Проверка аккумулятора мультиметром, нагрузочной вилкой. Как проверить аккумулятор мультиметром, нагрузочной вилкой и другими приборами? Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой при покупке

Покупая автомобильный или мото аккумулятор в магазине или на рынке, всегда нужно быть готовым к сюрпризам. Как показывает практика, пока еще есть немало недобросовестных продавцов, которые не брезгуют самыми грязными методами наживы. Впрочем, дело не только в этом.

Существует целый ряд ситуаций, когда проблемы с батареей выявить без тщательной проверки просто невозможно. А заниматься ей без просьбы покупателя вряд ли кто-то будет. Поэтому, как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Итак, приведем три несложных правила, которые во избежание проблем, стоит неукоснительно соблюдать у прилавка перед приобретением дорогостоящей детали.

На что обратить особое внимание?

  1. Дата выпуска.

Это крайне важный параметр, ведь вам могут вполне продать залежалый товар, что в случае с аккумулятором означает одно - прослужит он недолго, ведь после длительного хранения, да еще и в ненадлежащих условиях, его пластины могут просто осыпаться. Считается, что предельным сроком хранения батареи является срок, равный 2 годам. Некоторые современные модели, изготовленные по кальциевой технологии или AGM аккумуляторы, могут пролежать на складе без последствий и дольше. Но, все же, от покупки слишком старой АКБ лучше отказаться.

Стоит отметить, что унифицированных норм маркировки аккумуляторных батарей, в зависимости от даты изготовления нет, поэтому на АКБ различных производителей она находится в разных местах. Так, например, и VARTA имеют маркировку из 24 символов, в которой четвертая по счету цифра означает год, а пятая с шестой позиции в номере месяц производства. Это значит, что батарея с номером G2С2060520991 536528 82E 09 выпущена в 2012 году, в июне месяце. У других производителей приняты другие обозначения. Узнать о них можно при помощи того же продавца.

  1. Напряжение на клеммах

Если аккумулятор 12-тивольтовый, то этот параметр, как ни странно, должен находиться в пределах 13-13.5 Вольт без нагрузки. Если оно составляет 12 и менее Вольт, значит, батарея, либо разряжена за счет долгого хранения, либо неисправна. Однако в любом случае покупать ее не стоит, даже если продавец горит желанием все исправить, воспользовавшись .

  1. Состояние корпуса

Тщательно проверьте пластиковый корпус аккумулятора на предмет механических повреждений, сколов и трещин, которые могут появиться вследствие транспортировки, неправильной погрузки или разгрузки. Если таковые имеются, покупать батарею категорически не рекомендуется, так как в процессе эксплуатации за счет вибрации эти дефекты могут стать причиной полного выхода АКБ из строя.

И в заключение обратите внимание на наличие гарантийного талона! Если импортная аккумуляторная батарея завезена в Россию официально, на нее обязательно распространяются гарантийные обязательства производителя. Обычно гарантия составляет от 12 до 24 месяцев. Но для того чтобы воспользоваться ей, необходимо иметь чек, а также гарантийный талон с печатью магазина. Иначе в случае поломки замену или ремонт АКБ придется оплачивать из собственного кармана.

Аккумуляторная батарея (АКБ) обеспечивает питанием электрические системы и приборы транспортного средства. Если своевременно не проводить техническое обслуживание батареи, ее долговечность может значительно сократиться. В регламент технического обслуживания входит периодическая проверка состояния аккумулятора нагрузочной вилкой. Вилка позволяет проверить степень заряда АКБ, т.е. полноту заряда или глубину разряда. Нагрузочные вилки отличаются разнообразием конструкций, но все они позволяют проверить работоспособность и состояние АКБ.

Нагрузочная вилка по праву считается просто необходимым для водителей устройством, и приобрести ее можно в любом магазине для автолюбителей. Обычные модели нагрузочных вилок рассчитаны на проверку аккумуляторов напряжением 12 В, хотя есть и универсальные устройства, с проверкой батарей напряжением 24 В.

Обычно нагрузочная вилка состоит из стрелочного или цифрового вольтметра, мощного нагрузочного резистора (сопротивления), кабеля и штыря. Вольтметр встроен в металлический корпус, туда же встроены одно или два нагрузочных резистора сопротивлением порядка 0,1 Ом в форме спиралей.

К плюсовому выводу нагрузочной вилки подсоединен кабель значительного сечения с клеммой, а отрицательный вывод подключен к металлическому штырю (щупу) на задней стенке нагрузочной вилки.

Аккумуляторы малой емкости проверяют одной нагрузочной спиралью, при большой емкости подключают вторую спираль. Обычно нагрузочная вилка подобной конструкции рассчитана на аккумуляторы емкостью до 190 Ач и обеспечивает ток нагрузки порядка 100-200 ампер (редко 250 А), что имитирует нагрузку АКБ стартером при пуске двигателя. Нагрузочные вилки подобной конструкции наиболее простые, но и они позволяют проверить степень заряда батареи. Более сложные устройства снабжены амперметром, что позволяет измерить множество характеристик электрической цепи транспортного средства.

Нагрузочная вилка рассчитана на работу в диапазоне температур среды от +1 °С до +35 °С (есть и модели для работы при температурах от -30 °С до +60 °С). При эксплуатации нагрузочной вилки необходимо придерживаться инструкции по работе с вилкой и соблюдать правила техники безопасности. При проверке батареи с применением нагрузки спирали вилки и металлический штырь нагреваются до опасной температуры.

Проверка состояния заряда АКБ нагрузочной вилкой

Проверка осуществляется в 2 этапа. Первый этап – проверка без нагрузки, второй – под нагрузкой.

Проверка АКБ без нагрузки

Перед замером необходимо полностью отключить АКБ от зарядного устройства или автомобиля. С момента последней работы двигателя должно пройти не менее 7 часов. Лучше всего проверять батарею после ночного простоя. В батарее должен быть нормальный уровень электролита, при недостаточном уровне следует восполнить потери дистиллированной водой.

Нагрузочная вилка переносное устройство, ею можно пользоваться, не снимая батареи с автомобиля, под капотом. Но не следует проверять холодную батарею, оптимальная температура при проверке не ниже 20 °С. При более низкой температуре батарею для проверки следует снять и занести в теплое помещение.

При проверке батареи все пробки на батарее должны быть ввернуты. Кабель с клеммой нагрузочной вилки (положительный вывод) подключается к положительному полюсу АКБ, а металлическим штырем (отрицательный вывод) касаются отрицательного полюса АКБ. На табло вольтметра появляется значение напряжения батареи, которое характеризует степень заряда батареи. В таблице приведены значения напряжений аккумулятора на холостом ходу и соответствующий им уровень заряда батареи.

К следующему этапу проверки — проверке под нагрузкой, следует прибегать только при заряде АКБ на 100%.

Проверка АКБ под нагрузкой

Под нагрузкой батарея проверяется только при условии стопроцентного ее заряда (показания вольтметра находятся в пределах от 12,6 до 12,9 В).

Прежде всего, подключите нагрузку, согласно инструкции по эксплуатации нагрузочной вилки. Далее подключите нагрузочную вилку так, как это делалось при проверке батареи без нагрузки. Следует иметь в виду, что при касании штырем нагрузочной вилки отрицательного полюса батареи появится искрение – через место контакта протекает большой ток.

И еще одно обстоятельство – если при измерении напряжения без нагрузки время подключения вилки к АКБ большого значения не имеет (аккумулятор работает вхолостую), то при измерении под нагрузкой показания необходимо снимать только на пятой секунде подключения, и немедленно после этого вилку отключить. Допускать подключения нагрузки на более чем 5 секунд не следует.

При измерении напряжения АКБ под нагрузкой на табло нагрузочной вилки высветится это напряжение, оно при полностью исправном и заряженном больше чем на половину аккумуляторе должно составлять 9 В или более. При меньшем напряжении следует зарядить батарею и измерить напряжение под нагрузкой еще раз. Если и в подобном случае добиться удовлетворительного показания не удастся, батарея неисправна и подлежит утилизации.

Если АКБ не полностью заряжена, по показаниям вольтметра устройства под нагрузкой можно по таблице оценить процент заряженности батареи.

Если после проверки батареи под нагрузкой проверить напряжение без нагрузки, и оно не восстановится до 12,4-12,7 В, возможна проблема с одной из банок АКБ.

Часто измерять напряжение аккумулятора под нагрузкой не следует, поскольку частый разряд большим током может привести к ухудшению его состояния. При проведении измерения не следует касаться руками металлического штыря, поскольку он сильно нагревается при протекании по нему нагрузочного тока. Между отдельными измерениями следует делать перерыв в 3-5 минут, чтобы штырь успевал остыть.

Нагрузочную вилку можно приобрести в автомобильном магазине либо сделать самостоятельно, поскольку это достаточно простое устройство. При этом это устройство настолько важно, что обойтись без него в процессе эксплуатации транспортного средства и батареи невозможно.

Видео: как проверить аккумулятор

От состояния аккумуляторной батареи зависит удобство эксплуатации авто – надежная заводка двигателя, хороший свет, комфорт в салоне. Владельцы автомобилей надеются на ее безупречную работу, но случается, она подводит. Как избежать такой ситуации, расскажет статья.

1 Проверка аккумулятора – предупреждение неисправностей

Проверить аккумулятор вовремя и правильно – значит быть уверенным, что он не подведет. Ведь ситуация, когда аккумулятор вдруг перестает работать, крайне неприятна. Полбеды, если такое случилось в гараже, его можно поставить на зарядку. Но если это приключилось в дороге, тут уже не позавидуешь. Большинство автолюбителей ездят до тех пор, пока аккумулятор крутит, а затем покупают новый. Своевременный уход может значительно продлить его жизнь и поможет избежать неприятных ситуаций.

На работоспособность аккумулятора влияют, кроме естественного старения, и другие факторы. Режим работы двигателя, состояние электрооборудования сказываются и на состоянии АКБ. Ряд причин могут привести к недозаряду или перезаряду. Батарея недозаряжается, когда автомобилем пользуются, передвигаясь на короткие расстояния. Включенный зимой подогрев, вентилятор отопления тоже могут стать причиной недозаряда. Неисправный регулятор напряжения с малым током не дает АКБ возможности нормального заряда при движении.

Систематический недозаряд автомобильного аккумулятора приводит к сульфатации пластин, что после падения емкости ведет к короткому замыканию и выходу из строя батареи.

Постоянно перезаряженный аккумулятор – тоже не долгожитель. Перезаряд появляется, чаще всего, из-за неисправности регулятора напряжения. Он выдает повышенный зарядный ток, электролит начинает кипеть. В необслуживаемом аккумуляторе выкипает вода, оголяются пластины, проходит их деформация. В других АКБ они осыпаются. Как следствие, аккумулятор становится неработоспособным. Также причиной перезаряда могут быть длительные затяжные поездки, когда двигатель постоянно работает на повышенных оборотах.

Чтобы увеличить срок службы недешевого оборудования, рекомендуем периодически проверять аккумулятор, придерживаясь такой последовательности:

  • осмотреть состояние клемм, внешний вид;
  • проверить электролит: состояние уровня и плотности;
  • измерить вольты на клеммах;
  • проверить его нагрузочной вилкой.

2 Внешний осмотр – пользуйтесь любым удобным случаем

Возьмите себе за правило: подняли капот автомобиля – осмотрите аккумулятор. Времени это займет немного, а польза может быть большая. Грязная поверхность становится причиной саморазряда. Грязь – это не только слипшаяся пыль. При эксплуатации на крышку попадает электролит, превратившийся в жидкое состояние из паров. Если к грязному аккумулятору добавить окисленные клеммы, утечку тока, вовремя не подзарядить – разряд батареи обеспечен. Частые и глубокие разряды грозят сульфатацией пластин.

Можно самому определить, что грязная поверхность приводит к саморазряду. Подключаем вольтметр одним щупом к клемме, а другим проводим по крышке аккумулятора. Видим, что прибор показывает наличие некоторого напряжения. Грязь, электролит на крышке проводят ток между клеммами, батарея саморазряжается. Уход за поверхностью совсем не сложен. Поверхность промываем щелочным раствором, который нейтрализует электролит (немного пищевой соды растворить в воде). Зеленый налет на клеммах промываем горячей водой, вытираем насухо. Можно использовать мелкую наждачку для зачистки. Контакт должен быть надежным. Проверяем крепление: если оно ненадежное, корпус, особенно зимой, может дать трещины.

3 Электролит – проверка уровня и плотности

От саморазряда по поверхности избавились, пора переходить к внутреннему содержимому. В обслуживаемых аккумуляторах проверяем электролит на уровень, используя стеклянную трубку. Вставляем ее в банку до упора в сепаратор пластин, закрываем пальцем и вынимаем. Высота жидкости над пластинами должна составлять 10–12 мм. Если она недостаточна, доливаем дистиллированную воду, которая выкипела.

Доливка электролита – частая ошибка автомобилистов. Он не выкипает. Единственный случай, когда его необходимо долить – если АКБ перевернулась, и из нее вытек электролит.

Приступая к дальнейшей проверке, следует оценить заряженность батареи. Делают это двумя способами: проверкой плотности или измерением напряжения. Плотность проверяется прибором под названием ареометр. Его трубку помещаем в банку, грушей засасываем электролит, чтобы поплавок внутри начал плавать, и смотрим на его шкалу. Ниже приведена таблица с показателями плотности полностью заряженного аккумулятора в зависимости от климатических зон, где он эксплуатируется..

Отклонение от номинальной плотности в сторону понижения на каждые 0,01 г/см 3 означает падение напряжения на 5–6 %. Обычный показатель плотности нового аккумулятора – 1,27 г/см 3 . Допустим, проверка плотности показала 1,21 г/см 3 . Это значит, что емкость аккумулятора недостаточна, он разряжен на 30–36 %, и его следует подзарядить. В исправном аккумуляторе происходит восстановление плотности, что сигнализирует о его заряде. Не следует допускать разряда больше 50 %. Особенно опасно это при морозах. Кроме того, что батарея не будет работать, возникает угроза, что треснет корпус: с понижением плотности электролит замерзает.

4 Использование мультиметра – оценка состояния батареи

Мультиметр – недорогой многофункциональный прибор, работающий от пальчиковой батарейки. Им можно производить различные измерения своими руками, но нас интересуют показатели напряжения. Такой прибор нелишне иметь в арсенале каждому автолюбителю. Включаем его в режим измерения постоянного напряжения DCV, диапазон выставляем 20 V. Черный щуп подключаем к минусу, красный – к плюсу, и снимаем показания. Полностью заряженный аккумулятор должен показать 12,6 В. Показатель 12 В и менее говорит о разряде на 50 % и более, требуется срочная подзарядка. Если мультиметр показывает 11,6 В – батарея полностью разряжена.

Измерения лучше проводить, когда автомобиль некоторое время не работал. Если снять показания сразу после поездки, они будут одними, на утро следующего дня – другими. Заряженный аккумулятор способен держать напряжение несколько дней. Оно не сильно падает, даже если автомобилем не пользовались неделями. На разряженном АКБ падение напряжения стремительное, и может случиться, что, когда придется срочно выехать, двигатель не заведется. Поэтому совет: перед длительным перерывом в поездках обязательно полностью зарядите аккумулятор.

Проверка мультиметром при заведенном двигателе позволит не только оценить работоспособность АКБ, но и проверить исправность электрооборудования. При работающем двигателе прибор должен показать 13,5–14,0 В. Показатели, повышенные до 14,2 В и больше, говорят о плохо заряженной батарее. Генератор работает усиленно, чтобы ее зарядить. При значительных морозах повышение напряжения возможно потому, что ночью аккумулятор разрядился, или электроника допускает больший ток из-за очень холодного воздуха.

Повышение напряжения в начале работы двигателя не таит в себе опасности. Если электрооборудование исправно, то минут через 10 все придет в норму, установятся обычные 13,5–14,0 Вольт. Но если оно постепенно не возвращается к оптимальному уровню, возникает опасность перезарядки. При максимальном зарядном напряжении, особенно при длительной поездке, электролит постепенно выкипит, батарея придет в негодность.

Теперь о пониженном напряжении на работающем автомобиле. Если оно составляет 13,0–13,4 В – аккумулятор не получает достаточной подзарядки. Следует отключить все энергопотребляющие приборы и опять замерить. Если напряжение нормализовалось, все в порядке, в противном случае возможна неисправность генератора, особенно, если показатель ниже 13,0 В. Не спешите его ремонтировать, проверьте контакты. Если они окислены, будет ощущаться нехватка напряжения.

Узнать состояние аккумулятора можно еще одним способом. Заводим двигатель при выключенных потребителях, подключаем мультиметр и следим за показаниями. Постепенно, по одному, включаем потребителей: магнитолу, ближний свет и так далее. При каждом включении наблюдаем падение напряжения на 0,1–0,2 В. Значительное падение говорит о неисправности автомобильного генератора, скорее всего, износе щеток. Если включить все потребители, падение напряжения не должно быть ниже 12,8–13,0 В, иначе АКБ сильно разряжается и прослужит недолго.

5 Измерение нагрузочной вилкой – полная оценка работоспособности

Случается, что аккумулятор имеет нормальное напряжение, измеренное тестером, но крутить стартер он не хочет. Проверка состояния нагрузочной вилкой даст полную и ясную картину. Прибор представляет собой вольтметр с нагрузочным сопротивлением. Нагрузочная вилка подсоединяется с соблюдением полярности к клеммам на короткое время – 5 секунд. Показания засекаем в конце этого времени. Следует заметить, что при подсоединении наблюдается искрение. Ничего страшного нет, ведь подсоединяется нагрузка. Проверку следует проводить нечасто, чтобы не навредить батарее.

Показатели оцениваем по таблице или берем сведения из инструкции к нагрузочной вилке. Если аккумулятор заряжен на 100 %, показатель напряжения под нагрузкой составит 10,2 В. Меньший показатель указывает на необходимость подзарядки. Если измерения вольтметром без вилки показали нормальное состояние, а с нагрузочной вилкой видна сильная разница, аккумулятор имеет неисправность: сульфатацию, замыкание пластин и некоторые другие. Если возможно, неисправность устраняют или покупают новую АКБ.

Случается, что под рукой нет никаких приборов, а требуется оценить состояние аккумуляторной батареи. В домашних условиях подключаем нагрузку, равную половине емкости. Для аккумулятора 60 А/час она равна 30 Ампер. Можно взять 6–7 лампочек на 55 Вт и подключить их параллельно. Через 5 минут оцениваем яркость света. Если он потускнел, аккумулятор не справляется со своими обязанностями.

Не ленитесь ухаживать за аккумулятором, периодически проверять его, тогда он будет служить долго и надежно!

Владельцам автомобиля и просто водителям рано или поздно приходится сталкиваться с вопросом исправности аккумулятора. При покупке такого важного компонента для своей машины и в процессе эксплуатации полезно знать элементарные методы — как проверить работоспособность аккумулятора автомобиля. Рассмотрению данных способов посвящена эта статья.

При покупке аккумулятора и каждый раз, когда вы открываете капот автомобиля, уделите внимание таким вопросам:

  • целостность корпуса;
  • отсутствие пыли и грязи на аккумуляторе;
  • чистота клемм и отсутствие на них рыхлого белого или светло-зеленого налета;
  • отсутствие влаги и потеков электролита;
  • плотное прилегание и затяжка клемм и крепежных элементов.

Загрязнение корпуса АКБ или наличие на нем влаги, приводит к ускоренному саморазряду аккумулятора. При недостаточно плотном прилегании клемм к выводным контактам возрастает сопротивление в местах соединения. Это приводит к уменьшению величины пускового тока на стартере и затруднению процесса запуска двигателя. Клеммы значительно нагреваются. Ухудшается зарядка аккумулятора.

Для недопущения этих проблем достаточно содержать аккумулятор в чистоте и своевременно подтягивать крепеж. Потеки электролита следует устранять слабым щелочным раствором (5 грамм соды на 100 грамм воды) и вытереть все поверхности сухой ветошью.
Контакты и клеммы зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и смазывают техническим вазелином. Или проверяя уровень масла в двигателе, коснитесь щупом клемм, этого достаточно для их смазки и защиты от окисления.

Проверка уровня и плотности электролита

Состояние (уровень и плотность) электролита можно проверить только на обслуживаемых аккумуляторах. Для этого аккумулятор следует разместить на горизонтальной поверхности и выкрутить пробки, закрывающие отверстия каждой банки. Визуально убедитесь, что в каждой банке электролит покрывает пластины приблизительно на один сантиметр.

Для более точной проверки уровня электролита в аккумуляторе воспользуйтесь градуированной стеклянной трубкой или простой стеклянной трубкой и линейкой.

  1. Опустите трубку в отверстие до упора ее нижнего конца в пластины.
  2. Закройте пальцем отверстие в верхнем конце трубки.
  3. Вытащите трубку и убедитесь, что уровень электролита в трубке составляет 10-15 мм.
  4. Проведите замеры в каждой банке.

В банки, где уровень электролита ниже нормы, долейте дистиллированную воду, предварительно удостоверившись в целостности корпуса. Доливка электролита допускается только при полной уверенности, что он пролился. Доливайте электролит, плотность и температура которого идентичны, находящемуся в вашем аккумуляторе. После этого зарядите аккумулятор.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе осуществляется ареометром для кислот при температуре воздуха около 25°С после полной зарядки. Он выглядит как стеклянная колба с резиновой грушей на верхнем конце, в которую помещен поплавок с градуировкой — ареометр. Градуировка шкалы на на таком измерительном приборе производится соответственно удельному весу жидкости в системе СГС (г/см 3). При работе с электролитом принимайте меры по защите глаз и кожи, ведь электролит – это кислота.
Для проверки плотности электролита поместите наконечник кислотомера в отверстие любой банки аккумулятора и втяните грушей электролит в колбу так, чтобы ареометр свободно плавал. Линия на шкале ареометра, совпадающая с поверхностью электролита, соответствует его плотности.

По специальной таблице соответствия плотности электролита уровню заряженности батареи определяют ее пригодность к эксплуатации. Обычно, при температуре электролита 25 °С и при полной зарядке батареи, нормальная плотность электролита для средней полосы должна составлять 1,28 +-0,01 г/см 3 . Понижение плотности на 0,01 г/см 3 означает разрядку банки АКБ на 5-6 %.

Например, при проверке плотности показания ареометра составляют 1,23 г/см 3 . Это на 0,05 г/см 3 меньше номинального значения 1,28 г/см 3 . Значит, аккумулятор разрядился на 25-30% и требует подзарядки. Производите такую проверку раз в шесть месяцев.

Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Проверка АКБ нагрузочной вилкой производится на обслуживаемых и на необслуживаемых агрегатах. По результатам проверки можно определить степень заряда батарей и сделать выводы об их работоспособности.

Нагрузочная вилка состоит из вольтметра (стрелочного или цифрового), помещенного в корпус вместе с подключаемыми нагрузочными сопротивлениями, и выведенными контактами в виде заостренных штырей. Измерения производятся на отключенном и обслуженном аккумуляторе. Клеммы и корпус должны быть чистыми и сухими, пробки на банках должны быть закрыты.

Предварительно проводятся измерения напряжения АКБ без нагрузки . Для этого отключите нагрузочное сопротивление и плотно прижмите ножки нагрузочной вилки к клеммам. Зафиксируйте показания вольтметра. При плотности электролита 1,28 г/см 3 и напряжении на батарее без нагрузки не ниже 12,7В аккумулятор является полностью заряженным. Падение напряжения на 0,2В соответствует 20 % разряду батареи.

Существует несколько методов подключения статорных обмоток в асинхронных двигателях. имеют свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать при работе трехфазного мотора.

Использование светорегуляторов значительно упрощает управление домашним освещением. В можно детально изучить характеристики разных видов диммеров, а — более конкретно об аналогичных устройствах именно для светодиодных ламп.

Но главное предназначение нагрузочной вилки состоит в проведении измерений при имитации реальной работы АКБ . Для этого подключите нагрузочное сопротивление соответствующее 1-1,4 от емкости аккумулятора. При проведении измерения удерживайте пять секунд плотно прижатые к клеммам ножки нагрузочной вилки. На пятой секунде отметьте показания вольтметра. Напряжение на работоспособной и полностью заряженной батарее будет не ниже 10,2В и не должно снижаться в течении этого времени. Если напряжение ниже или падает при проведении измерений, то аккумулятор не полностью заряжен или неисправен. Если показания вольтметра равны или ниже 7,8В, то батарея полностью разряжена.
Падение напряжения на 0,6В от 10,2В соответствует снижению заряженности на 25%. Если без нагрузки аккумулятор имеет 100% заряд, а под нагрузкой напряжение резко падает, это свидетельствует о неисправности АКБ.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проведение измерений напряжения с помощью мультиметра также позволяет определить, насколько заряжен аккумулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Включите мультиметр в режим для измерения постоянного напряжения, при соответствующих пределах измерения.
  • Подсоедините черный щуп к минусовой клемме, а красный – к плюсовой клемме АКБ.
  • Зафиксируйте показания на дисплее мультиметра.
Полностью заряженным аккумулятор считается при напряжении не ниже 12,7В. Если зафиксировано напряжение 11,7В, то АКБ полностью разряжена.
Значит, можно приблизительно подсчитать степень заряда аккумулятора, учитывая, что падение напряжения на 0,1В соответствует падению уровня заряда на 10%.

Метод проверки без приборов

Современные необслуживаемые аккумуляторы выпускаются с встроенными индикаторами или системой самодиагностики. Состояние таких АКБ легко определить, прочитав инструкцию. Как проверить исправность аккумулятора автомобиля, если у вас простой агрегат и отсутствуют необходимые приборы?

  • Проведите внешний осмотр, как указано выше.
  • Устраните загрязнение и плотно закрепите клеммы.
  • Не заводя двигатель, включите все световые приборы на автомобиле.
  • Если за пять минут яркость свечения фар не изменится, то АКБ в хорошем состоянии.

Также, любой водитель знает о том, как трудно завести двигатель при неисправном или разряженном аккумуляторе.

Теперь вы знаете, как проверять аккумулятор на работоспособность. Не следует заряжать и производить измерения на замерзших батареях. Правильно обслуживайте ваш аккумулятор, и он прослужит долго.

Видео о том, как проверить состояние аккумулятора автомобиля

Расскажем как правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы существуют.

Проверка с помощью мультиметра

Необходим мультиметр - прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор недорогой, самый простой стоит 300 рублей. Если не раз будете проводить ремонтные работы с электрикой, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, а не стрелочный, т.к. он удобнее в работе.

Не стоит полагаться на замер АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Данные вольтметры подключаются не напрямую к батарее, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.

Проверка при работающем двигателе

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Оно должно быть от 13,5 до 14,0 В. Если при работающем моторе оно больше 14,2 В - это свидетельствует о низком заряде аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. АКБ мог разрядиться за ночь из-за холодной температуры. Или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.

В повышенном напряжении нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины всё нормально, то через 5-10 минут электроника скинет его до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и оно постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Если при работающем моторе напряжение меньше 13,0-13,4 В - говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях. Значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.


Что сейчас показываете мультиметр? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14 В. Если ниже - указывает, что не работает генератор автомобиля . Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможны низкие показатели, если контакты аккумулятора окислились. Поэтому проверьте их. Если на них налёт (например зелёного цвета), то зачистите шкуркой или плоским надфилем.

Как еще проверить работу АКБ и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных приборах, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение должно чуть упасть - на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку, потом кондиционер и другие источники. При каждом включении напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки.

При всех включенных потребителях напряжение на батареи машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если меньше - аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового , а как проверить поговорим ниже.

Проверка при неработающем двигателе

Если напряжение менее 11,8-12,0 В - батарея разряжена, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля . Нормальное значение от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы узнать уровень заряда. Так, показание 12,9 В – говорит, что АКБ заряжен на 90%, значение 12,5 В - на 50%, а 12,1 В - на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть один нюанс. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро - другое. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если он полностью заряжен, или не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена - напряжение будет падать быстро.

Проверка с помощью нагрузочной вилки

Это действенный способ проверки работоспособности батареи авто. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.

Как проверить? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды оно должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумуляторная батарея считается слабой и ненадежной. В данном случае придется задуматься о покупке новой.