Роль знаний в жизни человека обществознание. Cочинение «Роль знаний в жизни человека. Несколько интересных сочинений

Введение

Нет силы более могучей, чем

знание; человек, вооруженный

знанием, - непобедим.

М. Горький

С самого момента рождения и даже, наверное, раньше (еще не родившись), каждый человек впитывает информацию о мире как губка воду. Учителя внушают: знание – сила! И эти слова падают на благодатную почву: стимулируют, усиливают механизм врожденного поиска новой информации. И в самом деле, знания в жизни человека играют значимую роль.

Какую же роль играет знание как в системе ценностей человека и обществе в целом? Над этим вопросом действительно стоит задуматься. Мне кажется, что знания являются достаточно субъективным понятием каждого из нас. Допустим, один человек видит знание в финансовом благополучии, другой человек представляет знание как наличие духовного мира, другой же человек ассоциирует знание с истиной человеческой. Но, несмотря на то, что отношение каждого человека к знанию различно, неизменным является одно – оно является неотделимой составляющей ценностей человека, его духовного богатства и общества в целом. Как мне кажется, знание является еще своеобразным мостом к владению информацией.

То есть развитие понятия знание и его роль в системе ценностей общества и человека зародилось сравнительно недавно. Актуальность моего исследования определяется сложностью и противоречивостью рассматриваемых отношений.

Цель данной работы:

изучить роль и рассмотреть место знания в системе ценностей человека и общества.

Для реализации данной цели нужно выполнить ряд задач:

Рассмотреть понятия «ценности», «знание»;

Изучить сущность взаимосвязи понятий «знание» и «образование»;

Определить, что представляет собой знание как ценностная категория, и какова его роль в настоящее время;

Выявить некоторые проблемы в приобретении знаний в современном обществе и пути выхода из сложившихся проблем.

Сущность и взаимосвязь понятий «ценности» и «знания»

Непрерывное обучение - ключ к успеху в XXI столетии. Пожизненная учеба - это минимальное требование для успеха в вашей (а также в любой другой) сфере деятельности.

Брайан Трейси

Многие социологи полагают, ценности составляют, так называемый, компонент культуры. Ценности представляют собой определенные общепринятые убеждения касаемо целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться. У каждой культуры свои ценности, например, у какой-то культуры отдается предпочтение героизму, в другой культуре творчеству, в другой же культуре общению с Богом. Ценности всегда формируются под воздействием убеждений и верований человека. Убеждения и верования – представляют собой комплекс субъективно-личностного отношения человека к объектам и теориям.

Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы, и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. В основе убеждения и веры всегда лежит знание. Именно знание может придать убеждению и вере какой-либо смысл. Знание представляет собой какие-либо правдивые сведения о чем-либо, либо научные сведения. Знания являются результатом познавательной деятельности, осуществляемой людьми в обществе.

Ценности и знание тесно взаимосвязаны. Они взаимно влияют друг на друга. Именно знание является ценностной категорией. Знания играют огромную роль в жизни любого человека. Они формируют у него мотив к действию, заставляют добиваться определенной цели. Существует достаточно большое количество примеров, тяга к знаниям, направляла человека на поступки. Так, например, вспомним М.В. Ломоносова, который ради того, чтобы иметь возможность учиться, прошел много сотен километров в Москву, что вызывает удивление и похвалу и сейчас. Вообще, люди в разные исторические эпохи понимали ценность знания по-разному.

Каждому человеку хочется быть образованным, побольше знать, побольше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. И этот труд бывает вознагражден.

Социологическая характеристика знания в системе ценностей человека и общества

"Золото добывают из земли, а знания из книг"

Так для чего же нужны человеку знания?

В современном мире знания прежде всего нужны, чтобы получить престижную профессию и возможность заниматься любимым делом. Интересно общаться с человеком всесторонне развитым. Стремление находиться в обществе людей эрудированных, начитанных, владеющих информацией, не вызывает сомнений. Ведь не зря существует поговорка «Кто владеет информацией, тот владеет миром» . Знания делают человека властелином, они - огромная созидающая сила.

Однако знания в руках безнравственных людей - страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

Библейский царь Соломон попросил у Бога единственное благо - знание. За это он был награжден всем: богатством, мудростью, любовью, долгожительством.

Можно без преувеличения сказать, что научное знание стремительно проникает во все стороны жизни и общества, и самого человека. Но это «онаучивание» не должно порождать эйфории, веры в способность науки решить в будущем все сложнейшие проблемы, стоящие перед человеческой цивилизацией. Наука не всемогуща не только потому, что она не разрешила еще множества загадок природы. Ведь далеко не все смысложизненные для человека проблемы могут вообще быть предметом бесстрастного интеллектуального анализа. Ценностная сфера, несомненно, обладает сегодня статусом особой всеобщей сферы социально значимой деятельности людей в обществе.

Оценочное суждение приводит в конечном счете к рождению ценности, которая может оказаться как с положительным знаком, так и с отрицательным (такие ценности именуются антиценностями или ложными ценностями). К одному и тому же явлению, скажем к стремлению к богатству, прибыли, может сложиться прямо противоположное отношение со стороны разных субъектов оценивающей деятельности. Чем они будут руководствоваться в том или в другом случае?

Видимо, следует говорить, в самом общем виде, о целевой природе ценностей. Для корабля, не имеющего цели, никакой ветер не является попутным. Человеку, не имеющему сколько-нибудь ясных представлений о том, во имя чего он живет, никакой багаж знаний не будет иметь ценность.

Вопрос о месте знаний в жизни человека, об их важности, значимости очень актуален в современной обстановке. С одной стороны, специалисты, знающие свое дело, востребованы нашим обществом; с другой же, ставится вопрос об истинности знаний человека, о его профессионализме.
Нужны ли знания? Этим вопросом задавались мыслители различных эпох и поколений. Вспомним комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», само название которой уже говорит само за себя. Просвещенный молодой человек оказывается во враждебной ему среде, которая не приемлет знания. И истинное понимание хода вещей не помогает герою в решении конфликтов. Разочарованный, он убегает из этого мира, восклицая: «Карету мне! Карету!»
Знания представляют собой тот строительный материал, из которого складывается опыт человека. Это и необходимое условие существования личности в определенной общественной среде. То есть, можно говорить о том, что знания и их качество формируют культуру личности, степень ее развития.
Но важно отметить и то, что знание – это колоссальный труд. Поиск истины – это творческий процесс, требующий эмоционального и интеллектуального напряжения. Часто школьный аттестат или диплом о высшем образовании не говорят о профессионализме человека, о его реальных знаниях и понимании какого-либо вопроса.

Образованный человек. Каков он?

« Признак хорошего образования - говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами..»
Ралф Уолдо Эмерсон

Под образованием понимается единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, ориентированный на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны. В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни общества – это, прежде всего, социальное явление. Образование стало особой сферой социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц, специально занимающихся обучением и воспитанием; когда были созданы общественные структуры или социальные институты, специализирующиеся на накоплении и распространении знаний. Образование как социальное явление – это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так, как и педагоги, и их воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Таким образом, образование как социальное явление – это общественная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества и которая ориентирована на передачу определенных знаний, идейно-нравственных ценностей, умений, навыков, норм поведения.

Знание само по себе – сила! Френсис Бэкон

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции:

вхождение человека в мир науки и культуры;

социализация человека;

обеспечение преемственности поколений;

обеспечение трансляции культурных ценностей;

обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

С истема образования – это открытая, непрерывно изменяющаяся система, обладающая рядом особых свойств. Перечислим эти свойства:

эффективность системы образования зависит от того, насколько она современна, соответствует ли стратегии развития общества;

она всегда ориентирована на будущее;

система постоянно обновляется (новое содержание, новые технологии, механизмы управления и т. д.).

Содержание образования включает в себя следующие элементы:

основные понятия и термины, характеризующие как повседневную действительность, так и научные знания;

факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения явлений данной предметной области;

знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

оценочные знания, знания об установленных в обществе нормах отношений к различным явлениям жизни.

Что очень важно, традиция изучения гуманитарных дисциплин в любом вузе составляет одну из важнейших особенностей нашего высшего образования.

Конечно, если понятно, с какой целью приходится осваивать тот или иной предмет, насколько эта цель согласуется с собственными профессиональными и в целом жизненными устремлениями, то появляется особый познавательный интерес, порождающий немало вопросов, для ответа на которые требуются все более глубокие знания.

Я глубоко убеждена, что гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей, и их потребителей. Они всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.

Изучение гуманитарных дисциплин вводит нас в мир духовной культуры, позволяет не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения, достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль. В гуманитарной культуре каждая из ее составляющих незаменима и достаточно самостоятельна. Поэтому и в обществе, и в человеческой жизни важны исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические и, конечно, философские знания и др. Важно знание иностранных языков, способствующих взаимопониманию людей различных национальных культур.

Нет особой необходимости доказывать, насколько привлекательны для человека искусство, история, психология, философия и т.д. своим содержанием, теоретическими сюжетами, неожиданными поворотами мысли, своими отличиями от естественных и технических наук. Мир гуманитарного знания – это мир непосредственной человеческой жизни, как прошлой, так и настоящей, а в некоторых отношениях и будущей. Гуманитарная культура имеет своим предметом человека, человека в его человеческом обществе с проблемами человека и общества, в котором он живет. И эти проблемы могут носить как преходящий характер, так и вечный, разрешение которых происходит на протяжении жизни всех поколений, всех народов.

Заключение

Каждый из нас жаждет стать умным и образованным человеком. В наш стремительный век компьютеризации, век научно-технического прогресса, всесторонние знания необходимы каждому из нас на протяжении всей жизни. И этот багаж должен быть неисчерпаемым.

Одни и те же стартовые показатели разных людей не означают, что их жизненный путь будет похож. Один человек может остановиться на достигнутом и не будет стремиться идти дальше, другой ставит перед собой все более высокие цели, добиваясь их реализации.

Стремление оставить свой след в истории - смысл существования многих людей. Но заботиться о своей известности любой ценой недопустимо. Нельзя уподобляться Герострату, разрушившему храм Артемиды (одно из семи чудес света), чтобы сохранить свое имя в истории. Подлинным смыслом жизни человека можно считать только деятельность на пользу общества в сочетании с удовлетворением личных интересов и потребностей .

Обладание знаниями дает огромную свободу – свободу на всех уровнях. Чем больше знаешь, тем меньше зависишь, от того, чего не знаешь. А как приятно дарить людям свободу. Может ли быть счастлив ученый или философ, уединившийся в своей лаборатории, читающий книги и проводящий опыты, но при этом, абсолютно равнодушный к чувствам и потребностям окружающих? Может ли быть счастливым человек, интересующийся только своим познанием, ставящий его выше любви, сочувствия и долга? Возможно, на какое-то время. Но, упорствуя в абсолютной ценности знания, такой умник рано или поздно превратиться в «злого гения», готового переступить через все ради нового знания – знания для себя. И все это в ущерб своему же физическому телу, своим же эмоциям, своим высшим чувствам.

Самопознание как абсолютная самоцель – бессмысленно , ведь невозможно познать себя вне познания других людей, вне познания мира в целом. Человек – результат огромного количества причинно-следственных связей не только с собой, но с другими людьми, с другими объектами, с Природой, с Единым Целым, с Богом. Нельзя познать связи человека, не познавая связи объектов, его окружающих.

Познание одновременно является одной из важнейших целей жизни человека, так как это необходимое средство для достижения любых других его целей. Все виды познания – необходимая составляющая смысла существования человека, условия реализации полного смысла его жизни, но не смысл в целом, не самоцель.

Кроме познания человек стремится к гармонии, любви и совершенству . Человек не может отказаться от удовлетворения этих желаний, и для этого ему снова необходимо познание - познание себя самого, познание всей Природы и того, что их объединяет .

Изучив сущность понятия знание, ценности, их взаимосвязь и взаимодействие, хочется сделать следующий вывод: Знание является только частью ценностей, его некой категорией. С помощью знания человек формирует жизненные цели, ставит их и добивается, тем самым мотивируя себя к определенным действиям.

Поппер К. Логика исследования (Logikder Forschung, в рус.переводе «Логика и рост научного знания»), - 1935. –562 с.;

Спиридонова В.А. Проблема ценностей в социологии: историко-теоретический аспект: автореферат./ В.А.Спиридонова.–СПб., 2004. –121 с.;

Филатов В.А. Роль знания в жизни человека. /–М., 2011. –с. 32

Как получить самое большое счастье?

Для человека нет большего счастья, чем изучение исламских наук. И нет большей бедности, чем невежество. Тем не менее, большинство мусульман сегодня довольствуется невежеством.

Ислам – это путь, указанный Всевышним. Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии » (Абу Шайх).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки ». (Табрани, Байхаки и другие). Приобретать знания, стремиться к ним нас призывают сотни хадисов. Вот смысл некоторых из них.

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии ». Это достоверный хадис, рассказанный Муавиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах одарил особым благом.

«О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним » (Табрани).

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай ». Достоверный хадис, приводимый Муслимом, Хакимом, Тирмизи и другими.

«…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям » (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«“Добро пожаловать, искатель знаний ”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится ». Достоверный хадис, приводимый имамом Ахмадом, Табрани, Хакимом, Ибну Маджихом и другими.

«Кто умрет, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остается лишь одна ступень » (Табрани в книге «Авсат»).

«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее » (Тирмизи, Табрани).

«Никто не приобретал ничего ценнее знаний, что наставляет человека на путь истины и оберегает его от всего пагубного » (Табрани).

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умрет шахидом ». (Табрани, Баззар).

Пророк (мир ему и благословение) говорил своему сподвижнику: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов ». Хадис приводит Ибн Маджих с красивым иснадом.

«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося » (Красивый хадис, приводимый Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджихом и другими).

«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков » (Дайлами). (Сиддики – это самые близкие к Аллаху люди после пророков).

«Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха » (Табрани, Ибну Абдул Барри).

«Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трех месяцев » (Дайлами).

«Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их всех». Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), приводит Дайлами.

«Алимы – это светочи земли, преемники пророков и наследники мои и других пророков ». Хадис, рассказанный Али-асхабом, приводит Ибн Адийна.

«Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся), абиду скажут: «Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои». А алиму скажут: «Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твое ходатайство будет принято. В тот день алимы будут подобны пророкам ». То есть алимы ходатайствуют подобно пророкам. Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), приводят Абу Шайх и Дайлами.

Тирмизи приводит хадис, рассказанный Абу Умаматом (да будет доволен им Аллах), о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством абида такое же, как мое достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках ».

«Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

«Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах берет на Себя ».

«Сон обладающего знаниями лучше намаза невежды » (Абу Нуайм).

«В День суда ставят на весы чернила алимов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов » (Дайлами).

«Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мертвых » (Аль-Асакири).

«Алим, от которого исходит польза, лучше тысячи абидов » (Дайлами).

«Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).

«Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние, как между небом и землей » (Дайлами).

«Приобретай знания, даже если для этого придется отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина » (Байхаки, Ибн Ади и другие).

«Кто ищет знания, того ищет рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха, того ищет ад » (Ибн Наджжар).

«Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа) » (Табрани, Хаким).

«В День суда Аллах соберет алимов и скажет: «Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!».

Всевышний в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, с теми, которые не знают? » (сура «Аз-Зумар», аят 9).

Еще говорит Аллах в высокочтимом Коране (смысл): «Аллах возвысит на том свете правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет ходьбы».

В досточтимом Коране еще немало аятов, указывающих на высокочтимость знаний и их обладателей.

В достоверном хадисе, приводимом Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах, и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю и там вырастает густая зеленая трава; другая его часть падает на твердую землю и вода собирается в водоемы и Аллах делает её полезной для людей - они пьют её и орошают ею земли. Третья часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растет трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху. Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей.

Аллах возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие, люди берут с них пример, прислушаются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими, все сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные - все просят Аллаха о прощении их (т.е. тех, кого Аллах возвысил знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от смерти невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение книги – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их ». (Ибн Абдул Барри и другие).

Да поможет нам Аллах неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания! Амин.

В жизни человека знания играют огромную роль в становлении личности, ибо благодаря им мозг пополняется необходимой информацией, которая в дальнейшем может помочь в трудных ситуациях.

Знания – это багаж, который постоянно накапливается важной информацией. Собирая знания, мы приобретаем некий опыт, что может оказать неоценимую услугу в будущем.

Пополнить информацию позволяют книги, которые являются нашими верными друзьями. Они всегда поймут, утешут своими мыслями и рассуждениями. Помимо того, что мы пополняем свой словарный запас, читая те или иные произведения, мы ещё вникаем в проблемы героев, выискиваем некую информацию, которую осмысливаем и принимаем как факт.

Думаю, понятно, что никто не хочет быть неграмотным, как Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль». Герой только делал вид, что познает мир, а на самом деле лишь претворялся. Безусловно, человеку нужно выбирать: прогрессировать или стоять на месте.

Легко осознать, что книги – это источник знаний. Не все это понимают, но это так. Взять любой роман, например «451 градус по Фаренгейту», написанный Брэдбери. Открывая произведение, окунаешься в неизведанный поначалу мир, наполненный равнодушными людьми, которым безразлична жизнь окружающих. В их обществе творится хаос: сжигаются книги, дабы люди не могли мыслить, строить свои мнения, размышлять. Это действительно страшно, когда у человека отнимают возможность развиваться. И эта книга как раз об этом. Автор постоянно нам говорит о том, что книги необходимо беречь и заботиться о них! Важно накапливать знания, а затем передавать их следующему поколению. Стоит развиваться, а не деградировать!

Поэтому, чтобы не только уметь свободно излагать свои мысли, иметь объемный словарный запас, но и обширный запас знаний, стоит обращаться к литературе. Она не враг человеку. Писатели и старались для того, чтобы читатели, открывая их творчество, воспитывали в своих сердцах чувство прекрасного. Проблема только в том, что многим это просто не нужно. В этом то и трагедия!

Вариант 2

С появлением на свет, люди начинают впитывать в себя знания различного характера. Они для каждого являются индивидуальными. Для кого-то они простейшие и легко запоминаются, а для других людей требуется много времени, чтоб осознать и принять что-то новое. В осознанном возрасте уже и не вспомнить, что нам необходимы были элементарные знания буквально во всем.

Первыми открывателями являются, конечно же родители или те, кто их вынужден заменить. Родные дают нам возможность черпать знания, в первую очередь, в бытовом плане. Как правильно держать ложку, кушать суп, вести себя за столом. В будущем эти знания очень важны, потому что вы будете производить впечатление для будущих работодателей, союзников, супругов. Знания в хорошем поведении, общении, культуре речи, манерах нужно знать, хоть и кажутся, на первый взгляд, самыми простыми и незначительными.

Научные знания человек начинает приобретать в школьные годы, потом в высших учебных заведениях. Бывает так, что человек не получает образование, а владеет большим количеством знаний и считается очень мудрым. В силу, нам не подвластной, бывает так, что школьные знания могут быть ограничены или несовершенны. Тогда на помощь приходит самообразование. Ведь сейчас есть неограниченные возможности в получении необходимых знаний. Можно использовать источники всемирной паутины. Поэтому, нужно быть очень внимательным, ведь эти знания очень важны при выборе профессии, уже в состоявшейся работе, в жизни, в обществе мы будем пользоваться ими всегда и везде.

Так же поделится знанием и опытом, в наше время, можно благодаря онлайн трансляциям и видео звонкам. Так можно получить больше знаний даже из других стран, иных людей, культур, менталитета.

Только саморазвитие поможет приобрести жизненные и желаемые знания. Так вы будете интересным собеседником, ценным советником и незаменимым человеком, принимающим важные, правильные решения, которые помогут другим людям. Ведь очень важно быть примером для подражания, гордостью для своих родных. Даже если нет такого желания, как быть кумиром для других, все-равно приятно осознавать, что ты владеешь большим количеством знаний и есть желание пополнять их запас. Самое главное – это быть внимательным, рассудительным, честным, наблюдательным и тогда знания сами потянутся к вам. Тогда остается лишь удержать их при себе и своевременно обновлять.

Несколько интересных сочинений

  • Жанр произведения Горе от ума Грибоедова

    «Горе от ума» А. С. Грибоедова по-настоящему можно считать новаторским произведением. До сих пор существует полемика по вопросу жанра данной пьесы.

  • Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 7 класс (описание)

    На картине русского художника Константина Федоровича Юона изображена зима в своем завершение, скорей всего это февраль. Пригревает теплое, почти уже весеннее солнце, белый снег становится рыхлым и постепенно начинает таять.

  • Народ в сказках Салтыкова-Щедрина сочинение

    Сегодня трудно представить русскую классическую литературу без творчества великого писателя Михаила Евграфовича Салтыкова. Свои произведения он создавал под псевдонимом Николай Щедрин

  • История создания поэмы Мертвые души Гоголя

    Николай Васильевич Гоголь творил необычайные произведения, которые вызывали множество разногласий, споров, поводов для раздумий. Особо явное отражение российской действительности 19 века показано в романе «Мертвые души»

  • В определенные дни, мы планируем свои дела. Чаще всего какие-то торжественные события.

МИНИСТЕРСТВО образования РеСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Нефтекамский нефтяной колледж

РЕФЕРАТ

«Роль знаний в современном обществе»

Выполнила: преподаватель

Саликаева Е.Д.

2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................3

1.Сущность понятия « знание»..................................................................4

2. Роль знаний в современном мире……………………………………..8

3. Возможности, которые открывают знания………………………….11

Заключение…............................................................................................12

Список литературы…...............................................................................14

Введение

С давних времен знания считались одним из самых ценных богатств человечества. Люди передавали опыт и накопленную мудрость из поколения в поколения, так накапливались и преумножались знания о вселенной, об окружающем мире, о человеке, которого не зря назвали человек разумный ( Homo sapiens ).

Каждый исторический этап развития общества напрямую или косвенно связан с каким-либо открытием и получением новых знаний. Так, индустриальное общество характеризуется обширной производственной деятельностью, связанной с изобретением ткатских, печатных и других различных станков.

Зачастую за такими огромными и значимыми изобретениями стоят обычные люди, пытливые умы которых жаждали новых знаний и создания приборов, не имеющих аналогов в мире. Что заставляло их сидеть за книгами, изучать статистики, ехать на край света, чтобы найти ответы на интересующие их вопросы и утолить свою жажду знаний?

Безусловно, труд этих людей окупался не только в масштабе личности, но и всего человечества. Ведь все, на чем основываются технологии нашего времени, берет начало в идеях конкретных людей.

Народная мудрость гласит: « Кто владеет информацией, тот владеет Миром». Это высказывание как никогда актуально, так как в условиях глобализации человек должен обладать большим объемом информации, чтобы качественно выполнять свою работу, быть заботливым родителем, хорошим другом и также легко справляться с множеством социальных ролей. Получается, что знание – это ключ к успешной жизни в современном обществе, заполучив который можно справиться с любой проблемой и выйти победителем из любой ситуации. Эта « палочка-выручалочка» станет не только орудием, но и ресурсом для личностного развития личности человека.

1.Сущность понятие «знание»

Выделяют несколько значений понятия « знание»:

Знание - форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Знание в широком смысле - субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.

Знание в узком смысле - обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

Знание (предмета) - уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

И каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии – соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие символическую или художественно-образцовую основу.

К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.

Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (здравый смысл), интуитивное, религиозное.

Обыденно-практическое - знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.

Научное - знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на масштаб всеобщего значения. Научное познание - процесс получения объективного, истинного знания. Его задача - описать,

объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний).

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания.

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания.

Таким образом, «знание» - это понятие, включающее в себя множество слов таких как: мудрость, опыт, информация ум и сила. А также это вывод из какой-либо жизненной ситуации, результат осуществленной идеи, эксперимента.

2. Роль знаний в современном мире.

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека.

Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами:

человечество переживает информационный взрыв. Рост циркулирующей и хранящейся в обществе информации пришел в противоречие с индивидуальными возможностями человека по ее усвоению;

развитие массово - коммуникационных процессов;

потребность разработки общей теории информации;

развитие кибернетики как науки об управлении;

проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;

исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;

актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;

проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.

Важное место в понимании такого понятия как "информация" и механизма информационных процессов в обществе и его институтах занимает понятие информационной среды, которая является с одной стороны, проводником, преобразователем и распространителем информации, а с другой - источником побудительных причин деятельности людей. В процессе своей деятельности человек активно взаимодействует с информационной средой, получая из нее новые личностные знания, генерируя новые знания и представляя их в форме информации, которую помещает в информационную среду. Любому хозяйствующему субъекту свойственна определенная информационная среда, в которую он погружен. Эта информационная среда отражает уровень развития хозяйствующего субъекта и определяет определенные принципы информационного поведения людей в общении друг с другом.

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т.е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры,

законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

В результате объединения разнообразных информационных сетей стало возможным создание глобальной информационной системы Internet , позволяющей вести информационное обслуживание по принципу "всегда и везде, в любой точке земного шара".

Благодаря стремительному развитию новейших информационных технологий, в настоящее время не только появился открытый доступ к мировому потоку политической, финансовой, научно-технической информации, но и стала реальной возможность построения глобального бизнеса в сети Internet .

3.Возможности, которые открывают знания

Так что же означает высказывание: « Кто владеет информацией, тот владеет Миром»? Значит ли это, что обладая некоторыми знаниями можно стать властителем дух и всего Мира в целом?

Отчасти это так и есть. Зачастую правильная информация помогает нам справляться с трудностями на работе, в семье, принимать правильные решения. Заполучив некоторые знания в нужный момент, мы способны поменять свое психологическое состояние, посмотреть на свою жизнь под другим углом. От некоторых знаний человек может буквально прозреть, посмотреть на окружающий мир свежим взглядом. Порой мы не замечаем своих заблуждений, а когда нам является истина, мы не можем простить себе то, что не замечали этого раньше.

Действительно, информация-это ключ к власти, богатству, мудрости, славе, уважению и многому другому. Она дает человеку преимущество в любой борьбе.

Всякий работодатель отдаст свое предпочтение менеджеру, чьи знания и квалификация выше, чем у других. Всякий человек доверяет больше специалисту с высшим образованием. И совета мы спрашиваем у людей старше нас, так как их мудрость и жизненный опыт гораздо больше, чем наш.

Информация-это то, на чем основывается жизнь на современном этапе, это не только основа всех наук, но и то, из чего складывается удачность нашего дня. Мы и на малую долю не можем себе представать, насколько мы зависим от информации, мы не сможем перечислить всех источников информации и всех ее носителей. Скорее всего, мы никогда не увидим информационных потоков и сетей, «летающих» у нас над головами. Но мы также не можем представить свою жизнь без них.

Большинство населения настолько зависят от информационных носителей, что пропустит на электричку, если у них разрядится телефон, в следствии чего опоздает на работу и, если на предприятии строгий устав, за всем этим последует увольнение. Таких примеров можно привести множество. Мы недооцениваем значимость знаний в современном мире. Приобретая их, мы выигрываем, но, не получив их вовремя, мы рискуем многое потерять. Поэтому человек вынужден хранить в своей голове множество знаний, чтобы оставаться в ритме информационного общества.

Заключение

Пока человек узнает что-то новое, он растет. Знание - это сила, это то, что находится в нас, это то, что содержат клетки нашего головного мозга, то, что скрыто в цепи ДНК.

Половина информации, содержащейся в нас, нам неведома. Ведь знания - это не только тот материал, который накопили мы, но и тот, который содержится в нашей крови - информация, которую до нас собирали предшествующие поколения.

Сознание человека до сих пор остается тайной. Иногда мы сами не можем понять, откуда узнали ту или иную информацию. Она может приходить к нам по средствам органов чувств, как во время бодрствования, так и во сне, знания могут приобретаться как в чистом виде, так и в виде информации.

Существует множество источников, из которых человек может черпать знания, это: книги, журналы, статьи в газетах, общение с другими людьми, выставки, спектакли, галереи и многое другое.

Но существуют также пути, на сегодняшний день неизведанные науки. Такие, как «шестое чувство». Порой мы не можем объяснить, откуда нам поступает та или иная информация. Каждый из нас в своей жизни хоть раз сталкивался с этим, например, осознавали который час, не смотря при этом на часы, чувствовали, кто звонит нам на телефон, не поднимая трубки, знали, когда зазвонит телефон и еще много подобных необъяснимых ситуаций. До сих пор науке неизвестно с чем связана такого рода активность головного мозга. Но нельзя отрицать того факта, что такого рода источник информации присутствует в нашей жизни.

Все эти источники в совокупности делают человека менее уязвимым и открывают перед ним новые горизонты знаний, новые возможности и перспективы.

На современном этапе развития, ценятся разносторонне развитые люди. Потому что подготовленный человек быстрее справляется с возникшими трудностями, используя при этом весь свой информационный потенциал. Таким людям проще жить и находить общий язык с людьми, которые его окружают. Поэтому индивидам не стоит отказываться от знаний, конечно, знать абсолютно все не возможно, но можно год за годом пополнять свой интеллектуальный багаж, тем самым самосовершенствоваться.

Из всего этого, в заключение, можно смело сказать, что роль знаний и информации в этом Мире огромна. Ведь знание выступает катализатором прогресса. Оно способствовало становлению человека из примата в Человека

Разумного и непременно приведет человечество к новой ступени развития научного и общественного прогресса.

6.

План

1. «Знание – сила» (Ф. Бэкон).

2. Что значит быть образованным?

а) потребность человека в образовании;

б) титаны эпохи Возрождения.

3. Стремитесь узнать больше!

Мудр не тот, кто знает, а тот, чьи знания полезны.

Каждый из нас мечтает стать образованным человеком. Мы хотим закончить высшее учебное заведение, устроиться на хорошую работу, чтобы применить полученные знания на практике. В наш век компьютеризации, век научно-технического прогресса знания необходимы каждому из нас. Разум человека творит чудеса. Еще в семнадцатом веке английский философ Ф. Бэкон утверждал: «Знание – сила».

Для чего же нужны знания человеку? Конечно, чтобы получить профессию и заниматься любимым делом. Но знания должны обязательно найти область применения, иначе они никакой пользы не принесут. Знать необходимо не для того, чтобы только знать, а для того, чтобы научиться что-то делать. Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет. Со знанием должны быть обязательно связаны умения. Ведь зачастую бывает так, что человек обладает определенными знаниями, но этих знаний он нигде не применял, потому что не научился их применять. О таком человеке можно сказать, что он что-то знает, но ничего не умеет. Мы, к примеру, можем выучить правила правописания, но быть безграмотными людьми, потому что не умеем эти правила применять.

Кого же можно считать образованным? Бывает так, что человек закончил вуз, но образованным его назвать нельзя. Такой молодой человек получил поверхностные, «удовлетворительные» знания, да и высшее учебное заведение ему нужно было только для получения диплома. А иногда встречаются люди, которые по каким-то причинам не получили высшего образования, но намного эрудированнее, умнее специалиста с дипломом. Правы те, которые считают, что настоящее образование достигается путем самообразования. Если человек захочет, то он самостоятельно сможет овладеть многим, он сможет за короткое время изучить то, на что другому понадобятся годы. Человек может быть всесторонне развитым, а может быть хорошим специалистом только в какой-либо области. Начитанность – одна из примет образованного человека. Интересно общаться с людьми, которые много читают. Если человек не любит читать, он не может достигнуть высот духовного совершенства. Ведь читать – это не только узнавать о каких-то фактах, сведениях. Читать – это вырабатывать свой вкус, постигать прекрасное.

В истории человечества были люди, которые показали нам, каких высот можно достичь благодаря знаниям. Вспомните эпоху Возрождения, давшую миру титанов мысли, энциклопедичность знаний которых никто до сих пор не превзошел. Кто не слышал об ученом, художнике, музыканте, скульпторе, архитекторе Микеланджело Буонарроти, который вошел в историю еще и как поэт, высоко ценивший Данте? А величайший живописец, скульптор, поэт Леонардо да Винчи был еще и гениальным инженером, ученым, который предвосхитил многие изобретения нашего времени. Перед талантом таких гениев будет преклоняться еще не одно поколение людей.

Жизнь не стоит на месте. Мы уверены, что завтра в области науки и техники откроются еще большие перспективы. Главное, чтобы великие научные достижения XXI века служили на благо человека. И если жизнь человека не вечна, то наука и знания переступают пороги столетий. Всего знать никто не может. Но человек устроен так, что он всю жизнь стремится что-то узнать, расширить свои познания. Самое благоприятное время для учения – это молодость. Не будем терять время! К. Станиславский утверждал, что «каждый день, в который бы вы не пополнили своего образования, хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний… считайте бесплодно и безвозвратно для вас погибшим». Останавливаться на достигнутом никогда нельзя. И мы уверены, что наши знания принесут пользу стране, потому что, как считал М. В. Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».

Мое любимое время года

План

1. Лето – любимое время года.

2. «Я так хочу, чтобы лето не кончалось»:

а) лето – это отдых;

б) наедине с природой;

в) вместе с любимыми книгами.

3. «У природы нет плохой погоды».

Сияет солнце, волны блещут,

На всем улыбка, жизнь на всем…

Ф. Тютчев

У каждого человека есть любимое время года. Одним нравится зима с ее пушистыми снегами, другим – весна, когда вместе с пробуждением природы как бы пробуждается вся жизнь. Прекрасным временем года является осень. Это любимое время года А. С. Пушкина. Именно осень давала поэту вдохновение для написания удивительных стихотворений. «И с каждой осенью я расцветаю вновь» – писал он. Моим любимым временем года является лето.

Тепло, цветы, фрукты, каникулы, много свободного времени и, конечно же, отдых. Вот что такое лето. Сколько планов у каждого! Но, к сожалению, это время быстро проходит. Создается такое впечатление, что чем теплее дни, тем они быстрее пробегают, унося с собою прекрасные воспоминания о летних днях. Каждый день оставляет в памяти что-то хорошее, о котором будешь потом вспоминать холодными зимними вечерами. Некоторые могут возразить, что лето быстро надоедает, что летом скучно, потому что друзья разъехались, заняться нечем. Но это совсем не так. Даже если ты остаешься в городе, ты можешь найти всегда возможность заняться тем, что тебе нравится: музеи, выставки, парк, речка, дача, чтение любимых книг, ремонт в своей комнате, помощь родителям и многое другое. Главное – найти себе дело по душе.

Я с нетерпением жду лета, потому что летом можно отдохнуть вместе с родителями или друзьями. Для меня лето всегда ассоциируется с морем, с незабываемыми путешествиями, с выездами на природу. Почти каждое лето наша семья отдыхает в Крыму. Неповторимая красота природы, целебность воздуха дарят нам незабываемые впечатления на целый год. Истинное удовольствие получаешь после посещения Никитского ботанического сада, потому что коллекция цветов никого не может оставить равнодушным. Запоминается и доставляет удовольствие все. Купание в море и прогулки по набережной, Бахчисарайский дворец и Ласточкино Гнездо… Крым – это особенное место: оно вдохновляет людей и дает заряд энергии на целый год.

Лето мне нравится еще и потому, что мы часто с друзьями и родителями выезжаем на природу, бываем в лесу. Лес меня привлекает в любое время года, но особенно он красив летом. Отдыхая в лесу, я всегда вспоминаю стихотворения русских поэтов о природе. Может быть, прогулка И. Бунина по летнему лесу вдохновила его на создание прекрасных строчек:

Тем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Воздействие красоты природы на душу человека можно сравнить с воздействием прекрасной музыки, которую я люблю слушать.

Я также люблю читать и много времени летом отдаю чтению любимых книг. Мне трудно сказать, какие книги нравятся больше: все зависит от настроения, от состояния души. Иногда хочется почитать исторические произведения или фантастику. Иногда с удовольствием перечитываю стихотворения о любви. Нередко записываю понравившиеся изречения в блокнот. Есть любимые книги, к которым обращаюсь неоднократно; книги, от чтения которых получаю истинное удовольствие. Среди таких книг могу назвать удивительный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Не могу сказать, что мне все понятно в этом произведении, но каждый раз, перечитывая отдельные главы, открываю для себя что-то новое.

Лето проходит быстро. Но солнечные теплые деньки, хорошее настроение еще долго не будут покидать нас. Хотелось бы, чтобы лето никогда не заканчивалось. Впереди нас ждет осень. Но ведь осень – прекрасное время года, не зря же ее любил А. С. Пушкин. А Константин Паустовский считал, что «самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

В каждом времени года можно найти что-то очаровательное, удивительное, то, что будет вдохновлять и радовать нас. И будем помнить о том, что

У природы нет плохой погоды,

Каждая погода – благодать!

Дождь ли, снег – любое время года

Надо благодарно принимать.

Раннее утро

План

1. «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

2. Утро начинается с рассвета:

а) здравствуй, солнце;

б) летнее утро;

в) наедине с природой.

3. Хорошее настроение – залог успеха.

Да будет жизнь ясна,

как это утро!

В. Луговской

Наверное, не многие из нас любят рано вставать. Мы любим понежиться подольше в постели, посмотреть телевизор. Мы вечно куда-то торопимся, не успеваем. Нам никогда не хватает времени, мы устаем. Мы не обращаем внимания на то удивительное и радостное, что нам дает природа. И забываем о том, что увиденное однажды, никогда не повторится. А если мы и будем наблюдать подобное, то оно все равно будет другим, ведь все в природе неповторимо. Иногда бывают такие моменты, когда хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»

Такие слова хочется сказать тогда, когда любуешься восходом солнца. Конечно, жителям городов редко приходится встречать рассвет – высокие дома закрывают горизонт. Только за городом можно любоваться восходом. Поэтому, если вы окажатесь за городом, не упустите такую возможность – хорошее настроение будет гарантировано вам на целый день. В мире природы в этот миг все пробуждается и приветствует солнце. Последние звезды тихо гаснут в посветлевшем небе. Видя, как золотые лучи появляются из-за горизонта, нам тоже хочется радостно улыбнуться и воскликнуть: «Здравствуй, солнце! Здравствуй, свет! Шлем тебе большой привет!»

Особенно приятно наблюдать рассвет. Воздух ранним утром чист и прозрачен. Иногда можно увидеть легкий золотой туман. Край неба, обращенный к востоку, начинает розоветь. На фоне светлеющего неба проступают силуэты деревьев, с которых ветер как бы осторожно сдувает туман. Вот показался краешек солнышка, и все вокруг заискрилось, засверкало тысячами разноцветных переливающихся огоньков. Солнышко помедлило, словно запуталось где-то, и вдруг выкатилось на простор золотым колесом со своими огненными лучами. Вместе с солнечным светом начинает оживать природа. Тихо веет теплый ветерок. Просыпаются птицы. Н. Языков очень тонко подметил: «Прохлада утренняя веет, едва колышутся леса».

И если вы на даче или отдыхаете на природе, с восходом солнца можно побежать к реке и с разбегу броситься в розовую от зари воду. Но внимательно посмотрите вокруг. Вы обратили внимание, что крошечные капельки росы серебристые? Они повисли на листьях, цветах, стеблях травы. Это заметил и поэт И. Никитин:

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом, – на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Роса холодная, хотя утреннее солнышко словно зажигает в капельках огоньки. Вода еще не успела совсем остыть после жаркого дня, и мы, купаясь, наслаждаемся тишиной, свежим воздухом и чуть прохладной чистой водой, которая заряжает бодростью и радостью. Но в течение нескольких минут лес заполняется веселыми птичьими голосами.

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Улыбнитесь и вы! Пусть каждое ваше утро будет добрым и солнечным, и тогда хорошее настроение не покинет вас целый день. Считают, что успех приходит к тем, кто рано встает. Народная мудрость гласит: «Кто рано встает, тому бог дает». Но нужно помнить и то, что день будет успешным тогда, когда у вас будет с утра хорошее настроение.

Что значит быть счастливым?

План

1. Мечты о счастье.

2. Быть счастливым – мечта каждого:

а) счастливого человека нельзя не заметить;

б) быть любимым – значит быть счастливым;

в) что важнее: быть здоровым или богатым;

г) человек с добрым сердцем – счастливый человек.

Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей.

Каждый человек хочет быть счастливым. Каждый человек мечтает о том, чтобы счастье и удача обязательно были рядом с ним. А если в данный момент счастья нет, то мы надеемся, что оно ждет нас за порогом. И стоит только открыть дверь – счастливые дни ворвутся в наш дом, в налгу жизнь.

Счастье… Какое оно? Какого человека мы называем счастливым? Во все времена люди задавали эти вопросы. Правы, наверное, те, кто считает, что счастливого человека можно сразу заметить. Это, наверное, тот человек, у которого от счастья светятся глаза. Счастливый человек всегда улыбается и во всем находит что-то необычное, красивое, чего раньше просто не замечал или на что не обращал внимания. Даже холодный осенний дождь может порадовать счастливого человека.

Чаще всего человек счастлив тогда, когда он влюблен. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей. Но неизменной остается человеческая потребность в любви. Неразгаданной остается тайна души, в которой горит священное чувство любви, такой любви, о которой писал В. Шекспир:

Любовь – над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь – звезда, которою

Моряк определяет место в океане.

Жизнь устроена так, что человек постоянно нуждается в чьей-то любви. Любят друг друга женщина и мужчина, родители и дети любят друг друга. Да, это разная любовь, но без нее человек счастливым быть не может.

Материальное благополучие, хорошая работа также играют немаловажную роль в жизни каждого из нас. Некоторые люди считают счастливыми тех, кто имеет все: деньги, машины, шикарные квартиры, загородные дома. Да, об этом мечтают многие. Некоторые своей цели достигают. Но можно ли назвать счастливыми людей, для которых счастье состоит только в деньгах? Вопрос спорный. Действительно, в наше время деньги играют большую роль. С одной стороны, деньги дают свободу и независимость, но с другой стороны, большие деньги могут поменять человека не в лучшую сторону, сделать его подозрительным и недоверчивым. Кроме того, ни бедный, ни богатый человек не застрахован от болезни. И здоровья, как говорят, за деньги не купишь. Когда человек здоров, он способен быть счастливым. Здоровый человек – это счастливый человек. Правда, мы понимаем это тогда, когда начинаем болеть. И все же не нужно забывать, что здоровье – одно из составляющих счастья.

Счастливый человек – это человек, который достигает своей цели. Наверное, высшим счастьем является состояние удовлетворения от успеха. Эти счастливые минуты заставляют человека не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, что-то искать, открывать, добиваться. Может быть, для некоторых это и есть счастье? Но если человек думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, он не может быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно иметь доброе сердце. Такой человек никогда не будет одиноким. Он не будет страдать, а будет наслаждаться тем, что может помочь другим, а если надо, к такому человеку всегда придут на помощь друзья. Человек, имеющий друзей, – счастливый человек.

Быть счастливым хочет каждый из нас. Мы рождены для того, чтобы быть счастливыми и делать счастливыми других людей. И у каждого из нас свое представление о счастье. Каждая маленькая радость, небольшой успех, достижение чего-то делают нас счастливыми. Но, как поется в песне, счастье должно быть таким: «когда ты счастлив сам, счастьем поделись с другим».