Проверка состояния задних тормозных колодок и барабанов. Как проверить тормозные колодки? Подскажем как определить состояние и степень износа тормозных колодок

От состояния тормозной системы зависит очень много, в первую очередь безопасность водителя, а также сохранность самого транспортного средства. Одной из важнейших составляющих любой тормозной системы являются тормозные колодки, которые взаимодействуя с диском, выполняют торможение колес автомобиля.

  1. Появление металлической пыли. Во время торможения колодки истираются и это нормально, при этом на дисках образуется небольшой налет пыли темного цвета. Если пыль стала светлого цвета, блестит на солнце, а при более детальном изучении обнаружилось, что это металлическая пыль, можно предположить, что тормозной слой колодок истерся до металла. Если не выполнить немедленную замену, можно безвозвратно уничтожить тормозные диски. Кроме того, эксплуатация автомобиля с такими колодками недопустима, так как эффективность тормозной системы будет катастрофически низкой. Это опасно для жизни и чревато ДТП, помните об этом!
  2. Провал педали и блокировка колес. Если вы во время очередного нажатии на педаль тормоза заметили, что педаль тормоза проваливается (уходит глубже), а само торможение стало не таким как раньше, можно предположить, что колодки порядком износились. То же самое можно сказать в случае если при легком нажатии на тормоз, колеса моментально блокируются. Такое явление обусловлено критическим износом фрикционного слоя, в результате которого торможение происходит от трения металлических поверхностей диска и колодки друг о друга. При таком явлении на колесном диске также будет видна металлическая стружка.
  3. Самый эффективный способ проверить износ тормозных колодок - визуальный осмотр. Он позволит понять насколько колодки изношены, и нужна ли их замена. Для этого тормозные колодки необходимо демонтировать и оценить их состояние. Следует убедиться, что на колодках нет трещин, больших борозд, неравномерного износа, а также других дефектов. Также следует измерить остаток тормозного слоя, его толщина должна быть не меньше 2-3 мм. Если при осмотре вы заметили какие-то дефекты или чрезмерный износ, произведите замену колодок.

  1. Чтобы избежать преждевременного износа колодок, старайтесь не использовать педаль тормоза без особой надобности. Не разгоняйтесь на коротких отрезках и тогда, когда вы точно знаете, что через несколько десятков метров вам придется тормозить. Это повышает износ колодок и сокращает срок их службы, а также срок службы тормозных дисков.
  2. Покупайте только качественные запчасти, желательно оригинальные. Следите за совместимостью деталей, не рекомендуется покупать тормозные диски одного производителя, а колодки другого. Состав колодок и дисков у каждого производителя свой, поэтому разные материалы могут конфликтовать. В результате возможна некорректная работа ТС, появление разных звуков, а также повышенный износ дисков и колодок.
  3. Регулярно следите за состоянием колодок, дисков, и всей тормозной системы в целом. Это можно делать самостоятельно или воспользовавшись услугами СТО.
  4. Покупайте колодки с индикатором износа. Благодаря специальному индикатору износа, который представляет собой обычный металлический штырь, можно следить за состоянием колодок. Как только колодка сотрется до критического уровня, металлический штырь начнет касаться тормозного диска. В результате, во время торможения из-за трения металла о металл, появится металлический свист, который и будет признаком того, что вам пора заменить колодки.

На этом, пожалуй, буду заканчивать, следите за тормозами и вовремя производите замену тормозных элементов, от этого зависит ваша безопасность, а также безопасность остальных участников дорожного движения. Напишите в комментариях, как вы следите за степенью износа колодок, а также по каким признакам оцениваете необходимость их замены. Спасибо за внимание, до новых встреч на . Пока.

Торможение автомобиля происходит в результате трения тормозных колодок его колес о диски. Происходит это в тот момент, когда водитель нажимает соответствующую педаль. Зачастую мы свами даже не задумываемся об их состоянии, и лишь только тогда когда начинаются проблемы – обращаем на них внимание. Со временем эти элементы изнашиваются, это вполне нормально, ведь колодка специально делается из более мягкого материала, чем диск, чтобы износ присутствовал у нее. Однако ничего хорошего такое «стирание» не несет, вам нужно четко понимать и «видеть» признаки основных элементов торможения, иначе безопасность движения падает …


При трении ухудшается состояние колодок. Продолжительность этого процесса зависит от стиля вождения: у приверженцев быстрой езды такие запчасти изнашиваются быстрее, у любителей ездить спокойно – медленнее.

В среднем рекомендуется проводить замену этой детали тормозной системы после каждых 10-12 тысяч километров пробега. Но иногда эта часть системы торможения автомобиля изнашивается намного быстрее. Именно для этого необходимо знать о том, какие существуют основные признаки износа тормозных колодок.


Косвенные свидетельства износа

Все свидетельства того, что эта деталь автомобиля приходит в непригодность, можно условно поделить на две группы: косвенные и непосредственные.

Косвенные признаки определить можно даже не выходя из салона автомобиля.

Современные модели таких автодеталей оснащаются так называемым «индикатором изнашивания». Это – полоса металла, что установлена ниже фрикционного материала.

Когда основная часть этого материала истирается, приходя в степень непригодности, торможение еще присутствует, однако уже не такое эффективное, как нужно. При этом во время нажатия на педаль тормоза появляется скрежет, свист и прочие посторонние звуки.


Если же в них не имеется такого индикатора, посторонние звуки становятся основным признаком износа колодок системы торможения, когда они приходят к практически полной непригодности.

Еще одним важным свидетельством проблем со всей системой торможения является увеличение усилия, которое необходимо прилагать при нажатии на соответствующую педаль, а также значительное увеличение пути торможения.


Появление легкой вибрации и биения педали при нажатии является свидетельством попадания между самой колодкой и диском частиц грязи. Обычно это приводит к их быстрому разрушению. Но следует отметить, что подобное также могут появляться и в случае проблем с цилиндрами этой системы, изнашивании суппорта и ступицы.

Признаком износа только одной из тормозных колодок является занос авто в одну сторону во время осуществления торможения. При резкой остановке даже на сухом дорожном покрытии могут происходить заносы или даже раскручивание машины.


Основным признаком последней стадии износа тормозных колодок является та ситуация, когда при отпускании педали она не возвращается в первоначальное положение. Это происходит как результат почти полного истирания фрикционной накладки: происходит сильный нагрев металла, что приводит к его прихватыванию до диска.

Следует отметить, что любое косвенное свидетельство износа части системы, обеспечивающей торможение, может также быть результатом выхода из строя какой-то другой детали: диска, ступицы и тому подобного.


Точно определить общее состояние можно при визуальном осмотре – в процессе этого определяются непосредственные признаки износа тормозных колодок.

Непосредственные свидетельства износа

Чтобы не подвергать опасности автомобиль и водителя вместе с пассажирами, при обнаружении любого из вышесказанных признаков поломки этой автомобильной детали рекомендуется сразу же отправляться на СТО за профессиональной помощью. Там, проведя визуальный осмотр, специалисты смогут точно определить, требуется ли замена запчасти этой системы транспортного средства.

Но при необходимости визуальный осмотр можно провести и самостоятельно. В таком случае следует обратить внимание на внешний вид, ведь именно по нем можно определить признаки износа тормозных колодок. Среди них:

  • Снижение толщины фрикционной накладки до установленного производителем детали значения.


  • Механические дефекты фрикционной накладки – наличие трещин, впадин, сколов и тому подобных повреждений.
  • Снижение толщины диска этой системы ниже минимального значения. Этот показатель, как и толщины фрикционной накладки, измеряется микрометром.
  • Трещины на диске.
  • Наличие выступающего бортика на наружном крае детали.


  • Присутствие сколов и глубоких повреждений на накладке и самом основании.
  • Перекос диска.
  • Наличие на дисках угольного налета, который является свидетельством начала разрушения поверхности.

Ну и, наконец, самый последний признак того, что тормозные колодки нуждаются в незамедлительной замене – наличие под колпаком колеса темного налета с вкраплениями металла. Это является следствием того, что фрикционные накладки полностью стерлись и началось истирание самого основания запчасти.

При наличии любого из вышесказанных свидетельств проблем с этими деталями следует незамедлительно проверить состояние всей системы торможения и при необходимости – провести их замену, поскольку от этого напрямую зависит безопасность водителя.

Видео в тему.

НА этом заканчиваю статью, думаю она была вам полезна.

Результат которого должен дать ответ на извечный вопрос: стоит ли платить за оригинальные колодки или можно поставить дешёвый аналог, сохранив деньги и, может быть, здоровье. Наша подопытная машина пробежала 1 000 километров, и мы решили сделать промежуточные замеры. Ничего интересного от цифр на тормозном стенде я не ждал. Как оказалось, зря – они получились впечатляющими. Но сначала в двух словах и трёх междометиях напомним суть эксперимента.

С мысл нашего эксперимента незамысловат, как дизайн «Патриота». Помните рекламу из 90-х, где половину яйца мажут дорогой зубной пастой, а затем опускают в воду, и незащищенная половина скорлупы становится мягкой? Мы для наглядности сделали примерно так же: поставили на машину заведомо «хорошие» и «плохие» колодки одновременно.

На правую сторону автомобиля мы поставили колодки из коробочек с надписью EGT. Литовская компания European General Technologies работает с десятками тысяч производителей, упаковывая их продукцию в коробки со своим логотипом. Дешевле, чем EGT, комплекта колодок найти не смогли. На самих колодках тоже стоит надпись из трёх букв (да-да, это EGT), упаковка выглядит вполне прилично, а стоит в три раза дешевле тех колодок, которые по каталогам по VIN-коду мы купили как оригинальные.




Статьи / Практика

Экономить ли на торможении: сравниваем дорогие и дешевые тормозные колодки

В чём суть? У тормозных колодок есть много характеристик, по которым их проверяют серьёзные дяденьки в белых халатах в лабораториях на различных стендах и прочих высокотехнологичных устройствах. Получается в целом...

20088 4 19 11.11.2016

На задних колодках (артикул 5K0 698 451 A) написано Bosch, а на передних (артикул 5K0 698 151) указано просто VAG. Комплект на нашу Skoda Yeti обошёлся в 10 000 рублей, и поставили мы его слева. Прежде чем устанавливать их на машину, колодки померили штангенциркулем. Передние колодки обоих комплектов оказались одинаковыми, разброса в толщине каждой колодки тоже не было – везде ровно 20 мм. Толщина задних колодок Bosch составила 18 мм, а вот EGT оказались чуть уже – 17,5 мм. И так же, как и с передними, разброса толщины колодок нет – по всей площади как аналоги, так и оригиналы абсолютно одинаковой толщины.

Сразу после замены мы заехали на тормозной стенд. Операция сначала казалась нам бессмысленной: мы даже не стали ждать положенные 200 километров пробега, необходимые для притирки колодок. Но стенд показал интересные цифры: тормозное усилие справа на обеих осях оказалось на 13% меньше левого. Величина незначительная, но равное значение в 13% и спереди, и сзади уже заставило чуточку призадуматься. Но вот несколько недель – и первая тысяча километров осталась позади, колодки по месту приработались, поэтому проверим, как они себя чувствуют.

Педаль в пол

К автосервису я подъехал чуть раньше Ильи на Шкоде, нашего добровольного испытателя, который согласился рискнуть своими тормозными дисками и безопасностью во имя тормозной истины, которую мы собираемся донести до читателей. Я позвонил Илье и спросил, когда его ждать.

Еду с Гостилицкого шоссе, уже перед Кронштадтом, буду через полчаса. Кстати, твои колодки воняют.

Илья владелец-испытатель

Ехать оттуда до улицы Савушкина (наши бесчеловечные эксперименты мы проводим тут, в СТО «Дисконт Автосервис РОЛЬФ») километров 60. То есть и колодкам, и мотору придётся потрудиться, чтобы успеть добраться за полчаса. Илья приехал за 20 минут и сразу поделился своими впечатлениями от поведения колодок за эту тысячу километров.

Во-первых, запах справа действительно есть, и чувствуется он даже в салоне. Но самое печальное, что при торможении машину всё же тащит влево. При аккуратной езде это не сильно заметно, но ради интереса наш водитель оттормозился «в пол» со скорости 150 км/ч. Тут уже Йети приходится удерживать на курсе рулём – разница между дорогими и дешёвыми колодками становится очень заметной. Но мы – за объективность, поэтому встанем на тормозной стенд.

Разумеется, мы надеялись, что та разница в 13%, которая была у нас изначально, станет меньше после приработки колодок. Но стенд MAHA наши ожидания разбил, причём вдребезги. Смотрим на финальную табличку с результатами.

На передней оси разница в максимальной тормозной силе составила 33%, а удельная отличается и вовсе на 43%. И это – после приработки колодок. Результат как минимум неожиданный – с такой разницей ездить уже опасно. И техосмотр пройти не получится, если, конечно, не покупать диагностическую карту у страховщиков, которым на тормозные усилия плевать. На таблице данных нет, но более эффективными колодками стали те, что стоят слева – оригинальные. Теперь давайте снимем колодки и посмотрим, как они себя чувствуют после тысячи пройденных километров.

Сброшенные миллиметры

Начинаем с правого переднего колеса (колодки EGT). На пыль и грязь смотреть не будем – это естественные вещи. Обратить бы внимание на пыль стоило бы только при одном условии: если диск колеса был бы слишком грязным, что говорило бы об излишней мягкости материала накладок. Но у нас ничего такого нет, диски грязные в меру, соответственно погоде, причём справа и слева одинаково. Снимаем колодки и осматриваем их.



Следы износа тут своеобразные – ярко выраженный бортик, хорошо видимый на фотографии. Берём штангенциркуль и меряем обе колодки в нескольких местах. Толщина одной колодки по всей поверхности оказалась одинаковой и составила 19,2 мм. Вторая колодка тоже имеет равномерный износ, но чуть меньше – 19,5 мм. Разница несущественная, да и износ за это время небольшой – толщина новых составляла, как мы помним, 20 мм.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Ставим колодки назад и снимаем с левого переднего колеса оригинал. Сначала нам показалось, что с передней оригинальной колодки просто отвалился кусок накладки, но на самом деле это не так: это всего лишь спёкшиеся пыль и грязь. Следов износа на глаз нет, никаких дефектов тоже. И как бы я ни старался найти что-нибудь интересное с помощью измерительного инструмента, у меня ничего не вышло – обе колодки во всех точках показывали ровно 20 мм, то есть ровно столько, сколько и было три недели назад. Такие «неизнашиваемые» колодки, может, и неплохи, но как это скажется на ресурсе тормозного диска?

Теперь снимем задние колодки. И начнём с оригинальных. Их износ тоже абсолютно равномерный, но разный с внешней и внутренней сторон. Толщина одной колодки – 17,0 мм, другой – 17,5 (до начала эксплуатации – 18 мм). И на одной из колодок по неясной причине отошла металлическая накладка.

Замедление скорости автомобиля вплоть до остановки (торможение) происходит при трении колодок с дисками или барабанами. Эти детали вступают в контакт при нажатии тормозной педали. Автомобилисты чаще всего не думают о том, как определить износ тормозных колодок, такой вопрос обычно возникают, когда становятся заметными неполадки в работе системы. Колодки изнашиваются быстрее, поскольку их основной частью при торможении являются фрикционные накладки, которые мягче, чем металл и стираются быстрее. Важно вовремя понять, почему механизм стал работать хуже, и срочно произвести ремонт. При каком износе менять тормозные колодки и как определять их изношенность, узнаете из этой статьи.

1 — тормозной диск; 2 — направляющая колодок; 3 — суппорт; 4 — тормозные колодки; 5 — цилиндр; 6 — поршень; 7 — сигнализатор износа колодок; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — защитный чехол направляющего пальца; 10 — направляющий палец; 11 — защитный кожух.

Из-за чего изнашиваются колодки?

Для разных моделей машин существует определенный срок службы тормозных планок. Но это не означает, что они не могут выйти из строя до того, как машина «пробежит» указанные в мануале километры. Есть несколько факторов, из-за которых колодки приходят в негодность раньше, чем истечет установленный ресурс:

  • Режим езды. Городской цикл движения быстрее приводит к износу деталей по причине частых остановок на светофорах.
  • Степень загрузки. Чем больше груза в багажнике автомобиля, тем быстрее происходит износ задних тормозных колодок. В то же время это снимает часть давления с передних тормозных колодок, а значит, они и прослужат дольше.

Средний срок службы для этих элементов составляет около 10 000 км, после чего они меняются. Но признаки износа тормозных колодок могут появиться раньше, и их необходимо знать.

Что косвенно говорит об износе колодок?

Как узнать, что эти детали пришли в непригодное состояние, не возясь с осмотром? На многих современных автомобилях уже устанавливается электронный датчик износа тормозных колодок, который вовремя предупредит автолюбителя, что фрикционные накладки элементов к работе уже непригодны. Кроме электронного датчика, существуют и механические, которые представляют собой металлическую полосу и крепятся ниже накладки. В этом случае о стирании фрикционного слоя можно узнать по характерному скрежету и свисту, который будет хорошо слышен при нажатии на педаль. При этом работа тормозов будет несколько нарушена, но не до критического уровня, и водитель сможет своевременно поменять неисправные автодетали. Механические сигнализаторы могут устанавливаться на одно колесо (обычно переднее), на два (спереди или сзади) или на все.

Наличие индикатора износа тормозных колодок значительно упрощает диагностику. Если их нет, посторонние звуки можно будет услышать, только когда накладки будут изношены до предельной стадии, а качество торможения значительно снизится: на педаль придется давить с большей силой, а кроме того, увеличится тормозной путь.

Датчик износа тормозных колодок

Если между диском и колодкой оказываются частицы дорожной грязи, это приведет к ускоренному износу элементов тормозного механизма. Признаками таких неполадок станет биение педали тормоза при нажатии на нее.

Если имеет место неравномерный износ тормозных колодок, при котором стирание фрикционного слоя на одном из элементов происходит быстрее, узнать об этом можно по заносу машины в сторону при торможении. Резкое нажатие на педаль в этом случае может привести к тому, что автомобиль выкинет с дороги, особенно на влажном покрытии. Поэтому неравномерность износа очень опасна, и, заметив ее, автомобиль необходимо срочно ремонтировать.

Узнать о предельном износе можно также, если нажатая педаль после отпускания остается в том же положении. Это происходит, когда фрикционный слой практически полностью стерт, и металл планки, нагреваясь при трении, схватывается с диском. Но точное определение причины неполадок возможно только при осмотре, поскольку эти признаки могут говорить и о выходе из строя других элементов тормозной системы.

Непосредственные признаки выхода колодок из строя

Заметив любой из вышеприведенных сигналов, не затягивайте с ремонтом – предельное изнашивание элементов тормозной системы делает езду на автомобиле, без преувеличения, смертельно опасной. Лучше всего, если диагностику и, при необходимости, замену запчастей, проведут профессионалы на автосервисе: это даст гарантию правильности проверки. Но, если такой возможности нет, или вы предпочитаете ремонтировать «железного коня» своими руками, то провести визуальной осмотр для определения причины износа тормозных элементов можно и самостоятельно.

О том, что планки к дальнейшей работе непригодны, можно узнать по следующим признакам:

  • Толщина фрикционного слоя стала ниже допустимой величины, установленной изготовителем.
  • Толщина тормозного диска снизилась меньше предельно допустимого значения (измерить этот параметр, как и в предыдущем случае, можно с помощью микрометра).
  • На фрикционной накладке, на основании колодки или диске механизма торможения обнаружены следы механических повреждений в виде трещин или впадин.
  • На внешнем крае колодки появился выступающий бортик.
  • Диск перекошен.
  • На поверхности диска появился угольный налет, что говорит о том, что поверхность начала разрушаться.

О необходимости срочной замены планок системы торможения говорит появление под колесным колпаком налета темного цвета, содержащего мелкие металлические частицы. Это говорит о полном стирании фрикционного слоя и о том, что уже начало стираться основание детали.

Откладывать ремонт в долгий ящик при обнаружении неполадок нельзя ни в коем случае, поскольку от исправности тормозной системы напрямую зависит безопасность автомобиля, водителя и пассажиров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В автомобилях Лада Калина за исключением версии «Спорт» на задней оси устанавливаются барабанные тормоза. Вечные споры о том, лучше ли они дисковых или хуже, не прекращаются. Однако у тормозной системы барабанного типа есть один неоспоримый плюс – фрикционные накладки изнашиваются медленнее. И все же проверять состояние задних тормозных колодок и барабанов надо регулярно – здесь тоже есть свои нюансы.

Преимущества и недостатки барабанных тормозов

Барабанные тормоза незаменимы на грузовых автомобилях и автобусах, так как позволяют добиться необходимого тормозного усилия для транспортных средств с большой массой. Причины же использования их на задней оси легковых автомобилей несколько иные.

  • Барабанные тормоза упрощают конструкцию механизма стояночного тормоза.
  • Они в меньшей степени подвержены износу из-за большей площади соприкосновения фрикционных накладок и барабанов.
  • Наконец, они менее критичны к дорожным условиям, так как надежно защищены от попадания внутрь пыли и влаги.

К недостаткам барабанных тормозов можно отнести их более медленное срабатывание и меньшую стабильность, являющуюся результатом неравномерного контакта фрикционной накладки и барабана. Также минусом барабанных тормозов можно считать их более сложную конструкцию. Так как проверить состояние задних тормозных колодок?

Диагностика состояния задних тормозных колодок

Конструкция тормозной системы в Калине предполагает наибольшую нагрузку на переднюю ось. При нажатии на педаль передний тормоз «схватывает» чуть быстрее. К тому же площадь соприкосновения передних тормозных колодок и дисков меньше, нежели задних колодок и барабанов. Именно поэтому задних тормозных может хватить и на 60 (и более) тысяч километров, при условии аккуратной езды. Проверка задних тормозных колодок заключается в минимально допустимой толщине фрикционных накладок, которая составляет 1,5мм. Однако до такого состояния их лучше не доводить.

Срок службы тормозных барабанов во многом зависит от типа колодок. Если они мягкие, то барабаны истираются медленнее, а вот сами колодки придется менять чаще. Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана на Калине – 201.5 мм. Если поверхность стерлась сильнее, барабаны требуют немедленной замены. Если диаметр очень близок к этому значению, лучше поменять барабаны сразу – все равно предусматривает их снятие.

Есть пара нюансов, из-за которых на практике задумываться о замене задних тормозных колодок приходится чуть чаще. Первой из них является несколько более сложная конструкция самих колодок. Поверхность основания и фрикционной накладки в данном случае полукруглая, что усложняет их изготовление и снижает надежность крепления. Порой случается, что еще не износившиеся полностью фрикционные накладки отходят от основания, что требует их немедленной замены. Особенно часто такое случается с низкокачественными колодками.