Регистрируем самодельную машину. Как зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля

У вас золотые руки и неординарные умственные способности? Вы самостоятельно придумали, сконструировали и создали автомобиль, аналогов которому не существует? Теперь этот эксклюзив необходимо зарегистрировать, чтобы похвастать им не только у себя во дворе, но и в движении по городу и на трассе. Но по закону не все самодельные автомобили подлежат регистрации, а только те, масса которых не превышает 3,5 тонн. Об этом далее и пойдёт наш сегодняшний разговор: как поставить на колёса ваше творение, да чтобы вам за это ничего не было.

История возникновения самоделок

Изготовление самодельных транспортных средств приобрело популярность неспроста. Этому поспособствовали определённые исторически сложившиеся условия. Истоки углубляются во времена Советского Союза, когда было налажено производство только массовых моделей, но не было тех, которые были бы направлены на удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей.

Вот это и подтолкнуло умельцев к собственноручному созданию транспортных средств из подручных материалов. Тогда из нескольких старых, вышедших из строя автомобилей создавали один новый. В сёлах полные энтузиазма молодые люди переделывали легковые кузова в грузовые. Они своими руками удлиняли автомобили и повышали их грузоподъёмность, так как ранее грузовики для личного пользования не выделялись.

«Кулибины» конструировали даже амфибии, которые могли с лёгкостью преодолевать серьёзные водные преграды. И всё это делалось для повышения собственного комфорта. Но были также и почитатели эстетических ценностей, которые были озабочены не только повышением технических и эксплуатационных характеристик автомобиля, но и его внешним видом. Они конструировали самые невообразимые автомобили, в том числе и суперспортивные модели. Все эти произведения автомобильного искусства выставлялись на всеобщее обозрение на специальных мероприятиях, а также свободно и совершенно законно передвигались по дорогам общего пользования. В то время на автомобили-«самоделки» не накладывалось «вето».

Ограничения начали вступать в силу в 80-ых годах прошлого века. Они коснулись мощностных характеристик двигателя – не более 50 л.с. на тонну массы и габаритов – не более 4,7 метров в длину и 1,8 метров в ширину. Но автомобилисты тех времён прибегали к разнообразным хитростям, например, регистрации внедорожников как тракторов. Мягкие требования к самодельным транспортным средствам в те времена привели к тому, что законно зарегистрированных автомобилей такого типа появилось большое количество.

Что принято считать самодельным автомобилем

Самодельным называется тот автомобиль, который собственноручно создан для пользования в личных нуждах. Такие транспортные средства допускается конструировать из комплектов новых или подержанных запасных частей и автомобильных деталей. Самодельный автомобиль – это, в первую очередь, эксклюзивный технический шедевр самого автовладельца, а не лицензированной компании-производителя.

Внесение изменений в конструкцию транспортных средств

В первую очередь, владельцу машины, который желает внести какие-либо изменения в ее конструкцию, необходимо подать заявление в регламентированной форме в подразделение ГАИ по месту его регистрации. В этом документе, кроме данных о владельце и сведений об автомобиле, необходимо подробно указать все изменения, которые планируется внести в конструкцию. После того как заявление будет рассмотрено, начальником отдела принимается решение, которое записывается на бланке с обратной стороны.

Знайте, что сразу отказать в оформлении изменений в конструкцию автомобиля он не имеет права. Начальник ГАИ указывает порядок выдачи свидетельства и подтверждает, что конструкция вашего транспортного средства удовлетворяет всем требованиям безопасности. Также он указывает порядок, в котором будут вноситься конструктивные изменения автомобиля, и организацию, где это можно будет совершить.

В момент вынесения решения сотрудником ГАИ определяется фактическая необходимость владельцу автомобиля в получении заключения после внесения всех запланированных конструктивных изменений. Когда заключение оказывается на руках у автовладельца, он уже фактически имеет полное право начинать вносить изменения при помощи той организации, что указана в этом документе. Проводить данные работы могут предприятия, которые изготавливают автомобили и другие транспортные средства, специализированные компании, органы по сертификации, а также другие организации, которые уполномочены ГАИ МВД Украины и имеют сертификат соответствия с лицензией на проведение технического обслуживания и ремонта.

После того как необходимые работы выполнены, автовладельцу выдаётся заявление-декларация компанией, которая непосредственно вносила конструктивные изменения в транспортное средство. Она содержит в себе описание произведённых работ, перечень тех, что владелец может выполнить собственноручно, рекомендации по выбору места проведения конструктивных изменений. Есть ряд случаев, когда в подобных заключениях нет необходимости:

1. Внесённые преобразования и так предусмотрены в перечне возможных и проводятся без заключения, но с разрешения ГАИ.

2. Автомобиль после внесения конструктивных изменений остаётся тем же, какой был выпущен компанией-производителем. То есть провелась замена агрегатов и узлов на «родственные» или были установлены и заменены сертифицированные предметы дополнительного оборудования.

По окончании работ на станции гостехосмотра ГАИ или в пункте технического осмотра проверяется техническое состояние автомобиля, а владельцу выдаётся диагностическая карточка.

Затем автовладельцу нужно предоставить в регистрационный отдел ГАИ следующие документы:

- паспорт;

Документ, подтверждающий право владения данным транспортным средством;

ПТС и свидетельство о регистрации автомобиля;

- заявление на внесение конструктивных преобразований с указанием решения по данному автомобилю;

Заключение;

Диагностическую карту;

Копии сертификатов, которые заверены соответствующими органами, на составные части, используемые для переоборудования, запчасти и принадлежности, которые подлежат обязательному сертифицированию;

Заявление о произведённых работах в их масштабном качественном представлении с копией сертификата;

Непосредственно сам автомобиль, подлежащий проверке.

Именно таким образом и выглядит общая процедура по оформлению конструктивных изменений автомобиля.

Изготовление ТС в индивидуальном порядке

В первую очередь, требуется начинать с конструктивных требований к автомобилю. Их выдвигает испытательная лаборатория. Также она выдаёт заключение о конструктивном соответствии вашего транспортного средства. Есть определённые параметры, соблюдение которых неукоснительно. Поэтому мы настоятельно вам рекомендуем провести предварительное согласование конструкции автомобиля с автотранспортным научно-исследовательским институтом . Здесь же ваш автомобиль будут подвергать различным испытаниям, по окончании которых вам выдадут соответствующий протокол.

Для каждой детали транспортного средства вы обязаны иметь соответствующий документ, который подтверждает, что она была приобретена законно. Если самодельный автомобиль был собран из частей старых автомобилей, необходимо заранее снять их с учёта в ГАИ и получить соответствующую справку. Если автомобиль, запчасти которого использовались для «самоделки», был приобретён с рук, тогда необходимо предоставить , который был нотариально заверен. Со всем этим вам необходимо направиться в ГАИ.

Когда протокол испытаний будет у вас на руках, отправляйтесь в Институт безопасности дорожного движения. Там вы получите заключение, в котором засвидетельствовано, что ваш автомобиль безопасен для передвижения по городу, и он конструктивно соответствует всем установленным стандартам. Вы должны пройти сертификацию в месячный срок с момента подачи соответствующего заявления в государственные органы.

После успешного завершения вышеперечисленных манипуляций направляйтесь в МРЭО. Там вы получите постановление об отсутствии идентификационного номера у вашего автомобиля. Затем отправляйтесь с этим документом в бюро судебных экспертиз. Там вам выдадут направление в ГАИ для присвоения автомобилю идентификационного номера. Необходимые документы:

- паспорт гражданина Украины;

Заключение Института безопасности дорожного движения;

Заключение эксперта-криминалиста из МРЭО.

В ГАИ автомобилю будет присвоен идентификатор, а вам выдастся заключение о нанесении этого номера. После отправляйтесь снова в МРЭО на своём собственноручно изготовленном транспорте со всеми полученными документами. Там ваше творение наконец-то будет зарегистрировано. Важно знать! За каждое полученное свидетельство и заключение вам нужно будет платить соответствующие государственные пошлины. Затем вы получите технический паспорт на ваше транспортное средство. В нём в графе «марка» будет указано, что автомобиль самодельный, а в особых отметках может указываться, на базе какого транспортного средства он изготовлен.

Законность приобретения агрегатов и узлов

Нельзя зарегистрировать самодельные транспортные средства, которые были изготовлены из комплектующих, импортируемых на территории Украины более чем на полгода. На них необходимо завести соответствующие документы, которые подтверждают законность их ввоза на территорию государства. Все они должны быть сертифицированы в соответствующем порядке. Если зарегистрированный автомобиль будет каким-либо образом изменён конструктивно, в том числе его составные части и дополнительное оборудование, тогда вам предстоит вновь пройти процедуру сертификации и декларирования.

Соответствие автомобиля нормам техники безопасности

К автомобилям-самоделам выдвигаются серьёзные требования, которые не ниже тех норм, которые законодательно установлены для машин серийного производства. И речи не может идти о каких-либо поблажках, ведь такие автомобили должны соответствовать всем нормативным стандартам Европейской экономической комиссии. Это очень серьёзная процедура, которую проходят, к сожалению, не все самодельные транспортные средства.

Проверка проводится на соответствие следующим требованиям:

3. Надёжность мест крепления ремней безопасности и качество материала, из которых они изготовлены;

4. Качество всех автомобильных стёкол, а также и то, насколько правильно они установлены;

5. Наличие осветительных приборов и сигнализирующих устройств;

6. Управляемость автомобиля;

7. Устойчивость машины;

8. Минимальный уровень содержания веществ в салоне автомобиля, которые могут нанести вред здоровью;

9. Высокий уровень шумоизоляции;

10. Низкий уровень выброса вредных веществ в атмосферу из выхлопной системы.

Проходим испытания

Наиболее серьёзные требования к самодельному автомобилю выдвигаются именно к его конструкции. Как вы уже знаете, она тестируется в специализированной лаборатории, и только после положительного результата автомобиль подлежит установке на учёт. Но это лишь начало пути к легализации вашего творения. Рекомендуем вам уточнять все критерии, по которым будет испытываться ваш автомобиль, так как они достаточно жёсткие, и их лучше знать заранее ещё на проектировочном этапе.

Как только автомобиль успешно пройдёт «девять кругов Дантова ада», вы получите протокол испытаний. Этот документ является основным свидетельством, официально подтверждающим факт безопасности вашего автомобиля. Теперь его можно ставить на учёт, не боясь, что он будет угрожать чьим-то жизням и здоровью. И помните, что каждая деталь должна быть подкреплена соответствующим документом, подтверждающим законность её приобретения.

Многие собирают самодельные транспортные средства из запасных частей от нескольких машин. Поэтому следует снять старые автомобили с учёта. Только по завершении этого вы сможете легально пользоваться данными запчастями. Зачастую много времени и усилий затрачивается на поиск необходимых элементов. Как мы уже упоминали ранее, в том случае, если большинство запчастей, подходящих вам, имеются в автомобиле, кем-то уже продаваемом, после покупки обязательно сохраните договор купли-продажи. Он вам будет необходим при постановке на учёт вашего самодельного автомобильного творения.

Когда протокол испытаний будет у вас на руках, вам нужно будет направиться в ИБДЖ. В этом институте вы получите документы, которые неоспоримо подтвердят безопасность вашего автомобиля. Сертификация длится, как правило, один месяц.

Если вам отказали

Как вы уже, наверное, поняли, не всегда можно удачно пройти регистрацию самодельного автомобильного транспортного средства и вполне вероятно получить отказ в регистрации от сертифицирующих органов. Причиной этому может служить, например, его несоответствие требованиям безопасности. У вас есть законное право обжаловать данное решение в судебном порядке.

Но более эффективно и, следовательно, разумно будет постараться изменить конструкцию автомобиля, тем самым устраняя причины отказа регистрационной комиссии. После этого можно вновь подать заявление и согласовать переоборудование автомобиля. Дело пойдёт гораздо быстрее и с большей вероятностью на получение положительного результата, если вы переоборудуете машину, базируясь на выданном заключении и применяя агрегаты, которые получили регистрацию. Конечно, если речь идёт о сертификации автомобиля, который был сконструирован на базе модели, аналогичной вашей. Если же вы хотите наладить производство самодельных автомобилей, то знайте, что такое согласование – это достаточно финансово затратный процесс, потому что каждый автомобиль регистрируется в индивидуальном порядке.

Если отказ получен, то переоборудование самодельного транспортного средства лучше производить в сертифицированном СТО. Конечно, вы можете собственноручно выполнить эти работы, но всё равно вам потребуется акт об их проведении только с сертифицированной станции технического обслуживания.

Те, кто любит самостоятельно изготавливать автомобили, обязаны понимать, что его конструирование значительно легче, чем его регистрация. Поэтому, прежде чем начинать его оформлять, хорошо подумайте и проведите расчёты на предмет свободного времени, терпения и финансов. Но если вы ничего этого не боитесь, тогда мы только можем пожелать вам удачи. Дерзайте! Теперь вы знаете, как зарегистрировать свой самодельный шедевр. Кстати, его можно будет очень выгодно продать, например, на автомобильном аукционе, ведь сегодня ценятся элитные эксклюзивные модели автомобилей.

Подписывайтесь на наши ленты в

В случае если багги предназначается не только для участия в спортивных состязаниях, то согласно «Техническим требованиям к легковым автомобилям, изготовленным в индивидуальном порядке», он подлежит обязательной регистрации в ГИБДД. При этом Вам понадобятся два документа: протокол технической экспертизы транспортного средства и документы, которые подтвердят законность приобретения комплектующих. Прежде чем пуститься во все тяжкие можно найти прокат багги и попробовать этот вид техники в бою и только потом уже приниматься за работу. Для тех, кто решил создать багги на основе известной всем «инвалидки», — хорошие новости! Такое транспортное средство возможно зарегистрировать в качестве мотоколяски. Отсюда вытекает возможность кататься с 16-ти лет и иметь права с категорией А.

О чем еще беспокоится

Придется также побеспокоиться о том, чтобы багги был оснащен указателями поворота, бамперами и фарами. «Повороты» можно взять мотоциклетные, а бампера позаимствовать у старого «Запорожца». Крепится все это хозяйство на специальные кронштейны. Известны случаи, когда после регистрации владельцы багги избавляются от этих приспособлений. Вплоть до того момента, когда необходимо пройти очередной техосмотр. Единственное, на что не поднимается у них рука, — номерные знаки.

В тексте «Технических требований» Вам повстречается немало ссылок на некоторые ГОСТы. Поэтому во избежание негативных последствий следует использовать узлы и механизмы техники, которая выпускалась серийно. Ошибки тут быть не может — она соответствует всем необходимым стандартам. На все комплектующие, которые были использованы, необходимы документы. Без них доказать ГИБДД, что все они приобретены законно, вряд ли получится. Это может значительно усложнить регистрацию багги. Поэтому необходимо сохранять все чеки из магазинов и металлобаз. Если же принято решение разобрать старый автомобиль, то его в обязательном порядке следует снять с учета с получением соответствующей справки. ГИБДД в обязательно потребует от Вас фото багги для облегчения процедуры его идентификации.

С целью экономии средств

С целью экономии средств, времени и нервов решение вопроса экспертизы следует начинать еще на стадии чертежей. Обратившись в организацию, которая будет впоследствии осуществлять экспертизу, можно рассчитывать на определенную помощь. Ее сотрудники, например, сразу смогут сказать, что в конструкции соответствует или же не соответствует требованиям. После таких рекомендаций можно, не сомневаясь, приступать к сборке агрегата.

Следует отметить, что четко регламентированного порядка доставки нового багги на техническую экспертизу не существует. Понятно, что езда на таком экзотическом транспорте без документов и регистрации чревата. Поэтому есть смысл попытаться вызвать эксперта к себе на дом. После того как получите на руки протокол эксперта, можно отправляться в ГИБДД. Не забыв при этом захватить все необходимые чеки и бумаги, упомянутые выше. По факту прохождения техосмотра Вам выдадут техпаспорт, а также номера. В принципе, дело можно считать удавшимся.

Езда без регистрации

Хуже, если зарегистрировать свое творение в силу каких-то обстоятельств не удастся. Как известно, правила дорожного движения действуют не только на городских дорогах, но также и на полевых, лесных и т.д. Для передвижения по ним права и регистрация обязательны. Теоретически уйти от погони по пересеченной местности можно. Но ведь это не тот экстрим, на который рассчитывали Вы, собирая свой багги? В данном случае придется раскошелиться на трейлер или специальную тележку для транспортировки методом частичной погрузки. Но при двух-трех выездах в месяц данный способ себя не оправдает.

Теперь самоделки тоже имеют право на получение в ГИБДД регистрационных номеров, а соответственно и право самостоятельно передвигаться по дорогам.

Для регистрации конкретного автомобильного чуда необходимо обратиться в орган сертификации, представить туда "изделие", получить документ о соответствии транспортного средства предъявляемым техническим требованиям. А затем с полученной бумагой идти в ГИБДД и ставить машину на учет.

Постановление о 50 лошадях

Любовь к созданию многочисленных машин по собственным проектам появилась у нас не от хорошей жизни. В Советском Союзе не было и речи о выпуске автомобилей под запросы конкретного потребителя - хватило бы сил дать рынку массовые модели. Поэтому энтузиасты из подручных материалов и своими руками делали машины, отвечающие требованиям жизни.

Из трех старых, убитых собирали одну живую. На селе из легковых кузовов делали грузовые. Создавали амфибии, чтобы преодолевать болота и другие водные препятствия. Увеличивали грузоподъемность, удлиняли кузова - ведь грузовики не продавались в личное пользование.

Были и эстеты, которых не устраивала сама форма серийного легкового автомобиля. Они создавали автоварианты - от прилизанных спорткаров до самых фантастических и иногда нелепейших конструкций. Все это показывалось на выставках и на вполне законных основаниях ездило по дорогам.

В советские годы самоделки не то чтобы поощрялись, но во всяком случае не запрещались. Первые серьезные ограничения появились в 80-х годах. А именно - ограничения по мощности (50 лошадиных сил на тонну), по габаритам (4,7 метра по длине и 1,8 метра по ширине). Оставалась одна лазейка, которой и пользовалось большинство. Ведь регистрировали технику не только в ГАИ, но и в Ростехнадзоре. Например, трактора. Внедорожники же в те времена вполне подходили под эту категорию. А требования к самоделкам в Гостехнадзоре были значительно мягче. В результате с 1993 по 1995 год было зарегистрировано наибольшее количество автомобилей ручной сборки.

Годы полного запрета

2005 год оказался черным для самоделок - их регистрацию и в ГАИ, и в Ростехнадзоре запретили вовсе. Верховный суд РФ аргументировал запрет тем, что надо разработать четкие требования к "самодельной" продукции. Хотя настоящая причина, видимо, крылась в борьбе с новым явлением на авторынках - в продаже так называемых конструкторов. Суть рыночного бума на "конструкторы" была проста: чтобы уйти от налогов, машину (например, японскую) сначала ввозили в Россию в виде запчастей, затем собирали ее, а регистрировали как самодельную.

Однако запрет этот, к сожалению, коснулся и авторов настоящих отечественных самоделок. Их-то творческий энтузиазм не иссяк! Доказательство тому - ежегодные выставки "Автоэкзотика", где самоделки представляются в огромном количестве. Однако в большинстве случаев это машины без номеров, привезенные на эвакуаторе и права на жизнь на дорогах не имеющие. Хотя как раз на дорогах иные самоделки могли дать фору многим серийным автомобилям.

Оковы рухнули

Новые требования, которые определяют порядок сертификации, наконец, приняты и утверждены. Приказ Ростехрегулирования, утвердивший изменения N1 "Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов" вступил в силу в январе этого года.

Итак, как же поставить самоделку на учет в новых реалиях? Для начала потребуется обратиться в орган сертификации. Их не так уж и много по стране. Ближайший к вам можно выбрать из списка, который опубликован на сайте Рос техрегулирования. (адрес сайта: http://www.gost.ru/wps/portal/)

Оценивать самоделку теперь будут по упрощенной схеме. Как "транспортное средство, производимое малыми сериями". Минимальное количество автомобилей в малой серии - 1 штука.

Есть тут и небольшая хитрость, с помощью которой государство спасло себя от ввоза "конструкторов". Количество автомобилей в малой партии необходимо указывать. Понятно, что тот, кто собирает для себя, больше одного автомобиля одного типа делать не будет. А тому, кто попытается лукавить с государством и под заказ приво зить машинокомплекты, занимаясь практически промышленной сборкой, по новым правилам сертификации работать будет невыгодно. Ведь количество машин в партии проверяется. Повторить процедуру сертификации нельзя.

Правда, и полученное одобрение типа не имеет срока действия. Оно заканчивается тогда, когда вступают в силу новые технические требования. Например, с нового года вступили в силу требования по экологичности Евро 3. Значит, именно с этого года прекратило действовать и одобрение типа. Ведь одобряло оно нормы Евро 2.

По правилам ООН

Новые требования к самодельным машинам, естественно, не ниже, чем к выпускающимся серийно. Тут послаблений нет, а главное, самоделки должны соответствовать правилам Европейской экономической комиссии ООН. И хотя малые партии будут сертифицировать по усеченному списку требований, все равно это серьезная процедура.

Согласно документу, проверяться на соответствие требованиям будут травмобезопасность рулевого колеса, тормозные свойства, места крепления ремней безопасности и сами ремни, стекла, зеркала заднего вида и их установка, установка устройств освещения и световой сигнализации, управляемость и устойчивость, внутренний шум, содержание вредных веществ в салоне, и, конечно, содержание вредных веществ в выхлопе. Это - выборка для легковых автомобилей.

приятный момент

Есть в новых требованиях и пункт, приятный для изобретателей. Машины на испытаниях теперь увечить не будут: "В отношении единичных транспортных средств проводятся испытания, не вызывающие их повреждения. Допускается замена испытаний, вызывающих повреждения, экспертной оценкой конструкции".

После всех этих экспертиз, если машина удовлетворяет требованиям, хозяин, он же изобретатель, получает одобрение типа. С этим документом - прямой путь в подразделение ГИБДД по месту жительства, где выдадут паспорт транспортного средства и поставят автомобиль на учет. Данные об одобрении типа заносятся в ПТС.

Конечно, вряд ли эти нововведения вызовут бурный всплеск в самодеятельном конструировании новых и необычных типов автомобилей. Но во всяком случае нашим Кулибиным жить станет теперь легче.

Самые известные самоделки последнего времени: слева - ISV, получивший приз как самый экзотичный автомобиль года на выставке "Автоэкзотика", справа - автомобиль "Агата", построенный членами московского Фонда авторских автомобилей.

Стоит повнимательнее приглядеться вокруг и наверняка увидите машины, которые их владельцы сконструировали на все случаи жизни. Как правило, эти самоделки призваны преодолевать бездорожье. А как иначе в стране, где только 40 процентов дорог соответствует нормативам?

На такой "Волге" (хотя от "Волги" только кузов) можно попасть в любой конец не только России, но и Африки, Антарктики. Автомобиль проедет везде, где захочет его хозяин.

Улучшенные "Жигули" при парковке в городе справятся с любыми бордюрами.

Эта "маршрутка" чужда городов. Ее стихия - российская провинция.

Сразу и не поймешь, что это за агрегат. Однако этому произведению с чертами "Запорожца" любая грязь тоже нипочем.

А такая машина - скорее для форса. Немного фантазии - и получился приятный глазу (и современный) городской автомобильчик на базе хорошо забытого старого.

У вас есть машина, которую вы самостоятельно сконструировали и собрали? Тогда, чтобы иметь возможность , вам необходимо её зарегистрировать. Однако не все самодельные автомобили можно регистрировать, а только те, максимальная масса которых составляет не более 3500 килограмм. Кроме легковых машин, можно оформить мотоциклы, прицепы и полуприцепы.

Порядок действий

Начинать нужно с требований к конструкции автомобиля. Они выдвигаются испытательной лабораторией. Она же выдаёт заключение о соответствии конструкции вашего авто. Существуют определённые параметры, которые необходимо соблюсти. Поэтому рекомендуем вам предварительно согласовать конструкцию машины, обратившись в автотранспортный научно-исследовательский институт. В этом же НИИ ваше транспортное средство будет проходить испытания, после чего вам выдадут протокол испытаний.

Вы обязаны предъявить документ, который подтверждает законность её приобретения. Если вы собрали ТС из комплектующих старой машины - необходимо заранее и получить справку об этом. Если вы купили предыдущий автомобиль с рук - приложите к документам нотариально . Всё это вам нужно будет предъявить в ГИБДД.

Получив протокол испытаний, вам необходимо отправиться в Институт безопасности дорожного движения. Этот орган выдаст вам заключение о том, что ваш автомобиль безопасен для езды по городу и его конструкция соответствует установленным стандартам. Для получения такого документа вы должны предоставить протокол испытаний. Сертификация должна быть проведена в течение месяца после того момента, как вы подали соответствующее заявление в государственные органы.

После проделанной работы вы можете ехать в МРЭО. Там вам выдадут постановление о том, что у вашего авто отсутствует идентификационный номер. Затем нужно будет отправиться с этой бумагой в бюро судебных экспертиз, где для вас подготовят направление в ГИБДД для автомобилю. Там вам придётся предъявить следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • заключение Института безопасности дорожного движения;
  • заключение эксперта-криминалиста из МРЭО.

В ГИБДД машине присвоят идентификатор и подготовят заключение о нанесении номера. После того как номер будет набит, вы должны отправиться в МРЭО на своём самодельном автомобиле, прихватив все полученные во время процедуры документы. Тогда ваше транспортное средство наконец зарегистрируют.

Отметим, что за каждый документ вам придётся платить государственные пошлины. После оформления автомобиля вы получите технический паспорт. В нём в графе «Марка» будет указываться - «самодельный». В «особых отметках» могут указать, на базе какой модели была изготовлена ваша машина.

Видеообзор самодельных автомобилей СССР:

О прицепах

Если вы планируете поставить на учёт прицеп или полуприцеп - условия проведения процедуры немного меняются. Вам нужно будет и предъявить чек о покупке в ГИБДД. Кроме того, вы должны будете предоставить технический паспорт той машины, вместе с которой будет использоваться прицеп.

Немного истории

Изготовление самодельных автомобилей стало популярным не просто так. Этому предшествовали определённые исторические условия. Дело в том, что во времена Союза не выпускались машины, которые бы удовлетворяли требованиям конкретной группы потребителей - производились только массовые модели. В связи с этим наши умельцы создавали автомобили своими руками, из подручных средств.

Тогда из трёх старых нерабочих машин собирали одну новую. В деревнях энтузиасты превращали легковые кузова в грузовые. Они самостоятельно удлиняли кузова и повышали грузоподъёмность машин, поскольку на то время грузовики не предоставлялись для личного пользования. Умельцы даже создавали амфибии, которые способны были преодолевать водные препятствия. И всё для того, чтобы упростить себе жизнь.

Были также и эстеты, которых волновали не только технические и эксплуатационные характеристики автомобилей, но и их внешний вид. Они создавали самые разнообразные варианты транспортных средств, . Все эти шедевры выставлялись напоказ на выставках и вполне законно ездили по городским дорогам.

В советский период самодельные машины не запрещались. Ограничения появились в восьмидесятых. Они касались мощности (50 л. с. на тонну) и габаритов (4,7 м - длина; 1,8 м - ширина). Но тогдашние автолюбители пользовались некоторыми хитростями. Например, они регистрировали в Ростехнадзоре под видом тракторов. Благодаря мягким требованиям, которые предъявлялись к самоделкам, в тот период было зарегистрировано большое количество ТС ручной сборки.

Запрет на самодельные авто

В 2005 году регистрацию самодельных автомобилей вообще запретили. Это было аргументировано необходимостью разработки чётких требований и стандартов для таких транспортных средств. Однако истинная причина этого, вероятнее всего, заключалась в появлении нового явления на автомобильных рынках - продажи «конструкторов». Схема была проста: для ухода от налогов умельцы ввозили в РФ , а затем собирали их и регистрировали в качестве самодельных.

Но на практике этот запрет коснулся и тех, кто действительно изготавливал своими руками отечественные машины. Однако автолюбители не растеряли из-за этого своего энтузиазма. Об этом свидетельствует проведение ежегодных выставок «Автоэкзотика», на которых представлялись самодельные шедевры. К сожалению, эти автомобили не имели номеров, привозились на эвакуаторах и не могли использоваться для езды по городским дорогам. Самое обидное, что многие самоделки могли дать фору некоторым серийным машинам. Позднее власти всё-таки подписали приказ, в соответствии с которым разрешается оформлять транспортные средства, изготовленные самостоятельно.

Нормы сертификации

Чтобы , сначала необходимо пройти сертификацию. Требования, определяющие порядок процедуры, утверждены в соответствующем приказе Ростехрегулирования. Теперь автомобили оценивают по упрощённой схеме - как ТС, которое производится «малыми сериями». Под малой серией понимается единичный экземпляр машины.

Эта маленькая хитрость государства, с помощью которой оно смогло избавиться от ввоза так называемых конструкторов. Число машин в малой партии тщательно проверяется. Понятное дело, что автор самодельного автомобиля, что он собрал для себя, не будет изготавливать больше одного ТС того же типа. Таким образом, тому, кто занимается промышленной сборкой, работать по такой схеме уже невыгодно. Повторно пройти процедуру сертификации невозможно.

Европейские требования

Требования, которые предъявляются к самодельным автомобилям, ничуть не ниже норм, установленных . Никаких «поблажек» нет, кроме того, такие транспортные средства должны соответствовать стандартам Европейской экономической комиссии. Правда, сертификация малых партий осуществляется по урезанному перечню требований. Однако всё равно это достаточно серьёзная процедура, которую проходят не все самоделки.

На видео представлен самодельный украинский спорткар:

В соответствии с документом, утверждённым Европейской комиссией, автомобили проверяются на соответствие следующим требованиям:

  • травматическая безопасность ;
  • тормозные характеристики;
  • и мест их крепления;
  • качество стёкол и , а также корректность их установки;
  • , световой сигнализации;
  • хорошая управляемость машины;
  • высокая устойчивость авто;
  • низкий уровень содержания вредных веществ в салоне;
  • низкий уровень содержания вредных веществ в выхлопной трубе.

Все эти требования касаются легковых автомобилей, изготовленных самостоятельно.

Хорошие новости

Отправляя свою машину на сертификацию, вы можете не переживать о том, что её повредят во время испытаний. В соответствии с нормами единичные транспортные средства подвергаются только тем тестам, которые не вызовут их повреждения. Вместо испытаний, наносящих вред машине, допускается экспертная оценка конструкции.

После проведения всех необходимых экспертиз владелец ТС (в случае если оно соответствует установленным нормам) получает одобрение типа. Этот документ позволяет ему отправиться в по месту регистрации. При регистрации автомобиля все данные заносят в реестр.

Видеообзор самодельного автомобиля SPACER:

Ограничения

Регистрации не подлежат самодельные автомобили, изготовленные на базе комплектующих, которые были ввезены в Российскую Федерацию более чем на шесть месяцев. На них должны быть предоставлены соответствующие документы, подтверждающие законность их появления на территории страны. Все они должны быть сертифицированы. Если вы внесёте какие-либо изменения в конструкцию зарегистрированного автомобиля, включая конструкцию его составных частей, запасных частей и дополнительного оборудования, - вам придётся повторно пройти процедуру сертификации и декларирования соответствия.

Если вы не прошли сертификацию

Если ваше самодельное транспортное средство не соответствует требованиям безопасности, вы можете получить от органов сертификации отказ в регистрации. Вы имеете право обжаловать такое решение через суд. Однако гораздо эффективнее будет, если вы постараетесь своего ТС в соответствии с причинами отказа. После изменений вы можете снова подать заявление для согласования переоборудования.

Если вы будете переоборудовать авто, в соответствии с выданным заключением, и применять те агрегаты, которые, например, использовал ваш товарищ, получивший разрешение - то дело пойдёт намного быстрее. Конечно, в том случае, если он сдавал на сертификацию аналогичную модель. Однако не забывайте, что на каждый автомобиль вы можете получать разрешение в индивидуальном порядке. Согласовать серийное производство самодельных машин будет более затратно.

Видеообзор самодельной «Феррари»:

Получив отказ, вы можете переоборудовать транспортное средство на или в ремонтной мастерской. Конечно, вы можете выполнить эти работы и самостоятельно, но вам всё равно нужно будет получить акт об их проведении на сертифицированной станции. После переоборудования электромобиль необходимо будет снова сертифицировать на соответствие требованиям и условиям, определённым экспертной организацией. К таким организациям относятся испытательные лаборатории, которые имеют действующий аттестат аккредитации в этой области. Если теперь вам выдадут разрешение - отправляйтесь в МРЭО и регистрируйте свой автомобиль.

Любители машин должны понимать, что в большинстве случаев собрать автомобиль гораздо легче, чем зарегистрировать его. Поэтому, перед тем как оформить самодельное транспортное средство, задумайтесь, хватит ли у вас на это терпения и денежных средств. При прохождении процедуры сертификации и регистрации необходимо оплачивать государственные пошлины.

Но если вас всё это не пугает - дерзайте! Теперь, когда вы знаете как зарегистрировать самодельный автомобиль, вы можете начинать собирать свой шедевр. Кстати, вполне возможно, что вы сможете его , ведь сегодня некоторые модели самодельных авто пользуются большой популярностью среди любителей элитных машин.

Пожалуйста, оставьте свой комментарий к статье! Нам интересно ваше мнение.