Ремонт мотоблоков: виды и причины неисправностей, диагностика. Проблемы с двигателем. Поломки двигателя мотоблока и методы их диагностики

Владельцы мотоблоков, культиваторов рано или поздно сталкиваются с типичной проблемой, когда их рабочая «лошадка» не заводится или заводится, но глохнет при открытии воздушной заслонки, начинает «стрелять» или газовать. Чтобы устранить досадную помеху, нужно выяснить причину, из-за которой она возникает, а затем провести надлежащий ремонт.

Причины, почему не заводится мотоблок и способы их устранения

Причин, по которым мототехника не заводится при пуске, существует несколько. К таковым можно отнести:

  • повреждение карбюратора (в мотоблоках с бензиновым двигателем);
  • неисправность устройств зажигания/накаливания;
  • низкий уровень смазки.

Когда в мотокультиваторе появляются странные изменения и его работа становится не стабильной, в первую очередь проверяют карбюратор. В этом важном узле происходит образование топливно-воздушной смеси (ТВС) и дозирование её для подачи в цилиндры двигателя внутреннего сгорания (ДВС). И если засоряются жиклёры, возникает непроходимость топливосистемы, вследствие чего карбюратор теряет способность обеспечивать запуск мотора. Чтобы устранить неисправность производят ремонт топливопровода, который предполагает частичный разбор карбюратора, промывание насоса, продувание жиклёров через штуцер для топлива.

Иногда причина того, что мотоблок не заводится, кроется в неисправности свечей зажигания, играющих важную роль в пуске карбюраторного ДВС, или свечей накаливания, обеспечивающих пуск дизельного мотора. Если устройства запала становятся влажными, что бывает из-за закидывания их ТВС, то на них начинает пропадать искра. При отсутствии искрообразования не происходит воспламенение топливно-воздушной смеси, а значит и двигатель не завести. Решить такую проблему можно разными путями:

  • произвести небольшой ремонт и заменить нерабочие свечи на новые;
  • «прожечь» залитые свечи и при помощи огня очистить их от следов бензина.

Не заводится моторизированная техника и по причине того, что возникает повреждение свечей накаливания. В дизельном моторе воспламенение топлива происходит от соприкосновения с раскалённым воздухом, который нагревается в цилиндре посредством сжатия поршнем. Это происходит без проблем, когда дизель уже прогрелся и рабочую температуру в нём поддерживают нагревшиеся стенки цилиндра. Но в холодную погоду, а особенно зимой, разогрев двигателя осуществляется при помощи устройств накаливания и если они вышли из строя - завести мотоблок не удастся.

Если при осмотре карбюраторного мотора или дизеля не было выявлено дефектных свечей, но проблемы остались, да и ещё и сопровождаются хлопками в глушитель, следует проверить работоспособность всех устройств, отвечающих за воспламеняемость топлива. Неисправность в них так же может быть причиной того, что мотоблок не заводится. Диагностику лучше проводить в сервисном центре, где профессионалы найдут причину повреждения и компетентно проведут ремонт.

Мототехника не заводится и при недостаточном уровне смазочной жидкости в моторе. Некоторые модели оснащены специальными контрольными датчиками, которые в случае недостатка смазки не дают завести двигатель. Особое внимание следует уделять тем вариантам машие, у которых нет таких датчиков. Рано или поздно уровень смазочной смеси дойдёт до критического значения и если её не восполнить до нормы, это вскоре приведёт к износу деталей и, как следствие, к капитальному ремонту двигателя.

Подготовка мотоблока к пуску

Проблемы с пуском мотора могут возникнуть не только у мотоблока и культиватора, бывших в употреблении, но и новых, только что купленных в магазине. Поэтому прежде чем первый раз заводить мотоблок, будь то Каскад, Нева, Крот, Зубр, Кентавр, необходимо прочитать руководство по его эксплуатации, затем тщательно обследовать все соединения и, конечно же, проверить уровень масла в ДВС.

Изучить инструкцию, составленную производителем, необходимо хотя бы для того чтобы выяснить, какой рабочий цикл у двигателя: четырёхтактный (как Форте, Кентавр, Лифан, Зубр) или двухтактный. Это важно знать, так как для моделей с двухтактным мотором (как у культиватора Крота) нужна специальная горючая смесь, состоящая в определённой пропорции из бензина и масла. Из-за несоответствия топлива техника будет глохнуть, а ещё могут пострадать свечи запала и топливопровод, что чревато отказом бензонасоса - а это уже прямой путь на дорогостоящий ремонт в СТО. Определить, подходит ли горючее к мототехнике можно по дыму. При плохом качестве бензина он будет иметь белый цвет, как это бывает при сильном наклоне машины.

Качество топлива так же важно и для дизельного мотоблока. Он не заводится зимой, или заводится, но вскоре глохнет, если в его двигатель залита летняя солярка, поскольку при пониженных температурах она начинает густеть и забивать топливопровод.

Пуск мототехники, как летом, так и зимой, должен проводиться в определённой последовательности. Например, для пуска мотокультиватора марки Крот проводят следующий порядок действий:

  • открывают бензокран;
  • ставят рычаг подсоса в положение «Choke» (Запуск);
  • выключают зажигание и несколько раз прокручивают мотор ручным стартером пуска;
  • повторно запускают двигатель и переводят рычаг в положение «Run» (Работа).

Не редко возникают ситуации, когда силовой агрегат легко запускается, но через несколько секунд глохнет. В таком случае необходимо проверить проходимость отстойника, возможно, причина в том, что кран засорился - тогда его прочищают бензином.

Завести мототехнику с дизельным мотором (такой, как Зубр, Каскад, Кентавр, Нева) будет несколько сложнее, чем Крота. Заводку дизеля начинают с «развоздушивания» топливной магистрали, то есть с освобождения её от скоплений воздуха. Для этого:

  • открывают кран подачи топлива;
  • раскручивают соединения топливовыводящего канала до момента появления топлива;
  • закручивают соединения и продувают форсунки.

Если после проведённых действий двигатель не функционирует должным образом, а техника начинает дымить белым дымом - причина в старой смазке и её следует полностью заменить. Не заводится дизель и по причине недостаточного объёма масляной жидкости, поэтому не нужно забывать контролировать этот параметр.

Пуск мотокультиватора после зимы или длительного простоя так же имеет свои нюансы. Для того чтобы привести машину в рабочее состояние проделывают следующие манипуляции:

  • открывают бензокран;
  • проверяют, включено ли питание;
  • проверяют наличие смазки;
  • дают газу, примерно до половины.

Ну и, конечно же, прежде чем запустить мототехнику, будь то Кентавр, Каскад, Нева или Зубр, проверяют все соединения, включая узлы трансмиссии, сцепление, механизмы пуска и при необходимости осуществляют их регулировку.

Ремонт мотоблока своими руками

К сожалению любая техника иногда выходит из строя, поэтому её владельцу нужно уметь своими силами устранять неисправности. Разумеется, если машина на гарантии, лучше отвезти её в сервисный центр, где специалисты бесплатно проведут гарантийный ремонт.

Часто повреждения культиватора, мотоблока случаются из-за не правильной его эксплуатации - когда заливают плохое топливо, допускают большие нагрузки или во время не восполняют потери смазочной жидкости. Тогда машина начинает глохнуть, «зарываться», плохо набирать обороты (особенно, если на ней стоит электродвигатель), а то и вовсе перестаёт заводиться. Но, зная устройство агрегата и принцип действия его механизмов, можно самому выявить причину повреждения и качественно провести ремонт.

Ремонт топливосистемы

О поломке топливосистемы можно утверждать, если двигатель:

  • не заводится;
  • глохнет при нагрузке;
  • не стабильно функционирует на холостых оборотах.

Для устранения неисправности сначала проверяют состояние всех фильтров, включая воздушный и масляный. Если они засорены незначительно - делают продувку сжатым воздухом или промывку, если на них присутствуют сильные загрязнения - заменяют новыми. Затем разбирают карбюратор, промывают детали специальным очистителем, прочищают кран подачи горючей смеси, бак и поршневую систему бензином. После просушки внимательно производят обратный монтаж.

После того, как мотор будет полностью собран, вручную прокручивают коленчатый вал - важно, чтобы поршень ходил свободно, а клапаны работали безупречно. Затем заливают свежую смазку, заводят мотор и оставляют его трудиться на «холостых». Обязательно проверяют поступление топлива в цилиндр. Возможно, после такого ремонта причина неисправности будет ликвидирована и мотоблок начнёт функционировать без перебоев.

Ремонт системы зажигания

Судить о поломке устройств для воспламенения ТВС можно по признакам, когда двигатель:

  • заводится, но на холостых оборотах глохнет;
  • не заводится даже при хорошей подаче топлива;
  • работает на «холостых», но с некоторыми перебоями.

Для выяснения причины сначала проверяют состояние свечей: если есть повреждения изолятора - производят их замену. Далее осматривают электроды и при необходимости регулируют зазор между ними. Проверяют состояние высоковольтных проводов на предмет окисления наконечников и нарушения изоляции - повреждённые провода обязательно заменяют на новые. Без такого ремонта искра может совсем пропасть или будет уходить по изоляции, пробивая на корпус двигателя, и не сможет обеспечивать зажигание ТВС.

Если на данном этапе дефекта с искрой не обнаружено, то возможно причина того, что техника не заводится или глохнет, кроется в генераторе или катушке (для таких моделей, как Нева, Каскад она служит для образования искры). Чтобы проверить генератор к его выводам подключают измерительный аппарат. Прокручивают шкив стартера мотоблока и фиксируют показания прибора - они должны быть в пределах 12-16 Вт. Если показатели в норме, то причина содержится в катушке зажигания и после её замены можно давать нагрузку на двигатель. Скорее всего, после такого ремонта его работоспособность возобновится полностью.

Ремонт трансмиссии

На неисправность трансмиссии указывают следующие факторы:

  • рабочий вал находится без движения, а выходной вал вращается;
  • обороты двигателя не соответствуют оборотам рабочего вала;
  • двигатель словно «захлёбывается» от нагрузки.

Если проявилась хотя бы одна из перечисленных причин, сразу проверяют наличие смазки в редукторе. Смазочный материал в нём должен быть в норме, так как смазка предотвращает «сухое» трение движущихся деталей и не допускает их перегрева.

Затем редуктор разбирают, осматривают шестерни, проверяют натяжение цепи. Целые детали промывают в керосине, а повреждённые - заменяют на новые. После этого производят сборку конструкции и следят за тем, чтобы не допустить перекоса шестерней.

Перед тем, как собранный редуктор установить на мотоблок, делают прокрутку валов, чтобы убедиться, что они вращаются равномерно и без малейшего скрежета. Редуктор заполняют свежей смазочной жидкостью, и производят пуск мотокультиватора. При отсутствии под корпусом течи выполняют несложные действия с почвофрезой или навесным погрузчиком и проверяют функциональность мотоблока. Если его работоспособность восстановлена, значит, все старания были не напрасны, а ремонт и обслуживание проведены правильно.

Все неисправности мотоблока принято разделять на две основные категории - проблемы с двигателем и неисправности второстепенных механизмов. Обладателям подобных многофункциональных машин нередко приходится сталкиваться с поломками, что приводит к ремонту мотоблока. Однако, перед тем как самостоятельно приступить к процессу восстановления, желательно досконально ознакомиться со схемой мотоблока.

Причины возникновения неисправностей

Перед тем как приступать к ремонту мотоблока, следует выяснить основную причину возникновения поломки. Для начала необходимо включить зажигание, после чего проверить топливную систему, а именно количество топлива в баке. Затем проверить, закрыта ли при запуске воздушная заслонка карбюратора. И последний этап анализа - удостовериться в поступлении топлива в карбюратор. В большинстве случаев ремонт заканчивается на данном этапе.

Итак, сначала рекомендуется уделить внимание состоянию топливного шланга. Если во время его отсоединения от карбюратора бензин вытекает тонкой струей или его вовсе нет, то это свидетельствует о засоренности фильтра или клапана. После их очистки можно непосредственно заняться ремонтом мотоблока. Своими руками выполнить его сможет каждый владелец.

Поломки двигателя мотоблока и методы их диагностики

Двигатель - основной элемент в конструкции мотоблока. Поэтому большинство неисправностей связано именно с ним. Основными признаками, намекающими на неисправность двигателя и ремонт мотоблока, является спад показателей эффективности его работы.

Если не получается запустить двигатель, необходимо проверить:

  • прогрет ли он в достаточной степени;
  • степень загрязненности воздушного фильтра;
  • качество топлива;
  • работоспособность системы сжигания;
  • наличие засоров в глушителе от продуктов сгорания;
  • засоренность карбюратора;
  • состояние поршневых механизмов.

Двигатель не запускается: что делать?

В том случае если двигатель вовсе не удается запустить, ремонт мотоблока своими руками усложняется, придется его на некоторое время отложить и проверить:

  • в каком положении находится мотор (при наклоне центральной оси его желательно установить на прежнее место, чтобы избежать серьезных неприятностей);
  • в достаточном ли количестве топливо поступает к карбюратору;
  • насколько засорена крышка бака;
  • систему подачи топлива;
  • загрязнены ли свечи и кран топливного бака.

Особенности ремонта карбюратора мотоблока

Чтобы восстановить функциональность карбюраторов, необходимо произвести грамотную очистку от засоров. Итак, перед тем как преступить к устранению загрязнений, следует разобрать агрегат и прочистить его, соблюдая основные рекомендации производителя, после чего повторно произвести настройку. Последовательность действий прописана в инструкции по эксплуатации и ремонту мотоблоков.

Весь алгоритм действий сводится к восстановлению равномерности его погружения посредством устранения деформации кронштейна, при помощи которого он прикреплен к цилиндру двигателя. Процесс регулировки может проводиться как при закрытом, так и при открытом игольчатом клапане. И в том и в другом случае устранение деформации осуществляется при помощи отвертки вручную.

Наряду с диагностикой состояния карбюратора желательно также уделить внимание состоянию клапанов, расположенных на мотоблоке. Процедура заключается в проверке плотности прилегания отдельно взятого клапана, что важно при восстановлении оптимального зазора. Их регулировка способствует восстановлению всех функций мотоблока.

Ремонт топливных насосов: основные признаки неисправности

Топливные насосы подают дозированное количество смеси в цилиндры двигателя, что является одной из основных функций в работе мотоблоков. Однако иногда возникают определенные неисправности, среди которых можно выделить:

  • сбой основных настроек;
  • нарушение процесса подачи топлива к карбюратору или форсункам (на дизельных моторах);
  • протечка топлива (механический износ);
  • неопределенные шумы и звуки.

Сегодня существует множество сервисных центров по ремонту мотоблоков, в услуги которых также входит регулировка топливного насоса. Именно данный процесс обеспечит корректность работы двигателя и прочих систем. Данный элемент обладает довольно сложной конструкцией, поэтому самостоятельно приступать к ремонту не рекомендуется.

Проблемы с подачей топлива

В том случае, если не удается произвести запуск агрегата, значит, поломка кроется в моторе или системе включения. Для начала следует осмотреть свечу зажигания. Если она сухая, то это свидетельствует о том, что топливо туда не поступает из-за образовавшихся засоров.

Таким образом, для устранения проблемы необходимо:

  • залить топливо;
  • открыть кран;
  • устранить загрязнения в дренажном отверстии;
  • снять бак и слить топливо;
  • произвести продувку карбюратора.

А вот ремонт дизельного мотоблока вызывает определенные трудности. Кроме проверки исправности основных частей, необходимо обязательно произвести обкатку, что является довольно длительным процессом, однако именно он во многом определяет продолжительность службы агрегата.

Рекомендуется не допускать наличия недостаточного количества масла в картере или же его полное отсутствие. Как правило, это приводит к тому, что выходит из строя вся поршневая система. Следует также своевременно его менять. Ведь в большинстве случаев использование старого масла приводит к поломке двигателя.

Дисфункции трансмиссии

Существуют механизмы, которые приводятся в движение посредством трансмиссии. От нее передается движение ременной передачей на колеса или фрезы мотоблока. Согласно практическим исследованиям, его можно отнести к элементам, наиболее подверженным механическому износу. Только исправный ремень способен обеспечить:

  • передачу крутящего момента от коленвала мотора к редукторному валу;
  • корректировку нагрузки на двигатель во время переключения передач;
  • возможность техники к передвижению и остановки без прекращения работы мотора.

Если поведение мотоблока соответствует одному из перечисленных случаев, то рекомендуется досконально осмотреть состояние ремня и проверить уровень натяжения. Заняться ремонтом натяжителя самостоятельно не так сложно. Достаточно сварить деталь, которая будет иметь аналогичный размер, а также конфигурации из металлического уголка.

К основным показателям, способствующим возникновению проблем с трансмиссией, относится нарушение параметров снижения скорости до рабочего показателя. Ее регулировку обеспечивает редуктор. Изготовить данный элемент довольно просто, ведь с точки зрения конструкции его сравнивают с коробкой передач.

Неисправности систем двигателя во время запуска

Если во время проверки свечей выяснилось, что топливо поступает нормально, однако мотор не удается запустить, то, возможно, потребуется ремонт зажигания мотоблока. Проблема может заключаться в следующем:

  • присутствует характерный нагар на электродах свечей зажигания;
  • наличие повреждений высоковольтной электропроводки;
  • зазоры между электродами, а также магнитным башмаком и стартером отличается от тех значений, что указаны в руководстве по эксплуатации;
  • дефекты стартера.

Согласно практическим исследованиям, список неисправностей можно продолжать бесконечно. Они бывают как нетипичные, диагностировать которые довольно сложно, так и те, характер которых не вызывает сомнений. И в том случае, если не удается устранить поломки самостоятельно, следует обратиться в сервисные центры по обслуживанию мотоблоков.

Мотоблоки способны существенно облегчить работы на приусадебном участке. Это компактная сельскохозяйственная техника, которая обладает высокой функциональностью и универсальностью. С ее помощью можно не только рыхлить грунт, но и проводить основные мероприятия по уходу за растениями и сбору урожая.

Как и любая другая техника, мотоблоки иногда выходят из строя. К счастью, они обладают сравнительно простой конструкцией, и несложный ремонт можно провести даже своими руками. Для этого нужно научиться определять, какая именно часть мотоблока вышла из строя, и что нужно сделать, чтобы восстановить работу оборудования. В этом вам поможет наша статья, в которой не только описан принцип работы мотоблока, но и основные причины неисправности техники и способы их устранения.

Ремонт мотоблоков своими руками

Большинство моделей состоят из одних и тех же деталей, поэтому и ремонт основных компонентов можно осуществить своими руками.


Рисунок 1. Стандартный чертеж мотоблока

Каждый мотоблок состоит из рамы-основания, бензинового или дизельного двигателя, топливного бака, ротора для крепления фрез, колес и кронштейна для фиксации навесного оборудования. Самой важной составляющей является, конечно, двигатель, от успешной работы которого будет зависеть эксплуатация оборудования (рисунок 1). Кроме того, у современных моделей есть системы подачи топлива, охлаждения, зажигания и распределения газов, а возникновение неисправностей в них также может привести к остановке работы агрегата.

Принцип работы

Основной функцией мотоблока является рыхление почвы с помощью специальных фрез, которые крепятся на раму устройства.

Примечание: В отличие от обычного плуга, фреза не переворачивает грунт и предотвращает образование эрозии почвы.

Кроме того, технику можно использовать для рыхления междурядий в процессе выращивания аграрных культур, а специальные насадки пригодятся для сбора урожая. Простые модели (культиваторы) состоят из нескольких колес и ручек, которые используются для управления техникой. На ручках располагаются необходимые для управления кнопки. Более мощные и современные модели представляют собой мини-тракторы без кабины. В данном случае управление осуществляется кнопками и педалями, расположенными на приборной панели.

Разновидности мотоблоков

Несмотря на то, что мотоблоки выпускают самыми разнообразными производителями, всю подобную технику принято делить на виды в зависимости от веса и мощности (рисунок 2).

По данному критерию мотоблоки бывают:

  • Сверхлегкими - весом до 15 кг;
  • Легкими (около 40 кг);
  • Средними - от 45 до 60 кг;
  • Тяжелыми (более 60 кг).

Рисунок 2. Основные виды техники и навесного оборудования

Как правило, все виды техники снабжают двигателем внутреннего сгорания мощностью от 1,5 до 10 лошадиных сил. Это необходимо для того, чтобы даже сверхлегкая модель успешно справлялась с рыхлением грунта на участках с тяжелыми и плотными почвами.

Основные причины неисправности мотоблока

Поскольку основной деталью любой техники является двигатель, основное число поломок связано именно с ним (рисунок 3). В некоторых случаях плохая работа мотора может быть связана с некачественным топливом или загрязненностью воздушного фильтра. Также бывают случаи, что двигатель работает неправильно из-за недостаточного прогрева, сбоев в работе системы зажигания, карбюратора или поршней.


Рисунок 3. Основные части двигателя

Постараемся разобраться в основных видах поломки мотоблока, которые можно устранить своими руками. Однако, если вы не уверены в собственных силах или опасаетесь, что устранить неисправность собственными силами невозможно, лучше обратиться к специалисту.

Проблемы с подачей топлива

Если при попытке запуска двигатель не начинает работать, возможно, существуют проблемы с самим мотором или системой его запуска.

Чтобы устранить неисправности с подачей топлива, нужно сделать следующее:

  1. Проверить свечи зажигания: если они сухие, значит, в цилиндры двигателя не поступает топливо. Такая неисправность может возникнуть при образовании засоров в крышке бензобака, попадании мусора в систему подачи топлива, при закрытом кране подаче или банальном отсутствии бензина.
  2. Заправить бак горючим и повторить попытку запуска двигателя.
  3. Проверить топливный кран: если он закрыт, необходимо изменить его положение для открытия.
  4. Провести очистку дренажного отверстия топливного бака.
  5. Слить бензин из бака, снят топливный кран и промыть его чистым бензином.
  6. Снять соединительный шланг возле карбюратора и продуть его (вместе с жиклерами).

Если все эти манипуляции не помогли, и топливо поступает в карбюратор, но не попадает в цилиндр, значит, неисправность находится в карбюраторе и эту деталь нужно внимательно осмотреть.

Ремонт карбюратора

Частой причиной неисправности карбюратора является наличие засоров. В данном случае достаточно разобрать деталь, убрать источник загрязнения и собрать повторно. В этом вам поможет инструкция, которая обязательно предоставляется производителем (рисунок 4).


Рисунок 4. Схема карбюратора

Основная цель всех манипуляций с карбюратором - отрегулировать погружение поплавка, который крепится кронштейном к поршневой системе. Часто бывает, что кронштейн деформировался, поплавок погружается некорректно и карбюратор функционирует неправильно. Регулировку кронштейна проводят обычной отверткой, как при открытом, так и при закрытом игольчатом клапане.

Ремонт редуктора

Часто бывает, что в процессе эксплуатации мотоблока в его редукторе появляются посторонние шумы. Как правило, это связано с недостаточным количеством масла в нем, и для устранения неисправности достаточно просто долить жидкость в редуктор (рисунок 5).

Однако, если масла в редукторе достаточно, а шум не исчез, возможно, марка и чистота масла не подходит для вашей модели. В данном случае масло нужно полностью слить, систему промыть и повторно залить новое, более подходящее масло.


Рисунок 5. Схема редуктора

Кроме того, посторонние шумы могут быть связаны с недостаточно фиксацией элементов трансмиссии. Их нужно обязательно осмотреть и, при необходимости, затянуть плотнее. Также следует учитывать, что элементы редуктора нужно своевременно осматривать и заменять при обнаружении первых признаков износа. Так вы сможете избежать более серьезного ремонта в будущем.

Неисправности двигателя

Сбои в работе двигателя могут возникать как при запуске, так и в процессе эксплуатации. В данном случае нужно обязательно проверить свечи зажигания. Если они сухие - существует проблема с подачей топлива, а если влажные - неисправность находится в самом двигателе.

Одной из самых распространенных проблем при запуске считается отказ системы зажигания. Чтобы устранить такую неисправность, в первую очередь нужно осмотреть электроды свечей, и удалить наждаком нагар, который мог на них образоваться. После этого свечи промывают бензином и высушивают. Проблемы с запуском также могут быть связаны с неправильным расстоянием между электродами. В этом случае их нужно просто аккуратно подогнуть до указанного производителем расстояния.

Кроме того, проблемы с зажиганием могут быть связаны с повреждением электропроводки или изоляторами свечей. Эти элементы подлежат замене. Также отсутствие запуска двигателя может быть связано с дефектами статора. К сожалению, починить эту деталь своими силами невозможно и ее придется просто заменить.

Гораздо чаще двигатель показывает признаки неисправности непосредственно в процессе работы. Это связано с тем, что небольшая сельскохозяйственная техника подвергается большим нагрузкам и требует регулярного осмотра и профилактики.

Примечание: Если мотоблок стал двигаться рывками или издавать посторонние шумы, нужно обязательно выключить его, дать двигателю остыть и только после этого приступить к осмотру.

Распространенными проблемами в работе двигателя считаются:

  1. Самостоятельным набор оборотов двигателем свидетельствует о том, что рычаги регулятора и тяги ослабли и их нужно отрегулировать повторно.
  2. При нажатии на рычаг газа, двигатель не набирает обороты, а наоборот - теряет мощность. Это свидетельствует о перегреве мотора, поэтому технику нужно выключить и подождать, пока он полностью остынет.
  3. Перебои в работе двигателя могут быть связаны с засором воздушного фильтра или глушителя. Технику нужно выключить, остудить и осмотреть детали для очистки и устранения засоров.

Кроме того, сбои в работе мотора могут быть связаны со сбоями в работе карбюратора или недостаточном количестве масла в нем. В данном случае деталь нужно разобрать, осмотреть и залить новое масло.

Ремонт дизельного двигателя мотоблока своими руками

Мотоблок с дизельным двигателем отремонтировать своими руками сложнее, чем бензиновый, так как подобный мотор отличается более сложной конструкцией. Как правило, возможные неисправности и способы их самостоятельного устранения изложены в инструкции, поэтому мы остановимся только на самых распространенных.

Сбои в работе дизельного двигателя могут быть связаны с такими проблемами :

  1. Засор форсунки: деталь нужно снять, прочистить и установить на место.
  2. Слабое давление впрыска топлива также можно отрегулировать самостоятельно, воспользовавшись инструкцией к технике.
  3. Двигатель слишком легко проворачивается стартером: это свидетельствует о недостаточной компрессии в цилиндре. Для устранения неисправности нужно поочередно затянуть все гайки на цилиндре и заменить прокладку на его головке. Также необходимо осмотреть поршневые кольца, и промыть или заменить их при необходимости.

Ремонт стартера своими руками

Сбои в работе стартера также могут быть причиной нарушения работы двигателя. Чаще всего встречаются ситуации, когда винты крепления корпуса стартера к корпусу двигателя ослаблены. В данном случае шнур запуска не будет возвращаться в исходное положение. Для устранения проблемы нужно ослабить винты и отрегулировать положение шнура так, чтобы он легко возвращался в исходное положение (рисунок 6).


Рисунок 6. Схема для ремонта стартера

Кроме того, сбои в работе могут быть связаны с износом стартерной пружины. Отремонтировать ее невозможно, поэтому износившуюся деталь нужно просто заменить.

Ремонт мотоблоков своими руками: видео

Если вы хотите освоить практические навыки ремонта своими руками, рекомендуем просмотреть видео, в котором описаны основные причины неисправности техники и способы их устранения.

Как и любая другая техника, мотоблок нуждается в своевременном ремонте и техническом обслуживании. Естественно, лучше всего доверить это дело профессионалам, у которых есть опыт и все необходимое оборудование под рукой. Однако, Вы и сами можете справиться с большинством ремонтных работ двигателя. И тем более сможете оказать первую помощь мотору, чтобы доделать сельскохозяйственную работу, и уже после капитально отремонтировать устройство.

Основные неисправности мотоблоков

Первое, на что нужно обратить внимание - моторесурс дизельных двигателей отличается от моторесурса бензиновых двигателей. сможет обеспечить аж 4000 моточасов. Бензиновые двигатели могут выдавать 1500 моточасов. Именно по такой причине цены на дизельные мотоблоки значительно выше, чем стоимость бензиновых моделей.

Неисправности систем двигателя при запуске

Если же, проверив свечи, Вы обнаружили, что они все-таки влажные - значит, проблемы с подачей топлива отсутствуют. Однако мотор до сих пор не заводится. Нужен ремонт мотоблока и возможно, причина поломки состоит в отказе системы зажигания.

Неисправности системы зажигания

1. На электродах свечей зажигания есть нагар (в этом случае следует тщательно очистить свечи с помощью наждачной бумаги, а после их необходимо промыть бензином и просушить).

2. Зазор между электродами не соответствует величине, которая указана заводом-производителем в инструкции по эксплуатации мотора (тогда Вам нужно отрегулировать зазор, подгибая боковой электрод до необходимого размера).

3. Повреждения изоляторов свечи зажигания или высоковольтной проводки (ремонтировать их невозможно, свечи или проводку обязательно нужно заменить).

4. Кнопка «СТОП» оказалась замкнутой на массу (для того, чтобы запустить двигатель в нормальных условиях, это замыкание нужно устранить).

5. Нарушение контактов в угольниках свечей (необходимо устранить неисправности).

6. Несоответствие зазора между стартером и магнитным башмаком нормальным показателям (нужно отрегулировать зазор).

7. Дефекты на статоре системы зажигания (в этом случае нужно заменить статор).

Подсос воздуха через уплотнения карбюратора, свечей зажигания, головок свечей и цилиндров, а также соединений карбюратора и цилиндров двигателя

Если Вы обнаружили разгерметизацию соединений, просмотрите крепежные болты, затяните их и свечи, а также проверьте, целы ли прокладки между головками свечей и цилиндрами.

Не полностью закрывается заслонка карбюратора

Для того, чтобы решить эту проблему, следует обеспечить легкий ход заслонки и проверить правильность работы привода. Если имеют место заедания - их необходимо устранить.

Нарушение компрессии и неисправности карбюратора

Случается, что двигатель запускается, но его запуск сопровождается значительными затруднениями и отнимает много сил. Мотор функционирует достаточно плохо, не способен нарастить оптимальную мощность. В таком случае необходимо ремонт мотоблока, а одна из возможных причин такой неисправности - потеря компрессии. Ее можно определить по таким признакам:

1. На рабочей поверхности клапанов и на седлах блоков цилиндров видна копоть.

2. Впускной клапан повреждён или потерял изначальную форму.

3. определенно изношены.

Для того, чтобы восстановить компрессию принимают следующие меры:

Проводят проверку состояния механизма газораспределения мотора.

Тщательно прочищают запачканные нагаром детали или же полностью заменяют в случае обнаружения дефектов.

Оценивают состояние поршневых колец и заменяют сломанные элементы.

Если во время работы мотора из глушителя идет густой черный дым, а электроды свечей покрылись копотью, или же на них слишком много масла, - это может стать сигналом таких отклонений:

1. Карбюратор получает слишком насыщенную топливную смесь.

2. Разгерметизирован его топливный клапан.

3. Произошел износ маслосъёмного поршневого кольца.

4. Необходимо провести очистку воздушного фильтра из-за его засорения.

Чтобы исправить эти неполадки стоит выполнить такие действия:

Отрегулировать карбюратор

Сменить изношенный клапан

Поставить новые поршневые кольца

Прочистить или заменить воздушный фильтр.

Если же дым, который выходит из глушителя во время работы двигателя, светлого цвета, а на электродах свечей заметен белый налет - это сигнал попадания в карбюратор топливной смеси плохой концентрации. Такие проблемы решаются с помощью настроек работы карбюратора.

Проблемы с двигателем во время работы мотоблока

Достаточно большой и тяжелой нагрузке поддаются узлы и детали двигателей, которые установлены на аграрную мототехнику. Это приводит к тому, что из-за перегрузки они могут внезапно сломаться прямо в процессе выполнения той или иной задачи. По истечении достаточно короткого времени, это приведет к значительным сбоям.

Если при работе с мотоблоком Вы начали слышать подозрительные шумы, совсем нехарактерные для Вашего железного помощника; если он начал работать рывками, или же Вы заметили сбой в работе каких-либо его систем, - сразу отключайте мотор. Это означает,ч то необходим ремонт мотоблока. Двигателю нужно дать немного времени, чтобы остыть. Только в таком случае Вы можете приступать к работе над устранением неполадок.

Если во время работы двигатель стал автоматически набирать обороты, идя вразнос,- это может означать, что стоит обратить внимание на крепление рычагов регулятора и тяги. Вполне вероятно, что оно ослабло. В такой ситуации владелец мотоблока будет вынужден заняться регулировкой привода управления мотором.

Бывает, что дроссель полностью открыт, а при нажатии на ручку газа мотор начинает терять мощность. Может даже произойти полная остановка двигателя. Это не что иное, как явный признак перегрева аппарата. В такой ситуации нужно завершить работу мотора и подождать некоторое время, чтобы его узлы остыли. Далее нужно проконтролировать уровень масла в картере и проверить, не загрязнены ли ребристые поверхности головок и блоков цилиндра.

Чрезмерная нагрузка на мотор приводит к тому, что его может заклинить прямо во время работы. Существуют несколько причин таких неисправностей:

1. В картере мотора слишком мало масла.

2. На нижней головке шатуна образовался надир.

3. Сломался или маслообрызгиватель.

В случае, если двигатель мотоблока заклинило, необходимо его разобрать и оценить все его основные узды и детали. Все сломанные, деформированные, расплавленные детали нуждаются в замене.

Другие проблемы, которые возникают при запуске мотора

Что же нужно делать, если двигатель мотоблока работает со сбоями и не может развить оптимальную мощность?

Существует несколько причин подобного поведения мотора:

1. Загрязнение воздушного фильтра. Засоры не дают воздуху попасть в карбюратор, что приводит к плохому сгоранию топлива. Из-за этого Вам придется частенько менять и чистить фильтр.

2. Засорение глушителя. Остаток горючего вместе с продуктами его горения создают на внутренних стенках глушителя достаточно толстый слой налета. Для успешного устранения неполадки необходимо снять этот налет.

3. Загрязнение карбюратора. Если Вы обнаружили эту проблему, как можно быстрее снимите узел и тщательно прочистите все его компоненты. После выполнения этой операции нужно собрать карбюратор и провести его регулировку.

4. Износилась цилиндропоршневая группа. Это происходит из-за температурного влияния и слишком высоких нагрузок, которые не всегда выдержит даже наиболее прочный и качественный металл. Детали могут износиться или изменить свою форму. Такие компоненты следует немедленно заменить, так как это может привести к необратимым поломкам двигателя.

5. Поломка корпуса храповой муфты или храповика. Обнаружить такую неисправность Вы сможете, понаблюдав за коленвалом при запуске мотора. Если коленвал не движется, нужно заменить храповик и корпус муфты. Для этого нужно полностью разбирать пусковой блок.

6. Слабая затяжка винтов крепления корпуса стартера к корпуса мотора. Такого рода неполадки можно заметить при запуске мотора. Если шнур запуска не возвращается в свое изначальное положение - Вам нужно провести регулировку стартера. Для этого ослабьте винты и установите расположение узла таким образом, чтобы шнур мог нормально возвращаться.

7. Обрыв пружины стартера. Одна из наиболее частых и распространенных причин, по которой стартерный шнур не возвращается в исходное положение, - это поломка пружины стартера. Для нормализации работы стартера необходимо заменить данную деталь.

Правильное, своевременное и качественное техническое обслуживание основных узлов и деталей двигателя мотоблока - гарантия того, что Ваша техника сможет выдержать продолжительный эксплуатационный срок. Также немаловажно как можно быстрее сменить изношенные запчасти на новые. Поэтому, если Вы заметили малейшие неполадки или сбои в работе двигателя мотоблока - немедленно займитесь ремонтом мотоблока. Ведь если Вы будете медлить - это может перерасти в очень серьезные повреждения, что повлечет за собой поломку и простой мотоблока.

Технический прогресс шагнул далеко не только в сфере промышленности, но и в сельском хозяйстве. Немалое количество техники используется для самых разнообразных целей: и для обработки почвы, и для посева различных культур, и просто для ухода за растительностью на земельном участке. Среди изобилия сельскохозяйственной техники можно выделить такой незаменимый в быту аппарат, как мотоблок.

Описываемая разновидность устройства представлена конструкцией, которая имеет в наличии одно или два колеса, располагающимися на одной оси. Такой аппарат применяется для обработки почвы и управляется оператором при помощи ручек со всеми требуемыми приборами управления, однако, порой его также используют и как средство передвижения.

Конструкция мотоблока

Важной движущей частью описываемого устройства выступает двигатель, который способен функционировать как на бензине, так и на дизельном топливе. Такое составляющее оборудования может быть либо двухтактным, либо четырехтактным. Характерной чертой этих моторов считается то, что в них вмонтированы специально предназначенные для этого регуляторы частоты вращения, способные упростить процесс работы. Мощность двигателя может варьироваться от пяти до десяти литров. Стоит также отметить, что с наибольшей трудностью во время ремонта специалисты сталкиваются именно в этой части мотоблока.

Следующим элементом устройства считается трансмиссия , имеющая некоторое число вариаций:

  • Зубчатая.
  • Зубчато-червячная.
  • Ременно-зубчато-цепная.
  • Гидрообъемная.

Немаловажной составляющей описываемого устройства считается агрегатированная система, благодаря которой к мотоблоку становится возможным присоединить дополнительные сельскохозяйственные приспособления.

Управление данным механизмом может находиться или на его ручках, или на рулевых штангах. А также в этом месте располагается муфта сцепления и газ. В некоторых сложных конструкциях порой можно встретить тормоз.

Специфика работы

Работа описываемого устройства происходит за счёт усилий двигателя, благодаря чему мотоблок приходит в движение и передаёт энергию остальным элементам, установленным на нём. Главной структурной составляющей мотоблока принято считать почвофрезу, предназначенную для устранения сорняков, вспашки и оснащения земли удобрениями. Зачастую ремонт мотоблока происходит именно в данной его части из-за того, что на почвофрезу оказывается наибольшая нагрузка в процессе работы.

Более сложные вариации мотоблока порой имеют в своей конструкции навесное оборудование, что значительно расширяет функциональность аппарата.

Помимо почвофрезы, мотоблок может иметь следующие комплектующие: культиватор, плуг, косилка, окучник и прочее.

Разнообразие моделей мотоблоков

Выделяют три основные разновидности данных сельскохозяйственных устройств исходя из веса оборудования. Однако, стоит отметить, что любой собственноручный ремонт мотоблока должен осуществляться в зависимости от их технических характеристик той или иной модели.

Разновидности оборудования:

Виды неисправностей

Бывают случаи, когда в процессе работы мотоблока случаются неисправности, которые можно с лёгкостью устранить самостоятельно, не обращаясь при этом в сервисный центр.

Необходимо обозначить, что под поломкой подразумевают неполадки, приводящие к нарушениям в нормальной работе (к примеру, когда двигатель работает с перебоями), а не только сбои, в результате которых блок не работает совсем. Из чего следует, что при обнаружении нарушений в работе рекомендуется приступить к их ликвидации.

Причины неисправностей двигателя

Все проблемы с двигателем образно можно разбить на две категории:

  1. К первому случаю можно отнести полную остановку двигателя и его отказ при запуске.
  2. Во втором случае наблюдаются перебои в работе двигателя (механизм не набирает номинальной мощности, произвольно останавливается и прочее).

Для первого случая характерны следующие факторы:

  • Сложности с механизмом зажигания.
  • Отсутствует топливо либо прекращена его подача.
  • Сбои в работе топливного клапана.
  • Нарушения с заслонкой карбюратора.
  • Недостаточная подача топлива в карбюратор.

Диагностировать данные неисправности достаточно просто. Для начала необходимо выкрутить свечу и осмотреть её: на ней должно отсутствовать топливо. Если же оно присутствует, то это свидетельствует о проблемах с его подачей. Если же следы топлива отсутствуют, тогда причиной могут послужить старые свечи, которые необходимо будет заменить.

Провести проверку подачи топлива также достаточно просто: необходимо отсоединить шланг от карбюратора и посмотреть на струю. Если она окажется слабой или же, вообще, будет отсутствовать, тогда можно судить о явных проблемах с топливной системой. Вполне вероятно, что произошло засорение топливного фильтра.

Проведение диагностики

Такой процесс считается важным этапом ремонта. Благодаря ему можно определить причину неисправности, которую требуется устранить при осуществлении ремонта оборудования.

При проведении диагностики следует очень внимательно изучить свечи. Если на них наблюдается большое количество топлива, тогда можно говорить о переизбытке бензина в цилиндрах. Чтобы ликвидировать данную неполадку, рекомендуется устранить все топливо из цилиндра и хорошо его просушить, а после необходимо отрегулировать форсунки оборудования, дабы нормализовать подачу топлива. Стоит отметить, что прежде чем проводить данные манипуляции, рекомендуется прекратить подачу топлива.

Следующей причиной плохой работы двигателя может оказаться присутствие нагара на свечах зажигания. Чтобы устранить данную проблему, рекомендуется зачистить свечи при помощи мелкой наждачной бумаги и проверить расстояние между электродами. В норме оно должно составлять от 0,7 до 1 мм.

Прежде чем приступать к замене свечей (если было обнаружено отсутствие искры), рекомендуется провести проверку старых свечей на функциональность: стоит присоединить их при помощи вспомогательного провода к аккумулятору. Благодаря этому возможно выявить проблемы с проводкой.

Причины, способные вызвать данную неисправность:

Дизель

Ремонт дизельного двигателя проводить достаточно сложно из-за того, что малая разновидность техники функционирует на данных маломощных устройствах.

Ремонтные работы в таком случае лучше доверить профессионалам.

Трансмиссия

Собственноручный ремонт мотоблока можно провести и при проблемах с трансмиссией:

Неполадки с КПП

Следует отметить, что КПП является наиболее сложным узлом, и его починку осуществить достаточно непросто.

Причинами неполадок могут оказаться следующие:

Следует не забывать, что при обнаружении неисправности мотоблока стоит для начала выявить причину проблемы. Благодаря этому возможен не только правильный ремонт сломавшейся детали, но и снижение риска неисправностей в будущем. Ремонтные работы такого сельскохозяйственного оборудования должны проводиться профессионально. В большинстве своём неполадки возникают вследствие неправильного обслуживания механизма, которое в идеале должно осуществляться согласно инструкции по использованию.