Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя своими руками. Сажевый фильтр на дизеле – что это и как его обслуживать. На видео - удаление сажевого фильтра

Одним из недостатков дизельных двигателей является довольно высокое содержание копоти в выхлопных газах. Производители автомобилей учитывают этот момент и устанавливают системы рециркуляции и, конечно, специальные сажевые фильтры. Последние требуют довольно пристального внимания владельца автомобиля, и мы подробно расскажем, как обеспечивать им уход, а при необходимости – замену.

1 Для чего устанавливают сажевый фильтр – принцип действия

Как уже было сказано выше, дизельное топливо в двигателе сгорает с образованием углеродных частиц, а выхлопные газы насыщены твёрдыми включениями сажи. Поскольку требования к экологичности автотранспорта постоянно растут, возникла необходимость эти частицы улавливать. Именно для этой цели помимо катализаторов, которыми в обязательном порядке снабжаются выхлопные системы, устанавливаются специальные фильтры.

Устройство системы крайне простое. Отработанные газы проходят через блок фильтра, в котором чередуются закрытые и открытые каналы. В первых оседают все примеси, а через стенки выхлоп попадает в проходы, не препятствующие дальнейшему выводу газа наружу. Сажа представляет собой тончайшую пыль и не просто задерживается, а оседает в мелких ячейках фильтрующего элемента и склеивается углеродными частицами, которые, соединяясь, образуют смолистые капельки . Склеивающиеся в итоге частицы сажи довольно быстро забивают фильтр.

2 Самоочистка фильтров – вариант, предусмотренный производителями

Данный вариант присутствует далеко не во всех марках и моделях автомобилей. Бюджетные, к примеру, не имеют возможности автоматической самоочистки, зато её можно имитировать механическим путём, если знать принцип действия. Функционирует система при помощи специального датчика, который отслеживает степень закупоривания каналов, определяя давление на входе и выходе. Как только оно достигает уровня, указывающего на снижение проходимости отработанных газов, на транспортного средства поступает сигнал. В камеры двигателя впрыскивается больше горючего, и при его сгорании температура выхлопа стремительно увеличивается, что позволяет дожечь сажу в фильтре.

Существует ещё несколько способов, совместимых с работой электронных блоков, и производители используют их, исходя из предпочтительности для определенной модели автомобиля. Так, блок управления может по сигналу обеспечить более поздний впрыск топлива. Также, после того как датчик уведомит электронику о закупорке каналов, запускается специальный электрический нагреватель, если таковой предустановлен в транспортном средстве. В некоторых моделях предусматривается впрыск горючего непосредственно перед сажевым фильтром для возможности дожигания. И, наконец, в некоторых автомобилях присутствует микроволновой блок, использующийся для той же цели.

Дизельные двигатели могут работать с разной степенью интенсивности и в городе обычно эксплуатируются на малых и средних оборотах вала. В этом случае сигнал о закупоривании каналов может не поступить от датчика вплоть до полной забивки фильтрующего элемента. И дожигание сажи станет невозможным. Для того чтобы электронный блок наверняка сработал, следует время от времени поднимать обороты вала до максимума. То же самое возможно сделать без наличия блока управления механическим путём, подняв работу дизельного двигателя до предельной мощности, что приведёт к резкому повышению температуры выхлопных газов. Однако такой вариант срабатывает далеко не всегда и зависит от конструкции системы фильтрации.

3 Присадки как способ очистки – так ли они эффективны?

Некоторые марки снабжаются специальными бачками для присадок, расположенными возле резервуара для горючего. Вещества, обеспечивающие лучшее осаждение частиц сажи в фильтре, впрыскиваются непосредственно в бензобак при заправке, что регулируется электроникой. Основу таких присадок составляет оксид церия, связывающий мелкие частицы в плотный слой на стенках фильтрующих ячеек. При этом осадок насыщается кислородом, что позволяет более эффективно дожигать его. Приблизительно таким же образом может снабжаться присадками сажевый фильтр на бензиновом двигателе.

Но вся загвоздка в том, что в виде налёта на стенках каналов, пропускающих выхлопные газы, скапливается сам оксид церия, со временем закупоривая мельчайшие сквозные ячейки. То есть, очищая фильтр от сажи, присадки со временем загрязняют его ещё сильнее, из-за чего уже через 140000, а в некоторых моделях даже через 80000 километров пробега необходимо менять фильтр полностью. Чтобы избежать этого, необходимо время от времени промывать каналы вручную, для чего существуют специальные средства и приспособления.

4 Ручная промывка – несколько способов без снятия блока

Многие опытные владельцы автомобилей осуществляют очистку сажевого фильтра дизельного двигателя при помощи пульверизатора с тонкой трубкой распылителя. Для начала прогреваем мотор, затем даём ему остыть приблизительно до 40 градусов или чуть больше. Выкручиваем датчик давления отработанных газов, установленный в выхлопной системе до фильтра. Подсоединив компрессор или ручной насос к бачку со специальной промывающей жидкостью, вставляем трубку распылителя в отверстие датчика и накачиваем около 200 граммов состава в блок. Выжидаем около 15 минут, после чего снова заливаем жидкость. Всего нужно около 1 литра. Обязательно, распыляя, вращайте трубку с распылителем так, чтобы состав попадал на всё внутреннее пространство, затекая в каналы фильтра.

Далее следует второй этап. Для первичной очистки применяется жидкость с достаточно высокой степенью горючести, она может легко воспламениться в выхлопной системе, когда двигатель будет запущен. Поэтому обязательно нужно смыть и её, для чего используем второй состав – нейтрализующий. Его достаточно взять только 0,5 литра и ввести тем же способом, распыляя на всю внутреннюю поверхность. По прошествии получаса остаётся только ввинтить датчик на место и прогреть двигатель автомобиля, чтобы остатки жидкостей от тепла быстрее испарились. Рекомендуется далее подать максимальную нагрузку, чтобы по достижении высоких температур выхлопа началась регенерация с помощью присадок.

Второй способ очистки сажевого фильтра на дизеле несколько проще, поскольку не требует наличия пульверизатора или схожего приспособления. Сегодня в специализированных магазинах для обслуживания автомобилей продаются специальные аэрозоли для чистки сажевого фильтра дизельного двигателя. Подготовка такая же, как и в указанном выше методе – нужно открутить датчик давления, установленный перед блоком. Теперь берём баллончик, емкость которого обычно составляет около 400 миллилитров, и направляем сопло в отверстие.

Данный очиститель пенный, поэтому нужно разбрызгивать крайне малыми дозами, выжидая некоторое время между ними. Нередко средство комплектуется зондом, которым следует распределять образующуюся пену внутри блока. Выждав около получаса после насыщения фильтра, устанавливаем датчик в его гнездо, вливаем в топливный бак и запускаем двигатель. Обязательно следует соблюдать рекомендованную изготовителем дозировку.

5 Снятие забитого фильтра – моем или заменяем

У всех моделей машин есть возможность снятия фильтра, хоть это и очень трудоёмкий процесс. Отсоединив блок с небольшими участками трубы выхлопной системы, следует поместить его в большую ёмкость, например, обычный таз или бак, после чего заполнить специальной чистящей жидкостью. Продают ее в специальных канистрах по 4–5 литров, состав обычно содержит нефтепродукты, которые быстро и качественно растворяют смолы, связывающие частицы сажи в каналах.

Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя выполняется своими руками через трубу со стороны подачи отработанных газов. Состав заливается через воронку полностью, до наполнения блока, после чего нужно выждать не менее 8 часов до полного разрушения осадка на стенках ячеек. Затем следует подсоединить шланг к водопроводу или к насосу, подведя воду от большого резервуара, и промыть блок сильным напором. В итоге через выводной патрубок не должна вытекать жидкость для промывки сажевого фильтра дизельного двигателя, только чистая вода без остатков моющего средства.

В некоторых случаях необходимо вскрыть металлический корпус фильтрующего блока, чтобы извлечь внутренний элемент для последующей его промывки, а после установки обратно снова заварить разрезанную стенку.

Замена фильтра чаще всего сопровождается снятием блока, то есть обычным демонтажем участка системы, либо можно вскрыть корпус, в котором скрывается фильтр. В первом случае процедура такая же, как и в случае с промывкой, заменяя весь блок полностью. Удовольствие довольно дорогое, но это самый простой вариант. Если же есть стремление сэкономить, нужно приобрести только фильтрующий элемент, который обойдётся дешевле блока целиком.

Автогеном или плазморезом вскрываем металлический корпус, извлекаем загрязнённый фильтр. Обязательно запомните, как расположены торцевые стороны элемента с входными и выходными каналами. Затем установите по той же схеме новый сердечник и аккуратно поместите на место вырезанный из стенки системы фрагмент. Для резки и сварки уместнее всего предварительно всё же снять участок выхлопной системы, чтобы не выполнять работу непосредственно под днищем автомобиля. Такой способ дешевле замены всего блока, но дороже промывки, хотя и надёжнее.

Что касается эффективности предложенных методов, полная промывка с демонтажем наиболее продуктивная и позволяет эксплуатировать фильтр ещё достаточно долго. Промывка пульверизатором менее качественная, но достаточно эффективная, если отталкиваться от затрат финансов, труда и времени. То есть пользуется наибольшей популярностью. Аэрозоли – наихудший по эффективности вариант, но самый быстрый и дешёвый.

Современные дизельные автомобили имеют много конструктивных решений для очистки отработавших газов двигателя. К таковым относится , а также одним из решений является повсеместная установка сажевых фильтров DPF. В процессе активной эксплуатации такой фильтр может быстро выйти из строя при определенных условиях.

Главной задачей фильтрующего элемента является улавливание сажи. Следующим этапом становится дожигание скопившихся сажевых отложений таким образом, чтобы минимизировать ущерб для экологии. В самом начале фильтр собирает сажу до определенного момента. Этот момент определяется разницей в давлении перед элементом и после него. Когда давление отклоняется от допустимого предела и пропускная способность фильтра не позволяет далее эффективно пропускать выхлопные газы, дизельного активирует соответствующий режим для дожигания скопившейся сажи.

Дожигание сажи на дизеле включается при различных условиях, которые индивидуально задаются производителем той или иной модели. Обобщает эти условия то, что дизель должен иметь среднюю или высокую частоту вращения и находиться в движении. ЭБУ дает команду по увеличению количества топлива в момент впрыска. Результатом становится увеличение температуры выхлопных газов на выходе. При таком повышении температуры сажа догорает. Если машина эксплуатируется в городской черте с короткими поездками на малых скоростях, постоянно прогревается зимой и долго простаивает в пробках, тогда режим самоочистки сажевого фильтра попросту не активируется. Постоянное нахождение в таких условиях приводит к быстрому засорению элемента.

Сажа активно накапливается и забивает фильтрующий элемент. После того как пропускная способность снизится на 9/10, сопротивление выхлопным газам приведет к потере мощности и . Данная неисправность, которая связана с фактической закупоркой выхлопной системы, может коснуться как новых авто, так и с большим пробегом.

Срок службы сажевого фильтра напрямую зависит от ряда факторов и индивидуальных условий эксплуатации ТС. Критически забитый элемент нужно менять. Стоит отметить, что стоимость качественной новой детали достаточно высока. По этой причине остро стал вопрос, как почистить сажевый фильтр дизельного двигателя.

Читайте в этой статье

Почему засоряется сажевый фильтр

Процесс загрязнения начинается в результате сгорания в цилиндрах дизельного двигателя. Побочным продуктом сгорания смеси солярки и воздуха является сажа. Указанная сажа не несет особого вреда для фильтра, так как представляет собой мелкодисперсный порошок. При фильтрации на сетке просто задерживаются эти частицы.

Проблема возникает по причине того, что в выхлопе отмечается наличие частиц углеводородов, которые не сгорели в рабочей камере. Углеводороды приводят к тому, что начинается активное образование смолистых отложений. Микрочастицы сажи буквально склеиваются смолой, в результате чего идет ускоренное образование нагара. Также в нагаре присутствуют и компоненты в виде сульфатов металлов, которые образуются после сгорания попавшего масла в цилиндры.

Сульфаты в выхлопе появляются по причине того, что металлосодержащие присадки входят в базовый состав пакета присадок для дизельных масел. Это особенно касается универсальных моторных масел, которые можно одинаково использовать как для дизельного, так и для . Итогом становится то, что плотный нагар на сажевом фильтре система самоочистки дизеля удалить не способна.

Преимущества регулярной профилактики, чистки и промывки

Жидкости изготавливают из нефтяных компонентов, зачастую фасуют в 5-и литровые канистры. Средний расход для качественной промывки одного сажевого фильтра составляет не менее 4 литров состава. Более того, канистра может заранее иметь специальную горловину, так как далее потребуется подсоединить шланг. Возможны также варианты канистр, укомплектованные уже готовым шлангом.

Принцип действия промывочной жидкости основан на том, что состав эффективно растворяет смолы (выдерживается около 8 часов), на которых держится образовавшийся нагар. Необходимо тщательно следить за требованиями производителя жидкости, так как очень важно выждать необходимое время для полноценного воздействия промывки на сажу.

Далее освободившаяся сажа просто смывается обычной струей чистой воды под давлением, которую подают на фильтр. После этого фильтр сушится и ставится на место. Сам растворитель смол выполнен на нефтяной основе, хорошо отмывается водой, не представляет для структуры катализатора вреда.

Промывка со снятием допускает использование только специальных жидкостей, которые на молекулярном уровне оказывают воздействие на смолы. Использовать другие средства строго запрещено, так матрица внутри фильтра имеет хрупкий платиновый слой. После промывки эффект от очистки контролируют визуально. Зачастую такой способ обеспечивает полную и максимально эффективную очистку элемента фильтрации.

Промывка на автомобиле без снятия фильтра

Вторым способом является промывка сажевого фильтра без снятия, что означает проведение работ прямо на авто. Фильтрующая деталь дизельного авто оборудована датчиками давления и/или температуры. Если датчик выкрутить, тогда появляется возможность подать промывочную жидкость.

Так как промывка осуществляется на авто, производители учитывают возможный риск возгорания промывочного состава. В таких условиях использовать нефтепродукты уже нельзя. Для очистки рекомендованы водно-щелочные растворы в паре со смывающей жидкостью. Данная жидкость нейтрализует вредоносную щелочь после того, как раствор завершит процесс очистки. Подача жидкости в корпус элемента производится при помощи специально предназначенного для этого пистолета. Также применяется прямой или изогнутый зонд, дополнительно предусмотрена насадка-распылитель.

Набор жидкостей, пистолет, распылители и зонды позволяют работать практически с любой моделью дизельного автомобиля, оборудованного сажевым фильтром. Прочистка этим способом подразумевает поэтапную дозированную подачу очистителя через отверстие датчика. Чаще всего используется место установки именно датчика давления, который расположен перед элементом. Заранее машину прогревают, затем дают остыть фильтру до приблизительной отметки около 40 градусов по Цельсию. Дело в том, что щелочной очищающий состав наиболее эффективен при такой температуре.

Для чистки потребуется около 1 литра жидкости, которую оставляют в корпусе элемента на 15 минут. Пистолет-распылитель высокого давления подключают к прямому или изогнутому зонду, который вводят в отверстие датчика. Очиститель распыляют с перерывами (до 10 сек. распыл, до 10 сек. пауза) прямо на поверхность сажевого фильтра. Рабочее давление при распыле должно составлять около 8 бар. Зонд желательно вращать в процессе распыления состава, а также перемещать вперед и назад для достижения лучшего качества нанесения очищающей жидкости на матрицу фильтрующего элемента.

Далее аналогичным образом распыляется ополаскиватель, который нейтрализует и смывает очиститель. Потребуется около 500 мл. очищающего состава. Смывка происходит при помощи того же распылителя-пистолета, соблюдаются похожие временные интервалы пауз между этапами распыла. Благодаря такому подходу сажа распределяется по поверхности матрицы более равномерно. Результатом станет то, что сажу можно будет намного более эффективно дожечь в процессе автоматической самоочистки.

По окончании датчик давления устанавливается обратно на место, дизель запускается и прогревается. После этого потребуется запустить режим самоочистки для того, чтобы прожечь освободившиеся от скрепляющих смол частички сажи. Сделать это можно как «естественным» путем, так и принудительно. В первом случае нужно будет около 20 минут активно эксплуатировать дизельный мотор на ходу в режиме средних и высоких оборотов, чтобы самостоятельно инициировал начало процесса регенерации сажевого фильтра.

Если такой возможности нет или инициация автоматического пуска самоочистки не происходит по причине сбоев в работе электроники дизеля, тогда режим активируют принудительно. Делается это при помощи диагностического сканера. Оборудование для диагностики также позволит оценить качество очистки сажевого фильтра от нагара. Для этого нужно сравнить показания пропускной способности элемента до и после использования промывки.

Быстрая самостоятельная очистка

Сегодня также встречается вариант фасовки промывочных жидкостей в аэрозольные баллончики, что исключает необходимость использования распылительного пистолета. Дополнительно может быть исключена необходимость распыла смывки-ополаскивателя, что зависит от конкретного производителя жидкости и состава предлагаемого очистителя.

Пользоваться такими решениями предельно просто, что можно оценить на примере использования промывки сажевого фильтра без снятия фильтрующего элемента от компании Pro-Tec. Продукт DPF Catalyst Cleaner представляет собой баллончик пенного очистителя сажевых фильтров на 400 мл, который также имеет в комплекте гибкий зонд. Такого количества достаточно для того, чтобы полностью очистить один элемент независимо от степени загрязненности. Средство можно использовать для очистки сажевых фильтров любого поколения.

  • Перед началом использования баллончик необходимо встряхивать не менее одной минуты;
  • Далее снимается датчик давления, обеспечивая доступ через отверстие;
  • Затем дизель немного прогревают и после глушат мотор;
  • Следующим шагом становится ввод зонда и распыл средства для очистки;
  • Распылять очиститель нужно не сразу, а за несколько подходов (5 секунд распыл, 5 секунд пауза);
  • Процедура продолжается до видимого появления пены в отверстии датчика;
  • После распылительный зонд необходимо вынуть, установив на место снятый датчик;

Перед первым запуском дизельного мотора после чистки производитель рекомендует также залить присадку в дизтопливо под названием Super Clean. Состав заливается прямо в топливный бак автомобиля в соответствии с указанной на упаковке дозировкой. Как видно, дополнительной промывки самого фильтра после очистки не требуется.

Как лучше чистить сажевый фильтр

Каждый из описанных способов очистки по заверениям производителей обеспечивает качественный результат. Каждый метод имеет преимущества и недостатки в плане реализации. В случае промывки со снятием потребуется испытать трудности с демонтажем элемента в корпусе, затратить определенное количество времени на промывку, а также заплатить денежные средства за 5 литров промывочной жидкости. Плюсами способа можно считать его простоту и отсутствие необходимости иметь под рукой специальное диагностическое оборудование для того, чтобы принудительно активировать систему самоочистки.

Второй способ существенно экономит время, но может оказаться даже более затратным по финансам сравнительно с первым. В этом случае зачастую требуется оборудование не только для распыла очистителя и смывки, но и диагностический сканер для принудительного дожигания сажи. По этой причине процедуру очистки без снятия предпочтительнее выполнять на СТО силами опытных специалистов за дополнительную плату

Третий способ дешевле и быстрее, но уступает другим по эффективности. Многие автолюбители больше относят два последних решения по очистке без снятия скорее к профилактическим методам, которые необходимо регулярно выполнять при условии незначительных загрязнений дизельного катализатора. Для серьезной очистки сильно забитый элемент нужно однозначно снимать.

Напоследок еще раз напомним, что своевременная очистка сажевого фильтра дизельного автомобиля способна существенно продлить срок службы детали и на практике обойдется намного дешевле полной замены указанного элемента на новый.

Читайте также

Для чего используется мочевина в системе очистки выхлопа дизельного двигателя. Применение реагента AdBlue в системе жидкостной очистки отработавших газов.

Использование дизельного сажевого фильтра

Забивание сажевого фильтра в автомобилях, работающих на дизельных двигателях, зачастую происходит в случае эксплуатации авто на коротких дистанциях. Фильтр просто не успевает прогреться до нормальной рабочей температуры, чтобы полноценно ликвидировать скопившуюся сажу. При возникновении такой проблемы нужно произвести чистку или удаление сажевого фильтра дизельного двигателя.

Автовладельцы дизельных авто должны знать - если очистительный элемент забился, машина автоматически включает функцию регенерации. Это означает, что для достижения более высокой температуры выхлопных газов в мотор транспортного средства начинается впрыскиваться больше топлива. Если процесс регенерации не может выполняться по каким-нибудь причинам, ваш DPF (сажевый дизельный фильтр) будет засоряться с каждой поездкой все больше, в результате чего эффективность его работы может быть равна нулю.

Сигнал DPF на панели приборов

Процесс очистки

Очистку этого элемента необходимо проводить при возникновении серьезных проблем либо во время техобслуживания авто. В последнее время на автомобильном рынке появилось множество специальных препаратов, предназначенных для предотвращения засорения DPF.

Что касается срока эксплуатации, то он определяется частотой прожигов элемента. Если этот процесс происходит очень часто, то много катализатора выгорит безвозвратно. То есть, если говорить научным языком, то только снижением рабочей температуры этой процедуры и увеличением пробега между прожигами можно добиться большего ресурса эксплуатации DPF.

Сам ресурс элемента в среднем рассчитан на 120-150 тысяч км пробега транспортного средства и гораздо реже - на 180 тысяч. Кроме того, срок эксплуатации во многом зависит от нормальной и корректной работы самого мотора, а также от стиля езды на авто и, пожалуй, самого важного - качества заправляемого топлива. Поэтому срок использования элемента при неправильной эксплуатации двигателя может и не достичь 100 тысяч км.

Добавление присадок для DPF в бензобак

Процесс очистки DPF желательно проводить на ранней стадии загрязнения компонента. Данная процедура предназначена для улучшения его пропускной способности, соответственно - она решит и проблемы с малой мощностью двигателя.

Очистку элемента можно произвести недорого практически на любом СТО, если фильтр только начал засоряться. Также можно попытаться избавиться от проблемы собственноручно, опять же, если ваш DPF загрязняется на ранней стадии. Грубо говоря, компонент представляет собой сетку, которая во время эксплуатации авто засоряется продуктами сгорания топлива. Для очистки можно использовать специальную добавку, которая заливается в бак вашего транспортного средства и смешивается с горючим.

На сегодняшний день способ чистки при помощи добавления различных присадок является эффективным и одним из популярных методов среди отечественных автолюбителей. Но нужно понимать, что регулярное использование контрафактных средств или присадок от сомнительного производителя может со временем только навредить топливной системе вашего авто. Поэтому покупайте продукцию, рекомендуемую производителем вашего авто.

Выхлопная труба, в которой расположен DPF

Есть и другой вариант решения проблемы - это снятие DPF. С деталью нужно сделать следующее:

  • демонтировать, придерживаясь действий, описанных в инструкции по эксплуатации;
  • замочить компонент на какое-то время в специальном химическом средстве (от 15 минут до нескольких часов в зависимости от средства);
  • продуть под действием высокого давления;
  • установить элемент обратно на его место.

Можно ли промывать?

В последнее время все больше компаний осваивает технику промывки дизельных сажевых фильтров. Таким образом, у владельца авто отпадает необходимость покупки нового элемента. К слову, эта затея обойдется недешево для водителя: в зависимости от производителя авто DPF может стоить от 60 до 150 тысяч рублей (17-35 тысяч гривен).

Внимание! Промывку DPF ни в коем случае нельзя производить водой, иначе поломка двигателя вам гарантирована! Для этого используются специальные средства.

Жидкость STEP 1 и STEP 2 и зонд для промывки элемента

Что представляет собой процесс промывки? Чтобы почистить элемент, должны использоваться специальные очищающие средства, впрыскивающиеся через отверстия на сам DPF и растворяющие скопившиеся там продукты сгорания. Таким образом, вся сажа сжигается непосредственно внутри системы. Рассмотрим этот процесс по шагам:

  1. В первую очередь с выхлопной системы необходимо демонтировать датчик измерения давления и температуры.
  2. Затем через имеющееся отверстие вводится специальный зонд, через который на сам DPF распыляется очищающий раствор. Если фильтр не снимается с места крепления, то нужно использовать щелочной раствор на водной основе. Это обязательно для соблюдения правил пожарной безопасности.
  3. Данную процедуру необходимо повторить несколько раз с интервалом примерно в 5 секунд и с такой же паузой. Это делается для того, чтобы раствор начал свое действие. Чтобы повысить эффективность очистки, зонд необходимо вращать вокруг своей оси, а также периодически двигать его вперед-назад.
  4. Далее, берется промывочная жидкость, другой зонд и процесс повторяется со всеми временными интервалами. Так, все продукты сгорания в DPF растворяются и распределяются по очистительному элементу таким образом, что могут быть ликвидированы во время процесса регенерации.
  5. Когда процесс завершен, а датчик установлен на место, необходимо произвести контрольную обкатку транспортного средства минимум 20 минут с последующим запуском процесса регенерации. Либо же эта процедура начнется в автоматическом режиме двигательной системой.

Забитый сажевый фильтр

Преимуществом промывки DPF является экологическая безопасность этого процесса. Сожженные продукты сгорания не попадут в окружающую среду, а будут ликвидированы во время процесса.

Важно! Не пытайтесь заняться самостоятельной промывкой фильтрующего элемента не имея достаточных знаний и оборудования! Промывку необходимо производить на специализированных СТО, где мастера досконально знают все нюансы процесса.

Удаление

Как сказано выше, новый DPF стоит немалых денег, особенно если говорить о фильтрах оригинального производства. Процесс замены не представляет особой сложности и заключается в демонтаже старого и установке нового элемента. Но отечественные автомобилисты осуществляют такие действия очень редко. В первую очередь, это связано с высокой стоимостью деталей.

Гораздо чаще наши автолюбители прибегают к удалению DPF - этот способ в последнее время является хорошим решением проблемы загрязненного компонента. Более того, его удаление позволяет уменьшить расход дизельного топлива, поскольку водителю не придется ездить время от времени на повышенных оборотах для регенерации. Также демонтаж элемента позволит увеличить мощность транспортного средства и забыть о риске выхода из строя двигателя в результате засорения фильтрующей детали.

Новый распакованный DPF

Какие преимущества получает водитель удалив сажевый фильтр:

  • пропадут ошибки в аварийном режиме связанные с DPF;
  • прекратится процедура регенерации, в результате чего уровень масла больше не будет повышаться, а при движении в пробках из выхлопа не будет идти черный или сизый дым;
  • вам не придется ждать конца регенерации, если необходимо срочно заглушить авто, а также не придется дополнительно «наматывать» километры для очистки DPF.

Если вы решили сделать это своими руками, то сам процесс нужно будет выполнить в нескольких этапах. Опять же, не имея необходимого опыта, не стоит заниматься этим самому. В случае допущения ошибки ремонт может стоить гораздо дороже.

Методы удаления

  1. Физическое удаление компонента. Вам нужно добраться до места расположения DPF, и при помощи болгарки вырезать отсек с фильтрующим элементом и катализатором. Далее, на их место нужно монтировать специальный пламегаситель, либо же по-простому приварить кусок металлической трубы. Монтаж пламегасителя позволит повысить долговечность выхлопной системы в целом и глушителя в частности. Кроме того, увеличится мощность мотора, а звук выхлопа будет гораздо тише.

Петр Семенович с коллегами обсуждают методы удаления сажевого дизельного фильтра

  • Программное удаление компонента. В целях избежания возникновения ошибок в электронном блоке управления двигателем в кусок приваренной металлической трубы нужно добавить датчик измерения температуры выхлопа и лямбда-зонд. Кроме того, после удаления DPF придется произвести чип-тюнинг транспортного средства с целью ликвидации продуктов сгорания черного цвета. Однако, после удаления мотор будет не таким «капризным» в обслуживании, но о гарантии от производителя придется забыть.
  • За процедуру удаления на станции техобслуживания придется заплатить в целом около 30 тысяч рублей (7-10 тысяч гривен). Все зависит от расположения элемента (под капотом или под днищем).

    от Александра Новикова «Удаление сажевого фильтра на автомобиле Renault Megane»

    В этой видеоинструкции представлен наглядный процесс удаления сажевого фильтрующего элемента на примере автомобиля «Renault Megane».

    Вы тоже ездите на дизельном автомобиле? Может быть, вы выполняли замену, промывку или удаление DPF на своем транспортном средстве? Расскажите побольше об этом нашим читателям в комментариях!

    http://avtozam.com

    Вопросы экологии, защиты окружающей среды сегодня во многих случаях становятся если не определяющими, то крайне важными для эксплуатации автомобилей с ДВС.

    Так, по требованиям ЕВРО-5, для дизельного двигателя обязательным является использование сажевого фильтра , обеспечивающего очистку отработанных газов (ОГ) от частиц несгоревшего топлива. А одним из аспектов его успешной эксплуатации, гарантирующим надёжную и долговечную работу машины с дизелем, является регенерация сажевого фильтра.

    Несколько слов о конструкции

    Чтобы лучше понять проблему, а также осознанно принимать меры по ее устранению, необходимо пояснить, что собой представляет сажевый фильтр. Это обязательный элемент конструкции выхлопной системы дизельного двигателя, устанавливаемый, как правило, перед глушителем. Видеть, как это осуществляется, можно на приведенном рисунке:

    Из рисунка видно, что это устройство представляет собой сложную трубчатую конструкцию, изготавливаемую из керамического материала, имеющую пористые стенки межу отдельными каналами. Иногда стенки покрыты катализатором. При прохождении ОГ из одного канала в другой, удается избавиться от несгоревших частиц топлива.

    Однако по мере эксплуатации, поры в керамике забиваются этими частицами, что отрицательно сказывается на работе дизельного двигателя, и требуется очистка сажевого фильтра для восстановления его нормальной работоспособности.

    Как очистить сажевый фильтр

    Чтобы его работоспособность восстановилась, необходимо очистить поры от посторонних частиц. Производителем автомобиля предусмотрена для сажевого фильтра такая процедура, как регенерация. Она может быть:

    • пассивная;
    • активная.

    Пассивная чистка

    Подобным образом очистить внутреннюю поверхность достаточно просто, это предусматривается самой конструкцией фильтрующего элемента. Используются такие способы:

    1. Дожигание несгоревших частиц топлива. Для этого внутри фильтра обеспечивается высокая температура (не менее шестисот градусов), особенно в тех случаях, когда нагрузка двигателя максимальная.
    2. Регенерация с помощью специальных добавок к топливу, таких как мочевина и EOLYS, обеспечивающих сгорание сажи при более низких температурах (не более пятисот градусов).
    3. Регенерация благодаря каталитическому покрытию на внутренней поверхности керамических трубок. Использование катализаторов и высокой температуры приводит к окислению частиц сажи (сгоранию).

    Активная или принудительная регенерация

    В тех случаях, когда трубки забиваются, падает мощность, крутящий момент мотора, и машина, грубо говоря, перестает ехать. Состояние системы контролируется датчиками:

    • температуры;
    • давления в системе очистки;
    • расхода воздуха.

    Сажевый фильтр забивается быстрее всего в условиях городского движения, а также при нахождении в пробках, так что именно такой режим является наиболее вредным для машин с дизелем. Связано это с тем, что при подобном движении температура выхлопных газов недостаточно высока для полного сжигания сажи, поэтому она забивает в трубках поры. Для восстановления характеристик автомобиля, когда это произошло, необходим прожиг сажевого фильтра.

    Как прожечь сажевый фильтр

    Выполнить это можно такими способами:
    Непосредственно водителем, для чего рекомендуется периодически проезжать расстояние около сорока километров со скоростью восемьдесят километров на пониженной передаче. При таком режиме движения температура ОГ повышается, и происходит принудительная регенерация, при которой восстанавливается работоспособность сажевого фильтра, необходимая для нормальной эксплуатации машины в дальнейшем.

    Прожиг может быть автоматически выполнен контроллером управления двигателем автомобиля посредством:

    1. впрыска в топливо специальных присадок, содержащих церий и повышающих температуру ОГ;
    2. позднего впрыска топлива;
    3. дополнительного впрыска топлива при такте выпуска, вследствие чего его сгорание происходит непосредственно в выхлопной системе. Температура ОГ повышается, сгорают частицы сажи и происходит принудительная регенерация;
    4. применение дополнительного электрического нагревателя, устанавливаемого на сажевый фильтр (его вход).

    Промывка сажевого фильтра дизельного двигателя

    Для восстановления штатной работы мотора, можно не только сажевый фильтр прожечь, но и процедуру очистки можно осуществить, если будет проведена промывка. При этой операции применяется специальная жидкость, а сама процедура зависит от используемого средства:


    Жидкость для промывки DPF Flushing Liuquid . В этом случае процедура очистки выполняется следующим образом:

    • снимается сажевый фильтр с автомобиля, и закрывается его входное или выходное отверстие;
    • заливается внутрь используемая для очистки жидкость, так, чтобы был заполнен весь объем;
    • промываемое изделие выдерживают в таком состоянии десять часов, при этом необходимо его периодически встряхивать;
    • по истечении этого времени надо промыть все теплой водой;
    • установить фильтр на автомобиль и проехать некоторое расстояние для оценки результатов промывки.

    Жидкость для очистки «TUNAP MP 131» . С ней процедура очистки выполняется несколько по-другому. Убирается штатный датчик давления или температуры, в образовавшееся отверстие вставляется зонд, через него на сажевый фильтр несколько раз с интервалом в пять секунд распыляется жидкость. Затем осуществляется промывка с помощью концентрата TUNAP MP 132.

    В результате таких действий сажа растворяется и распределяется по всей поверхности, вследствие чего становится возможна нормальная регенерация. После проведения монтажа, восстанавливающего первоначальное состояние системы, вручную запускается обычная регенерация, в ходе которой сгорает накопившаяся на внутренней поверхности сажа и очищающая жидкость.


    Промывка и регенерация может быть выполнена с применением и других, кроме перечисленных, средств, однако приведенных примеров должно быть достаточно для оценки возможности очистки с использованием специальных препаратов.

    О возможностях очистки

    К сожалению, какие бы варианты очистки не применялись, они не беспредельны. Замена сажевого фильтра производится после его эксплуатации при пробеге не более 180 тысяч километров. А так как изделие достаточно дорогое, поэтому стоит предпринять некоторые меры, позволяющие отдалить эту процедуру.

    На преждевременный износ в значительной степени влияют условия движения, манера езды, а самое главное – качество топлива . Если все эти условия являются тяжелыми для автомобиля, то замена может потребоваться гораздо раньше.

    Вопросы очистки, а также регенерация, должны быть под постоянным контролем водителя. Они оказывают на техническое состояние машины непосредственное влияние и обеспечивают возможность ее нормальной эксплуатации.

    Смеси для промывки сажевого фильтра дизельного мотора легко найти в автомагазинах. Самостоятельно почистить указанный элемент можно придерживаясь некоторых правил, изложенных в статье.

    Сажевый фильтр дизельного мотора

    Чистка сажевого фильтра необходима если у дизельного авто наблюдаются такие симптомы:

    • приборная панель выдает ошибки по сажевому фильтру;
    • пропадает тяга;
    • плавают холостые обороты;
    • возрастает расход топлива.

    К ухудшению состояния фильтровальных элементов DPF приводят такие факторы:

    1. Недостаточный прогрев указанного устройства из-за частых коротких поездок по городу. Для обеспечения автоматической регенерации нужно чтоб авто длительное время ехало по трассе, тогда датчик температуры сажевого фильтрующего агрегата определяет нужную температуру.
    2. Неисправный мотор. Нарушения в работе силового агрегата также влияют на процесс регенерации.
    3. Не закрытая или недостаточно зажатая пробка топливного бака ведет к отсутствию регенерационного процесса.
    4. Использование топлива сомнительного качества. В таком горючем содержание серы превышает допустимые нормы, это приводит к увеличению образования сажи и ухудшению работы силового агрегата, что влечет к забивке элемента фильтрации.

    В указанных ситуациях происходит неполное сгорание сажи, ее остаток накапливается, забивая фильтрующий элемент. Как следствие возникает необходимость заменить или промыть фильтрующее устройство. Второй вариант значительно дешевле, чем первый.

    Чистка указанного элемента фильтрования бывает двух видов:

    1. Пассивная. Подразумевает дожигание несгоревших частиц горючего посредство обеспечения внутри фильтрующего элемента температуры до 600 0 С. Возможно также осуществление регенерации с помощью специальных добавок, вводимых к топливу. Добавки позволяют догорать остаткам сажи при более низкой температуре.
    2. Активная. Проводится если трубка фильтра забита, автомобиль невозможно завести. Подразумевает прожиг фильтрующего устройства посредством контроллера управления силового агрегата. Перед этим к топливу дополнительно добавляют присадки, в состав которых входит церий.

    Кроме чистки фильтра необходимо выполнить процедуру его промывки. Промыть фильтрующий элемент можно двумя способами:

    • не снимая фильтр;
    • сняв элемент фильтрации.

    Перед очисткой указанного элемента самостоятельно учитывайте: применение непредназначенных для этих целей жидкостей приведет к полной поломке устройства.

    Способ первый

    Сначала приобретем средство для промывки сажевого фильтра дизельного двигателя. Для качественного проведения очистки от загрязнений на один сажевой фильтр придется израсходовать до 5 литров смеси для промывки. Действуют указанные смеси таким образом: за определенное время химический состав промывочной смеси может растворить определенное количество смол, на которых держится образовавшийся нагар. Поэтому нужно ознакомиться с требованиями производителя жидкости для очистки и выдержать указанное время.

    Забитое фильтрующее устройство

    Почистить сажевый фильтр можно таким образом:

    • снимите устройство с автомобиля;
    • залейте в него смесь для очистки;
    • подождите указанное производителем смеси время (примерно 8 часов), чтоб смолы расщепились;
    • слейте смесь из агрегата;
    • смойте струей чистой воды отделившуюся сажу;
    • высушите фильтрующее устройство;
    • установите агрегат на прежнее место.

    Осуществлять указанные манипуляции можно применяя специальные смеси для очистки, оказывающее воздействие на смолы, а также легко смывающиеся водой. Использование других веществ приведет к повреждению хрупкого слоя внутри устройства для фильтрации.

    Второй способ

    Промывка фильтрующего агрегата непосредственно на автомобиле

    Этот метод позволяет почистить фильтр, не снимая его с авто. При указанном способе производителями средств для очистки учтена возможность воспламенения состава промывочной жидкости. Поэтому для промывки используются растворы, имеющие водно-щелочную основу. Применяются они в паре со смывающей смесью, способной нейтрализовать щелочь после окончания процесса очистки.

    Для указанной процедуры используются:

    • набор жидкостей;
    • пистолет;
    • распылитель;
    • зонды.

    Все эти элементы продаются в автомагазине или на рынке. Позволяют произвести очистку элемента фильтрации на любой модели дизельных авто, оснащенных сажевым фильтровальным устройством. Чистка выполняется поэтапным дозированием поступающего очистителя через отверстие для датчика измерения давления и температуры. Перед началом процедуры автомобиль прогревают, после чего дают фильтрующему устройству остыть до температуры 40 0 С. Это оптимальный температурный показатель для эффективной работы щелочной смеси.

    Чтоб промыть устройство фильтрации понадобится пистолет-распылитель, его нужно подключить к зонду, который будет вводиться в отверстие датчика. Очищающее вещество распыляют внутрь фильтра, затем выдерживают до 10 сек. и снова распыляют с перерывами. Указанную процедуру повторяют несколько раз. Для увеличения эффективности очистки зондом необходимо выполнять вращательные движения вокруг его оси. Затем используется вещество для промывки, второй зонд и процедура повторяется аналогично с выдерживанием временного интервала. Результатом указанных манипуляций станет равномерное распределение сажи по поверхности матрицы, ее с большей эффективностью можно будет дожечь.

    После окончания очистительных работ датчик устанавливается на прежнее место, запускается двигатель машины и автомобиль эксплуатируется 20 мин на средних и высоких оборотах, затем запускается регенерация либо эта процедура начинается в автоматическом режиме.

    Сажевый фильтр, принцип работы, назначение Через какой период нужно менять топливный фильтр на дизельном автомобиле?