Промывка системы охлаждения двигателя нейтральная. Проведение промывки системы охлаждения двигателя — как и чем это сделать? кислотные средства, достоинства и недостатки

Новый автомобиль владельцу практически не доставляет никаких хлопот, необходимо лишь проводить техобслуживание, вовремя менять моторное масло в двигателе. Но со временем все узлы и агрегаты начинают изнашиваться и стареть, от грязи и дорожной пыли забиваются основной и печной радиаторы. Для освобождения от различного сора и шлака нужно промыть систему охлаждения двигателя, для этого используются разные составы, как промышленные, так и народные, существует множество всяких рецептов. Чистку системы профессионально производят специалисты на автомойках или в автосервисах, но ее также можно выполнить своими руками, не прибегая к услугам мастеров.

Любая система охлаждения двигателя (СОД) автомобиля состоит из водяных патрубков (шлангов), радиаторов (основного и отопительного), термостата, водяного насоса, который обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости (ОЖ). В результате постоянного взаимодействия с разогретым металлом, а также от старения, в жидкости (тосоле или антифризе) накапливаются различные отложения, и она начинает мутнеть. Также в тосол может попасть масло из двигателя, оно проникает в СОД вследствие негерметичности прокладки головки блока цилиндров.

Существуют разные методы промывки охлаждающих каналов и радиаторов, в целом они принципиально не отличаются между собой, разница заключается лишь в использовании составов и последовательности действий. Можно промыть систему охлаждения двигателя водой, не прибегая ни к какой химии, но это в том случае, когда она не слишком загрязнена, и в ней нет следов масла. Правильно промыть СОД – это значит, полностью избавиться от грязи или масла (эмульсии), при этом антифриз должен быть прозрачным, а двигатель иметь рабочую температуру (не перегреваться). И очень важно подобрать подходящий для промывания состав, который не навредил автомобилю, а пошел бы только на пользу!

Чем лучше промыть охлаждающую систему

Для промывки применяются промышленные и народные средства, эффективность которых устанавливается, исходя из опыта. Наиболее популярными «народными» составами для эффективной очистки каналов охлаждения считаются:

  • лимонная кислота;
  • состав для мытья посуды Fairy;
  • молочная сыворотка;
  • отбеливатель «Белизна»;
  • раствор уксуса;
  • солярка;
  • каустическая сода;
  • моющий препарат Cillit Bang.

Кто-то промывает СОД даже с помощью кока-колы, но не все составы безопасны, и нужно знать точную дозировку, порядок действий при прочистке. Из промышленных средств автовладельцы чаще всего советуют использовать специальную автохимию брендов:

  • Prestone;
  • Abro;
  • LAVR;
  • Hi Gear;
  • Liqui Moly;
  • Fenom;
  • WYNNS.

В некоторых ситуациях промывание СОД требуется после герметика (точнее, после его применения для устранения утечки антифриза), такая ситуация возникает, если дозировка не соблюдена, и в результате засорился печной радиатор. Здесь в ход идут уже и народные, и специальные промышленные препараты (целый комплекс), а если и они не помогают, тогда выход только один – снимать радиатор печки и прочищать.

Если в радиаторе охлаждения (РО) появляется эмульсия, это означает, что масло проникает в СОД из двигателя. Такой признак говорит о неисправности прокладки головки блока или самой ГБЦ, эксплуатировать машину с таким дефектом крайне не рекомендуется. Прежде чем промывать от эмульсии, необходимо устранить поломку, иначе ее образование будет продолжаться. Избавиться от масла в системе не так просто, в некоторых случаях приходится промывать несколько раз, использовать разные средства.

Лимонная кислота – высокоэффективный состав для вымывания грязи, в том числе и масляных остатков из РО, промывание производится несложно, но при сильной загрязненности внутренностей СОД такую операцию приходится повторять несколько раз. Рассмотрим на конкретном примере, как выполняется подобная процедура, необязательно все действия точно копировать, но сам принцип, надеемся, будет понятен:

  • берем пакетики с лимонной кислотой из расчета 100 г на 1,5-2 л тосола, заранее подготавливаем раствор, размешивая порошок с горячей водой в какой-нибудь таре, растворяем его;
  • если движок холодный, прогреваем его до рабочей температуры, затем глушим двигатель;
  • подставив внизу ведерко или пластиковую канистру, сливаем старую ОЖ из радиатора и блока цилиндров, открутив соответствующие пробки (открыв краники). Где находятся сливные отверстия, зависит от модели автомобиля;
  • не устанавливая пробок (не закрывая краников), в расширительный бачок заливаем чистую воду, проливаем систему до тех пор, пока из сливных отверстий не начнет выходить относительно чистая жидкость;

  • закрываем слив, сначала заполняем СОД обычной чистой водой, прогреваем мотор, глушим его, выливаем через краники воду;
  • затем уже наливаем в расширительный бачок раствор лимонной кислоты, подготовленный заранее, еще раз размешав его, после запускаем движок;
  • закрываем капот, садимся за руль, проезжаем на машине от 15 до 50 км, очень желательно, чтобы краник печки на автомобиле был открытым;
  • после поездки сливаем раствор, вероятнее всего, он будет мутного грязного цвета;
  • опять повторяем проливку водой, закрыв все пробки (краники), заправляем систему уже свежим тосолом.

Если работа производится летом, можно для достижения лучшего эффекта на какое-то время залить дистиллированную воду и проездить так несколько дней. В дальнейшем нужно будет обязательно заправить рекомендованную для данного типа автомобиля охлаждающую жидкость, главное, не забыть об этой смене. Еще при попадании эмульсии в охлаждающую жидкость можно промыть систему охлаждения двигателя соляркой, хотя дизельное топливо не очень эффективно удаляет шлак, зато хорошо борется с масляными отложениями.

Как промыть радиатор от ржавчины в домашних условиях

Ржавчина в охлаждающей системе чаще всего образуется в результате эксплуатации автомобиля на воде, которую заливают в СОД летом с целью экономии, но зимой переходить на тосол все равно необходимо. Прежде чем заправлять машину новой ОЖ, следует произвести промывку, а признаком наличия ржавчины являются рыжие пятна на расширительном бачке, темно-рыжий цвет жидкости внутри самой емкости.

Промывка в таких случаях совершается в стандартном режиме: также необходимо нагреть мотор до рабочей температуры, затем остановить движок, выключив зажигание, слить всю грязную жидкость. В домашних условиях нет возможности загнать машину на яму или подъемник, поэтому обычно подобная процедура выполняется на ровной площадке где-то на дворовой территории. Разумеется, сливать ржавую смесь рекомендуется в заранее приготовленную тару, лучше всего для этого подходит плоская канистра с вырезанной боковиной.

Промываем несколько раз систему проточной водой, затем используем раствор лимонной кислоты, также можно применить раствор уксуса. Перед заправкой свежим тосолом рекомендуется некоторое время поездить на дистиллированной воде, затем уже заправлять машину охлаждающей жидкостью. Нужно отметить, что от ржавчины избавиться достаточно трудно, в некоторых случаях приходится несколько раз сменить антифриз, прежде чем он станет чистым, без мутного осадка.

Стоит ли промывать систему охлаждения после применения герметика для радиаторов

При утечке охлаждающей жидкости через неплотные соединения в патрубках достаточно часто собственники авто используют специальный герметик, предотвращающий течь ОЖ, для этого в радиатор добавляется специальный состав. Во многих случаях средство действительно помогает избавиться от подтеков антифриза, но неправильная дозировка герметика нередко приводит к засорению печного радиатора. В результате перестает нормально греть печка, что является довольно серьезной проблемой. Возникает вопрос, как промыть с минимальными потерями времени и денег, чтобы восстановить работоспособность отопителя.

Наиболее частые советы по этой теме, которые можно услышать от автолюбителей:

  • произвести стандартную промывку с помощью лимонной кислоты;
  • использовать в качестве промывочного средства молочную сыворотку;
  • залить в охлаждающую систему для промывания фанту или кока-колу;
  • применить фирменную автохимию Хай-Гир.

Конечно, попытаться воспользоваться здесь можно любым из предложенных способов, но, к сожалению, в данной ситуации они не всегда работают, особенно, если герметика было добавлено много. Самый верный вариант – снимать оба радиатора (основной и печной), а затем прочищать и промывать детали, продувать их сжатым воздухом.

Очистка СОД с помощью «Белизны»

Охлаждающая система может засориться из-за смешения двух разных ОЖ, несовместимых по характеристикам, из-за этого происходит свертываемость жидкости, получается своего рода «каша». Вымыть из РО такую жижу легко не получится, очень редко помогает здесь и промышленная автохимия. Народные умельцы для промывки берут чистящее средство «Белизна», обладающее прекрасным очищающим эффектом. Как выглядит применение этого состава на практике:


Теперь расширительный бачок можно заправить свежим тосолом, а по ходу эксплуатации машины желательно следить за цветом ОЖ. По отзывам владельцев авто, «Белизна» эффективно удаляет грязь из радиаторов, но у нее есть свои недостатки – это сильный запах, еще средство разъедает алюминий. Поэтому при промывке после использования чистящего средства его остатки нужно тщательно вымывать во избежание коррозии металла.

Эффект от промывания охлаждающей системы кока-колой

Еще одно совсем необычное решение – промыть СОД кока-колой, только почему-то многим кажется странным, что напиток способен разъедать грязь. Но объяснение все же это химической реакции есть: в составе «газировки» содержится ортофосфорная кислота (регулятор кислотности). По утверждению некоторых водителей, Coca-Cola действительно способствует отмыванию внутренних стенок радиатора и является не самым плохим промывочным средством. Но перед использованием этого состава обязательно нужно открыть бутылки с жидкостью и дождаться, пока из них полностью не выйдет газ.

Для промывки напиток Coca-Cola не разбавляется водой, заливается целиком, значит, для заправки 10-литрового РО необходимо покупать пять больших бутылок лимонада. Но стоит ли экспериментировать со столь необычным для автомобиля средством, когда есть масса проверенных составов, а также сертифицированного товара, специально предназначенного для этих целей?

Плюсы и минусы промывки охлаждающей системы

Чистка СОД, безусловно, дает положительный эффект, у нее есть свои преимущества:

  • улучшается циркуляция охлаждающей жидкости;
  • уменьшается риск перегреть двигатель;
  • меньше корродирует металл радиаторов, соответственно, детали служат дольше.

Но у промывки все же есть и некоторые недостатки, особенно, если она выполняется неграмотно или с применением недопустимых средств. От неправильно подобранной концентрации или состава промывочного раствора могут разъедаться патрубки, течь сальник водяного насоса, возникнуть коррозия металла. В некоторых вариантах прочистка банально не дает никаких результатов, получается потеря времени и денежных затрат. Также и не хвалят отдельные образцы фабричной продукции, например, промывочное средство Felix. Согласно некоторым мнениям, препарат не приносит никакой пользы, вдобавок разъедает резину.

Обслуживание системы охлаждения

В процессе эксплуатации транспортного средства антифриз (тосол) постепенно теряет свои качества, от постоянной циркуляции, нагрева и взаимодействия с металлом начинает мутнеть. Периодичность замены ОЖ зависит от многих факторов, но в целом рекомендуется менять охлаждающую жидкость через каждые 40-50 тыс. км пройденного пути или с регулярностью один раз в 2 года (в некоторых вариантах – 5 лет). Также жидкость заменяется:

  • при ее помутнении (почернении);
  • при попадании в нее масла;
  • при появлении пены, хлопьев.

Если ОЖ приобрела рыжий цвет, причиной тому является образование ржавчины, здесь затягивать с заменой антифриза нельзя, и необходимо выяснить, что является причиной ржавления. Если вовремя производить замену жидкости (согласно регламенту), не допускать ее помутнения, скорее всего, глобальная промывка и не понадобится, достаточно при смене тосола промывать систему дистиллированной водой.

Видео: Как и чем промыть радиатор и систему охлаждения двигателя автомобиля

Промывка системы охлаждения – процедура не менее важная, чем остальные плановые работы. Если этого вовремя не сделать, то постепенно скапливающаяся накипь и грязь забьют каналы радиатора, которые, в свою очередь, и так довольно тонкие. Последствия могут оказаться плачевными. Последующий ремонт заберёт значительно больше средств, чем регулярное плановое обслуживание. Сегодня мы поговорим, чем промыть систему охлаждения двигателя , как это сделать и к каким решениям лучше не прибегать.

Для начала разберёмся, как часто следует промывать систему охлаждения. Этот вопрос интересует многих. Здесь имеются три рекомендации.

Таким образом, промывать систему охлаждения следует раз в год в целях профилактики, в момент замены жидкости, чтобы избавить от остатков предыдущей и в случае перегрева мотора.

Чем промыть систему охлаждения двигателя

С тем, когда следует прибегнуть к процедуре мы разобрались. Осталось выяснить, чем можно воспользоваться. Средств немало и по традиции они делятся на специализированные и народные. Мы рассмотрим и те и другие.

Заводские средства

Заводские готовые решения - это лучшее чем можно промыть систему охлаждения двигателя. Такие товары, как правило имеют необходимый состав, который избавит от ненужных отложений и при этом не окажет пагубного воздействия на детали автомобиля.

Специализированные жидкости делятся на несколько типов:

  • нейтральные: они не содержать агрессивных компонентов, поэтому слишком большие и застарелые отложения отмывают с меньшей эффективностью, такие решения идеальны для периодической профилактики;
  • щелочные: название говорит само за себя, в составе таких жидкостей щёлочи и они идеально справляются с органическими загрязнениями;
  • кислотные: здесь в составе кислота, которая быстро и эффективно расщепляет неорганические отложения;
  • двухкомпонентные смеси: здесь присутствуют и щелочи и кислоты. Средства относятся к категории универсальных.

Выбор на прилавках магазинов автотоваров довольно велик. На основе отзывов автовладельцев нам удалось собрать небольшую подборку наиболее эффективных средств.


Перечислять список доступных продуктов можно очень долго. В тройку лидеров вошли те, на которые мы советуем обратить внимание.

Несмотря на обилие и доступность специализированных жидкостей, многие автовладельцы предпочитают использовать народные средства.

  • Лимонная кислота. Этот вариант советуют чаще всего. Обычная лимонная кислота, растворенная в воде, прекрасно избавляет от накипи, ржавчины и грязи. Для профилактики достаточно растворить 40 грамм компонента в 1 литре воды. Для более серьёзных случаев нужно увеличить концентрацию до 100 гр. заливаем раствор в радиатор и разогреваем двигатель. Оставляем на ночь и сливаем раствор. При необходимости можно повторить.
  • Уксус. Принцип действия и использования аналогичен предыдущему варианту. Соотношение следующее: пол литра 70% уксуса на 10 литров воды.
  • Фанта. Кто-то скажет, что Кока-Кола лучше справится с задачей. Это так, но в ней вместо лимонной содержится ортофосфорная кислота, которая может навредить механизму. Нужно залить газировку в систему охлаждения вместо антифриза и поездить с ней 30-40 минут.
  • Каустическая сода. Это очень агрессивный компонент. Работать с ней нужно осторожно, в защитных перчатках, респираторе и желательно на открытом воздухе. Подходит только для медных радиаторов, очень агрессивна к алюминию.

Это далеко не всё, но самые популярные народные решения.

Система охлаждения во всех автомобилях играет далеко не второстепенную роль . Дело в том, что двигатель внутреннего сгорания имеет свойство постепенно набирать температуру, которая очень пагубно влияет на его составные части и механизмы. Чтобы этого не произошло, тепло на себя забирает жидкость, которая охлаждается в радиаторе, а затем снова возвращается к горячему двигателю. Тем не менее, данная система имеет свойство загрязняться, что препятствует нормально отбору тепла. Сегодня вы узнаете, как промыть систему охлаждения двигателя, а также восстановить его нормальную работу.

Для охлаждения абсолютно любого двигателя может применяться очищенная дистиллированная вода, либо специальный антифриз или тосол (о разнице между ними ) . Антифриз является универсальной жидкостью и на сегодняшний день заливается в большинство бачков автомобилей, так как прекрасно проявляет себя как летом, так и зимой, а вот вода, к сожалению, имеет свойство замерзать. Кроме того воде свойственно образовывать накипь, которая довольно прочно оседает в патрубках, а также других частях системы охлаждения двигателя. Конечно, не всегда есть возможность залить кипяченную или дистиллированную воду, поэтому она засорит все трубы намного быстрее.

Другое дело антифриз, который не оставляет накипи, но со временем теряет свои свойства и если его вовремя не поменять, то начинает откладывать осадок, который если не забивает каналы, то легко может стать причиной появления коррозии.

Именно поэтому промывать систему охлаждения двигателя необходимо, но нужно точно знать, когда это делать, чтобы не выполнять эту процедуру зря.

Как узнать, когда необходима промывка системы охлаждения двигателя

Итак, предположим, что охлаждение двигателя работает исправно – утечек охлаждающей жидкости нет, вентилятор крутится, радиатор не забит грязью, а зажигание выставлено правильно. Тем не менее, температура растет и двигатель перегревается . Что делать в этом случае? В первую очередь необходимо обратить пристальное внимание на указатель температуры двигателя (на фото), если стрелка стабильно поднимается и не держится на какой-либо отметке, то с большой вероятностью, система охлаждения двигателя забита.

Если вовремя не прочистить ее, то есть риск полностью перегреть мотор. Такое явление чревато самыми опасными последствиями для современного двигателя, начиная от прогорания прокладки ГБЦ, заканчивая тем, что мотор может просто заклинить . Такие случаи не редкость, поэтому необходимо своевременно принять соответствующие меры и промыть систему как можно скорее.

Однако не все водители знают, чем можно промыть систему охлаждения автомобильного двигателя. Ниже буду приведены все способы, как можно все это сделать в домашних условиях.

Способы промывки системы охлаждения двигателя

  1. Обычная вода, но желательно дистиллированная или кипяченая . Является самым дешевым вариантом и подойдет скорее для промежуточного этапа между заменами антифриза. К счастью, воды вокруг предостаточно, а дистиллированная стоит не так уж и дорого. К тому же, сделать это в домашних условиях очень просто.

Для этого необходимо открутить сливную пробку и слить грязный антифриз в любую тару, которая обладает нужным объемом, объем охлаждающей жидкости в среднем автомобиле около 10 литров, рекомендуем взять тару с запасом. Теперь пробка снова устанавливается на место, а в систему охлаждения заливается вода. Мотор запускают и доводят до рабочей температуры, после чего сливают воду. Процедура может повторяться не один раз, а главной задачей необходимо ставить перед собой, чтобы вода в конце промывки стала чистой и без примесей.

Другой способ промывки охлаждения двигателя водой подойдет, если у вас есть шланг, насос и место, куда девать большое количество воды. Для этого необходимо разобрать всю систему и промывать ее части по отдельности под напором воды. Вначале промывается двигатель, затем патрубки и в самом конце радиатор.

Чтобы правильно его промыть, нужно открутить все пробки, чтобы грязная вода быстро покидала узел. Как только все станет чистым, система вновь собирается, а после этого, заливается чистый и свежий антифриз. Перед проведением таких процедур рекомендуется снять клемму с аккумулятора, а после – дайте высохнуть подкапотному пространству. Эта мера нужна для того, чтобы избежать случайных коротких замыканий, которые могут вызвать неисправности в электрооборудовании.

  1. Если после использования антифриза были обнаружены частицы его накипи или отложений, то обычной водой промыть систему уже невозможно. В этом может хорошо помочь лимонная кислота, которая разводится в массе 1 килограмм на 10 литров дистиллированной воды . После этого, залейте ее в систему и дайте двигателю некоторое время поработать без нагрузки. Далее на 40 минут процедуру необходимо прекратить и снова запустить мотор. После этого, слейте остатки кислоты и промойте систему охлаждения обычной водой до полного удаления всей грязи.
  2. Коррозия в антифризе – тоже не приятное явление. Конечно, лить масло или WD-40 в систему охлаждения – это абсурд, но есть другое не менее полезное средство – это кока-кола . Для этого полностью залейте систему кока-колой и запустите мотор на некоторое время. Как и с лимонной кислотой, процедура повторяется через 40 минут, а затем вся система промывается обычной водой.

Это все средства, которые вы можете применить в домашних условиях. Стоят они относительно дешево, а также не требуют особой аккуратности.

Специальные средства для промывки системы охлаждения


Если вы хотите выполнить эту процедуру качественно, то наверняка, вы задумались о том, чтобы воспользоваться химическими средствами
. Технология их использования сводится к тому, чтобы растворить их в воде и залить в систему охлаждения. Мотор запускается, а через некоторое время останавливается, после чего, необходимо снова проделать это не менее 3 раз. Точную инструкцию к действию можно получить на упаковке изделия.

Каждая помывка заканчивается тем же самым – водными процедурами, которые удаляют остатки средства, а также полностью выводят загрязнения.

Как промыть радиатор

Чтобы промыть радиатор, недостаточно вычистить его внутренности, необходимо удалить всех скопившихся на нем насекомых и травы, которые забивают все секции и мешают свежему потоку воздуха охлаждать воду или антифриз . Для промывки радиатора многие водители используют напор воды. Идеальным вариантом может послужить автомобильный керхер, который очищает радиатор, а соответственно, налаживает правильную работу системы охлаждения автомобиля.

Теперь вы знаете, как промыть систему охлаждения двигателя. Помните, что делать это можно и нужно.

Основной задачей системы является подвод охлаждающей жидкости к узлам и деталям, нагревающимся при работе . Во время движения автомобиля подкапотное пространство забивается камешками, песком, пылью, насекомыми и пр. Загрязнения скапливаются в магистралях системы охлаждения, смешиваясь с антифризом. Вследствие засорения патрубков, шлангов, каналов радиатора, снижается общая эффективность работы ДВС. В статье описано, как правильно промыть систему охлаждения двигателя, чтобы восстановить пропускную способность ее элементов.

Причины засорения системы охлаждения

Часто случается, что после заправки системы охлаждения свежей жидкостью, она быстро темнеет, в радиаторе появляются характерные звуки. Это говорит о загрязнении магистралей системы, снижении ее пропускной способности. Ухудшается качество отвода тепла от рабочих элементов двигателя, снижаются мощностные характеристики транспортного средства в целом (в среднем на 10%).

В трубках радиатора скапливается пыль, на стенках образуются специфические отложения. Химический состав накипи различен, в зависимости от вида охлаждающей жидкости, заливаемой в систему. В качестве ОЖ, чаще всего используются вода, антифриз.

При использовании воды, залитой непосредственно через горловину радиатора, в теплое время года на трубах образуется слой накипи. С наступлением зимних морозов вода замерзает, приводя систему в негодность.

Антифриз – более эффективное охлаждающее средство, устойчивое к перепадам температур окружающей среды. Однако, с течением времени, его состав начинает постепенно распадаться на отдельные фракции. Вследствие попадания продуктов распада антифриза в каналы системы, происходит ее засорение.

Последствия недостаточного охлаждения мотора

В результате вредных воздействий перепадов температур в работающем двигателе, на внутренних поверхностях шлангов, патрубков, трубок системы охлаждения появляется толстый налет в виде накипи. Образовавшийся слой обладает низкой теплопроводностью, что противодействует качественному охлаждению трущихся деталей и узлов двигателя внутреннего сгорания. При возникновении отложений в трубках нарушается процесс теплообмена между охлаждающей жидкостью и силовым агрегатом, что приводит к его перегреву. Тепло не в состоянии проникнуть сквозь накипь, скопившуюся на стенках трубок.

Существенный вред приносят также инородные частицы:

  1. Грязь, пыль.
  2. Металлическая стружка.
  3. Скопления мелких насекомых.

Мелкие фрагменты, попадая в систему вместе с охлаждающей жидкостью, засоряют магистрали. Это приводит к ускоренному перегреву мотора.

Воздушные пробки также могут стать причиной поломок двигателя. При их возникновении затрудняется отвод тепла из зоны образования повышенных температур. В результате продолжительной эксплуатации авто с воздушными пробками, такие дорогостоящие элементы силового агрегата, как цилиндры, поршни, коллекторы, перегреваются и выходят из строя.

При нарушении циркуляции ОЖ снижается эффективность системы охлаждения двигателя:

  • неравномерный отвод тепла из зон повышенного теплообразования в режиме холостого хода;
  • возникновение температурных скачков;
  • некорректные показания датчика указателя температуры (стрелка прибора дергается);
  • закипание тосола;
  • сбои в работе термостата;
  • недостаточное поступление тепла снижает комфортность пребывания в салоне;
  • усиление запотевания стекол ограничивает видимость, это приводит к увеличению вероятности создания аварийной ситуации во время движения.

Совет: Если мотор на ходу неожиданно заглох, опытные водители рекомендуют проверить работу системы охлаждения.

Замечено, если не проводить регулярное очищение и промывание системы охлаждения, детали и узлы двигателя деформируются от перегрева, и мотор быстро выходит из строя. Поэтому среди автовладельцев часто возникает вопрос, чем можно промыть систему охлаждения.

Средства для промывки системы охлаждения

Среди наиболее доступных средств, вода занимает первое место. Однако известно, что в ней растворены различные химические соединения, образующие накипь на стенках трубопроводов, которая вызывает необходимость повторных чисток системы. Во избежание осложнений, опытные автовладельцы рекомендуют воспользоваться дистиллированной или прокипяченной водой.

При возникновении вопроса, чем лучше промыть систему охлаждения двигателя, рекомендуется изучить предложения авторынка. Торговая сеть предлагает специальные очистительные средства, выпускаемые химической промышленностью, в большом ассортименте. Предлагаемые препараты качественно очищают элементы системы охлаждения автомобиля. Перед покупкой наиболее подходящего средства рекомендуется ознакомиться с существующими видами продукции, т. к. для уничтожения загрязнений применяются вещества, обладающие различным химическим составом.

По методу воздействия, очистительные препараты разделяются на несколько категорий:

  1. Нейтральные.
  2. Кислотные.
  3. Щелочные.
  4. Двухкомпонентные.

В состав нейтральных жидкостей не входят вещества агрессивного действия. В связи с этим, они обладают меньшей эффективностью, по сравнению с другими аналогами. Их применение рекомендовано в целях профилактики.

При изготовлении веществ кислотного действия, производители не включают в их состав кислоту в неразбавленном виде, т. к. данные соединения обладают повышенной агрессивностью. Промывочные жидкости кислотной среды нейтрализуют и выводят образования в виде накипи и других отложений неорганического происхождения.

Аналогично кислотным, щелочные вещества также не встречаются в концентрированном состоянии. Их используют для удаления загрязнений органического типа.

В состав двухкомпонентных препаратов входят соединения кислотной и щелочной среды. При постепенном воздействии данных веществ, загрязнения всех видов отлично удаляются из системы охлаждения.

Совет: Не рекомендуется заливать одновременно два препарата различного действия. Неправильное сочетание веществ, обладающих кислой и щелочной средой, не принесет ожидаемого результата. Жидкости взаимно нейтрализуют друг друга, могут причинить вред, вызвать дополнительные неисправности. Случается, что при использовании чистящих средств повышенной концентрации, детали, изготовленные из пластика и отдельных видов резины, приходят в негодность.

Как промыть систему охлаждения двигателя дистиллированной водой своими руками

Данная процедура проводится после охлаждения двигателя под открытым небом в летний период, либо в помещении гаража зимой. Сначала нужно избавиться от отработанной жидкости. Действия проводятся в следующем порядке:

  • установить машину на ровной площадке;
  • открыть крышку капота;
  • разместить емкость для сбора использованного антифриза;
  • отвинтить сливные пробки (в двигателе, радиаторе);
  • дождаться полного слива жидкости.

Интересно: Внешний вид отработанного материала расскажет об общем состоянии всей системы. Особенно нужно обратить внимание на присутствие в жидкости характерных разводов моторного масла, а также инородных частиц в виде металлической пыли, ржавчины, фрагментов накипи и пр.

Очищение системы охлаждения с использованием дистиллированной воды, считается наиболее доступным экономичным методом, занимающим минимальное количество времени.

Важно: Простая вода из водопроводного крана не рекомендуется для промывки системы охлаждения. При отсутствии дистиллированной воды в необходимом количестве можно заменить ее на кипяченую (время кипячения должно составлять не меньше 20 минут).

Алгоритм проведения работ:

  1. Залить подготовленную воду через горловину радиатора.
  2. Запустить мотор в режиме холостого хода.
  3. Выждать 20 минут.
  4. Заглушить двигатель.
  5. Слить жидкость из системы.
  6. Данную процедуру повторять несколько раз, пока не начнет выходить чистая жидкость.

Как промыть систему охлаждения двигателя лимонной кислотой

Если в отработанном материале замечено большое количество мелких частиц накипи, лучше всего воду для промывки подкислить. В качестве добавочного средства рекомендуется использовать кислоту (уксусную, лимонную). Для повышения эффективности данного метода можно увеличить процентное содержание кислоты в растворе и создать температуру в двигателе от +60 до 90°С.


Способ использования полученного раствора ничем не отличается от метода, описанного в предыдущем разделе.

Какими средствами можно промыть систему охлаждения двигателя от ржавчины

В состав антифриза входят специальные присадки, улучшающие технические характеристики охлаждающей жидкости. Однако, после окончания эксплуатационного срока, данное вещество постепенно разлагается на отдельные химические компоненты. Продукты разложения скапливаются на трубках и металлических деталях системы, в виде вредных солевых отложений, ускоряя процессы окисления. Пятна ржавчины – главный враг системы охлаждения и двигателя в целом.

Наряду с накипью, органическими соединениями, ржавчина способствует снижению теплопроводности трубок. Водяной насос подает жидкость в недостаточном количестве, по этой причине возрастает вероятность остановки термостата с последующим перегревом двигателя.

Только тщательное удаление ржавчины, отложений, накипи и замена антифриза уберегут мотор от поломок вследствие перегрева.

Перед непосредственной промывкой системы от ржавчины, рекомендуется проанализировать состояние ОЖ и системы в целом. Степень загрязнения антифриза оценивается по следующим факторам:

  • содержание хлопьев в жидкости;
  • степень прозрачности;
  • изменение оттенка;
  • наличие посторонних примесей.

Внимание: Жидкость, находящаяся в бачке, имеет высокую температуру и при разгерметизации системы выплескивается наружу. С целью соблюдения техники безопасности, перед отвинчиванием крышки бачка рекомендуется выждать, пока мотор полностью остынет.

Если замечено, что ОЖ окрашена в темно коричневый цвет, это свидетельствует о скоплении ржавчины в системе. При этом необходимо провести не обычное простое, а глубокое очищение системы, с затрагиванием таких узлов как:

  1. Рубашка охлаждения.
  2. Радиатор отопителя.
  3. Каналы деталей.

Если для очищения от ржавчины используется дистиллированная вода с добавлением лимонки, повторяются действия, описанные в предыдущих разделах. Для повышения эффективности процедуры, раствор оставляют в системе на 7 – 10 часов. На протяжении всего этого времени производится многократное прогревание двигателя до рабочих температур. После удаления моющего средства, система охлаждения тщательно промывается дистиллированной водой.

Чем промыть систему охлаждения двигателя от масла

Специальные химические средства рассчитаны на удаление загрязнений в более широком диапазоне. При помощи таких составов хорошо устраняются не только накипь и ржавчина, но и отложения в виде жиров и прочих органических веществ.

Водители часто используют специальный герметик для устранения течей антифриза. При этом замечено, что действие данного средства носит кратковременный характер. При этом работа всей системы ухудшается. На вопрос, чем промыть систему охлаждения двигателя от герметика, ответ простой: можно воспользоваться методами, описанными выше, но только с добавлением специальных фирменных промывок, например, от компании LIQUI MOLY.

Система охлаждения должна обеспечивать автоматическое поддержание оптимального теплового режима двигателя на всех скоростных и нагрузочных режимах его работы при температуре окружающего воздуха -45…+45 °С, быстрый прогрев двигателя до рабочей температуры, минимальный расход мощности на приведение в действие агрегатов системы и эксплуатационную надежность, определяемую сроком службы.

Но для обеспечения оптимального температурного режима система охлаждения также нуждается в периодической промывке. Это такая же необходимая процедура как, например, замена масла и фильтров.

Если систему охлаждения двигателя во время замены охлаждающей жидкости не промывать, то накипь и грязь, скопившаяся внутри, забьют тонкие каналы радиатора, патрубки, помпу, что, в конце концов, приведет к плачевным последствиям.

Содержание статьи:

Когда радиатор охлаждения нуждается в промывке?

Явные признаки того, что система охлаждения нуждается в очистке:

  • вентилятор охлаждения включается чаще, и не только на холостых оборотах, но и на ходу;
  • двигатель быстро нагревается;
  • из расширительного бачка при нагревании выкидывается тосол;
  • низ радиатора и нижний патрубок холодные, верхние шланги системы охлаждения при этом горячие;
  • в салоне автомобиля плохо греет печка;

Со временем в системе охлаждения оседает накипь. Сливая из радиатора охлаждающую жидкость, обращаем внимание на содержания в ней осадков, частичек и изменение цвета.

Мутная, имеющая частички непонятного вещества жидкость, указывает на то, что в системе на стенках, вероятно есть накипь. Хотя не всегда, даже чистая жидкость свидетельствует о хорошем состоянии радиатора изнутри.

В охлаждающую жидкость также может попасть герметик, при помощи которого заклеиваются небольшие трещины и отверстия. Может сюда также попасть и масло.

Виды очистки системы охлаждения

Очистка системы охлаждения автомобиля делятся на внутренние и наружные работы.

Внутренние работы . Внутренняя очистка заключается в ликвидации следов коррозии, остатков моторного масла, охлаждающей жидкости (тосол или антифриз), а также образовавшейся накипи.

Наружные работы . Заключаются во внешней мойке всех компонентов системы охлаждения. То есть с нее смываем пыль, грязь, песок и т.д. Также тщательно с сот радиатора необходимо отмыть налипающих на него насекомых.

Как и чем промыть радиатор внутри?

Для промывки радиатора изнутри можно использовать один из следующих средств:

  • Лимонную кислоту;
  • Пепси или Колу;
  • Электролит;
  • Дистиллированную воду;
  • Готовые препараты;

Давайте о каждом из этих способов поговорим более подробней.

Промывка радиатора охлаждения лимонной кислотой

1) . Как в общем и почти при любых манипуляциях с системой охлаждения нужно дождаться полного остывания силового агрегата, в противном случаи можно получить неприятные, а в некоторых случаях и опасные ожоги от вырывающегося через радиаторную крышку пара.

2) . Раствор готовим следующим образом: 100 грамм лимонной кислоты разводим с тем объемом воды, которого хватит для заполнения системы охлаждения двигателя.

3) . Далее нам необходимо слить отработанную жидкость, а вместо нее залить подготовленный состав. Катаемся на автомобиле примерно неделю. За это время, при взаимодействии с кислотой растворяться все загрязнения внутри охлаждающей системы и теплообменника.

4) . Через неделю жидкость с кислотой необходимо слить, а всю систему изнутри промыть дистиллированной водой, после чего заливаем в систему охлаждения тосол или антифриз.

Промывка радиатора охлаждения колой (или пепси)

1) . Из системы охлаждения сливаем всю жидкость, и заливаем сюда Кока – Колу, перед этим прогретую, чтобы из нее не выходил углекислый газ.

2) . Если характер отложений не критичен, до будет достаточно, если двигатель поработает в течение 5-10 минут. Но а в случаи, если загрязнения весьма сильно отягощают систему, то необходимо покататься в течение дня.

3) . Затем Колу сливаем, дистиллированной водой промываем, после чего заливаем свежую охлаждающую жидкость.

Промывка радиатора охлаждения электролитом

Для промывки радиатора можно также использовать и аккумуляторный электролит, с плотностью 1,27.

1) . В большом 10-литровом ведре смешиваем чистую воду с литром этого вещества, затем полученный раствор заливаем в систему охлаждения.

2) . Все поездки в этот день необходимо совершать с заполненным радиатором, что позволит максимально его очистить.

3) . Вечером раствор сливаем и промываем радиатор чистой водой, после чего заливаем охлаждающую жидкость.

Внимание! Данным способом лично не пользовался, но согласно отзывам в интернете, электролит также является эффективным средством для очистки радиатора.

Промывка радиатора дистиллированной водой

Если при замене охлаждающей жидкости вы не заметили никаких особенных загрязнений, то вполне возможно обойтись дистиллированной водой. Использовать водопроводную воду с большим количеством солей и примесей не рекомендуется. В качестве примера можно взять чайник, на которой после использования водопроводной воды появляется накипь.

1) . Чистую воду заливаем в радиатор и запускаем автомобиль на холостом ходу.

2) . Через 20 минут после работы в таком режиме воду сливаем и заливаем охлаждающую жидкость.

Готовые препараты

На сегодняшний день в продаже можно встретить множество вариантов специальных промывочных жидкостей. Они могут быть как щелочными, так и кислотными. Их лучше всего использовать в соответствии с инструкцией.

Видео

Как и чем промыть радиатор снаружи?

Причиной загрязнения радиатора снаружи могут стать пыль и мусор. Эта деталь грязнится значительно быстрее, если транспортное средство передвигается по проселочным дорогам или же по местности, где наблюдается серьезное запыление.

Причиной загрязнения также могут стать и насекомые, попадающие сюда при эксплуатации транспортного средства. В дальнейшем они здесь превращаются в довольного твердую массу.

Для промывки радиатора снаружи не снимая его, можно использовать обычную воду, при помощи мойки высокого давления. Такой метод чистки очень эффективный, но есть негативные отзывы, которые говорят о том, что мойка высокого давления загибает соты радиатора. На самом деле нужно лишь правильно научиться пользоваться мойкой.

К примеру, чтобы безопасно помыть радиатор, достаточно в качестве насадки использовать «варио», а не «фрезу». Обороты можно использовать максимальные, но мыть не в упор, а на расстоянии 30-50см от радиатора. Кроме этого угол должен быть прямым или близок к этому.

Хотелось бы также отметить и то, что добраться до некоторых участков радиатора, не так уж и просто, в связи с чем при достаточно сильных загрязнениях все же рекомендуется его снять.

Бывает и такое, что грязь на радиаторе заседает настолько прочно, что обычной водой промыть его качественно очень сложно. В этом случаи придется использовать специальное средство для очистки радиатора снаружи.

На сегодняшний день у многих автолюбителей большой популярностью пользуются химические средства от следующих производителей:

  • Хадо;
  • VERYLUBE;
  • Liqui Moly;

Видео

1) . Промывку радиатора охлаждения рекомендуется производить не реже 1-го раз в 2 года. И это даже в том случаи, если система охлаждения работает нормально.

2) . Если внутренняя и наружная очистка не помогла решить проблему, то лучше все же приобрести новый радиатор, так как он вам обойдется значительно дешевле, чем ремонт двигателя.

Заключение

Как видите, в промывке радиатора нет ничего сложного. С этим может справиться любой человек. Но зато благодаря периодической промывке можно не только продлить срок его службы, но а также обеспечить нормальную работу двигателя.