Профессия дальнобойщик – работа для настоящих мужчин

Профессия дальнобойщик


Дальнобойщик - водитель грузового автомобиля, предназначенного для перевозки крупных грузов на дальние расстояния. В зависимости от формы права на осуществление грузоперевозок, выделяются два вида водителей-дальнобойщиков: индивидуальный предприниматель, который сам занимается поиском клиентов и перевозит грузы на собственном транспорте, и наёмный водитель, производящий перевозки по заданию компании-работодателя.

Деятельность по перевозке грузов зародилась ещё давно, во времена развития торговых отношений в связи с естественной необходимостью доставки товаров в отдалённые населённые пункты. В современном виде профессия дальнобойщика начала формироваться с возникновением грузового автотранспорта в 20-е годы ХХ века, а характерный для настоящего времени облик приобрела в последнее двадцатилетие.…

Перевозка грузов на дальние расстояния востребована при любом типе экономики. В связи с развитием мелкого и среднего бизнеса в настоящее время потребность в услугах водителей-дальнобойщиков достаточно высока, потому что небольшие объёмы груза целесообразнее перевозить посредством автотранспорта, а не железной дороги. Удобен фирмам-заказчикам и гибкий график работы дальнобойщиков. Особенно востребованы услуги опытных водителей, зарекомендовавших себя за годы работы с положительной стороны.

Профессия дальнобойщика требует не только профессионализма управления крупногабаритным транспортным средством, но и большой физической силы и выносливости. Часто индивидуальному предпринимателю или сотруднику небольшой компании приходится выполнять обязанности грузчика, экспедитора, автомеханика. Профессия требует от водителя серьёзного опыта, поэтому оптимальный возраст дальнобойщика - 35–50 лет.

Доставка грузов в отдалённые пункты требует большого количества времени, поэтому дальнобойщик большую часть времени проводит в пути и не имеет возможности много внимания уделять дому и семье. Рейсы часто сопряжены с неудобствами, касающимися отдыха, принятия пищи, гигиены. Водителю нужно приспосабливаться к сложным климатическим условиям разных регионов. Тяжёлым условиям работы часто сопутствует ряд профессиональных заболеваний желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. Дальнобойщик должен быть хорошо знаком с автотранспортной сетью страны и, возможно, смежных государств, в которые доставляются грузы.

Для работы дальнобойщиком достаточно обучиться на курсах подготовки водителей по категории D. Однако для успешной работы потребуются также знание слесарного дела, знакомство с нормативно-правовыми актами, регулирующими грузоперевозки. Их можно приобрести на курсах профессиональной переподготовки и в средних специальных учебных заведениях.


О них пишут книги и слагают стихи, им посвящают песни и не забывают поздравить с профессиональным праздником, об их нелегкой работе снимают фильмы и сериалы, а случаи из их жизни обрастают легендами и мифами. Кто же они? Рыцари с большой дороги, неисправимые романтики и бродяги на колесах. А если по простому, то шоферы-дальнобойщики, которые практически всю свою жизнь проводят в дороге и колесят по всему миру.

О них пишут книги и слагают стихи, им посвящают песни и не забывают поздравить с профессиональным праздником, об их нелегкой работе снимают фильмы и сериалы, а случаи из их жизни обрастают легендами и мифами. Кто же они? Рыцари с большой дороги, неисправимые романтики и бродяги на колесах. А если по простому, то шоферы-дальнобойщики , которые практически всю свою жизнь проводят в дороге и колесят по всему миру.

Несмотря на кажущуюся простоту (ну в самом деле, что может быть сложного в том, чтобы перевозить груз из одного города в другой) и некоторый ореол романтики профессию дальнобойщика очень сложно назвать легкой и безопасной. Незнание особенностей этой профессии приводит к тому, что большинство из тех, кто впервые садится за руль фуры только приблизительно представляет себе, чего следует ожидать от дальней поездки. Поэтому мы предлагаем Вам поближе познакомиться с профессией дальнобойщика и, перед тем как принять решение о выборе будущей специальности, взвесить все "за" и "против" этой работы.

Кто такой дальнобойщик?


Дальнобойщик - водитель (шофер) крупнотоннажного автотранспорта, который осуществляет транспортировку грузов на дальние расстояния. Дальнобойщик может быть как индивидуальным предпринимателем (при условии наличия собственного грузового автомобиля), так и наемным работником в транспортной или логистической компании.

О происхождении названия профессии дальнобойщик можно только предполагать. Согласно наиболее правдоподобной версии, слово дальнобойщик произошло от "дальнобой" - то есть, попадать с дальнего расстояния. Появление профессии относят к началу становления международных торговых отношений. Правда в древние времена товар доставляли из одной страны в другую по большей части с помощью гужевого транспорта (лошадей, верблюдов, ишаков и т.д.), а в роли дальнобойщиков выступали погонщики. В привычном нам понимании профессия дальнобойщика сформировалась только в начале 20 века, когда появились грузовые автомобили.

Современный дальнобойщик это не просто водитель грузовика, а в какой-то мере многоплановый специалист, который должен с легкостью ориентироваться в нормативно-правовых актах, регулирующих осуществление грузоперевозок, разбираться в особенностях работы автотранспортного средства, на котором он работает, обладать навыками автомеханика, знать и эффективно применять на практике основы дипломатических отношений (иногда дипломатия помогает сэкономить время и, чего уж тут греха таить, денег при общении с сотрудниками ГАИ или таможни).

В обязанности дальнобойщика, помимо управления транспортным средством, входит: проверка работоспособности и техническое обслуживание автомобиля (заправка, мойка, смазка и т.д.), регулярное прохождение техосмотра, устранение незначительных поломок. По договоренности с работодателем или заказчиком дальнобойщик также может взять на себя обязанности экспедитора и грузчика.

Каким личностными качествами должен обладать дальнобойщик?


Как уже упоминалось выше, работа дальнобойщика относится к достаточно тяжелым. Помимо того, что дальнобойщику приходится поднимать тяжести и иногда лежать на холодной земле под машиной (если в дороге произошла поломка), само управление многотонной фурой требует наличия большой физической силы. Прибавьте к этому большое эмоциональное напряжение, неизменно сопровождающее любые длительные поездки, стремление доставить груз в четко назначенные сроки, а также предельную концентрацию внимания на протяжении всего пути, и перед Вами предстанет "портрет" дальнобойщика, который должен быть:

  • ответственным;
  • пунктуальным;
  • выносливым;
  • сильным;
  • стрессоустойчивым;
  • здоровым;
  • коммуникабельным;
  • дисциплинированным;
  • неприхотливым;
  • терпеливым;
  • усидчивым.

И самое главное, сами дальнобойщики говорят, их профессия это не работа, а состояние души, поэтому настоящий дальнобойщик должен любить свою машину и чувствовать себя за "баранкой", как дома.

Преимущества профессии дальнобойщика

Основное преимущество профессии дальнобойщика очевидно - это возможность много и долго путешествовать как по необъятной территории России, так и далеко за ее пределами. Кроме того, к преимуществам этой профессии можно отнести:

  • высокий уровень доходов - среди всех специализаций профессии водителя дальнобойщики являются одними из самых высокооплачиваемых;
  • востребованность - грузоперевозки относительно небольших партий товара автотранспортом сегодня являются наиболее экономически оправданными, поэтому услуги дальнобойщиков пользуются повышенным спросом;
  • большая география друзей - не секрет, что дальнобойщики часто "подбирают" в дороге попутчиков, мимолетное знакомство с которыми может перерасти в тесную дружбу. Да и практически в каждом пункте назначения, куда дальнобойщик хотя бы раз доставлял груз, у него обязательно возникают дружеские отношения с кем-нибудь из местного населения.

Недостатки профессии дальнобойщика


Недостатки профессии дальнобойщика так же очевидны, как и преимущества. Прежде всего, это те опасности, которые подстерегают его на пути:

  • аварии - попасть в аварию может даже самый опытный водитель, особенно если он управляет автомобилем несколько часов подряд;
  • плохие погодные условия - практически каждую зиму в СМИ появляются заметки о дальнобойщиках, застрявших посреди трассы из-за снежных заносов;
  • бандиты - случаи разбойного нападения на грузовые машины, увы, до сих пор встречаются;
  • проблемы с местными властями - особенно часто дальнобойщики сталкиваются с проблемами на погранично-пропускных пунктах.

Не стоит также забывать, что практически все свое время дальнобойщик проводит сидя, а питается преимущественно в сухомятку, что негативно сказывается на его здоровье. Поэтому уже через несколько лет работы многие дальнобойщики начинают страдать от гастрита, радикулита и сердечно-сосудистых заболеваний.

Где можно получить профессию дальнобойщика?

Для того чтобы получить профессию дальнобойщика не нужно иметь "за плечами" высшее образование. Да и вообще образование, в принципе, здесь не важно. Главное, уметь управлять транспортным средством, иметь права с открытой категорией "Д" (для этого необходимо пройти обучение в автошколе, и сдать экзамен в ГАИ), и иметь опыт управления грузовым автомобилем (не менее 3-х лет).

Но! Как мы упоминали выше, дальнобойщик должен уметь не только "крутить баранку", но и в случае необходимости отремонтировать автомобиль. Поэтому лучше всего, перед тем как "податься" в дальнобойщики, пройти обучение в средне-специальном учреждение по специальности автомеханик. Во-первых, Вы научитесь ремонтировать свою машину, и гарантированно не "застрянете" посреди трассы, а во-вторых, если по какой-либо причине (например, по семейным обстоятельствам или состоянию здоровья) Вам придется отказаться от профессии дальнобойщика, у Вас "в кармане" будет дополнительная специальность.

Получить специальность автомеханика можно в таких средне-специальных учреждениях, как:

  • Балаковский промышленно-транспортный техникум;
  • (Санкт-Петербург);

1. Как называется ваша профессия (должность)?

Водитель грузового автотранспорта, водитель большегрузного транспорта или попросту дальнобойщик

2. В чем заключается Ваша работа и какие у Вас обязанности?

Главные мои обязанности – вовремя и в целости-сохранности доставить груз в назначенное место.

Моя работа заключается в том, что бы следить за состоянием автомобиля, выполнять порученную мне работу и собственно управлять автомобилем (водить его). Еще одна особенность этой работы – это мужская работа, поскольку управлять машинной, в которую загружено 20 тонн груза и длинной в почти 20 метров, очень сложно и тяжело.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Высшее образование не требуется, важен опыт работы на грузовом транспорте и права с открытой категорией соответствующего типа.

4. Опишите свой рабочий день.

Рабочий день обычно начинается очень рано, в зависимости от того как далеко необходимо ехать, иногда рабочий день для конкретной поездки начинается и в 12 ночи, а иногда в 5-6 утра. Поскольку сейчас мы работаем с фирмой по поставкам строительных материалов, то в нужном городе и в нужном месте машина должна быть к 8 утра (иногда просят еще и раньше подать машину). Грузчики тоже приходят к этому времени и до 9-10 утра, когда будет открываться магазин, машину уже выгрузят и товар поступит в продажу. И потом, когда все приняли и пересчитали, можно забирать уже пропечатанную товаротранспортную накладную (ТТН-ка в народе) и ехать обратно домой. Это краткое описание моего рабочего дня, если работать только в Украине и по ближайшим городам. В случае работы заграницей сроки доставки товара могут увеличиваться до месяца, а иногда и больше.

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Условия труда сложно назвать комфортными, так как практически целый день приходится проводить за рулем или крутить гайки под машиной, зачастую в мороз или в сильную жару на холодной земле или на мокром снегу. Облегчило условия труда сейчас только то, что купили новую машину (1998 года), уже не КАМАЗ, а Мерседес-Бенц, здесь уже есть печка зимой с автономный отоплением. Да и ломается меньше. Ах, еще бы купить вообще нового, то это была бы сказка…. Там и климат-контроль есть и компьютерное управление. Но это, лично для меня, пока лишь мечты….

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Я фанат своего дела, еще с детства с отцом постоянно ездил в командировки, понравилось, потом уже свой семейный бизнес построили на этом. А другого то я ничего уже и не умею, за 20 лет в этом бизнесе уже познали и свои плюсы и минусы, да и поздно, наверное, в 40 лет что-то новое начинать.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Не нравится, наверное, то что, как и в любом другом деле есть свои профессиональные проблемы и болезни. Они связанны с поднятием тяжестей, лежанием на холодной земле и просто отмораживанием некоторых участков в сильный мороз, ведь в кабине нельзя ж сутками сидеть, вот и приходиться выходить и работать, что-то ремонтировать, солярку лампой греть в мороз.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Не секрет, устраивает. Хоть это и тяжелая работа, но зарплаты, поверьте, достаточно, что бы содержать семью и жить хорошо. Это профессия и бизнес, который в любое время приносит достаточный заработок.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Из коллектива можно назвать диспетчеров, заказчиков, работников СТО и т.д. Таких людей, которые работали бы рядом со мной нет. Хотя, если ездить заграницу, то необходимо брать с собой напарника, такого же водителя, что бы было кому сменять тебя.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?

Коммуникабельность, сила, умение управлять тяжелым и длинным автомобилем и умение выходить из экстремальных ситуаций.

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

Возможность постоянно бывать в различных странах и городах. А еще иногда есть возможность ездить с дочкой и женой, пока машину будут выгружать, я успею поспать и отдохнуть после бессонной ночи в дороге, а жена с дочкой могут в это время погулять по тому городу, куда мы приехали. Вот такой вот бесплатный вид туризма выходит.

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

3 или 4 балла из-за трудности работы и недостаточно комфортных условий труда.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Этим занимался мой отец, а на сегодня это весьма прибыльный семейный бизнес. Да и в школе учился плохо и последнее годы все время работал в колхозе. Поступать в университет никогда и не собирался, так как еще с детства видел себя только в роли дальнобойщика или водителя комбайна, трактора.

Все отлично, всего хватает, но можно было бы добавить вопрос о половой принадлежности профессии. Годится ли эта работа и для мужчин и для женщин? Или же нет? Почему?

Водитель дальнобойщик не просто профессия. Дальнобойщик это призвание, а порой и образ жизни. Тяжёлый, интересный, подчас сопряженный с опасностью, и вместе с тем не лишённый доли романтики труд.

Кто же они водители дальнобойщики? Кто эти люди, о которых спето столько трогательных песен и снято множество фильмов и современных сериалов?

Дальнобойщиками считаются водители грузовых автомобилей, занимающиеся перевозкой крупных грузов или больших партий различных товаров на большие расстояния. Среди них присутствует градация на два типа водителей:

1. Индивидуальный предприниматель — водитель дальнобойщик, самостоятельно осуществляющий поиск потенциальных клиентов и перевозку грузов на собственном автотранспорте.

2. Наёмный водитель дальнобойщик – производит грузоперевозки по заказу работодателя на автотранспорте принадлежащем компании работодателя.

История возникновения профессии водитель дальнобойщик

Предоставление услуг по перевозке различных грузов зародилась очень давно. Естественная необходимость доставки товаров в отдалённые и труднодоступные населённые пункты возникла ещё на заре развития торговых отношений, а окончательно сформировалась в начале прошлого века благодаря появлению грузового автомобильного транспорта.

Значимость профессии водитель дальнобойщик

Услуги по перевозке грузов на дальние расстояния востребованы, не зависимо от типа экономики. В настоящее время необходимость в услугах предоставляемых водителями дальнобойщиками очень высока. Обусловлено это стабильным развитием сферы малого и среднего бизнеса.

Ещё одним немаловажным фактором, влияющим на популярность подобных перевозок, является экономическая выгодность использования автотранспорта в отличие от перевозок по железной дороге. Небольшие объёмы грузов целесообразнее перевозить именно при помощи автотранспорта. Для заказчиков, среди которых и крупные компании и небольшие фирмы, особенно ценным является гибкий график работы водителей.

Требования к водителю дальнобойщику

Профессия водитель дальнобойщик помимо умения профессионально управлять большегрузным и крупногабаритным транспортным средством требует и обладания хорошей физической формой и достаточной выносливостью. Практически всегда водителю приходится выполнять не только свои прямые обязанности по транспортировке грузов, но и быть задействованным в качестве экспедитора, грузчика и автомеханика.

Как правило, водитель дальнобойщик это профессионал, имеющий многолетний опыт вождения грузового автотранспорта и зарекомендовавший себя как ответственный работник. Средний возраст опытных дальнобойщиков составляет от 35 до 55 лет.

Для того чтобы стать водителем дальнобойщиком не достаточно лишь получить заветные водительские права категории D. Кроме соответствующей категории необходимы знания:

— нормативно – правовых актов и правил ведения сопроводительной документации;

— слесарного дела;

— уметь вести первичную финансовую отчётность.

Опытные водители советуют молодым людям, желающим вступить в ряды дальнобойщиков, пройти занятия на профессиональных курсах или получить профильное образование в средних специальных учебных заведениях. Получив водительские права и диплом об образовании, молодой водитель должен проработать водителем в любом автотранспортном предприятии не меньше 3-х лет.

Имея образование, позволяющее качественно и профессионально производить техническое обслуживание автомобильной техники и наработав необходимый опыт вождения, молодой водитель может пробовать свои силы в сфере транспортных грузоперевозок.

Особенности работы водителя дальнобойщика

Не смотря на кажущийся увлекательным и романтичным характер работы, — тяжёлая и связанная с многочисленными трудностями профессия.

Доставка грузов автомобильным транспортом связанная с поездками на дальние расстояния предусматривает проведение водителем в рейсе большого количества времени. Этот фактор мешает проводить достаточное время со своей семьёй и друзьями.

Длительные рейсы, продолжающиеся подчас от 2-х до 4-х недель (а нередко и значительно дольше!) способны привести не только к физической, но и к психологической усталости.

Как правило, длительный рейс всегда сопряжён с неудобствами, которые касаются своевременного принятия пищи, возможности полноценно отдыхать и проводить гигиенические процедуры. Водитель дальнобойщик вынужден приспосабливаться к различным условиям. Разные часовые пояса, разница в климатических условиях и даже национальные различия в традиционном питании способны привести к неблагоприятным последствиям на организм.

Тяжёлые условия работы приводят к возникновению целого ряда профессиональных заболеваний таких как: заболевания желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы и, конечно же, опорно-двигательного аппарата.

Профессионализм и личностные качества водителя дальнобойщика

Находясь один на один с огромной автомашиной и дорогой, водитель дальнобойщик должен быть поистине профессионалом своего дела. Помимо умения совершить требуемый ремонт в случае поломки водитель должен уметь ориентироваться в транспортной сети страны, а при поездках в смежные государства быть способным в кратчайшие сроки освоиться в чужой транспортной системе.

Особо стоит отметить и материальную ответственность водителя за транспортируемый груз. Поскольку подобным образом перевозятся большие объёмы грузов, то стоимость их может быть просто огромной. Система страхования грузов зачастую не способна покрыть возможные убытки в полном объёме и поэтому за порчу или утрату товаров ответственность ложится на водителя.

Для предотвращения опасных ситуаций во время рейса и обеспечения возможности взаимовыручки применяется принцип составления автопоездов и автоколонн. Следуя в указанном направлении в составе колонны, в которую могут входить от 2-х и более машин, водители имеют возможность оказывать друг другу необходимую взаимопомощь, поддержку, организовывать отдых.

На сегодняшний день современные грузовые автомашины, например Мерседес грузовик, оснащаются новейшими приспособлениями способными облегчить водителю жизнь на колёсах. Среди них и удобные спальники, и возможность подключения бытовых электроприборов, а также навигаторы и видеорегистраторы.

Обязательным требованием ко всем водителям, выполняющим дальние рейсы, является использование средств оперативной радиосвязи, работающей на определённой частоте. В процессе общения водители могут обмениваться информацией об обстановке на дорогах, происшествиях, о ценах на услуги технических сервисов и магазинов.

Однако основное назначение подобной радиосвязи заключается возможность сообщить о непредвиденных ситуациях диспетчеру и проинформировать находящихся поблизости водителей о необходимости технической либо экстренной помощи.

Водители дальнобойщики это своеобразное братство, в котором состоят мужественные и профессиональные люди. Никогда, ни один водитель, попавший в трудную ситуацию, дальнобойщик не останется без помощи. Все работающие на дальних перевозках водители твёрдо придерживаются принципов взаимопомощи и взаимовыручки.

В заключение следует отметить тот факт, что Россия является одной из немногих стран с хорошо развитой субкультурой дальнобойщиков. Подобное развитие данный вид перевозки грузов получил ещё и в Германии и на территории североамериканского континента.

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля