Работает бортовой. Как работает бортовой компьютер автомобиля. Облегчение проектирования и производства

Компьютеры стали обычным явлением в каждом современном автомобиле. Бортовые компьютеры контролируют существенные аспекты функционирования автомобиля, включая торможение и рулевое управление.

Они также отвечают за подвеску, приборы и работу мотора. Водитель и пассажиры не могут управлять установленными в машине компьютерами; их программы хранятся в ПЗУ(постоянных запоминающих устройствах) и не могут быть изменены.

Сначала компьютеры устанавливались в автомобилях, чтобы снизить загрязнение воздуха, после того, как правительство [США] выпустило законы, устанавливающие нормы выбросов выхлопных газов в атмосферу. Сенсоры в выхлопной трубе анализируют выбросы и передают информацию в микропроцессор. Микропроцессор, в свою очередь, регулирует эффективность сжигания топлива для снижения уровня вредных выбросов.

Сенсоры, где бы они ни устанавливались, собирают информацию о состоянии колес, тормозов и подвесной системы, чтобы обеспечить безопасную мягкую езду. Компьютеры могут осуществлять десятки мельчайших исправлений в секунду, постоянно приспосабливаясь к меняющимся условиям. Они предотвращают скольжение колес перед торможением. Компьютер регулирует уровень тормозной жидкости с тем, чтобы колеса продолжали вращаться. Компьютеры помогают смягчить тряску на неровной дороге, направляя давление на амортизаторы. Кроме того, компьютеры позволяют усовершенствовать автомобиль при помощи нововведений, таких как четырехколесное управление и бортовая навигация, которая осведомляет водителя о месте eft) нахождения и предлагает кратчайший путь в пункт назначения.

Контроль двигателя

Чтобы двигатель автомобиля заработал, в цилиндре смешиваются воздух и горючее, а затем смесь под давлением сжигается, выделяя энергию. Компьютер, используя данные о потоке воздуха, горючем, температуре в моторе и выхлопах, определяет наиболее эффективную смесь и количество горючего. Свечи зажигания тоже контролируются компьютером, который обеспечивает правильное таймирование. Компьютер делает постоянные поправки для каждой свечи и цилиндра, обеспечивая тем самым максимальную эффективность работы двигателя.

Контроль скольжения

Когда водитель нажимает на тормоз при скользкой дороге, неожиданное давление тормозов может вызвать стопорение одного или двух колес, то есть они перестают вращаться, хотя машина продолжает двигаться. Тяга прекращается, и водитель может потерять контроль управления. Сенсор вращения определяет, когда колеса должны застопориться. Компьютер при помощи насоса давит на тормоза со скоростью 10 раз в секунду, что ослабляет давление и позволяет колесам вращаться, тем самым предотвращая скольжение.

Амортизация ударов

Вес машины поддерживается колесами, пружинами и амортизаторами. Во время движения машину трясет, причем чем неровнее местность, тем сильнее толчки и удары. Сенсоры отмечают движения амортизаторов и регулируют давление с тем, чтобы обеспечить плавную езду. Когда груз в автомобиле не сбалансирован, к примеру, перегружен багажник, компьютер обеспечивает подачу воздуха в то место, куда это необходимо, чтобы поддержать уровень шасси.

Панель управления

Дисплеи компьютерных приборов придают автомобилю сходство с реактивным самолетом. Стрелочные приборы уступили место жидкокристаллическим дисплеям. Эти дисплеи проецируют данные прямо на лобовое стекло, освобождая водителя от необходимости отводить глаза от дороги.

Облегчение проектирования и производства

Имеющиеся стандарты связи сделали проектирование и изготовление автомобиля немного легче. Хорошим примером этого является упрощение приборов автомобиля.

Комбинация приборов собирает и отображает данные из различных частей автомобиля. Большая часть этих данных уже используется другими модулями в машине. Например, бортовой компьютер знает, температуру охлаждающей жидкости и оборотов двигателя. Контроллер знает, скорость движения автомобиля. Контроллер антиблокировочной тормозной системы (ABS) знает, если есть проблемы с ABS.

Все эти модули просто могут отправить данные на шину связи. Несколько раз в секунду, ECU будет посылать пакет информации, состоящий из заголовка и данных. В заголовке это просто число, которое идентифицирует пакет, либо скорость или показания температуры, и данные числа, соответствующего этой скорости или температуре. Приборная панель содержит еще один модуль, который знает, что нужно искать определенные пакеты - всякий раз, когда она видит, то он обновляет соответствующий датчик или индикатор с новым значением.

Большинство автопроизводителей покупает прибор полностью собранный из компонентов, спроектированный под характеристики автопроизводителя. Это делает работу по проектированию приборной панели намного проще, как для автопроизводителя и поставщиков. Легче сказать автопроизводителя поставщик каким каждого датчика будет определяться. Вместо того, чтобы сказать, что поставщик частности проволока даст сигнал скорости, и это будет различной напряжение между 0 и 5 V и 1,1 V соответствует 30 миль / ч, автопроизводитель может просто предоставить список пакетов данных. Тогда, несет ответственность автопроизводителя, чтобы убедиться, что правильные данные выводятся на шину связи.

Это проще для поставщиков для разработки приборной панели, потому что он не должен знать никаких подробностей о том, как скорость генерируется сигнал, или где она идет. Вместо этого, Приборная панель просто следит за коммуникационной шиной и обновлении датчиков при получении новых данных.

Эти типы стандартов связи делают его очень несложным для автопроизводителей в аутсорсинге разработки и производства компонентов: автопроизводителю не придется беспокоиться о деталях того, как каждый датчик или лампочка соединяется проводом приводом, и поставщиком, который делает приборную панели не беспокоиться о том, какие сигналы и откуда поступают.

Интеллектуальные датчики

Кластеры в настоящее время используются в меньших масштабах для датчиков. Например, традиционный датчик давления содержит устройство, которое выводит различные напряжения в зависимости от давления, приложенного к устройству. Как правило, выходное напряжение не является линейным, зависит от температуры и низкого уровня напряжения, которое требует усиления. Некоторые производители датчиков обеспечивают интеллектуальный датчик, который интегрирован со всей электроникой, наряду с микропроцессором, который позволяет ему читать напряжения, калибровка с помощью температуры компенсации кривые и цифровой выходы давление на шину связи.
Это уберегает автопроизводителя от необходимости знать все детали датчика, а также экономит вычислительные мощности в модуле, которые в противном случае должен были бы сделать эти расчеты. Это делает поставщик, который несёт ответственность за предоставление точной информации. Еще одним преимуществом смарт-датчика является то, что цифровой сигнал, проходя по коммуникационной шине менее чувствителен к электрическим помехам. Аналоговое напряжение проходя через провод может искажаться, когда он проходит определенные электрические компоненты, или даже от воздушных линий электропередачи. Коммуникационные шины и микропроцессоры также упрощают проводку через мультиплексирование. Давайте внимательнее посмотрим, как они это делают.

Компы стали обыденным явлением в каждом современном автомобиле. Бортовые компы держут под контролем значительные нюансы функционирования автомобиля, включая торможение и рулевое.

Они также отвечают за подвеску, приборы и работу мотора. Шофер и пассажиры не могут управлять установленными в машине компьютерами; их программки хранятся в ПЗУ(неизменных запоминающих устройствах) и не могут быть изменены.

Поначалу компы устанавливались в автомобилях, чтоб понизить загрязнение воздуха, после того, как правительство [США] выпустило законы, устанавливающие нормы выбросов выхлопных газов в атмосферу. Детекторы в выхлопной трубе анализируют выбросы и передают информацию в процессор. Процессор, в свою очередь, регулирует эффективность сжигания горючего для понижения уровня вредных выбросов.

Детекторы, где бы они ни устанавливались, собирают информацию о состоянии колес, тормозов и навесной системы, чтоб обеспечить неопасную мягенькую езду. Компы могут производить 10-ки мелких исправлений за секунду, повсевременно приспосабливаясь к меняющимся условиям. Они предупреждают скольжение колес перед торможением. Компьютер регулирует уровень тормозной воды с тем, чтоб колеса продолжали крутиться. Компы помогают смягчить тряску на неровной дороге, направляя давление на рессоры. Не считая того, компы позволяют усовершенствовать автомобиль с помощью инноваций, таких как четырехколесное управление и бортовая навигация, которая осведомляет водителя о месте eft) нахождения и предлагает кратчайший путь в пункт предназначения.

Рено. Бортовой компьютер . Как это работает после активации.

Рено-Логан, Рено_Сандеро,Рено-Дастер, Лада-Ларгус,Маршрутный компьютер, Бортовой компьютер ,

Что показывает бортовой компьютер ?

Петровский Автоцентр в рубрике "полезные советы" рассказывает о том, какую информацию показывает бортовой

Контроль двигателя

Чтобы двигатель автомобиля заработал, в цилиндре смешиваются воздух и горючее, а затем смесь под давлением сжигается, выделяя энергию. Компьютер, используя данные о потоке воздуха , горючем, температуре в моторе и выхлопах, определяет наиболее эффективную смесь и количество горючего. Свечи зажигания тоже контролируются компьютером, который обеспечивает правильное таймирование. Компьютер делает постоянные поправки для каждой свечи и цилиндра, обеспечивая тем самым максимальную эффективность работы двигателя.

Контроль скольжения

Когда водитель нажимает на тормоз при скользкой дороге, неожиданное давление тормозов может вызвать стопорение одного или двух колес, то есть они перестают вращаться, хотя машина продолжает двигаться. Тяга прекращается, и водитель может потерять контроль управления. Сенсор вращения определяет, когда колеса должны застопориться. Компьютер при помощи насоса давит на тормоза со скоростью 10 раз в секунду, что ослабляет давление и позволяет колесам вращаться, тем самым предотвращая скольжение.

Амортизация ударов

Вес машины поддерживается колесами, пружинами и амортизаторами. Во время движения машину трясет, причем чем неровнее местность, тем сильнее толчки и удары. Сенсоры отмечают движения амортизаторов и регулируют давление с тем, чтобы обеспечить плавную езду. Когда груз в автомобиле не сбалансирован, к примеру, перегружен багажник, компьютер обеспечивает подачу воздуха в то место, куда это необходимо, чтобы поддержать уровень шасси.

Панель управления

Дисплеи компьютерных приборов придают автомобилю сходство с реактивным самолетом. Стрелочные приборы уступили место жидкокристаллическим дисплеям. Эти дисплеи проецируют данные прямо на лобовое стекло, освобождая водителя от необходимости отводить глаза от дороги.

Бортовой компьютер на ВАЗ 2114: функции и принцип работы

Установленный бортовой компьютер ВАЗ 2114 появился в конфигурации этого автомобиля из серии «Самара-2» в начале двухтысячных годов. В базовой конфигурации он не установлен, но для его размещения есть номинальное место, и в качестве опции он выбирается почти всеми, кто покупает эту модель.

Бортовой компьютер ВАЗ 2114

В качестве штатных сотрудников Vaz 2114 установлены модели BC «Гамма», «Мультитроника», «Престиж», «Персонал», . Самое главное, что они совместимы с электронными блоками управления «Январь» или «ГМ», которые установлены на машине.

Функции бортового компьютера на ВАЗ 2114

На автомобилях российского производства бортовой компьютер представляет собой узкополосный электронный механизм, который получает информацию в основном от электронного блока управления (также называемого контроллером) и транслирует его на дисплее, а также предоставляет информацию о маршрутизации и транслирует различные аварийные сигналы,

Читайте так же

Функции борного компьютера

Основными функциями ВС на ВАЗ 2114 являются:

  • мгновенное определение основных данных о работе двигателя, таких как. температура в системе охлаждения; скорость вала; напряжение в бортовой сети; время воспламенения; в каком положении находится регулятор холостого хода; угловое положение дроссельной заслонки; массовый расход воздуха;
  • диагностика инжектора и выдача кодов ошибок с их декодированием;
  • уведомление водителя в визуальных и слуховых диапазонах о чрезвычайных и ненормальных ситуациях, связанных с работой двигателя или нарушениях запрограммированных параметров трафика;
  • расчет данных и предупреждение водителя об основных параметрах трафика. текущая и средняя скорость в цифровом изображении; остальное топливо в баке; расчет расстояния, которое можно перемещать на этом балансе с текущей скоростью; текущее время и прошедшее время с момента запуска двигателя; километров для поездки.

Существует аналогичный бортовой компьютер и дополнительные функции, обычно это программируемые параметры:

  • дополнительные корректировки основных функций;
  • информирование о сроках обслуживания;
  • уведомление о периоде обязательного страхования автотранспортных средств;
  • выполнение некоторых функций организатора;
  • Установка порога для охлаждающего вентилятора.

Принцип работы бортового компьютера ВАЗ 2114

Поскольку ВАЗ 2114 оснащен двигателями впрыска, бортовой компьютер на этом автомобиле выполняет более широкий спектр функций, чем обычный компьютер маршрута, который был основан на карбюраторных моделях. Весьма широкий спектр его деятельности посвящен диагностике и контролю работы систем и устройств двигателей. Он напрямую связан с ECU, который в первую очередь отвечает за безупречную работу электронной системы впрыска.

БСК ВАЗ 2113 2114 2115. БИ БСК не работает. Доработка. Правильное решение проблемы с индикацией.Блок

БИ БСК ВАЗ (Блок индикации бортовой системы контроля ВАЗ) Панель индикации ваз 2114 2113 2115 и блок индикации.

Читайте так же

Штатный бортовой компьютер 2114

Обзор штатного бортового компьютера Ваз 2113. 2115 Значения показаний маршрутного компьютера Как обнулить.

Принцип работы БК на ВАЗ 2114 основан на том, что это электронное вычислительное устройство:

  • принимает сигналы от диагностированных электронных датчиков двигателя через компьютер, отображает информацию об ошибках, которые произошли на дисплее, и при необходимости посылает управляющий сигнал на компьютер для настройки параметров отдельных систем;
  • принимает диагностику с устройств и систем, не контролируемых электронным блоком управления, и, если это сигнал тревоги, информирует водителя об этом, отображает соответствующие значки на дисплее, а также дает голосовое уведомление; если это сигнал, требующий вмешательства управления, BC после анализа данных отправляет обратный сигнал в соответствии с заранее сохраненной программой.

Как пользоваться бортовым компьютером ВАЗ 2114

  • Бортовой компьютер автомобиля представляет собой сложное электронное вычислительное устройство, которое выполняет более 500 функций, и поэтому для компетентного и полного использования всех своих возможностей необходимо внимательно изучить инструкцию по ее использованию, которая выдается вместе с ним в комплекте. Инструкцию лучше всего изучать в автомобиле с дисплеем, чтобы обеспечить полную видимость.
  • Наибольшее внимание следует уделить изучению значков и команд, выпущенных в критических ситуациях, угрожающих работе силовой установки, важнейших автомобильных систем и водителя.
  • На приборной панели узнайте, как работать с кнопками, с помощью которых управляются основные режимы работы BC.

Для каждой модели кнопки могут быть разных номеров, но функционально они делятся на следующие группы:

  1. «Маршрутный компьютер». отображает такие параметры, как топливные балансы; потребление бензина, текущий и общий; Средняя скорость; черный ящик;
  2. «Диагностический компьютер». в этом режиме можно проследить параметры работы всех датчиков, устройств и систем, с которыми БК имеет обратную связь; как правило, в этой группе могут быть такие команды, как «предварительный нагрев свечей зажигания при запуске в холодное время года», эту функцию также называют кратко «Плазма» и «Зимний запуск», в которой после поворота ключ зажигания в начале, «Плазма». Вентилятор в системе охлаждения включается на короткое время, чтобы разогреть электролит в батарее, все это облегчает запуск в холодную погоду;
  3. «Обслуживание». в этой группе команды программируются со времени следующего обслуживания, замены масла или фильтра;
  4. «Диагностика, системные ошибки». это отдельная группа, которая выводит коды ошибок в работе двигателя. Когда эти коды отображаются, необходимо проверить в соответствии с инструкциями ПК, установленными на машине, что означает этот код. Инструкции описывают все коды, запрограммированные на конкретном компьютере. После декодирования предпримите меры для устранения ошибки или перепрограммирования BC.
  • Если у вас есть внешний блок-программист, научитесь работать с ним и, при необходимости, установите необходимые параметры. Если у вас недостаточно собственных знаний и навыков, вам необходимо обратиться в сервисный центр, который установил эту опцию при покупке автомобиля в центре автомобиля или предоставляет услуги для этой модели бортового компьютера.

Поскольку на борту бортового компьютера не установлены бортовые компьютеры ВАЗ 2114, возникает вопрос: сколько стоит бортовой компьютер на ВАЗ 2114. В настоящее время выбор ВС очень широк и их цена колеблется от 2500 до 5000 рублей.

Статья о работе бортового компьютера в машине - виды компьютеров, особенности функционирования. В конце статьи - видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин.


Содержание статьи:

Современный автомобиль, «нафаршированный» всевозможной электроникой, с полной уверенностью можно назвать «компьютером на колесах». Различные микропроцессоры, программы и датчики призваны свести к минимуму так называемый «человеческий фактор» (ошибки человека-водителя) и сделать максимально удобным и комфортным эксплуатацию автомобиля.

И основная роль в электронном управлении автомобиля отведена «бортовому компьютеру», который является вычислительным устройством для считывания и обработки данных о работе основных систем и узлов автомобиля с последующим выводом результатов на экран монитора (или ЖК-дисплея).

Было время, когда бортовыми компьютерами оснащались только дорогие авто премиум-класса. Но технический прогресс не стоит на месте, и подобные устройства уже устанавливают серийно даже в недорогих автомобилях. Кроме того, в некоторых моделях, где «бортовик» не установлен заводом-изготовителем, его можно установить дополнительно. Ниже мы рассмотрим, какие бывают бортовые компьютеры, на что они способны и как они работают.


При разделении автомобильных «бортовиков» на виды, учитывается их назначение и функциональность, улучшающая работу систем автомобиля, и комфортность при его эксплуатации.

В соответствии с этим, бортовые автокомпьютеры могут быть:

  • Универсальными (карпьютеры).
  • Сервисными.
  • Маршрутными.
  • Управляющими.

Функционал и принцип функционирования автокомпьютеров


Этот бортовой компьютер (карпьютер) является неким гибридом и включает в себя следующий функционал:
  • персональный компьютер РС;
  • GPS-навигация через спутник;
  • телевизор;
  • плеер DVD.
Кроме того, в карпьютер может быть внедрен дополнительный функционал:
  • система датчиков с исполнительной механикой для работы парктроника;
  • система регулировки форсунок и опережения зажигания (для регулирования мощности и экономии топлива);
  • управление двухсторонней радиосвязью.
Универсальные бортовые автокомпьютеры (карпьютеры) управляются через сенсорные ЖК-экраны размером от 7 до 15 дюймов. В качестве дополнительной опции, к универсальному компьютеру возможно подключение присоединяемой клавиатуры.

На данный момент конструкции бортовых карпьютеров не стандартизированы (за исключением ЖК-мониторов: 1DIN, 2DIN, 1/2DIN). Вследствие этого конструкция системных блоков карпьютеров может различаться. Чаще всего, универсальный «бортовик» устроен так же, как и обычный персональный компьютер, с такими же основными узлами.

Разница только в том, что в «бортовиках» системный накопитель состоит из электромеханических винчестеров в формате 2.5 дюйма. Также в них используются твердые SSD-накопители или микросхемы с электронной флеш-памятью (в старых моделях).
Карпьютер, изъятый из своей автомобильной ячейки, может быть использован как обычный ПК, от источника электропитания 12В.

Бортовые автокомпьютеры универсального типа (карпьютеры) слабо интегрируются в электрическую сеть автомобиля и предлагаются отдельно, как дополнительная опция. Положительным моментом является то, что при поломке такого компьютера общий электронный функционал автомобиля не пострадает.


Универсальный «бортовик» несложен в эксплуатации и легко устанавливается как в простой инжекторный автомобиль, так и в дизель, а также с турбонаддувом. Еще одним плюсом этого универсального устройства является то, что при смене автомобиля не нужно приобретать новый бортовой компьютер, а для успешной переустановки старого «бортовика» потребуется только обновить программное обеспечение.


Узкоспециализированные (с минимальным набором функций) «бортовики-маршрутники» появились намного раньше, чем серийные автомобильные компьютеры «CarPC» от американской фирмы «Tracer», вышедшие на рынок в 2000 году. В то время, как узкоспециализированные «маршрутники» начали устанавливать на раллийных авто еще в 70-х годах прошлого столетия, в 90-х годах они уже прочно заняли свое место в серийной стандартной комплектации многих легковых автомобилей.

Основная обязанность маршрутного бортового автокомпьютера – высчитывать нужные параметры и отслеживать координаты автомобиля. В базовой конфигурации маршрутный «бортовик» не взаимосвязан с навигационной спутниковой системой GPS, однако в современных моделях автомобилей он способен совместно работать со спутниковым навигатором.


Кроме того, «маршрутник» оснащен графическим дисплеем с возможностью отображения на нем не только маршрутных данных, но и географической карты с указанием на ней месторасположения машины. При этом число отображаемых на дисплее параметров может быть увеличено.

Маршрутный компьютер считает, обрабатывает и выводит на экран следующие данные:

  • средний показатель скорости за конкретное время движения и за все время пути;
  • среднее потребление топлива;
  • продолжительность пути;
  • плановое время прибытия в указанный пункт;
  • сколько километров проехал автомобиль за все время поездки;
  • время простоя;
  • стоимость топлива, которое было израсходовано на передвижение;
  • потребление топлива в различных режимах передвижения (набор скорости, движение по инерции, торможение) и другие параметры.
Полученные и обработанные маршрутным «бортовиком» данные выводятся на символьный ЖК-дисплей или OLED-индикатор. Маршрутные «бортовики» для опциональной установки (в качестве дополнительной опции) имеют меньшую функциональность, чем уже установленные в серийно производящихся автомобилях. Чаще всего «маршрутники» работают совместно с управляющими и сервисными «бортовиками».


Довольно часто сервисный бортовой автокомпьютер называют «диагностическим». Данный «бортовик» является клиентским блоком общей диагностической системы, выявляющей системные и узловые неисправности, что существенно облегчает их устранение в сервисных ремонтных центрах.

В качестве самостоятельного устройства сервисный «бортовик» используется крайне редко. Как правило, диагностические функции выполняет системный компьютер, под управлением которого находятся узлы и механизмы автомобиля (по принципу работы маршрутного автокомпьютера).

Сервисный «бортовик» выполняет следующую работу:

  • диагностирует двигатель и сохраняет в электронной памяти код обнаруженной ошибки;
  • отслеживает состояние тормозов;
  • контролирует наличие масла в главных системах и узлах;
  • диагностирует электрическую сеть автомобиля.
При ремонте машины на СТС находящиеся в памяти автокомпьютера коды ошибок считываются сервером ремонтно-диагностической системы. После чего на основе считанных кодов принимается решение о целесообразности ремонта или настройки узлов и агрегатов.


Управляющий «бортовик» является главным блоком в системном электронном управлении. Самая распространенная конфигурация управляющего бортового компьютера – единая система с множеством разветвлений и цифровым специализированным функционалом. Реже встречаются варианты с несколькими независимыми цифровыми вычислительными блоками, с датчиками и исполнительной механикой.

Основная работа управляющего «бортовика» заключается в управлении:

  • форсунками;
  • зажиганием;
  • тормозной антиблокировкой;
  • автоматической коробкой передач;
  • скоростным режимом (круизный контроль);
  • климат-контролем.
Кроме того, управляющий бортовой компьютер контролирует рабочие показатели двигателя (охлаждение, число оборотов коленвала, давление масла), осуществляет корректировку напряжения в элекрической сети машины и зарядного тока для аккумулятора. Это устройство также аварийно сигнализирует о перегревании двигателя, перегрузках в электросети, превышении заданного скоростного режима, движении без фиксации ремней безопасности и т. п.

Управляющий «бортовик» устанавливается в автомобилях с бензиновыми моторами инжекторного типа, а также с дизельными агрегатами, кроме ДВС с карбюраторами.

Заключение

Бортовой автокомпьютер – это, прежде всего, полезная необходимость, которая повышает безопасность и дает возможность водителю своевременно выявлять возникшие неполадки и нештатные ситуации. Полезность данного устройства трудно переоценить, так как оно позволяет избежать множественной цепной поломки нескольких деталей и узлов, что сэкономит не только средства, но и время.

Что же касается сложности работы с автомобильными компьютерами, то здесь, конечно же, будет намного легче тем, кто знаком с работой обычного домашнего персонального компьютера. Другим водителям, не имеющим опыта работы с ПК, придется немного потрудиться и потратить некоторое время на изучение «матчасти».

Видео о бортовом компьютере для карбюраторных машин: