Пусковые двигатели П-23М, П-23 и П-46 . У прогретого двигателя зазор между стержнем любого клапана и головкой регулировочного болта толкателя должен быть 0,2-0,25 мм.
Для регулировки необходимо снять крышки люков клапанного механизма, вывернуть свечи, затем, поворачивая коленчатый вал рукояткой, при такте сжатия первого цилиндра совместить метку маховика пускового двигателя ВМТ-1 с риской на стенке люка; после этого, вращая регулировочный винт толкателя, при ослабленной контргайке установить нужный зазор и затянуть контргайку, проверив величину зазора.
Двигатели АМ-01, АМ-03 и АМ-41 . В холодном двигателе зазор между бойком коромысла и стержнем клапана должен быть равен 0,25 мм у впускного клапана и 0,30 мм — у выпускного.
Для регулировки необходимо включить декомпрессиов-ный механизм и по совпадению установочной шпильки с отверстием маховика установить поршень первого цилиндра в ВМТ при такте сжатия; выключить декомпрессионный механизм и при необходимости отрегулиро-механизма двигателя СМД-14.
Двигатели Д-50 и Д-50Л . Клапаны проверяют и регулируют через 240 час. Температура охлаждающей воды должна быть не ниже 75 С. Зазор между бойком коромысла и стержнем клапана должен быть 0,25+0,05 мм для всех клапанов.
При проверке на прогретом двигателе допустимы зазоры без регулировки 0,25$$ мм.
Двигатели Д-54А и Д-75 . Зазор между стержнем клапана и бойком коромысла у холодного двигателя должен быть 0,30 мм у впускного клапана н 0,35 мм—у выпускного, а на прогретом двигателе соответственно 0,25 и 0,30 мм.
Для регулировки зазора необходимо проверить состояние крепления рычагов валиков и тяг декомпрессиониого механизма; снять крышки колпака клапанного механизма; проверить надежность крепления стоек клапанных коромысел и головки цилиндров к блоку; установить рычаг декомпрессиониого механизма в положение «Прогрев I» и, вращая рукояткой коленчатый вал, добиться совпадения установочной шпильки с отверстием маховика при такте сжатия в первом цилиндре; затем установить рычаг декомпрессиониого механизма в положение «Работа» и при необходимости отрегулировать зазоры впускного и выпускного клапанов первого цилиндра.
Двигатель ЯМЗ-238НБ. На холодном двигателе зазор для всех клапанов должен быть 0,25-0,30 мм. Для регулировки зазора клапанов необходимо снять крышки головок цилиндров -и проверить момент затяжки болтов крепления валиков коромысел (12—15 кГм); затем, поворачивая коленчатый вал ключом за болт крепления шкива, установить поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия.
Двигатель В-30 . При регулировке зазора между тарелками клапанов и затылками кулачков вначале следует отрегулиропать величину превышения плоскости тарелки клапанов над верхней плоскостью головки блока. Эта величина для всех клапанов одинакова и находится в пределах 42±0,1 мм.
Превышение регулируется путем ввертывания или отвертывания тарелки в отверстие клапана.
Двигатели КДМ-100, 6КДМ-50, Д-108, Д-130 и Д-180 . Зазор между бойком коромысла и стержнем клапана (для двигателей КДМ-100 и 6 К ДМ-50 между бойком коромысла и направляющим стаканом) у прогретого двигателя для всех клапанов должен быть 0,3 мм. Зазоры следует проверять через 240 час. работы двигателя.
Двигатели Д-16 и Д-37М . На холодном двигателе Д-16 с чугунными головками цилиндров зазор между бойком коромысла и стержнем клапана должен быть у впускного клапана 0,25 мм, а у выпускного — 0,30 MMi На холодном двигателе Д-37М и при алюминиевых у впускного и выпускного клапанов должен быть равен 0,08-0,10 мм.
61 62 63 64 65 66 67 68 69 ..РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ТРАКТОРА ДТ-75М.
Трактор ДТ-75М. Регулировка зазоров в механизмах газораспределения и декомпрессии
Инструмент, приспособления: ключ торцовый S = 27, ключи гаечные S = 10,12,14,17, ключ динамометрический, отвертка, пассатижи, рукоятка для проворачивания коленчатого вала, набор щупов.
Проверку и регулировку зазоров производите на холодном двигателе или через 15 минут после его остановки:
А) отсоедините тягу декомпрессора и снимите колпаки головок цилиндров;
Б) проверьте затяжку гаек крепления стоек коромысел, момент затяжки гаек крепления ".головок цилиндров и при необходимости подтяните их;
В) включите с помощью ключа (за лыски валика) механизм декомпрессии;
Г) наблюдая за коромыслами клапанов (рис. 69) четвертого цилиндра, проворачивайте коленчатый вал рукояткой до момента перекрытия клапанов в этом цилиндре (выпускной клапан еще не закрылся, а впускной только начал открываться);
Д) выверните установочную шпильку (рис. 70) из картера маховика и вставьте ее ненарезанной частью в то же отверстие до упора в маховик;
Е) нажимая на установочную шпильку, медленно проворачивайте коленчатый вал до тех пор, пока шпилька не войдет в отверстие на маховике. В этом положении маховика поршень первого цилиндра окажется в ВМТ такта сжатия;
Ж) выключите механизм декомпрессии;
З) проверьте щупом зазор между стержнем клапана и бойком коромысла обоих клапанов первого цилиндра и при необходимости отрегулируйте. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, толщиной 0,3 мм-с усилием.
Для регулирования зазора:
Рис. 69. Трактор ДТ-75М. Расположение двигателя
отверните контргайку регулировочного винта;
Вставьте в зазор щуп толщиной 0,25 мм;
Вверните или выверните отверткой регулировочный винт
До получения необходимого зазора, удерживая контргайку гаечным ключом;
Законтрите регулировочный винт контргайкой, удерживая его отверткой;
Проверьie щупом величину згзора, поворачивая рукой штангу толкателя, чтобы убедиться в отсутствии ее заедания;
И) отрегулируйте механизм декомпрессия для этого цилиндра:
Установите валик декомпрессора так, чтобы ось регулировочных винтов 9 (рис. 25) была вертикальна;
Отверните контргайку регулировочного винта и вывертывайте или ввертывайте его до тех пор, пока между клапаном и коромыслом будет установлен полный зазор (0,25-0,30 мм),
а затем вверните его на один оборот и законтрите;
К) вверните установочную шпильку в отверстие картера маховика;
Л) последовательно отрегулируйте зазоры в каждом цилиндре, как указано выше, в порядке их работы (1-3-4-2).
Для регулировки зазоров в клапанах и механизме декомпрессии следующего цилиндра проверните коленчатый вал в направлении вращения на 180°.
После регулировки зазоров пустите двигатель и прослушайте его работу. При появлении стука клапанов остановите двигатель и снова проверьте зазоры. При повторной проверке зазоры должны быть в пределах 0,2-0,35 мм;
М) установите колпаки головок цилиндров, следя за правильной установкой прокладок.
Трактор ДТ-75М. Регулировка клапанов системы смазки
Инструмент, приспособления: стенд для проверки узлов системы смазки, ключи гаечные S = 12,14,17,22,27,32,36, ключ торцовый S = 12, молоток, зубило, пассатижи, отвертка.
При понижении давления масла в главной масляной магистрали допускается при ТО № 3 производить подрегулировку
Клапанов системы смазки. Регулировку клапанов производите на стенде на давление открытия: сливной клапан - 4,5-5,0 кгс/см2; редукционный клапан нагнетательной секции масляного насоса - 9,0-9,5 кгс/см2; предохранительный клапан радиаторной секции масляного насоса - 2,5-3,2 кгс/см2.
Регулировку сливного клапана, установленного в корпусе центрифуги, производите регулировочным винтом, редукционного и предохранительного клапанов масляного насоса - регулировочными шайбами. После регулировки клапанов проверьте на стенде производительность масляного насоса.
Дизельный четырехцилиндровый двигатель А 41 изготавливается Алтайским моторным заводом и предназначается для установки на тяжёлую строительную технику и сельскохозяйственные транспортные средства.
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
---|---|
Вес двигателя, кг | 930 |
Размеры (длина/ширина), мм | 1425/827 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | Прямой впрыск |
Порядок работы двигателя (отсчет со стороны вентилятора) | 1 - 3 - 4 - 2 |
Рабочий объем цилиндров, л | 7.43 |
Мощность, л. с. | 90 |
Номинальное число оборотов, об/мин. | 1750 |
Количество цилиндров | 4 |
Расположение цилиндров | вертикальное |
Ход поршня, мм | 140 |
Диаметр цилиндра, мм | 130 |
Степень сжатия | 16 |
Максимальный крутящий момент при 1200 - 1300 об/мин, Нм | 412 |
Топливо | дизель |
Минимальный удельный расход топлива, кВтч | 1.62 |
Система охлаждения | Жидкостная, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости |
Масло | Летом дизельное масло ДС-11 (М12В) или М10В; зимой – ДС-8 (М8В). |
Генератор | Постоянного тока 214А1 или Г304. |
Гидронасосы | 2 насоса шестеренчатого типа НШ10ДЛ и НШ46УЛ; привод шестеренчатой передачей от коленчатого вала. |
Двигатель устанавливается на тракторы ДТ-75М, Т-4А, Т-4, экскаваторы, катки, автогрейдеры, насосные установки, электростанции.
Описание
Рабочий объем этого четырехцилиндрового дизельного двигателя А 41 составляет 7,43 литра, что позволяет обеспечить мощность в 90 лошадиных сил при 1750 оборотах в минуту. Мотор А 41 имеет непосредственную систему впрыска, которая на последних модификациях полностью управляется электроникой.
Особенностью конструкции этого силового агрегата является двухклапанный механизм газораспределения, что позволяет обеспечить максимальную эффективность и отдачу. Для повышения надежности конструкции в дизеле А 41 использовали специальные гильзы, выполненные из чугуна с обработкой поверхности по технологии вершинного хонингования.
Используемая система охлаждения позволяет значительно уменьшить рабочую температуру, что положительно сказывается на надёжности этого силового агрегата. Для охлаждения масла используется внешний жидкостно-масляный теплообменник, обеспечивающий возможность работы силового агрегата при максимальных нагрузках и в тяжелых условиях эксплуатации.
Модификации
За годы нахождения этого мотора на конвейере он претерпел небольшие изменения, которые позволили существенно упростить обслуживание техники, улучшились его показатели надежности, сократился расход топлива и повысились показатели мощности.
Так, например модификация А-41СИ-03 имеет рядное расположение цилиндров, что позволило увеличить показатели номинальной мощности с 90 до 100 лошадиных сил. У этого силового агрегата коэффициент запаса крутящего момента составляет 20%, тогда как у модификации А-41СИ-1 и А-41СИ-02 этот показатель равняется 15%.
Начиная с 2001 года при изготовлении этих силовых агрегатов используют индивидуальные головки блока для каждой из группы цилиндров, что в свою очередь повысило надежность уплотнения газового стыка и уменьшило расход масла при угаре.
Двигатель, за время нахождения на конвейере, совершенствовался, получая различные электронные блоки управления. В 2003 году этот силовой агрегат начал оснащаться электростартерным запуском, что повысило его моторесурс. В 2012 году по лицензии на дизельный мотор А 41 стали устанавливать немецкие блоки картера, что повысило надежность мотора.
В общей сложности было выпущено 11 различных модификаций, большинство из которых представляют собой базовый мотор с установленным на него дополнительным навесным оборудованием. Так, например возможна установка двух гидронасосов, ременного пневмокомпрессора, дополнительного генератора, увеличенного жидкостно-масляного теплообменника, предназначенного для охлаждения масла, модернизированной муфты сцепления и ряд других элементов.
Техническое обслуживание
Сервисное обслуживание этого силового агрегата не представляет особой сложности, что позволяет выполнять такие работы самостоятельно.
- Фактически при эксплуатации техники с данным типом двигателя необходимо лишь постоянно следить за давлением и температурой масла, в обязательном порядке проверять текущий уровень смазки, проводить промывку масляного фильтра и своевременно менять масло через каждые 240 мото-часов.
- Ежесменное обслуживание проводят ежедневно, в начале или конце смены, через каждые 8-10 мото-часов работы. При этом мотор очищают от пыли и грязи, проверяют крепежные детали и герметичность соединения, нет ли посторонних шумов, долив топлива (нет ли его протекания), масла и воды.
На регулярной основе проводится обслуживание системы охлаждения двигателя модификации А 41. В обязательном порядке проводится промывка системы с удалением накипи, а при наличии течи выполняется дополнительная герметизация радиатора.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
---|---|
Двигатель перегревается, что приводит к невозможности эксплуатации техники. | В системе охлаждения этого силового агрегата используют преимущественно воду, что может привести к выпадению осадка или же появление кальциевого налета на сотах радиатора. Именно поэтому необходимо при увеличении рабочей температуры провести осмотр состояния радиаторов, промыть их, удалив соответствующую накипь. В отдельных случаях приходится заменить термостат или же проводить замену сломавшейся помпы. |
Отмечается повышенный угар масла. | Причиной подобного может быть потерявшая герметичность клапанная крышка, которая устанавливается отдельно на каждую группу цилиндров. Подобная проблема была решена в последних модификациях этого мотора, где применялись немецкие блоки картера. |
Двигатель А 41 потерял большую часть своей мощности и работает с заметной вибрацией. | Необходимо вскрыть силовые агрегаты, проверить состояние поршней и коленвала. Достаточно часто выходят из строя балансирующие подшипники, которые требуют соответствующей замены. |
Появляются перебои в работе двигателя и отмечаются проблемы с пуском. | Причиной такой поломки может стать засорившийся топливный фильтр или же проблемы с системой впрыска. Необходимо для начала осмотреть состояние топливной системы, после чего проводить вскрытие мотора. |
Тюнинг
- Тюнинг этого силового агрегата заключается в установке турбины от двигателей 440 серии. Такой мотор при условии замена шатунов и системы смазки способен выдавать около 145 лошадиных сил без какого-либо снижения моторесурса.
- Возможно увеличение мощности силового агрегата путем перепрограммирования блока управления и замены системы впрыска. Проведя подобную модернизацию двигателя А 41 можно получить дополнительно порядка 5-10 лошадиных сил.
Достаточно часто при длительной эксплуатации трактора дт-75 необходимо выполнять регулировку клапанов. В нашем случае двигатель а-41.
Первым делом откручиваем клапанную крышку и снимаем ее. Для начала необходимо проверить затяжку оси коромысла. Насколько хорошо они притянуты. Затем будем выставлять первый цилиндр в мерно точку, и регулировать клапаны.
Для того чтобы выставить мерно точку необходимо что бы впускной выпускной клапаны сначала открылись а зачем перекрылись один за вторым. Затем медленно вращает коленчатый вал, при помощи пускача. С левой стороны трактора дт-75 имеется по ходу движения отверстие на корпусе сцепления.
Другими словами туда вставляем какой-нибудь штырь и потихоньку вращаем коленчатый вал и штырь должен зайти в отверстия на маховике. Это будет означать верхнюю мерную точку первого цилиндра.
Затем регулируем по порядку клапана. Допустимый зазор составляет 0,25-0,30 миллиметров для обоих клапанов и впускного и выпускного.
Принцип регулировки клапанов на тракторе дт-75.
Выполняем ослабление гайки как показано на рисунке.
Затем используя отвертку, вращаем по часовой стрелке туже гайку, тем самым уменьшая зазор.
Берем щуп 0,3 миллиметры и он должен протаскиваться с небольшим усилием. После проведения регулировки клапана, держа отверткой регулировочный винт, затягиваем фиксирующую гайку. Затем проверяем щупом, не сбился ли зазор. Данную операцию необходимо провести на всех клапанах трактора дт-75.
П роверка и регулировка зазоров между бойком коромысла и стержнем клапана осуществляется на прогретом и холодном двигателе А-01М через 240 мото/ч. Для этого следует:
1) – очистить от пыли и снять колпаки головки цилиндров;
2) – проверить затяжку гаек стоек клапанных коромысел;
3) – проверить затяжку гаек, которые крепят головку цилиндра к блоку;
4) – включить механизм декомпрессора и наблюдать за коромыслами клапанов (шестой цилиндр), одновременно вращая вручную (медленно) по часовой стрелке коленчатый вал до момента перекрытия клапанов, иными словами, когда выпускной клапан в данном цилиндре ещё не закрылся, а впускной клапан только начал открываться;
6) – медленно поворачивать коленчатый вал, нажимая на штырь, пока он не войдёт в углубление, расположенное на маховике. Поршень первого цилиндра при этом окажется в в.м.т. при такте сжатия;
7) – выключить механизм декомпрессора и посредством щупа проверить зазор выпускного и впускного клапанов первого цилиндра. Если зазор отрегулирован правильно, то щуп толщиной 0,25 мм должен с лёгким нажимом входить в зазор, а щуп толщиной 0,3 мм – с усилием;
8) – для регулировки необходимо отвернуть контргайку регулировочного винта и, при удержании её гаечным ключом, завинтить либо отвинтить регулировочный винт отвёрткой до требуемого зазора;
9) – по завершении регулировки требуется законтрить регулировочный винт контргайкой, придерживая его отвёрткой. После этого нужно снова проверить величину зазора с помощью щупа, путём проворачивания штанги толкателя вокруг оси, для того чтобы удостоверится в отсутствии заедания;
10) – по завершении регулировки клапанного зазора первого цилиндра следует перейти к регулировке механизма декомпрессора в данном цилиндре. Для этого необходимо установить валик декомпрессора таким образом, чтобы ось регулировочных винтов находилась в вертикальном положении;
11) – выбрать расконтрённым регулировочным винтом зазоры между коромыслом и винтом, коромыслом и клапаном, а затем повернуть винт (по часовой стрелке) на один оборот, после чего законтрить винт;
12) – по завершении регулировки механизма декомпрессора в первом цилиндре, следует вынуть установочный винт и ввинтить его (неразрезной частью) в отверстие картера маховика;
13) – медленно провернуть коленчатый вал на одну третью оборота, что соответствует концу такта сжатия в пятом цилиндре. Отрегулировать зазоры в клапанах и механизме декомпрессора данного цилиндра (аналогично вышеописанному);
14) – дальнейшее проворачивание вала на одну третью оборота позволит производить регулировку зазоров в клапанах и механизме декомпрессора третьего, шестого, второго, а также четвёртого цилиндра.