Ремонт втягивающего реле стартера своими руками. Втягивающее реле стартера: устройство, схема, принцип работы, признаки неисправности, как проверить, снять и разобрать, ремонт своими руками 

В этой статье мы расскажем, как проверять втягивающее реле стартера для выявления неисправностей и рассмотрим способы их устранения.

Стартер автомобиля является тяговым электродвигателем, за счет которого производится раскручивание коленчатого вала для дальнейшего запуска силовой установки.

Раскручивание производиться посредством шестерни, установленной на роторе стартера, которая на момент запуска имеет зубчатое зацепление с венцом маховика.

Но зацепление между шестерней стартера и маховика нужно только до того момента, пока силовая установка не запустится.

Если бы зацепление было постоянным, стартер очень быстро выходил бы из строя.

Поэтому в конструкцию последнего включено втягивающее реле, посредством которого и производится введение в зацепление шестерни стартера с маховиком во время пуска мотора и выведение ее из зацепления после запуска.

Втягивающее реле объединено с реле стартера, при этом конструктивно это устройство не сложное, что обеспечивает его надежность в работе.

Но ничего нет вечного поэтому, и оно тоже может выйти из строя, хотя это происходит нечасто.

Неисправностей, которые могут возникнуть с данным элементом не так уж и много, но, если они возникли, зачастую запустить мотор либо невозможно, либо очень затруднительно.

Неисправностями, которые могут возникнуть с втягивающим реле, являются:

  • Износ его элементов;
  • Выгорание контактных пластин, установленных в крышку корпуса;
  • Обрыв или перегорание обмотки катушек реле;
  • Заедание якоря.

Появление этих неисправностей может вылиться:

  1. В несрабатывание стартера при запуске;
  2. Слабые обороты стартера, которые неспособны достаточно раскрутить маховик;
  3. Продолжение работы его даже после запуска мотора.

Конструкция втягивающего реле

Чтобы понять, как выявить неисправность для начала нужно разобраться с конструкцией и принципом работы втягивающего реле, а также реле стартера, поскольку размещаются они в одном корпусе.

Итак, имеется корпус, внутри которого установлено две катушки - втягивающая и удерживающая.
С одной стороны, корпус прикрыт эбонитовой или пластиковой крышкой. В эту крышку с наружной стороны установлены три клеммы для подсоединения проводки.

Одна из клемм предназначена для подключения «плюсового» провода от АКБ, вторая – для подачи электроэнергии на электродвигатель стартера, а третья – для подключения реле к замку зажигания.

С внутренней стороны крышки располагаются две контактные пластины «плюсовых» клемм.

Принципиальная схема.

Внутри корпуса с катушками располагается якорь, подпруженный с одной стороны и шток реле стартера.

С внешней стороны на якоре сделано ушко, которым он зацепляется за вилку включения бендикса с шестерней.

Принцип работы

Работает все это так: при неработающем двигателе, якорь втягивающего реле выдвинут из корпуса из-за воздействия на него пружины. Эта же пружина удерживает через вилку бендикс с шестерней в положении, когда зацепление не осуществляется.

При повороте ключа зажигания в положение запуска сначала срабатывает втягивающее реле.

Электроэнергия, подаваемая на катушки втягивающего реле, обеспечивает появления магнитного поля внутри корпуса.

Это поле воздействует на якорь, и он, преодолевая усилие пружины, входит внутрь корпуса, после этого втягивающая катушка отключается и перестает создавать магнитное поле, но во втянутом положении якорь удерживает своим магнитным полем удерживающая катушка.

При этом якорь тянет за собой вилку, а та в свою очередь перемещает вперед бендикс по валу ротора, и шестерня его входит в зацепление с венцом маховика.

Якорь, входя внутрь корпуса, толкает шток реле стартера, и смещаясь, замыкает между собой контактные пластины плюсовых клемм.

Электроэнергия от АКБ поступает на щетки электродвигателя стартера, и ротор его начинает вращаться. А поскольку шестерня в зацепление уже вошла, то ротор начинает вращать маховик.

После запуска силовой установки и провороте обратно ключа на замке зажигания, питание на удерживающую катушку прекращается, магнитное поле ее исчезает и якорь под воздействием пружины выходит из корпуса.

При этом он через вилку выводит из зацепления бендикс, и прекращает воздействовать на шток реле. Тот в свою очередь отходя, размыкает контактные пластины, и стартер полностью отключается.

Неисправности

Выявить неисправности тягового реле не так уж и сложно. Следует отметить, что срабатывание его сопровождается щелчком – это результат втягивания якоря, и введение в зацепление шестерни.

При провороте ключа этот щелчок хорошо слышно. Так, отсутствие щелчка может указывать на обрыв в катушках, отсутствие питания, заедание якоря в одном положении.

Если же при повороте ключа зажигания щелчок слышен, но сам стартер не запускается или запускается, но крутиться очень медленно, это может сигнализировать о подгорании контактных пластин.

Продолжение работы стартера после запуска силовой установки будет сопровождаться характерным жужжанием.

Возможно, что якорь заклинило во втянутом положении, и он не может вернуться обратно, поэтому держит шестерню бендикса в зацеплении и продолжает замыкать контактные пластины.

Проверка втягивающего реле

Проверить работоспособность данного элемента не так уж и сложно. Причем проверить его можно даже не снимая стартер с авто. Для примера, возьмем автомобиль ВАЗ-2110.

Итак, стартер на этом авто не срабатывает. Для начала нужно проверить проводку, идущую к нему на наличие обрыва.

Если с проводкой все в порядке, нужно узнать, срабатывает ли вообще тяговое реле.

Для этого можно попросить кого-то повернуть ключ зажигания, а самому слушать, есть ли щелчок срабатывания. Если он отсутствует – оно неисправно и нужно его менять.

Если же щелчок срабатывания имеется, но сам стартер не крутит – возможно, что реле не срабатывает из-за подгорания контактных пластин.

Проверить так ли это, можно при помощи обычной отвертки. С реле отсоединяется клемма, идущая от замка зажигания.

Можно и проверить напряжение, идущее на стартер мультиметром, но это скорее даст понять, проблема заключается в стартере или же в проводке и АКБ.

Для этого мультиметр, подсоединяется к плюсовой клемме втягивающего реле, к которой подводится напряжение от АКБ. Другой минусовой провод мультиметра подсоедините к массе.

Если оно ниже – возможно батарея попросту разряжена и ее энергии не хватает на запуск двигателя, но при этом ее заряда хватает для срабатывания реле, а вот уже на вращение ротора энергии недостаточно.

Замена втягивающего реле

Втягивающее реле не является ремонтируемым, и в случае неисправности, оно попросту заменяется.

Единственное, что можно поменять у него, так это якорь. Замена этого элемента на ВАЗ-2110 – операция несложная, сложнее снять сам стартер с авто.

Для замены потребуется демонтаж стартера с машины. Для этого автомобиль загоняется на яму, поскольку добраться до него можно только снизу. Если у авто имеется защита картера, то ее снимают в первую очередь.

Уже на снятом стартере, откручиваются два болта крепления втягивающего реле, и оно снимается, при этом якорь вместе с пружиной остается на стартере, поскольку он своим ушком зацеплен за вилку.

Перед установкой нового элемента, старый якорь снимается с вилки, а на его место устанавливается новый.

Далее новое реле ставиться на стартер и затягивается болтами крепления. Для закрепления пройденного материала, рекомендуем вам посмотреть обучающее видео про то, как ремонтировать и находить неисправности втягивающего реле стартера.

Прежде чем приступить к диагностике стоит знать назначение втягивающего реле. Эта деталь стартера служит для подачи тока на электродвигатель стартера и привода бендикса для зацепления его с маховиком. В данной статье будет подробно описано устройство и работа втягивающего реле стартера, а также диагностика и его ремонт.

Как работает втягивающее реле стартера

Вся работа реле базируется на принципе электромагнетизма. Есть сердечник, устройство которого напоминает полую трубку с расположенным внутри якорем, который, в свою очередь оснащен проволочной обмоткой. При появлении тока в катушке образуется электромагнитное поле, которое заставляет якорь войти в сердечник. После отключения подачи тока якорь может перемещаться свободно, что позволяет ему автоматически произвести разъединения бендикса с маховиком.

В большинстве случаев втягивающее реле стартера состоит из корпуса, магнита с обмотками, якоря, возвратной пружины, контактов. Катушка реле напрямую подключена к электромотору стартера и к клемме, через которую производится управление включения стартера. В свою очередь удерживающая катушка подключается к выводу управления, который контактирует с корпусом стартера.
При подачи на контакт управления электротока в катушке создается электромагнитная индукция, которая, в свою очередь, образует электромагнитное поле, приводящее в движение якорь. Якорь с бендиксом входит в зацепление с маховиком и в это же время замыкаются контакты, через которые ток от АКБ подается к электродвигателю стартера и тот в свою очередь крутит маховик двигателя.
После запуска двигатель, когда ключ зажигание откидывается с положения “START” происходит отключение питания и якорь возвращается в исходное положение, при этом контакты питания электромотора размыкаются и тот останавливаются.

Диагностируем поломки втягивающего реле

Как правило, сам стартер и его втягивающее реле узел надежный и выходит из строя не так часто. Основной причиной поломки в большинстве случаев является физический износ деталей стартера, подгорание контактов, а также разрушение компонентов. Признаками выхода из строя втягивающего реле являются невозможность отключения стартера после запуска двигателя, при этом слышно характерное жужжание. Вращение стартера, но при этом маховик не прокручивается, а двигатель не запускается. При повороте в положение “START” стартер не включается, место этого слышен только щелчок.

Как проверить работу втягивающего реле стартера

Как известно работа втягивающего реле стартера основана на принципе электромагнетизма, во время подачи тока на обмотку якорь приходит в движение при этом изменяется положение бендикса и он входит в зацепление с маховиком, если хот один из вышеперечисленных элементов выходит из строя запуск двигателя стает невозможным. Чтобы проверить стартер его нет необходимости снимать с двигателя автомобиля, для этого достаточно замкнуть контактные болты на задней части реле гаечным ключом, что позволит направить ток на мотор стартера. Если при этом электродвигатель работает, следовательно, причина в отказе втягивающего реле. Если же вовремя замыкания контактов реле щелкает а мотор стартер не крутится, значит проблема в электродвигателе.

Ремонт втягивающего реле

Если в ходе диагностики вы пришли к выводу, что вышло из строя, то в большинстве случаев ремонт его будет заключаться в его замене, так как восстановить его работоспособность довольно трудоемкий процесс, к тому же многие производители делают втягивающее реле стартера не разборным. Иногда, если реле можно разобрать, можно ограничиться простой очисткой от загрязнения всех его элементов.

Не разбирая и не демонтируя стартер, вы можете самостоятельно проверить механизм устройства. Для этого перемкните на задней панели тягового реле два контакта (они имеют вид медных болтов). Если устройство придет в движение (закрутится), то проблема во втягивающем.

Помните, что при самостоятельной разборке и починке автомобиля, вам стоит быть внимательными и аккуратными. Придерживайтесь инструкций чтобы не усугубить поломку и не получить травмы.

Причины и решения проблемы

Можно разделить все неисправности условно на две категории:

  • поломка кроется в стартере и втягивающем реле;
  • якорь стартера крутится, а реле щелкает;


Самая распространенная причина неработоспособности реле – это то, что места пайки провода к клемме утерян контакт. Перед тем как разобрать устройство, попробуйте просто пропаять эти места паяльником – проблема решается. Ну а если стартер все же не работает, то реле придется разобрать. Иногда сгорает катушка, создающая электромагнитное поле. Банальная замена старого провода на новый устраняет неполадку, для этого достаточно просто перемотать катушку своими руками.


Приветствую Вас дорогие мои посетители на сайте сайт. Продолжая данную тему о ремонте стартера , я решил уделить внимание такому маленькому механизму как втягивающее реле стартера ВАЗ 2109. Ну и как обычно другие модели так же не останутся в стороне.

Зачастую именно из-за этого механизма приходится снимать и разбирать стартер в поисках причины, почему же не крутит стартер. В этой статье я хочу подробно рассказать, как можно самому проверить втягивающее реле на работоспособность и как его отремонтировать.

И так, закончим вступление и перейдём к делу.

Как проверить на работоспособность втягивающее реле стартера.

Для начала давайте разберём, какие бывают неисправности. Первое что может быть, это втягивающее реле щёлкает, но якорь стартера не крутится и второе, когда реле и сам стартер не подает никаких признаков жизни.

Давайте разберем первый вариант. Если реле щёлкает, тогда нужно проверить, а крутится ли якорь стартера? Для проверки нужно перемкнуть большой отвёрткой две клеммы на втягивающем реле.


Вместо отвёртки можно использовать небольшой отрезок сварочного кабеля с мощными клеммами на концах. Это нужно сделать потому, что нужно работать с большим током, от которого могут запросто отгореть клеммы.

Перемкнув эти клеммы, якорь стартера должен закрутиться (Вы услышите). Это будет свидетельствовать тому, что реле не пропускает через себя электричество и всё дело в нём. Если же после того как перемкнули клеммы, но стартер продолжает молчать, значит дело не в реле, а что-то случилось с самим стартером. Теперь нам стало понятно, что причина действительно в реле и нужно приниматься за его ремонт.

Для ремонта нам нужно вскрыть реле, но как это сделать? Ведь оно сделано не разборным. Действительно, новые модели реле стартера, делают неразборными, но это нас не остановит.

В старом реле нужно отвинтить один или два винта (зависит от модификации) и паяльником отпаять провода, которые идут вовнутрь реле.



Развальцовку, можно сделать большой отвёрткой или плоскогубцами.

После развальцовки, снимаем крышку и что мы там видим? А мы увидели, как сильно подгорела контактная пластина и болты.

Из-за этого утратился контакт, и стартер перестал работать. Нам нужно зачистить обгоревшую контактную пластину и контактные поверхности болтов от нагара до самого блеска. Чем лучше зачистите, тем дольше и качественней будет работать реле. После зачистки контакты выглядят примерно вот так.



При разборке, обратите внимание на состояние резьбовой части болтов, возможно, их нужно заменить. Так как контактные болты изготовлены из мягкого металла, то их можно легко повредить, я часто видел, как была сорвана резьба на них.

Теперь перейдём ко второму варианту.

Второй вариант – это когда реле стартера не подаёт никаких признаков жизни.

Первая и очень распространённая проблема, потеря контакта в месте пайки провода к клемме.


Возможно, была произведена плохая пайка и со временем от окисления контакт оборвался. Перед тем как разбирать реле, нужно пропаять контактные клеммы паяльником, в большинстве случаев неисправность исчезает.

Если неисправность не исчезла, значит, реле нужно разбирать. Скорее всего, сгорела катушка в самом реле, которая создаёт электромагнитное поле.

После разборки, вытаскиваем внутреннюю катушку и видим следующую картину.


На фотографии выше справа, видно как перегорела катушка втягивающего реле. Здесь можно поступить радикальным способом, взять и перемотать катушку. Для этого нужен провод определённого диаметра (провод можно замерить штангенциркулем на обгоревшей катушке) и нужной длины. Размотав старую катушку, Вы сможете замерить нужную длину провода. Наматывать можно в навал, лишь бы поместился в весь провод. На фотографии выше, катушка слева уже отремонтирована и выглядит вот так. Намотанную катушку, можно изолировать трансформаторной бумагой, для предотвращения повторного замыкания.

Всё эти работы по восстановлению, можно проводить, если есть затруднение в финансах и при наличии соответствующих материалов, в противном же случаи, можно просто купить новое реле и установить его на стартер.

Ну, вот, пожалуй, на верное и всё. Мы рассмотрели наиболее распространённые неисправности, которые могут произойти с втягивающим реле, а так же методы их устранения.

На этом всё, до новых публикаций.

Неисправное втягивающее реле стартера зачастую становится причиной того, что автомобиль отказывается заводиться при повороте ключа в замке зажигания. Пожалуй, это не самые приятные моменты в жизни любого водителя. Поэтому в таких случаях важно знать, как проверить втягивающего реле стартера, и как завести машину, если оно не работает.

Мы расскажем о назначении втягивающего реле стартера и его устройстве, о том как его можно проверить и выполнить несложный ремонт своими руками.

В конце этой статьи смотрите видео, в котором показано, как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера.

Также на нашем сайте можно найти информацию и о других часто встречающихся причинах неисправности стартера с пошаговой инструкцией, что делать если не срабатывает стартер.

Когда при повороте ключа в замке зажигания отчетливо слышно, что стартер работает в холостую, то причиной этой неисправности может быть втягивающее реле. Но прежде чем заняться его диагностикой, следует знать назначение этого электрического узла.

Назначение втягивающего реле стартера

Как известно стартер представляет собой электрический мотор, который питается от аккумуляторной батареи. Зубчатая шестерня стартера при запуске мотора должна быстро войти в зацепление с венцом маховика коленчатого вала двигателя. Одновременно происходит включение электромотора стартера, который и вращает коленвал – этот процесс в действии хорошо виден на анимации ниже.

Втягивающее реле стартера отвечает за быстрое соединение двух зубчатых деталей: маховика и шестерни обгонной муфты (бендикса). Устанавливается втягивающее реле на корпусе стартера, соединяясь с муфтой в передней части при помощи рычага. Если реле не выдвигает шестерню вперед, то стартер вращается сам по себе.

Однако виновником такой неисправности может быть не только втягивающее реле, но и обгонная муфта (). Если муфта заклинила, то силы втягивающего реле не хватает для ее выдвижения.

Чтобы определить причину отсутствия соединения зубчатых элементов стартера и двигателя, следует проверить работоспособность втягивающего реле. Для удобства диагностики чаще всего приходится демонтировать весь стартер.

Однако перед тем как приняться за демонтаж стартера, желательно провести несколько простых операций, которые помогут выявить неполадку:

  • Проверить состояние аккумулятора, надежность крепления клемм, удалить окислы с выводов АКБ;
  • Убедиться в том, что электрическая проводка надежно крепится к стартеру гайками. При наличии коррозии зачистить контакты мелкозернистой наждачной бумагой;
  • Найти в автомобиле реле включение стартера и проверить его состояние.

Порядок демонтажа стартера

Для снятия стартера требуется отсоединить провода, которые к нему подходят, а затем открутить болты крепления (обычно два или три).

Зачастую для выполнения этих, на первый взгляд, несложных операций автомобилисту приходится тратить много времени и усилий.

Объясняется это тем, что стартер во многих моделях авто хорошо спрятан в моторном отсеке, и чтобы добраться до него, необходимо изъять из-под капота немало мешающих узлов и механизмов. А в некоторых машинах, например Фольксваген Гольф или Пассат, для его демонтажа потребуется поддержка двигателя.

Лучше всего эту работу проводить на смотровой яме или на эстакаде.

Когда стартер успешно извлечен из подкапотного пространства, следует его очистить от загрязнений, а окисленные контакты необходимо обработать наждачкой.

  1. Теперь стартер нужно разместить рядом с аккумулятором и подготовить два электрических провода достаточной длины. Лучше всего применять провода для "прикуривания", которые оснащены "крокодилами".
  2. Первым делом нужно одним электропроводом соединить плюсовую клемму аккумулятора с соответствующим выводом втягивающего реле.
  3. После этого другой провод подключают к минусовой клемме АКБ.
  4. Осталось лишь прикоснуться свободным концом минусового электропровода к корпусу стартера и узнать результат:
    • если при соединении произойдет быстрый и отчетливый щелчок в области втягивающего реле, то оно работает;
    • если признаки "жизни" отсутствуют, значит втягивающее реле нуждается в ремонте или замене.

При работоспособном втягивающем реле, причину неисправности следует искать в цепи питания. Ну а неисправный узел можно попытаться отремонтировать своими руками или заменить на новый.

Ремонт втягивающего реле стартера

Сперва предлагаем посмотреть видео-инструкцию по самостоятельной замене втягивающего реле, а затем мы расскажем как выполнить его ремонт.

В зависимости от завода-изготовителя стартеры оснащаются разборным или неразборным втягивающим реле. Чтобы устранить неполадку неразборного элемента, нужно всего лишь купить новую деталь. Останется открутить два крепежных болта, снять неисправное реле и установить на его место новое (смотрите на видео выше).

В случае разборного втягивающего реле можно попытаться его отремонтировать. Ремонт заключается в следующем:

  • Откручиваются винты крепления крышки корпуса.
  • Иногда необходимо дополнительно отпаять концы обмотки.
  • Сняв крышку, открывается доступ к поиску возможной проблемы – это силовые контакты, которые могут быть изношенными или подгоревшими:
    • в первом случае поможет замена контактов,
    • во втором случае проблему решить удастся с помощью шлифовальной шкурки.
  • Теперь останется собрать втягивающее реле и проверить его работоспособность.
  • Отремонтированный стартер устанавливается на место, после чего можно испытать его работу.

Как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера