Проверка потенциометра дроссельной заслонки. Проверка датчика положения дроссельной заслонки в домашних условиях. Расположение и принцип действия измерителя

Инжекторная система впрыска топлива — самая распространенная и надежная. Работа двигателя внутреннего сгорания стабильна за счет использования множества датчиков: холостого хода, оборотов, положения заслонки дросселя или распределительного вала. В отличие от карбюраторных систем, здесь нет трамблера (распределителя зажигания), а всю работу по раздаче искры свечам выполняет микроконтроллерный блок.

Этому блоку нужно «знать» очень много параметров, чтобы выдать вовремя искру и подать в цилиндры точную дозу топливной смеси. Для этой цели нужен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). С его помощью электронный блок управления «понимает», на какую величину открыта заслонка. Как проверить датчик положения дроссельной заслонки самостоятельно, если он вышел из строя? Давайте обсудим.

Основные сведения о ДПДЗ

Среди всего разнообразия устройств можно выделить два типа ДПДЗ:

  • резистивные
  • бесконтактные.

На отечественных автомобилях широко используют датчики резистивного типа, которые долговечны и просты в устройстве. Свой ресурс они вырабатывают с лихвой, а очень низкая цена объясняет предпочтения автовладельцев в их сторону. Конструкция у прибора точно такая же, как у обычного переменного резистора. Ось ДПДЗ соединена с заслонкой и движется вместе с ней. При этом изменяется сопротивление между входом и выходом. Благодаря этому напряжение питания (5 В), проходя через резистор, изменяется – это и контролирует ЭБУ автомобиля.

У резистивных устройств есть один большой минус: непосредственно резистивный слой со временем истирается. Происходит это в крайнем положении, соответствующем холостому ходу. Как следствие, работа двигателя становится нестабильной, обороты «прыгают», иногда и вовсе происходит остановка двигателя. Бесконтактные ДПДЗ лишены этого недостатка, так как они работают на эффекте Холла.

Диагностика ДПДЗ

Зная принцип работы ДПДЗ и его устройство, можно понять, как проверить датчик положения дроссельной заслонки. Чтобы самостоятельно провести диагностику, вам потребуется:

  • отвертка
  • мультиметр
  • контрольная лампа.

Алгоритм работы при проведении диагностики:

  1. Включите зажигание и подключите мультиметр к сигнальному выводу.
  2. В первом крайнем положении, которое соответствует ХХ, напряжение не должно превышать 0,7 В.
  3. Проверните во второе крайнее положение (максимальное открытие), при этом напряжение не должно быть выше 4 В.

Для диагностики удобно использовать стрелочный вольтметр. Медленно вращайте заслонку и следите за изменением напряжения. Если есть скачки, и напряжение меняется неравномерно, то можно говорить о поломке ДПДЗ. Ремонтировать его невозможно, необходима лишь замена.

Можно снять датчик с автомобиля и проверить его с помощью омметра. Для этого между выводом «+» и сигнальным подключаете клеммы измерительного прибора (удобно диагностику проводить стрелочным омметром). Проворачивая ротор датчика, можно убедиться в целостности резистивного слоя.

В некоторых случаях знания, как проверить датчик положения дроссельной заслонки, избавят вас от лишнего визита на СТО, а заодно помогут определиться, нужны ли дальнейшие поиски причин появления определенного рода неприятностей. Несмотря на небольшую величину, ДПДЗ считать незначительной деталью нельзя: от его показаний зависит подача в мотор топливовоздушной смеси, составленной в нужных пропорциях.

Без поступления данных с датчика бортовой компьютер готовит ее, можно сказать, наугад, по заложенным в память среднестатистическим параметрам. А они в 90 % случаев сильно отличаются от имеющихся в реальности: машина редко ездит с нагрузкой в одного водителя, скоростью в 60 км/ч по ровной дороге. Любая горка, лишний пассажир, светофорный режим, загородные скорости – все это требует коррекции, которая невозможна без показаний ДПДЗ.

Как проверить датчик положения дроссельной заслонки, может рассказать вам любой электрик, даже не связанный с автосервисами. Единственное, что для этого потребуется – мультиметр. И немного времени.

Признаки и причины выхода из строя ДПДЗ

Сначала определимся с симптомами. Отказ датчика проявляется в следующих поведенческих изменениях со стороны вашего автомобиля:

  • При холостом режиме наблюдаются повышенные (иногда – чрезмерно) обороты;
  • При переводе коробки на нейтральную передачу мотор немедленно глохнет;
  • Холостые обороты нестабильны (водители называют такие плавающими);
  • При разгоне (хоть с места, хоть уже в движении) наблюдаются рывки;
  • Динамика заметно ухудшается.
Выяснять, почему накрылся датчик, имеет смысл только в том случае, если вы намерены его реанимировать. Вероятны 3 причины:
  • Окисление контактов . В принципе, это и поломкой считать нельзя – так, временная помеха. Датчик снимается, ватная палочка смачивается в , все клеммы протираются, приборчик ставится на место;
  • Следующий вариант – при движении ползунка стерлась дорожка (напыление). По данной причине на выходе ДПДЗ не повышал напряжение;
  • В конструкцию упомянутого ползунка входит двигающийся сердечник. Когда один наконечник его поврежден, на подложке процарапываются заусеницы, которые калечат оставшиеся. Слой дорожки с ползунком теряют соприкосновение, что и влечет за собой сбои в работе двигателя.
Восстановить датчик, наверное, можно, но достаточно хлопотно и ненадежно. В последних двух вариантах народ предпочитает поставить новый ДПДЗ – не так уж дорого он стоит. Так что после проверки контактов, если вы убедились в том, что в ненормальном функционировании авто виноват датчик дроссельных заслонок, не затевайтесь с его восстановлением, купите другой.

Прозвон датчика

Рассчитывать на то, что сигнал Check Engine своевременно вас предупредит, не стоит: он загорается далеко не во всех случаях. А описанные симптомы могут быть вызваны и другими поломками в сложном современном автомобильном организме. Так что для того, чтобы определиться, какой узел требует вашего внимания, нужно сначала исключить из списка подозреваемых датчик положения дроссельной заслонки.



Если при изменении положения заслонки показания омметра не изменяются, значит, устройство будет необходимым заменить. Усвоив, как проверить датчик положения дроссельной заслонки, вы без труда сможете самостоятельно провести его замену: большую часть работы вы уже и так выполнили. Установка нового ДПДЗ идет в обратном снятию направлении. Главное, чтобы при монтаже заслонка находилась в закрытом положении, а осевой хвостовик вошел в соответствующий паз.

Выпуск инжекторных двигателей способствовал появлению различных электронных устройств. В том числе и датчиков, которые собирают информацию касательно работоспособности той или иной системы.

Таким образом, управление берёт на себя электронный блок, который контролирует работоспособность всех систем двигателя при помощи этих датчиков. Неисправность даже незначительной детали приводит к нежелательным последствиям в работе всего автомобиля. Одной из таких деталей является датчик положения дроссельной заслонки.

ДПДЗ — что это такое

Датчик положения дроссельной заслонки сигнализирует контроллеру в каком положении находится дроссельная заслонка при нажатии на педаль акселератора.

Данное устройство позволяет контроллеру более точно дозировать и подавать топливную смесь. При неисправности датчика информация передаётся на контроллер в искажённом виде. Это может повлечь сбои в работе двигателя и привести к слишком большому расходу топлива.

Местоположение дроссельной заслонки контроллер регистрирует по изменению напряжения. Сигнал 0.7 В вынуждает контроллера переходить на режим холостого хода. Если напряжение менее 0,7 В, это говорит о том, что заслонка закрыта полностью. А если напряжение около или более 4 В, то заслонка открыта полностью.

Где он находится

Чтобы при необходимости можно было проверить ДПДЗ, нужно знать, где он находится. Его местонахождение – на корпусе дроссельной заслонки и соединён с её осью. На оси имеется специальная проточка, для которой на датчике предусмотрено крестообразное гнездо.

Крепление корпуса датчика к корпусу дроссельной заслонки осуществляется при помощи болтов. Датчик устанавливают на автомобили с инжекторными двигателями.

Признаки неисправности ДПДЗ

Любая деталь рано или поздно выходит из строя, о чём свидетельствуют характерные признаки. Не является исключением и ДПДЗ.

Характерными признаками неисправности датчика положения дроссельной заслонки могут быть:

  • двигатель в режиме холостого хода работает с повышенными оборотами;
  • явно наблюдается большой расход топлива;
  • на нейтральной передаче двигатель глохнет;
  • автомобиль при разгоне совершает рывки;
  • иногда может загораться и гореть продолжительное время индикатор Check Engine;
  • двигатель запускается с трудом.

Все эти признаки указывают на то, что ДПДЗ неисправен, а, следовательно, требуется незамедлительная замена детали.

Видео — некоторые признаки неисправности датчика положения дроссельной заслонки:

Как проверить

Если были обнаружены некоторые признаки неисправности ДПДЗ, но окончательно неясно на что они указывают, то можно самостоятельно проверить его работоспособность.

Обычно при неисправности ДПДЗ на приборной панели загорается индикатор Check Engine. Поэтому для начала следует завести двигатель и если индикатор не загорается, нужно лезть под капот к самому датчику.

Чтобы проверить его работоспособность необязательно его снимать, все можно сделать на месте. Для этого нужно два провода мультиметра подсоединить к выводам В и С датчика. Соответствующая маркировка имеется.

После этого можно начинать плавно, не спеша поворачивать дроссельную заслонку при помощи сектора привода. При исправном датчике показания прибора должны меняться также плавно без резких скачков. Обычно от 2 до 8 кОм. Замер сопротивления должен производиться при выключенном двигателе.

Видео — проверка ДПДЗ:

Теперь следует измерить напряжение. Для этого сначала минус мультиметра соединяют с массой двигателя. После этого нужно запустить двигатель и соединить плюсовой контакт прибора с выводом А датчика, также ориентируясь по маркировке. Производится замер напряжения, которое должно находиться в пределе 5 В. Если показания прибора другие (меньше 5 В), то это говорит о неисправности цепи питания, либо самого блока электронного управления двигателем.

Если в ходе проверки все показания прибора были в норме, то беспокоится не о чём. В противном случае ДПДЗ нуждается в срочной замене.

Замена

Если проверка показала, что ДПДЗ неисправен, то тогда нужно производить его замену. Для этого не нужно много инструментов, всё что потребуется – это умелые руки и крестообразная отвёртка.

Замену датчика следует производить, выключив двигатель и отсоединив минус от аккумулятора. Затем нужно отсоединить разъем датчика, на котором имеется фиксатор. После чего отвернуть два винта, которые крепят датчик к дроссельному узлу. После данной манипуляции датчик спокойно снимается с оси дроссельной заслонки.

Видео — замена датчика положения дроссельной заслонки на ВАЗ2110, 2114, 2115:

Установку нового устройства следует производить в обратном порядке. При этом нужно проследить, чтобы сама дроссельная заслонка была закрыта. Обычно когда покупается новый ДПДЗ, то в его комплектацию входит уплотнительное кольцо. Оно устанавливается между датчиком и патрубком дросселя. Не забывайте снять старое кольцо перед установкой нового датчика.

После установки на место, затянуть его крепёжными винтами пока уплотнительное кольцо полностью не сожмётся. Теперь остаётся только подсоединить разъем и зафиксировать его при помощи защелки.

После этого отсоединить на 5 минут. Это делается, чтобы сбросить старые параметры датчика в ЭБУ, которые в большинстве случаев сохраняются.

Регулировка

В некоторых случаях возникает необходимость регулировки датчика положения дроссельной заслонки. Данная процедура может стать альтернативой его замене. И проводить её следует при явных признаках неисправности. О них было упомянуто выше.

Видео — регулировка датчика положения дроссельной заслонки на VW Passat:

Для регулировки также понадобится мультиметр с проводами. Не стоит всё делать, что называется «на глаз», поскольку электронный блок управления будет принимать неправильные данные. Соответственно он будет неправильно дозировать топливовоздушную смесь со всеми вытекающими неприятностями.

Перед регулировкой крепёжные отверстия датчика нужно немного расширить. Это делается для того, чтобы датчик можно было поворачивать вокруг своей оси.

Важный момент: перед тем как каждый раз снимать ДПДЗ или отсоединять его разъем, необходимо выключать зажигание, а перед каждым замером – включать.

Разъем датчика можно снять, а можно оголить небольшой участок проводов разъёма, спрятанных под кожухом. Интересуют только эти два провода, обычно это синий (плюс) и чёрный (масса). Они понадобятся для измерения напряжения в процессе регулировки. Если разъем снять, тогда нужно подсоединить провода мультиметра к соответствующим контактам на датчике.

Подсоединив провода к контактам датчика (они должны быть хорошо закреплены), установить его на место. Крепёжные винты закрутить не до конца: чтобы датчик не болтался, но его можно было поворачивать. Теперь нужно аккуратно вращать датчик против или по часовой стрелке до тех пор, пока на приборе не установятся такие показания: 0,55-0,56 В. При необходимости крепёжные отверстия нужно расширить для увеличения угла поворота.

При установлении требуемого значения следует надёжно закрепить ДПДЗ. После этого выполнить контрольный замер напряжения. При необходимости заизолировать открытые ранее участки проводов.

ВАЗ-2114 - это усовершенствованная версия «девятки». На эту «Ладу» устанавливались практически такие же моторы. Однако главным отличием является инжекторный впрыск. В 14-й «Ладе» полностью отошли от старых карбюраторов. Однако новая система требовала наличия новых датчиков. Чтобы мотор работал исправно, в конструкции действуют десятки датчиков. Они считывают сигналы и передают их на электронный блок. Среди таких сигналов стоит отметить температуру охлаждающей жидкости, давление масла, концентрацию СО в выхлопных газах, положение коленвала и расход воздуха.

Но есть еще один элемент, без которого невозможна стабильная работа двигателя. Это датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 (сокращенно ДПДЗ). Что это за элемент, почему он выходит из строя и как его проверить? Рассмотрим в нашей сегодняшней статье.

Характеристика

ДПДЗ представляет собой устройство, которое служит для преобразования углового положения воздушной заслонки в постоянный ток. Такой элемент устанавливается на всех автомобилях с впрыском топлива. Информация от датчика о состоянии пропускного клапана идет на коллектор. Сам ДПДЗ может быть разного типа - пленочным либо магнитным (бесконтактным). Устроен он так же, как и воздушный клапан. Когда элемент в открытом состоянии, давление в системе аналогично атмосферному. Но как только деталь закрывается, внутри снижается давление - образуется вакуум.

В конструкции датчика положения электронной дроссельной заслонки ВАЗ-2114 есть переменный и постоянный резистор. Сопротивление обоих составляет порядка восьми Ом. А вот напряжение на выходе может меняться. Данный показатель зависит от положения самой дроссельной заслонки. За этими процессами также следит специальный контроллер. В зависимости от полученных сигналов от ДПДЗ, система регулирует количество концентрации воздуха и топлива в смеси. Если возникает малейшая неисправность датчика положения дроссельной заслонки, ВАЗ-2114 будет работать некорректно. Двигатель получит слишком много горючего. В обоих случаях мотор терпит значительные нагрузки, теряется эластичность его работы.

Где установлен?

Находится данный элемент в дроссельном узле.

Если говорить более конкретно, то датчик закреплен на корпусе заслонки (соединен с ее осью), рядом с регулятором холостого хода двигателя.

Ресурс

Сколько служит на автомобиле ВАЗ-2114 датчик положения дроссельной заслонки? Замена данному элементу не требуется ближайшие 50 тысяч километров. Именно такой срок службы в среднем у ДПДЗ на ВАЗе. Но поскольку пробег большинства авто данной модели уже давно перевалил за сотню, владельцы часто сталкиваются с неисправностями элемента. Как определить, что деталь неработоспособна? Об этом расскажем ниже.

Признаки

Существует несколько симптомов, которые говорят о неисправности данного элемента:

  • Высокие обороты на холостом ходу. Также подобная неисправность возникает при неработающем регуляторе ХХ. В обоих случаях заслонка открывается на значительно больший угол. Из-за этого в камеру поступает много кислорода. А чем больше воздуха, тем быстрее будет сгорать смесь. Соответственно, из-за этого неконтролируемо растут обороты.
  • Снижение мощности двигателя. Такое может возникать из-за неправильного приготовления рабочей смеси. Она содержит больше кислорода, чем положено. В результате мотору не хватает энергии, чтобы выработать крутящий момент. Наряду с этим заметно падает разгонная динамика автомобиля.
  • Рывки при нажатии на педаль акселератора. Суть проблемы проста - в момент нажатия на газ в цилиндры поступает больше воздуха. А поскольку его концентрация и так выше нормы, наблюдаются провалы и мотор не может выйти на нормальные обороты в движении.
  • Самопроизвольное выключение двигателя на ходу. Это тоже происходит из-за большой концентрации воздуха. В камере сгорания не хватает топлива, чтобы произвести рабочий ход поршня. Из-за этого мотор троит и попросту глохнет.

Причины

Ранеее мы рассмотрели причины некорректной работы силового агрегата. Как видите, сбои происходят из-за неправильной концентрации воздуха в смеси.

Но по каким причинам выходит из строя сам датчик положения дроссельной заслонки на ВАЗ-2114? Среди причин неисправностей ДПДЗ следует выделить:

  • Сгоревшие контакты. Подвижный контакт датчика при открытии заслонки начинает перемещаться, контактируя с резистивным полем. При длительной эксплуатации поле разрушается и исчезает контакт. Сигнал больше не может передаваться на контроллер, из-за чего система не может нормально работать.
  • Окисление контактов. И если в первом случае их уже не восстановить, то в данной ситуации можно попытаться вернуть датчику работоспособность. Так, для восстановления окисливших контактов брызгают смазку ВД-40 в колодку и в пространство под крышкой. Эта смазка содержит в себе антикоррозионные присадки, которые разъедают ржавчину. В половине случаев это помогает вернуть датчику жизнь.
  • Износ подложки ДПДЗ. Однако она присутствует в конструкции только в том случае, если предусмотрено специальное напыление, состоящее из резистивного слоя.
  • Неполное закрытие заслонки. В таком случае можно подпилить надфилем посадочное место датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114, и мотор будет заново исправно работать.

Диагностика

Ее можно осуществить своими руками. Однако проверка датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 должна осуществляться при помощи специального прибора - мультиметра. Его нужно перевести в режим измерения напряжения и подключить на массу. Красным щупом следует подключиться к положительному выводу «А». Он находится на корпусе разъема ДПДЗ. Обратите внимание, что замеры производятся при включенном зажигании. Иначе значение всегда будет равно нулю. Включив зажигание, смотрим на результаты. Напряжение на выводе должно составлять пять Вольт. Допускается незначительная погрешность в районе 0.3 В. Если напряжение составляет меньше, чем 4.7 В, данный элемент неисправен и подлежит замене.

Если мультиметр показал ноль при включенном зажигании, возможно, произошел обрыв в цепи и напряжение попросту не доходит до датчика. Но если с проводами все в порядке, значит вышел из строя сам контроллер датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114. Признаки его неисправности - полное отсутствие напряжение на выводах ДПДЗ.

Диагностика: способ №2

Также можно проверить работу элемента, не отключая с него разъем. Для этого понадобится тот же мультиметр. Им мы будем проверять наличие напряжения на датчик. При включенном зажигании на выводах будет заметен плавный рост напряжения от 0,8 до 4 В.

Одновременно с этим нужно вращать пластиковый сектор воздушной заслонки. Разъем датчика обязательно должен быть подключен. А напряжение проверяется путем прокалывания провода щупом мультиметра.

Способ №3

Переключаем наш измерительный прибор в режим омметра. Далее отключаем разъем от датчика.

После подключаем щупы мультиметра к любому подвижному и неподвижному контакту. Если вращать сектор, стрелка омметра будет плавно перемещаться. Наличие резких скачков стрелки свидетельствует о неисправности ДПДЗ.

Какой выбрать?

Обратите внимание, что датчики положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 не подлежат ремонту. Этот элемент меняется целиком на автомобиле. Существует несколько производителей ДПДЗ для «Лады-Самары-2»:

  • "Счетмаш".
  • "Автоэлектрика".
  • "Омега".

Последний устанавливается на «Ладу» с завода. Служит он достаточно долго. При выборе нужно обращать внимание на бесконтактные элементы. Они стоят порядка 600-900 рублей.

Но служат очень долго - отмечают отзывы. Не стоит покупать резистивные датчики. Они ненадежны и быстро выходят из строя. Что касается датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ-2114 «Калуга» (та самая «Автоэлектрика»), он является бесконтактным и продается по цене в тысячу рублей. Отзывы о нем положительные. Единственный недостаток - это высокая цена. Но она полностью оправдана ресурсом данной модели датчика.

Замена

Меняется данный элемент достаточно просто. Нужно открыть капот и определить местоположение датчика.

Далее при помощи отвертки отжать пластиковую защелку и вынуть колодку с проводами. После этого выкрутить болты крепления датчика к корпусу дроссельной заслонки. Вместе со старым ДПДЗ вынимается и прокладка. На ее место устанавливается новая, из поролона. Затем на нее монтируется и сам новый датчик. Крепится он на тех же двух болтах. Следует закручивать плотно, дабы исключить лишние вибрации (от них деталь может некорректно работать). После этого подключаем колодку с проводами и производим первый запуск. Работа мотора должна стабилизироваться.

Что такое ДПДЗ ? Как проверить ДПДЗ? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите в этой статье. Интересно? Тогда читайте далее!

В начале, предлагаю разобраться с аббревиатурой. ДПДЗ расшифровывается как - датчик положения дроссельной заслонки. ДПДЗ представляет собой потенциометр, задача которого своевременно сообщать о положении дроссельной заслонки - контроллеру. Положение дроссельной заслонки меняется в зависимости от нажатия водителем на педаль акселератора (газа).

Как работает датчик положения дроссельной заслонки?

Принцип работы основан на постоянно изменяющемся напряжении за которым следит контролер, это позволяет правильно дозировать поток топлива и его количество. Неисправный ДПДЗ искажает информацию или вовсе не информирует контролер о положении заслонки, в результате чего в работе силового агрегата возникают перебои, а также увеличивается расход топлива.

Где находится датчик положения дроссельной заслонки ВАЗ 2110?

ДПДЗ ВАЗ 2110 можно найти в моторном отсеке, он расположен на дроссельном патрубке и соединен с дроссельной заслонкой осью.

Признаки неисправности ДПДЗ:

  1. Перебои в работе двигателя.
  2. Мотор глохнет на "нейтралке".
  3. Холостые обороты повышены или "плавают".
  4. Ухудшение динамики, рывки во время разгона.
  5. Горит лампочка "Check Engine".

Причины выхода из строя датчика положения дроссельной заслонки ВАЗ

Как правило, причиной неисправности становится отсутствие напыления основы в начале хода ползунка. Из-за этого не происходит линейного повышения напряжения выходного сигнала.

Также иногда причина поломки или перебоев в работе ДПДЗ заключается в подвижном сердечнике, который просто вышел из строя. После повреждения одного из наконечников образуются задиры на подложке, которые ведут неисправности остальных наконечников. В итоге пропадает контакт между ползунком и резистивным слоем.

Теперь собственно о том, как проверить датчик положения дроссельной заслонки на Ваз 2110

  1. Включаем зажигание. При помощи вольтметра проверяем напряжение между "минусом" и контактом ползунка. Показания вольтметра не должны превышать - 0,7 В.
  2. Поверните пластиковый сектор, тем самым полностью открывая дроссельную заслонку. Далее опять проверяем напряжение. У вас должно быть не менее 4 В.
  3. Далее полностью выключаем зажигание и вытягиваем разъем и проверяем сопротивление между контактом ползунка и выводом (любым).
  4. Постепенно поворачивая сектор, наблюдайте за вольтметром, его показания должны меняться. Стрелка должна двигаться медленно и плавно, если вы заметили рывки, делаем вывод о неисправном ДПДЗ , который необходимо заменить.

Как выбрать ДПДЗ на ВАЗ 2110?

На вопрос какой датчик положения дроссельной заслонки купить лучше не существует однозначного ответа, каждый выбирает с учетом личных предпочтений. Среди автомобилистов очень популярны датчики пленочно-резистивного типа, это объясняется тем, что именно такие устанавливает производитель, поэтому большинство "не заморачивается" и ставит то что было "до". Стоимость такого датчики положения дроссельной заслонки относительно небольшая, что до надежности и срока службы, то он также не отличается большой продолжительностью. Советую покупать ДПДЗ бесконтактного типа, его цена выше, но это компенсируется стабильностью и продолжительным сроком службы.