко не каждый.

2. Преимущества электромобилей в России

Преимущества автомобилей, работающих на электродвигателях вполне очевидны. Первое и наиболее важное из их числа – это, конечно же, экологичность, в особенности это важно для больших городов, которые буквально задыхаются от огромнейшего количества вредных выбросов автомобилей. Помимо этого, электромобили являются практически бесшумными и гораздо более дешевыми в обслуживании и эксплуатации.

Учитывая некоторую ограниченность хода электромобиля, а также отсутствие специализированных заправок на дорогах России, такие машины могут ездить только в пределах крупных городов, с весьма небольшими дневными пробегами. Однако средней дальности пробега (150-200) километров, вполне достаточно для простых маршрутов, типа дом-работа-дом-дача и так далее.

Еще одно существенное негативное качество таких автомобилей является высокая стоимость. В первую очередь это объясняется использованием довольно дорогих литиево-ионных аккумуляторных батарей, а также небольшим тиражом производства. В Соединенных Штатах Америки и Европе этот недостаток решается благодаря разработке специальных программ стимулирования покупки такого автомобиля. В первую очередь, тот, кто владеет электромобилем, освобождается от целого ряда налогов, а сам автомобиль приобретается по выгодной программе кредитования либо лизинга.

В России же на сегодняшний день электромобиль в отношении налогов и таможенных платежей не имеет никаких преимуществ, и приравнивается к обычным автомобилям. Именно поэтому весьма важным является тот фактор, что продажей электрокаров в России заинтересовался «Автофрамос», который является крупнейшим налогоплательщиком в столице. Этот завод располагает значительной промышленной базой, которая может быть задействована и для выпуска электрических автомобилей.

О том, сколько стоит электромобиль в России говорить нельзя, так как стоимость варьируется в зависимости от модели и технических характеристик. Однако одно сказать можно с полной уверенностью – наиболее доступным является автомобиль Российского производства – электромобиль Лада.

3. Российский электромобиль

Отечественный производитель АвтоВАЗ представил действующий прототип первого электромобиля российского производства. Данный автомобиль выполнен на базе уже известной всем марки Lada Kalina. При этом электромобиль Лада имеет целый ряд преимуществ, по сравнению с обычными бензиновыми моделями:

  • Экологичность автомобиля;
  • Бесшумная работа;
  • Высокая мощность;
  • Простота в обслуживании.

Несмотря на все эти преимущества, данный автомобиль не выходит в серийное производство из-за высокой стоимости.

4. Обзор э лектромобилей в России, Сибирь: Видео

Электромобиль Калина не имеет никаких внешних отличий от своего бензинового собрата, за исключением того, что вместо привычного тахометра на панели приборов располагается амперметр, который показывает уровень потребления электроэнергии. Также под лючком бензобака нет горловины для заливки топлива, вместо этого вы обнаружите разъем для подключения кабелей для зарядки аккумулятора.

Под капотом электромобиль ВАЗ имеет 120-килограммовый аккумулятор, редуктор, а также сердце автомобиля – электромотор на 60 кВт. В привычных мерках – это означает 80 лошадиных сил. Можно с полной уверенностью сказать, что это будет самый дешевый электромобиль в России. Стоимость его весьма высока, но в сравнении с зарубежными марками – это наиболее доступный вариант для россиян.

Плюсов данный автомобиль имеет огромное множество. Во-первых, в электромобиль Лада не нужно заливать бензин, а учитывая нынешние цены на топливо, для российских автомобилистов – это довольно весомое преимущество. Помимо этого автомобиль абсолютно бесшумный, а динамика разгона приятно удивляет. Электромобиль Калина не требует сложного ухода, замены масла и фильтров. Однако единственным, но все же достаточно серьезным минусом данного автомобиля является его стоимость, которая на данный момент составляет 1 500 000 рублей.

Замначальника отделения автомобилей с альтернативными энергоустановками концерна АвтоВАЗ сообщает, что если заряжать аккумулятор данного электромобиля по циклам каждый день, то батареи хватит примерно на восемь лет, а если рассчитывать по пробегу, то где-то на полмиллиона километров. Однако на данный момент – это все теория, также как и разгон машины до ста километров, и технические параметры.

Еще один автомобиль отечественного производства, который работает на электричестве – это электромобиль ОКА.

Электромобили от АвтоВАЗ – это еще один шаг навстречу будущему. После проведения серии испытаний автомобили отечественного производства будет готов к серийному производству.