Промывка системы охлаждения авто. Как промыть систему охлаждения двигателя автомобиля? Кислоты для промывки системы охлаждения

Для исправной эксплуатации силового агрегата необходимо обеспечить нормальный тепловой режим работы. Для этого предусмотрено водяное охлаждение мотора. При ее нормальной работе он не перегревается и не переохлаждается, а при ее засорении необходима промывка системы охлаждения двигателя.
В качестве охлаждающей жидкости для циркуляции в автомобиле используется вода или охлаждающий тосол.

Если вы используете обычную воду, то в процессе эксплуатации на стенках радиатора или на картере может образовываться накипь или отложения солей.

Грязевые отложения в системе охлаждения ДВС

При использовании антифриза отложения солей не наблюдается, но при длительном использовании он может разлагаться и образовывать различные отложения в магистралях.
Очистку следует производить, если наблюдаются перебои в соблюдении температурного режима автомобиля или периодически, для профилактики. (хотя бы раз в два - три года)

Способы очистки

Существует несколько способов прочистки:

Специальные химические средства

Для очищения существует также очень много разных специальных средств. Все они по химическому составу подразделяются на несколько типов:

Проверка системы

После промывки системы охлаждения двигателя любым из способов следует обкатать двигатель и определить, как работает машина – лучше, чем до промывки ил также само. Если вас не устроил результат то процедуру можно повторить, возможно, другим способом. Также необходимо провести диагностику охлаждения на предмет возможных протечек. Еще следует учесть, что причиной неправильной работы может быть также образовавшаяся воздушная пробка, так что при заливке охлаждающей жидкости нужно следить за отсутствием воздуха в системе.

Каждому водителю полезно знать, чем лучше промыть систему охлаждения двигателя. Пожалуй, самой простой частью автомобиля является система охлаждения. Но, несмотря на всю свою простоту, она крайне важна для поддержания работоспособного состояния двигателя. При малейшей неисправности этого компонента можно получить сложную поломку мотора. Для этого необходимо правильно ухаживать за этой системой.

К сожалению, мало водителей знает обо всех особенностях эксплуатации системы охлаждения. Максимум контролируют количество антифриза в расширительном бачке, и при необходимости его доливают. Но этого мало для поддержания нормального охлаждения силового агрегата.

Сроки замены

Чем лучше промыть систему охлаждения двигателя?Перед ответом на этот вопрос нужно определиться, когда следует это делать. Как правило, промывку системы охлаждения делают в одно время с заменой жидкости. Производят замену раз в 2 года. Если вы приобрели автомобиль и не знаете, когда там в последний раз меняли охлаждающую жидкость, то лучше сделать это сразу после приобретения.

Промывка может потребоваться чаще. Это может быть связано с низким качеством антифриза или неправильной эксплуатацией, например, использование воды в качестве ОЖ.

Необходимость промывки можно опознать по следующим признакам:

  • Постоянная работа вентилятора;
  • Повышенная температура жидкости;
  • Замедленная реакция на изменение положения реостата;
  • «Наросты» на крышке радиатора.
  • При появлении любых из этих признаков нужно промыть систему охлаждения. Затягивание с работой может и выходу его из строя.

    Чем промывать?

    Каждый опытный автолюбитель знает несколько составов для промывки системы охлаждения. Все они делятся на кислотные и щелочные. Первые применяют при отложениях накипи, вторые используют при жировых загрязнениях, например, попадании в систему масла. Перечислим наиболее распространенные составы для очистки:

    • Дистиллированная вода . Ее применяют при отсутствии загрязнений. Если при замене антифриза вы не заметили никаких особенных загрязнений, то вполне можно обойтись обычной водой. Только она должна быть дистиллированная, не стоит брать ее из под крана. В водопроводной воде присутствуют соли различных минералов, что может вызвать образование накипи;
    • . Это самый распространенный способ очистки. Для его применения вам понадобится приготовить 10% раствор. Для этого на 1 часть лимонки берут 9 частей воды. То есть в 9-ти литровое ведро воды высыпают 1 килограмм кислоты. После растворения кристаллов получившийся раствор заливают в радиатор. Это один из самых действенных способов борьбы с накипью и прочими отложениями в системе охлаждения;
    • Молочная кислота . В этом случае нужно использовать 1 кг кислоты и 5 литров воды. Перед очисткой раствор подогревают до 40°C. Далее его заливают в радиатор и ждут, пока не прекратится реакция, после чего двигатель следует промыть водой;
    • Из щелочных растворов используют каустическую соду . Ее следует брать из расчета 1 часть на 10 частей воды. Обычно такую чистку применяют при случайном загрязнении антифриза моторным маслом;
    • Готовые препараты . В магазинах автозапчастей можно найти множество вариантов специальных промывочных жидкостей. Они бывают как щелочными, так и кислотными. Использовать их лучше в соответствии с инструкцией.

    Что еще можно? Помимо всего перечисленного автолюбители используют самые разные способы промывки системы охлаждения. Например, некоторые для этого используют «Спрайт» или « ». Также достаточно действенный вариант это молочная сыворотка. Ее заливают в систему охлаждения, и ездят несколько дней, после чего сливают.

    Как промывать?

    Такая несложная работа как промывка системы охлаждения происходит в несколько этапов. Производить все действия нужно осторожно.

    Помните, что антифриз токсичен. При работе двигателя он может нагреваться до 100°C, что может вызвать ожоги. Промывку делают следующим образом:

    • Дают двигателю остыть, но не слишком и сливают охлаждающую жидкость;
    • После этого заливают чистящую жидкость. Заводят мотор и дают ему поработать. Достаточно дождаться срабатывания «карлсона» (вентилятора);
    • Чистящий состав сливается, и оценивается его состояние. Если он сильно загрязнен, то необходимо процедуру повторить. Если он чистый, то выполняется промывка дистиллированной водой;
    • Заливается свежая ОЖ. Обязательно прокачайте систему, для вытеснения, попавшего в нее воздуха.
    Заключение . Как видите, в промывке радиатора и мотора нет ничего сложного. С этим может справиться любой человек. Достаточно знать, чем лучше промыть систему охлаждения двигателя. Помните, что важно делать эту работу своевременно. После ее проведения не забудьте почистить радиатор снаружи от грязи. Это также может влиять на качество работы этой системы.
  • Немногие автовладельцы знают, каким образом нужно осуществлять промывку системы охлаждения двигателя, хотя в данном процессе необходимо учитывать целую массу нюансов.

    Разумеется, некоторые люди делают это самостоятельно, не имея никаких теоретических знаний. Так можно только лишь навредить и нарушить процесс работы системы охлаждения. Ещё обязательно рассмотрим вопрос о том, какую жидкость для промывки системы охлаждения можно использовать. Прямо сейчас вы сможете узнать о том, как промывается автомобильная система охлаждения, и какие жидкости используются для этого.

    Двигатель в процессе работы подвергается большим нагрузкам, в связи с чем он нагревается до больших температур. Получается, что система охлаждения двигателя понижает его температуру. В этой самой системе задействована охлаждающая жидкость, циркулирующая по специальным каналам. По своему физическому принципу она выполняет роль теплоносителя, впитывая теплоту от мотора. Затем горячая жидкость охлаждается радиатором, после чего вся теплота рассеивается в воздушном пространстве. В случае неработоспособности охлаждающей системы, двигатель в вашем автомобиле будет постоянно перегреваться.

    Почему она не работает?

    Существует целый ряд причин, по которым охлаждающая система автомобиля работает неправильно. Возможно, в трубках радиатора и каналах образовался налёт, который препятствует процессу теплообмена. Примечательно то, что эти осадки практически не проводят тепло, поэтому оно остается внутри моторного отсека, а радиатор будет просто-напросто работать в холостую.

    Вообще налёт представляет собой что-то похожее на накипь, которая образуется в результате происходящих окисляющих процессов при поддержке довольно-таки высокой температуры.

    Промывка сывороткой

    Вам необходима промывка системы охлаждения сывороткой — это один из самых лучших способов. Дело заключается в том, что сыворотка имеет кислую среду, в которой вся накипь и прочий налёт будут быстро растворятся. Но есть и другие причины плохой работы охлаждающей системы. К примеру, в каналах может образоваться так называемая воздушная пробка. Жидкость вообще не будет проходить по магистралям, поэтому в данном случае избежать перегрева двигателя просто-напросто невозможно.

    Также неработоспособность вентилятора может стать причиной плохой работы системы охлаждения, но это никак не связано с так называемыми каналами. А вот забитый пылью и мусором радиатор тоже может препятствовать правильной работе охлаждающей системы. Процесс теплообмена нарушается, теплота не выводится из моторного отсека, соответственно сам двигатель будет нагреваться до критических температур. Если у вас действительно есть хотя бы одна из выше перечисленных проблем, то вам обязательно нужно сделать промывку системы охлаждения

    Жидкости для промывки

    Если автомобиль эксплуатируется в жестких условиях то жидкость для системы охлаждения можно менять 1 раз в два года.

    Однако стоит помнить то, что перед её заменой необходимо для начала промыть систему. Чем промыть систему охлаждения автомобиля? Для этого в продаже имеются специальные химические вещества. Вы можете использовать в качестве промывочной жидкости обычную дистиллированную воду лишь только в том случае, если слитая охлаждающая жидкость не имеет никаких осадков, а также если её нормальный цвет сохранился. Не рекомендуется использовать для промывки обычную воду, так как она содержит большое количество солей, которые будут скапливаться на магистральных каналах.

    Вообще промывать систему охлаждения можно практически любыми жидкостями, имеющими так называемую кислую среду. Именно в таких условиях любые осадки будут разрушаться. Для этого в воду добавляются специальные химические вещества. Это может быть даже и обычный уксус. Вы можете приобрести специальные присадки. Конечно же, наиболее эффективными являются специализированные жидкости для промывки охлаждающей системы, которые можно будет приобрести в любом автомобильном магазине.

    Народные способы

    Кто-то заливает в свою систему обычный лимонад «Фанта» или молочную сыворотку — все эти продукты имеют кислую среду, поэтому любые осадки моментально разрушатся. Лимонная кислота — также является одним из самых лучших вариантов. Вообще все выше перечисленные жидкости и продукты гораздо эффективнее химических активных веществ, которые продаются в автомобильных автомобилях, поэтому мы предлагаем вам промыть вашу охлаждающую жидкость либо лимонной кислотой, либо молочной сывороткой. Уверяем вас в том, что никакого вреда автомобилю вы этим самым действием не нанесёте! Однако запомните, что в таком случае вам нужно будет обязательно сделать повторную промывку двигателя дистиллированной водой, так как могут остаться некоторые химические вещества, которые в процессе химической реакции вполне могут создать новые осадки.

    Лимонная кислота

    Промывка системы охлаждения лимонной кислотой является одним из самых лучших и распространенных вариантов среди автолюбителей. В принципе здесь нет ничего сложного, всё это вы сможете сделать и своими собственными руками. Для начала вам необходимо слить старую жидкость из системы охлаждения двигателя — не бойтесь, только соблюдайте элементарные меры безопасности. Ни в коем случае не делайте какие-либо действия с прогретым двигателем. Наряду с этим, вы обязательно должны знать о том, что охлаждающая жидкость содержит в себе ядовитые вещества, поэтому лучше всего работать в специальных перчатках и очках.

    Далее установите свой автомобиль на ровной местности. Откручиваем крышку расширительного бачка, устанавливаем под автомобиль какую-нибудь ёмкость, куда и будет сливаться старая жидкость для охлаждения двигателя. Не забудьте открутить пробку у радиатора снизу! Затем переставляем ёмкость и сливаем охлаждающую жидкость уже под самим мотором. Переходим к процессу промывки охлаждающей системы. Закручиваем абсолютно все пробки обратно. Заливаем туда разведенную лимонную кислоту. Заводим двигатель и даём ему некоторое время поработать. Нужно чтобы залитая жидкость прошла весь контур по магистральным каналам, удалила там всяческие налеты. Потом выключаем зажигание и даём двигателю охладиться. Повторяем ту же самую процедуру с лимонной кислотой ещё несколько раз.

    Вообще количество повторений выше представленной процедуры напрямую зависит от того, в каком состоянии жидкость будет сливаться в ёмкость. Если она не имеет никаких осадков и сохранила свой нормальный цвет, то значит на этом можно и остановиться, а в противном случае нужно повторять все те же самые действия до тех пор, пока не будет достигнут необходимый результат. Уверены в том, что в каналах есть воздушные пробки? Для этого вам необходимо отсоединить так называемые патрубки дроссельного узла — таким образом удалится абсолютно весь воздух из системы. Не забудьте после промывки охлаждающей системы лимонной кислотой почистить от пыли и мусора радиатора, так как он играет большую роль в системе охлаждения двигателя.


    Согласно народным поверьям, крещенская вода длительное время сохраняет свои свойства и не портится, в то время как обычная уже через несколько дней выделяет белый осадок. К сожалению, не отличается долговечностью и автомобильный тосол, ведь окружающая среда для него является довольно агрессивной.

    Поэтому рано или поздно приходит время полностью заменить охлаждающую жидкость (ОЖ). Перед этим лучше промыть весь охладительный объем. Какие очистительные средства («клинеры») наиболее подходят для промывки системы охлаждения двигателя, - узнаете из предлагаемой статьи.

    «Нормальные герои всегда идут в обход»

    Достаточно зайти в любой автомагазин или киоск сопутствующих товаров при СТО, чтобы убедиться в наличии всевозможных препаратов, предназначенных для разложения, расщепления, диспергирования образовавшихся внутри системы охлаждения двигателя (СОД) твердых и желеобразных отложений, с их последующим удалением. Можно доверить эту несложную, но довольно грязную процедуру, работникам автосервиса.

    Однако отечественный автолюбитель привык идти собственным путем. Справедливо полагая, что основой всех внутренних наслоений являются минеральные (накипь, ржавчина) и органические вещества (жиры, масла, грязь), он использует различные бытовые и народные средства. Вот некоторые из них:

    • уксусная кислота или эссенция;
    • разбавленные лимонная, молочная или соляная кислоты;
    • молочная сыворотка;
    • растворы каустической или питьевой соды;
    • средство для очистки унитазов «Утенок»;
    • молодежный напиток «Кока-кола».

    Два последних наименования являются вершиной промывочного «лайфхакинга». Чтобы не провоцировать читателя на использование перечисленных выше «клинеров», интересующиеся могут найти их рецептуру в других источниках.

    Применение средств, не предназначенных для обслуживания автомобиля, следует рассматривать как вынужденную меру. Результат от их использования вам никто не гарантирует.

    Состав продуктов автохимии

    Наиболее действенным методом для очистки СОД является использование специальных химических жидкостей на кислотной или щелочной основе. Кислоты растворяют твердые механические составляющие (известковые отложения и продукты коррозии), а щелочи - органическую компоненту (жировые и масляные отложения). При этом одновременное сочетание щелочи и кислоты в очищающем продукте невозможно, поскольку они нейтрализуют друг друга.

    Кроме того, эти химические вещества агрессивны по отношению к резине и пластику, что требует после их применения дополнительной нейтрализации с последующей промывкой всей системы. Поэтому составы на чисто кислотной или щелочной основе в продаже встречаются крайне редко.

    Чаще всего препараты для промывки СОД бывают двухкомпонентными - включающими в набор отдельно флакон кислотного и щелочного очистителя. Иногда к ним добавляется и нейтрализующий промывочный компонент.

    Нейтральные «клинеры» относятся к наиболее дорогим средствам. Успешно удаляя различные типы загрязнений, как жировые, так и минеральные отложения, они в то же время не оказывают негативного влияния на неметаллические элементы СОД. Используются они не только для капитальной чистки системы, но и в профилактических целях при очередной смене ОЖ. Нейтральные составы включают в себя:

    • вещества активного действия для комплексной очистки загрязнений;
    • диспергирующие присадки, исключающие возможность повторного прилипания отмытых частиц к окружающей поверхности;
    • защитные средства для пластика и резины от воздействия кислоты и щелочей;
    • антикоррозийные компоненты.

    Выбор препарата

    Перед покупкой промывочного средства нужно определить преобладающий характер загрязнений охлаждающей жидкости. Когда превалируют неорганические составляющие (накипь, продукты коррозии и окисления металлов), под крышкой радиаторного бачка или расширителя наблюдается белый осадок с оттенком ржавчины. Для такого случая выбирайте кислотосодержащий очиститель на основе ортофосфорной кислоты или ее фосфатов.

    Органические загрязнения (продукты разложения тосола, масло, грязь) выдает мутный цвет антифриза. Для их удаления необходимо использовать моющее средство щелочного типа. Наряду с основными элементами: поверхностно-активные вещества (ПАВы), регулятор кислотно-щелочного баланса pH, препарат должен содержать комплексообразующие добавки, способствующие интенсивному растворению и удалению грязевых остатков.

    Хорошо, когда состав содержит антикоррозийные ингибиторы, защищающие детали, выполненные из металла. Наконец, для промывок на водной основе должна использоваться деионизированная вода, о чем на упаковке должно быть соответствующее указание. Обычная вода содержит соли, которые вызывают появление известковых образований.

    Совет: выбирая определенное средство для промывки охлаждающей системы, учитывайте состояние радиатора, других устройств и подлежащей замене жидкости.

    На что обращать внимание при покупке

    Выбирая в магазине жидкость для предстоящей промывки системы охлаждения двигателя, следует уделять особое внимание следующим вопросам:

    • Стоимость продукта. Заманчиво низкая сумма на ценнике, скорее всего, является следствием экономии производителя на активных веществах.
    • Объем содержимого. Оптимальная емкость упаковки - 0,3 - 0,5 литра. При этом чем выше плотность состава, тем больше в нем содержится активно-полезных веществ. Поэтому из промывок одинакового объема предпочтительнее более тяжелые.
    • Время действия очистки. Слишком короткий период отмывания (от 2 до 5 минут) должен насторожить. Возможно, это некорректное обещание, и система будет недостаточно промыта, что обесценит потраченные зря время и деньги. Не исключено, что состав излишне агрессивен, и способен повредить некоторые детали. Проверить второе предположение можно, погрузив кусочек алюминия в промывку. Появление пузырьков свидетельствует об излишней химической активности раствора. В этом случае инструкция должна содержать указание о необходимости промыть в конце процедуры СОД водой.
    • Наличие осадка на дне флакона. При нормальной температуре консистенция раствора должна быть однородной, без каких-либо выделений. В противном случае, они способны появиться и внутри охлаждающего контура.
    • Хороший препарат после встряхивания не должен образовывать пены. Ее наличие в системе после слива моющего средства приведет к попаданию некоторого количества очистителя в свежезалитый охлаждающий тосол, что ухудшит его свойства.

    Обзор некоторых марок

    Wynn’s Cooling System Flush

    Мощный бескислотный очиститель бельгийского производства. Помимо ржавчины и накипи растворяет масляные выделения, грязь, не воздействует на резиновые элементы и металлические детали. Наиболее эффективное действие оказывает при промывании застарелых отложений. Емкость баночки - 325 мл, цена - от 250 до 300 рублей.

    Bardahl Cooling System Fast Flush

    Французская быстродействующая промывка воздействует на разные виды образовавшихся остатков: окалину, продукты окисления, солеобразования и коллоидные составы. Ингредиенты промывающей жидкости разрыхляют отложенные образования путем разрушения молекулярных связей. Промывка рекомендуется для всех типов ОЖ: C, D, а также универсальных и специальных. Вместимость баллончика - 0,5 литра, стоит препарат около 450 рублей.

    LIQUI MOLY Kuhler Reiniger

    Этот очиститель системы охлаждения представляет на российском рынке германскую продукцию. Благодаря отсутствию агрессивных кислот и щелочей продукт не оказывает разрушительного воздействия на пластмассовые и резиновые элементы. Средняя цена баночки 0,3 литра - в районе 485 рублей.

    HI GEAR 7 minutes Radiator Flush

    Благодаря концентрированной формуле американский препарат удаляет все возможные последствия жизнедеятельности СОД: ржавчину, накипь, жир, отработку антифриза даже в запущенной ситуации. Отсутствие кислот позволяет обходиться без нейтрализации. Препарат совместим с обычными материалами, используемыми всеми мировыми производителями автомобилей. Металлическая банка емкостью 325 мл стоит 350 - 500 рублей.

    LAVR Radiator Flush 2 in 1

    Двухкомпонентный набор российского производства. Состоит из отдельных кислого и щелочного растворителей. Состав № 1 на кислотной основе растворяет известковые образования и окислы, а специальные элементы обеспечивают поддержание последних в дисперсном состоянии. Новинкой являются защитные компоненты, создающие буферную фосфатную пленку, предохраняющую детали охлаждающей системы от воздействия кислоты.

    Щелочной состав № 2 растворяет органические выделения и нейтрализует результаты воздействия кислотной среды. Эксперты признают этот препарат самым безопасным, а его применение для очистки особо запущенных СОД - наиболее эффективным. При емкости каждого баллончика 0,33 литра, набор стоит около 525 рублей.

    Промывать систему охлаждения необходимо не от случая к случаю. Эту процедуру рекомендуется выполнять при очередной замене ОЖ или раз в два года.

    Итак, если вы хотите, чтобы ваш двигатель всегда был чистым, не перегревался и отличался резвостью, замене ОЖ следует уделять такое же внимание, как и замене моторного масла. Чтобы тосол дольше сохранял свои качества, прежде чем заливать свежую порцию, необходимо промыть систему охлаждения двигателя от остатков старой жидкости. Наилучшим средством для этой процедуры являются специальные промывочные препараты заводского изготовления.

    Артикул: 1994

    Средство для чистки контуров охлаждения. Эффективно растворяет накипь и загрязнения, содержащие масло, в радиаторах, патрубках и водяной рубашке двигателя. Очиститель удаляет эти отложения и обеспечивает нормальную температуру двигателя, его надежность. Для всех систем охлаждения и нагрева. Не содержит агрессивных кислот и щелочей. Рекомендуется при каждой замене охлаждающей жидкости.

    Свойства

    Содержит энзимы и поверхностно-активные вещества, удаляющие масляные загрязнения и шламы из системы охлаждения. Загрязнения переводятся во взвешенное состояние и сливаются из системы со старым антифризом. - Химическое преобразование накипи - Удаление густой смазки и масла - Диспергирование отстоя и шлама - Не разъедает материал, используемый в радиаторах - Совместим с резиной и пластиком - Совместим с большинством антифризов - Без содержания агрессивных кислот и щелочей - Нейтрализует кислоты Использование Kuhlerreiniger позволяет быстро и самостоятельно устранить проблему загрязнения в системе охлаждения, сэкономив на профессиональных услугах.

    Применение

    Проводите очистку в следующем порядке: - добавить в систему охлаждения из расчета 300 мл очистителя на 10 л охлаждающей жидкости; - завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры; - дать ему поработать на холостых оборотах 10-30 минут; - средство может находиться в системе охлаждения сроком до 3 часов, в том числе и во время движения автомобиля; - слить жидкость из системы и промыть ее водой; - залить новую охлаждающую жидкость. Хранить при положительной температуре!