Разработки автоваза не вошедшие в серию. Стратегический план АвтоВАЗа: Лада XCODE, новый «автомат», экспорт и моноцукури. Интерьер новой Lada XRAY Cross

ВАЗ! Как много в зтом звуке для...(матерные сентенции, как не конструктивные - не принимаются!)

Если не лукавить, то ВАЗовский Конструкторский центр всегда шагал вногу со временем, а иногда, даже на четверть шага и опережал. Нонеторопливость и "обстоятельность" наших инжинерно-технологическихподразделений каждый проект превращала в пятнадцатилетний "долгострой".
В результате мы имеем то, что имеем...Но начнём:

Работы над новыми машинами для расширения модельного ряда "ВАЗа" начались сразу-же, как только заработало конструкторское бюро. Параллельно с адаптацией перед конвеером "FIAT-124"к российским суровым условиям эксплуатации, конструкторы Волжского автозавода начали разрабатывать "микролитражку"(меж собой назвав её "Чебурашка"), "потомков" которой начали производить только в 80-х годах в виде "Оки".
В зтом прототипе, первом под индексом "1101", кроме явного стилистического заимствования у "Дайхатсу", прослеживаются черты будущей "Нивы". 1971год:

В 1974 году уже было сформировано техзадание на разработку малолитражки, которая сменила бы на конвеере "Фиат". Автомобили"Фольксваген" в середине 70-х приобрели в Европе популярность, поэтому неудивительно, что эта экспериментальная модель схожа с "немцем":

Прототипы микролитражек серии "1101" со временем подрастали. Этот проект вырос до размеров будущего "ЗАЗ-1102"(а в последствии стал основой для "Таврии"). Кроме морды а-ля "Пассат" можно заметить, что оформление "бочины" и боковых окон уже напоминают "восьмёру". Внутризаводское имя, почему-то, - "Ладога". 1976 год:

Вот, кстати и эскиз конца 70-х, начала 80-х с обликом будущего "Спутника":

Первые годы 80-х и последние советской власти ознаменовались лозунгами про "экономную экономику" и "Научно-технический прогресс"("НТП"). На зтой волне в конструкторском бюро ВАЗа инициировалась разработка "народно-хозяйственных" автомобилей на электротяге, носящие общий индекс "2802". Вида они были весьма разнообразного, от такого незатейливого "электрокара" начала 80-х...:

До такого стильного с дверями "под Форд Карго" середины 80-х:

И тут грянула "Перестройка", Михаил Сергеевич заголосил про "зкаконодатили аутомод", а дизайнеры выпустили фантазию на свободу:

В зтом макете из 80-х явно видно, откуда "десятина" пошла:

Для тех годов это было более чем свежо!

И вдруг наступила эпоха "биодизайна". Начались 90-е, самые "смышлёные" конструкторы разбежались, а оставшиеся остались "творить". Например, микроавтомобильчик с мотором от "Оки" - "Гном"...:

Или открытый вариант на электротяге - "Эльф":

Конечно, верхом результата брожения простокваши в головах "вазовских" дизайнеров явился концепт "Рапан"(безусловно самодостаточная "вещь в себе"):

Безусловно, на фоне "Рапана" проект "Питер-Турбо"(позаимствовавший своё название из повести Аксёнова"Остров Крым") выглядел почти уравновешенной почти стильной почти классикой:

"Питер-Турбо" сзаду:

Провозглашённый "Фордом" стиль "нью-эйдж" заставил конструкторов "ВАЗа" не только переоформить будущую "Калину", но и пытаться сочинять что-то новое в этом художественном направлении. Вот, в частности, микролитражка "побольше *Оки*", сочинённая на рубеже веков, под индексом(если кто не догадался) "1120":

Попытки дать "вторую жизнь" "фиатовской" старой платформе в новом кузове вылились в мертворождённый проект "неоклассика" под индексом "2151" и с единственным типом кузова "универсал"(как, кстати, и нынешний "Фиат Крома"):

Опять же посетую: если бы эта машина пошла в серию в 2002, тогда бы это было актуально...

Интересные кадры: в Дизайн-центрк "АвтоВАЗа" нашлись люди, воспринявшие идею "неоклассики" буквально, как создатели нового "Жука"... Такое "неоретро"... Пластилиновый макет "2151", "возрождающий" стиль "первородного" ВАЗ-2102. Проект, естессно, был зарублен сразу же..

"НеоДвойка" вид сзади:

Более "рачительные" конструкторы пытались вернуть молодость "классике" проверенным годами социализма способом: переоформить морду(и жопу):

В "эпоху Андерссона", который возглавил "АвтоВАЗ" 13 января 2014 года, тольяттинский автогигант сумел запустить в серию кучу новых моделей и модификаций, причем некоторые из них еще недавно в концептах ходили. Мы сходу насчитали семь моделей: Lada Granta Liftback, 4x4 Urban, Kalina Sport, Kalina Cross, Largus Cross и, разумеется, принципиально новые для завода Vesta и Xray. Плюс первый серийный "робот" в истории предприятия. А на подходе еще и ранее обещанные Lada Vesta Cross и Xray Cross. И все это - менее, чем за 2,5 года и на фоне разгорающегося кризиса!

Надо сказать, далеко не всем затеям "АвтоВАЗа" так повезло. Перефразируя старую КВНовскую шутку про футбол, моментов было много, да реализация хронически хромала. Ведь на заводе "креативили" и до прихода Андерссона. Но за годы правления заводом его предшественников из многих интересных проектов даже до мелкосерийного производства дожили единицы, а большинство так и остались в нескольких экспериментальных образцах. Мы выбрали самые яркие из них.

Проект Lada С

"Проект С" можно смело назвать одним из самых известных, масштабных и амбициозных планов "АвтоВАЗа". Он стартовал в 2006 году, делался совместно с канадской компанией Magna International и предполагал создание целой серии автомобилей сегмента С. Причем создавалось все не на пустом месте, у вазовцев уже был задел.

Представленный в 2007 году прототип ВАЗ "Проект С" (на фото) был серьезной эволюцией и продолжением концепции раннего "Силуэта". По проекту, предполагался выпуск как седана, так и моделей в кузовах хэтчбек и универсал.

Так, на Московском автосалоне 2004 года представили макет седана ВАЗ-2116 "Силуэт" (верхнее фото) - первый кирпичик будущего проекта. Причем под Lada C проектировалась новая платформа с независимой задней подвеской, а в гамму агрегатов должны были войти бензиновые моторы 1,6, 1,8 и 2 л, дизели, автомат и полный привод!

После "Силуэта" в рамках проекта появился спортивный трехдверный хэтчбек - его прототип под именем C Concept представили на Женевском автосалоне 2007 года. Сообщалось, что концепт "заряженной" Lada C оснащен 2-литровым мотором, а максимальная скорость равна 210 км/час. Ходили разговоры даже про ориентировочную цену - около 450 000 тогдашних рублей!

Ну а в 2008 году на Московском автосалоне дебютировал концептуальный городской кроссовер Lada C-Cross (индекс 2119). Для него планировали ставить двигатели объемом от 1,6 до 2 л, что при снаряженной массе около 1,4 т обеспечивало "максималку" до 190 км/час.

Увы, но ни одной из этих разработок не суждено было стать серийной! В 2008 году в мире уже вовсю бушевал кризис и было не до амбиций. А затем на горизонте появился будущий вазовский партнер в лице альянса Renault-Nissan. Короче, в 2009 году сотрудничество с Magna и сам проект Lada C были заморожены, а представленные прототипы закончили свой путь в музее завода.

Lada 111 GTI 2,0 4x4

Выпущены несколько опытных образцов

Сколько существует "Нива", столько на "АвтоВАЗ" идут сигналы от народа, что неплохо бы приделать полный привод и к легковым моделям завода. И в Тольятти честно пытались это сделать, причем не один раз! Наверное, самая яркая попытка - это экспериментальная Lada 111 GTI 2,0 4x4 (21116-04) образца 2001 года. Этакий наш ответ если не Audi Allroad, то хотя бы Subaru с ее "вагонами" Legasy и Impreza! Созданная на базе серийного универсала ВАЗ-21113, машина внешне отличалась увеличенным до 185 мм клиренсом, более крупными колесами и накладками на кузов. Внутри - 150-сильный мотор Opel объемом 2 л в паре с 5-ступенчатой МКПП этой же фирмы, плюс привод заднего моста через вискомуфту компании GKN.

Lada 111 GTI 2,0 4x4

В полноприводной трансмиссии хватало оригинальных деталей (вроде углового редуктора отбора мощности и алюминиевых карданов), а задняя независимая (!) подвеска на сдвоенных рычагах была нарисована вазовцами с нуля и покоилась на собственном подрамнике! Увы, примерная цена в $14 000-16 000 делала эту разработку слишком дорогой для небогатого российского клиента. Не сильно помогла бы и замена опелевского мотора на вазовский. В итоге проект так и закрыли.

Еще одной попыткой стал прототип полноприводной "Калины" по имени Lada 1117 4WD (верхнее фото), представленный в 2007 году. Задний ведущий мост тоже подключался вискомуфтой, а штатный двигатель заменили более мощным 100-сильным вазовским агрегатом объемом 1,8 л в паре с усиленной МКПП. Причем вместо задней скручиваемой балки прототипу сделали независимую подвеску McPherson! Но и в этот раз до серийного выпуска уже практически готового автомобиля дело так и не дошло. Может, хотя бы с приподнятым универсалом наконец-то все получится?

ВАЗ-2106 "Турист"

Выпущены несколько опытных образцов

На "АвтоВАЗе" экспериментировали не только с концептами, но и с более близкими к реальной жизни моделями. Например, с пикапами. Один из малоизвестных и неожиданных вариантов - опытный образец ВАЗ-2106 "Турист" (верхнее фото). Этот пикапчик со встроенной в кузов палаткой был создан по заказу технической дирекции завода, но головное управление идею отвергло. Существовавшую в единственном экземпляре машину потом перекрасят в красный колер и будут долго использовать как заводскую техничку.

А знали ли вы, что известная всем Chevrolet Niva когда-то существовала в кузове пикап и фургон? Ведь изначально "Шниву" создали на "АвтоВАЗе", где она носила имя ВАЗ-2123 и мелкосерийно выпускалась с 1998 по 2002 годы. Это уже потом лицензия на нее была продана совместному предприятию GM-AvtoVAZ, которое и превратило ее в Chevrolet Niva.

Но до этого момента на "АвтоВАЗе" успели создать несколько образцов пикапа ВАЗ-2323, который в 1999 году представили на Московском автосалоне. У машины был удлинен задний свес под грузовую платформу длиной 1,6 метра, а усиленная задняя подвеска обеспечивала грузоподъемность до 475 кг. Причем мотор у экспериментального пикапа был дизельный, российского производства. В том же году на базе пикапа сделали пробный фургон ВАЗ-2723. Чем все кончилось? Угадайте с трех раз! Правильно, оба перспективных автомобиля так и остались на стадии опытных образцов.

Создан в единственном экземпляре

Да-да, это - Lada! Невероятный электрический концепт-кар по имени "Рапан" был представлен "АвтоВАЗом" в Париже в 1998 году, где этот аппарат наделал немало шуму. Еще бы, все привыкли, что подобные диковины рисуют французы или безумные швейцарцы из какого-нибудь Sbarro - а тут русские решили блеснуть биодизайном в стиле Колани.

У концепта были сдвижные двери, прозрачная крыша-пузырь, вращающиеся передние кресла и сдвижные задние, ровный пол… При выходе водителя руль вставал вертикально, при этом на сам руль автовазовские дизайнеры вынесли не только кнопки управления бортовыми функциями, но и сами приборы!

Привод и трансмиссия Rapan были взяты у экспериментальной электрической "Оки", а батареи прятались под полом, что давало низкий центр тяжести и идеальную развесовку по осям. Правда, весящий полторы тонны электрокар разгонялся максимум до 90 км/час. И далеко не уехал: ожидалось, что он привлечет к развитию электромобилей энергетических гигантов вроде РАО "ЕЭС России", но им это интересным совсем не показалось. Хорошо хоть единственный экземпляр "Рапана" вазовцы не пустили под пресс, а сохранили для истории.

Lada Peter Turbo

Созданы два макета

Как показала история, смелые эксперименты вазовских дизайнеров "Рапаном" как раз не ограничились. И уже в 2000 году на Московском автосалоне вокруг себя собирал толпы новый концепт-кар Peter Turbo - в нем дизайнеры научно-технического центра "АвтоВАЗа" показывали свой взгляд на минивен недалекого будущего. И хотя это был всего лишь макет без салона и даже без дверей, внимание к себе он успел привлечь.

Lada Peter Turbo

К парижскому автосалону у Peter Turbo появились и окна, и салон с рулевой колонкой, которая вместе с приборами выезжала из-под поперечины кузова. Концепт тогда успели оценить не только посетители салона, но и многие мировые дизайнеры. У проекта хватало достойных идей по дизайну и аэродинамике (коэффициент лобового сопротивления был всего 0,2), но в серийном производстве ничего из этих разработок не было реализовано - и Peter Turbo так и остался макетом.

"Тарзан-1" и "Тарзан-2"

Выпускались под заказ мелкими партиями

Тарзан - это не только полуголый мужик из джунглей и муж Наташи Королевой. Была еще и такая мелкосерийная попытка "АвтоВАЗа" по скрещиванию полноприводной "Нивы" с более комфортным легковым кузовом от переднеприводных моделей!

"Тарзана" создавали совместными усилиями опытно-промышленного производства завода, фирмы "Лада-Консул" и дизайнерским ателье Decon. Для машины первого поколения использовали серийные кузова "Самары" (3- и 5-дверные хэтчи и 4-дверный седан), которые ставили на раму. А на нее, в свою очередь прикручивали серийные агрегаты от "Нивы" - мотор, КПП, раздатку, подвеску, рулевое управление... Оригинальными были сама рама, удлиненные карданы, пружины и амортизаторы. Кстати, задние тормоза были дисковые, а задняя подвеска - независимая, собранная из деталей передней подвески той же "Нивы"! Проем между рамой и кузовом маскировался накладками, а расширители колесных арок и развитые бамперы делали "Тарзана-1" похожим на дакаровский прототип. Причем для коммунальщиков еще выпускалась не менее оригинально выглядящая модель "Тарзан-УТС".Lada Revolution

Lada Revolution 3

Выпущены несколько десятков гоночных Revolution

Проект Lada Revolution - определенно одна из самых известных затей "АвтоВАЗа" первого 10-летия этого века. Ядрено-красный одноместный спортпрототип Revolution громко дебютировал в 2003 году на автосалонах в Москве и Франкфурте. По сути, это был гоночный болид, выступавший в одноименном монокубке, который Национальная гоночная серия "АвтоВАЗ" проводила с 2004 по 2008 годы. Планировался и выпуск дорожной версии.

Полностью спроектированный и построенный известной тольяттинской фирмой "Торгмаш", спортпрототип Lada Revolution весил всего 670 кг и оснащался вазовским 1,6-литровым "атмосферником", форсированным сначала до 165, а позднее - до 215 л.с. Мотор агрегатировался с 5-ступенчатой кулачковой коробкой "Торгмаш", а на разгон до 100 км/час самая мощная Lada Revolution тратила всего около 6,5 секунд. Но в 2008 году разразился кризис, стали актуальнее более дешевые кольцевые машины и после нескольких десятков выпущенных машин, гоночный проект Lada Revolution тихо сошел на нет.

Lada Revolution 3

Но на прощание Lada все-таки шарахнула еще одной маленькой революцией! Так, в 2008 году на автосалоне в Париже был показан концепт "гражданского" среднемоторного спорткара Lada Revolution 3, сделанный вазовским отделением Lada Sport на базе кольцевого прототипа. В основе Revolution 3 была стальная пространственная рама, на которую ставились легкие и недорогие пластиковые панели. Весила машина всего чуть больше 1 тонны. Для заднеприводной версии планировался 2-литровый турбомотор Renault отдачей в (245 л.с., 310 Нм), с которым разгон до 100 км/час должен был занять всего 5,9 секунды. Предполагалась и полноприводная версия с 3,7-литровым мотором Nissan мощностью 350 л.с. По цене могло получиться если не бюджетно, то явно дешевле аналогов. Но, увы, вазовский спорткар тоже остался лишь на стадии проекта.

Как сообщил Стив Маттин, главный дизайнер АвтоВАЗа, к 2026 году Lada планирует перенести новый дизайн на все свои новые модели автомобилей.

Прямая речь директора Лада по дизайну была приведена информационным агентством RNS:

«У нас есть среднесрочный план развития до 2026 года, в рамках которого мы планируем выпустить 12 новых моделей и 11 фейслифтов провести и, вероятно, к моменту его завершения полностью обновится весь модельный ряд в стиле X-Face. Может быть, даже раньше».

Также Стив заверил, что любая новая модель, выпущенная формально отечественным автозаводом (напомним, с осени 2017 года холдинговая компания, владеющая контрольным пакетом акций АвтоВАЗа, Alliance Rostec Auto B.V. на 82.5% контролируется французской компанией Renault), будет выпускаться согласно новому брендовому «икс-образному» стилю X-Face. Более того, было дано официальное подтверждение, что рестайлинговые и обновленные модели также будут переделываться в угоду нового стиля.

Так что это за 12 новых моделей в семействе Волжского автозавода, которые появятся в течение ближайших 8 лет? Давайте порассуждаем на тему обновлений автомобильной линейки или по крайней мере постараемся предположить, каких новинок стоит ожидать от завода на Волге.

К сожалению, информации по всем новинкам, которые точно выйдут к 2026 году, пока очень мало. Вернее сказать, таких данных просто нет. Поэтому будем оперировать теми, что имеются в распоряжении.

Второе поколение Lada Niva


На смену утилитарному внедорожнику должен прийти облагороженный кроссовер, в основе которого появится иностранная платформа и поперечно расположенный двигатель. Основа будет взята (по слухам) из массового бюджетного сегмента разработанной компанией платформы Global Access.

Шасси уже начали дорабатывать с целью увеличения проходимости и внедорожных возможностей. «Нива» должна остаться именно таким автомобилем - не боящимся грязи. Но при этом модель внедорожника будет на голову удобнее и симпатичнее.

По последним данным СМИ, новая Нива не должна оказаться похожей на Duster. Вероятнее всего, будет применена фирменная X- образная стилистика, которая сделает из утилитарного кроссовера 70-х годов современный внедорожник.

Рестайлинговая Лада Гранта

Дата выхода модели: конец 2018 - начало 2019 года


Предположительно, «подтяжка лица» сделает Гранту похожей на . Схожий дизайн фар, стилистически подогнанная фальшрешетка радиатора, изменится багажник с новой выштамповкой под номерной знак.

Изменения в салоне хоть и будут, но очень умеренные. На данный момент предполагается изменение приборной панели.

P.S. В Интернете судачат, что одновременно с началом выпуска рестайлинговой версии Lada Granta будет прекращен выпуск Калины.

Lada Vesta Cross

Дата выхода модели: 2018 год


Совсем скоро покупатели смогу оценить увеличенный клиренс модели в кузове седан. Новой моделью ее точно не назовешь, но вот в обновлении подхода в продвижении моделей предприятию точно отказать нельзя.

С технической стороны все останется по-прежнему. Те же моторы (1.6- и 1.8- литровой вариации на 106 и 122 л. с.), те же КПП.

Внешне модель Cross будет отличаться увеличенным дорожным просветом, 17-дюймовыми дисками и пластиковым обвесом.

Новая Lada Granta

Дата выхода модели: 2021-2023 год


На АвтоВАЗе работают над следующей версией Lada Granta. Новинка получит новую платформу Renault Global Access (B0). Модель обзаведется новой внешностью в «Икс»-стиле… Вот и все, что известно о новинке. Технические данные - тьма кромешная, даже наброски в Сеть пока не были выложены.

Lada C Кроссовер

Дата выхода модели: неизвестно

Выйдет или нет кроссовер для города C-класса? О нем много писали несколько лет назад, но теперь о проекте мало что слышно. Логично предположить, что это будет еще одним козырем возрождающегося завода. Паркетники народу нужны разные - недорогие, красивые, удобные.

Спортивная Lada Vesta

Дата выхода модели: 2018 год


«Заряжена» и опасна. Внешне модель АвтоВАЗа поменяется в «спортивную» сторону. Новые бампера, интегрированный в крышку багажника спойлер, новая антенна и боковые зеркала.

Но главное, что впервые за долгие десятилетия с завода сойдет модель, мощность мотора у которой будет более 140 л. с.! В перспективе 1.8-литровый мотор можно будет «разогнать» до 189 лошадей.

Новая модель Шевроле-Нива

Дата выхода модели: неизвестно


ШевиНива второй генерации. Не совсем, конечно, ВАЗ, но и не полностью Chevrolet. Ждем!

Кроссовер Lada X-Code

Дата выхода модели: 2019 год


Концепт этого полноценного кроссовера появился на Московском автосалоне летом 2016 года. Новая стилистика концепции стала предшественницей модели , однако это совершенно другая модель кроссовера, которая, возможно, появится в следующем году.

Компактный кроссовер получит вазовские 1.6- и 1.8-литровые двигатели, подвеска, возможно, перейдет с Весты. Стиль сами видите какой - свой собственный.