Рейтинг самых выгодных машин: какие авто почти не дешевеют. Какие автомобили меньше всего падают в цене? Почему мерседес сильно теряет в цене


Приобретая автомобиля, нужно обращать внимание не только на технические параметры, опции и уровень комфорта. Стоит также задуматься о том, как потом выгодно продать подержанный автомобиль, ведь некоторые модели после 3 лет эксплуатации теряют в цене половину.

1. BMW 3 Series



Немецкие модели всегда были популярными на рынке подержанных машин. Во-первых, спустя 3-5 лет эксплуатации это все еще надежные комфортные автомобили. К тому же, многие б/у модели можно купить заметно дешевле одноклассников. Трехлетние седаны BMW 3-й серии 2014 года продаются на вторичном рынке практически за полцены (на 46,9 % меньше первоначальной стоимости). Но при желании можно купить даже более новый автомобиль. По статистике сайта iSeeCars, BMW 3-й серии - победитель рейтинга моделей, которые владельцы продают, поездив всего год.

2. Volkswagen Jetta



В приобретении подержанной машины есть несколько существенных недостатков, один из которых – окончание гарантии. Например, Volkswagen дает 3-летнюю гарантию на модель Jetta, а на ее силовую установку - 5 лет. Это означает, что в течение указанного времени можно не бояться слишком больших трат на возможные ремонты. Когда же гарантийный срок завершается, цена машины сильно падает. 3-летние автомобили Volkswagen Jetta 2014 года в среднем теряют 46,4 % начальной стоимости при перепродаже. Даже для машины, которая не попадает в рейтинг самых надежных, это существенное падение цены.

3. Infiniti Q50



В наше время автомобили одной модели часто выпускаются по несколько лет подряд без существенных изменений. И отличить новую машину от 3-летней можно только по маркировке на стекле окон. Зато можно немало сэкономить, купив подержанную машину классом выше. Так, японский седан Infiniti Q50 2014 года по прошествии всего 3 лет в среднем теряет 46,9 % от первоначальной цены.

4. Nissan Maxima



В случае с японским седаном Nissan Maxima 2014 года ситуация несколько иная. В 2015 году дебютировала машина нового поколения, которая получила множество лестных отзывов в автомобильной прессе. Поэтому владельцы «старой» модели потеряли в цене при продаже машины в среднем 47,9 %.

5. Mercedes-Benz C-Class



Чтобы купить один из Mercedes-Benz последних моделей, нужно заплатить немалую сумму. Но это далеко не самое выгодное вложение финансов. По статистике, за первый год эти машины теряют около 20 % стоимости. Трехлетние экземпляры и вовсе на 48,3 % дешевле. Зато такая машина очень выгодна покупателю, который, как и в случае с BMW, получает немецкое качество и комфорт по умеренной цене.

6. Cadillac ATS



Cadillac ATS - компактный автомобиль, и задним пассажирам может быть тесно. Но вряд ли это настоящая причина того, что всего за три года машина теряет 50,4 % первоначальной стоимости.

7. BMW 5 Series



Новый седан BMW 5 серии стоит немалых денег, особенно если он оснащен богатой комплектацией. Но получить такую роскошь можно намного дешевле, есть поискать на рынке 3-летние экземпляры. Владельцы машин 2014 года в среднем теряют 48 % первоначальной стоимости.

8. Mercedes-Benz E-Class



Понаблюдав за изменением стоимости 3-летних автомобилей, можно сделать вывод, что роскошные седаны теряют больше всего. Среди немецких производителей анти-рекордсменом стал Mercedes-Benz E-Class. Машины 2014 года выпуска сейчас стоят в среднем на 48,4 % дешевле первоначальной цены.

9. Cadillac CTS



Самые роскошные и комфортные автомобили делают в Америке и в Германии. Бизнес-седаны из этих стран и возглавили рейтинг машин, которые больше всего теряют в цене за 3 года. Cadillac CTS является одной из худших покупок с точки зрения инвестиций, ведь машины 2014 года сейчас в среднем подешевели на 51,4 %. Зато новый владелец может быть доволен выгодной покупкой.

Поразительно, но поменяв первого владельца, эти машины

В России вполне прижилась практика западного авторынка: при выборе нового автомобиля учитывать степень его удешевления после стандартных трех лет владения.

Российский авторынок становится все более похожим на рынки западных стран - все чаще автовладельцы принимают решение обновить автомобиль по истечении трехлетнего срока. Большое число автомобилей‑трехлеток на вторичном рынке позволяет определять, на сколько они дешевеют за стандартный срок. Как считают автоэксперты, именно процент удешевления в наибольшей степени влияет на стоимость владения автомобилем в целом (которая учитывает расход топлива, стоимость ОСАГО, налогов, технического обслуживания).

Исследования показывают, что за три года эксплуатации новые автомобили теряют в российских условиях от 25 до 45% своей стоимости. Закономерности, присущие европейскому и американскому авторынкам, применимы и здесь, правда динамика падения цены на конкретные модели отличается довольно сильно. Но в целом не будет ошибочным утверждение, что у нас, как и на остальных развитых авторынках (а в августе 2013 г. Россия вышла на первое место в Европе по числу проданных новых автомобилей), быстрее всего дешевеют премиальные автомобили (особенно спортивные и представительские), а медленнее - наиболее продаваемые иномарки в низком и среднем ценовом сегменте.

Разумеется, внутри классов есть свои лидеры и аутсайдеры, кроме того, необходимо изучать ценовую динамику применительно к конкретным модификациям и комплектациям, именно поэтому исследовательские центры собирают детальную статистику по конкретным, наиболее популярным версиям основных автопроизводителей.

За рубежом вокруг анализа ценовой динамики новых и подержанных автомобилей возникла целая индустрия: результаты своих исследований публикуют специализированные справочники и автожурналы, есть онлайн‑ресурсы, где можно рассчитать потерю в цене конкретной модификации. В США популярен сайт http://www.edmunds.com, где в разделе True Cost to Own (истинная стоимость владения - Прим. ред. ) помимо расходов на топливо, техобслуживание страховку и т. д. можно вычислить обесценивание с возрастом (Depreciation). Американское издательство Kelley Blue Book Auto market report публикует справочник Used Car Guide, конкурирующий с линейкой справочников N.A.D.A. Для российского авторынка в большей степени подходят немецкие справочники PKW‑Spezial исследовательской структуры DAT‑Marktspiegel.

Хотя в РФ нет столь же развитой инфраструктуры для изучения ценовой динамики на популярные модели, исследования такого рода проводятся и у нас. Большой массив информации о продажах аккумулирует издание «Купи авто» издательской группы «За рулем», на основе этих данных готовятся регулярно обновляемые таблицы «Сколько стоит километр». Автомобили сгруппированы по классам («Мини», «Гольф‑класс», «Средний класс», «Вседорожники» и т. д.), в таблицах приводятся данные о комплектации моделей (той, которую редакция считает оптимальной), начальной цене, средней цене на вторичном рынке после трех лет эксплуатации при пробеге в 70 тыс. км. Главный индикатор этого проекта - цена условного километра, которая складывается из удешевления самого автомобиля, стоимости израсходованного им топлива (в режиме городского цикла) и других обязательных расходов.

Разумеется, все имеющиеся у аналитиков (а, значит, и у потребителей) данные достаточно условны. Продажная цена конкретного автоэкземпляра зависит от множества факторов, которые невозможно учесть при подсчетах. Кроме того, необходимо помнить, что все расчеты - «по факту», и экстраполировать их на предстоящие три года владения новым авто можно лишь с большой долей вероятности.

В течение срока владения отпускная цена такого же нового автомобиля может существенно измениться, например, из‑за того, что государство откорректировало таможенные пошлины, отчего процент сохранения стоимости скорее всего вырастет (вслед за розничной ценой). Открытие производства в РФ может привести к снижению цены продажи, так что относительная стоимость владения купленным ранее автомобилем этого бренда вырастет. Но безусловной полезности аналитических таблиц это ни в коем случае не отменяет: автомобильные марки выстроились в четкий ряд в зависимости от удешевления, и этот порядок вряд ли нарушится в ближайшие годы.

Совет 1. Самые популярные автомобили меньше всего дешевеют

Есть прямая связь между объемами продаж нового автомобиля на национальном рынке и степенью его удешевления. Чем больше продается новых авто данной модели, тем, как правило, меньше они теряют в цене за три года. Скажем, у Toyota Land Cruiser 200 не только самые большие продажи в сегменте «Большие внедорожники и кроссоверы» (15 518 шт. в 2012 г., по данным официальных автодилеров), но и одна из наименьших потерь стоимости в классе: 32%. Для сравнения, Infinity FX37 за тот же срок теряет 40% (Infinity FX - на восьмом месте по продажам).

Понятно желание автолюбителей обладать мощным и динамичным автомобилем, но модели с наименьшей кубатурой в линейке дешевеют медленней. В бизнес‑классе, по данным «Купи авто», самые выгодные приобретения - Skoda Superb (модель с двигателем 1,8 л) и (2,5 л), а одни из самых непрактичных - M37 (двигатель 3,7 л) и Chrysler 300С (3,6 л).

Мнения

На качестве авто не стоит экономить

Алексей Сугак, директор «КИА-Центр Красноярск»

В силу специфики моей работы я эксплуатирую разные машины. Но если говорить о личном авто - не пользуюсь ими дольше двух-трех лет. Это оптимальный и самый выгодный для автовладельца срок. С одной стороны, в течение этого времени действует гарантия дилера. С другой, после того как авто «накатывает» 60-80 тыс. км, это, как правило, происходит за два-три года, вероятность возникновения серьезных проблем увеличивается в разы. В качестве автомобиля для личного пользования выбираю из немецкой тройки - Audi, Mercedes. Это премиальные марки, и амортизируются они довольно быстро - могут подешеветь на 50%. Однако я считаю, что качество и комфорт передвижения - не та статья, на которой стоит экономить.

Комфорт автомобиля ставлю выше его престижности

Александр Морозов, управляющий юркомпанией «Право Экспресс» (Красноярск)

Автомобиль я обычно меняю раз в два-три года. И когда покупаю новое авто, обязательно прикидываю, насколько оно потеряет в цене за несколько лет. Известно, что большинство «европейцев» дешевеют значительно, до 50%. В то же время цена других марок меняется не так сильно. Для меня приемлемый порог удешевления - 30%. Выбирая между статусом и комфортом автомобиля, отдаю предпочтение последнему. Но есть варианты, в которых органично соединены оба параметра. Например, Volvo XC90. Именно эту модель я планирую приобрести в следующий раз.

Главное в машине - комфорт и безопасность

Виктор Сатышев, директор департамента маркетинга «МТС Сибирь» (Новосибирск)

Мой автомобиль выпущен более 3‑х лет назад, но езжу я на нем чуть более года. Это уже мой третий автомобиль.

Я не инвестирую в автомобиль и не жду момента выгодно его продать. Покупаю только для того, чтобы передвигаться из пункта А в пункт Б. Будь это дом - офис или Новосибирск - Усть‑Кокса. Не обращаю особого внимания на марку, ее престижность, отзывы владельцев, стоимость эксплуатации и прочее. Стараюсь в такие моменты отключить рационализм, поскольку именно опыт прошлого часто не позволяет увидеть или открыть что‑то новое.

Сейчас мне важно, чтобы автомобиль давал возможность безопасно и комфортно возить семью по городу и по стране, в любую погоду, в любое время. Очень важна и эстетическая составляющая автомобиля  - он должен радовать глаз и волновать сердце. Поэтому выбрал AUDI Q5.

Машина для меня - второй дом

Евгений Чернышев, директор компании «ЭЛКО» (Челябинск)

Моему автомобилю 3 года. Купил я его в 2010 г. совершенно незапланированно, после того как прошел тест-драйв. Сейчас присматриваю новую машину. Вообще предпочитаю менять авто после истечения гарантийного срока, т. к. машина для меня - средство передвижения, а не раритетный экспонат, на поддержание которого надо тратить много времени и денег. Я предпочитаю выбирать марку и модель, которая зарекомендовала себя на рынке. Цена тоже играет роль. Я должен быть уверен в практичности машины с учетом качества наших дорог и сервисного обслуживания. Я готов вкладывать деньги в свой комфорт и безопасность, поэтому сколько авто будет стоить через 3-5 лет, конечно, важно, но не играет решающей роли при выборе. По работе приходится много ездить, поэтому машина для меня как второй дом, в котором должно быть комфортно и практично. Отечественный автопром не может похвастаться моделями такого класса, предпочтение отдаю давно проверенным и успешным производителям.

Люблю «мерседесы» за ощущение удобства и комфорта

Эдгар Косян, директор компании «Эдфор Систем» (Челябинск)

Моему автомобилю на данный момент 3 года, купил месяц назад. Средний срок владения автомобилем у меня составляет от года до 3 лет. Выбирая автомобиль для семьи, в первую очередь руководствуюсь маркой, надежностью конкретной модели. Вопрос удешевления также важен, но не настолько сильно. Я предпочитаю автомобили с маленьким пробегом и возрастом до 4 лет, но не новые. Пока я чуть больше люблю марку «мерседес», садясь за руль такого автомобиля, чувствуешь, что огромное количество умных и педантичных людей думали именно о тебе, когда его разрабатывали. Продуманные мелочи создают ощущение удобства, комфорта и уважения окружающих.

Просто хочется, чтобы машина приносила удовольствие

Андрей Тюриков, генеральный директор ГК «УпакПолиграфКартон» (Нижний Новгород)

Раньше я покупал японские автомобили, которые мало удешевляются с годами, теперь на это уже не обращаю внимания. Просто хочется, чтобы машина приносила удовольствие - была комфортной, надежной и нравилась внешне. Сейчас у меня два автомобиля - Jaguar и Mercedes. Jaguar покупал для души, это эксклюзивная спортивная модель, ездить на нем можно только летом. Поэтому когда решу сменить его, не знаю. Mercedes - всесезонный, надежный и проходимый, его эксплуатирую круглый год. Такие автомобили меняю, как правило, раз в три года.

Получив от дилера ключи от нового авто, вряд ли многие из нас задумываются о том, что, только выехав из ворот автосалона, наша покупка уже подешевела. На сколько? И каковы будут потери в цене через три года? сайт проанализировали базы по продажам подержанных авто и провели некоторые подсчеты.

Известно, что наиболее значительно автомобили дешевеют в первые три года, то есть как раз в среднестатистический гарантийный период. Особо это чувствуется в первый год эксплуатации. Как только автомобиль покидает автосалон, он сразу обесценивается примерно на 10%. В течение года падение стоимости продолжается и составляет еще порядка 10%. Но все это усредненные цифры, ведь удешевление различных моделей происходит по-разному.

На процесс влияют особенности марки, репутация производителя, популярность автомобиля. Не менее важны такие факторы, как смена модельного ряда и плановый рестайлинг, происходящий обычно в середине жизненного цикла модели.

Бывают и исключения, обычно связанные с дефицитом той или иной модели. Известны случаи, когда годовалый автомобиль продавался на «вторичке», либо за те же деньги, что и новый, либо даже немного дороже. Свежий пример – Mercedes CLA.

Все квоты на 2013 год были раскуплены за несколько месяцев. Опоздавшим оставалось или ждать новых поставок, или покупать свежие «бэ-у» по цене нового авто. Похожие ситуации, но в более крупных масштабах происходили и с некоторыми японскими моделями несколько лет назад.

Давайте теперь посмотрим, как за три года изменилась цена некоторых популярных автомобилей различных классов. Для этого сравним их среднюю стоимость на вторичном рынке (по данным объявлений размещенных в Интернете в течение месяца в Москве и Санкт-Петербурге) с суммами, за которые эти автомобили покупались три года назад. Мы не учитывали цену на битые автомобили – они, разумеется, серьезно бы исказили картину. Также стоит учитывать, что цена автомобиля в салоне и цена покупки обычно отличаются, хотя бы на стоимость дополнительного оборудования. Но все равно картина получается характерная даже с учетом погрешностей.

Класс В+ (малый класс)

Hyundai Solaris стал пользоваться высоким спросом сразу же после выхода на рынок в 2011 году. Тогда за наиболее популярные комплектации с самым мощным двигателем и «автоматом» дилеры просили около 520 000 рублей. Сейчас средняя цена трехлетних авто – 460 000 рублей. То есть удешевление составило порядка 12%.



Самые ходовые комплектации ближайшего конкурента Solaris Renault Logan три года назад стоили порядка 450 000 рублей за версию с МКПП и около 500 000 рублей за вариант с АКПП. Теперь же цена трехлетки колеблется в пределах 310 000 рублей с «механикой» и порядка 364 000 рублей с «автоматом». Выходит, что двухпедальные седаны дешевеют медленнее, чем машины на «ручке». Первые падают в цене в среднем на 23%, снижение стоимости вторых доходит до 31%.



Около 20% за три года теряет в цене и немецкий конкурент Solaris и Logan Volkswagen Polo седан . Самая продаваемая модель этой марки на нашем рынке в 2011 году расходилась по средней цене 570 000 рублей за версию с АКПП. Сейчас такую можно купить в среднем за 450 000 рублей.



Класс С+ (гольф-класс)

В гольф-классе лидер неизменен уже много лет. Конечно же, это Ford Focus . Наиболее распространенные версии с мотором 1.6 (125 л.с.) в комплектации Trend новыми три года назад стоили в районе 630-650 тыс. рублей, в зависимости от типа кузова и трансмиссии. Сравнив это с ценами на «вторичке», получим потери в цене около 15% на варианты с «автоматом» и чуть большие (на пару процентов) – на «механические» Focus.



Класс D+ (средний класс)

Лидирует Ford и в следующем по старшинству классе. Речь о старожиле сегмента – модели Mondeo . Большинство предложений на вторичном рынке составляют седаны с моторами 2.3 (161 л.с.) в богатой комплектации Titanium. И если новым, в 2011 году, такой автомобиль стоил около 950 000 рублей, то сейчас средняя цена находится в пределах 720 000 рублей. Соответственно, потери составляют около 25%. Потери до трети стоимости ожидают владельца модели Mondeo, оснащенной двухлитровом «четверкой» и механической коробкой.





Класс Е+ (бизнес-класс)

Модель S80 от компании Volvo стабильно держится в пятерке лидеров своего сегмента. Наиболее популярный вариант шведского седана с «автоматом» и турбодвигателем T5 мощностью 245 л.с. новым три года назад стоил примерно 1 500 000 рублей. За три года авто теряет в цене около 35% – сейчас эти же авто продаются в среднем за 970 000 рублей.



Класс F+ (представительский класс)

В сегменте больших седанов по итогам прошлого года BMW занимает почетное второе место. Чаще всего любители роскошных авто останавливают свой выбор на удлиненных седанах в версии 750 Li . Три года назад за такие авто покупатели отдавали дилеру порядка 5 400 000 рублей. Учитывая, что сейчас такие семерки продаются в среднем за 3 300 000 рублей, то падение цены за три года составляет в среднем примерно 38%.

Теперь перейдем к кроссоверам и внедорожникам, самому динамично развивающемуся сегменту, не только на нашем, но и на мировом автомобильном рынке.



Кроссоверы и внедорожники класса В+

Наиболее популярной моделью в классе является Renault Duster . Большинство трехлетних Duster продаются с мотором 1.6 (102 л.с.), механической коробкой, полным приводом и в комплектации Privilege. Средняя цена – 550 000 рублей. Сравнив это со стоимостью нового автомобиля три года назад, мы получим среднее падение цены в 10%.



Кроссоверы и внедорожники класса С+

Корейский ответ Nissan Qashqai – модель Kia Sportage – стабильно держится в тройке лидеров сегмента. Дешевеет кроссовер неохотно – примерно 18% за трехлетний период для самой ходовой версии с двигателем 2.0 (150 л.с.) и в комплектации Luxe, изначально стоявшей три года назад в салоне чуть более миллиона рублей.



Кроссоверы и внедорожники класса D+

В сегменте более крупных и престижных моделей лидером традиционно является Toyota Land Cruiser . Самый распространенный вариант на вторичном рынке это – 3.0d AT (163 л.с.). Сейчас трехлетний внедорожник в среднем оценивается в 1 900 000 рублей. Если учесть, что в 2011 году такие машины стояли в салонах с ценником около 2 500 000 рублей, то уценка составляет примерно 24%.



Кроссоверы и внедорожники класса E+

И снова Toyota. Речь о любимце обеспеченной публики не только в столицах, но и в северных регионах страны – легендарном Toyota Land Cruiser 200. В 2011 году такие авто новыми стоили более 3 100 000 рублей. Учитывая, что сейчас цена трехлетнего «Крузака» колеблется в районе 2 300 000 рублей, мы получаем потери в цене порядка 26%.



Что в итоге? Как видите, модели разных классов дешевеют по-разному, но общие тенденции таковы:

Недорогие авто дешевеют медленнее престижных;

Чем популярнее модель, тем меньше потери в стоимости;

Изначально более экономичные версии с «механикой» теряют в цене сильнее аналогов с «автоматом».

Следствие этого: при выборе недорогой модели всё-таки стоит обратить внимание на новые автомобили. Смысл покупать подержанную машину даже с проверенной «биографией», если точно такая же абсолютно новая стоит всего на 15-20% дороже?

А вот если вы планируете покупать автомобиль более высокого класса, в особенности из премиум-сегмента, то стоит внимательно просмотреть предложения вторичного рынка. С учетом заметного падения стоимости, есть все шансы подобрать хороший вариант с большим дисконтом.

С другой стороны, всегда необходимо учитывать нынешнюю (а не трехлетней давности) стоимость автомобиля. Ведь доступные модели дорожают активнее дорогих. А получить скидку на последние обычно гораздо проще.

Как известно, новый автомобиль обесценивается сразу примерно на 10%, как только выезжает из автосалона, и продолжает дешеветь с каждым пройденным километром. При этом скорость обесценивания машины во многом зависит от динамики цен на рынке новых автомобилей. По словам гендиректора маркетингового агентства GiPA Russia Александра Груздева, обычно самая большая потеря происходит на первом году владения машиной, что объясняется именно утратой статуса «новый автомобиль». Последующие несколько лет снижение стоимости происходит медленно, зато после окончания гарантии машина может резко подешеветь. Немаловажную роль играет и товарный вид автомобиля, а также количество аварий, в которых он побывал и степень полученных в них повреждений.

«С возрастом дешевеет любая машина, однако каждый автомобиль теряет в цене по-разному, - рассуждает Александр Груздев. - Тут играет роль множество разных факторов, в их числе - имидж марки в плане надежности ее автомобилей, класс, к которому принадлежит машина, ее популярность на рынке, стоимость обслуживания и многое другое».

Согласно недавнему исследованию PwC , автомобили В-класса и компактные кроссоверы теряют в цене медленнее машин других классов - в среднем менее 25% за три года. А сильнее всего обесцениваются трехлетние автомобили бизнес-класса и полноразмерные внедорожники свыше 3 млн руб. - на 38% и 47% соответственно.

«Традиционно, чем дороже и выше класс автомобиля, тем ниже его остаточная стоимость, но во всех правилах есть исключения, - говорит директор компании „ПодборАвто“ Денис Еременко. - Например, многие модели Toyota, Mitsubishi, Suzuki даже в возрасте трех лет можно продать почти по их изначальной цене, ввиду большой популярности на вторичном рынке и постоянного повышения цен на новые автомобили этих моделей». Если новых машин каких-то ходовых моделей нет в наличии у дилеров, то аналогичное годовалое авто может стоить практически как новое, добавляет директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish ГК «Рольф» Алексей Баринов.

Выгодное вложение капитала

Аналитики «Автостата» составили рейтинг самых ликвидных моделей на автомобильном рынке нашей страны. Сопоставив стоимость нового автомобиля в 2011 году и цену при его продаже в конце прошлого года, эксперты рассчитали индексы остаточной стоимости моделей более чем 40 марок легковых машин, представленных в различных сегментах российского авторынка.

Сегмент Место Марка Модель Сохранение стоимости, %
A 1 Chevrolet Spark 79,2
A 2 Lifan Smily 78
A 3 Citroen C1 75,2
B 1 Renault Sandero 90,9
B 2 Volkswagen Polo 87,8
B 3 Hyundai Solaris 83,8
C 1 Toyota Corolla 82,9
C 2 Volkswagen Golf 81,8
C 3 Mazda 3 79,5
D 1 Volkswagen Passat 82,3
D 2 Honda Accord 76,2
D 3 Toyota Camry 75
MPV 1 Nissan Note 83,2
MPV 2 Volkswagen Golf Plus 80,7
MPV 3 Opel Meriva 79,4
PICKUP 1 Toyota Hilux 91,2
PICKUP 2 Mitsubishi L200 90,1
PICKUP 3 Volkswagen Amarok 84,6
SUV (B) 1 Lada 4×4 85,2
SUV (B) 2 Nissan Juke 82,2
SUV (B) 3 Chevrolet Niva 81,6
SUV (C) 1 KIA Sportage 79,7
SUV (C) 2 Mitsubishi ASX 78,8
SUV (C) 3 Suzuki Vitara/Grand Vitara 78,1
SUV (D) 1 Toyota Highlander 83,9
SUV (D) 2 UAZ Patriot 75,7
SUV (D) 3 KIA Sorento 74,5
SUV (E) 1 Volkswagen Touareg 81,4
SUV (E) 2 Toyota Land Cruiser 77,5
SUV (E) 3 Mitsubishi Pajero 77,4

Источник: агентство «Автостат»

В сегменте субкомпактных автомобилей меньше всего теряет в цене Chevrolet Spark - за три года эксплуатации эта модель сохраняет 79,2% первоначальной стоимости. Среди автомобилей В-класса наилучший показатель у хэтчбека Renault Sandero - 90,9%. В гольф-классе лидером по сохранности остаточной стоимости является Toyota Corolla (82,9%), а на рынке автомобилей бизнес-класса - Volkswagen Passat (82,3%).

«Главным фактором, определяющим остаточную стоимость автомобиля, является качество продукта. Именно качественный автомобиль, отвечающий требованиям повышенной безопасности и комфорта, пользуется доверием со стороны клиента, - отмечают в пресс-службе Volkswagen. - Кроме того, на ликвидность модели влияет технологичность продукта, а также разнообразие предлагаемых опций, позволяющих каждому клиенту с легкостью найти подходящий вариант».

Любопытно, что наиболее высокий процент от первоначальной стоимости сохраняют иномарки, локализованные в России, - Renault Sandero, Volkswagen Polo sedan и Hyundai Solaris. Высокую ликвидность своего хэтчбека Sandero в компании Renault, в частности, объясняют адаптацией модели к климатическим и дорожным условиям эксплуатации в России, надежностью и прочностью автомобиля, известного сверхпрочной подвеской и высоким клиренсом, а также доступностью запасных частей и технического обслуживания.

Что касается кроссоверов и внедорожников, которые сейчас наиболее популярны у россиян, среди компактных SUV лидирует отечественная Lada 4x4 - в трехлетнем возрасте эта модель сохраняет при перепродаже 85,2% своей первоначальной цены. Самым ликвидным кроссовером С-класса признан Kia Sportage (79,7%), среди моделей среднеразмерных внедорожников лидирует Toyota Highlander (83,9%), а в сегменте E-SUV - Volkswagen Touareg (81,4%).

«Высокая ликвидность Lada 4х4 обусловлена отсутствием конкуренции не только на первичном, но и на вторичном рынке (Chеvrolet Niva - более дорогая, а УАЗ является автомобилем несколько иного класса), сравнительно невысоким объемом производства, хорошей ремонтопригодностью и живучестью конструкции, - комментируют в пресс-центре АВТОВАЗа. - Кроме того, нужно учитывать классический стиль Lada 4х4 - полюбившийся миллионам дизайн бережно сохраняется АВТОВАЗом, благодаря чему новый и б/у автомобили не имеют кардинальных отличий во внешности, хотя некоторые детали периодически обновляются (зеркала, светотехника, отделка салона, колесные диски)».

Стоит отметить, что в общем зачете среди массовых брендов лидером рейтинга стала Toyota, чьи модели Corolla, Hilux и Highlander признаны лучшими по сохранению остаточной стоимости в своих сегментах. «Автомобили Toyota сохраняют более высокую остаточную стоимость благодаря высокой репутации бренда Toyota как производителя надежных автомобилей. За счет таких потребительских свойств, как качество, надежность и долговечность, для покупателя Toyota с пробегом практически не отличается от новой машины. Эта тенденция выражается в высокой остаточной стоимости автомобилей Toyota на вторичном рынке, что и подтверждает исследование „Автостата“, - констатируют в пресс-службе „Тойота Мотор“.

Премиум-класс по доступной цене

На рынке автомобилей премиум-класса лучшими по сохранности остаточной стоимости в своих сегментах стали Audi A4 (70,7%), BMW 5-й серии (73,8%) и Lexus LS (70,2%). Давно замечено, что машины более высокого класса теряют в цене быстрее, чем менее дорогие и престижные автомобили.

«Индекс остаточной стоимости автомобиля определяется скорее покупательской способностью рынка. Также серьезную роль играет тот факт, что многие модели премиум-сегмента продаются с высокой долей стоимости опций в общей стоимости нового автомобиля, тогда как расчет коэффициента остаточной стоимости часто ведется в привязке к стоимости модели либо без учета опций, либо с небольшой их долей в цене автомобиля», - комментируют в пресс-службе Audi, которая, кстати, стала победителем в общем зачете по сохранности остаточной стоимости среди премиум-марок.

Среди премиальных SUV лидерами в своих сегментах стали Range Rover Evoque (82,0%), Audi Q5 (79,8%) и Porsche Cayenne (75,3%). Кстати, компания Jaguar Land Rover в конце прошлого года провела собственное исследование по остаточной стоимости автомобилей, в котором аналитики, в частности, проследили, как с каждым годом меняется цена моделей Jaguar и Land Rover в возрасте до трех лет. К примеру, тот же Range Rover Evoque отличается высоким показателем остаточной стоимости в первый год (89,14%), минимальным снижением во второй (81,93%) и практически полным отсутствием падения в третий (79,05%). Исключением из правил стал новый Range Rover Sport, который показывает не снижение, а рост остаточной стоимости во второй год - с 88,85 до 89,32%. Эксперты объясняют это большим количеством «премьерных» машин на вторичном рынке, что, в свою очередь, подрывает цены на автомобили предыдущего поколения. А вот завершение продаж внедорожника Defender, как ожидают в компании, может значительно повысить остаточную стоимость этой модели в России.

Рейтинг моделей автомобилей по остаточной стоимости (премиальный сегмент)

Сегмент Место Марка Модель Сохранение стоимости, %
D 1 Audi A4 70,7
D 2 Volvo S60 68,9
D 3 Mercedes-Benz C-Class 62,9
E 1 BMW 5 Series 73,8
E 2 Audi A7 68,2
E 3 Audi A6 65,1
F 1 Lexus LS 70,2
F 2 Mercedes-Benz S-Class 56,8
F 3 Audi A8 56,1
SUV (C) 1 Land Rover Range Rover Evoque 82
SUV (C) 2 Mercedes-Benz GLK-Class 76,4
SUV (C) 3 BMW X1 68,9
SUV (D) 1 Audi Q5 79,8
SUV (D) 2 BMW X3 72,7
SUV (D) 3 Lexus RX 71,3
SUV (E) 1 Porsche Cayenne 75,3
SUV (E) 2 Lexus LX 72,3
SUV (E) 3 Lexus GX 70,9

Ведь согласно свежему исследованию консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers о стоимости владения легковым автомобилем в России в 2017 году, машины гольф-класса и компактные теряют за три года жизни максимум 35% стоимости, тогда как авто бизнес-класса и полноразмерные внедорожники стоимостью до 3 млн. рублей - до 42%, а дороже 3 млн. - до 43%!

Понятно, подчеркивают эксперты PwC, что автомобили внутри одного класса обесцениваются по-разному, поскольку это зависит от надежности и репутация модели; соотношения спроса и предложения на конкретную модель на ; наличия или отсутствие на рынке новых автомобилей обновленной версии данной модели и, наконец, динамики цен на аналогичные . Но как бы то ни было, потеря в цене остается одной из наиболее существенных статей стоимости владения для автомобилей всех классов.

Однако и тут, как говорится, есть нюансы.

Рисунок PwC

Владельцы тратят больше, чем «премиальщики», денег : первым «кормление железного коня» может обходится в 23-24 процента от общей стоимости владения автомобилем, а вторым - только 6%.

А вот с точки зрения , то тут все стороны равны, поскольку затраты на страхование и у тех, и у других занимают в общей стоимости владения автомобилем от 19 до 26%.

Зато , если не брать эту статью расходов в абсолютных цифрах, у бедных автовладельцев составляет 1,5-1,6 % от общей стоимости владения. А у хозяев автомобилей классов E, среднеразмерных кроссоверов и полноразмерных внедорожников до 3 млн руб. - порядка 2,1–2,5%. а свыше 3 млн руб. - около 5% из-за более высокого налога на роскошь.

Любопытно, что согласно исследованию, прочие расходы на содержание автомобиля, включающие покупку , стоимость их замены два раза в год и мойку два раза в месяц, не оказывают значительного влияния на изменение стоимости владения автомобилем ввиду их небольшой доли в общих авторасходах.

– Стоимость владения личным автомобилем с каждым годом растет, и в связи с этим потребители все чаще выбирают альтернативные виды транспорта, такие как и , которое за счет оптимизационных изменений, проведенных в последнее время, стало более комфортным и конкурентоспособным по цене способом совершения поездок, - комментирует ситуацию партнер, руководитель отдела сопровождения сделок PwC в России Олег Малышев. - Дальнейшее изменение городской среды, неопределенность и изменение потребительских предпочтений в будущем могут значительно уменьшить ценность автомобиля как актива и способствовать увеличению сегмента альтернативных видов транспорта, которые продолжают активно развиваться на рынке…