Простой снегоход за одни выходные. Как сделать самодельный снегоход на гусеницах своими руками? Собираем снегоход своими руками

Во время холодов транспорт на двух колесах становится неактуальным, а на заснеженных просторах проехать иногда невозможно даже на автомобиле. Что же делать в ситуации, если денег на покупку более приспособленного к суровой зиме транспорта нет?

В этом случае можно изготовить самодельный снегоход. Зимние транспортные средства чаще всего оснащаются гусеничным приводом, спереди устанавливаются рулевые лыжи. Снегоход обладает высокой проходимостью, легким весом (70-80 кг), что позволяет ему ездить как по ценному снегу, так и по укатанным заснеженным дорогам. Управлять этим транспортным средством просто, а развиваемая скорость невелика. Так что ездить на снегоходе зимой загородом – это не только удобно, но и безопасно.

Особенности самодельных снегоходов

Продажей снегоходов на территории СНГ занимается огромное количество компаний. Но цены на них высоки даже для семей с приличными доходами. Если вы не хотите переплачивать деньги за рекламу и являетесь трудолюбивым и креативным человеком, то попробуйте сделать самодельный снегоход.

Сделанный собственноручно самоход стоит в 7-10 раз дешевле, чем самые дешевые модели, изготовленные заводским образом.

Успешность собственноручного изготовления снегохода зависит от нескольких факторов:

  • ваше личное мастерство;
  • ваше инженерно-конструкторское мышление;
  • наличие деталей и агрегатов от других снегоходов, мотоциклов и прочего.

Следует иметь в виду, что езда на снегоходе, как и на любом транспортном средстве, сопряжена с повышенной опасностью. Несмотря на то, что самодельные аппараты, как правило, не способны развивать скорость более 15 км/ч, к качеству деталей, к сварке, к креплению элементов болтами следует подходить со всей серьезностью. Вопрос эксплуатационной безопасности и надежности конечного агрегата должен являться основным для любого человека, имеющего намерение смастерить снегоход собственными руками.

Подготовка

Перед тем, как приступить к изготовлению снегохода, необходимо рассчитать основные параметры аппарата. Если вы немного инженер-конструктор, то уместно сделать чертеж агрегата. В принципе все снегоходы устроены одинаково и просто. Ваша задача – сделать надежный аппарат по образцу и подобию всех других вариантов этого класса транспортного средства.

Что потребуется для изготовления:

  1. Труба для рамы, для подвесок и других каркасных элементов.

Экспериментальным путем было установлено, что оптимальный диаметр трубы – 40 мм. Если вы используете профиль, то будет достаточно 25 х 25 мм. Толщина стенки – 2 мм. При меньших параметрах – будет снижена устойчивость аппарата к деформациям. При больших – произойдет утяжеление машины, что, соответственно, отразится на и без того не блестящих ездовых характеристиках.

  1. Колеса с резиной на оси.

Подойдут колеса от квадроциклов (небольших моделей с диаметром колеса 30-40 см), каких-нибудь тележек и т.д. Всего потребуется 2 оси с 2 колесами на каждой.

  1. Клиновые ремни или транспортерная лента.

Основной элемент «гусениц». Оптимальная толщина – 3 мм. Этого достаточно для устойчивости и износостойкости.

  1. ПВХ-трубы.

Из них делаются грунтозацепы — второй элемент «гусениц». Оптимальный диаметр 40 мм при толщине стенки – 5 мм.

  1. Двигательная установка.

Как правило, используют двигатель, карбюратор, топливный бак от мотоцикла.

  1. Передаточный механизм.

Как правило, используют звезды и цепь от мотоцикла, звезды от снегоходов. Ведущий вал от любого агрегата, подходящий по габаритам.

  1. Направляющие лыжи.

Оптимально брать лыжи от другого снегохода. Так как этот элемент должен быть максимально надежным, рассчитанным на нагрузку самого агрегата, плюс – водителя и возможных пассажиров.

  1. Руль.

Как правило, используют руль от мотоцикла, соответственно с ручкой газа и тросом.

  1. Платформа, сидение, кузов.

В принципе можно обойтись и без платформы, закрепив сидение(я) и кузов (опционально) непосредственно на раме. Но иногда на раме конструируют дополнительную платформу, например, из деревянных досок, которые обеспечивают незначительную амортизацию, позволяют разместить несколько сидений, и в тоже время несильно утяжеляют конструкцию.

  1. Амортизаторы.

Данный элемент вносит дополнительную сложность в конструкцию. Поэтому часто обходятся без него, тем более, если предполагается ездить по не утрамбованному снегу. Амортизация устанавливается на переднюю подвеску и сидение водителя. Можно взять от старого снегохода или от мотоцикла.

  1. Мелкие детали.

Помимо перечисленных выше, для изготовления снегохода потребуются другие стандартные детали: болты, шпильки, гайки, шарниры.

Как сделать: инструкция

Вначале варится каркас – рама. Очевидно, что чем больше будет рама, тем тяжелее получится аппарат и тем медленнее он будет двигаться. Оптимальная длина рамы – 2 м плюс/минус.

На раме последовательно фиксируются:

  • ведущий вал с принимающей звездой;
  • силовая установка с передающей звездой и бензобаком;
  • передняя колесная ось (неподвижное крепление к раме сваркой или болтами);
  • задняя колесная ось (крепится фиксировано при помощи подвижного направляющего элемента);
  • передняя подвеска с рулевой конструкцией и направляющей лыжей (лыжами);
  • сидение(я) и кузов.

Гусеницы изготавливаются из приводных клиновых ремней или транспортерной ленты. Оптимальная ширина гусениц – от 40 до 50 см. При меньшей ширине (40) снегоход будет более маневренен и лучше управляем. При большей (50+) – улучшается проходимость аппарата.

Функцию грунтозацепов выполняют распиленные вдоль пополам пвх-трубы указанного выше диаметра. Они крепятся к резиновой основе при помощи болтов и гаек. Недостаточной ширины клиновые ремни можно скреплять друг с другом металлическими грунтозацепами.

Для того чтобы иметь возможность регулировать натяжение гусеничного полотна, задняя колесная ось крепится при помощи подвижного направляющего элемента, позволяющего фиксировать положение оси в определенном положении.

Дополнительные замечания:

  1. Центр тяжести должен приходиться примерно на центр конструкции. Так как силовая установка крепится впереди, то сидение водителя должно быть смещено к центру над передним мостом или немного смещенным кзади.
  2. Расстояние между ведущим валом и силовой установкой должно быть минимальным, чтобы минимизировать потери передаваемой на вал энергии.
  3. Если вы устанавливаете амортизатор под сидение, то передняя опора сидения крепится на профильной дуге жестко, а сзади сидение опирается на амортизатор.
  4. Если вы делаете снегоход с расчетом на большую загрузку, то для снятия части веса с гусениц целесообразно установить дополнительную лыжу посредине базы (между двумя гусеницами). Эта лыжа, длинной 50-70 см, крепится непосредственно к раме. Однако такая конструкция предполагает более точный предварительный расчет с последующим выравниванием высоты «ножки», что осложняет изготовление снегохода.
  5. В шинах снегохода желательно поддерживать невысокое давление, чтобы избежать быстрого износа деталей и высокого расхода топлива.

Рассмотренный вариант снегохода является наиболее простым по конструкции. При наличии инструментов, сварочного аппарата он может быть собран в гараже без проблем.


Динамические качества снегоходу обеспечивает одноцилиндровый двухтактный двигатель от мотоцикла ММВЗ - 3.111, плавность хода - подрессоренные лыжи и независимая пружинная подвеска корпуса, а проходимость - движитель, представляющий собой одну резиноармированную гусеничную ленту от «Бурана».



ДВИГАТЕЛЬ мощностью 10,5 л.с. - легкий и надежный, с отличными пусковыми качествами. На снегоходе он работает в частично закрытом подкапотном объеме, и, чтобы не допускать перегрева, пришлось оснастить его вентилятором принудительного охлаждения.

ТРАНСМИССИЯ.

От ведущей звездочки (z = 14) главной передачи двигателя крутящий момент цепью ПР- 12,7 передается звездочке (z = 24) первичного вала реверс-редуктора. Последний(его передаточное отношение 1:1,64) - от лодочного мотора СМ-500В. На вторичном валу реверс-редуктора закреплена звездочка (z = 16), от которой цепью ПР-15 крутящий момент передается звездочке (z = 20) ведущего вала гусеницы. На нем же установлены две текстолитовые звездочки (z = 9), входящие своими зубьями в окна гусеницы и заставляющие ее двигаться.



КОРПУС снегохода собран с применением дуговой электросварки из предварительно изготовленных узлов и деталей: рамы снегохода, рамы реверс-редуктора, тоннеля, багажника, приборного щитка, днища моторного отсека, подножек и прочего.

Сварка велась пунктирно - прихватками. Необходимая жесткость корпуса обусловлена как прочностными характеристиками примененных материалов, так и его конструктивными особенностями (ребра жесткости, гофр, накладки и т. д.).





Сиденье водителя сделано из фанеры толщиной 10 мм. латексной губки и обивки из искусственной кожи, приколоченной к фанерному основанию обойными гвоздями. Сиденье установлено шарнирно (откидывается вправо на двух петлях), открывая доступ к багажнику (замка багажник не имеет).

Моторный отсек с трех сторон защищен резиновым бампером трапециевидного сечения, приклепанным к боковине отсека трубчатыми заклепками с шагом 50 мм через стальную ленту-накладку. Спереди в бампере прорезаны три продолговатых отверстия-воздухозаборника для вентиляции подкапотного пространства. Кроме того, на подножки вровень с трубами рамы снегохода уложены деревянные планки и прикреплены к обшивке снизу шурупами. Поверх планок настлан резиновый коврик и прибит к ним мелкими гвоздями. Наконец, капот оснащен ветровым стеклом, а тоннель гусеницы сзади прикрыт резиновым щитком.

КАПОТ изготовлен из листовой стали толщиной 1,5 мм при помощи дуговой электросварки. На нем смонтированы путевая фара (с кабелем подключения ее к бортовой электросети) и ветровое стекло. Капот установлен на бампере и прикреплен к корпусу снегохода двумя пружинными замками.

Напомню, что двигатель снегохода работает в частично закрытом подкапотном пространстве, и, чтобы избежать перегрева, мне пришлось оснастить его вентилятором принудительного охлаждения.

Постараюсь объяснить, как я это сделал.



Отсоединив рычаги переключения передач и запуска, снял левую крышку картера, стараясь не повредить прокладку. В крышке, примерно в том месте, которое находилось напротив коленвала двигателя, просверлил отверстие диаметром 20 мм.

Далее, сняв с коленвала гайку крепления ведущей звездочки, заменил ее приспособлением для точной разметки контура отверстия (на внешней поверхности крышки картера) под корпус вентилятора. Приспособление представляет собой стальной стержень диаметром 18 мм, один конец которого оформлен в виде гайки (для навинчивания на хвостовик коленвала), а другой имеет сквозное радиальное отверстие (для

Г-образной чертилки) и осевое резьбовое (для фиксирующего чертилку винта).

Затем вернул крышку картера на место, вставил в приспособление чертилку и зафиксировал ее с таким расчетом, чтобы своим остро заточенным концом она очерчивала окружность диаметром 50 мм.

Временно установил на место рычаг запуска двигателя и осторожно провернул коленчатый вал - чертилка на крышке картера оставила четко видимую риску окружности. Сначала грубым круглым, а затем тонким полукруглым напильником я удалил лишний металл, не забывая примерять предварительно выточенный на токарном станке корпус вентилятора.

Вставив корпус в крышку, разметил и просверлил отверстия под крепежные винты. Запрессовал манжетное уплотнение и подшипники с распорной втулкой. Между корпусом и крышкой установил прокладку из плотного картона толщиной 1 мм.

Вал крыльчатки со стороны двигателя имеет шестигранную полость, в которую плотно входит штатная гайка крепления ведущей звездочки. Шестигранная полость с гайкой создают своего рода шлицевое соединение.

Для более надежной работы вентилятора фланец крыльчатки выточен из дюралюминия. Крыльчатка - от двигателя мотороллера «Электрон». Поскольку направление ее вращения на мотороллере обратно направлению вращения коленвала двигателя снегохода, то своими лопатками крыльчатка обращена к крышке картера. На этой же стороне находятся воздухозаборные отверстия, надежно защищенные от попадания посторонних предметов. Кожух, воздуховод и фланец улитки сварены электродуговой сваркой.

Воздуховод был подогнан к двигателю по месту; сварочные швы обработаны напильником, и вся улитка окрашена в красный цвет.

СИСТЕМА ПИТАНИЯ. На снегоходе применена простая и надежная система питания: топливо поступает к карбюратору по бензопроводу самотеком. Штатная крышка в поплавковой камере карбюратора заменена другой, с горизонтальным расположением штуцера, что дало возможность исключить «лишнее» колено бензопровода. Топливный бак - от мопеда «Рига- 12» емкостью 5,5 л (для моего снегохода такой емкости вполне достаточно). Габариты бака позволили легко «вписать» его в подкапотное пространство, зажав в жестком хомуте с резиновой прокладкой.

ВЕДУЩИЙ ВАЛ гусеницы расположен под приборным щитком и состоит из собственно вала с приваренными к нему двумя дисками-ступицами и двух текстолитовых звездочек, каждая из которых крепится к ступицам шестью болтами М8. Левый конец вала вставлен в шарикоподшипник, глухой корпус которого прикреплен к стенке тоннеля снегохода шестью болтами М6. Правый конец вала пронизывает корпус подшипника, стенку тоннеля и несет на себе звездочку, зафиксированную шпонкой и винтом М 10x1,5. Корпуса обоих подшипников имеют пресс-масленки.



МЕХАНИЗМ НАТЯЖЕНИЯ с направляющим валом гусеницы расположен в конце тоннеля и прикреплен к раме снегохода. Он состоит из двух кронштейнов, приваренных к законцовкам труб рамы, стальных стаканов, корпусов подшипников с подпружиненными штоками и стального вала с двумя текстолитовыми звездочками. На концах вала - подшипники с манжетными уплотнениями, удерживаемые в корпусах стопорными кольцами. Корпуса подшипников направляющего вала также имеют пресс -масленки.


Натяжение гусеницы регулируется двумя тягами с гайками М10х1,5. Под массой водителя снегоход немного «проседает» - и гусеница ослабевает. Поэтому подтягивать ее нужно до размера 20-25 мм между каждым стаканом и корпусом подшипника.

ОПОРНЫЕ ТЕЛЕЖКИ. На снегоходе имеются три опорных моста (три оси) с шестью опорными тележками, состоящими из балансиров, катков и пружин.

Конструктивно все двенадцать сварных балансиров совершенно одинаковые. Каждый из них представляет собой комбинацию из шести деталей.

Катки вращаются в шарикоподшипниках. Чтобы они не соскакивали с осей, концы последних расклепаны. Втулки катков дюралюминиевые, обода - резиновые, заклепки - стальные. Так как подшипники закрытые и смазки не требуют, то пресс- масленки здесь отсутствуют.



Упругими элементами тележек являются пружины. Они постоянно находятся в слегка сжатом состоянии, поскольку распрямиться до конца им не дают упирающиеся друг в друга стерженьки, приваренные к балансирам снизу.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ Руль снегохода - мотоциклетного типа. Выгнут из стальной трубы диаметром 21 мм. На правом роге руля расположен рычажок управления дросселем от мотоцикла ИЖ-49, на левой - рычаг сцепления.

Рукоятка управления реверс-редуктором расположена справа от приборного щитка. Она имеет три фиксированных положения: левое - движение вперед, среднее - «нейтраль», правое - движение назад.

Рукоятка запуска двигателя находится слева от приборного щитка, на тоннеле гусеницы. Если резко дернуть рукоятку на себя, то прикрепленный к ней шнур через блок потянет рычаг запуска - и двигатель заработает. Здесь же находится педаль переключения передач.

Скорость движения снегохода контролируется по спидометру. Рядом с ним установлены переключатель «ближнего - дальнего» света и общий выключатель электропитания. Кстати, энергией электрооборудование «Жука» снабжается от генератора Г-427 двигателя.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Пожалуй, это самая сложная и трудоемкая система снегохода. Как и руль, рулевой вал изготовлен из стальной трубы диаметром 21 мм. Пространственное положение ему задают два съемных кронштейна - верхний и нижний. Первый двумя болтами М8 прикреплен к приборному щитку; второй, несущий на себе еще и узел крепления двигателя, - четырьмя такими же болтами - к стенке тоннеля гусеницы.

Рулевой вал может поворачиваться - подшипниками скольжения ему служат запрессованные в кронштейны бронзовые втулки. Они имеют каналы для подвода смазки, которая подается через пресс-масленки, имеющиеся по бокам кронштейнов (на чертежах не показаны).



Нижний конец вала снабжен съемным карданным шарниром от мотоцикла «Урал-2». Одна из вилок кардана приварена к двуплечей качалке, которая вместе с подшипником установлена на цапфе, приваренной к днищу моторного отсека снегохода. Двуплечая качалка с трехплечей, а та, в свою очередь, с сошками лыжных шкворней соединены регулируемыми по длине тягами. Все восемь пальцев тяг зашплинтованы. Втулки шкворней смазываются через пресс-масленки (на рисунках не показаны). Отклонение лыж от продольной оси влево и вправо достигает 25°.

ЛЫЖИ. Полозья рулевых лыж изготовлены из стального листа толщиной 2,5 мм. Для лучшей управляемости и предохранения от абразивного износа снизу они имеют подрезы из стальной полосы сечением 10x6 мм. Отогнутые вниз боковые кромки полозьев, а также лонжероны П-образного профиля придают им необходимую жесткость. В горизонтальных полках лонжеронов имеются отверстия диаметром 20 мм, через которые производилась сварка лонжеронов с полозьями.

Амортизатор каждой лыжи сделан из одного листа рессоры автомобиля ГАЗ-69. Сзади амортизаторы закреплены как обычно - с помощью проушин, резиновых втулок и болтов. Спереди же они имеют с лыжами подвижное (скользящее) соединение. Поскольку необходимый для данной конструкции изгиб передних законцовок амортизаторов потребовал бы предварительного термического отпуска металла и последующей закалки, то избран пусть грубый, зато более простой путь: законцовки сначала были лишены петель, затем отрезаны, перевернуты и приклепаны к рессорам.


Такая конструкция благодаря подвижности соединения позволяет амортизатору упруго прогибаться и воспринимать нагрузку, а уступ на законцовке ограничивает его от чрезмерного прогиба. Для меньшего истирания поверхностей лонжеронов, контактирующих с амортизаторами, между ними введены тефлоновые прокладки. Так как крейсерская скорость снегохода сравнительно небольшая, то ударные нагрузки невелики, и такой амортизации вполне достаточно.

Кроме того, к носкам лыж приварены ручки, согнутые из листовой стали толщиной 2,5 мм. Они нужны в основном для переноски и погрузки снегохода (с использованием поручня сзади) или для разворота снегохода вручную в узких местах.

В.ПЕТРОВ,

Красноярский край

Николай комментирует:

Двигатели с трансмиссией, полностью готовые для установки на Вашу технику. Для снегоходов, вездеходов. багги, картов и т.д. Подробная информация тут: спам удален

Одногусеничные снегоходы

Подавляющее большинство снегоходов в настоящее время изготовлено по схеме «две лыжи впереди/одна гусеница сзади». При такой схеме снегоход опирается на три точки, расположенные треугольником. Прежде всего такая схема обладает оптимальной устойчивостью. Одногусеничная схема позволяет создавать эффективные снегоходы для самых разных целей. Конструкция одногусеничного снегохода является залогом относительно низкого веса, правильного распределения масс, ремонтной доступности всех основных узлов.

При проектировании таких снегоходов конструкторам предоставлены несколько основных инструментов, которые определяют баланс качеств снегохода:

Ширина гусеницы -- уменьшение ширины гусеницы способствует повышению управляемости и маневренности, снижает зависимость снегохода от продольных неровностей. Увеличение -- улучшает проходимость. В настоящий момент большинство одногусеничных снегоходов выпускается со стандартной шириной гусеницы в 15 дюймов (381 мм), либо с широкой гусеницей (она же -- widetrak) шириной в 20 дюймов (508 мм). В последнее время становится популярной сверхширокая гусеница -- 24 дюйма (610 мм). Использование сверхширокой гусеницы позволяет вплотную приблизиться по проходимости к двухгусеничным снегоходам.

Широкие гусеницы до последнего времени были уделом утилитарных снегоходов. Но в последнее время на рынке появились промежуточные модели -- сочетающие комфорт туристических снегоходов с наличием широкой, а то и сверхширокой, гусеницы.

  • длина гусеницы -- уменьшение длины гусеницы способствует повышению управляемости и маневренности. Увеличение -- улучшает проходимость. В технических данных снегоходов всегда приводится длина ее полной окружности, как правило это 3000-4000 мм. Опорная поверхность гусеницы не превышает трети этой длины.
  • развесовка -- то есть, распределение полной массы снегохода между лыжами и гусеницей. Увеличение доли нагрузки, приходящейся на лыжи -- повышает управляемость. По этому пути идут при конструировании кроссовых и туристических моделей, для которых проходимость по глубокому снегу является вторичным качеством. Увеличение нагрузки на гусеницу в совокупности с увеличением ее размера смещает приоритет в сторону проходимости.

Масса снегохода в первую очередь зависит от его типа. Вес большинства утилитарных и туристических снегоходов -- около 300 кг. Спортивные -- кроссовые и горные весят 200--250 кг.

В последние годы конструкторы стали уделять повышенное внимание снижению массы. Многие новые модели разработаны «с чистого листа», в них воплощаются самые современные технические решения, в том числе широко используются легкие материалы, из конструкции исключаются некоторые узлы, оптимизируется вся конструкция, широко используются возможности использования более легких элементов конструкции по причине снижения нагрузки на них.

Существенное снижение массы позволяет предложить новый продукт:

  • повышается проходимость снегохода без принесения в жертву других качеств;
  • открываются новые возможности для активного управления -- вес водителя позволяет гораздо сильней влиять на более легкий снегоход;
  • подъем снегохода вручную при его вытаскивании уже не требует предельного напряжения сил.

Колея лыж у большинства современных снегоходов зависит скорее от конструкции подвески. Для моделей со свечной подвеской она составляет около 950 мм, для моделей с рычажной -- около 1050 мм. Эти величины являются инженерным компромиссом, так как на каждом типе снегохода есть факторы ограничивающие ее чрезмерное уменьшение или увеличение. По общему правилу, увеличение колеи улучшает устойчивость и управляемость снегохода. Но вместе с тем, и ограничивает возможность активного управления снегоходом -- водителю становится сложней наклонять снегоход собственным весом при прохождении поворотов, при движении поперек склонов. На многих моделях есть возможность регулировки колеи в зависимости от предпочтений владельца.

Так как при одногусеничной схеме все три точки опоры существенно разнесены по углам треугольника, это позволяет оснащать снегоход длинноходными эффективными подвесками.

Двухгусеничные снегоходы

При том, что формально у двухгусеничных снегоходов тоже три точки -- одна лыжа впереди и две гусеницы сзади -- физика их движения существенно отличается от таковой у одногусеничных снегоходов.

Две гусеницы располагаются параллельно, с минимальным расстоянием между ними -- которое необходимо для установки редуктора и крепления подвески. При использовании гусениц шириной 15 дюймов (381 мм), общая ширина движителя составляет около 850 мм. Это позволяет создавать узкие снегоходы (ширина «Бурана» -- 900 мм).

Установка на них именно двух гусениц, а не одной соответствующей ширины, вызвана скорей технологическими и компоновочными требованиями. Кроме того, в период разработки двухгусеничных снегоходов, гусеницы считались заменяемым элементом. Заменить одну узкую гусеницу при ее повреждении проще и дешевле, чем широкую.

У двухгусеничных снегоходов особенный баланс качеств, связанных с устойчивостью, а именно:

  • он заметно чувствительней одногусеничных снегоходов к продольным неровностям. На нем очень затруднено движение вдоль склона. Широкая опорная поверхность не позволяет водителю эффективно влиять на его устойчивость смещением собственного веса;
  • относительно узкая ширина опорной части дает ему преимущество в определенных случаях. Например, при движении по засыпанной снегом грунтовой дороге, что зачастую затруднено на снегоходах с двумя лыжами, которые теряют устойчивость, проваливаясь одной из лыж в колею;
  • при недостаточной ширине ровной опорной поверхности (например, на перекрестках колейных дорог), двухгусеничный снегоход наоборот, может сильно заваливаться.

Именно специфическая валкость не позволяет использовать на двухгусеничных снегоходах длинноходные подвески гусениц -- в противном случае, при поперечном наклоне, крен будет только усиливаться. Применяемые подвески расчитаны на амортизацию мелких неровностей.

Так как площадь гусеницы несет подавляющую часть нагрузки и имеет многоточечную подвеску, рулевая лыжа не имеет постоянной нагрузки. Результат этого -- нелинейная, большей частью низкая, управляемость. Она сильно зависит от большого количества факторов, определяющих насколько лыжа выступает ниже плоскости гусеницы (размещение нагрузки, состояние подвески гусеницы, состояние подвески лыжи и ряда других), а также от профиля дороги.

О выпуске в настоящий момент кем-то из иностранных производителей моделей с двумя гусеницами -- неизвестно. Снегоход Alpina Sherpa и снегомобиль BRP Ski-Doo Elite рассматриваются ниже отдельно -- ряд характеристик не позволяют отнести их к классическим двухгусеничным снегоходам.

На нашем рынке в настоящий момент двухгусеничные снегоходы представлены двумя отечественными моделями:

  • Снегоход "Буран"
  • Снегоход МВП-500

Кроме того, большая часть «самодельщиков» строит свои снегоходы по двухгусеничной схеме, либо с одной опорной гусеницей соответствующей ширины.

Основные преимущества двухгусеничных снегоходов:

  • двухгусеничная конструкция по определению обеспечивает максимальную опорную поверхность и, соответственно, минимальное удельное давление. Это позволяет им демонстрировать исключительную проходимость по глубокому снегу;
  • малая ширина;
  • наличие одной лыжи по центру в сочетании с клиновидной носовой частью позволяет куда свободней ездить по лесу, пробираться между деревьями -- так как исключена проблемная для одногусеничных снегоходов ситуация, когда дерево попадает между двух лыж.

Эти качества делают двухгусеничные снегоходы очень привлекательными для тех, кому приходится много ездить в таежных условиях.

Снегоход – уникальное транспортное средство для ежедневного применения в зимний период. Его используют для передвижения по заснеженной местности во время научных экспедиций, экскурсий, походов, охоты на животных, охраны территории. Такое изделие можно приобрести в специализированном магазине или сделать своими руками. Если готовые конструкции имеют достаточно высокую цену, и не каждый человек способен себе позволить такую покупку, то самодельные – более доступный альтернативный вариант, изготовленный из подручных материалов и техники.

Техника для конструирования снегохода

Самодельный снегоход можно сделать своими руками из доступной техники. Для этих целей специалисты рекомендуют использовать:

  • бензопилы;
  • мотоблоки;
  • мотоциклы.

Важно! Чтобы сделать портативный снегоход в домашних условиях, обязательно нужно иметь навыки работы со слесарными инструментами.

Чертежи, варианты готовых работ

Конструирование снегохода необходимо начинать из создания чертежа желаемого изделия. Он поможет в процессе работы изготовить практичное и функциональное оборудование, которое будет служить не один год.

Вариант готовой работы

Если для создания снегохода из мотоблока или мотоцикла можно воспользоваться готовыми чертежами, то для конструкции из бензопилы – их не предусмотрено, так как каждый инструмент имеет свои технические характеристики и особенности.

Снегоход из бензопилы

Совет. Снегоход можно сделать как гусеничным, так и лыжным.

Прежде чем приступить к изготовлению снегохода из бензопилы, необходимо выбрать оборудование, которое будет обладать всеми необходимыми характеристиками. Оптимальный вариант для этой цели - бензопила «Дружба», «Урал» и «Штиль» (мощность этих инструментов идеально подходит для создания скоростных снегоходов).

Важно! Двигатель и редуктор – основные детали бензопилы, которые используются в процессе работы.

Конструкция снегохода состоит из четырех частей:

  1. Гусеницы.
  2. Трансмиссии.
  3. Двигателя.

Бензопила Урал

Сборка самодельного снегохода производится не по какой-то предложенной схеме или стандартному чертежу, а исходя из материалов и инструментов, которые есть в распоряжении мастера.

Инструкция по сборке снегохода из бензопилы

Сборка изделия – достаточно интересная работа. Она состоит из нескольких последовательных этапов, которые должны выполняться аккуратно и ответственно.

  • Первый этап – это сборка каркасной основы будущего самодельного снегохода. Для работы потребуются стальные уголки (размер – 50 х 36 см) или стальные листы (толщина – не менее 2 мм). Из уголков делают среднюю часть конструкции, а из листов – переднюю и заднюю.

Совет. Чтобы придать необходимой жесткости конструкции, металл загибают под уголом в 90 градусов.

  • Аккуратно делают два сквозных отверстия под размещение вала гусеничного механизма и направляющих устройств гусеничных колес (натяжные устройства устанавливаются с обеих сторон лонжеронов).

Важно! Переднее устройство специально предназначено для натяжения второй ступени натяжной передачи, оно также помогает в регулировке самой гусеницы.

  • К нижней части лонжеронов аккуратно приваривают специальные кронштейны (их крепят на одинаковом удалении друг от друга), в их открытые пазы и устанавливают опорные катки.
  • Катки (в резиновых чехлах) располагают на пяти осях, каждый из которых крепят с нижней стороны открытых пазов.
  • Между каждым из элементов устанавливают специальные втулки из дюралюминия (они изготавливаются из подходящей трубы).

Совет. Чтобы не тратить время на изготовление катков и осей для них, их можно позаимствовать у старого оборудования для выкапывания картофеля.

  • Сами оси кронштейнов крепят при помощи гаек и контргаек (они предназначены для усиления рамы снегохода, удерживают лонжероны на определенном расстоянии друг от друга).
  • Из трех металлических уголков делают стойки для крепления подготовленного редуктора бензопилы, устанавливают промежуточный вал цепной передачи.
  • На подготовленный каркас устанавливают сиденье для пользователя (для этих целей используют подходящий ящик или автомобильное кресло), его фиксируют на участке между средней и задней частью конструкции.

Снегоход из бензопилы

  • На переднем участке каркаса делают отверстие для размещения руля, его делают из трубы с приваренными ручками управления.
  • В местах крепления стоек снегохода устанавливают металлические косынки (они укрепляют конструкцию, делают ее более прочной и надежной).

Важно! Чтобы будущий самодельный снегоход обладал хорошей проходимостью по заснеженной местности, его оснащают гусеничным механизмом.

  • Из металлической трубы изготавливают вал привода снегохода, в него вставляют специальный круглый фланец для крепления зубчатых колес.
  • Для создания рулевого управления применяют оборудование из старых мотоциклов или мопедов с трехрычажным управлением.

Готовый снегоход имеет небольшой вес, легко размещается в багажник автомобиля для транспортировки на большие расстояния. Его управление настолько простое и понятное, что даже ребенок с легкостью может ним пользоваться.

Снегоход из мотоблока

Мотоблок – еще один вариант оборудования, которое используется в процессе изготовления снегохода своими руками. Его конструкцию практически не нужно переделывать, так как она изначально является многофункциональной.

Существует три типа снегоходов из мотоблока:

  • колесные;
  • на гусеницах;
  • комбинированные.

Мотоблок

Прежде чем приступить к работе с мотоблоком, необходимо определиться с типом будущей конструкции. От него и будет зависеть сложность работы мастера, а также длительность всего процесса.

Конструирование снегохода из мотоблока

Важно! Для создания колесного снегохода не нужно переделывать систему рулевого управления, особое внимание нужно уделить только на раму устройства и лыжи.

  • Раму снегохода изготавливают из металлических труб или уголков (она должна иметь форму прямоугольника).
  • К готовому основанию присоединяют ящик или кресло для размещения водителя.
  • Отдельно изготавливают лыжи из уголков и листового металла, приваривают их к раме.
  • Готовую конструкцию присоединяют к мотоблоку, используют по назначению.

Чертеж: снегоход из мотоблока

Снегоход из мотоцикла: руководство для мастеров

Сделать снегоход из мотоцикла не так уж и просто. Если сборка предыдущих изделий практически не вызывает трудностей, то с этой конструкцией придется помучиться. Для работы потребуются не только инструменты, материалы и техника, но и навыки в работе со сварочным аппаратом и другим оборудованием.

Важно! Мотоциклы «Урал», «Иж» и «Днепр» - самые подходящие модели для изготовления снегохода своими руками.

Технология конструирования снегохода

  • Делают подходящую раму из металлических труб разного диаметра и стальных уголков. Ее основу выполняют в виде прямоугольника (его габариты - 150 х 43,2 см).
  • Конструируют рулевую балку из металлических уголков (ее размеры – 50 х 50 х 5 мм), ее части обшивают плотными металлическими накладками. Готовую конструкцию устанавливают в горизонтальном положении на сверлильном станке.

Мотоцикл Иж

  • Раму и готовую балку обрабатывают в местах соединения, подготавливают специальные пазы для надежной фиксации элементов.
  • Переднюю перекладину рамы оснащают прочным уголком.
  • Крепят сидение к раме конструкции.
  • Делают отверстия в лонжеронах.
  • Между рулевой и средним участком приваривают швеллер.
  • Подбирают подходящую гусеничную звездочку и резиновую ленту для дальнейшей установки (подходящие габариты – 2200 х 300 мм, толщина – не более 10 мм).
  • Саму гусеницу аккуратно обшивают капроном, чтобы материал не расслаивался в процессе использования.

Снегоход из мотоцикла

  • Устанавливают трансмиссию, которая состоит из переднего и заднего моста. Передний – ведущий, он состоит из трубчатого вала, гусеничной звездочки и катков (сами звездочки фиксируются на сквозные болты). Конструкция заднего моста состоит из гусеничного барабана и трубчатого вала.
  • Лыжи приваривают к конструкции снегохода (для их изготовления используют листы стали и металлические уголки).

Система управления самодельного снегохода из мотоцикла довольно сложная в конструировании. Она состоит из:

  • продольной тяги;
  • поперечной тяги.

Из представленной информации можно сделать вывод: самодельный снегоход из элементов мотоблока, бензопилы или мотоцикла – реальность. Его может изготовить каждый желающий мастер. Для продуктивной работы потребуются лишь определенные навыки, оборудование, инструменты и материалы.

Самодельный снегоход: видео

Снегоход своими руками: фото




















Чтобы техника не простаивала в зимнее время, можно сделать снегоход из мотоблока своими руками. При наличии минимальных навыков владения инструментом это совсем несложно. Обратная переделка по окончании холодов не займет много времени. Это позволит использовать мотоблок для хозяйственных работ круглый год.

Подбор двигателя

Силовой агрегат должен иметь тягово-сцепное устройство с ручной системой управления. Можно использовать мотор от мотоблока Нева.

На его основе можно сделать снегоход для транспортировки грузов и перевозки 1 или 2 пассажиров. Мощность такого устройства составит 6-7 лошадиных сил. Снегоходная приставка к мотоблоку поможет увеличить грузоподъемность.

Основные достоинства такого устройства:

  • доступная цена;
  • силовой агрегат японского производства;
  • 4-тактный 1-цилиндровый двигатель;
  • система воздушного охлаждения;
  • возможность использовать бензин в качестве горючего.

Мотоблок Нева имеет 8 модификаций. Возможная мощность составляет от 6 до 8 лошадиных сил. Имеется цепной переключающий редуктор для 4 возможных скоростей. Топливный бак в зависимости от конкретной модели имеет объем от 3 до 5 л. Мощность двигателя позволит перевозить несколько человек и груз.

Нюансы конструкции

Основные элементы конструкции снегохода составляет ведомая и ведущая часть. Ведомая часть включает в себя амортизаторы, рулевую колонку, полозья.

Основные составляющие ведущей части — это силовой агрегат, рама, привод.

Основные схемы и чертежи можно найти в специальной литературе. На основе готового проекта необходимо сделать эскиз и картонный макет будущего устройства. Первоначально следует определиться с вариантами использования снегохода. Это поможет подкорректировать чертеж и определить элементы, которые необходимо приобрести, а также те, что можно изготовить своими руками.

Коробку передач и двигатель нужно установить на ведущей части будущего снегохода. Предварительно нужно определить, на каком ходу готовое устройство будет двигаться — гусеничном или колесном. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы.

Снегоход на колесном или гусеничном ходу

Снегоход из мотоблока проще всего сделать на колесном ходу. Для этого понадобятся только специальные колеса и (при желании) прицеп небольшого размера. Снегоход на колесном ходу обладает большей маневренностью. Колеса, установленные сзади, имеют относительно малый удельный вес. Чтобы агрегат не буксовал на рыхлом снегу, потребуется дополнительно установить специальные цепи.

Колеса для снегохода можно сделать из камер от грузовых автомобилей. В спущенном виде их надевают на колеса мотоблока и обматывают цепями, концы которых нужно закрепить, камеры накачать насосом.

Другой вариант — надеть на колеса мотоблока и прицепа металлические обручи по 1 на каждое колесо. Необходимые габариты определяются размером колес. Диаметр обруча должен быть немного меньше, а ширина — в 2-3 раза больше, чем у колес.

Чтобы улучшить сцепление с поверхностью и устойчивость снегохода на обручи (с тыльной стороны), нужно приварить по 5 или 6 пластин из металла. Необходимая толщина — 25 мм. Получится имитация грунтозацепов. Надевать подготовленные обручи нужно на спущенные камеры, которые после накачивания плотно прижмутся к ним.

Снегоход на гусеничном ходу — это устройство более сложной конструкции. Фактически это снегоходная гусеничная приставка к мотоблоку, работающая на основном моторе. Подобные самоделки получаются устойчивые, надежные, с высокой проходимостью. В регионах с обильным снежным покровом такой снегоход будет просто незаменим в зимнее время.

Гусеницы для мотоблока своими руками сделать несложно. Для этого можно использовать такие подручные материалы, как:

  • трубы водопроводные;
  • цепи мотоциклетные;
  • ленты конвейерные.

Чтобы лента на гусеницах дольше оставалась в рабочем состоянии, ее края необходимо предварительно прошить леской. Стежки нужно делать через каждые 10 мм. Чтобы замкнуть ленту в кольцо, нужно аккуратно сшить края.

Снегоход на гусеничном ходу не будет буксовать даже в очень глубоком и рыхлом снегу. Однако при высокой проходимости маневренность у него будет заметно ниже, ведь мотоблок на гусеницах значительно тяжелее. Вес ходовой части снегохода на гусеничном ходу будет до 30 кг.

Подготовительные работы

Самодельный снегоход из мотоблока можно будет использовать для хозяйственных работ, туристических прогулок, спортивных занятий. После определения варианта использования основную схему нужно будет немного подкорректировать.

Чтобы сделать снегоход из мотоблока своими руками, необходимо приготовить следующие инструменты и материалы:

  • аппарат для ручной сварки;
  • специальную маску и рукавицы;
  • болгарку;
  • ножовку по металлу;
  • комплект напильников;
  • трубогиб;
  • трубы рамные, например, от мотоцикла;
  • кронштейны, хомуты и другой крепеж;
  • мелкие детали;
  • мотор.

Чтобы сэкономить средства, многие запчасти и детали для снегохода можно изготовить самостоятельно или использовать составляющие от другой техники. Решая вопрос о том, как сделать снегоход из мотоблока, можно воспользоваться советами знакомых, имеющих подобный опыт, специальную литературу. Готовые схемы, чертежи, фотографии и видеоролики позволят лучше представить себе конструкцию снегохода и основные моменты его создания.

Основные этапы работы

Вначале нужно сделать форму. Для этого рамные или водопроводные трубы изгибаются трубогибом в нужном варианте. Для предварительного соединения используется сварка точечным способом. Это позволит выявить и устранить допущенные ошибки.

Окончательно нужно закрыть стыки неразрывным единым швом. К готовой раме приварить кронштейны. На них устанавливается:

  • силовой двигатель;
  • полозья;
  • рулевая конка;
  • сиденья.

Под сиденье для снегохода можно приспособить старое мебельное кресло или стул. Другой вариант — снять готовое сиденье со старого мотоцикла. При желании можно сделать 2 или 3 посадочных места.

Удобное рулевое управление для снегохода получится из руля от старого велосипеда, мопеда и другой техники. Можно изготовить руль самостоятельно из куска гнутой трубы.

Крепление прицепа и дополнительные элементы

Двухколесный одноосный мотоблок можно сделать 4-колесным и 2-осным при помощи небольшого прицепа. Его нужно намертво приварить к раме мотоблока.

Вначале к концу дышла нужно приварить металлический брусок длиной примерно 0,5 м. Он крепится в точке соединения прицепа и мотоблока параллельно основной оси.

Отступив от края на 6 см, сверлится по 1 отверстию с каждой стороны бруска. Добавочное крепление обеспечат хомуты из металла, их нужно накинуть на ось мотоблока и скрепить болтами и контргайками, к которым предварительно приваривается крестовина. Болт при этом пропускается через отверстия в крестовине и в хомуте.

Подобное сложное крепление будет надежным фиксатором для прицепа и всей конструкции в целом. Это уменьшит маневренность снегохода, но увеличит его устойчивость.

В качестве места для пассажиров можно использовать старые, но еще крепкие сани. Их легко присоединить к мотоблоку своими руками. Для перевозки багажа сани можно прикрепить к задней части сварной рамы.

Лыжи под полозья для снегохода лучше использовать деревянные. У пластмассовых сцепление заметно хуже. К рулевой колонке их крепят специальными шарнирами. На лыжи необходимо установить подрезы. Для этого можно использовать металлический прут сечением 8 мм.

Амортизаторы на снегоход устанавливаются обязательно — это обеспечит комфорт во время езды. Какие амортизаторы будут установлены (новые или снятые со старого мотоцикла) нужно определить заранее. Можно установить рычажные с мотоцикла. Это позволит сделать правильную конструкцию.

Техника безопасности

Готовый снегоход необходимо вначале опробовать на ровной местности. Пассажиров и грузы можно начинать перевозить только после успешных испытаний. Снегоход — это транспортное средство. Он может двигаться со скоростью до 70 км/ч, поэтому основные правила передвижения следует обязательно соблюдать, чтобы не попасть в аварию

С особой осторожностью следует ездить на незнакомых открытых пространствах или в лесу, особенно по свежевыпавшему снегу. Большие скорости в этом случае развивать не следует. Оптимальный вариант — не более 30 км/ч.

Готовясь к поездке на снегоходе, необходимо надеть защитный шлем и специальный костюм. Обычный ватник и валенки лучше не использовать. Очень опасно ездить на самодельном снегоходе по водоемам, покрытым льдом. Это очень опасно, даже если самодельное устройство в полном порядке.