Реформы ататюрка и конституция турции. Реформы кемаля ататюрка Ататюрк – президент Турции

Вся суть реформ Кемаля Ататюрка была направлена на приближение Турции к европейским нормам жизни, преодоление и искоренение феодальной отсталости, демократизацию общества. После 1923 года начался процесс становления Турецкой республики . Так, указом от 3 марта 1924 года был ликвидирован халифат. За десятилетие с 1924 по 1934 год проведены широкие реформы в области государственного устройства, правовых отношений, культуры и быта, и других сфер жизни. В 1923 году была создана правительственная Народно-республиканская партия, а в 1924 году – принята республиканская конституция, закрепившая документально основы новой республики. В рамках Конституции были упразднены мусульманские духовные училища (медресе) и религиозные суды, действовавшие на основе шариата. Были закрыты ордены дервишей и их обители в рамках борьбы с бродяжничеством. К тому же, прият европейский календарь и летоисчисление. В результате проводимых конституционных реформ был принят новый гражданский и трудовой кодекс, упразднено многоженство, осуществлен переход с арабского алфавита на латынь, женщинам было предоставлено избирательное право при выборах сначала в муниципалитеты, а затем в парламент. В экономической сфере были проведены мероприятия, направленные на освобождение турецкой экономики от иностранного капитала – аннулированы и выкуплены почти все банки, основаны национальные банки. В промышленной сфере так же, едва ли не впервые, с конца 19 века, велись активные реформы: был построен ряд железных дорог, порты, промышленные предприятия. В 1932 году Турция получила от СССР долгосрочный кредит и техническую помощь для сооружения текстильных комбинатов в Кайсери и Назилли . Однако промышленное развитие Турции не привело к созданию тяжёлой индустрии, не был решён аграрный вопрос, что обусловило узость внутреннего рынка и тормозило рост национальной промышленности. Реформы кемалистов вызывали ожесточённое сопротивление феодально-клерикальных и компрадорских элементов. Радикальные как для Турции реформы, проводимые правительством Ататюрка, вызвали сопротивление со стороны многих слоев общества. Уже в 1926-1927 годах начались антиправительственные выступления, которые удалось подавить. В реформах Ататюрка и общем положении Турецкой республики существует ряд противоречий. К примеру, поощряя развитие сельского хозяйства, кемалисты отказались от проведения радикальной аграрной реформы, а рабочий класс, не смотря на стремительное развитие промышленного сектора, по-прежнему, не имел практически никаких прав . В 1938 умер Ататюрк. Вместо него президентом республики и председателем НРП был избран Исмет Инёню, который привлёк на руководящие посты ряд деятелей, находившихся ранее в оппозиции к Ататюрку. Впрочем, это не смогло остановить начатых Ататюрком и довольно успешных реформ. Принятая в 1961 году новая Конституция Турецкой республики, третья по счету, документально декламировала продолжение вектора европеизации Турции и создания из мусульманской аграрной державы закрытого типа светского государства с демократическими принципами. На сегодняшний день Турция продолжает путь, начатый отцом нации Кемалем Ататюрком, являясь полноценным членом европейской семьи.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная история Турции берет начало с 19 века, когда влияние Османской империи ослабло, и она стала распадаться. Опасаясь раздела страны и потери независимости, Мустафа Кемаль встал во главе нации и в 1923 году стал первым президентом Турецкой республики. 29 октября того же года Турция была провозглашена республикой, уже через год – принята новая Конституция страны. История Турции ХХ века ассоциируется со временами правления и личностью Мустафы Кемаля, в результате реформ которого религия была отделена от государства, а многие религиозные обычаи упразднены. Актуальными стали европейские веяния. В итоге было создано государство с восточной пикантностью и рационализмом запада. Государство, начиная с этого времени, старалось всемерно уменьшить влияние религии на жизнь народа – светскость до сих пор является основой внутренней и внешней политики Турции и, как следствие, гарантией ее дальнейшего развития . Превращение Турции в светское государство, преодоление экономической отсталости, и нынешнее высокое место, занимаемое Турцией в современной мировой политике, стало возможным именно благодаря деятельности Ататюрка. Упразднив все законы и обычаи «султанского времени», Ататюрк превратил закрытое и отсталое европейское государство, после смерти великого султана Сулеймана Кануни превратившегося в слабое подобие былой мощной структуры, в развитую европейскую страну. Ему принадлежит ликвидация султаната и шариата, введение светского обучения, реформа одежды, принятие кодексов по европейскому образцу, отделение церкви от государства, тотальная образовательная реформа, предоставление женщинам права голоса на выборах (Турция сделала это первой среди мусульманских стран). Именно этот огромный набор реформ сделал Турцию современным государством, которое мы наблюдаем сейчас. Ататюрк очень любим и почитаем почитаем жителями турками. Пожалуй, похвастаться таким уважением нации может только Сулейман Великолепный. Иметь у себя портрет Мустафы Кемаля Ататюрка считается хорошим тоном и для министра, и для кафе, и для сувенирного магазина . Реформы, проведенные после прихода к власти Ататюрка и других его соратников-кемалистов сделали возможным функционирование Турции в том виде, в котором мы наблюдаем ее сейчас, страна благодаря им стала крупнейшим геополитическим игроком на карте мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиев Г. З. Турция в период правления младотурок. - М.: Наука, 1972. - 388 с.

2. Еремеев Д. Е., Мейер М. С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992. – 248 с, ил.

3. История Турции XX век / Н.Г. Киреев. - Москва: ИВ РАН: Крафт+, 2007. - 608 с.

4. Лорд Кинросс. Расцвет и упадок Османской империи - М.: Крон-пресс, 1999. - 696 с.

5. Османы: Великие династии мира Биографии. Гербы. Генеалогические древа. – М.: «АРИА-АиФ», 2012. – 96с

6. Стоун Н. Краткая история Турции. – М.: АСТ. – 2014. – 250 с, ил. («Страницы истории»)

7. 3. Широкорад А.Б. Турция. Пять веков противостояния. – М.: Вече, 209. – 400 с.

1923-1930. Победа кемалистов над интервентами и подписание Лозаннского договора определили качественно новое продолжение реформирования турецкого общества и государства. Конституция 1924 г. провозгласила Турцию светским республиканским государством, признающим свободу совести, слова, печати и собраний. В 20-е годы именно в этом направлении были проведены многочисленные реформы, такие, как упразднение халифата, ликвидация шариатских судов, введение светского гражданского кодекса по типу швейцарского, замена ашара земельным налогом, отмена летоисчисления по хиджре и введение европейского календаря, принятие латинского алфавита и др.

Высшим органом власти был однопалатный меджлис, из депутатов которого президент назначал премьера, комплектовавшего кабинет министров. Выборы в парламент были двухстепенными по мажоритарной системе. Женщины вначале к участию в выборах не допускались; с 1930 г. им предоставлялось право избирать и быть избранными в муниципальные органы власти, позже (1934) также и в меджлис.

Первым условием модернизации было создание светского государства.

3 марта 1924 г. на заседании ВНСТ под председательством М.Кемаля были приняты, среди других, законы об отмене в Турции шариатского судопроизводства, передаче вакуфного имущества, весьма обширного, в распоряжение создаваемого генерального управления вакуфами. Предусматривалась также передача всех научных и учебных заведений в распоряжение Министерства просвещения.

Всем членам семьи султана-халифа, а их насчитывалось 144 человека, включая 36 мужчин, 48 женщин и 60 детей, запрещалось пребывание на территории Турецкой республики, предписывалось в течение десяти дней с момента принятия закона покинуть пределы Турции. Другие статьи запрещали указанным лицам получать гражданство республики, владеть недвижимостью на ее территории. Нации передавалось «все недвижимое и движимое имущество двора на территории Турции.

Важной мерой в деисламизации, европеизации общества стал принудительный «перевод» населения страны на ношение европейской одежды. Мустафа Кемаль: «Нигде не сказано, что мусульманин должен носить особую, отличающую его от других людей одежду; почему женщина не может наравне с мужчиной открывать свое лицо?

В конце ноября 1925 г., были приняты законы о запрете носить фески и папахи, переходе к европейской одежде, а также о закрытии мест религиозной деятельности и поклонения - текке, или завие (обители дервишей), тюрбе (усыпальницы дервишских святых), об упразднении общественного статуса их служителей. Таких «святых мест» регионального паломничества приверженцев «народного ислама» было тогда по всей стране немало.



Уже в 1926 г. были приняты действующие и поныне два важнейших закона, утверждавших и защищавших светский путь Турции на уровне как гражданского, так и уголовного права.

Гражданский кодекс Турции, принятый 17 февраля 1926 г., считается и поныне второй турецкой конституцией, он был переписан с текста швейцарского гражданского кодекса, в то время самого передового в Европе. Таким образом, уходил в прошлое знаменитый Меджелле - многотомный свод османских законов, сохранявший еще во многом положения шариата. Новый кодекс устанавливал в Турции светские принципы частного права (положения о физических и юридических лицах, об обществах), семейного права (положения об официально регистрируемом браке независимо от заключения религиозного, об имущественных правах членов семьи, в том числе о праве наследования). В разделе о вещном праве определялись европейские понятия собственности, владения - частного, совместного и т.п.

Защите светских правовых принципов были посвящены и некоторые статьи Уголовного кодекса, принятого 1 марта 1926 г. Так, ст. 163 запрещала использование религии в политических и личных целях. Нарушители этой статьи подлежали уголовному наказанию на срок от 8 до 15 лет. В этом же кодексе Турции до сих пор содержатся статьи, предусматривающие уголовное наказание за действия, предпринимаемые кем-либо с целью помешать верующему любой конфессии отправлять свои религиозные обязанности либо оскорбляющие его религиозные чувства. В 1928 г. из 2-й статьи было изъято положение о том, что государственной религией Турции является ислам.

Очень важным было стремление кемалистов уравнять в обществе права женщин с правами мужчин. Первыми важными шагами на пути светского реформирования прав турецкой женщины стали запрет многоженства, признание равных прав в семье, в получении образования; а затем, согласно изменениям 1934 г. - право женщин наравне с мужчинами избирать депутатов ВНСТ и быть избранными в депутаты.



Одним из наиболее решительных шагов кемалистов в 20-е годы на пути реформирования, европеизации культуры была реформа турецкого языка. В течение 1928 г. при личном участии Мустафы Кемаля была проведена кампания, направленная на замену арабского алфавита латинским.

Внешняя политика 1923 - 1937 гг. Заявляя о своем европейском пути развития, кемалистам удавалось долго придерживаться политики нейтралитета в международных делах, избегать учаcтия в военных союзах и блоках. В 20-е годы Турция установила дипломатические отношения и подписала договоры о мире и дружбе с Германией, Австрией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Югославией и другими государствами на принципах взаимного уважения суверенитета и развития двусторонних торговых связей. Заключенный в Париже в декабре 1925 г. новый договор с СССР - о дружбе и нейтралитете - подтверждал сохранение в новых, уже мирных условиях дружеских, добрососедских отношений между двумя странами. Отношения с державами-победительницами оставались в ряде случаев далекими от урегулирования.

Спор о принадлежности Мосула был одним из главных вопросов послелозаннских переговоров. В 1925 г. Лига Наций по итогам проведенных ею в регионе плебисцитов приняла решение о том, что этот район является по этнокультурным признакам частью Ирака. Не рискуя ввязываться в новый вооруженный конфликт, кемалисты признали свой отказ от Мосула.

Нормализации турецко-греческих отношений мешала неурегулированность вопроса об обмене населением между Грецией и Турцией. Помимо миллиона беженцев к концу 1924 г. из Турции было переселено еще около 200 тыс. греков, а из Греции - свыше 300 тыс. турок. До 1930 г. продолжались споры между Турцией и Грецией по поводу компенсации за имущество, оставленное беженцами в стране первоначального пребывания, по поводу того, какие категории населения подлежат переселению, и т.д. Договор о дружбе и торговле между Грецией и Турцией, подписанный в октябре 1930 г., снял претензии по вопросам компенсаций за имущество, однако взаимная неприязнь, недоверие и враждебность до сих пор омрачают отношения между двумя странами.

Дипломатические отношения между США и Турцией были восстановлены лишь в 1927 г. Только в апреле 1933 г. был окончательно решен и такой важный вопрос Лозаннской конференции, как вопрос о задолженности Турции. Начиная с 1854 г., когда были получены первые займы, и до 1914 г. империя 40 раз получала такого рода ссуды и займы. По соглашению 1933 г. вместо Oттоманского долга был учрежден Турецкий долг 1933 г. на общую сумму в золотом исчислении 8,6 млн. лир. Его выплата была завершена в 1954 г.

Еще позже, через 13 лет после Лозанны, был пересмотрен и вопрос о проливах. В результате инициативы Турции, поддержанной СССР, в 1936 г. в Монтрё была подписана новая международная конвенция о проливах, действующая и поныне. Турция восстанавливала свой полный суверенитет над зоной проливов, ликвидировалась международная комиссия по контролю над проливами, ее функции перешли к турецким властям. Подтверждалась полная свобода прохода через них торговых судов всех стран в мирное время с соблюдением общепринятых правил санитарного досмотра.

В военное время, если Турция не участвует в войне, действовали те же правила, но для воюющих сторон проход через проливы был запрещен. В случае участия Турции в войне или непосредственной военной угрозы для нее она по своему усмотрению могла регулировать проход иностранных военных кораблей через проливы.

Экономическая политика. С началом мирной жизни самые первые шаги кемалистов были направлены на то, чтобы поддержать частное ремесло и зачатки предпринимательства, причем не только национального. Было очевидно, что такому «частному сектору» без государственной поддержки не обойтись. В 1924 г. был учрежден Деловой банк - при личном участии М.Кемаля и ряда депутатов меджлиса, прежде всего купцов-турок, в качестве учредителей-акционеров, правда, в тот период его кредиты носили краткосрочный характер, предоставлялись преимущественно торговцам. При поддержке государства была построена первая частная сахарная фабрика, первый частный цементный завод. Аграрную программу сформулировали в девяти принципах, опубликованных в апреле 1923 г. в связи с выборами в меджлис. В частности, предусматривал ось улучшение способов взимания ашара, принятие мер по развитию табаководства и торговли табаком, увеличению капитала Сельскохозяйственного банка, расширению ввоза машин для сельского хозяйства, улучшению и росту животноводства. Все эти планы, включая и налоговые льготы, были обращены к хозяйствующим крестьянам, прежде всего сельской элите.

1930-1938. С начала 30-х годов однопартийная кемалистская власть под воздействием целого набора экономических и политических факторов, прежде всего внешних (мировой экономический кризис, угроза фашизма в Европе, продолжение колониальных захватов, деятельность Коминтерна и т.п.), уже активно вмешивается в экономику, через казначейство подхлестывая темпы промышленного и инфраструктурного строительства. Под воздействием мирового кризиса власти «закрывают» турецкую экономику: вводится жесткий государственный контроль над валютными операциями, импортом и экспортом, инвестициями.

Банковская система на середину 30-х годов представлена практически лишь государственными банками, крупнейший из них - Сельскохозяйственный контролирует кредиты деревне, Деловой банк - средним и крупным торговцам и подрядчикам. Для кредитования мелкого производителя товаров и услуг в 1933 г. создается Народный банк, а Сумербанк (с 1933 г.) и Этибанк (с 1935 г.) финансируют создание государственной промышленности. Первый осуществляет на советский кредит строительство двух по тому времени самых крупных и современных текстильных комбинатов, создает сеть государственных магазинов по сбыту текстильных изделий, становится всетурецкой школой подготовки кадров специалистов для самой развитой впоследствии и самой монополизированной отрасли частного сектора - текстильной. Реализация кредита сопровождалась принятием и проведением первого пятилетнего плана развития Турции. Этому способствовала также и разработанная в 1933 г. по просьбе Исмет-паши «развернутая программа индустриализации Турции».

На английский кредит в 1938 г. был построен первый в стране металлургический комбинат (в Карабюке). Эти и другие создаваемые в то время так называемые Государственные экономические организации (ГЭО) со своим особым статусом, бюджетным финансированием становились фактическими, а часто и юридическими государственными монополиями в раз личных отраслях производства и сбыта, по ценам их производств устанавливались властями оптовые и розничные цены на фабричную продукцию. ГЭО контролировали также начавшиеся в стране производство и сбыт сахара, табачных изделий и спиртоводочной продукции, нефтепродуктов, вооружения и боеприпасов, в их руках находились железнодорожные, морские пассажирские перевозки, главнейшие порты.

Этатистская система госзакупок постепенно распространялась на значительную долю собранного урожая зерна, сахарной свеклы, табака, чая, фундука, изюма, хлопка, шерсти, тифтика и другой продукции. Она позволяла в определенной мере регулировать закупочные цены в деревне, подрывая монополию торговца и ростовщика, монополизируя экспортные поставки, значительно возросшие позже, уже в годы Второй мировой войны.

Всеобъемлющее участие кемалистского государства в 30-40-е годы во всех сферах жизни турецкого общества - экономической, социальной, идеологи ческой, политической можно считать феноменом развития республики.

Запрещены были политические партии, кроме правительственной Народно-республиканской партии (НРП). Рабочие не могли создавать профсоюзы для защиты своих прав, не могли бастовать... Не могли иметь свои организации крестьяне, молодежь, интеллигенция; если что-то и создавалось, то только под жестким контролем Народной партии. Любая газета не смела выходить за рамки того, что указывалось главному редактору по телефону».

Активно используя механизм однопартийной авторитарной политической власти, кемалистская элита в 30-40-е годы создала эффективную систему целенаправленного идеологического воздействия на общество в духе турецкого национализма (тюркизма), признающего светский, европейский путь развития как наиболее приемлемый для построения развитого турецкого общества. Начиная с апреля 1924 г. в стране в различных городах стали восстанавливаться прежние (т.е. еще с младотурецких времен) и создаваться новые «турецкие очаги», их вероятное число в конце 20-х годов достигало 160-200 домов. В центральном руководстве «очагов» был представлен и министр внутренних дел, различные их секции ведали развитием спорта, искусства, фольклора, литературы, изучением турецкой истории, языка, и т.п. При «очагах» велось обучение грамоте взрослых, преподавание иностранных языков, основ торговли, банковского дела, проводились многочисленные конференции на самые разные темы. Обсуждались вопросы турецкого национализма, проблемы развития экономики, здравоохранения, сельского хозяйства, кооперирования, изучения латинского алфавита, воспитания детей и пр. Печатным органом «очагов» был журнал «Тюрк юрду», на его страницах печатались статьи идеологов пантюркизма, исторические, фольклорные и другие материалы, прославлявшие «величие турецкой нации». В 1931 г. турецкие «очаги» были заменены «народными домами

Важная особенность тюркизма при Ататюрке - его преимущественно внутренняя направленность. Пантюркизм не стал при Ататюрке препятствием на пути сотрудничества с СССР. В 30-е годы Советский Союз добивался участия Турции во многих международных конференциях по разоружению, созданию системы коллективной безопасности и др. Активно развивалась и практика личных контактов между руководящими деятелями двух стран. Так, в 1930-1931 гг. обменялись визитами министр иностранных дел Турции Тевфик Рюштю (Арас) и народный комиссар иностранных дел СССР М.М.литвинов. С ответным визитом Турцию посетила в 1933 г. советская правительственная делегация во главе с К.Е.Ворошиловым, она приняла участие в праздновании 10-летия Турецкой республики.

Летом 1932 г. Турция была принята в Лигу Наций. Укрепление международных позиций Турции в последние годы жизни Ататюрка позволило ей предпринять ряд успешных миротворческих шагов на региональном уровне - участвовать в создании в 1934 г. Балканского пакта и в 1937 г. - Саадабадского пакта.

Реформы, проведенные Мустафой Кемалем Ататюрком (с 1934 г. он принял эту фамилию) оживили экономическую и общественную жизни. В стране произошла модернизация, способствовавшая превращению Турции из агарной страны в аграрно-индустриальную.

Признаки кемализма: республиканизм, национализм, этатизм, лаицизм (отделение ислама от государственных дел и народного просвещения), единство турецкого народа (отрицание наличия классов и классовой борьбы), революционность.

В 1923 г. президентом Турции был избран Мустафа Кемаль. Главное направление, цель реформ - модернизация страны.

Именно мусульманский менталитет, который всегда противился чуждым идеям, предполагая, что все лучшее у них уже есть, являлся главным тормозом преобразований. М. Кемаль это хорошо понимал, поэтому и решил начать реформы с религии.

3 марта 1924 г. меджлис принял решение о ликвидации халифата. Структура, объединяющая мусульман всего мира, распалась. Халиф Абдул Меджид II и все члены семьи бывшего султана должны были покинуть страну. Распускались дервишские ордена и монастыри, лик­видировалось Министерство по делам религии и вакуфов. В апреле были отменены религиозные судебные установления. Закрыты медресе. Все школы перешли в ведение Ми­нистерства просвещения.

Так проявил себя первый принцип реформ - лаицизм, т. е. свет­скость, отделение религии от государства.

В стране устанавливалась жесткая диктатура во главе с президен­том М. Кемалем. Он опирался на свой огромный авторитет в общест­ве, на поддерживающую его армию и на созданную им в 1923 г. Народ­но-республиканскую партию. Была усилена централизация. Страна разбита на округа-вилайеты.

В феврале 1925 г. в Турции началось восстание курдов. Несмотря на официальный лозунг - требование восстановить ха­лифат - главной причиной выступления курдов против реформ М. Кемаля была его политика отуречивания всех национальных меньшинств. В этом проявлялся второй принцип реформ - национа­лизм.

Премьер-министром вновь был назначен Исмет-паша. Принят за­кон об «охране порядка», дававший правительству чрезвычайные полномочия. В результате к апрелю 1925 г. восстание курдов было подав­лено.

Подавление выступлений курдов сопровождалось ужесточением внутриполитического режима: были закрыты все оппозиционные га­зеты, запрещена Прогрессивно-республиканская партия, проведены массовые аресты и судебные процессы. Правда, следует отметить и не­которые позитивные последствия: ликвидирован натуральный налог (ашар - «десятина»), упразднена вызывавшая возмущение в Турции табачная концессия. Так было положено начало радикальным рефор­мам М. Кемаля.



Уже в 1925 г. введены обязательные для всех европейская одежда и головные уборы. 25 декабря 1925 г. в Турции был введен европейский календарь и ле­тоисчисление, выходным днем стало воскресенье (не пятница, как во всех мусульманских странах). Позднее, в 1934 г., в Турции вступил в си­лу закон «О введении фамилий», как это принято в Европе. Сам Муста-фа Кемаль получил фамилию Ататюрк (отец турок), его верный сорат­ник Исмет-паша - фамилию Иненю (в память о прежних заслугах).

Все это время в Турции законы перерабатывались по европейским об­разцам. 17 февраля 1926 г. меджлис утвердил Гражданский кодекс. В нем фиксировались права личности и собственности аналогично законода­тельству европейских стран. Были упразднены шариатские суды, вво­дилось судопроизводство по европейскому образцу, что повлекло за со­бой обучение и формирование кадров юридически подготовленных специалистов. В 1927 г. был принят уголовный кодекс.

Особый раздел в Гражданском кодексе посвящен правам женщин. В Турции запрещалось многоженство, вводились гражданские браки, регламентировался бракоразводный процесс, мусульманки по­лучали право выходить замуж за иноверца, разрешалось менять ве­роисповедание. Формально в кодексе провозглашалось равноправие мужчин и женщин, но требовалось время для внедрения этих норм в жизнь общества.

В 1927 г. женщины получили право работать в государственных уч­реждениях, в 1930 г. - участвовать в местных выборах, а с 1934 г. - в выборах в меджлис (в первый же меджлис было избрано 19 женщин-депутатов).

7 ноября 1928 г. меджлис принял Закон о новом алфавите. Теперь началось внедрение его в жизнь. Про­водились кампании по преодолению неграмотности. Вся страна изу­чала новый алфавит, правила орфографии.

Краткий период «либерализации» наступил было в самом конце 1920-х гг. В марте 1929 г. был отменен закон «Об охране порядка», раз­решена деятельность оппозиционных партий. В августе 1930 г. на поли­тической арене вновь появилась серьезная оппозиция в лице Либераль­но-республиканской партии. В поддержку Али Фетхи-бея были организованы массовые демон­страции. Правительство М. Кемаля дало «обратный ход». В конце 1930 г. все оппозиционные партии были запрещены.

В 1931 г. была принята новая программа Народно-республиканской партии. Она известна как программа «6 стрел»: 1) республика; 2) нацио­нализм; 3) народность; 4) этатизм; 5) лаицизм; 6) революционность - верность идеалам кемалистской революции. Программа отражала ос­новные принципы реформ и задачи на будущее. Она закрепляла струк­туру политического режима.

Одним из кардинальных принципов реформ был этатизм. В эконо­мической жизни это означало ведущую роль государства.

В 1929 г. закончился 5-летний срок, в течение которого по Лозанн­скому договору Турция должна была сохранять низкие таможенные пошлины. В том же году был принят Закон о таможенных тарифах, который дал возможность Турции ввести протекционистские пошлины, защитить свою молодую промышленность, что было очень важно в условиях начавшегося мирового экономического кризиса.

Перемены в аграрном секторе были скромнее. Помимо отмены на­турального налога в начале 1920-х гг. проводилось наделение беззе­мельных крестьян землей из государственного фонда (за счет земель, экспроприированных у греков, армян и курдов). .

В 1936 г. был принят всеобъемлющий «Закон о труде». Он устанав­ливал 8-часовой рабочий день, ограничивал сверхурочные работы, регламентировал условия труда, в частности - запрещал тяжелый труд для женщин и подростков. Вводились и социальные льготы: оп­лата в случае болезни и отпусков по беременности и т. д. Правда, дея­тельность самих рабочих в поддержку своих интересов была строжай­ше запрещена. К примеру, нельзя было бастовать. Но и рабочие" защищены были от локаутов.

36. Исторические истоки Ближневосточного конфликта

Палестина имеет давнюю историю, связанную с тремя великими цивилизациями. Там находятся святые места иудаизма, христианства и ислама. Еврейские государства существовали еще в библейские вре­мена, пока в 721 г. до н. э. Ассирия не уничтожила Израиль. В 526 г. до н. э. Вавилон захватил Иудею. Началось рассеяние евреев по всему миру. Впоследствии государство Иудея было восстановлено и просу­ществовало до I в. уже нашей эры, пока его не уничтожил Рим.

С тех пор попытки воссоздания еврейского государства предпри­нимались неоднократно, последняя из них провалилась с подавлени­ем восстания Бар Кохбы в 135 г. н. э. Евреи расселились по миру, но, благодаря приверженности своей религии и традициям, сохранили общину.

В VII в. н. э. арабы, воодушевленные новой религией, вышли за пределы Аравии и расселились на территориях Ближнего Востока и Северной Африки. Они дошли до глубин Центральной Азии, но не сумели сохранить единство своей империи. С XIV в. крупнейшим ис­ламским государством становится Османская империя, которая под­чинила себе и территорию Палестины.

Идея возвращения евреев на свою историческую родину возроди­лась в конце XVIII в.: известно, что Наполеон во время своего египет­ского похода намеревался воссоздать Иерусалимское царство. Затем, I) XIX в., эти идеи выдвигались правительствами Франции и Англии, предпринимались попытки переселения евреев в турецкую Палестину.

В самом конце XIX в. возникает сионизм - политическое течение, ставящее своей главной целью возвращение евреев и основание в Па­лестине своего государства. Его духовный отец Теодор Герцль - автор вышедшей в 1896 г. книги «Государство евреев». В 1897 г. под его руководством состоялся 1-й сионистский конгресс в Базеле, с тех пор они проводятся регулярно. Накануне Первой мировой войны приток евреев в Палестину увеличился - всего их было тогда около 85 тыс.

С ноября 1914 г. Османская империя участвует в войне на стороне Германии.Поскольку большинство евреев, живущих в Палестине, имели ино­странное гражданство (т. е. гражданство тех европейских стран, откуда они прибыли), турки 17 декабря 1914 г. поставили вопрос: евреи долж­ны или покинуть Палестину, или принять турецкое подданство. При­нимавших гражданство направляли на трудовые работы в специальные батальоны «Амалия»; а тех, кто отказывался, арестовывали и высылали. За войну число евреев в Палестине сократилось до 56 тыс.

Наступление на турок англичане начали лишь в марте 1917 г., им удалось достичь Палестины к лету 1917 г. 2 ноября 1917 г. министр иностранных дел Великобритании А. Бальфур направил письмо лорду Л.У. Ротшильду, принадлежавшему к лондонской ветви известных финансистов и считавшемуся покровителем многих еврейских орга­низаций. В нем он прямо говорил о намерении создать в Палестине еврейский национальный очаг и приглашал принять участие в этом Сионистский комитет. Это письмо стало фигурировать впоследствии как Декларация Бальфура.

Сразу после завершения войны началась массовая иммиграция ев­реев в Палестину: они скупали земли, брали подряды на строительные работы, создавали киббуцы. В феврале 1919 г. Всеобщий арабский конгресс постановил: запретить продажу земли евреям и приостановить дальнейшую иммиграцию; были отвергнуты и требования сио­нистов о создании в Палестине в будущем еврейского государства.

Военная администрация англичан в Палестине была настроена проарабски и стремилась изменить позицию английского правитель­ства. Весной 1920 г. в Палестине произошли столкновения между ара­бами и евреями - английские власти подавили «беспорядки».

В апреле 1920 г. Англия получила официальный мандат Лиги Наций на управление Палестиной. Верховным комиссаром Палестины был назначен Герберт Сэмюэль (еврей по национальности), он пробыл на этом посту до 1925 г.

После 1933 г. началось бегство евреев из Германии и усилилась иммиграция их в Палестину. Это привело к восстанию арабов. Началось оно в апреле 1936 г., когда только что созданный Верховный мусульманский совет при­звал к всеобщей забастовке. Его требования к властям английского мандата сводились к следующему: запретить въезд евреев в Палести­ну, а также продажу им земли, создать правительство, ответственное перед так называемым Советом народных представителей.

В ходе беспорядков происходили насильственные акты против ев­реев - сотни их были убиты, сожжены многие дома.

30 июля 1937 г. кабинет министров в Англии по выводам комиссии Пиля вынес следующее решение: разделить Палестину на две части - арабскую и еврейскую - на весь переходный период, вплоть до про­возглашения независимости. За пределами территории, выделенной еврейской общине, запрещено приобретать земли и поселяться им­мигрантам-евреям.

Это решение не устраивало обе стороны: в августе 1937 г. его отверг Конгресс сионистов, в сентябре 1937 г. - Панарабская конференция в Сирии.

17 мая 1939 г. была опубликована официальная позиция прави­тельства в «Белой книге»: Англия отказалась от Декларации Бальфура, запрещалась продажа земли евреям, еврейская иммиграция ограни­чилась 75 тыс. человек в течение 5 лет; в течение 10 лет должно быть провозглашено единое независимое государство в Палестине.

Это решение вызвало возмущение в еврейской общине: начались акции протеста. Еврейское агентство создает новые поселения без со­гласия англичан; усиливается нелегальная иммиграция в Палестину. А через 3 месяца разразилась Вторая мировая война

Мустафа Кемаль мечтает о модернизации страны. Безусловно, он хотел развития. Он представлял, что в скором времени в Турции будет огромное количество заводов, что будет свое производство. Несомненно, этот человек был напористым, целеустремленным, необычайной силы. Кемаль беззаветно любил Турцию, иногда даже отождествлял ее с собой и хотел создать образцовую Турцию. Каждый раз при введении нового закона, реформы оппозиция устраивала протест, который выражался недовольством, восстанием, переходящим в революцию. И каждый раз Кемаль жестко расправлялся с недовольными. Он всегда говорил, что изменит страну, а те, кому не нравится его политика, уничтожит. Практически в каждом городе можно было в один прекрасный день увидеть расстрелянных, повешенных на столбах сторонников оппозиции. Не покидали мысли о том, что вся оппозиция контролируется извне, поэтому нельзя было сдаваться, нужно было дать отпор. Главное противодействие - новые изменения и реформы. Традиционную мусульманскую систему заменил международный календарь, разработан был Гражданский кодекс, 1 марта 1926 г. был введен Уголовный кодекс. Изменения затронули семейную сторону жизни. Брак стал разрешен только зарегистрированный представителем государства. А развод давался только с разрешения суда. На своем пути эти реформы часто встречали противоречие и критику. Клод Фаррер всегда критиковал революцию, предпринятую Кемалем, и светское государство, заменившее Османскую империю. Не только он один был сторонником старых традиций. Также и Кемаль не был единственным сторонником западной цивилизации. Между представителями разных сторон всегда существовали разногласия. Кемаль твердо вел свой народ по неизвестному пути, опираясь на национализм. Народ не всегда оценивал по достоинству реформы, часто оказываясь в неведении и замешательстве от такого быстрого темпа преобразований. Новые ценности не усваивались сразу. Несмотря на многочисленные реформы жизнь населения не улучшалась. Экономика стояла на месте. Производство товаров достигло довоенного уровня, цены росли, турецкая лира слабела, средства на развитие страны были крайне ограничены, что заставляло правительство прибегать к крайним мерам, выкупая многие товары производства у иностранцев. Согласно Конституции 1924 г. начальное образование стало обязательным и бесплатным для всех турок, женщин и мужчин. В армии было рекомендовано обучать новобранцев методам ведения сельского хозяйства. Мустафа Кемаль придавал огромное

значение образованию, для него было очень важно, чтобы в его стране население было грамотным65. Он знал цену книгам, постоянно проводил время за чтением, устраивал беседы, дискуссии, встречи. Со временем преобразования стали приносить свои положительные плоды. Конечно, было трудно поднять всю страну, но объединившись всем вместе, этого достичь стало легче. Большую роль играло чувство патриотизма, долг, ответственность перед всей страной и Кемалем.

К тому времени ни у кого не осталось сомнений, что страна находится в руках Кемаля, что только ему удастся укрепить ее статус и положение. Именно он способен провести народ через все трудности. По мере своего продвижения Кемалю пришлось расстаться с многими своими друзьями, с которыми прошел многие годы рядом. Среди друзей часто оказывались предатели, возглавлявшие оппозицию. Летом 1926 г. Мустафа расправился со всеми людьми, кто был против него и пытался навредить каким-то образом. За один раз убрал всех, кто мешал. Кто-то отправился в ссылку за границу на долгие годы, кто-то был арестован и посажен в тюрьму, кто-то был казнен. В этот год президент не предпринимает новых реформ, давая людям время привыкнуть к нововведениям66.

В мае 1927 г. Кемаль отправляется в Стамбул, где отсутствовал восемь лет с момента отъезда. Теперь он каждый год будет приезжать в бывшую столицу и проводить в ней 3 месяца, гуляя по старым улицам, вспоминая прошлую жизнь, любуясь красотой города. Стамбул как будто возродился, начал жить новой жизнью, которая не сравнится с прежней. В этом же году проводится первая перепись населения, согласно которой численность турецких жителей превысило 13,5 миллионов человек, самым крупным городом остается по-прежнему Стамбул. Республика находилась еще в младенчестве. Об этом постоянно писали иностранные газеты. Ее дальнейшее развитие зависело от сохранения мира, улучшения экономической ситуации и вовлечения широких масс населения в реформы. Мустафа Кемаль вызывал восхищение во многих странах мира. Газеты писали о нем, издавались книги, посвященные его жизни, деятельности. Его имя стало символом лидера, стремящегося освободить и реконструировать страну. Многие правители хотели объединиться вместе с Кемалем, но не у всех была такая возможность. Несмотря на это, многим удалось заключить договор с Турцией. Анкара стремится занять нужное положение на международной арене. Благодаря гази Турция достигает этой цели, занимает нужное положение, возрождается полностью67.

В то же время реформы продолжаются вноситься в повседневную жизнь людей. Одна из важных реформ коснулась религии. До 1928 г. официальная религия была ислам. Однако в апреле 1928 г. были внесены изменения в Конституцию, согласно которым ислам перестает быть официальной религией. Был утвержден принцип свободы вероисповедания.

Данная реформа прошла незаметно для иностранных послов, поэтому не последовало никаких выпусков и комментариев. 20 мая 1928 г. Национальное собрание принимает решение о латинизации турецкого алфавита. Османская элита говорила на тяжелом языке -- смеси турецкого с элементами арабского и персидского языков и использовала арабский алфавит. Арабский язык был достаточно сложным для большинства населения, поэтому использовался скудный «язык пастухов». Таким образом, реформа языка давно назрела и была обязательным этапом в жизни Турции. Кемаль хотел приблизить язык турок к западноевропейскому. Данной реформа должна ознаменовать полный разрыв с Османской эрой. Многие боялись, что возникнут трудности, что необходимо будет ждать пять, а возможно и пятнадцать лет, чтобы латинский алфавит прижился окончательно. Но президент не собирался ждать, для него был очень важный шаг. «Это необходимо сделать за три месяца или не делать вообще!» - заявил Кемаль. После принятия нового закона Мустафа сам стал обучать всех новому алфавиту, словам, он стал профессором, создавшим новые школы, организовавшим для каждого человека доступность обучения. Революция знаков отделила Турцию от Османской империи. В результате преобразования турецкого алфавита, переложения турецкой фонетики на латинскую письменность новая Турция обретает алфавит простой, одновременно европейский и национальный. Есть ли еще в истории революционер, который, как Мустафа Кемаль, мог бы гордиться тем, что внедрил новый язык?

Позже в 1930 г. Мустафа Кемаль выдвигает основные принципы своей политической программы: республиканский образ мыслей (республиканизм), национализм, этатизм, проповедуемый Шюкрю Кайя и Исметом. Кемаль редко прибегал к последнему понятию, но был сторонником этатизма. В своих выступлениях он заявил, что отказывается от либерализма.

«Как счастлив говорящий: «я турок!»»

Ататюрк

Турецкий офицер (по образованию), основатель и первый Президент Турецкой республики.

При рождении получил имя Мустафа; прозвище Кемаль («Совершенство») получил в военной школе за свои математические способности. При введении в Турции фамилий - на европейский лад - в 1934 взял себе фамилию Ататюрк, означающую «Отец турок»

Между 1904 и 1908 создал несколько тайных обществ для борьбы с коррупцией в правительстве и армии.

Мустафа Кемаль Ататюрк на основе личной диктатуры упразднил султанат и халифат, проводил политику модернизации и реформирования Турции по западному образцу.

«… после очередной битвы с ничего не понимавшими в военном деле депутатами с горечью заметил: «Демократия - вещь хорошая, но только до известных пределов! И как все эти люди не могут понять, что я и сам знаю, как надо делать! А они должны делать то, что я от них требую!» И хотя «все эти люди» то и дело обвиняли его в диктаторских замашках, понять его можно. Наделённый талантами больше, чем все его окружение, вместе взятое, он то и дело становился заложником малосведущих людей».

Ушаков А.Г., Феномен Ататюрка. Турецкий правитель, творец и диктатор, М., «Центрполиграф», 2002 г., с. 197.

В 1928 году в Турции был введён латинский алфавит, к которому было добавлено несколько новых знаков для лучшего выражения турецкого языка.

Идеология кемализма, закреплена в конституции Турции 1937 года и включает в себя 6 пунктов:

Народность;
- республиканизм;
- национализм;
- светскость (ислам не является государственной религией Турции);
- государственный контроль в экономике;
- реформизм.

После раскрытия очередного заговора Мустафа Кемаль Ататюрк сказал:. «Все мои деяния, были инспирированы только одной страстью: сделать Турцию независимой и сильной. Для этого я прогнал всех врагов с её территории, заключил почётный мир и разрушаю всё, что мешает турецкому народу идти к будущему. Не говорите мне о султане и халифе! Не повторяйте чепухи, что я покончил с ними из-за какой-то личной ненависти к ним! Я покончил с ними, чтобы вернуть вас вам же самим! Я завоевал армию! Я завоевал страну! Я завоевал власть! Люди, которых казнили этой ночью, хотели мне помешать. Они хотели отделить меня от того, что составляет смысл всей моей жизни: от турецкого народа! Я поразил их и буду поступать каждый раз так же, когда мне будут мешать, пытаясь встать между народом и мной! Пусть об этом знают все. Турция - это я! Пытаться убить меня - значит пытаться убить Турцию! Благодаря мне она дышит, и благодаря ей я живу! Кровь пролилась. Это неизбежно... Конечно, вы скажете, что революции всегда купаются в крови, но революция, которая не орошается кровью, не является постоянной. Я хочу, чтобы моё творение шло за мною! Всякое великое движение должно пускать свои корни в глубину народной души: это естественный источник всякой силы и величия. Всё остальное есть тлен и пыль! Я знаю многие нации... Я их видел на полях сражений, перед лицом смерти, когда характер человека предстаёт во всей своей наготе. И я вам клянусь, что духовная сила турецкого народа не уступит никакой другой в мире. Я веду мой народ за руку до той минуты, пока он сам не выберет по своей воле своего поводыря и руководителя. Только тогда моя миссия будет выполнена и я смогу уйти... Но не раньше!»

Ушаков А.Г., Феномен Ататюрка. Турецкий правитель, творец и диктатор, М., «Центрполиграф», 2002 г., с. 308.

«В конце XIX века в Турции оформляется либеральное политическое движение - «младотурки». Их ближайшая цель - борьба с феодальным абсолютизмом. Младотурки выдвигают идеологию османизма. Она базируется на западных ценностях: категориях отечества, гражданственности, равенства. В её основе лежала доктрина слияния народов империи в некую интегральную общность. Эти идеи, так же как и реформы, встречают сопротивление и непонимание. Однако что-то в турецком мире меняется. Изоляционистская реакция Абдул-Хамида не могла затронуть военное образование, и в 1908 г. молодые офицеры, впитавшие идеи младотурок, совершают революцию. Абдул-Хамид свергнут, в стране устанавливается конституционная монархия. Турция вступает в следующий цикл модернизации. Реформы младотурок обусловили некоторый шаг вперёд, но так же не затрагивали основ средневекового общества.

В Первой мировой войне Турция воюет на стороне Германии (заметим, также страны модернизирующейся и потому противопоставляющей себя лидерам западного мира) и терпит поражение. Революция Кемаля Ататюрка 1918-1923 гг. знаменует рубеж. Кемаль осознал, что не затрагивающие основ исламского общества полумеры в деле вестернизации не просто недостаточны, но губительны для Турции.

Сосредоточив в своих руках диктаторскую власть, он разом делает самое главное. Между 1923 и 1928 г. в законодательном порядке проводится эмансипация женщин, ислам отделяется от государства, арабский алфавит сменяется латинским. Были запрещены все виды религиозного обучения, ликвидированы дервишские ордена и монастыри, запрещено ношение чалмы и фески, а женщины перестали носить чадру. Идёт настойчивое формирование национальной культуры и национального самосознания. Туркам объясняют, что они не мусульмане, а турки.

Практически Ататюрк реализовывал целостную программу модернизации и вестернизации турецкого общества. Реформы внедряются всей мощью государства и опираются на мощнейшую харизму Ататюрка . Формы сопротивления коренной реформе общества многообразны.

Повсеместно идёт тайное обучение арабскому и Корану. Люди боятся принимать новую, идущую от Запада культуру».

Яковенко И.Г., Познание России: цивилизационный анализ, М., «Российская политическая энциклопедия», 2012 г., с. 529-530.

В XX веке в Турции был сформирован и поддерживается сейчас культ личности Ататюрка и, в частности, запрещено ношение кем-либо этой фамилии…