Режим работы парконов. Как на самом деле "работают" парконы. Дни и места свободной от оплаты стоянки

Что такое «Парконы»?

Значительная часть нарушений ПДД в столице фиксируется автоматически, с помощью комплекса «Паркон», который устанавливается в автомобиль Центра Организации Дорожного Движения и фотографирует номера тех, кто нарушил правила стоянки и остановки, а также определяет неоплаченную парковку. Во время первой поездки по маршруту система проходит «обучение». В это время оператор вручную заносит координаты участков дороги, где стоянка и остановка запрещена, а также участки с платной парковкой.

Как это работает?

«Парконами» в Москве на данный момент оснастили 370 автомобилей. В связи с расширением зоны платной парковки, за последний год количество таких комплексов увеличилось на 60 единиц. Опознать такую машину можно по ярким наклейкам на бортах и капоте. Мобильные комплексы фиксации нарушений позволяют выявлять такие нарушения Правил дорожного движения как стоянка на пешеходном переходе, проезд и стоянка на полосе маршрутного транспорта, остановка и стоянка на тротуарах и в зоне действия запрещающих знаков. Кроме того, они используются для контроля над соблюдением правил парковки и оплаты. За день такой автомобиль проезжает по нескольким маршрутам, на которых, с помощью GPS, отмечаются отрезки, где парковка запрещена. Когда автомобиль въезжает в зону незаконной парковки, система «Паркон» автоматически включает видеофиксацию. Она снимает двумя камерами.

Одна берет общий план (1), другая - номер автомобиля (2). Есть еще подсветка для ночной «охоты» (3).

По закону, остановка под знаком разрешена на пять минут, так что спустя некоторое время оснащенный автомобиль ЦОДД еще раз проезжает по улице и повторно снимает припаркованные автомобили. В итоге, в памяти у «Паркона» остаются только те машины, которые были замечены дважды. Также система проверяет факт наличия оплаты за пользование каждым парковочным местом. Автомобилист должен оплатить занятое парковочное место в течение 15 минут с момента остановки на нем. Своевременная оплата (не позднее 15 минут после парковки автомобиля) позволяет избежать штрафа в размере 2500 рублей. Каждый маршрут МКФ проезжает несколько раз в час (не реже 1 раза в 15 минут). А вечером, подключаясь к беспроводной сети, комплекс передает информацию в центр обработки данных («ЦАФАП»).

После этого фотографии сотрудниками ЦОДД и ГИБДД готовятся необходимые документы, оформляется постановление и отправляется вместе со снимками нарушителю.

В результате этого автовладельцу приходит письмо с фотографией и указанием адреса и времени нарушения, а также квитанция на оплату штрафа. По закону на обжалование штрафа дается 10 суток с момента получения Постановления о привлечении к административной ответственности.

«Паркон» фиксирует нарушения следующих правил дорожного движения:

  • остановка или стоянка там, где она запрещена дорожными знаками или разметкой;
  • остановка или стоянка на тротуаре;
  • парковка запрещенным способом (например, не параллельно краю проезжей части или с нарушением границ разметки);
  • остановка или стоянка на пешеходном переходе;
  • парковка на газонах, на детских и спортивных площадок, в парках, скверах и т.п.;
  • платная парковка.

Не так давно в Москве начали работать мобильне комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Штраф за неправильную парковку приличный - 3000 руб. Смысл этого нововведения заключается в том, чтобы максимально разгрузить главные улицы Москвы от припаркованных автомобилей. Я не буду рассуждать хорошо это или плохо, поможет это в борьбе с пробками или нет. Я расскажу о работе мобильных комплексах фотовидеофиксации на примере двух переулков в центре Москвы.

Место действия - район между Мясницкой ул. и ул. Покровка. В этих переулках не то, что пробок не бывает, здесь почти нет траффика. В этих переулках паркуют автомобили люди, приехавшие на работу в многочисленные организации.

Вот это место:


А вот сканы штрафов одной и той же машины в один и тот же день:


Насколько я правильно понимаю технологию фиксации нарушения, происходит она следующим образом. Первый раз по улице проезжает автомобиль с установленным "парконом" и фиксирует все неправильно припаркованные автомобили (на всех пяти фотографиях время первой фиксации нарушения 13:03:39). Затем автомобиль с "парконом" проезжает второй раз по улице и фиксирует нарушителей заново. Происходит автоматическое распознавание номеров автомобилей нарушителей и сопоставление со снимками, сделанными в первый раз. Остался автомобиль стоять на месте - всё, это нарушитель, он сохраняется в базе. Данные передаются в ГИБДД и владельцы автомобилей получают по почте письма счастья.

На представленных мной фотографиях видно, что автомобиль, нарушивший правило парковки, не сдвигался с места, а автомобиль с "парконом" проехал мимо него 6 раз! Первый раз - зафиксировал нарушение, остальные 5 раз - утвердил его. Водитель получил 5 штрафов по 3000 рублей = 15000 руб! Причём автомобиль с "парконом" проезжал мимо нарушившего ПДД автомобиля первый раз с интервалом 10 мин и ещё 4 раза за 27 минут! Попросту говоря, вместо того, чтобы заниматься делом и штрафовать нарушителей на проблемных улицах Москвы, "парконы" катаются по никому не мешающему пятачку из двух переулков.

Таких нарушителей, получивших по 5, по 8 штрафов за несколько часов, среди моих коллег - десятки! Справедливости ради, отмечу, что самым стойким удавалось отменить эти штрафы, оставив только один, но для этого надо ехать на Садовую-Самотёчную ул. в Управление ГИБДД г. Москвы и отстоять там в очереди пол-дня, т.к. очередь из таких нарушителей начинается с улицы. Там действительно извиняются и говорят, что сейчас проходят тестовые испытания и не должны были фиксировать их нарушение более одного раза. Оставляют один штраф, остальные аннулируют. Тех, кто отстоял очередь - единицы, т.к. уйти с работы фактически на полный день могут далеко не все.

Ну и добавлю, что данные переулки не входят список маршрутов мобильных комплексов видеофиксации нарушений ПДД, что наводит на определённые мысли.

Ну или вот пример. Автомобиль стоит явно перед знаком "остановка запрещена", но владельцу присылают штраф.

Спецавтомобиль оборудован комплексом фото-и видео фиксации «Паркон», позволяющим отслеживать нарушителей. Пока парконы работают с 8.00 до 20.00 , однако если эти пробки и паркопалипсис будет продолжаться, то режим может стать круглосуточным .В поле зрения объектива попадет все внутри Садового кольца (см. карту).

Как оспорить штраф за парковку?

Многие водители уже почувствовали на себе цену ошибки. Штраф в размере 2500 или 3000 р . - немаленькая сумма. А если учесть тот факт, что уже были ситуации, когда владельцу машины, забывшему оплатить стоянку в зоне действия знака «Платная парковка» в течении 5 часов, приходило по почте пять штрафов по 2500 р. , то цена ошибки получается просто фантастической.

Что делать автолюбителю в такой ситуации?

Вывод напрашивается один – это попытаться оспорить штраф . По закону на обжалование дается 10 суток с момента получения Постановления о привлечении к административной ответственности . Если ты по каким-то весомым причинам пропустил срок обжалования, можно написать ходатайство о восстановлении срока .

Пакет, необходимый для обжалования, состоит из следующих документов:

  • жалоба на Постановление о привлечении к административной ответственности
  • копия Постановления
  • заявление о рассмотрении жалобы без личного присутствия.

Пакет можно передать тремя способами:

  • по электронной почте: [email protected]
  • отправить обычной почтой по адресу: 125040, г. Москва, ул. Скаковая, д.19. Государственному казенному учреждению города Москвы «Администратор Московского парковочного пространства»
  • принести лично по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д.19 (вход с ул. Верхняя, д. 23), этаж 2, кабинет 6.

Жалобы принимаются во вторник и четверг - с 8.00 до 19.00.

Жалоба на постановление оформляется на имя генерального директора Государственного казенного учреждения города Москвы «Администратор Московского парковочного пространства» И.В. Кузнецова.

Вот образец жалобы , который можно найти в Интернете вместе с образцом заполнения.

По закону, ответ должны прийти не позднее 30 суток с момента регистрации жалобы .


«Паркон» в действии:


А теперь рассмотрим реальные случаи сбоя системы видеофиксации нарушений «Паркон» в Москве.

Проблема:

У меня пришло три штрафа, выписанных за один час - машина стояла не двигаясь. Неужели мне нужно все три оплатить из-за того, что машина с регистраторами проехалась три раза мимо меня (при этом во всех штрафах написано одинаковое исходное время, но разное второе)?

Решение:

Единственный шанс не оплачивать штраф на законных основаниях - обжаловать его в ГАИ или в суде.

Видео:

Теперь их 370 по всей столице: зоны платной парковки расширяются, число маршрутов увеличивается... «Парконы» уже можно встретить за МКАДом, например, в Новой Москве. И каждый день толпа серых «Солярисов» с логотипами Центра организации дорожного движения (ЦОДД) выходит на съемку. Казалось бы, водители все про них знают. Но наш рейд показал, что тонкостей в работе мобильного контроля хватает.

Время и место

Перед выездом на маршрут я поинтересовался у знакомых автомобилистов, как, по их мнению, патрулируют улицы «парконы». «Ездят каждые пять минут», «Раз в 15 минут, не реже - слышал по телевизору», «Полчаса минимум», - каких только мнений не было. А теперь правильный ответ - точный интервал назвать нельзя.

Сажусь в машину, которая сегодня курсирует в Центральном округе по Тверскому району. Водитель Михаил работает в ЦОДД с первых дней, как только появились «парконы». Перед сменой водителю выдают маршрутный лист, а дальше - сел и поехал наматывать круги. График работы можно выбрать - либо по 12 часов «два через два», либо стандартная восьмичасовая пятидневка. Ночью, вопреки расхожему мнению, «парконы» тоже на дежурстве , но не в полном составе.

Конкретно на наш маршрут отводится 21 минута, с пробками - 28, а на деле ушло ровно 15. Есть рейсы длиннее, есть короче. На сайте правительства Москвы опубликована полная карта движения «парконов» . Факторов, влияющих на время, много: заторы, светофоры, средняя скорость и даже график водителя.

Маршрутов больше, чем «парконов» . Этим объясняется периодическое отсутствие ЦОДДовских машин на некоторых улицах. Я провел выборочную проверку: взял три рейса в разных округах и проследил за передвижениями мобильных комплексов. В двух районах «парконы» дежурили как положено, в третьем - пусто. В ЦОДД ежедневно мониторят дорожную ситуацию, поэтому беспроблемные улицы контролируют реже. Сам список маршрутов тоже не вечный.

Для определения нового маршрута или изменения старого мы проводим исследования, смотрим, когда и в какое время нагружается дорога, а также процент нарушителей. Основное требование - большое количество нарушителей, которые мешают движению общественного транспорта и увеличивают нагрузку на улично-дорожную сеть.

Дмитрий Горшков

Дело техники

С технической стороны тоже постоянно что-то меняется. Нет, глобально принцип действия тот же. Автомобиль едет максимум со скоростью 40 км/ч, в это время система «ПаркРайт» с помощью камеры фиксирует припаркованные автомобили и определяет их точные координаты. Снимки сразу отправляются в отдел обработки данных ЦОДД, далее в Московскую автомобильную дорожную инспекцию (МАДИ) и Администратор московского парковочного пространства (АМПП), которые выписывают штраф. Если надо, конечно. Для этого фотосессию машины нужно провести в два захода. Любопытный момент - это касается не только участков с платной парковкой, но и даже с запрещенной остановкой. Одного кадра недостаточно. Вот такая небольшая поблажка для нарушителей.

Софт и карты регулярно обновляются. Системы, кстати, в разных автомобилях запрограммированы по-разному. Например, в одних «парконах» идет фиксация только платных участков, в других - парковка под запрещающими знаками, в-третьих - все вместе, как в нашем случае. «Забитые» в систему маршруты проработаны подробно. Если водитель отклоняется от курса, скажем, для отдыха, фиксация прекращается.

Чем дольше мы едем, тем больше я замечаю многочисленных хитрецов, пытающихся обмануть «паркон». Например, любителей закрыть номер какой-нибудь тряпочкой. Но даже в таких случаях информация уходит на обработку. Недостающие буквы и цифры «разгадывают» по базе . Ребус несложный, особенно если у нарушителя редкий автомобиль.

Качество съемки и вправду высокое. Я поначалу стал было соревноваться с электроникой - кто больше «прочтет» грязных номеров. Слякотная погода вполне этому способствовала. Вдоль дороги гуськом стоят машины в толстых слоях грязи и реагентов. Сдаться пришлось быстро. Когда я со своим отменным зрением был вынужден капитулировать, камера с задачей справлялась.

Еще нам повезло нарваться на иностранные номера. Исключений при фотофиксации ни для кого нет. Белорусский гость получит фото на память через таможенные органы.

Чтобы скрыться от зоркого глаза «паркона», водители порой пытаются как можно больше сократить дистанцию между бамперами двух автомобилей. Да, возможно, сработает, только если встать действительно вплотную. Камера установлена под таким углом, чтобы сократить шансы утаить номер. Водитель «паркона» теоретически может повернуть камеру. Такая инициатива, по словам Михаила, приветствуется, но в реальности с камерой практически никогда не приходится возиться.

А некоторые автовладельцы стремятся избежать наказания, загнав машину куда-нибудь подальше на тротуар. В скором будущем «парконы» доберутся и до них. Точнее, уже добрались. В том, что камера легко способна найти автомобиль среди пешеходов, я сам воочию убедился. Правда, штрафы пока не выписывают.

Сейчас мы проводим тестирование оборудования и информационных систем. Изучается оптимальное положение камеры и угол наклона.

Дмитрий Горшков

заместитель руководителя ЦОДД

За точность геопозиционирования больше беспокоиться не стоит. Огромное число неверно определенных координат - 10-15% - со временем удалось сократить. «Сейчас количество брака - менее 2% по всем видам фиксации. На это влияют в том числе сложные погодные условия, особенно зимой. Что касается геопозиционирования, то мы используем модули ГЛОНАСС и GPS, что уменьшает погрешность. И новые более подробные карты позволили достичь уровня погрешности до одного машиноместа. А в сложных и узких местах мониторингом платной парковки занимаются пешие патрули АМПП, мы совместно с коллегами согласовываем маршруты», - рассказал нам заместитель руководителя ЦОДД.

«Парконы» и люди

Хотя в целом на нашем маршруте с парковкой был порядок, нарушителей пока еще хватает. Замечаю впереди водителя Peugeot. Он припарковался под знаком на «аварийке», судя по всему, недавно, и теперь спешит вернуться к своей машине. Но, замечая автомобиль ЦОДД, ненадолго замирает. В эту пару секунд я успел прочитать в его глазах надежду... Так и хочется развести руками - не судьба! От водителя «паркона» ничего не зависит .

По регламенту им запрещено разговаривать с другими участниками движения. Никакой самодеятельности. Впрочем, на связь с цивилизацией все-таки иногда приходится выходить. «Помните тот вечер, когда в мобильном приложении “Парковки Москвы” был сбой? Люди в панике буквально бросались под колеса с вопросами. Тогда, конечно, спокойно объяснял, что да как», - вспоминает Михаил. Но этот случай - скорее исключение.

А я вспоминаю, как в первое время работы «парконов» многие жители столицы уличали их водителей в халтуре, нарушениях правил и других прегрешениях. Так, по интернету гуляли снимки мобильных комплексов с закрытыми номерами.

Не в деньгах смысл?

С момента появления «парконов» в Москве я общался со многими специалистами по транспорту, в том числе зарубежными. И все отмечают, что внедрение мобильных комплексов фотофиксации - это не только крайне сложный процесс, но и очень дорогой. Уж точно не прибыльный. Поэтому в мегаполисах зачастую на подобные нововведения не решаются.

Впрочем, как отмечают московские власти, материальная сторона вопроса их не беспокоит: «Мы не ставим себе задачу оценивать финансовую эффективность работы комплексов фотовидеофиксации, в первую очередь, они исполняют функцию превентивного контроля соблюдения правил дорожного движения. К сожалению, культура вождения водителей в разных странах значительно отличается, правовой нигилизм многих россиян заставляет нас создавать доказательную в наивысшей степени и лишенную человеческого фактора систему. Благодаря ей увеличивается скорость движения транспорта в загруженных местах. Пока говорить об отказе от “парконов” рано, в городе еще остается значительное количество нарушителей, хотя мы и видим существенный спад благодаря нашей работе», - резюмировал Дмитрий Горшков.

С последним утверждением точно не поспоришь. Очевидно, мобильный контроль помог в организации парковок, и пробелы в работе этой системы со временем решаются. Надеемся, город продолжит не только тотально контролировать автомобилистов, но и по возможности создавать для них нормальные условия.

Предупрежден - значит, вооружен! Пусть все знают, чего ожидать от «парконов» и как они работают - жмите на кнопки соцсетей внизу!

Алексей Голиковский

И ОПАСНА, И ТРУДНА

Пешие инспекторы ходят по улицам со специальными планшетами и фотографируют номера автомобилей, стоящих в зоне платной парковки. Казалось бы, какой криминал!

Однако пару лет назад москвичи восприняли их появление как вызов: кто-то просто ругался, кто-то с кулаками лез.

В дождливую погоду, к примеру, некоторые водители стараются специально нас обрызгать, резво проехав по луже, - рассказал «КП » один из пеших автоинспекторов. - Особо агрессивные водители даже иногда задевают нас боковыми зеркалами. Поначалу ради собственной безопасности мы ходили только парами. Сейчас народ привык - и мы на маршруте работаем в одиночку.

НА ПОДМОГУ ТЕХНИКЕ

Вообще пешие инспекторы пришли на помощь автомобилям-парконам. Водители, не желающие оплачивать парковку, закрывают номера своих машин всем, чем только вздумается. От банальных листов бумаги до женских колготок и сторублевых купюр. Машина-паркон проезжает мимо, не в состоянии зафиксировать закрытый номер. Инспекторы имеют право снимать с номеров лишние предметы, дабы водилы не уходили от ответственности.

Общий смысл работы такой. Инспектор проходит определенный маршрут, в ходе которого фиксирует номера машин, стоящих на платной парковке. Фотки уходят в общую базу, и затем специалисты ГКУ «АМПП» (Администратор московского парковочного пространства) вручную просматривают снимки и выписывают штрафы неплательщикам. Спустя 15 минут маршрут повторяется. И если компьютер показывает, что за это время тот или иной автомобиль не оплатил парковку, ему прилетает штраф - две с половиной тысячи рублей. Меньше 15-ти минут на любом парковочном месте можно стоять бесплатно.

Также специалисты следят за состоянием знаков и улично-дорожной сети в целом, - рассказала «КП» Елена Юдина, пресс-секретарь «АМПП» . - Если инспекторы заметили, что где-то не хватает знака, или он есть, но, к примеру, исковеркан, они также фотографируют это место. Данные уходят в еще одну подведомственную службу департамента транспорта - ЦОДД (центр организации дорожного движения), который как раз занимается установкой дорожных знаков.

Кстати, штат инспекторов за последнее время вырос с 30-ти до 120-ти человек. Что напрямую связано с увеличением зон платной парковки.

«МАШИНА НЕ БЕСХОЗНАЯ!»

Перед тем, как выйти на свой первый маршрут, я, честно говоря, думал лишь об одном: главное, найти нарушителей! Возвращаться с рыбалки надо с уловом.

Ведущий специалист АМПП Дмитрий Осипов показал мне портативный комплекс фото- и видеофиксации.

С виду этот прибор напоминает всем привычный планшет, - сказал он. - Однако его функции не имеют ничего общего с развлекательными гаджетами.

А как им пользоваться? - спрашиваю.

Оказалось, проще простого. Устройство самостоятельно распознает номер авто и без всяких подсказок его фотографирует. Не надо даже ничего нажимать. Одна фотография - крупный план номерного знака, вторая - вся машина целиком. Причем во втором случае нужно захватить какое-нибудь здание или сквер, чтобы иллюстрация была привязана к местности.

Это дорогая вещь, - поясняет Дмитрий. - Причем разработана и сделана в России .

… И вот мы идем по улице и, словно орешки, щелкаем номера иномарок. Автомобилей российского производства в столице почти нет. А если уж попадаются, то в полуобморочном состоянии. К примеру, на улице Верхней в районе Беговой на платной парковке мы наткнулись на «динозавра». Так инспектор назвал раздолбанную «четверку», стоящую без номеров. На лобовом стекле мезозойской лошадки висело объявление: «Машину не эвакуировать! Она не бесхозная!».

Самое удивительное, что чаще всего на ухищрения перед законом идут владельцы дорогих авто. «Мерседесов», «БМВ», «Порше »...

Доходит до того, что в дождливую погоду хозяин руками набирает грязь и размазывает ее по номеру, - поделился с «КП» инспектор Валерий Юревич . - И это никакие не брызги, уверяю вас. Следы от пальцев на номере хорошо просматриваются.

Выходим на улицу Чаянова. Она более оживленная. И сразу в объектив нашего устройства попадает новенький «Порш Каен». Хозяин, видимо, не готовый к незапланированным тратам (80 рублей - за один час парковки), снял госномера и ушел по делам прямо вместе с ними. По иронии законодательства, штрафовать в таком случае водителя не за что.

Если бы он ехал без номеров, тогда да, положен штраф, - объяснил инспектор. - А пока автомобиль стоит, никаких санкций против него ни ГИБДД , ни мы наложить не можем.

ЧЕЙ ТЫ, «МАЙБАХ»?

Возле здания Российского государственного гуманитарного университета, словно в немецком автосалоне, стоят на тротуаре стальные кони преподавателей и студентов. Среди них особняком «Майбах -57s»! Его стоимость, если верить интернет-сайтам, около 10-ти миллионов рублей. И у всех, без исключения, номера заклеены белым скотчем, бумажками, тряпочками!

В зону платной парковки эта территория не входит, - пояснил инспектор. - Поэтому разбираться, можно ли здесь ставить автомобиль, должны в ГИБДД.

И по какому праву вы снимаете? - выбежал сотрудник университетской службы безопасности Валерий. - Это узаконенная парковка. Просто знаки еще не установили... А номера владельцы машин заклеивают по старой памяти. Не так давно из ГИБДД нам приходили штрафы до 9 тысяч рублей. Хотя по документам здесь - парковка!

В целом, работа пешего инспектора мне показалось не самой легкой. И морально, и физически. С 9 утра до 6 вечера шлепаешь с этим планшетом, дышишь выхлопными газами, да еще рискуешь нарваться на какого-нибудь неадеквата. При этом зарплата у инспекторов в среднем - около 40 тысяч рублей.

Однако положительный результат очевиден, - считает Елена Юдина . - Благодаря работе пеших инспекторов количество автомобилей с закрытыми номерами значительно сократилось - более чем на 40 % с начала года. Конечно, встречаются единичные случаи закрытия номеров, однако такого, как было несколько лет назад, сейчас нет.

НА ЗАМЕТКУ

Как стать пешим инспектором?

Для этого нужно разместить свое резюме на сайте «Хедхантер». Естественно, со своими контактами. Его изучит отдел по отбору персонала АМПП и в случае необходимости перезвонит вам. Требования к кандидатам самые простые. Хорошая физическая форма. Большой плюс - служившим в армии. Новичок проходит стажировку - его прикрепляют к более опытному сотруднику, затем, освоив все навыки, он уже может полноценно работать.

ВАЖНО!

Если вы оставили машину на платной парковке и в силу уважительных причин не смогли ее вовремя забрать (например, попали в больницу), следует обратиться в службу одного окна департамента транспорта по улице Старой Басманной, дом 20 корпус 1. Именно там можно решить многие вопросы, связанные с вашим транспортом. В том числе, получить разрешение на возврат машины со спецстоянки.