Разница между обгоном и опережением.  Чем отличается обгон от опережения

Обгон - безусловно, самый опасный из маневров, которые водитель может осуществить во время движения на транспортном средстве. Несмотря на простоту этого понятия, далеко не все водители понимают его смысл. Давайте разберемся, что такое обгон и как его выполнять, чтобы никто не пострадал! Начнем с терминологии.

Что такое обгон и чем он отличается от опережения?

Прежде чем приступить к обзору основных правил касающихся обгона, давайте определимся с терминами. Итак, обгон - маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения, с целью опережения другого транспортного средства, с последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Многие водители путают такие понятия, как обгон и опережение, что часто приводит к проблемам с представителями закона.

Опережением называется движение автомобиля со скоростью большей, чем у попутного транспортного средства.

Таким образом, обгон является частным случаем опережения, но опережение не всегда является обгоном. Главная отличительная черта обгона - выезд на встречную полосу. Он актуален в том случае, если дорога имеет по одной полосе в каждую сторону. Если полос две и больше, всегда есть возможность осуществить опережение, не прибегая к выезду на встречную полосу.

Раньше было правило, которое звучало следующим образом: «Обгон разрешается осуществлять только с левой стороны». Оно абсолютно не логично, так как с правой стороны не может быть встречной полосы. Этим правилом пользовались недобросовестные представители ГИБДД, штрафуя неискушенных водителей за опережение по правой полосе и выдавая его за неправильный обгон.

Опережение является куда более безопасным маневром, нежели обгон, поэтому оно разрешается практически всегда. А теперь давайте рассмотрим, как правильно выполнять маневр, который мы сегодня описываем.

Подготовка к обгону

Прежде чем приступить к маневру, водитель в обязательном порядке должен убедиться в том, что встречная полоса свободна на расстоянии достаточном для маневра, который не создаст помех другим участникам движения. При этом всегда стоит рассчитывать время и расстояние с запасом. Чем больше запас, тем лучше. Не стоит надеяться, что водитель попутного транспортного средства или тот, кто движется на вас по встречной полосе, будут притормаживать. Они не обязаны этого делать.

Выполнение обгона

Вообще, выезд на полосу встречного движения всегда связан с неким риском, ответственность за который несет тот водитель, который делает обгон. Если происходит ДТП, виноват именно он. Исключениям является тот случай, когда водитель попутного транспортного средства (ТС) преднамеренно мешает обогнать себя (ускоряется, «виляет» и т. д.). По правилам препятствовать обгону нельзя.

Правилами запрещается осуществлять обгон в тех случаях, когда скорость вашего авто недостаточно велика. К примеру, если попутная машина движется со скоростью 85 км/ч, а ваша - 90 км/ч, то чтобы опередить ее, вам потребуется, по меньшей мере, 180 метров. При этом встречная полоса должная быть свободна хотя бы на 360 метров (дополнительные 180 метров для встречного авто). В случае, когда водитель выполняет двойной обгон (опережает сразу два транспортных средства), стоит увеличить данное расстояние как минимум в два раза. Если вы опережаете авто медленно, лучше отказаться от маневра, так как впоследствии, вернувшись на свою полосу, вы сами будут этому авто мешать. Кстати говоря, двойной обгон, согласно правилам, можно осуществлять только в том случае, когда при завершении первого маневра вам придется тут же приступить ко второму.

Обгон запрещен

Сейчас мы рассмотрим те случаи, когда обгон запрещен с точки зрения дорожной ситуации, то есть, когда нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка и прочее.

Итак, обгон запрещен когда:

  1. Попутное транспортное средство, движущееся спереди, производит объезд препятствия или обгон.
  2. Это же ТС первым подало левый сигнал поворота.
  3. ТС, движущееся сзади, начало вас обгонять.
  4. При завершении маневра вы не сможете вернуться на свою полосу, не создавая при этом помех попутному ТС.

Таким образом, все эти правила можно свести в одно: "Обгон запрещен в том случае, если попутные ТС (спереди или сзади) раньше вас начали маневрировать".

Места, где обгон запрещен

Водители часто забывают, где можно, а где нельзя осуществлять данный маневр, что может привести к неприятным последствиям.

Места, в которых запрещен обгон:

  1. Регулируемые перекрестки и нерегулируемые перекрестки в том случае, если вы движетесь по второстепенной дороге.
  2. Пешеходные переходы.
  3. и прилегающие к ним 100 метров дороги с каждой стороны.
  4. Мосты, путепроводы, эстакады и тоннели.
  5. Опасные повороты, вершины подъема и прочие участки с ограниченной видимостью.

Перекресток

На всех данный маневр запрещен. Напомним, что регулируемыми называются те перекрестки, очередность движения на которых устанавливается светофором. Если светофора нет (или он не работает), а есть знаки приоритета, то перекресток относится к нерегулируемым. На таком перекрестке обгонять можно, но только в том случае, если вы едете по главной дороге.

При этом главная дорога не должна менять направление. Если она меняет направление, а вы движетесь прямо, то при проезде перекрестка вы должны действовать по правилу «правой руки». Еще один фактор, который может помешать совершить обгон на при движении по главной дороге - прилегающий к перекрестку пешеходный переход. Обгон на пешеходном переходе запрещен в любом случае.

Обгон на перекрестке наиболее актуален в том случае, если попутное ТС, движущееся спереди, поворачивает направо. Для этого ему приходится замедлиться. А следующее за ним ТС, чтобы не тормозить, может обойти его по встречной полосе. Здесь стоит сразу же удостовериться в наличие знака «Главная дорога» и отсутствии перехода. Помните, что обгон на переходе всегда запрещен! Стоит отметить, что водитель ТС, которое в это время поворачивает налево с второстепенной дороги, рискует столкнуться с машиной, выполняющей обгон. Поэтому, выезжая с второстепенной дороги, нужно убедиться, что никто не обгоняет машину, поворачивающую с главной дороги направо.

Мост, эстакада, путепровод и тоннель

На всех перечисленных участках дороги выполнять опережение с выездом на полосу встречного То же самое касается и участков под данными сооружениями. Иногда небольшие мосты могут быть вовсе не заметными, и водитель, выезжая на встречную полосу, их попросту не видит. При этом за пределами населенного пункта идентифицировать мост еще сложнее, так как его границы могут не обозначаться соответствующими знаками. Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполняя обгон, стоит быть чрезвычайно осторожным.

Участки с ограниченной видимостью

Как вы уже поняли, обгонять попутное ТС запрещено на опасных поворотах, вершинах подъемов и прочих участках с плохой видимостью. Наличие крутого подъема или резкого поворота обычно предупреждается соответствующими знаками. При этом стоит учесть, что обгонять запрещено на вершине любого подъема, то есть, он не обязательно должен быть крутым.

Вообще, ограниченной видимостью, согласно ПДД, называют видимость, ограниченную рельефом местности, растительностью, геометрическими параметрами дороги, сооружениями и прочими объектами, в том числе другими ТС. Таким образом, данное понятие весьма расплывчато. Всегда стоит ориентироваться на свой разум, особенно в таком деле, как обгон, где все зависит от грамотно просчитанного времени, расстояния и скорости, и, конечно же, опыта.

и разметка

Обычно все перечисленные выше факторы, запрещающие обгон, подтверждаются соответствующими знаками и разметкой. Перед опасными участками почти всегда стоит знак «Обгон запрещен». Знаки могут не стоять, разве что перед пешеходным переходом. В этом случае действует сплошная разметка. А если ее нет, просто помните, что обгон на пешеходном переходе запрещен! Таким образом, как правило, чтобы удостовериться в правомерности маневра, достаточно убедиться в отсутствии знака «Обгон запрещен», сплошных линий разметки.

При этом если вы начали обгон, и уже двигаясь по встречной полосе увидели, что прерывистая линия, разделяющая два направления, переходит в сплошную, лучше отказаться от маневра и вернуться на свое место. Такой маневр будет расцениваться как обгон через сплошную линию. Часто водители начинают обгон грузовика, а он своим кузовом закрывает знак «Обгон запрещен». В этом случае доказать представителям закона свою правоту будет довольно сложно.

Часто водители обращают внимание на знаки, но пренебрегают разметкой. Стоит отметить, что если дорожная ситуация позволяет сделать обгон, но разметка запрещает, к примеру при проезде перекрестка, от маневра стоит отказаться. Обгон через сплошную линию может повлечь за собой серьезные санкции.

Этикет на дороге

Итак, мы уже знаем, что такое обгон с правовой точки зрения. Теперь поговорим о важной составляющей, без которой жизнь автомобилиста была бы куда менее комфортной - этикете. На дороге всегда стоит помнить об уважении к другим участникам движения. Обгон - довольно опасный маневр, поэтому не нужно мешать тому, кто пытается вас обгонять. У опытных дальнобойщиков есть несколько негласных правил этикета касательно обгона. Во-первых, они включают правый сигнал поворота, чтобы показать машине едущей сзади, что она может их беспрепятственно обогнать. Это сильно выручает, ведь порой за огромным грузовиком сложно проанализировать ситуацию на встречной полосе. Во-вторых, когда выполнять обгон опасно, дальнобойщики включают левый сигнал поворота, предупреждая водителя едущего сзади. Они могут это сделать также в случае, когда справа стоит знак «Обгон запрещен», но задний водитель его не видит. Эти же манеры перекочевали и к водителям легковых ТС. Поэтому, планируя обгон, стоит взглянуть на сигналы поворота обгоняемой машины. И не забудьте, осуществив завершение обгона, поблагодарить других участников движения за оказанную помощь.

Заключение

Сегодня мы напомнили себе, что такое обгон, чем он отличается от опережения, и какими правилами регламентируется. Напоследок хочется сказать, что за нарушение правил в условиях полного контроля над ситуацией человек может заплатить штраф. А при неграмотном поведении на дороге (в том числе в рамках правил) можно и жизнь потерять. Поэтому, осуществляя то или иное действие на дороге, стоит убедиться в том, что оно не будет угрожать вашей безопасности и безопасности других участников движения. И не забывайте о вежливости!

Самая объемная часть изменений в ПДД, вступающих в силу 20 ноября, связана с обгоном. Раздел ПДД буквально переписан с нуля. Давайте разберем вступающие в силу изменения.

1. Определение обгона.

Согласно новому определению "Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). То есть теперь любой маневр, осуществленный без выезда на полосу встречного движения, обгоном считаться не будет. Фактически произойдет декриминализация такого деяния, как обгон (в том определении, которое действует сейчас) без выезда на встречку в нарушение знака 3.20 "Обгон запрещен". Если кого-то штрафовали за это, и срок обжалования не истек, можете смело обжаловать, т.к. с 20-го ноября ваше деяние не будет считаться правонарушением, а согласно ст. 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

2. Тихоходные транспортные средства.

Описание знака 3.20 "Обгон запрещен" теперь выглядит так: "Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски." При этом, естественно, выезд на полосу встречного движения по-прежнему запрещен, если встречные потоки разделяет сплошная или двойная сплошная линия разметки. Если с повозками, мопедами и мотоциклами все понятно, то вопрос о том, что является тихоходным транспортным средством, сложнее.

В пункте 1.2 ПДД, разъясняющем термины и понятия, определения тихоходного транспортного средства, к сожалению, нет. Однако в п. 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации упомянуто о знаке "Тихоходное транспортное средство" в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) - сзади транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Можно ли исходя из этого считать, что тихоходными транспортными средствами являются те транспортные средства, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч? Полагаю, что можно, с некоторыми оговорками. Если перед вами едет каток с соответствующим знаком, то никаких проблем при обгоне не возникнет. Однако что делать, если на катке знак не установлен? По логике обгон в таком случае все равно разрешен, ведь каток как был тихоходным, так и остался, однако нужно быть готовым доказывать в суде, что вы обогнали именно тихоходное транспортное средство, т.к. инспектор ДПС может не согласиться с вашей трактовкой. Так что, обгоняя, нужно быть уверенным в том, что данный конкретный каток является именно тихоходным транспортным средством, т.к. в суде можно быть неприятно удивленным тем, что у данной модели производитель предусмотрел максимальную скорость, скажем, 31 км/ч, в результате чего можно лишиться прав за выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД. В общем, помните: если перед вами транспортное средство без соответствующего знака, то обгон его в зоне, где это запрещено, может обернуться неприятными последствиями. Обратите внимание, что тихоходное ТС - это не то, которое просто медленно едет, а то, которое конструктивно не может ехать быстро , многие водители об этом забывают.

Водителям грузовых транспортных средств также следует обратить внимание на то, что в определение знака 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен" изменения не вносились, в связи с чем грузовым транспортным средствам при наличии знака 3.22 запрещается обгон всех транспортных средств.

3. Выезд на трамвайные пути встречного направления.

Изменение ответственности за выезд на трамвайные пути встречного направления отражено не в ПДД, а в КоАП. Вступающие 21 ноября в силу изменения усиливают ответственность за данное деяние (кроме случаев объезда препятствия). Если ранее за такой выезд предусматривалась ответственность частью 3 ст. 12.15, что влекло наказание в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей, то теперь ответственность будет предусмотрена частью 4 ст. 12.15 КоАП, то есть за выезд на встречные трамвайные пути будет предусмотрен уже не штраф, а лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (либо штраф в размере 5000 рублей, в случае фото- или видеофиксации нарушения).

В случае выезда на встречные трамвайные пути при объезде препятствия ответственность наступает по-прежнему по ч. 3 ст. 12.15 в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей.

Каждый водитель в своей автомобильной жизни не сможет двигаться:

  • исключительно по прямой дороге;
  • на одной скорости;
  • без маневрирования.

Чаще всего как раз и приходится совершать различные действия – повороты, развороты, движение задним ходом и прочие маневры.

Все перечисленные элементы являются нормальными и естественными условиями деятельности водителя. Поэтому Правилами предусмотрен целый ряд специальных режимов движения или использования транспортного средства, а также ситуаций, при которых водитель должен выполнять определенные требования ПДД.

Среди наиболее важных режимов и ситуаций особо выделяются:

  • опережение;
  • обгон;
  • остановка;
  • стоянка;
  • вынужденная остановка;
  • препятствие;
  • организованная транспортная колонна;
  • организованная перевозка группы детей.

Поговорим о них подробнее.

Перестроение

Самый, пожалуй, распространенный вид маневра, совершаемого водителем, — это перестроение. Правила определяют его так.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Перестроение » — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

В своей практике движения водители (особенно живущие в больших городах) не могут двигаться только по одной полосе (или в одном ряду). Они вынуждены перестраиваться из одной полосы (ряда) в другую.

Цели перестроения могут быть различными.

  • для занятия крайних положений перед поворотом, разворотом;
  • для опережения или обгона;
  • для объезда (например, препятствия);
  • для совершения остановки или стоянки и пр.

На первый взгляд, перестроение может показаться незамысловатым и элементарным маневром. Но в действительности это не так. Важно помнить, что, перестраиваясь, водитель чаще всего обязан уступать дорогу транспортным средствам, которые уже двигаются по той полосе, на которую он собирается перестраиваться. И это правило очень часто нарушается, что и приводит к аварии.

Поэтому желание водителя занять другую полосу для движения должно предваряться четким убеждением в том, что указанная полоса свободна, и своими действиями он не создаст помех тем ТС, которые двигаются по ней без изменения направления своего движения.

Важно помнить, что нарушение правил перестроения в плотном транспортном потоке – одна из причин конфликтов на дороге и, конечно же, ДТП.

Что такое обгон, опережение и объезд

Если водителя не устраивает скорость перемещения двигающегося впереди него транспортного средства, то он, как правило, решается на его опережение. Правила регламентируют и эту ситуацию.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Опережение » — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Опережение чаще всего связано с перестроением из полосы или ряда.

ПДД знают два вида опережения:

1) собственно опережение — без выезда на полосу (сторону дороги) для встречного движения;

2) обгон – опережение, связанное с выездом на полосу (или сторону дороги) для встречного движения.

Данный вопрос является принципиальным, ибо нарушение правил обгона сурово наказывается российским законодательством – штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Правильная квалификация обгона (или его отсутствия) поможет, таким образом, избежать серьезных неприятностей с законом. Что же такое «обгон», согласно ПДД? Для водителя это знание является приоритетным.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обгон » — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Данное определение весьма емко, и оно требует дополнительного комментирования.

Обгон – это маневр, который выполняется исключительно с использованием встречной полосы – выездом на нее. Это важнейший критерий обгона.

Сделаем несколько уточняющих понятие «обгон» замечаний.

1. Водителю не следует путать «чистое» опережение и обгон.

Обгон всегда связан с выездом на «встречку» — встречную полосу или сторону дороги, которая используется для встречного движения. Именно поэтому понятие «обгон» должно у водителя ассоциироваться с понятием «встречка».

Главное правило, которое позволит водителю защитить свои права перед недобросовестным сотрудником ДПС, звучит так: «Если не было выезда на встречку, то это не обгон!». И наказание за обгон будет противозаконным действием работника ГИБДД.

2. Водителю не следует путать обгон и объезд.

Проблема здесь состоит в том, что Правила не персонализируют и не дают нам понятия «объезд». Поэтому водитель должен использовать при квалификации понятия «объезд» здравый смысл и логику.

Обгон – это маневр, связанный с опережением движущихся транспортных средств. А объезд осуществляется только в отношении неподвижного объекта (и не обязательно транспортного средства).

Это также принципиальный вопрос, потому что наказания за нарушение правил обгона и правил объезда (с выездом на встречную полосу) существенно разнятся.

Подобный режим для информированности иных участников движения обеспечивается установкой на транспортном средстве, осуществляющем перевозку, специального опознавательного знака – «Перевозка детей». Он выставляется спереди и сзади транспортного средства.

К водителям, приближающимся к такому транспортному средству, осуществляющему посадку или высадку детей, предъявляются особые требования: необходимо снизить скорость, а если потребуется – остановиться, чтобы пропустить находящихся на дороге детей.

Подведем итог

Особые режимы движения, особые способы использования транспортного средства и особые ситуации – нормальное явление и в практике дорожного движения, и в деятельности водителя. Как правило, все они требуют от автолюбителя знания специальных норм, предусмотренных ПДД.

Так, правила обгона и опережения регулируются 11-м разделом Правил, остановка и стоянка – 12-м и т.д. Это является свидетельством важности и сложности таких режимов, и водитель должен быть к этому готов.

Проложить и можно с помощью онлайн сервисов.

Если вы еще не определились какой автомобиль покупать, то советуем эмблем автомобилей многих производителей.

Сколько нужно учиться на права с учетом последних программ подготовки водителей.

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

В чем разница опережение и обгон, предельно ясно сказано в Правилах дорожного движения. Однако многим не понятна точная формулировка этих терминов. До сих пор многие владельцы машин не могут понять, чем отличается обгон от опережения. Иногда это недопонимание ПДД создаёт аварийные ситуации, что, в свою очередь, приводит к проблемам с сотрудниками ГИБДД.

Каждый водитель должен очень внимательно относиться к управлению своим транспортным средством. Ведь если сделать манёвр не в ту сторону или не справиться с управлением, то можно нанести серьёзный ущерб как своему, так и чужому здоровью. Нужно адекватно оценивать ситуацию на дороге и быть осторожным на опасных участках трассы.

Если верить ПДД, обгон – это такой специальный манёвр автомобильного средства, который подразумевает выезд на встречную полосу для того, чтобы обогнать машины, движущиеся впереди. Для этого водитель увеличивает скорость и некоторое время после обгона не сбрасывает её, сохраняя безопасное расстояние с потоком машин, оставшихся позади. Совершать обгон нужно быстро, не создавая помех другим участникам дорожного движения.

Что же называется опережением? Это тот же самый обгон, только не связанный с выездом на «встречку». Одно авто опережает другое, следуя всё время по своей полосе.

У обгона есть характерные признаки:

  1. Его невозможно совершить без выезда на встречную полосу движения.
  2. После совершения обгона нужно обязательно вернуться на свою полосу и продолжить следовать по ней.

Для иллюстрации, можно рассмотреть несколько примеров из водительской практики.

  1. Например, дорога состоит всего из двух полос движения, а водитель пытается обогнать своего коллегу по цеху с левой стороны. Это действие обгоном считаться не будет.
  2. Необходимо осуществлять обгон по средней полосе, если дорога состоит из трёх полос. Но всё равно обгоном действие на таком участке считаться не будет.
  3. Часто за дорожное «хулиганство» в виде обгона, лишают водительского удостоверения тех, кто почувствовал себя пилотами Формулы-1.

Всегда относитесь с пониманием к другим водителям на дорогах, чтобы не произошло. Если вы очень спешите, то посигнальте другому водителю, чтобы он свернул на обочину.

В правилах дорожного движения описано всё предельно ясно. Опережение - один из самых опасных дорожных манёвров.

Его противопоказанно совершать:

  • на аварийных участках трассы;
  • в условиях плохой видимости;
  • во время экстремальных погодных условий (ураган, буря, снегопад, гололёд и другие погодные аномалии, которые усложняют передвижение транспортных средств).

Опережение – это специальный манёвр автомобилиста, когда он едет быстрее, чем другой владелец авто. Если автомобиль совершил выезд на встречную полосу дорожного полотна, и продолжает перемещаться там, то это будет считаться обгоном другой машины, которая осталась позади.

Но не во всех ситуациях обгон будет являться нарушением правил. Если обгоняют машину без осуществления выезда на встречную часть дороги, то это не считается нарушением. Там, где проходит , можно совершать выезд только лишь на встречную сторону трассы, которая помечена пунктиром, а не сплошной линией. Это тот момент, когда выполнение обгона не запрещено.

Можно делать манёвр , так и слева. Но это возможно только тогда, когда на обочине нет запрещающих знаков для этого действия.

Важно знать, что почти нет запретов и/или ограничений для опережающих действий на дорогах. Опережать другое транспортное средство можно всегда, но только в тех случаях, когда данный отрезок трассы свободен от других машин. Например, если в большом городе пробка или проходит интенсивное движение, то совершить опережение невозможно.

Обгон, как и опережение, должен производиться по правилам.

Есть целый ряд запретов.

  1. Противопоказано совершать обгон в том месте, где по пути следования на дороге установлены запрещающие обгон знаки.
  2. Если впереди следующий водитель желает свернуть налево, то его запрещено обгонять. Заблаговременно получить такую информацию позволяет контроль за сигналами «поворотников».
  3. Если начинает совершать обгон другое транспортное средство, то вы не имеете право его обгонять, пока автомобиль, который движется перед вами, не закончит свои действия и не вернётся на прежнюю полосу. Посмотрите, нет ли автомобилей на встречной полосе, и только тогда осуществляйте обгон.

Если не придерживаться рекомендаций, то можно забыть о водительском удостоверении на долгий срок либо хорошенько «влететь в копеечку».

Противопоказано выполнять такое действие, как обгон либо опережение в особо опасных местах:

  • железнодорожных переездах - автомобиль может застрять либо разбиться о шлагбаум;
  • регулируемых зонах;
  • перекрёстках - здесь могут двигаться другие средства передвижения, которые вы можете не заметить;
  • эстакадах - очень опасно обгонять здесь;
  • тоннелях - резкие манёвры могут привести к перевороту машины, а также привести к негативным последствиям;
  • подъёмах в гору - могут не сработать тормозные колодки или вовсе отказать, вследствие чего машина может скатиться или попасть в кювет;
  • резких поворотах - есть риск не вписаться в поворот.

Также противопоказан обгон в таких ситуациях, когда вы едете не по , а по смежной. Нельзя обгонять машины там, где есть соответствующие знаки магистрали, пересекать двойные сплошные.

Нельзя обгонять на участках дороги:

  • на мостах и под ними;
  • на путепроводах;
  • на пешеходных переходах, если там находятся люди,
  • а также в любых местах, где водителю перекрыт обзор.

За такие нарушения можно получить не только штраф, но и лишение прав на длительный период.

Как видно, совершить обгон по правилам кажется сложным предприятием. Слишком много запретов. Но это только так кажется.

Не мал перечень ситуаций, когда обгон разрешён:

  1. Времени, скорости и расстояния от другого транспортного средства вполне хватит с запасом, для того, чтобы совершить это действие и при этом не причинить вреда другим машинам или пешеходам.
  2. Включать «поворотники» можно на максимально близком расстоянии от впереди движущегося транспортного средства и уже тогда делать обгон.
  3. Манёвр обгона нужно совершать максимально быстро.
  4. Если такое действие водитель не успевает совершить, то он должен немедленно вернуться назад на свою полосу.
  5. Если водитель впереди едущего автомобиля включил поворот налево, то стоит отложить выполнение своего действия.
  6. После выполнения обгона обязательно стоит вернуться в свою полосу и включить правый «поворотник», чтобы другие водители машин чётко видели, что вы больше никого не собираетесь обгонять.

Стоить быть внимательными на дорогах, чтобы не нарушать правил и тем самым не создавать аварийные ситуации, которые могут привести к негативным последствиям.

Очень важно соблюдать дисциплину на дорожном полотне. Если вы видите, что вас пытаются обогнать, а вы никуда не спешите, то сделайте всё возможное, чтобы другой водитель смог вас обогнать быстро и без проблем.

Скорость при этом увеличивать нельзя, а лучше, вообще, притормозить. Просто скиньте скорость и поверните своё авто вправо, если видите, что другой водитель не успевает вас перегнать. Таким образом, начатое действие другого водителя завершиться и для него, и для вас максимально безопасно и успешно.

Откажитесь от обгонов, если вы чувствуете при выполнении этого действия неуверенность или вам не хватает опыта. Включите сигналы поворотников, чтобы другие водителя видели, что вы пропускаете автомобиль, который вас опережает.

Сверните к встречной обочине, если видите, что авто, которые пытается вас обогнать набирает скорость. За рулём главное - не паниковать, а вести себя спокойно. На дороге места всегда достаточно, если соблюдать правила дорожного движения и занимать минимально возможное пространство.

Нововведения ПДД относительно обгона

В действующих Правилах есть перечень понятий, которыми можно и нужно научиться правильно оперировать.

Все они позволяют лучше понять суть понятий опережения и обгона:

  1. Обгон – это то действие, когда опережается одно или больше транспортных средств. После этого водитель должен вернуться на свою полосу.
  2. Ограниченной считается такая видимость для водителя, при которой снижается дальность просмотра дороги из-за растений, строений, необычных форм рельефа или из-за крутых или узких поворотов.
  3. Опережение – такой манёвр, когда одно транспортное средство едет быстрее другого, не пересекая при этом встречную полосу движения.

В этот список можно включить и такое понятие, как препятствие. Им может стать любой объект, из-за которого невозможно проехать дальше по данной полосе или участку трассы.

Штрафные санкции и лишение прав

Все автомобилисты уже давно привыкли к тому, что за ними наблюдают камеры. Они установлены повсюду и объединены в единую сеть, называемую «Безопасный город». Безопасность на дороге важна не только пешеходам. Автолюбители также нуждаются в создании комплексной защиты для себя. Штрафы и другие наказания для многих лихачей просто пустой звук. Но пока это единственное, что может предложить Законодатель.

Итак, штраф дают за:

  • неправильный поворот;
  • движение по встречной полосе с целью обгона;
  • разворот в неположенном месте;
  • штраф за выезд на обочину составляет 1500 рублей;
  • повторное нарушение.

Чтобы избежать наказания в виде штрафа или лишения прав, необходимо тщательно выучить ПДД и соблюдать эти правила в абсолютно любых моментах, которые возникают на дороге в процессе передвижения. Когда правильное поведение войдёт в привычку, станет выполнять автоматически, увеличится скорость реакции в опасных моментах, что может спасти жизнь потерпевшему.

Движущееся транспортное средство, предназначенное для передвижения, всегда заключает в себе потенциальную опасность как для других автомобилей, так и для пешеходов. Поэтому такие опасные манёвры в виде обгона и опережения должны совершаться только опытными водителями, не нарушая зоны безопасности других авто.

В правила дорожного движения часто вносятся изменения относительно разрешенного поведения во время езды. В недавнее время имели место быть поправки, касаемо правил опережения и обгона.

При прохождении обучения в автошколе, курсанты сталкиваются с таким определением обгона, как:

  • опережение транспортных средств с применением выезда на ряд встречного движения, а затем, с возвращением обратно.

Особенности обгона:

  1. Он является разновидностью опережения. Но последнее, при э том, не всегда выступает обгоном.
  2. Во время обгона всегда происходит выезда на полосу для встречного потока машин.
  3. После окончания маневра, авто должно возвратиться на свою полосу.

Стоит отметить, когда дорога является двух или более полосной, автомобиль, обгоняя другие транспортные средства, осуществляет опережение.

Различие понятий

Чтобы понимать, чем данные понятия разняться, необходимо знать, что опережение, это:

  • движение транспортного средства, которое имеет скорость более высокую, нежели попутный автотранспорт;
  • это будет тот случай, если маневр совершается в пределах одной полосы, то есть, не происходит пересечение прерывистой линии;
  • также, опережением будет считаться тот случай, когда автомобиль выехал на встречную полосу движения, но на прежнюю обратно не возвратился.

Достаточно очевидной является разница между этими значениями.

То есть, при совершении обгона, автомобилист выезжает на полосу, по которой движется встречный поток машин, а в случае опережения, все маневры происходят в пределах одной части дороги.

Также, отличительной особенностью этих понятий, будет тот факт, что обгонять попутные автомобили могут как справа, так и слева. Но, как правило, такая езда будет запрещена. На дорогах очень часто установлен запрещающий дорожный знак, который информирует о том, что обгон или объезд справа запрещен. Что же касается опережения, то для него особых ограничений нет.

Когда обгон запрещен?

Для того, чтобы передвижение по магистралям было максимально безопасным, нужно соблюдать правила и придерживаться допустимых скоростных норм. Но зачастую, впереди движущиеся автомобили едут слишком медленно, тогда у водителя возникает желание выехать на соседнюю часть дороги, опередить медленного автомобилиста и двигаться быстрее. Но всегда ли это можно сделать на законных основаниях?

Случаи, когда выполнение обгона запрещается:

  • Когда на определенной территории установлены знаки, запрещающие данный маневр. Это означает, что выполнение его будет крайне опасным.
  • В случае, когда на транспортном средстве, едущем впереди, включился световой сигнал, обозначающий поворот. В данном случае, во избежание столкновения, необходимо подождать, пока автомобилист закончит свой маневр, и только после этого перестраиваться.
  • Если водитель транспортного средства, которое двигается сзади, приступил к обгону, необходимо пропустить его, и только потом, убедившись, что дорога свободна, начинать выполнение маневра.

Совершать движение по встречной полосе, опережая другие транспортные средства, запрещается на железнодорожных переездах, перекрестках, резких поворотах дороги, на подъемах, в тоннелях.

Помимо этого, есть и другие места, где данные действия запрещены. Там устанавливают специальные знаки, обозначающие запрет, а также, это дорожная разметка в виде двойной сплошной линии.

Запрещаются также данные действия на пешеходных переходах, когда люди переходят дорогу. Водитель нарушит ПДД, если будет обгонять на мосту, либо территорией под ним, а также на территориях, где недостаточный обзор.

Когда правила не запрещают опережение?

Нередко бывают случаи, когда водители нарушают правила и пересекают двойную сплошную линию. В таком случае им грозит наложение штрафных санкций. Помимо этого, произведенные действия могут привести к созданию аварийной ситуации.

Поэтому, автомобилисты должны знать, когда данный маневр разрешен, и как его выполнять:

  • Правильно рассчитано время и на маневр и расстояние до впереди идущего по встречной полосе транспортного средства.
  • Когда автомобиль находится по максимуму близко к впереди идущему автотранспорту, включается сигнал поворота и выполняется опережение.
  • Выполнение манипуляций займет малое количество времени, и машина вновь будет возвращена на свою полосу дороги.
  • Когда маневр завершен, необходимо включить сигнал правого поворота, тем самым, предупреждая других участников движения о своем намерении вернуться на прежнюю полосу.

Обгон справа

Двигаясь по дорогам с правосторонним движением, водители должны понимать, что объезжать транспортные средства разрешено только с левой стороны.

Что касаемо обгон справа ПДД, запрещает выполнение такого маневра. Связано это с тем, что в таком случае, движение будет производиться по тротуару или обочине. А это является нарушением.

Исключением выступает тот случай, когда автотранспорт, двигающийся впереди, включил сигнал поворота налево, и ожидает возможности, чтобы выполнить действие, при данных обстоятельствах, автомобилист на законных основаниях, может совершить объезд справа.

Штрафы за нарушения

Иногда городские дороги или магистрали слишком переполнены транспортными средствами, что водители идут на различные уловки, чтобы выехать вперед и продолжить движение быстрее.

Но нарушение правил, которое получилось зафиксировать, сулит автомобилисту выплатой штрафа .

  • Если речь пойдет о езде по обочине, то придется выплатить материальную компенсацию в размере 1500 рублей.
  • Если же объезд был произведен с нарушением правил и выездом на полосу встречного направления, где на это имеются запрещающие знаки или разметка, то водителю может быть вменена штрафная санкция на выплату денежного возмещения в размере 5000 рублей.
  • А за движение по трамвайным путям нарушителя могут лишить прав, либо также выписать штраф на сумму до 5000 рублей.