Психология вождения автомобиля в городе. Боюсь садиться за руль: Что делать? Мало, но часто

В наш век высоких технологий и скоростей уже очень трудно себе представить комфортную жизнь без наличия в семье хотя бы одного автомобиля. Гигантские пробки в мегаполисах подтверждают, что сегодня это самое востребованное и популярное средство передвижения. Многочисленные социальные опросы показывают неуклонное желание граждан обладать личным транспортным средством. Но в таком потоке как преодолеть страх вождения автомобиля?

Безопасность - превыше всего

Одного желания купить автомобиль мало. Для безопасной и продуктивной езды в современных дорожных условиях необходимо иметь хороший опыт вождения. От этого очень часто зависит не только жизнь самого автолюбителя, но и пешеходов - таких же участников дорожного движения, как и водители со своими авто.

Довольно часто люди, желающие приобрести автомобиль, сталкиваются с неожиданным препятствием... Это — боязнь вождения автомобиля. Подобное неприятное ощущение возникает по ряду причин, на которых хотелось бы акцентировать внимание в этой статье. Так же, с учетом мнения экспертов в этой области, попробуем разобраться, как победить страх вождения автомобиля.

Типичные боягузы

Популярная психология давно изучила и описала типичные ситуации, связанные со страхом пребывания за рулем. Оказывается, можно найти ответ на главный вопрос, как преодолеть страх перед вождением и боязнь дороги, порывшись в себе.

Условно разделим «боящихся» и их основные страхи и опасения за рулем на два вида. К первому относятся новички, которые только планируют сесть за руль, либо имеют крайне маленький опыт вождения, ограниченный курсами. Ко второму типу отнесем как раз опытных водителей, попадавших в ДТП или другие стрессовые ситуации на дорогах.

Волков бояться - в лес не ходить

Итак, обе группы этих людей объединяет именно страх вождения автомобиля. Нужно отметить, что всякого рода опасения отнюдь не влияют на их желание сидеть за рулем. Все равно в большинстве своем они садятся за руль. Однако длительный стресс боязни вождения может очень печально отразиться на общем психологическом состоянии таких водителей.

Из чего состоят страхи новичков? В основной своей массе они не могут знать реальных опасностей, которые таит в себе дорога. Поэтому их боязнь ничем не мотивирована. Скорее, это неуверенность в своих силах при управлении сложным агрегатом минимум в тонну весом. Она приходит из-за незнания некоторых азов вождения, на которые очень часто не обращают внимания в подготовительных школах.

Начинающим водителям

По мнению экспертов, первое, на что нужно обратить внимание новичков - умение полностью концентрироваться на дорожной обстановке. То есть все действия, которые вы производите в салоне, заставляя автомобиль двигаться, должны выполняться автоматически. Движения рук и ног необходимо четко отработать, чтобы не подключать дополнительное визуальное внимание. Проще всего этого добиться в автомобилях, оснащённых автоматическими коробками передач. Обучение вождению в такой машине позволяет водителю научиться контролировать дорожное пространство, не отвлекаясь на замысловатые комбинации, которые нужно выполнить для переключения скоростей (как это происходит в машинах с механической коробкой передач).

Ещё одна проблема всех начинающих, которая вызывает страх вождения автомобиля, - попытка контролировать все приборы на панели управления. На начальных этапах обучения это абсолютно не нужно, да и на более серьёзном уровне такой контроль необходим лишь частично.

Современные производители автомобилей, находясь в условиях жесткой конкуренции друг с другом и борясь за потенциального покупателя, прикладывают немало сил, чтобы чем-то отличиться в более выгодную сторону. Одной из таких активных конкурентных ниш является обустройство и оформление приборной панели. Чего только не придумывают дизайнеры, чтобы сделать внутреннюю эргономику авто более дружественной. Современная приборная панель переливается разноцветными огнями, графическими изображениями, столбцами нужной и ненужной водителю информации, которая выводится на дисплей бортового компьютера. Все это, безусловно, отвлекает новичка от главного - текущей дорожной ситуации.

В этом случае нужно помнить, что, находясь в учебной машине, вы по умолчанию не можете тронуться в путь с пустым баком или неисправным генератором. Да и скорость вам никогда не даст превысить инструктор, сидящий рядом. Поэтому, как бы вас не отвлекала приборная панель, примите совет бывалых - концентрируйтесь на дороге.

Размер имеет значение

Немаловажным фактором, который вызывает чувство неуверенности в управлении автомобиля, оказывается неправильное восприятие истинных габаритов вашего стального друга. Иными словами, водитель точно не знает, повернете ли авто в узкий поворот, проедет ли между двумя деревьями и т. п. С опытом это ощущение быстро проходит. Тут все дело в элементарной практике вождения. Чем больше вы будете времени проводить за рулем, тем скорее научитесь оценивать расстояния и размеры препятствий. И тогда вопрос, как преодолеть страх вождения автомобиля, останется в прошлом.

Ну и, конечно, чувство страха внушает возможное ДТП. Здесь, как ни банально это звучит, просто необходимо помнить правила дорожного движения и знать разрешающие и запрещающие знаки, а также строго соблюдать положенный скоростной режим. Если принять и понять все описанные ситуации, никакой боязни вождения вы испытывать не будете.

Что делать после аварии

Как преодолеть страх вождения автомобиля после ДТП, спросите вы?

Здесь однозначных и чётких советов, наверное, нет. Да и мнения людей, которые занимаются психологическими проблемами такого типа, довольно разные. Ведь подобный страх гораздо серьёзней, чем неопытность. Человек прочувствовал реальную угрозу своей безопасности, и последствия пережитого могут остаться в памяти навсегда.

Первое, что нужно рассмотреть, если страх перед вождением приобретён в результате ДТП, это возможность полного или хотя бы частичного отказа от использования автомобиля на некоторое время. Нужно прийти в себя, понять и осознать причины того, что произошло. Лучше всего обратиться за помощью к опытному врачу-психологу.

Если вы чувствуете в себе силы самостоятельно выйти из этой ситуации, то просто на время станьте пешеходом. Анализируйте свои действия, находясь, как говорится, по другую сторону баррикад. Со временем приходит осознание собственной ошибки и опять тянет за руль.

Есть и альтернативные советы экспертов: провести «работу над ошибками» и продолжать ездить в усиленном объеме, преодолевая появившиеся комплексы. Это своего рода шоковая терапия, которая помогла довольно многим.

Затратно, но эффективно

Принципиально другая, но очень действенная методика под названием «Как преодолеть страх вождения автомобиля» заключается в смене машины, с которой связаны неприятные воспоминания. Очень часто продают «неудачницу» для того, чтобы сесть за руль новой. Этот способ требует финансовых вложений, но, тем не менее, он позволяет избавиться от полученного стресса.

На свете нет абсолютно безопасных автомобилей. Зато есть острожные и опытные водители, которые проездили большую часть жизни без всяких неприятных впечатлений - чего и вам желаем.

98 80 011 3

Женщины ничуть не хуже могут водить машину, чем мужчины. Но в большинстве случаев, дамы более эмоциональнее, пугливей, чем представители сильного пола. Иногда девушка, даже успешно получив права, все равно остается пешеходом из-за назойливого страха перед дорогой и вождением.

Как же перестать бояться автомобиля и водить машину без страха?

Страх - это нормально

Если вы получили права, значит в любом случае должны уметь водить. А если все было сдано без знакомств, денег, взяток и тому подобного – значит водите вы вполне неплохо. Помните об этом. Но вы все равно боитесь. И это не просто нормально, а даже прекрасно.

Нормальный человек, который пробует что-то новое обязан волноваться и бояться.

Это признак его адекватности, вменяемости. Для управления машиной это очень важно.

Поверьте, боялись даже самые знаменитые гонщики, впервые самостоятельно сев за руль. Поэтому волноваться из-за того, что вы боитесь, и это ненормально, не стоит. Но попытайтесь сделать так, чтобы вы смогли управлять этим страхом. Не он должен быть выше вас.

Перед тем, как впервые сесть за руль самой, посетите психолога, поговорите, поспрашивайте у других женщин об их чувствах в первый раз.

Наверняка услышите, что они тоже боялись до дрожи в коленях. Даже муж или знакомый мужчина, хотя и не признается в этом, но тоже ужасно боялся, и впервые самостоятельно выехав, держался за руль обеими вспотевшими от испуга руками.

Вспоминайте об этом уже сидя за рулем, и вам будет немного легче.

Нужно побороть страх и сесть за руль!

Избавьтесь от страха

Если вы боитесь так, что не в силах даже сесть за руль, пересильте себя и идите на сиденье водителя. Просто садитесь, заводите машину и поезжайте. Не думайте о том, что вам страшно.

Пусть в первый раз с вами едет муж или друг. Но садиться ему нужно на заднее сидение.

Вы будете понимать, что в случае чего, он выручит. Но с другой стороны, сделать это сидя на заднем сиденье будет трудно. Он не сможет вывернуть руль или нажать на тормоз. Но присутствие родного человека вам придаст сил. В следующие разы не берите с собой никого. Присутствие опытного водителя на заднем сидении возможно раз, максимум – два.

Потом можете попросить мужа или друга ехать за вами на другой машине. Это тоже хорошая подстраховка. Но вы остаетесь с машиной один на один.

Изучите машину

Многие дамы боятся, что машина поломается не в городе, а где-то посреди оживленной или наоборот слишком пустынной трассы, возле леса или в глухой деревне. И никто не сможет им помочь. Но для того, чтобы вы не оказались в такой ситуации, изучите свою машину.

Не просто садитесь за руль, а попросите автомехаников рассказать вам, как менять колесо, почему машина может заглохнуть и что делать в непредвиденных ситуациях. Всегда имейте с собой запчасти, детали, запасное колесо и трос.

Даже если вы хрупкая женщина, все равно нужно знать простой ликбез, понимать свой автомобиль. И поверьте, когда вы изучите свою «ласточку», будете знать как она гудит, когда исправна, как она едет и что она хочет, вам станет не так страшно. Да и вообще, чувство того, что вы знаете, что у машины внутри и, что делать в случае поломки, сделает вас более уверенной.

Для уверенности всегда имейте номер хорошего автосервиса или чего-то наподобие «скорой технической помощи». Будьте уверены, что вам помогут.

Будет неплохо обзавестись знакомыми автомеханиками или друзьями, которые хорошо разбираются в машинах, чтобы в случае какой-то проблемы вы знали куда позвонить и у кого спросить.

Такие моменты здорово укрепляют веру в то, что все будет хорошо. Вы чувствуете себя защищенной.

Аптечка

Некоторые дамы боятся, что в пути им станет плохо, закружится голова, захочется в туалет или неожиданно начнутся месячные. И боязнь того, что девушка так и умрет посреди дороги от боли или одиночества, вгоняет в панику. Но этого делать не стоит.

Помимо стандартной аптечки, держите у себя в машине и «женскую». Положите туда обезболивающие, лекарства от сердца, успокоительные, много бинтов, ваты, спирта и антисептика.

Если боитесь аварий или того, что во время катастрофы на дороге умрете или вы или кто-то другой от потери крови, положите кровоостанавливающие таблетки, шприцы и ампулы с обезболивающими инъекциями.

Скорее всего, более серьезными препаратами вы пользоваться не будете. Но понятие того, что у вас есть самые необходимые лекарства должно вас немного успокоить. И конечно, не забудьте о прокладках, запасных колготках, белье, косметике, салфетках, туалетной бумаге. Берите всего по чуть-чуть для крайней необходимости.

Также, можно взять с собой медицинский справочник или короткое пособие по оказанию первой медицинской помощи. В дороге может всякое случится. Бывает, что такие справочники могут спасти жизнь. Не везде есть интернет. И найти в книге срочную информацию иногда быстрее.

От этого всего вам будет уже спокойнее.

Практика

Без хорошей практики можно бояться всегда. Поэтому просто набивайте руки, побольше катайтесь. И пусть сначала вы будете бояться, вам будет казаться, что езда на машине – не ваше. Скорее всего, через несколько дней, недель или может месяцев вы сможете перебороть себя.

Не надо выезжать в час пик в большом городе.

Для тренировки и опыта выезжайте утром или поздно вечером, для ночных тренировок выбирайте летние, светлые ночи. Также катайтесь в поле, на проселочных дорогах, там, где мало людей.

Если хотите ездить, можно выбрать деревню или маленький городок. Вместе с практикой уйдет страх. Не одна женщина избавилась от пугливости на дороге благодаря опыту.

Верьте в себя

Уверенная женщина не будет бояться за рулем.

Если вы по жизни лидер, умеете преодолевать трудности, скорее всего, страх перед машиной будет у вас присутствовать лишь на самом начальном этапе.

Поэтому, не только учитесь хорошо ездить, но развивайте себя, свой эгоизм, в хорошем смысле слова.

Если вы будете уверенной, сильной женщиной, вас не испугает ни руль, ни авто. К тому же, риск боязни машины снижается у тех дам, которые сами заработали на автомобиль.

Те девушки, которым подарили машину, чаще боятся.

Полюбите машину

Относится к ней как к подруге и помощнице, а не как к опасности, и вы перестанете ее бояться. Придумайте имя своей малышке, относитесь к ней бережно, и она вам ответит тем же.

Пусть машина для вас станет настоящей подругой, садясь за руль чувствуйте ее, не пытайтесь с ней бороться. Лучше подружитесь.

Настройтесь

Иногда никакие советы не помогают, женщина упрямо не садится за руль. Но никто вам не поможет до тех пор, пока вы не захотите помочь себе сами. Настройте себя на то, что не боитесь. Ведь вы умеете водить, не хотите никого травмировать во время езды, знаете свой город, аккуратная и острожная. Вы – умная и сильная женщина, которая может ездить не хуже мужчины.

Музыка

Чтобы было легче, возьмите в машину любимую музыку. Пусть ваша магнитола издает любимые для вас звуки, это отвлечет от страха. Но смотрите, чтобы музыка не отвлекала вас от дороги.

Хорошая музыка сделает поездку уютнее, приятнее. Вам будет легче.

Будьте спокойны

Женщины склонны к истерикам на дороге. Именно из-за свойства рыдать, закрывать лицо руками и бросать руль в ответственный момент над женщинами издеваются мужчины, считают их неспособными водить. Иногда дамы чересчур эмоциональны.

Чтобы избегать неприятных ситуаций, будьте всегда максимально спокойны и не теряйте самоконтроля. Если случилась неприятность на дороге: съезжайте на обочину, успокойтесь и решайте проблему.

Нет возможности съехать – остановитесь, включите аварийку и решайте проблему. В любом случае, всегда оставайтесь спокойной. Иначе, можете иметь много неприятностей.

Не водите авто на большой скорости

Не надо гнать на бешеной скорости, если пока боитесь ехать. Небольшой темп позволят вам чувствовать себя увереннее. Ведь в случае чего вы сможете быстро остановиться.

Но главное – не мешайте никому, водите авто так, чтобы всем было хорошо: и вам, и другим водителям.

На дороге все равны

Помните, что к женщинам всегда относятся снисходительнее. И если вас остановит полиция, или вы поцарапаете машину, спрос с вас будет меньше, чем с мужчин. Это должно вас несколько успокоить. К тому же, вы всегда сможете улыбнуться, подмигнуть, сделать все те хитрости, что может делать дама. Но самое главное, помните, закон один для всех, как и правила дорожного движения. Не нарушайте, и тогда можно избежать многих неприятностей.

Знайте все

Прежде чем выехать на дорогу одной, будьте уверенны, что вы к этому готовы теоретически. Знайте все. Все правила и пункты с дорожного движения. Хотя многие утверждают, что это не так уж и важно, для начинающего водителя – это не так.

Пусть у вас от зубов отскакивают все-все правила. Вызубрите их. Таким образом вы не сделаете элементарных ошибок. И хотя это скорее всего, не избавит вас от страха, но осознание того, что вы знаете все, сделает вас намного увереннее.

К тому же, знайте, что хотя вы и женщина и многое вам простить можно, не нужно одевать колготки, пить кофе, красить губы и писать смс, когда водите машину.

Многие будущие водители испытывают чувство страха перед автомобилем. Каждая поездка им представляется опасным, чуть ли не на грани жизни и смерти мероприятием. Разумеется, в таком психологическом состоянии очень трудно осваивать премудрости вождения.

Как же побороть страх? Об этом мы и поговорим в данной статье.
Выраженное нервно-психическое напряжение водителя во многом обусловлено осознанием того, что автомобиль сам по себе представляет собой средство повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

На самом первом этапе овладения водительским мастерством самой большой (по сути, основной) психологической проблемой является то, что учащийся автошколы постоянно, с первого дня обучения и до последнего дня - дня сдачи экзамена в ГИБДД - находится в состоянии стресса. Это вызвано целым рядом причин:
1. Получение удостоверения на право управления транспортным средством очень важно для повышения уровня жизни (продвижения по карьерной лестнице, повышения социального статуса, облегчения решения бытовых вопросов) - вследствие этого пугает сама мысль, что окончить автошколу, получить права и научиться водить автомобиль по каким-либо причинам не удастся;
2. Каждый из учащихся неоднократно видел на дороге (по телевизору, в газетах, на плакатах) последствия ДТП, в т.ч. тяжелые, с человеческими жертвами. Осознание того, что он сам может явиться участником, жертвой, а еще страшнее — виновником ДТП является само по себе сильнейшим стрессором. Ситуация усугубляется в тех случаях, когда в силу своей социальной незрелости человек не может в полной мере осознать и принять на себя груз ответственности за совершаемые им поступки.
3. Многие автошколы не имеют достаточно средств на обновление материальной базы, экономят на тренажерах и автомобилях. Учащиеся садятся за руль автомобиля и выезжают на дорогу без тренажерной подготовки, на старых автомобилях — вследствие этого с первых же практических занятий за рулем автомобиля им приходиться решать сразу несколько сложных задач, опыта решения которых они не имеют.
4. Недостатки в методиках обучения приводят к тому, что учащийся остается один на один со своими проблемами - преподаватели и инструкторы, имеющие большой опыт вождения автомобиля, просто забыли, какие чувства они сами испытывали, обучаясь водить автомобиль, не понимают и не учитывают в процессе обучения страхов и других психологических проблем учащегося.

И если на теоретических занятиях в классе учащиеся чувствуют себя более-менее спокойно, то выезд в город после двух-трех занятий на площадке становится для многих из них настоящим стрессом. Необходимость согласованных действий сразу несколькими механизмами - рулевым колесом, рычагом переключения передач, указателем поворотов, педалями сцепления, тормоза и газа, наблюдения при этом за быстро меняющейся дорожной обстановкой, за светофорами, за дорожными знаками и разметкой, за автомобилями других участников дорожного движения, движущимися в различных направлениях, за показаниями приборов на приборной панели (причем иногда в сложных погодных условиях, на скользкой дороге, в дождь и в снегопад, и т.п.) — для психики новичка все это становится тяжелым испытанием. И пока не наработается достаточная степень автоматизма в действиях учащегося, пока он не начнет чувствовать габариты автомобиля, не научится более-менее уверенно перестраиваться и совершать другие маневры - каждая посадка за руль автомобиля будет оставаться для него стрессовой ситуацией.

Инструктор, сидящий рядом, конечно же, знает о том, какие чувства испытывает новичок - он наблюдает проявления этих чувств практически у каждого. Но, не являясь психологом, не умеет, да и не считает нужным выводить учащегося из этого состояния. Действия наставника сводятся, по сути, к подсказкам и подстраховке, к готовности в случае кризисной ситуации взять управление автомобилем на себя. Присутствие рядом инструктора оказывает некоторое успокаивающее воздействие на учащегося, уверенность в опытном человеке рядом помогает ему более адекватно оценивать дорожную обстановку и действовать соответственно.

Но у этого явления есть и обратная сторона. Очень часто в автошколах сталкиваются с тем, что учащийся, у которого на последних занятиях начинает получаться практически все, который чувствует себя за рулем довольно уверенно и спокойно, экзамен в ГИБДД с треском проваливает. Причиной этого являются тревога, волнение и страх, от которых он, казалось бы, уже совершенно избавился. Объяснить причину того, что с ним происходит, учащийся не может, у него пропадает вера в себя, падает самооценка, он испытывает сильный стресс.
Объясняется это тем, что состояние уверенности, которое начинает испытывать учащийся, и которое помогает ему грамотно действовать за рулем, пока еще основывается не на личном опыте, а ассоциируется с присутствием рядом человека, который поможет справиться с трудной ситуацией. Даже если этот человек просто сидит и молчит, одно его присутствие действует успокаивающе. Когда теряется связь с этим человеком, теряется и состояние уверенности и спокойствия. Психологам хорошо известен этот эффект, являющийся своего рода условным рефлексом, существуют методики устранения его негативных проявлений.

Вот несколько приемов, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса:

1. Ауторегуляция дыхания.
В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.
Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем лишь следующие выводы:
- С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.
- При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.
- Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.
- Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.
- Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм.
- От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.
- Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

2. Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

3. Минутная релаксация.
Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

Далее рассмотрим технику, которая часто применяется для устранения последствий психотравмы, вызванной дорожно-транспортным происшествием. Желательно выполнять ее под руководством психолога, владеющего данным методом (НЛП-практика), но можно попробовать делать ее и самостоятельно.
1. Представьте, что вы находитесь в кинотеатре. Постарайтесь увидеть себя в черно-белом изображении на экране за каким-то нейтральным занятием.
2. Постарайтесь как бы «отделиться» от себя и увидеть себя, смотрящего на экpан.
3. Оставаясь в том же положении, посмотрите на экран, где идет черно-белый фильм, в котором вы испытываете то переживание, которое хотите «нейтрализовать».
4. Закончив наблюдение за собой как за героем фильма, когда все снова уладится, «остановите» фильм, «войдите» назад в свое «изображение на экране», представьте его в цвете и очень быстро «прокрутите» фильм назад. В результате у вас сложится впечатление, что вы смотрите фильм с собственным изображением, в котором время идет в обратном напpавлении.
5. Проверьте полученный резyльтат: для этого вспомните о случившемся и обратите внимание на то, можете ли вы теперь думать об этом более спокойно.
Если можете, то вы добились желаемого эффекта. Если нет — повторите процесс или обратитесь за помощью к специалисту.

По статистике, больше 50% девушек, получивших водительское удостоверение - больше никогда не садятся за руль автомобиля. Все ограничивается вождением учебной машины в тандеме с инструктором по проверенным дорогам со скоростью 40км/час.

Почему так происходит? По каким причинам выражение «хочу водить, но боюсь» - все чаще имеет утвердительную форму? Как перестать бояться водить машину и стать полноправным участником дорожного движения – психология переживаний, их детальный разбор и целостное искоренение.

Боязнь вождения машины – психология возникновения страхов

Как и во время обучения на права, в схватке со страхами первоначально необходимо понять теорию – причины, затем приступить к практике – применять советы в жизни.

1. Страх неизвестности

Боязнь водить машину в зрелом возрасте – вполне объяснимо полным психологическим созреванием. Как ни крути, после этой отметки человек максимально чувствительно относится к окружающему миру. Более трепетно взаимодействует с другими людьми, понимает всю ответственность совершенных им поступков.

Любая непредвиденная ситуация воспринимается, как бесконтрольное будущее таящее в себе опасность. Вождение автомобиля в плотном городском трафике – кажется неподвластным действием. А представление этой ситуации приводит в шок, надежно закрепляя страх вождения в вашем мозге.

2. Синдром отличницы

Либо хорошо, либо никак! Получается – никогда и на общественном транспорте.

Этакий перфикционизм, желание делать все по максимуму – крайне часто становится «камнем преткновения» в процессе обучения водительскому искусству. Первые неудачи на дороге, сигнал клаксона от других участников движения, пронзительные агрессивные взгляды из машин проезжающих автомобилистов – гаечки, навсегда закрывающие дверь в мир вождения.

3. Боязнь выглядеть глупо

Продолжение, подкрепляющее предыдущие два страха. Так сказать, «шлифовка» опасений сесть за руль.

Уверены, вам кажется, что только опытные водители, прошедшие курсы «Формулы 1» обитают на наших дорогах. Если разворот, то очень быстро и маневренно, перестроение – ловко и максимально точно. Движение в узком пространстве? На скорости, мчась в сантиметре от рядом стоящих машин.

Куда вам до них, ведь с вашей скоростью и навыками со стороны вы выглядите, как ребенок, ведущий первый в жизни велосипед. А что, если при таком медленном и аккуратном движении вам кто-то посигналит?

Все пропало. Вы готовы провалиться сквозь землю, ведь уверены, что водитель в том автомобиле уже собрал всю нецензурную лексику. Причем, адресуя ее прямиком вам.

4. Опасение убить человека

«Автомобиль – это средство повышенной опасности» - так начинаются практически все книги, посвященные обучению ПДД. Такая мантра откладывается на подсознательном уровне, возбуждая новые рычаги страхов перед вождением авто.

Что вы будете делать, если вдруг что-то произойдет? Лучше сразу отказаться от таких рисков, пускай рискуют другие, а вы будете с другой стороны баррикад. Тем самым пешеходом!

5. Фобия повредить свое и чужое авто

Ладно свое, а вдруг, чужое! Это же сколько проблем и разбирательств будет впереди. Тем более, что делать, если такое случится? Как дозвониться до ГАИ и «оформить» аварию? И вообще, нужно ли ее регистрировать?

Вот уж точно гарантированно, когда передвигаешься на трамвае таких проблем не возникнет.

Усугубление страхов на психологическом уровне – YouTube и «бабы за рулем»

Узнали себя в нескольких пунктах или вовсе, собрали все воедино? Точно уверены, что вождение автомобиля – «не ваше дело» и проще вообще не садиться за руль, чем преодолевать такое количество страхов?

Уверены, придерживаясь советов, которые мы предложили ниже – от всех тревог не останется и следа. Ведь нужно понимать, что все это надуманное действо, надежно закрепленное в наших головах с самого детства.

Помните, как все подтрунивают над женщинами за рулем, пытаясь вставить искрометные шутки о женском вождении в любую программу или развлекательный ролик? А чего стоят анекдоты и целые подборки на YouTube «бабы за рулем»?

Вся эта информационная атака, в совокупности с «осторожным» женским мозгом – дает подобный эффект. Согласитесь, в век технологий, упрощенной системой вождения автомобиля, различными девайсами, вставленными в современные машины – нет необходимости переживать все это.

Пора выбираться из ямы страхов и действовать вопреки своим переживаниям. Тем более, от них не останется и следа после пары недель практики.

Как побороть страх водить машину женщине – практические советы

1. Понимание и принятие – у себя «в коконе»

Крайне важно осознавать, что все ловушки, включая страхи неизвестности и порицания со стороны других водителей – лишь ваши зажимы, сидящие только у вас в голове.

Готовы поспорить, тот водитель, который посигналил вам на перекрёстке – посигналил бы и самому опытному участнику дорожному движения. Такой вот торопыжка. Это вовсе не связано с тем, что вы новичок. Тем более, что водители вокруг этого даже не знают.

Понаблюдайте за потоком машин вокруг. Все сидят внутри своего авто. Слушают радио, пьют кофе или общаются с пассажирами. Им нет никакого дела до новичка на дороге. Они не хотят вас прижать, унизить или проучить. Единственное, что они контролируют – собственную безопасность и сохранность своего авто.

Преодолевая страх вождения, начните именно с этого пункта. Причем, будучи пешеходом. Просто позаглядывайте в проезжающие авто и реакцию водителей друг на друга. Убедитесь, что они не «тыкают пальцем» в других участников дорожного движения.

2. Предупреждение

Постарайтесь обезопасить себя и наклеить предупреждающий знак «новичок» на заднее стекло машины. В этом нет ничего зазорного, тем более, что по правилам он необходим для тех, чье водительское удостоверение моложе двух лет.

К слову, такой знак редко, кто замечает. Но, уверены, вам будет спокойнее.

3. Мало, но часто

Возьмите за правило ежедневно садиться за руль и проезжать некоторый путь, постоянно увеличивая расстояние. Мозгу необходимо осознать, что вы водитель и именно вы управляете транспортным средством.

4. Представление

Старайтесь как можно чаще представлять себя за рулем. Воображайте, что вы совершаете путешествия на длительные расстояния, ловко маневрируя в плотном потоке машин.

Это упражнение так же поможет преодолеть страх вождения машины, заставляя разум избавиться от разных зажимов и надуманных фобий.

5. Говорите о себе

Рассуждайте о вождении, будто вы опытный водитель. Внушайте себе уверенность в своих силах, а поправку на необходимость проработки навыков - аргументируйте будущем временем.

6. Узнаваемые места

Старайтесь водить по знакомым «тропинкам». Выезд на незнакомые трассы в первый период обучения – чреват пробуждением новых страхов на фоне каких-либо оплошностей. Ведь их гораздо проще совершить на незнакомой дороге.

7. Берите партнера

Если есть возможность пригласить подругу, сестру или сохраняющего спокойность мужа – сделайте это. Поразительно, но человеку гораздо проще переживать волнение в компании с близкими людьми.

8. Медленная езда

Возьмите за правило ездить медленно. Лучше несколько отставать от потока, чем наделать массу ошибок, влекущих за собой рождение новых страхов. К слову, при возникновении аварийной ситуации, неспешная скорость даст фору и время для обдумывания действий.

9. Отключите фантазию

Не представляйте себе сложные дорожные ситуации, которые могут возникнуть на пути вашего движения, которое планируется в будущем. Все намного проще. Помните, что ваш же мозг транслирует вам эту информацию на основе собранных годами страхов.

10. Не включайте музыку, не разговаривайте по телефону

Добавляйте эти опции по мере обучения. На первоначальных этапах крайне важна максимальная концентрация внимания и продумывание своих действий.

Психологи утверждают, что имеющийся страх перед вождением – гораздо лучше, чем его полное отсутствие. Волнения характеризуют человека, как ответственную личность, отдающую полный отчет в происходящем. У таких водителей максимально снижен риск аварий по халатности или патовых ситуаций из-за чрезмерной уверенности. Стоит только сдвинуться с «точки», как все сразу же пойдет по маслу.

Автомобильных страхов не много , и от каждого из них существует противоядие:

  1. Боюсь ездить в машине как пассажир. Особенно на переднем сидении.
    Типичный страх человека, который привык все контролировать. Кстати, присущ многим летчикам, которые ненавидят летать как пассажиры на самолетах, а также не любят аттракционы наподобие чертового колеса или американских горок. Как раз в этом случае за рулем тебе будет намного спокойнее, чем в кресле пассажира.
  2. Боюсь встречного транспорта. Мне все время кажется, что мы не разъедимся.
    Это потому, что ты еще не чувствуешь габаритов автомобиля, как свои собственные. Немного опыта — и ты избавишься от этого страха, который свойственный всем начинающим автомобилистам без исключения. А пока можешь немного подтормаживать, если на двурядной дороге тебе навстречу несется огромный грузовик. Только не забывай при этом посматривать в зеркало заднего вида.
  3. Боюсь, что сделаю что-то не так, и автомобиль выйдет из-под контроля.
    Для борьбы с этим страхом есть одно проверенное средство: изучать механическую часть авто. Звучит скучно, но если четко знать, что происходит внутри машины, когда ты выжимаешь сцепление или давишь педаль тормоза, то страх проходит естественным образом. Но если машина кажется тебе каким-то черным ящиком с таинственными и непостижимыми процессами, которые происходят внутри, открывай инструкцию к своему «скакуну».
  4. Боюсь, кого-то сбить или попасть в серьезное ДТП.
    Записывайся на курсы контраварийного вождения. Как говорят руководители курсов: «В автошколах учат вождению, а мы учим управлению автомобилем». А вообще-то этот страх проходит приблизительно после первых пяти тысяч наезженных километров. Ты осознаешь, что в состоянии контролировать свою машину и предусматривать действия других участников движения.
  5. Боюсь, что остальные водители ненавидят меня, глядя, как я пропускаю все машины на перекрестке или пристраиваюсь в «хвост» трактору, поскольку не знаю, как его обогнать.
    Эмоции других водителей — их личное дело. Если ты не нарушаешь правила дорожного движения, ты имеешь полное право ездить настолько осторожно, насколько тебе подсказывает твой инстинкт самосохранения.

Парное катание

В те счастливые дни, когда ты еще не боялась водить и свободно рулила на второй передаче по родному двору, рядом с тобой сидел кто-то опытный и надежный: папа, инструктор, муж или просто приятель. Ас, который знает о машинах все. И наивно считает, что может передать свои сакральные знания другим. Не может. То есть он, конечно, расскажет тебе, как начинать движение и подтормаживать. И укажет на типичные ошибки. И дернет за ручник, в случае чего. Но он также будет контролировать за тебя ситуацию на дороге. А ты будешь контролировать его и свои действия. Но никак не дорогу. На дорогу тебя просто не останется. Если ты, конечно, не Александр Македонский, который, по слухам, мог руководить сразу пятью полками, причем всеми одновременно и независимо друг от друга.

Начинать ездить без «второго пилота» нельзя. Главное, чтобы он не стал первым. Иначе ты будешь останавливаться не на знак «stop», а на крик инструктора: «Куда ты прешь, ты что, знак не видишь?! « Очень быстро выработается условный рефлекс: делать то, что скажет инструктор, вместо того, чтобы принимать решение самой. А главным заданием будет не столько безопасное движение из пункта «А» в пункт «Б», сколько желание угодить тому, кто сидит с правой стороны.

В этом делу независимый инструктор с большим опытом учебы вождения значительно лучше родного человека с большим опытом просто вождения.