Привод FWD - что это такое, характеристики и особенности. Симметричный полный привод

Состоявшийся осенью 2001 года выпуск Volvo S60 AWD ознаменовал собой появление на рынке нового поколения полноприводных автомобилей Volvo.

Принципиальная разница между этой и прежними системами заключается в том, что вискомуфта была заменена гидромуфтой с исключительно быстрым откликом.

Преимущества системы полного привода (AWD)

Выпускаемые сегодня автомобили Volvo в основном функционируют как переднеприводные. Это обеспечивает превосходную ездовую устойчивость, особенно на высоких скоростях. Давление двигателя на передние колеса улучшает их сцепление на рыхлом снегу или песке.

Однако при перераспределении веса на задние колеса желательно также подавать мощность на задние колеса. Это существенно, например, при трогании с места на подъеме и/или буксировке прицепа. В этих условиях оптимальным решением является полный привод.

Мощный двигатель используется лучше всего в сочетании с полным приводом. Такая конфигурация обеспечивает наилучший разгон на всех поверхностях, включая сухой асфальт.

Система полного привода компании Volvo - AWD - является полностью автоматической. Водитель может не думать о том, какие колеса имеют наилучшее сцепление с дорогой - за него думает система AWD.

Автоматическое распределение мощности

Распределение мощности между передними и задними колесами в моделях Volvo с AWD меняется в зависимости от вашего стиля вождения и внешних условий.

Система адаптируется к состоянию поверхности посредством такого разделения мощности, которое постоянно обеспечивает оптимальное сцепление с дорогой и движение автомобиля, особенно на скользких поверхностях. Этот процесс осуществляется полностью автоматически, незаметно для водителя.

Распределение мощности между левым и правым колесами каждой оси контролируется бесступенчато с помощью системы контроля тяги (TRACS).

Гидромуфта

Гидромуфта с электронным управлением, установленная между передними и задними колесами - ключевой компонент системы автоматического управления AWD.

Гидромуфта, прикрепленная к корпусу главной передачи задней оси, "ощущает" скорости вращения входного и выходного валов. Если эти скорости различаются, например, при пробуксовке передних колес, муфта активируется и направляет мощность к задним колесам.

Перераспределение мощности осуществляется очень быстро.

Прежде чем пробуксовывающее колесо повернется на четверть оборота, весь крутящий момент будет передан на колесо (или колеса), сохраняющее сцепление с дорогой.

AWD в повседневных ситуациях

Система полного привода AWD пригодится не только в трудных дорожных условиях, но и при ежедневной эксплуатации автомобиля.

Трогание с места и ускорение

Мощность распределяется в определенном соотношении между передними и задними колесами, а также между разными колесами каждой пары в зависимости от трения между шиной и дорогой. Это соотношение меняется бесступенчато от 100-0% (полностью передний привод) до 0-100% (полностью задний привод).

Система AWD оптимально использует мощность двигателя для продвижения автомобиля вперед, что обеспечивает наилучшую тягу и разгон.

Обычное движение с постоянной скоростью

При движении с постоянной скоростью практически вся мощность подается на передние колеса, что повышает топливную экономичность. При высоких скоростях подаваемый на задние колеса небольшой крутящий момент также повышает курсовую устойчивость.

Поворот

Тяговая мощность распределяется в подходящем соотношении между передними и задними колесами в зависимости от трения между шиной и дорогой. На разных стадиях поворота мощность распределяется по-разному:

При входе в поворот передние колеса получают больше мощности, что обеспечивает быстрый отклик на вращение рулевого колеса.

В середине поворота мощность распределяется между передними и задними колесами более равномерно. Это делает управляемость автомобиля более нейтральной.

При выходе из поворота мощность, подаваемая на передние колеса, увеличивается, обеспечивая некоторую недостаточную поворачиваемость и превосходную курсовую устойчивость. Этот эффект выражен тем сильнее, чем активнее водитель разгоняет автомобиль во время поворота.

Это позволяет пройти поворот быстрее с сохранением курсовой устойчивости и безопасности. Система настраивается на заводе для каждой модели Volvo, чтобы подчеркнуть ее индивидуальный характер.

Трогание с места на рыхлом снегу или песке

Мощность мгновенно перераспределяется к задней оси таким образом, что она получает примерно такой же крутящий момент, как и передняя. Это значительно улучшает способность автомобиля двигаться на рыхлом снегу или песке и уменьшает вероятность "закапывания" передних колес, например, при трогании с места.

Движение на скользких поверхностях

Система AWD обменивается данными с системой стабилизации DSTC (если она установлена). Это взаимодействие гарантирует использование функции DSTC без ограничений.

Мощность двигателя уменьшается при появлении малейших признаков пробуксовки какого-то колеса, благодаря чему все колеса сохраняют оптимальное сцепление.

Торможение

Когда водитель отпускает газ и нажимает на тормоз, подаваемая на задние колеса мощность уменьшается практически до нуля, что повышает тормозное усилие и поперечную устойчивость.

Буксировка

При выключении двигателя гидромуфта полностью размыкается. Это позволяет буксировать автомобиль с одной поднятой парой колес. Зажигание можно перевести в положение "1" для включения фонарей.

Парковка

При маневрировании с низкой скоростью в ограниченном пространстве подаваемая на задние колеса мощность уменьшается почти до нуля, что облегчает руление и снижает вероятность того, что двигатель заглохнет.

Прокол шины

Программа блока управления гидромуфтой постоянно сравнивает диаметры четырех колес. Она обнаруживает замену одной из шин на шину слегка отличающегося типоразмера. В этом случае система компенсирует различие и позволяет сохранить полный привод.

Основные компоненты системы полного привода

Автомобиль оснащается следующими компонентами для передачи мощности двигателя на четыре колеса:

  • Раздаточной коробкой, направляющей мощность к передним и задним колесам;
  • Передним межколесным дифференциалом, который позволяет им вращаться с разными скоростями, например, в повороте, когда внутреннее и наружное колеса проходят разные расстояния;
  • Задним межколесным дифференциалом;
  • Механизмом блокировки дифференциала, обеспечивающим при пробуксовке подачу мощности на оба колеса одной и той же оси. Во всех системах полного привода компании Volvo эту функцию выполняет гидромуфта.

Отныне покупатель любой из моделей Volvo имеет возможность выбрать полноприводный автомобиль и ощутить все достоинства интеллектуального полного привода AWD.

Наверняка многие водители замечали, что у одних кроссоверов на крышках багажников красуется надпись AWD, а у других 4WD. Она обозначает тип привода, но в чём же между ними разница и что лучше?

Какие бывают типы привода?

Все современные автомобили можно разделить по типу привода на три группы. Первая группа - моноприводные, сюда входят машины с передним или задним приводом. Ко второй группе относятся полноприводные машины, это внедорожники, предназначенные для езды в местах, где нет асфальта и дорог. Третья группа - автомобили с ограниченным автоматически подключаемым полным приводом, который устанавливают в кроссоверы.

Загадочные обозначения

Моноприводные автомобили имеют обозначение 2WD, что расшифровывается как «2 wheel drive» или два ведущих колеса. Это самые обыкновенные автомобили, их главная стихия - городские дороги и трассы. Несмотря на то, что некоторые легковые автомобили из-за высокого клиренса могут ездить и вне дорог, но большинство из них накрепко застрянет в первой же луже. Чтобы выбраться назад на дорогу, автомобиль приходится буквально тащить на руках. Поэтому те, кто предпочитают активный отдых вне асфальтированных дорог, предпочитают автомобили с одним из видов полного привода.

Логично предположить, что 4WD, по аналогии с моноприводными машинами, расшифровывается как «4 wheel drive» или четыре ведущих колеса. В российской традиции автомобилестроения эта надпись эквивалентна шильдику 4Х4. Этот тип полного привода также можно условно разделить на два вида:

С постоянным полным приводом, так называемый «Full time», это когда все четыре колеса крутятся постоянно;

Подключаемый полный привод, называемый «Part time», когда полный привод включается при необходимости вручную. Большинство внедорожников имеет именно подключаемый привод, так это позволяет существенно сэкономить на расходе топлива, повысить максимальную скорость и несколько упростить конструкцию машины.

И последний тип привода — AWD, что означает «all wheel drive» или все ведущие колёса. Казалось бы, это то же самое что и 4WD, только другими словами, но это не так. Автомобили с приводом AWD большую часть своей городской жизни переднеприводные, задняя ось у них подключается автоматически только в случае проскальзывания передних колёс, например, на мокром асфальте или в снегу. Водителям таких машин недоступны ни блокировки дифференциала, ни понижающая передача. Поэтому сравнивать их с внедорожниками некорректно, это, скорее, более усовершенствованная версия моноприводных автомобилей.


Фото с интернет-ресурсов

Расхожим заблуждением является то, что 4×4 означает, что все четыре колеса вращаются одновременно с одинаковой скоростью. Когда полноприводный автомобиль поворачивает, его внешние колеса крутятся быстрее внутренних. Дифференциал в оси компенсирует большее расстояние, пройденное наружными колесами.

Когда вы едете по скользкой поверхности, мощность двигателя будет передаваться на колесо, имеющее более слабое сцепление с полотном дороги, поэтому то колесо, которое проскальзывает сильнее, получит и больше мощности.

Такие законы природы, известные как физика, которые говорят нам, что сила всегда пойдет по пути наименьшего сопротивления.

Когда внедорожник едет в режиме полного привода, передняя и задняя оси синхронизируются таким образом, чтобы всегда хотя бы одно колесо на каждой оси получало эффективную мощность от двигателя.

В автомобиле с приводом 4×2 вы можете заставить его временно работать как 4×4, слегка нажав на педаль тормоза, чтобы затормозить прокручивающееся колесо и передать его энергию на колесо, сохранившее сцепление с дорогой.

4×4 (4WD) – это автомобиль с полным приводом (4WD). «4×4» для автомобиля с полным приводом означает, что у него четыре колеса, и привод осуществляется на все колеса. Внедорожники обычно имеют привод 4×4.

4×2 (2WD) – автомобиль, у которого привод на два колеса из четырех (2WD). «4×2» в автомобиле с приводом 2WD означает, что из четырех колес привод осуществляется только на два. Это могут быть как передние, так и задние колеса, чаще – задние. У паркетников обычно привод 4×2.

Part-Time 4WD – внедорожники, у которых система полного привода включается рычагом при необходимости и подает мощность на все четыре колеса, синхронизируя переднюю и заднюю оси.

У привода Part-Time 4WD обычно есть два диапазона передач – Hi и Lo, или нормальные и пониженные.

Системы Part-Time 4WD необходимо использовать на асфальте, цементе или других твердых покрытиях с хорошим сцеплением в режиме 2WD. Подключать полный привод следует только в конкретных ситуациях, когда требуется дополнительное сцепление, на твердых покрытиях можно повредить привод.

Full-Time 4WD – система полного привода, работающая всегда на любых покрытиях. Системы полного привода Full-Time обычно имеют функцию отключения, и вы можете перейти в режим 2WD на цементе или асфальте. У систем Full-Time 4WD не всегда имеется диапазон пониженных передач Lo.

Автоматический полный привод (A4WD) – этот тип привода становится полным при необходимости. Это достигается контролем разницы скорости вращения колес. Подобная автоматическая система имеется у электромобиля Polaris Ranger.

Подключаемый на ходу 4WD – эта система полного привода, позволяющая водителю вручную переключаться с 2WD на 4WD-Hi без необходимости остановки. Скорость, на которой можно выполнять переключение, обычно ограничена 90 км/ч. Во внедорожниках с электронным приводом переключения (кнопкой или рычагом) переключиться на режим 4WD-Hi можно, только если скорость автомобиля ниже предельной, в противном случае режим 4WD не включится.

В автомобилях с механическим переключением водитель может сломать систему, если не знает, что его скорость слишком велика для включения режима 4WD-Hi. Прочтите инструкцию по эксплуатации, если у вашего автомобиля система полного привода, подключаемого на ходу.

Так в чем разница привода на четыре колеса и привода на все колеса? Есть ли она вообще и какой системе полного привода лучше отдать предпочтение? Ответ на этот вопрос окажется гораздо сложнее, чем можно было бы ожидать. Являются ли системы подключаемыми, постоянно работающими или они включаются принудительно при необходимости? Подключаются по факту совершения определенных факторов или включаются предварительно в автоматическом режиме? Используется ли в них гидравлическое сцепление, электромагнитное сцепление или совершенно другая система? Включаются ли они при помощи рычагов, поворотом диска, нажатием кнопки или же просто волшебным образом начинают работать, когда это необходимо? Чтобы ответить на эти вопросы, каждой системы по отдельности на примере зарубежного опыта создания подобных приводов.

В конце 80-х годов, полноприводные автомобили отличались простотой механизмов, высокой надежностью и являлись сугубо утилитарными средствами передвижения. Часто на них ездили охотники, фермеры и погонщики скота. Эти люди не были белоручками и могли в любых условиях и в любой непролазной грязи незатейливо подключить хабы, чтобы активировать передний мост. Однако со временем и среди городского населения, которое уже не желало купаться по колено в грязи и пачкаться почем зря, полноприводная братия начала свое эволюционное развитие в направлении демократизации и доступности систем полного привода, дав возможность простым неподготовленным людям пользоваться всеми преимуществами полноприводных систем.

Забавно это слышать, особенно учитывая исконное предназначение подобных систем и автомобилей, комплектовавшихся ими.

История

Системы полного привода на автомобилях были придуманы не вчера. Их истоки уходят корнями в позапрошлый век.

В 1893 году английский инженер-изобретатель Брама Джозеф Диплок сконструировал и применил систему полного привода для трактора-тягача. Конструкция даже по современным меркам вызывающая уважение, в те годы была верхом инженерного искусства. Бездорожье трактор-вездеход покорял, используя три дифференциала и полноприводную систему .

Первым полноприводным автомобилем с двигателем внутреннего сгорания стал Spyker 60 HP, который создали братья из Голландии- Якобус и Хэндрик-Ян Спайкер, в качестве двухместного спортивного автомобиля для гонок вверх по горам (для хилл-клаймбинга). Эта важная веха в развитии систем полного привода произошла в 1903 году.

Потом был немецкий, неказистый на вид Dernburg-Wagen, построенный Daimler-Motoren -Gesellschaft. За ним последовала целая плеяда различных прототипов и поисков надежной, неприхотливой и оптимальной конструкции.

В предвоенные годы, перед Второй мировой войной, Mercedes-Benz, в сотрудничестве с , работали над . Попытки вознаграждались созданием необычных и уникальных автомобилей. Но настоящую, заслуженную славу получил другой легендарный автомобиль военных лет, пришедший с другого континента, который бок о бок прошел военными путями с нашими дедами по непролазным разбомбленным дорогам Брянщины, Подмосковья, Беларуси, Польши и наконец самой Германии, - .

Система управления полным приводом была проста и эффективна. Одним рычагом джипа включался привод на четыре колеса, другим селектором можно было выбрать повышенные передачи, нейтраль или низкие передачи.

Система полного привода развивалась на протяжении 1950-х и 1960-х годов. Появились внешние блокировки передних ступиц, давшие возможность отключения передней оси для улучшения топливной экономичности и скоростных показателей. В 1963 году семейный полноприводный Jeep Wagoneer обзавелся автоматической коробкой передач. Десять лет спустя на обновленную модель была установлена система Quadra-Trac, первая в отрасли автоматическая система постоянного привода на четыре колеса.

Полный привод переходит на легковые автомобили. Примерно в тоже время, когда американские инженеры развивали «тяжелую артиллерию», пытались привить полноприводную систему на легковые модели. Симбиоз внедорожного привода и легкового кузова был воплощён в Leone. Модель появилась в 1972 году. Ее отличительными особенностями была система с подключаемым полным приводом, неплохо помогавшим владельцам в плохих погодных или дорожных условиях.

В 1980 году АМС выпускает модель Eagle установивший эталон среди полноприводных пассажирских автомобилей тех лет. Модель была оборудована постоянным автоматическим приводом на все колеса. В то же время появляется настоящая легенда, первенец с постоянным приводом на все колеса впервые использовавшимся не для улучшения внедорожных качеств, а для улучшения сцепления на дороге, управляемости и производительности в спорте.

1983 год. На Jeep появляется новая система Select-Trac. С этих пор Джипы могли ездить в полноприводном варианте на большой скорости по обычным дорогам без разрушительных последствий для раздатки. В следующем году, на новом была представлена более совершенная система подключаемого полного привода Command-Trac, которая позволила подключать передний мост на ходу.

Начиная с середины 90-х годов, почти каждый автопроизводитель в США начал создавать (спортивные утилитарные автомобили). Делались они незатейливо, бралась рамная основа пикапа и механический привод 4WD. Технически внутренности оставались архаичными, но работали они в новом модном кузове.

Сенсационная популярность внедорожников заставила многих автопроизводителей пойти на поводу у маркетологов и потребителей. Кузова стали делать несущими, от рамной конструкции постепенно начали отказываться. Появился , быстро развивающийся и завоевывавший все новые сегменты рынка. В их среде начинают превалировать AWD системы*.

*Привод на все колеса (All-wheel drive, AWD) способный передавать мощность между обеих осей, а также от колеса к колесу. Гораздо более удобная автоматизированная система полного привода, дающая почти все те же преимущества, что и классическая 4WD, но с меньшим количеством неудобств для повседневного использования. Впрочем, за удобства приходится платить меньшей надежностью привода.

4WD


Системы 4WD привода, как правило, предназначены для использования . На автомобилях с данной системой присутствует набор низкого диапазона передач, а также ручная или автоматическая раздаточная коробка.

Автомобили с 4WD часто можно отличить по специальным атрибутам: более высокому дорожному просвету (на дорогих вариантах внедорожников речь может идти о регулируемой по высоте подвеске), хорошие углы проходимости, они же углы въезда спереди и съезда- сзади, что дает возможность подниматься и спускаться с уклонов и переезжать через препятствия.


На вездеходах устанавливаются усиленные системы подвески и дополнительные системы увеличения тяги, такие как блокировки дифференциала, системы помощи при езде по бездорожью (у современных внедорожников Toyota) и трогание в гору с места, а также отключаемые стабилизаторы поперечной устойчивости.

У некоторых систем 4WD, к примеру, как на Gelandwagen, дополнительно блокируется еще и центральный , что значительно увеличивает шансы преодоления серьезного бездорожья.


Дифференциалами можно управлять через электронику, механически или при помощи гидравлики.

4WD полноприводные системы можно было обнаружить почти на всех внедорожниках прошлого. До сих пор многие производители пикапов еще используют модели 4WD, однако тенденция такова, что они становятся все более и более редкими. Даже некогда брутальные военные модели переходят на мэйнстримовый AWD! Поэтому прародительницу современных полноприводных систем можно считать вымирающим видом.

AWD


All-wheel drive представляет собой тип полного привода, при котором посылаются на обе оси, перераспределяя крутящий момент от оси или колеса с меньшей тягой к колесу с большей. AWD системы разработаны для повышения сцепления на дороге/грунте и росту производительности во всепогодных условиях, а также росту возможностей автомбиля на легком или среднем бездорожье.

Одна из наиболее распространенных AWD установок включает в себя дифференциал между передними и задними приводными валами, наподобие некоторых систем 4WD прошлых лет. На некоторых автомобилях используется постоянный полный привод, который непрерывно передает мощность на все четыре колеса, в то время как на других авто, одна из осей подключается при необходимости. В таких случаях кроссовер или легковой автомобиль повышенной проходимости (типа ) ездит на моноприводе.

Нужный крутящий момент на оси часто достигается за счет использования электронно управляемых контролем тяги тормозов, когда система полного привода обнаруживает проскальзывание колес или видит разницу в скорости их вращения колес, срабатывают тормоза и происходит контролируемое распределение крутящего момента. Почти все современные системы полного привода работают без вмешательства водителя, они контролируется бесконечной цепью компьютерных кодов, используя очень сложные алгоритмы, которые следят за рулевым управление, дроссельной заслонкой и тормозными механизмами. Цель все этого технологического награмождения, единственная- улучшить сцепление с дорогой.


Система полного привода DYNAMAX на новом имеет все это и даже больше, например, у нее установлены датчики, которые считывают дорогу впереди автомобиля, превентивно определяя участки со льдом, ямами или водой.

Могут ли системы полного привода 4WD и AWD сосуществовать в современных условиях?


Автомобили с полным приводом продолжают становиться популярнее; главный аргумент апологетов переднего или заднего приводов, топливная экономичность, со временем уходит на второй план, меркнет на фоне открывающихся преимуществ в управляемости и безопасности.

Некоторым покупателям по-прежнему необходимы преимущества, которые обеспечивает тип привода 4WD, такие как более широкий спектр возможностей для буксировки и перевозки тяжелых грузов, использование автомобиля на крутых уклонах или на пересеченной местности, но для большинства потребителей именно AWD система обеспечивает наибольшую выгоду и низкую стоимость.

Как будет выглядеть система AWD в будущем? Возможно, это будут отдельные , созданные по типу и подобию автомобиля, созданного гениальным Фердинандом Порше еще в 1899 году? Возможно когда-нибудь, но не сейчас.

Немало автовладельцев до сих пор не разбираются, что обозначают зашифрованные типы приводов, что неудивительно, ведь это английские аббревиатуры. Поэтому сразу проясним ситуацию: RWD – Rear Wheel Drive – задний привод; FWD – Front Wheel Drive – передний привод; 4WD – 4 Wheel Drive – привод на 4 колеса («4х4»); AWD – All (в некоторых источниках Automatic) Wheel Drive – автоматический привод на все колёса. Таким образом, предпоследняя и последняя позиции характеризуются полным приводом, но со своими индивидуальными особенностями.

Опыт свидетельствует: не стоит руководствоваться такими критериями как, например, расход горючего или вес авто, когда речь идёт об уровне безопасности движения. Хотя от потери управления не застрахован даже самый «крутой» джип, приобретая технику, определитесь, зачем именно она вам нужна и соизмерьте свои способности со стилем будущего вождения.

Если, изучив технические характеристики, вы продолжаете сомневаться, не постесняйтесь обратиться за советом к специалистам и на всякий случай поинтересуйтесь у них подробно про AWD-привод: что это за вариант трансмиссии?

Типы приводов автомобиля

Давайте поближе познакомимся с каждым типом привода, а также разберём достоинства и недостатки.

RWD

Применение такого привода создаёт следующие преимущества:

  1. Лёгкий разворот в силу малой величины радиуса. Достигается за счёт того, что передние колеса не ограничиваются сложной системой ведущего моста.
  2. Даже в случае с задней независимой подвеской автомобиль не нуждается в установке шарниров равных угловых скоростей.
  3. Управляемый занос, который можно оперативно локализовать, повернув руль в его сторону и регулируя обороты.
  4. Облегчённое рулевое управление из-за отсутствия реактивных моментов.
  5. Хорошая динамика разгона и уверенное преодоление подъёмов.
  6. Ценится лихачами, любителями форсажа.
  7. Оптимальный весовой баланс.

При движении масса транспортного средства с RWD переносится на задние колёса, вследствие чего автомобиль получает лучшее сцепление с дорогой, а динамика разгона улучшается

Увы, вместе с достоинствами обнаруживаются и минусы. Их меньше, зато они несоизмеримо существеннее:

  1. Недостаточная управляемость на проблемной дороге. Особенно это чувствуется при гололёде и на сырой почве. Для оптимизации управления потребуется монтаж более прогрессивных систем стабилизации и контроля сцепления. Частично улучшить эту проблему может дорогостоящая профильная резина.
  2. Аппараты с RWD, как правило, стоят в разы дороже, чем их переднеприводные собратья. Данный парадокс обусловлен усложнённым устройством трансмиссии и затратными деталями шасси. Это ключевое обстоятельство необходимо принимать во внимание в ходе выбора покупки.
  3. Склонность к заносам. Передние колёса при повороте вызывают повышенное сопротивление, с которым задний привод не справляется; в итоге получается пробуксовка, провоцирующая занос.
  4. Пережог топлива. Редкий представитель семейства RWD может похвастаться тем, что «кушает» меньше 10 литров на 100 км пробега даже по трассе.
  5. Схема привода довольно громоздкая и порождает определённые потери тяги и мощности.

Типичные представители: BMW 3-Series E30, Cadillac CTS, Chevrolet SS и Camaro, Dodge Challenger, Charger и Magnum, Chrysler 300, Ford Mustang и Sierra, Hyundai Genesis, Jaguar S-Type, Lexus GS, Mazda MX-5, Mercedes E-Class W124, Nissan 370Z, Opel Omega, Scion FR-S, Smart Fortwo, Subaru BRZ, ВАЗ-2106.

FWD

Переднему приводу изначально свойственно сопротивление к поворачиваемости: на повороте колёса за счёт собственной тяги стремятся вернуться в исходное положение. Такое свойство считается признаком безопасности автомобиля и благоприятным условием для водителя среднего уровня.

Автомобиль с FWD весит на 3-5% меньше, чем ТС с заднеприводной конструкцией

Машина с данным типом привода наиболее распространена в мировом автопроме. С некоторых пор она заняла нишу самых экономичных и сравнительно недорогих легковых ТС. Подсчитано: её себестоимость, вес и «аппетит» намного меньше, нежели заднеприводной. На конвейере проще собрать узел «мотор + передний привод» и элементарно вставить его под капот, в то время как для заднего моста необходим технологический тоннель в автомобильном полике и многое другое. Поэтому на среднеразмерные «легковушки» (особенно мини-джипы и паркетники) ставят лишь передний привод. Такой вариант идеален для тех, кто предпочитает колесить по населённым пунктам, иногда покидая их пределы. Однако и за городом обычно езда осуществляется по ровному дорожному покрытию с небольшими повреждениями. С такой незамысловатой миссией переднеприводные аппараты справляются без особого труда.

  1. Компактность.
  2. Относительно высокая проходимость.
  3. Наилучший КПД рулевого управления.
  1. Недостаточная манёвренность.
  2. Частая пробуксовка передних колёс при резком трогании с места.
  3. Жёсткое закрепление двигателя, как следствие – ощутимая вибрация.
  4. Ограничение мощности (силовой агрегат более 200 л. с. изнашивает ходовую и ухудшает управляемость).

Это важно! Трактовка «F» в сокращении FWD как Full («полный») или Four («четыре») является ошибочной, абсолютно неверной и вносит путаницу в классификацию.

Представители: Audi A4, AZLK-2141, Chevrolet Impala, LuAZ-969В, VAZ-2108, Mitsubishi Lancer, VW Golf.

4WD

Постоянный полный привод предполагает стационарное соединение всех колёс через многоступенчатую трансмиссионную систему с мотором. Для этого и служит межосевой дифференциал. Так, ВАЗ-2121 оснащён его принудительной блокировкой, что ставит «Ниву» в один ряд с машинами повышенной проходимости с подключаемым полным приводом.

С форматом «4х4» можно регулировать распределение вращения между колёсами – у некоторых моделей имеется возможность отключения крутящего момента на передний мост (UAZ, Mitsubishi Pajero). Впрочем, необходимо учесть, что в последнее время полный привод с функцией включения-отключения заводы-изготовители выпускают крайне редко, ведь данная опция зарекомендовала себя как неэффективная и дорогостоящая.

Во многих авто с 4WD приводом предусмотрен самостоятельный выбор распределения мощности между четырьмя колёсами

Надо сказать, что и раздаточная коробка постепенно становится редкостью. Механику вытесняет кибернетика, автономно мониторящая процесс вращения скатов и поддерживающая оптимальный режим эксплуатации трансмиссии. Как бы то ни было, традиционные схемы, когда водитель по желанию может включить пониженную передачу тяги при небольшой скорости и повышенных оборотах коленвала, ещё встречаются. Это весьма неплохое подспорье в критической ситуации, например, если ТС застряло в снегу или на пахоте.

Удобно, когда при необходимости имеется возможность включить 2H – передачу на одну ось, действующую в качестве классического заднего привода. Если этого недостаточно, переключаемся на 4H и плавно преодолеваем преграды. Однако главная фишка, отличающая 4WD от остальных приводов, – специальный технологический режим – 4L (пониженная передача). При нём 4 колеса полностью блокируются и вращаются с одинаковой частотой. Для города упомянутый режим ни к чему, а вот для глубокого сугроба либо трясины – в самый раз! Чистая мощность двигателя, подаваемая равными частями на оба моста, вытянет из вязкой и рыхлой массы без пробуксовки.

Представители: Audi Q3-SQ7, Bentley Bentayga, BMW X1- X6, Chery Tiggo, Daewoo Winstorm, Dodge Journey, Fiat Fullback, Jaguar F-Pace, Jeep Wrangler, Toyota Land Cruiser, Land Rover.

AWD

Это ноу-хау нашло применение в основном в кроссоверах. Его принцип заключается в том, что ведущий вал вращает передний мост и лишь в том случае, когда тяги недостаточно, электроника даёт команду на запуск заднего моста. Распределение тяги примерно соответствует 60% на перед и 40% на зад. Но есть исключения: на Audi и Subaru усилие делится пополам.

AWD в сравнении с 4WD выдаёт меньший крутящий момент. Кроме того, у AWD отсутствует возможность включения пониженной передачи крутящего момента (здесь нет демультипликатора-делителя).

Автоматически подключаемый полный привод чаще всего используется в современных кроссоверах

Впрочем, если мы говорим о AWD и 4WD, то понимаем, что номинально механическая вращательная энергия там и там распределяется по всем 4-м скатам. Справедливости ради стоит заметить: в некоторых уголках планеты эти два обозначения вообще тождественны. Там пренебрегают тем, что AWD оборудован особым операционным блоком, находящимся посредине авто. Он распределяет мощность на оба моста по своему усмотрению, т. е. так, как посчитает нужным. Подобная функциональная избирательность оптимизирует процесс ускорения, стремится к экономичной манере езды, зато при движении по льду или грязи могут наблюдаться непроизвольные сносы. В общем, к работе AWD следует приноровиться, надо научиться его чувствовать и предугадывать фазы активности, но на это нужно время и терпение.

Нельзя сказать, что трансмиссия AWD безопаснее при движении в зимний период. В этой связи знатоки предупреждают: полный привод по большому счёту не имеет преимуществ в торможении или на снежных, ледяных поворотах. Он лишь помогает в отдельных моментах сохранять устойчивость и создаёт иллюзию безопасности.

Допустим, вы спокойно едете по мокрому, скользкому покрытию. Очевидно, что в таких дорожных условиях в автомобиле включен передний привод. Но вот машина входит в проблемный поворот. В этот миг трансмиссия реагирует на изменение обстановки, и авто уходит в непреднамеренный занос. В свою очередь, водителю в данной ситуации также надо успеть среагировать на сей внезапный «сюрприз», иначе аварии не избежать.

Представители: Volvo S60, VW Golf III-IV, Subaru Impreza.

Отличие 4WD от AWD

Говоря обобщённо, AWD предусматривает автоматически подключаемый полный привод, а в 4WD он либо постоянный, либо подключается и отключается вручную. Кстати, в автотематике ещё не вполне устоявшаяся терминология подчас нарушается, что ещё больше запутывает потребителя. Скажем, Ford Tempo и Subaru Justy в своё время «раскручивались» на рынке как авто, оснащённые AWD, хотя по сути регулировка функционирования ведущих мостов производилась в ручном режиме. А ведь есть в мировой практике ещё и такое понятие, как on «demand four wheel drive», т. е. подключаемый в случае надобности 4-колесный привод. Из него неясно, кто данной системой управляет – человек или робототехника. Так или иначе, виноваты в таком «винегрете» преимущественно безответственные СМИ, допускающие ляпсусы при публикации автообозрений, прайс-листов и пресс-релизов, а также интернет-копирайтеры, вольно-невольно искажающие информацию в погоне за уникальностью.

Part-Time 4WD появился первым и является самым простым и надёжным типом полного привода

Прежде автомобили были в подавляющем большинстве моноприводными, с задней (реже – передней) ведущей парой. Затем были созданы образцы с раздаточной коробкой («раздаткой»). Через неё тяга распределялась между осями в установленной конструкторами пропорции. Так появились первые вездеходы. Позже был изобретён ряд версий полноприводного варианта трансмиссии:

  • Part-Time 4WD – частичный полный привод. Допускается лишь кратковременное применение системы данного типа, ибо на сухих твёрдых дорогах наблюдается её повышенный износ и выход из строя.
  • Full-Time 4WD – тотальный неотключаемый привод. Крутящий момент непрерывно распределяется между мостами в соотношении, имеющем постоянную величину. Авто в таком приводном режиме перемещается по произвольной местности, однако для достижения подлинно внедорожных качеств он снабжается жёсткой блокировкой межосевого и межколёсного дифференциалов.
  • AWD – полный привод, работающий в режиме автомата. Компьютер либо вискозная муфта определяют момент проскальзывания колёс самостоятельно, дополнительно подключая второй мост.

Какой лучше в различных ситуациях

AWD или 4WD, FWD либо RWD? В связи с тем, что многие теряются, машину с какой именно трансмиссионной системой приобрести, среди автомобилистов не утихает полемика, какой тип привода сегодня наиболее актуален. Аналитики по данному поводу также сломали немало копий… Давайте разберёмся в этой проблеме.

На первом месте при выборе изделия стоит фактор соотнесения стоимости с финансовым потенциалом покупателя. На втором – его вкусовые предпочтения. На третьем – особенности места жительства и образа жизни.

Если речь идёт о частом передвижении по бездорожью, то рекомендуется выбирать автомобили с 4WD приводом, в городе же вполне хватит FWD

Для южан 4WD и AWD в принципе не актуальны, особенно если учесть, что они и стоят дороже, и горючего потребляют больше. Им достаточно приобрести переднеприводной, либо даже заднеприводной аппарат с качественными зимними шинами. Во всяком случае, это будет рационально, по-хозяйски.

В Средней полосе с умеренной зимой лучше всего подойдёт FWD. Его преимущество в холодный период года в том, что на переднем мосту сосредоточена наибольшая масса авто (коробка переключения передач, мотор, подвеска). Благодаря этому ведущие передние скаты имеют оптимальное сцепление с дорогой, в отличие от заднего привода.

Факторы
Стоимость автомобиля Средняя Минимальная Высокая
Управляемость на сухой дороге Отличная Отличная Отличная
Управляемость на скользкой дороге Удовлетворительная Хорошая Отличная
Проходимость (снег/грязь) Удовлетворительная Удовлетворительная Отличная
Динамика Хорошая Удовлетворительная Отличная
Сложность конструкции/общий вес Средняя Минимальная Высокая
Эффективность торможения Отличная Удовлетворительная Отличная
Манёвренность Отличная Удовлетворительная Удовлетворительная
Расход топлива Средний Минимальный Высокий

Для горной, песчаной местности, болот, сугробов однозначно требуется 4WD. AWD также предназначен для преодоления бездорожья, но более проходимого. На большой крутизне и по непролазной грязи он не годится – не потянет. К тому же автомобили, снабжённые AWD, обладают несколько меньшим дорожным просветом, нежели полноценные полноприводные, каковыми считаются 4WD. Поэтому на AWD не стоит искушать судьбу и гонять по каменистым тропам или лесным кочкам и канавам.Невидимая для камер наноплёнка на номера Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Задний привод был предусмотрен на так называемых «классических» автомобилях ВАЗ

В основном население становится владельцем ТС, чтобы ездить на нём на работу и домой. Наиболее сбалансированный вариант для этой цели – переднеприводная малолитражная машина. Дело в том, что передний привод заметно экономит топливо в сравнении с более увесистой полноприводной версией.

В настоящее время наблюдается тенденция постепенного отказа от RWD, что неудивительно, ведь это тренд прошлого столетия. На сегодняшний день он главным образом остался на болидах и мощных седанах. Да и в последнем случае это дань традиции и новой моде, а не необходимость, т. к. только с задним приводом возможен полноценный дрифт. Оснащённый задним приводом супер-SUV (в частности, 4 Runner и Tahoe) – это также скорее исключение из правил ради максимального расширения возможностей модели. Другие автомобили с задним приводом (например, пикапы) создаются с целью транспортировки грузов. А основная масса вездеходов оборудуется приводом «4х4» для максимальной мощности и крутящего момента. AWD в определённом смысле выступает здесь в роли универсальной разработки.