Разбираемся с московским транспортом - kronos: Техника и Транспорт. Удобней и дешевле. Автобусы или маршрутки

В мае и июне 2016 года 208 автобусных маршрутов Москвы станут обслуживаться частными перевозчиками по единым городским билетам («Тройка», «90 минут», «Единый»). Льготные категории пассажиров смогут воспользоваться правом бесплатного проезда. Но на этом история вида перевозок, известного как «маршрутное такси», в Москве не закончится. TR . ru попытался разобраться в масштабах происходящей «бархатной революции» столичного наземного транспорта.

Автобусы

Первое, что будет бросаться пассажирам в глаза ещё до выбора маршрута поездки – это количество синих автобусов разных размеров и моделей, украшенных белым орнаментом в стиле бренда «Московский транспорт» . Таковых стало больше почти на две тысячи. Примерно за 20 лет бело-зелёная окраска столичных автобусов («Икарусы», «ЛиАЗы», «Фиаты», «МАЗы», «ГолАЗы» и другие менее распространённые модели) сильно стала ассоциироваться с «Мосгортрансом». Поэтому для выбора единой окраски всех городских автобусов, работающих по одинаковым правилам, пришлось кардинально сменить цвет.

Лет 10 назад похожий пример выбора общего компромиссного варианта был в Московской области. Где два практически одинаковых маршрута, один из которых обслуживался частным перевозчиком, а другой – государственным, объединили. И в итоге присвоили маршруту совершенно новый номер, чтобы никому не было обидно. Так вместо маршрутов № 453 и № 557 от Киевского вокзала Москвы в Одинцово стал ходить маршрут № 339 .

Все автобусы, используемые перевозчиками для исполнения госконтрактов, делятся на три типа по вместимости (малая, средняя и большая). Логотип «Московский транспорт» будет заметен на всех машинах. А в дополнение к нему на автобусе обязательно будет присутствовать название самой компании-перевозчика.

Размеры S, M, L

В автобусы малой вместимости должно вмещаться не менее 19 пассажиров, а сами они – длиной не более 7,4 метров и шириной не более 2,1 метра с максимальной массой не более 5 тонн.

Автобусы средней вместимости должны иметь не менее двух одностворчатых или двустворчатых дверей, вмещать не менее 40 пассажиров из которых минимум 17 могли бы ехать сидя. Кроме того, обязательно одно место для размещения инвалидов в колясках.

Автобусы большой вместимости должны иметь не менее трёх двустворчатых дверей, их вместимость не должна быть менее 85 массажиров, из них минимум 22 должны ехать сидя. Одно место должно быть для размещения инвалидов в колясках.

Двигатели автобусов всех вместимостей – дизельные. Экологический класс для большой и средней вместимости – не ниже пятого. А вот для малой вместимости допускается и четвёртый.

К началу перевозок все автобусы должны быть новыми – не более двух лет от роду. Перевозчики должны заблаговременно приобрести и оборудовать все автобусы в соответствии с параметрами, прописанными в контрактах. «Подъёмными» средствами для этого город их обеспечил.

ГЛОНАСС, табло и другая начинка

Большое внимание при организации новых социальных перевозок уделяется внешнему и внутреннему оформлению транспорта, системам информирования пассажиров, оборудованием автоматическими комплекса контроля и мониторинга, климат-контролю. Перед выездом на маршруты всех перевозчиков проверят по более чем 50 параметрам.

Маршрутные указатели на автобусах должны быть светодиодными, которые будет легко увидеть в темное время суток. А в самом салоне обязательным является наличие электронного табло с бегущей строкой, информирующей о времени, температуре в салоне и на остановках. Кроме того, остановки должен объявлять автоинформатор. Звуковая коммерческая реклама категорически запрещена.

Все автобусы должны иметь систему навигации ГЛОНАСС, «тревожную кнопку» в отсеке водителя и комплект видеокамер. В салоне автобусов должен быть установлен валидатор, который будет принимать к оплате проезда билеты единого городского тарифного меню (карты «Тройка», билеты «Троллейбус-Автобус-Трамвай», «Единый», «90 минут»). Как и в автобусах «Мосгортранса», у водителя можно будет купить посадочный талон по той же стоимости. А вот наличие турникетов, даже в автобусах большой вместимости – на усмотрение перевозчика.

Требования к автобусам регламентируют расположение и содержимое всего и вся внутри автобусов, сверху донизу. Пол должен быть с противоскользящим покрытием. В салоне должны быть аварийный люк и современная система пожаротушения. Система климат-контроля должна поддерживать фиксированную комфортную температуру в салоне (осенью и зимой - не менее 12 градусов цельсия, весной и летом – не более 25 градусов).

Победители аукционов должны будут оформить все маршрутки в единой цветовой гамме, оборудовать автомобили специальными устройствами для людей с ограниченными возможностями, а также установить систему спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Контроль

За соблюдением условий госконтрактов планируется установить строгий контроль. Нарушение условий грозит множественными штрафными санкциями. Если их размер достигнет определённой критической величины от суммы контракта, либо за ДТП с человеческими жертвами по вине водителя, контракт может быть расторгнут.

Для обеспечения контроля пригодится весь арсенал технической начинки, которой будут оснащены новые автобусы.

Автобусы или маршрутки?

«Новые синие» автобусы пора перестать называть маршрутками. Это понятие уже давно существует только в разговорной речи. Нормативными документами все автомобильные транспортные средства, предназначенные для перевозки восьми и более человек, называются автобусами .

Согласно «Уставу автомобильного транспорта…» перевозки автобусами можно выполнять двумя способами.

Первый – с остановками только по утверждённым и специально обозначенным пунктам.

Второй – по требованию в любом не запрещённом правилами дорожного движения месте по ходу движения.

Новая городская модель перевозок «перековывает» городские частные автобусы со второго типа на первый. Остановить синие автобусы там, где пожелается – нельзя .

Для каждого маршрута есть утверждённый список остановок, и за его нарушение – проезд остановок, высадку-посадку в неположенном месте – перевозчику грозят штрафные санкции. При этом за фиксацией нарушений будет следить автоматика.

Трафареты с номерами, конечными пунктами маршрутов, началом и окончанием движения, а также интервалами или расписанием движения будут в едином городском формате размещаться на каждой остановке.

Такая информация о маршрутах будет размещена на каждой остановке. Иллюстрация автора

Новая нумерация маршрутов

С запуском синих автобусов и одновременным упразднением коммерческих маршрутов должна упорядочиться нумерация городских автобусных маршрутов.

Коммерческие маршруты с 2007 года, когда вступил в действие утверждённый ранее реестр регулярных городских автобусных маршрутов, имели номера по порядку от единицы до 767, к которым в конце была приписана буква «м». Сейчас их осталось всего 451.

Из 208 маршрутов, на которые в мае-июне 2016 года выйдут частные перевозчики, обслуживаемых сейчас «Мосгортрансом», продолжат работать под нынешними своими номерами. А 141 дополнительный маршрут получит свободные трёхзначные номера - в основном в 300-500 диапазонах. Другого выбора у города с несколькими сотнями внутренних маршрутов для того чтобы создать единую нумерацию, не было.

Теперь у этих маршрутов возникли «двойники» в пригородном сообщении. Ранее номера с 300 по 599 присваивались маршрутам, соединяющим Москву и Московскую область (или Зеленоград, но они также проходят через Подмосковье). Однако с 2012 года большинству новых маршрутов между Москвой и областью присваиваются четырёхзначные номера, с единицей в качестве первой цифры, поэтому этот ряд можно продолжить, приписав единицу к трёхзначным номерам пригородных маршрутов.

Все новые синие маршруты в основном имеют предшественников в виде аналогичных им коммерческих. При переформатировании постарались максимально сохранить старый номер. Так, маршрут № 311м будет заменён маршрутом № 311 , как ранее маршрут № 368м уже преобразовали в маршрут № 368 .

Но не везде при отбрасывании буквы «м» получился оригинальный номер – много совпадений с существующими маршрутами «Мосгортранса». Поэтому маршрут № 122м преобразуется в № 322 , заменив первую цифру, а маршрут № 433м – зеркально преобразится в № 334 . Некоторым маршрутам проще оказалось прибавить в конце букву «к» от другого существующего маршрута. Например, маршрут № 151м , чья трасса во многом схожа с маршрутом № 51 , трансформируется в маршрут № 51к .

Пассажирам придётся потратить какое-то время на привыкание новых номеров, но это с лихвой компенсируется тем, что условия проезда на городских маршрутах не будут зависеть от их номера.

Трассы маршрутов

Пути следования большинства «новых городских» маршрутов будут сохранены в прежнем виде - относительно своих коммерческих предшественников. Около двух десятков будут продлены, объединены друг с другом или укорочены.

Некоторые из маршрутов в новом формате будут возрождены из небытия. В «коммерческом» режиме перевозки по их трассам прекращены, и некоторые даже исключены из городского реестра. Это маршруты:

  • № 432 «Метро "Сходненская" – 1-й Тушинский проезд "»;
  • № 676 «Метро "Алма-Атинская" – Метро "Красногвардейская"»;
  • № 845 «23-й квартал Новых Черёмушек – Раменки».

Также частным перевозчикам поручили обслуживать новый социально-ориентированный маршрут № С7 «Уссурийская улица – Верхняя Первомайская улица» в Восточном округе, который соединит Измайлово и Гольяново. Спустя более чем 20 лет городской транспорт вернётся на Верхнюю Первомайскую улицу.

Для каждого маршрута вместимость автобусов установлена своя по условиям контрактов. Автобусы большой вместимости будут работать на 48 маршрутах, их обслуживанием будет занято более 400 автобусов. Свыше 650 автобусов средней вместимости выйдут на 71 маршрут. Ещё 89 маршрутов станут обслуживаться более чем 650 автобусами малой вместимости. Также автобусами малой вместимости обслуживаются два маршрута , которые начали работать с 30 сентября, и ими же будет обслуживаться маршрут № 320 , .

По сравнению с существующим арсеналом перевозчиков, у частников станет заметно больше автобусов большой и средней вместимости. Роль автобусов малой вместимости тоже не стоит недооценивать. Не все сформировавшиеся в городе связи хороши для обслуживания большим автобусом раз в час. Для них принцип «меньше автобусы – меньше интервалы» будет весьма хорош. Кроме того, есть в городе и «медвежьи углы», где более габаритные автобусы проехать и развернуться не смогут.

Расписание и интервалы

На большинстве «новых синих» маршрутов начало движения будет в 6.30, а заканчиваться перевозки станут в 23.00. У некоторых маршрутов предусмотрен иной график открытия и закрытия движения. Несколько линий будут работать только по рабочим дням или выходным дням. А маршрут № 390 , обслуживающий Серебряный бор – только в тёплое время года. Все маршруты, принимаемые у «Мосгортранса», будут работать по прежнему графику.

Интервалы движения весьма строго прописаны в условиях контрактов. Перевозчик обязан разработать расписание самостоятельно, но интервалы и количество рейсов по каждому из получасовых отрезков времени в течении всего дня должны совпадать с заданными в контрактах. Выполнение расписания является одной из важнейших задач контрактов, поэтому количество автобусов, необходимых для выполнения расписания, перевозчик определяет сам. Городом на аукционах устанавливался только тип вместимости автобусов (малая, средняя, большая) и минимальное количество машин. Проекты графиков с указанием числа нужных ему автобусов перевозчик должен представить на согласование не позднее двух месяцев после заключения госконтрактов, то есть уже в январе-феврале 2016 года.

Максимальная величина интервалов, как на «новых синих» маршрутах, так и на принимаемых от «Мосгортранса», составит 33 минуты. Столь редко ходящих маршрутов не так много. В основном это линии с малым пассажиропотоком и автобусами малого класса, где повышать частоту движения за счёт замены подвижного состава на менее вместительные дальше уже некуда. На большинстве «новых синих» маршрутов интервалы не будут превышать 15-20 минут.

Для каждого ежедневного маршрута предусматривается четыре вида графиков – на рабочие и выходные дни, отдельно для летнего (с мая по сентябрь включительно) и зимнего (с ноября по апрель включительно) времени. При этом интервалы в летнее время - в связи с сезонным спадом пассажиропотоков - на большинстве маршрутов увеличиваются. Таким образом, предполагается, что все маршруты будут менять расписание два раза в год – с 1 мая и с 1 октября. У «Мосгортранса» ввод и отмена летних графиков сейчас проходит более размыто, в несколько начальных и завершающих этапов.

Мосгортранс и коллеги

Не все существующие коммерческие перевозчики изъявили желание участвовать в аукционе для обслуживания маршрутов по новым правилам. Уйдут ли они с рынка, реструктурируют свою работу, или же продолжат работать – пока неизвестно.

Наибольшее количество маршрутов будет обслуживать группа «Автолайн». На втором месте – компания «20-й таксомоторный парк», приобретённая несколько лет назад группой компаний «Питеравто», успешно работающая на «социальных» перевозках в Санкт-Петербурге.

Всего приняло участие в торгах около 10 перевозчиков. Победителями из них вышли не все.

С учётом «Мосгортранса» и перевозчиков, выигравших прошлые конкурсы, количество компаний-операторов «синих автобусов» можно будет пересчитать по пальцам двух рук.

Когда начало?

Сроки начала перевозок по всем маршрутам – не позднее полугода после подписания контрактов. Подготовительный период довольно трудоёмок для перевозчиков, поэтому ускорять начало работы им не очень выгодно. Необходимо закупить автобусы, разработать и согласовать графики движения, адаптировать автопарки под новые автобусы, набрать и обучить сотрудников, и многое другое.

К началу декабря заключено уже более половины контрактов, остальные – в процессе подготовки. Первые «новые синие» автобусы выйдут на маршруты 10 мая 2016 года, остальные добавятся к ним в течение месяца. Полностью предварительный график начала работы частных перевозчиков по новым правилам станет известен уже в середине декабря.

Когда «посинеют» автобусы Новой Москвы

Москва уже давно не ограничивается окружностью МКАД, а с июля 2012 года приросла ещё и «Новой Москвой». На этой территории, включающей в себя Троицкий и Новомосковский административные округа столицы, продолжается период адаптации к городским условиям.

Поэтому московские коммерческие маршруты, обслуживающие Новую Москву, в проводившиеся минувшей осенью аукционы не включили. Одной из проблем является бурный рост жилой, социальной и транспортной инфраструктуры на новых территориях. Поэтому просчитать ситуацию с перевозками на пять лет вперёд здесь проблематично. А именно пятилетний срок работы по маршрутам заложен в городских контрактах. Уменьшать период действия договора нет смысла, так как за это время не отработает своё новый подвижной состав. Кроме того, перевозчикам, имеющим краткосрочные договорные обязательства, труднее получить банковскую поддержку для своей деятельности.

На начало декабря 2015 года в городском реестре насчитывается 31 коммерческий маршрут, работающий в «Новой Москве». Из них более половины не являются полными или сокращёнными аналогами маршрутов «Мосгортранса». Более того, некоторые уголки Новой Москвы обслуживаются только ими.

Столичным Департаментом транспорта уже озвучивалась информация , что продолжение развития новой транспортной модели в Новой Москве будет зависеть от того, как модель заработает в рамках старых границ города. Нужно посмотреть, как она реализована на практике – будут разыграны конкурсы, определены победители, когда они выйдут, начнут работать. Картина прояснится не ранее лета 2016 года. Если к этому прибавить время на проведение аукционов и полгода на подготовку перевозчиков к выходу на линию, получаем начало работы в Новой Москве не ранее 2017 года.

Почему маршрутки не исчезнут из Москвы в 2016 году

В преддверии перевода на городские стандарты новые пригородные маршруты были согласованы Департаментом даже к тем станциям метро, откуда отродясь ничего за город не ходило – например от станции метро «Чертановская».

Между тем, Московская область с маршрутами, работающими по регулируемым тарифам в 2016 году, уже определилась. TR . ru сообщил, что их список . Но большую часть автобусных связей между областью и Москвой по-прежнему можно называть по своей сути «маршрутками».

Кроме того, непонятно, как быть с некоторыми городскими маршрутами, не попавшими в число переформатируемых. Например, совсем недавно, в конце ноября в городском реестре было утверждено продление маршрута № 539м от Курьяновского терминала до станции метро «Марьино» через новую дорогу между Курьяновым и Марьиным вдоль Москвы-реки. Микроавтобусы уже пошли по этой трассе. Других маршрутов общественного транспорта по этой дороге не проходит. Тем не менее, маршрут № 539м пока что не планируется переводить на новую транспортную модель.

Выпал из планов новой маршрутной сети и маршрут № 580м , соединяющий Внуково, Изварино и Киевское шоссе со станцией метро «Беляево» Калужско-Рижской линии. Аналогов такому маршруту тоже нет.

Поэтому, скорее всего, во втором полугодии будущего года, после анализа первых месяцев массовой работы частных перевозчиков, будут объявлены новые аукционы. Но перевозчики, определённые по их результатам, выйдут на маршруты уже в 2017 году.

А это значит, что полного исчезновения «маршруток» в Москве в 2016 году не произойдёт.

Р. КАРИМОВ: Порою приходят автобусы, троллейбусы подряд, два автобуса или троллейбуса одного номера.

Е. МИХАЙЛОВ: Мы сейчас тестируем, и с Нового года выйдет в эксплуатацию автоматизированная система интервалов. Саморегулирование определённое будет на маршруте.

Полную версию программы "Высокое напряжение" с Евгением Михайловым слушайте в аудиозаписи.

Р. КАРИМОВ: Как и обещали, у нас в гостях руководитель Мосгортранса Евгений Михайлов. Евгений Фёдорович, здравствуйте.

Е. МИХАЙЛОВ: Добрый день.

Р. К.: Как доехали? Хорошо?

Е. М.: Замечательно.

Р. К.: Общественный транспорт?

Е. М.: Нет, на служебной машине.

Р. К.: Потому что многие, когда анонсировали эту передачу, спрашивали, на чём приедет Михайлов.

Е. М.: Я приезжаю на служебной машине. Но я каждую неделю в обязательном порядке достаточно большое количество раз пользуюсь общественным транспортом. Часто бываю в парках и в ночное время, и вечернее. Поэтому в этом плане у меня всё нормально с общественным транспортом. И с пользованием общественным транспортом.

Р. К.: А когда вы в автобус или троллейбус заходите, вас водители узнают?

Е. М.: Очень редко, потому что, как правило, они заняты работой, тем, что сосредоточены на движении, либо на билетах, пропуске пассажиров. Им не до того, чтобы разглядывать по сторонам и высматривать, стоит человек со знакомым лицом или не стоит. Очень редко узнают. И в этом плане совершенно нормальная история.

Р. К.: Давайте начнём с маршрутных такси. Вчера издания писали кто-то о дожде, кто-то одновременно и об общественном движении. Утром в понедельник многие москвичи оказались в затруднительном положении. Привычные маршрутки не пришли к остановкам. Дело в том, что с 15 августа все коммерческие маршруты, где деньги за проезд передают водителю, по распоряжению Дептранспорта оказались вне закона. Остались лишь синие маршрутки, работающие по госконтракту. Тут же вопрос. Некоторые наблюдатели, некоторые жители говорят, что белые маршрутки всё-таки остались. И мои коллеги тоже говорили. Можно ли точно понять, когда полностью все белые маршрутки, где деньги мы передаём водителю, исчезнут из города?

Е. М.: Надо разделить на несколько типов тогда. Перевозки. До прошлого года был Мосгортранс, который работал по единому городскому билету, по регулируемому тарифу. Были областные перевозчики, Мострансавто, который тоже работает по регулируемому тарифу, и были частные перевозчики Москвы, которые работали в нерегулируемом сегменте. И частные перевозчики Московской области, которые работают в сообщении между городами Московской области, населёнными пунктами Московской области и Москвой, либо в регулируемом, либо в нерегулируемом сегменте. На самом деле, очень давно, когда началась реформа, и было принято совершенно правильное решение. И в этом плане, мы как Мосгортранс являемся одним из объектов тоже этой реформы - в том плане, что все частные перевозчики наравне с Мосгортрансом должны попасть в одинаковые условия.

Житель должен иметь возможность, купив билет, Единый либо любой другой, ездить во всём общественном транспорте Москвы

Евгений Михайлов

Это правильная история. Контракты были отыграны ещё в прошлом году. Информационная кампания в городе была, все перевозчики, насколько я знаю, частные, которые не выиграли, белые либо жёлтые маршрутки, они получили уведомление как минимум за полгода до 15 августа. И все эти полгода была возможность подготовиться, поменять и сделать. Понятно, что многие не хотели терять хлебный бизнес, не хотели терять кэш. Хотели продолжать работать в этом чёрном сегменте рынка. Действительно, многие и после 15-го остались. Но это уже нелегалы. У нас сейчас восемь частных перевозчиков, которые работают по госконтрактам. Мосгортранс, естественно, наша компания. Фактически один из перевозчиков, которые работают по городскому билету. И легальными в городе, как я понимаю, сейчас являются Мострансавто и частные перевозчики Московской области, которые работают в смежных маршрутах между областью и Москвой.

Р. К.: Чем отличаются маршрутки Мосгортранса? Только синим цветом и валидаторами?

Е. М.: У Мосгортранса маршруток нет. У Мосгортранса есть автобусы. Автобусы даже малой вместимости, у нас их небольшое количество, номинальное, есть. Но они всегда работали только по валидатору, ездили только по расписанию, а не по наполнению салона. Собственно говоря, сейчас все частные компании, которые работают по контракту, у них основные деньги, они получают не за то, что они сидят в начальной станции, ждут, пока наполнятся салоны, потом едут. Задача - максимально ехать по расписанию.

Р. К.: Непонятно. Вот эти 8 частных перевозчиков. Они обязаны валидаторы устанавливать?

Е. М.: Да, конечно. Они обязаны установить валидаторы, обязаны принимать все билеты, обязаны принимать всех льготников без какого-либо исключения.

Р. К.: Потому что был недавно скандал какой-то, да? И "Московский комсомолец" писал о том, что нешуточный скандал разгорается вокруг новых синих маршруток, там не пускали с социальными картами. Знаете, как объясняли? Объясняли тем, что вот этот конкретный перевозчик якобы даже если и заключил контракт с городом, всё равно имеет право устанавливать свои тарифы.

Е. М.: Нет. Это домыслы и не совсем корректная информация. Никаких своих тарифов там нет. Есть контракт с городом.

Ни один из частных перевозчиков, работающих по контракту с городом, не устанавливает своих тарифов

Евгений Михайлов

Они все работают только с билетами, только с тарифами, которые есть во всём городе.

Р. К.: Какие критерии к отбору водителей? Мы понимаем, что у многих перевозчиков были водители из разных стран, скажем так. У кого-то не было разрешения, может быть, на работу.

Е. М.: Я могу сказать только про те критерии, которые есть у нас в Мосгортрансе. У нас примерно 50% - это жители Москвы и Московской области, порядка 37-38% - водители, которые приехали из регионов РФ. И порядка 12% - иностранцы. Ещё несколько лет назад доля иностранцев доходила до 25-27%. Жителей Москвы там была треть. Мы постепенно постоянно ведём целенаправленную работу по тому, чтобы как можно больше жителей Москвы и Московской области приходило к нам. Это, безусловно, водители с категорией D и E, независимо от того, что есть у него категория, он обязан пройти обучение в нашем учебном комбинате. В этом плане мы единственное предприятие в Москве, которое имеет такой комбинат и постоянно готовит специалистов. Это обязательно водитель, имеющий разрешение на работу, если он иностранец. Обязательно знающий русский язык. Что важно. И знающий маршрутную сеть того парка, где он работает. И обязаны работать на всех маршрутах.

Р. К.: Эти правила известны. Можно через Интернет или ваши филиалы и отделения узнать. 8 частных перевозчиков и Мострансавто отвечают не перед Мосгортрансом, а перед Дептрансом?

Е. М.: Да, конечно. И мы тоже так отвечаем.

Р. К.: То есть по поводу альтернативных маршрутов, если где-то маршруток уже нет, это не к вам?

Е. М.: Нет.

Р. К.: Дальше. Вот пишет нам слушатель: "Да ладно заливать. Это уничтожение конкуренции. Я - частный извозчик. Почему я сам вправе определять, за что, деньги или нал, возить пассажиров? Вы придумали законы, убивающие конкуренцию, и благими намерениями прикрываетесь".

Е. М.: Очень сложно конкурировать, когда человек работает в абсолютно чёрном сегменте, не соблюдает никаких параметров качества. Одной рукой говорит по телефону, другой рукой собирает деньги, непонятно как рулит, выезжает на тротуар, при этом ещё курит за рулём, пишет всякие "чем тише говоришь, тем больше пешком идти", останавливается где угодно. Как говорить о какой-то безопасности при этом для людей, говорить о том, что они хоть как-то равны? У нас каждое утро, например, все водители проходят очень серьёзный мониторинг состояния здоровья. Мы ещё начинаем пилотный проект, когда мы мониторим здоровье в процессе работы водителя, все либо восемь часов, либо десять часов, что он находится в смене.

У нас лучшая система контроля здоровья водителей в стране

Евгений Михайлов

И даже при нашей системе бывают сбои, когда водителю становится плохо, притом у нас большое количество недопусков. Вот вопрос. Как частник контролирует своё здоровье? Как и чем он отвечает перед пассажирами за возможные проблемы со здоровьем? Например.

Р. К.: А пассажиру всё равно в тот момент.

Е. М.: Вот в тот момент ему кажется, что ему всё равно. Но потом ему становится совершенно не всё равно. Если брать статистику ДТП и статистику пострадавших, которая у Мосгортранса и у прежних маршрутчиков, она различалась на порядок. И по количеству, и по тяжести. А за каждой этой ситуацией есть человеческая жизнь.

Р. К.: Сегодня решили, что закрывается станция "Мякинино". Готов ли Мосгортранс организовать дополнительные маршруты для развоза пассажиров либо посетителей "Крокуса"?

Е. М.: Будет такая задача, конечно, будем организовывать. Когда это были маршруты от Тушинской в Крокус, сейчас по законодательству Мякинино находится на территории Московской области, это смежный маршрут между двумя территориями. Я думаю, что мы с Мострансавто, мы с одной стороны, и Департамент транспорта Москвы и Минтранс Московской области какое-то решение найдут, и мы как предприятие, любое, московское, областное, либо частное, выполнят то задание, которое будет дано органами власти.

Р. К.: А это должен Дептранс Москвы направить вам приказ?

Е. М.: Это там будет совместная история, потому что Дептранс Москвы и Минтранс Московской области, по законодательству, это всё-таки маршруты межу двумя субъектами РФ. Поэтому да, это органы власти должны решить, формат компенсации мы исполним.

Р. К.: Сколько примерно автобусов придётся выделить?

Е. М.: Сейчас я не знаю пассажиропоток станции "Мякинино". Насколько я помню, пассажиропоток относительно небольшой. Поэтому это не будет большое количество автобусов. Если говорить про Мосгортранс, там будет выбран формат, мы точно совершенно справимся. Не могу сейчас говорить голословно про какие-то технические детали, маршруты, как они будут проходить. Потому что пока сам узнал об этой новости из СМИ.

Р. К.: В таких случаях, когда происходит транспортный коллапс на той или иной станции метро, вдруг появляются сообщения о том, что выводят на специальный маршрут автобусы, чтобы пассажиров развозить. Как быстро это всё происходит? То есть у вас автобусы есть в парке резервные, резервные водители?

Е. М.: Нет. У нас нет резервных автобусов, нет резервных водителей. У нас есть регламент, определённый механизм, который выработан достаточно давно, мы постоянно его совершенствуем. На случай возникновения какого-то планового либо внепланового перекрытия в метрополитене у нас есть регламент, по которому мы начинаем собирать машины с ближайших станций, которые заканчивают рейс, и переключаем их на определённый маршрут. Заранее отработано уже, в зависимости от того, какой масштаб приостановки движения в метрополитене, это не одной станции, либо на перегоне, у нас уже есть заранее разработанная схема, по которой мы выставляем маршруты, количество людей, начинаем организовывать наземную перевозку. Конечно, это стрессовая ситуация. Но пока мы справлялись. И даже на фоне внезапных вещей, помните, когда на станции Автозаводская на перегоне вогнали сваю, был на улице тридцатиградусный мороз, было сложно, но всё равно справились с объёмом перевозки. Включаемся не только мы. Включается ГИБДД, включаются все службы с точки зрения расчистки транспортного коридора. Потому что, понятно, огромное количество людей, десятки тысяч, надо очень быстро собрать автобусы, правильно их расставить, проинструктировать водителей, расставить все системы разворота, отстоя, организовать в том числе питание водителей, потому что всё равно они должны хоть как-то отдыхать. Людям всё равно. Людям важно, что вот сейчас ситуация в метро встала, автобуса нет. Мы обязаны, понимаем. Пока получается справляться, люди потом говорят, что на вполне хорошем, достойном уровне.

Р. К.: Давайте в режиме блиц. Насчёт выделенных полос. Устраивает ли вас как представителя Мосгортранса, количество и протяжённость выделенных полос в черте города?

Е. М.: Конечно, нет. В моём понимании нужно больше. Чем больше, тем лучше.

Общественный транспорт – это абсолютный приоритет в таком большом городе, как Москва

Евгений Михайлов

Поэтому чем больше будет выделенных полос, тем больше там будет общественного транспорта.

Р. К.: Что вы делаете для этого? Пишете в ГИБДД?

Е. М.: Мы пишем в Департамент транспорта, мы обосновываем, показываем, где есть участки, где есть большое количество транспорта, заторовые ситуации, и показываем, какому количеству людей будет лучше, если они быстрее доберутся на общественном транспорте, если будет выделена полоса. А мы, как только создаётся выделенная полоса, продолжаем наращивать на выделенной полосе маршруты движения транспорта, чтобы они ездили максимально быстро.

Р. К.: Многие жалуются на то, что сейчас есть приложение на смартфонах, где можно отслеживать маршруты и вроде как точное время прибытия автобуса либо троллейбуса к остановке. И некоторые говорят, что приходится за 2-3 минуты приходить раньше, потому что показывает смартфон, что вот-вот подойдёт к остановке, а он, оказывается, проехал.

Е. М.: Это, наверное, не 2-3 минуты, а 30 секунд. Это связано с тем, что метки передаются с интервалом в 30 секунд. Само приложение "Яндекса", сам математический аппарат приложения из этих 30 секунд делает определённую картинку, с точки зрения непрерывно движущегося значка по карте. Возможно, до 30 секунд погрешности с точки зрения вперёд либо назад. Но это не 2-3 минуты. С другой стороны, если жалуются в переделах 2-3 минут, мы создали приложение, потому что создали с точки зрения неопределённости, когда люди стояли и не знали вообще, когда придёт автобус. До ситуации в 2-3 минуты - это хороший шаг вперёд.

Р. К.: Порою приходят автобусы, троллейбусы подряд, два автобуса или троллейбуса одного номера.

Е. М.: Это такое заблуждение. Они с конечной станции выходят по расписанию. Но из-за пробок, из-за заторовых ситуаций, так как один стоит, следующий начинает его догонять. Поэтому они приходят вместе. Но мы для этого тоже нашли решение.

Мы сейчас тестируем, и с Нового года выйдет в эксплуатацию автоматизированная система интервалов

Евгений Михайлов

То есть у каждого водителя на мониторе висит маленький значок, показывает, сколько до впереди идущего и позади идущего транспортного средства этого же маршрута. То есть он видит, что до впереди идущего 2-3 минуты, а до сзади идущего 15, он начинает сам притормаживать, чтобы обеспечивать максимальную регулярность движения. Соответственно, водители будут видеть, что не надо им торопиться вперёд. Потому что впереди идёт точно такой же автобус, того же маршрута. Саморегулирование определённое будет на маршруте.

Р. К.: Очень многие говорят, что порою у водителей нет билетов. Что в этом случае? Можно ли пройти под турникетом?

Е. М.: Если такие случаи бывают, они совсем единичные. Всё-таки надо заранее озаботиться приобретением билета. Мы вообще за то, чтобы водитель билетов не продавал. У нас семь миллионов карт "Тройка" уже. И по билетам у водителя это 4-4,5% проходов. Всего. Все остальные - это "Тройка", Единый билет, годовые либо месячные проездные, 90 минут. Но это не тот билет, который покупается у водителя. Водитель не должен заниматься продажей билетов. Водитель должен заниматься концентрацией на дороге.

Р. К.: Мосгортранс принял на испытания электробус, КамАЗ-6282, этот образец использует для движения энергию, полученную от аккумуляторов. Можно ли уже сейчас сказать сроки введения на маршруты подобных электробусов?

Е. М.: Пока нет.

Сроки введения электробусов зависят не от Мосгортранса, а от нашего отечественного машиностроения

Евгений Михайлов

Как только они будут готовы поставить более-менее конкурентоспособные электробусы, мы тут же возьмём его на вооружение. Мы постоянно тестируем. Потому что важно. Мы должны быть в курсе всего, что есть. И мы должны быть компетентны в том, что будет завтра на улицах города.

Р. К.: Что будет с Садовым кольцом? Я имею в виду с троллейбусами.

Е. М.: Они будут.

Р. К.: Они пользуются популярностью?

Е. М.: Да. Сейчас пока в рамках реконструкции заменены, в конце августа они вернутся на уличную дорожную сеть. Порядка 30 тысяч человек, внутренним, внешним кольцом, я думаю, пользуются в день этим троллейбусом.

Р. К.: Я видел выделенные полосы на некоторых участках Садового кольца. Или уже сняли?

Е. М.: Пока, наверное, нет. Это была временно выделенная полоса, когда была станция "Бауманская" на ремонте. И мы тогда на протяжении 9 или 10 месяцев организовывали полуэкспрессный маршрут, от Курской до Бауманской. Это как раз элемент плановой компенсации, когда станция закрывается по каким-то причинам на ремонт.

Р. К.: "Спросите у слушателей, видели ли они нарушения водил Мосгортранса?"

Е. М.: У нас на задней части каждого автобуса висит телефон. "Я не нарушаю ПДД, не согласен - позвони". У нас в этом плане очень жёсткий контроль. И это работает. Эта та форма, которая очень эффективна.

Р. К.: Примем звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо вам за работу. Я сам работаю водителем. Но вот зарплата всё меньше. В маршрутках больше получают.

Е. М.: По зарплате вечный вопрос. Во втором полугодии мы нашли возможность премировать людей, которые не имеют нарушений ПДД и должностной инструкции. И сейчас повышаем заработную плату через какие-то доплаты, везде, где возможно, мы изыскиваем средства. А по поводу маршруток. Такой полумиф. Людей завлекают высокой зарплатой, но вопрос не в том, какую зарплату обещают, а кто сколько платит. И ближайшее время, думаю, чётко совершенно станет ясно, смогут ли эти частные компании, маршрутчики выполнить свои обещания либо не смогут. Пока я не вижу там ситуации. Несмотря на обещания, я пока не вижу, что там люди действительно получают другие деньги.

Р. К.: Слушатель пишет: "Да ладно, водители Мосгортранса очень аккуратные". А кто-то поблагодарил только за безопасность со стороны водителей.

Е. М.:

Мы сейчас находимся на историческом минимуме с точки зрения безопасности дорожного движения

Евгений Михайлов

С точки зрения количества ДТП и количества нарушений. Поэтому в этом плане работа ведётся огромная, мне очень приятно, что жители города видят, что люди работают у нас профессионально.

Р. К.: Пишет нам слушатель: "С осени по весну поддерживается в салоне температура в 23 градуса. В куртке в толпе ехать невозможно, задыхаешься. Пересмотрите нормы отопления. Часто водители быстро разгоняются и тормозят. Некоторых начинает укачивать. Тоже неплохо было бы решить эту проблему. Благодарю. В целом транспортно-пассажирская система всё больше нравится".

Е. М.: Температура это вопрос такой, один забежал с улицы, он в лёгкой куртке, он сел в автобус, из машины выскочил, например, он не привык, ему в автобусе холодно. Скорее бы температуру подняли. Кто-то наоборот, пришёл в шубе и валенках, зашёл в автобус, требует температуру опустить. Зимой. Часто видим эту проблему летом, даже ранней весной, конец марта, апрель. Когда вроде холодно, и реально на улице холодно. Но при этом, когда люди заходят внутрь, в автобусе становится жарко. И народ требует, например, включайте кондиционер. Это всегда вопрос субъективный. У нас есть регламент, есть нормы.

Р. К.: И водители все стараются соблюдать.

Е. М.: Конечно, есть человеческий фактор. Но у нас многоступенчатая система контроля, включая и очень сильный контроль со стороны города. Это то, что у нас мэр города запустил, и то, что реально работает, когда каждый человек может проинформировать. Сейчас очень легко по любому сбою, нарушению, если человеку кажется, что не включили кондиционер, едет не по расписанию, автобус неправильно сделан, какие-то лампочки не работают, про всё это очень быстро может написать. И мы разбираемся. Сейчас достаточное количество и телематики, и видеоматериалов, всего, чтобы видеть, имело место или не имело место нарушение.

Р. К.: А нет такого, что водители летом стараются экономить на расходе горючего, не включая кондиционеры?

Е. М.: Нет. Это разгильдяйство иногда. Как обычный человеческий фактор. А умышленной экономии нет.

Р. К.: "Не сталкивался с хамством водителей Мосгортранса, со своей стороны старался пропускать, когда в машине один, а их там много. Благодаря сидениям в трамвае зимой шикарно". Кто-то пишет: "А вы зайдите на любой сайт отзывов о работодателе, найдите Мосгортранс, почитайте, что пишут ваши водители".

Е. М.: Регулярно читаем, регулярно смотрим. У нас много достаточно людей. Но если посмотреть, пишут много, самих писателей мало. Мы понимаем, что всегда есть количество людей, которые и сами не работают. У нас есть водитель, который за три последних года 550 больничных дней. Он фактически не работает. Он учится, у него отпуск.

Р. К.: А как это?

Е. М.: Вот так. Всё время находится на больничном. Сейчас мы с ним разбираемся. Мы берём Фонд социального страхования. При этом он активно бузит, пишет, он всех засыпал жалобами о том, что с ним как с водителем плохо обращаются, его дискредитируют. Он фактически на работу выходит не чаще одной смены в месяц.

Р. К.: Сергей спрашивает, когда будет бесплатный Wi-Fi?

Е. М.: Бесплатный Wi-Fi стопроцентно будет на восьми тысячах машин до конца октября. На настоящий момент порядка 80% транспорта оборудовано бесплатным Wi-Fi. Можете пользоваться. И где-то в начале сентября подрядчики обещали их синхронизировать между собой, в том плане, что если вы зарегистрированы в сети Метрополитена, вам не надо регистрироваться в сети Мосгортранса, и наоборот.

Р. К.: Пишет слушатель: "Уберите турникеты в общественном транспорте, это задерживает движение".

Е. М.: Пока не уберём. Мы над этим много работаем. И, например, новые трамваи, где много дверей, работают без турникета. Но в остальном пока не уберём, потому что как только убираем, количество людей, которые платят за проезд, резко сокращается на 15-30%.

Р. К.: "Уберите интервалы с карты "Тройка", люди всё время ругаются".

Е. М.: Это тоже вопрос, который есть. Интервалы с карты "Тройка" необходимы для того, чтобы по билету "90 минут" не проходило бесконечное количество людей. Это механизм автоматический. И с точки зрения законодательства каждый человек должен иметь свой билет. Опять же вопрос не совсем к Мосгортрансу, вопрос, наверное, к Департаменту транспорта.

Р. К.: Слушатель пишет: "В автобусах, которые ходят в Новой Москве, постоянно очень сильно работают кондиционеры. После жары, улицы, дышать очень холодным воздухом вредно".

Е. М.: Опять же к вопросу о регламенте. К вопросу о том, что такое комфортная погода.

Р. К.: Пишет слушатель: "Всё придирки. В Саратове ни в одном автобусе нет кондиционеров. И ничего, всё нормально".

Е. М.: Кстати, это правда. Люди, которые приезжают из других регионов РФ, вообще не понимают московских проблем, связанных с общественным транспортом.

Р. К.: Зажрались мы тут.

Е. М.: Не то что зажрались, это принципиально другая история: принципиально другой уровень требований, принципиально другой уровень качества. Это, наверное, тоже неплохо.

Р. К.: Спасибо. Руководитель Мосгортранса Евгений Михайлов. Ждём вас снова.

В Теперь — голубой. Новый цвет наземного транспорта Москвы

А вы знали, что весь московский наземный транспорт в скором времени станет одного цвета? Цвет этот будет не темно-синим, как ожидалось, а голубым. Во всяком случае, так говорят в пресс-службе «Мосгортранса». Там мне пояснили, что первые 250 единиц подвижного состава, оформленные в новом фирменном стиле бренда «Московский транспорт», которые сейчас можно часто видеть в центре столицы, поступили в город еще до окончательного утверждения этого самого стиля и потому оказались темнее принятой позднее цветовой гаммы.

Итак - голубой. Первые автобусы в этом цвете появились на улицах в июле. Во всяком случае в Зеленограде. Возможно, в других округах они появились раньше или, наоборот, не появились до сих пор (во всяком случае фоток таких я еще не видел). Вот, как это выглядит (фото Василия Повольнова, Инфопортал Зеленограда , публикуются с разрешения автора ):


Скоро именно такого цвета будут все московские автобусы, троллейбусы и трамваи. В «Мосгортрансе» обещают, что специально ничего перекрашивать не будут - просто весь новый подвижной состав будет заказываться в таком виде, а перекраска старого будет производиться по мере износа кузовного лакокрасочного покрытия. Поэтому назвать конкретный срок, к которому весь наземный транспорт Москвы «оденется» в голубое, нельзя. Но про Зеленоград, например, известно, что к концу года в новом фирменном стиле будет оформлен каждый десятый автобус (29 из примерно 300).

Ну, как вам? Как по мне, так голубой, конечно, значительно лучше уныло-мрачного темно-синего.



Фото со страницы столичного департамента транспорта в Facebook

Вместе с тем, мне не совсем понятна острая необходимость смены цвета транспорта. О приведении к единому цветовому решению говорить не приходится, потому что 95% тех же автобусов в Москве и так одного цвета - бело-зеленого. Хочешь брендировать - ну, залепи свой логотип, придумай какую-нибудь цветографическую схему раскраски, но зачем менять цвет? Это же в каком-то смысле городская традиция. Насколько могу судить, трамваи в Москве исторически тяготеют к красному, троллейбусы к синему, про автобусы помню, что в моем детстве они были по большей части желтыми, но уже лет пятнадцать как постепенно перекрасились в бело-зеленые цвета.

Снова фото Василия Повольнова из Инфопортала Зеленограда

Еще более спорной мне кажется идея перекрасить весь наземный транспорт в один цвет (на метро бренд «Московский транспорт», кстати, тоже распространяется, но его поезда будут сине-бело-красными): автобусы станет труднее отличить от троллейбуса. Я не великий транспортный эксперт и не смогу сходу, сказать, какая практика принята за границей, но вот навскидку про два европейских города: Варшаву и Будапешт. В Варшаве весь наземный транспорт раскрашен в какие-то желто-красные цвета, но там нет троллейбуса, а спутать трамвай с автобусом сложно. А вот в Будапеште за каждым видом транспорта закреплен свой цвет: автобусы - синие, троллейбусы - красные, трамваи - желтые. По-моему, это явно более логично и нам следовало бы пойти по этому пути.

В нескольких комментариях к моим постам про новые маршрутки упоминались маршрутки в ливрее Мосгортранс. Я понял, что как раз их я и упустил в своих обзорах этого вида транспорта, хотя эти машины честно отработали уже 5 лет и на них были отработаны многие вопросы по переходу к цивилизованным перевозкам автобусами маленькой пассажировместимости.

1. Маршрутки на базе FIAT Ducato появились в Москве в 2010 году. Во всех новостях передавали о закупке Мосгортрансом у Соллерса 100 таких машин. Минибасы были сделаны специально под заказ Мосгортранс, а не допиливались напильником до состояния маршрутки из грузовых фургонов. Цивилизованные маршрутки потеснили на улицах ушатанные ГАЗели частников. Кстати, называть их маршрутками уже неправильно, это пассажирские автобусы малой вместимости.

2. Говорят, что FIAT запретил ставить свою марку на удлинённую длиннобазную машину, поэтому на них красуется эмблема СИЗ - Станкоинструментального завода в Елабуге, но это нормальная практика в автомобилестроении.

3. Вход в «маршрутку» расположен по центру, входить в нее удобнее, чем в стандартные машины, но расположение валидатора очень неудачно. Он как бы отвернут от входящего пассажира, что создает некоторые неудобства.

4. «Маршрутки» оборудованы кондиционерами и световыми табло указывающими маршрут движения. К оплате принимаются все виды московских транспортных и социальных карт.

5. Вы спросите, чем же отличаются новые голубые «маршрутки», которые стали появляться на московских маршрутах, от старых машин Мосгортранса. Многим!

6. Во-первых они принадлежат частным транспортным компаниям, а не городу. Требования, предъявляемые к ним условиями тендера, гораздо строже, чем к остальному городскому транспорту.

7. Во-вторых новые маршрутки отличаются своим оснащением. В них установлено 4 видеокамеры, детектор дыма, тахограф, система ГЛОНАСС, средства радиосвязи и система речевого информирования пассажиров. Представляете, в маршрутках объявляют названия остановок!

8. И еще. Фотографируя сегодня маршрутки я обратил внимание, как отъезжает от остановки "дикая" маршрутка одной из частных компании. Видите, дверь закрывается на ходу, причем водитель проехал с открытой дверью не менее 30-40 метров. Наверное сдачу отсчитывал:).