Проверка кондиционера в автомобиле. Как проверить автомобильный кондиционер. Почему важно следить за состоянием кондиционера

Естественно, под проверкой кондиционера в подавляющем большинстве случав речь идёт о необходимости проверки оборудования перед сезоном. Проблем могут быть совершенно различными. Однако, большая их часть возникает по причине некорректного монтажа (как правило, он выполнялся лично владельцем недвижимости, а не специалистами).

Установка кондиционера обеспечивает главные принципы длительного функционирования этого устройства. Однако не стоит забывать о том, что диагностику перед сезоном использования рекомендуется проводить в несколько этапов.

Изначально следует отметить,что внешний блок кондиционера в обязательном порядке должен быть установлен на стене, при этом отступая от неё на расстояние в 10 см. Только в этом случае может быть достигнуто корректное функционирование в летний период времени.

Ведь иначе, внешний блок будет существенным образом перегреваться. В результате возникает вероятность выхода всего устройства из строя.

  • работа с медными трубками должна осуществляться исключительно при помощи трубореза и вальцевателя;
  • и внешние, и внутренние блоки устанавливаются таким образом, чтобы их можно было обслуживать, не вызывая специалистов;
  • категорически запрещается устанавливать внутренний блок кондиционера, если
  • перед ним существует препятствие (мебель, оконный текстиль и т.д.);
  • проверяем возможность отвода конденсата на улицу;
  • процедура вакуумирования является обязательной.

Дело в том, что если использовать не труборез, а другие инструменты для резки медных трубок, то возникнет вероятность попадания металлической пыли в само устройство. А это означает, что длительность его эксплуатации находится под серьёзным вопросом.

Крайне важно, чтобы кондиционер не «захлёбывался». На профессиональном жаргоне это обозначает, что конденсат всегда должен отводиться на улицу. Для этого вся магистраль находится под весьма острым углом.

Однако, как известно, кондиционер может быть использован и в зимний период времени, в качестве обогревателя.

Проверка кондиционера выполняется следующим образом. Закрываются все окна, выставляется температурный режим и запускается кондиционер. Если через 20 минут температура в помещении не соответствует установленным значениям, кондиционер требует сервисного обслуживания.

В видео будет продемонстрировано, как осуществить диагностику кондиционера голыми руками:

С приходом тёплой летней погоды, находиться в автомобиле зачастую становится жарко и некомфортно. Поддерживает оптимальную температуру воздуха в салоне кондиционер или система климат контроля.

Кондиционер — это совокупность устройств, которая благодаря изменению температуры хладагента (газа) охлаждает салон авто. Бытует мнение, что кондиционер охлаждает хуже, чем климат-контроль. В действительности отличие между ними только одно: если автомобиль оборудован обычным кондиционером, то вы самостоятельно изменяете температуру потока воздуха холоднее/теплее, в случае с климат контролем, вы выставляете температуру, к примеру 20 градусов, и она всё время поддерживается.

При покупке авто на вопрос: «Работает ли кондиционер?», зачастую отвечают: «Да, нужно только заправить!», но, к сожалению, всё может оказаться не так просто, поэтому верить таким заявлениям не стоит. Заправить систему стоит недорого, поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что если она не заправлена, то в ней есть утечки и неисправности. Просто заправить систему кондиционирования после длительного нахождения в негерметичном и/или незаправленном состоянии, без диагностики и устранения поломок, может привести к выходу из строя дорогостоящего компрессора или других её элементов. Чтобы сразу определить исправна ли система кондиционирования, разберём из чего же она состоит и как функционирует?

Хладагент

В современных автомобилях используется газ фреон r134a, так как он имеет самую лучшую зависимость температуры от давления: при увеличении давления температура повышается, при понижении — наоборот. Фреон не горюч, и относительно несложно производится, поэтому так широко распространён. Для того, чтобы кондиционер правильно и полноценно работал, система должна смазываться маслом, растворённым в фреоне. Для разных видов компрессоров (бытовых, промышленных, автомобильных) оно отличается, поэтому и фреон бывает разный, и заправлять, например, систему домашнего кондиционера газом для автомобильного и наоборот нельзя.

Компрессор

Основной и самый дорогостоящий узел. Поршневой или плунжерный насос, который сжимает газ в системе до 10-15 Бар давления, имеет шкив с приводным ремнём от коленвала. К нему и от него подходят две магистрали: низкого и высокого давления.

Конденсор

Радиатор кондиционера, расположен в кассете радиаторов первым сразу за передним бампером. Набегающим потоком воздуха либо вентилятором охлаждает горячий газ, поступающий в него под давлением из компрессора, который превращается в жидкость.

Осушительный фильтр

Содержит селикагель, впитывающий вредную для системы влагу из жидкого фреона. На современных авто не требует замены на весь срок эксплуатации.

Терморегулятор давления (дроссель)

Устанавливается непосредственно на испарителе в салоне или на стыке трубок с моторным щитом. Распыляет остывший фреон из жидкого частично в газообразное состояние, испаряя его в испаритель. При этом давление газа, как и температура, сильно падает (примерно до -2 градусов).

Испаритель

Радиатор, установленный в салоне (внутри торпедо), с которого происходит подача холодного воздуха в салон. Из испарителя по трубке низкого давления фреон всасывается обратно в компрессор.

Как проверить работоспособность кондиционера?

Каким же образом проверить любой кондиционер за минуту? Завести автомобиль, включить кондиционер. Далее около компрессора или дросселя, просто прикоснуться к двум трубкам магистралей: высокого давления (толще) и низкого (тоньше). Трубка высокого давления должна быть горячей (примерно 50 градусов), а низкого — холодной (около нуля). Если в системе недостаточно газа или она не герметична, неисправен компрессор, то температура трубок будет примерно одинакова, а значит кондиционер работать не будет.

Автомобильные компрессоры старого типа работают в двух положениях: вкл. и выкл., нового типа имеют плавную регулировку. Это способствует снижению нагрузки на двигатель и экономии топлива. Загруженность может варьироваться в зависимости от температуры в салоне и оборотов двигателя: при резком нажатии на газ (например при обгоне) компрессор может и вовсе отключиться, позволяя передавать всю мощность двигателя на колёса. Давление в системе кондиционирования зависит не от количества газа, а от его температуры. Именно по этому фреон заправляют килограммами. Даже при минимальном количестве газа кондиционер включится, но будет плохо охлаждать и компрессор быстро выйдет из строя. Вредно и избыточное количество газа: фреон не будет успевать испаряться в испарителе, и в жидком состоянии попадёт в компрессор, что приведёт к его фатальной поломке. По этим причинам заправлять систему кондиционирования необходимо в строго указанном заводом изготовителем количестве, и только на специализированных СТО и автосервисах , учитывая количество газа, оставшееся в заправочных трубках (обычно это около 50 гр.).

В профилактических целях необходимо включать кондиционер даже зимой, предварительно нагрев салон, а затем включив подачу холодного воздуха, а для предотвращения коррозии трубок и соединений, следите за чистотой под капотом, тогда кондиционер долго прослужит без поломок, а салон автомобиля будет радовать прохладой даже в самый жаркий день.

Практически каждый современный автомобиль сегодня оборудуется системой кондиционирования, позволяющей более комфортно управлять машиной в жару. Как и любой другой узел, кондер имеет свойство ломаться. Сегодня мы предлагаем вам узнать, как осуществляется диагностика автомобильного кондиционера в домашних условиях и что для этого следует учитывать в автомобиле.

[ Скрыть ]

Когда следует проверять?

Как известно, система кондиционирования представляет собой устройство, предназначенное для охлаждения воздушного потока в салоне. Когда кондер включается, фреон начинает сжимать расходный материал — газ фреон, впоследствии циркулирующий по системе. Затем фреон греется и поступает в испаритель, где он охлаждается и преобразовывается в жидкость. Как показывает практика, зачастую необходимость проверить автокондиционер в случае его неправильного обслуживания. Зачастую основной причиной, которая затрудняет работу кондиционера, является плохая герметичность системы, в результате приводящая к быстрой утечке газа.

В любой современной системе кондиционирования слабым местом считается испаритель, поскольку он больше всего подвержен воздействию пыли и грязи. При длительном воздействии внешних факторов на систему на устройстве могут появляться микротрещины и прочие повреждения, что в любом случае приводит к плохой работе системы. Если компрессор работает неправильно, это приведет к тому, что эффективность охлаждения салона в целом будет минимальной, при этом сам кондер будет функционировать более шумно. На самом элементе могут быть видны следы масла.

Еще одной причиной, по которой требуется диагностика кондиционера автомобиля, является неприятный запах. Диагностирование этой проблемы сводится к проверке уровня расходного материала в системе, обычно неприятный запах свидетельствует о необходимости очистки системы.

На что необходимо обращать внимание?

Диагностика автокондиционера представляет собой процесс оценки его работы. Как сказано выше, выявление причин неисправности в своем авто в первую очередь сводится к проверке уровня фреона. Проверить уровень можно в районе осушителя, но нужно учитывать, что далеко не все установки оборудованы им. Заглянув в специальное отверстие, можно увидеть фреон. Если он с пузырьками, а цвет жидкости белый, то необходимо произвести заправку устройства. Только в том случае, если фреон прозрачный и в нем нет пузырьков, его состояние можно считать нормальным.

Когда производится диагностика автомобильного кондиционера, в первую очередь следует обращать внимание на такие поломки:

  • различные трещины и механические повреждения;
  • при проверке кондиционера в автомобиле следует обратить внимание на загрязнение узла, которое может быть обусловлено износом различных компонентов;
  • сервисное обслуживание и техническое восстановление работоспособности должно производиться при нарушении работы электроцепей системы;
  • при неправильной эксплуатации устройства на его деталях и элементах могут появиться следы ржавчины — коррозия в целом губительно влияет на работу системы кондиционирования;
  • несоблюдение правил при регулировке;
  • износ деталей системы, в частности, подшипниковых устройств, реле, щеток узла или контактов.

На практике диагностика и ремонт автокондиционеров производится в случае поломки:

  1. Компрессора, о его выходе из строя сообщит шум при работе кондера, а также масло на его корпусе. Обычно такая проблема обусловлена разгерметизацией и утечкой жидкости.
  2. Выход из строя испарителя обусловлен воздействием на этот узел коррозии в результате загрязнения магистрали для слива конденсата.
  3. Поломка ресивера, который используется для удаления из агрегата конденсата и очистки фреона от грязи и продуктов износа. При такой неисправности замерзают магистрали, а сам кондер может произвольно отключаться.
  4. Выход из строя терморегулирующего вентиля. В данном случае охлаждение воздуха будет происходить не постоянно, а периодически, патрубки испарителя будут замерзать, при этом кондер может автоматически отключаться и включаться. Основными причинами в этом случае являются повреждения расширительного клапана, неверная регулировка либо наличие конденсата или воздуха в системе.
  5. Поломка вентилирующего устройства, который необходим для дополнительного охлаждения фреона. Вентилятором оборудованы далеко не все системы кондиционирования современных авто. Обычно выход из строя вентилятора обусловлен износом подшипникового устройства или сбоев работе электроцепи.
  6. Выход из строя контроллера давления. Предназначение этого элемента заключается в выключении кондера, если параметры давления фреона критические.

Чтобы автомобильный кондиционер работал нормально и в будущем не возникло проблем в его эксплуатации, работа системы всегда должна поддерживаться в чистоте. Время от времени водитель должен осуществляться очистку компонентов устройства, при этом следуя правилам настройки и использования кондера. К примеру, поломка компрессора может быть обусловлена именно неправильно эксплуатацией, в частности, включением кондера на полную мощность при запуске мотора. Делать этого ни в коем случае нельзя, поскольку охлаждение системы должно производиться постепенно.

В качестве профилактики устройство нужно время от времени включать даже в зимний период (автор видео — Тим Сервис).

Проверка кондиционера зимой: как не ошибиться?

Как проверить работоспособность кондиционера автомобиля своими руками в зимнее время года?

Для этого есть несколько способов:

  1. Один из методов — на ощупь. В этом случае салон необходимо максимально отопить, а затем регулятор температуры следует установить на холод, после чего кондер выключается. Если ваша машина оборудована системой климат-контроля, то в этом случае нужно будет установить наиболее низкую температуру. Сделав это, из дефлекторов должен начать выходить холодный воздух. Учтите, что отопить салон транспортного средства нужно в любом случае, поскольку если температура испарительного устройства агрегата будет около нуля градусов, то кондер не включится.
  2. Еще один метод — на глаз. Запустите мотор автомобиля и прогрейте его до рабочей температуры, после чего включите кондер. Если спустя несколько секунд вы услышите щелчок из-под капота, а оборот ДВС увеличатся, это будет свидетельствовать о том, что в работу включилась муфта привода компрессора. При включении муфты и дальнейшем ее отключении с повторением цикла можно с уверенностью сказать, что в системе недостаточно фреона.

В том случае, если температура воздуха на улице составляет менее 10 градусов мороза, то диагностику придется на время отложить. Все потому, что давление расходного материала в системе сильно снижается, а если у вас нет опыта в диагностике кондиционеров, то при проверке можно допустить ошибку. Если вы все же решите произвести проверку, то перед активацией кондера салон транспортного средства нужно прогреть, в частности, теплой должна быть центральная консоль. Контроллер испарительного устройства, который обычно располагается под консолью и позволяющий предотвратить его обмерзание, будет «думать», что его необходимо остудить (автор видео — Михаил Автоинструктор).

Следует также включить на печке функцию рециркуляции воздушного потока. Большинство транспортных средств, оснащенных системой климат-контроля, в данном случае перестают учитывать температурные параметры воздуха и принудительно включают компрессор. После запуска последнего потрогайте рукой стальную часть «обратки» — речь идет о части магистрали, которая идет из салона в компрессор. Только возьмитесь за нее рукой, а не пальцами.

Спустя несколько секунд вы должны почувствовать, что магистраль становится более холодной. Сам компрессорный узел может отключаться и включаться с определенной периодичностью, в этом нет ничего страшного. Наиболее оптимальным вариантом будет, если магистраль будет настолько холодной, что за нее невозможно будет взяться.

Затем необходимо аккуратно взять железную часть напорной магистрали, проходящей от компрессора к радиатору. Эта часть должны быть или достаточной теплой, если температура на улице зимой не особо низкая. Если же на улице мороз, то эта часть патрубка должна быть очень горячей. После этого нужно потрогать наиболее тонкий патрубок, идущий от радиаторного устройства в салон машины. Она не должна быть настолько горячей, что за нее нельзя будет взяться, поскольку это будет свидетельствовать о забитом радиаторном узле, неработоспособности вентилятора или о том, что в системе переизбыток фреона.

Заключение

Помните, вовремя сделанное правильное ТО избавит ваше авто от дорогиx ремонтов. Если вы столкнулись с необходимостью отремонтировать агрегат, то в любом случае эту процедуру лучше доверить профессионалам. Чтобы не допустить ремонта, время от времени должна производиться прочистка системы. Эту задачу вполне можно выполнить в домашних условиях, подробная инструкция касательно этого процесса представлена здесь .

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.

Видео «Как отремонтировать компрессор кондиционера?»

Подробная инструкция по ремонту компрессора приведена ниже (автор видео — канал Автоматика — автокондиционеры от А до Я).

Заправка и диагностика кондиционера автомобиля – в целом, очень сложные процессы, доверить которые можно далеко не каждой мастерской, занимающейся обслуживанием. Из статьи вы узнаете, для чего предназначен такой агрегат. Мы рассмотрим основные вопросы, связанные с его неисправностями и диагностикой.

Когда должна проводиться проверка кондиционера авто?

Автокондиционер – это устройство для охлаждения потока воздуха, поступающего из внешней среды, до нужной температуры внутри салона. Он используется для повышения комфорта передвижения в очень жаркую летнюю погоду. Стоит сказать пару слов о его принципе работы. После включения кондиционера компрессор начинает сжимать фреон, который циркулирует по всей системе. После этого вещество разогревается и попадает в так называемый конденсор, оно там охлаждается и конденсируется до жидкости.

Сжатый фреон затем попадет в ресивер-осушитель, здесь проходит этап очистки. Перед попаданием в испаритель жидкость проходит терморегулирующий вентиль, который понижает её давление, это сопровождается процессом охлаждения. После испарителя фреон снова попадает в компрессор. Часто автокондиционеры ломаются из-за халатности мастеров и плохого качества обслуживания. Плохая герметичность системы становится причиной быстрой утечки рабочего вещества, которая в итоге приводит к неисправности.

Слабым местом любого кондиционера является конденсор, так как к нему открыт доступ для грязи, соли и другого фактора, который может очень быстро нарушить герметичность. Результатом обычно является появление микротрещин, а иногда и дыр, из-за которых нарушается работа устройства. Неисправность компрессора приводит к повышенной шумности всей системы и понижению эффективности охлаждения, на нём могут быть видны следы масла. А неправильно работающий испаритель снижает качество работы кондиционера, а также может быть причиной неприятного запаха в салоне автомобиля.

Диагностика автокондиционера – рассматриваем причины неисправностей

Проверка кондиционера авто – это оценка работы и заполненности системы фреоном, и делается она через окошко в районе осушителя, стоит подчеркнуть, что не все агрегаты им снабжены. Через окошко видно жидкость, и если она с пузырьками и имеет белый цвет, то необходимо провести заправку системы . Признаком её хорошего состояния является прозрачность и отсутствие пузырьков.

Как правило, диагностика автокондиционера выявляет примерно такие основные у отдельных частей механизма:

  • механические повреждения;
  • загрязнение системы вследствие износа отдельных деталей;
  • нарушение работы электрических цепей;
  • коррозия из-за несоблюдения условий эксплуатации;
  • неправильная регулировка;
  • износ подшипников, реле, контактов, щеток.

Всех этих проблем можно избежать, если держать систему кондиционера в чистом состоянии, вовремя и добросовестно очищать все узлы, подверженные загрязнению солью и грязью, соблюдать все правила эксплуатации и настройки. Например, нельзя, садясь в машину, включать кондиционер на всю мощность, это приведёт к выходу из строя компрессора, охлаждение должно происходить постепенно. Хорошей профилактикой будет включение устройства периодически зимой и летом, даже когда он вам не нужен.

Заправляем автокондиционер без посторонней помощи

Лучше всего заправку проводить в сервисных центрах и мастерских, предназначенных для этого. Хорошим знаком для решения воспользоваться тем или иным СТО будет наличие специалиста, занимающегося только этим видом работ. Если вдруг вы решили заправлять устройство своими руками, то следует знать несколько деталей. Каждый кондиционер обслуживается своим видом фреона, узнать, какой именно нужен вам, обычно можно на корпусе любой из деталей системы. Норма объемы жидкости обычно есть под капотом автомобиля или записана в инструкции по эксплуатации. Если система имеет заполненность менее 50 %, то придется производить еще и вакуумирование.

Не стоит использовать самодельные шланги и переходники, это приведёт к утечке недешёвого фреона.

Вооружившись комплектом для (баллон, переходник, шланги и манометр), залезаем под капот и находим магистраль и защитный колпачок на ней. Чистим место вокруг него и откручиваем, надеваем заправочный шланг. Заводим мотор и снаряжаем кого-то поддерживать его холостой ход на 1500 оборотах, а также просим помощника запустить рециркуляцию воздуха в кондиционере на уровне MAX. Баллон с фреоном переворачиваем, открываем на нем кран-проколку, а также вентиль низкого давления на шланге, присоединенном к магистрали вместо защитного колпачка.

Заправка началась, а мы должны следить за давлением на манометре, помощник держит обороты на 1500. Давление не должно перейти за отметку 285 кПа, а жидкость следует проверять через соответствующее окошко на предмет пузырения. Если в салон начал поступать ощутимо холодный воздух (желательно замерить термометром, нужна отметка в 5–8 градусов), то кран можно закрыть, а всю конструкцию разобрать. Без опыта за такую работу лучше не браться, так как можно вывести из строя другие элементы системы кондиционирования автомобиля.

Зачастую утечки вызваны вибрацией, которая расшатывает соединения в цепи циркуляции фреона, но фреон может также вытекать через стенки резиновых шлангов или сальник (масляное уплотнение) компрессора.

В современных системах на фреоне R134a утечки может быть сложно найти, так как синтетическое компрессорное масло в этих местах не будет оставлять масляный налет. Если автокондиционер требует частых заправок – необходим тест на утечки. Если источник утечки фреона нельзя установить визуально, существуют другие методы.

ВНИМАНИЕ: утечка 50-100 г в год – это норма.

Подготовка к тесту

Цепь циркуляции фреона должна находиться под давлением во время теста. Если система еще функционирует, давление должно быть достаточным (как минимум 3.5 бар), чтобы провести эффективный тест. Если в системе слишком мало фреона, его нужно будет извлечь.

ВНИМАНИЕ: если система пуста, НЕ заправляйте ее – проведите тест с помощью OFN (oxygen freenitrogen — азот без примеси кислорода).

Места проверки автокондиционера на утечки

  • Все соединения и трубки
  • Вал компрессора
  • Сервисные клапаны и уплотнительные прокладки компрессора
  • Трубки конденсора и испарителя
  • Соединения ресивера/осушителя
  • Датчики давления
  • Парные соединения пружинного замка
  • Шланги

Тест кондиционера автомобиля помощью OFN

OFN (oxygen free nitrogen) – это азот без примеси кислорода. Его молекулярная структура хорошо подходит для поиска утечек. К тому же, OFN сравнительно недорогой.

  • Если система еще функционирует, извлеките фреон.
  • Подключите баллон с OFN к сервисному разъему с помощью подходящей насадки.
  • Откройте клапан на баллоне, чтобы установить в цепи давление 10-15 бар и закройте клапан.
  • Протрите места возможных утечек мыльным раствором – там образуются пузырьки.
  • Выпустите весь азот из системы перед каким-либо ремонтом.

Тест с помощью электронного течеискателя

Такое оборудование может находить очень маленькие утечки.

Тестирование может усложняться в условиях сквозняка, поэтому нужно закрыть точку возможной утечки от ветра, чтобы не давать фреону испаряться. Если он попадет в атмосферу, течеискатель будет все время сигнализировать утечку. Лучше всего проветрить помещение перед тестом.

  • Убедитесь, что система заправлена. Частичной заправки около 225 г тоже достаточно.
  • Проверьте место возможной утечки, начав с самой высокой точки цепи (фреон тяжелее воздуха).
  • Когда утечка установлена, течеискатель издает сигнал, интенсивность которого зависит от концентрации фреона.
  • Если утечку нельзя установить при выключенном кондиционере, запустите двигатель и включите кондиционер, чтобы создать давление в системе.

ВНИМАНИЕ: имея дело с частично заправленной системой, рекомендуется включить кондиционер на короткое время и не превышать число оборотов холостого хода двигателя, так как масла в системе может быть недостаточно для смазки компрессора.

Тест автомобильного кондиционера помощью УФ лампы

Чтобы вытекающий фреон можно было увидеть с помощью ультрафиолетовой лампы, фреон смешивают со специальным красителем. Эффект подсветки фреона, который возникает под ультрафиолетовыми лучами, позволяет легко установить утечку.

ВНИМАНИЕ: краситель мог быть уже добавлен в систему производителем авто.

С помощью инжектора (впрыскивателя) краситель можно добавить со стороны низкого давления (всасывания) при заправке системы. Краситель соединяется с маслом, и даже если фреон извлечен, и система перезаправлена, краситель будет оставаться в системе.

  • Следуйте инструкциям производителя, добавляя правильное количество красителя.
  • Заведите двигатель и включите кондиционер.
  • Посветите УФ лампой в местах возможных утечек — они станут видны.

ОСТОРОЖНО: излишний ультрафиолет может быть вреден для глаз. Используя УФ лампу, всегда надевайте защитные очки.