Притворяшки: Правительственные автомобили. Знаковые правительственные автомобили для генсеков ссср и президентов россии

Фраза «американский автомобиль с V8» звучит так же логично, как «борщ с пампушками». Фраза «советский автомобиль с V8» до сих пор звучит так же непривычно, как «мороженое с беконом». Меж тем, и мороженое с беконом, и советские легковушки с восьмицилиндровыми моторами существовали и продолжают существовать – вспоминаем славных носителей славных V-образных агрегатов.

К онечно, подавляющее большинство таких машин – это большие черные седаны для партийной элиты. Однако в разработке в Союзе были и такие «народные» экземпляры, на которые любо-дорого посмотреть и сегодня. Но начнем мы все же с «БЧС».

Этот красивый черный седан пришел на смену устаревшему ЗИС-110, который не попал в нашу подборку лишь потому, что его 8 цилиндров под капотом располагались в ряд, а не под углом. Зато ЗИЛ-111 получил новый мотор с аналогичной маркировкой, который располагал 6 литрами рабочего объема, двумя сотнями лошадиных сил и крутящим моментом в 442 Нм. В паре с ним работал двухдиапазонный гидротрансформаторный «автомат».

На базе этого седана чуть позже был разработан и фаэтон ЗИЛ-111В – наследник представительского кабриолета ЗИС-110В.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Это, в свою очередь, наследник ЗИЛ-111 – уже в то время нужно было следить за автомобильной модой, чтобы не «проспать» актуальные веяния дизайна. Новый седан получил и новый мотор – разумеется, с той же маркировкой, что и сам седан. Этот карбюраторный агрегат выдавал уже 300 сил при выросшем до 7 литров объеме, а крутящий момент увеличился до 559 Нм. Дополнительную ступень получила и автоматическая трансмиссия, с которой работал новый мотор.

Конечно, на базе ЗИЛ-114 тоже было выпущено несколько специальных модификаций. Одна из таких – универсал ЗИЛ-114А, получивший медицинскую специальность. В СССР такие машины называли «Черными докторами».

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Это укороченная версия лимузина ЗИЛ-117, получившая ту же техническую основу, что и оригинал. Семилитровый мотор ЗИЛ-114 при снизившейся массе машины обеспечивал более уверенную динамику, а уменьшение базы положительно сказалось на управляемости.

ЗИЛ-117 тоже не избежал популярности в качестве основы для специальных машин. Помимо экземпляров для спецслужб был выпущен и двухдверный фаэтон с матерчатым тентом – такие машины участвовали в парадах на Красной площади.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Лимузин, который должен был получить имя ЗИЛ-115 как законный преемник предыдущего автомобиля подборки, из-за смены системы индексов стал носить название ЗИЛ-4104. Такое же название получил и его мотор – V 8 объемом 7,7 литра. Этот агрегат получил небольшую прибавку в мощности относительно предшественника – она выросла до 315 л.с., зато крутящий момент увеличился заметнее, до 608 Нм. Мотор сохранил и основные особенности: алюминиевый блок с чугунными гильзами, два клапана на цилиндр, гидротолкатели клапанов и карбюраторную систему питания.

Правительственный лимузин традиционно отправился служить в различные ведомства, получая различные модификации. Помимо фаэтона ЗИЛ-41044 существовал и «короткий» седан ЗИЛ-41041, и «Черный доктор» ЗИЛ-41042, и спецверсия ЗИЛ-41072 «Скорпион», и многие другие спецмашины.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Эта машина стала косметическим обновлением ЗИЛ-4104: это ясно даже из названия. Сохранив техническую часть и кузов неизменными, она получила новую светотехнику, модернизированный вариант оформления передка и иную стилистику хромированных элементов на кузове.




Это последнее обновление ЗИЛ-4104: такие автомобили выпускались до 2002 года, а после стали производиться штучно по спецзаказам. Машину вновь оставили неизменной технически, но освежили снаружи, сделав экстерьер строже и «квадратнее».

Этот автомобиль, в отличие от большинства зиловских машин, не стал серийным. Изначально он должен был стать заменой «короткого» ЗИЛ-41041, получив современную внешность и новую техническую начинку. Облик новой машины был заметно «демократичнее», чем у остальных представителей семейства, а вот оснащение им не уступало.

1 / 2

2 / 2

Под капот поместили все тот же мотор ЗИЛ-4104 объемом 7,7 литра и мощностью 315 л.с., а главным техническим отличием новой машины было отсутствие рамы – ее планировали перевести на несущий кузов. Однако развития автомобиль не получил, оставшись существовать в двух экземплярах, на которых отрабатывали технические решения и варианты внутреннего оснащения.

На фото: Под капотом ЗиЛ-4102 Опытный ‘1988

ЗИЛ-118 «Юность»

ЗИЛ-118 «Юность» — это не легковой автомобиль, а микроавтобус, но обойти его вниманием мы просто не могли: уж слишком шикарной была его внешность – правда, только в первой инкарнации. Истории этой любопытнейшей машины , а здесь предлагаем просто полюбоваться на этот образец стиля своего времени и класса.

На фото: ЗиЛ-118 «Юность» ‘1962–70

Заканчивая речь о зиловских машинах, можно передохнуть от черных седанов: в истории завода были и спортивные машины. Одна из таких – ЗИЛ-112С: стремительный родстер со стеклопластиковым кузовом. На него могла устанавливаться не одна, а целых две разных V -образных «восьмерки». Первая имела 6 литров рабочего объема и развивала 240 л.с., а вторая – уже 7 литров, которые давали в разное время от 270 до 300 лошадиных сил. Максимальная скорость родстера составляла около 270 км/ч, а разгон до сотни занимал менее 5 секунд.



ГАЗ-13 «Чайка» — это еще одна легенда советского автопрома. Вобрав в себя стилистику зарубежных машин того времени, она выглядела роскошно, смело и солидно одновременно. Мотор ГАЗ-13 был под стать внешности: 5,5-литровый V 8 выдавал 195 л.с. и 412 Нм. Он имел два клапана на цилиндр и алюминиевый блок, а сочетался с трехступенчатой автоматической трансмиссией. Кроме него на автомобиль устанавливался двигатель ГАЗ-13Д, имевший при том же объеме и крутящем моменте уже 215 л.с.

На фото: ГАЗ-13 «Чайка» ‘1959–81

Разумеется, не обошлось без различных модификаций и на базе газовских машин. Так, например, Чайка имела открытую версию с мягким верхом, носившую индекс ГАЗ-13Б.

На фото: ГАЗ-13Б «Чайка» ‘1961–62

Преемница первой Чайки, новая машина под индексом ГАЗ-14 стала выглядеть совсем иначе – строже, проще и угловатее, приблизившись по своей стилистике к зиловским лимузинам. Сдвоенные передние фары, длинный и низкий профиль, дозированное количество хрома – такой стала Чайка во втором поколении. Под капотом при этом прописался мотор ГАЗ-14, разработанный на основе все того же ГАЗ-13 и имевший 5,5 литров, но чуть больше мощности и крутящего момента – 220 л.с. и 450 Нм соответственно. Питал его не один, а сразу два карбюратора.

На фото: ГАЗ-14 «Чайка» ‘1976–89

На базе «второй» Чайки были созданы как традиционный фаэтон для парадов под индексом ГАЗ-14-05, так и «Черный доктор» ГАЗ-РАФ-3920.





На фото: ГАЗ-14-05 и ГАЗ-РАФ-3920

Отдельная каста мощных газовских машин с V 8 – это автомобили для спецслужб, так называемые . ГАЗ-23 – седан на базе ГАЗ-21, получивший усиленный кузов, адаптированный для установки слегка модернизированного силового агрегата от Чайки. Мотор ЗМЗ-23 имел 5,5 литров объема и 195 л.с. мощности, разгоняя седан до ста километров в час за 16 секунд и обеспечивая максимальную скорость в 160 км/ч. Разумеется, под новые технические реалии был доработан не только кузов, но и тормозная система, и трансмиссия, и ходовая часть.

На фото: ГАЗ-23 «Волга» ‘1962–70

Этот седан пришел на смену ГАЗ-23. Новая «догонялка» тоже получила модернизированный двигатель от Чайки и автоматическую КПП: с 5,5-литровым ЗМЗ-2424 она, по разным данным, разгонялась до 160-180 км/ч.

Логическим развитием модели стал ГАЗ-24-34, получивший кузов от ГАЗ-24-10, в который по отработанной схеме установили V 8 и трехступенчатый «автомат», попутно доработав все основные узлы автомобиля.

На фото: ГАЗ-24-34 «Волга» ‘1987–93

Этот малоизвестный автомобиль должен был стать представительской машиной нового поколения, не просто сменив на посту Чайку, но став куда более современным и технологичным, а заодно и компактным. Судите сами, сколько технических новшеств было заложено в автомобиль на стадии создания: полный привод с принудительной блокировкой межосевого дифференциала, дисковые тормоза всех колес, гидроусилитель, климат-контроль, оригинальное остекление кузова… и это лишь малая часть интересных технических решений – подробно мы рассказывали о

На фото: Под капотом ГАЗ-3105 «Волга» ‘1992–96

К сожалению, стать серийным новому ГАЗ-3105 было так и не суждено: прекращение государственного финансирования и появившаяся конкуренция с зарубежными моделями сделали модель слишком затратной для разработки. Ставший убыточным автомобиль остался в прошлом как образец того, на что был способен консервативный горьковский завод при условии достаточного стимулирования.

Волга, Жигули, Газ или Москвич. Это самые известные советские марки автомобилей во времена СССР. Несмотря на это вы не найдете множество восторженных владельцев старых автомобилей, которые остались довольны от владения советскими транспортными средствами. Все дело в том, что большинство автомобилей выпускаемые в советские годы были очень ненадежны из-за качества сборки.

Причина сомнительной надежности в том, что большинство автомобилей созданные в СССР были основаны на базе зарубежных аналогов. Но из-за плановой экономики Советского Союза, автозаводы были вынуждены экономить буквально на всем. Естественно включая экономию на качестве запчастей. Несмотря на качество автопарка в нашей стране, у нас богатая история автомира.

К сожалению, многие советские автомобильные марки прекратили свое существование после падения коммунизма и распада Советского Союза. К счастью часть автобрендов советской эпохи выжили и существуют по сей день.

В наши дни популярность советского автотранспорта снова выросла, так как многие модели автомобилей теперь представляют коллекционную и историческую ценность. Особенный интерес публики возникает к редким и порой странным автомобилям, которые выпускались во времена СССР.

Часть из этих моделей существовали только в виде прототипов, которые так и не пошли в серию. Особенным эксклюзивом отличаются автомобили, которые были построены частными инженерами и конструкторами (самоделки).

Мы собрали для вас самые редкие советские автомобили, которые появились в Советском Союзе и делают историю нашего Отечественного автомира гораздо интересней.

ГАЗ 62


ГАЗ самая известная автомобильная марка в нашей стране. Автомобили под этой марки производились на Горьковском автомобильном заводе. В 1952 году автозавод ГАЗ представил автомобиль ГАЗ-62, созданный чтобы заменить военный внедорожник Dodge “three quarters” (WC-52), который использовался советской армией во время Великой Отечественной войне.

ГАЗ-62 рассчитан на перевозку 12 человек. Грузоподъёмность машины составляла 1200 кг.


Конструкторы автомобиля использовали несколько инновационных решений при создании ГАЗ-62. Так машина оснащалась герметичными барабанными тормозами, а также вентилятором для обогрева салона.

Автомобиль оснащался шестицилиндровым двигателем мощностью 76 л.с. Это позволяло разгонять машину до 85 км/час.

Стоит отметить, что после создания прототипа ГАЗ-62 прошел все необходимые испытания. Но некоторые конструктивные проблемы не позволили запустить машину в серийное производство. В итоге в 1956 году ГАЗ начал работать над новым прототипом.

ЗИС-Э134 Макет №1


В 1954 году небольшой группе инженеров была поставлена задача построить специальный военный автомобиль для военных нужд. Заказ пришел от Министерства обороны СССР.

По заданию Министерства- это должен был быть грузовик с четырьмя осями колес, который бы смог проезжать практически по любой местности, везя с собой большое количество тяжелого груза.

В результате советские инженеры представили модель ЗИС-Э134. Как и просили представители Министерства обороны СССР машина получила восемь колес, четыре оси, размещенные по всей длине кузова, что позволило создавать тяговое усилие, которое было схоже с силой бронированных танковых машин. В итоге грузовик ЗИС-Э134 легко справлялся с любой пересеченной местности, что позволяло ему проезжать туда куда не могла добраться ни одна техника.


Автомобиль весил 10 тонн и был в состоянии перевозить до 3 тонн груза. Стоит отметить, что, не смотря на вес автомобиль мог развивать скорость в 68 км/час по любому типу местности с твердым покрытием. На бездорожье машина разгонялась до 35 км/час.

ЗИС-Э134 Макет №2


После появления первой модификации ЗИС-Э134, вскоре советские инженеры и конструкторы представили военному ведомству вторую версию восьмиколесного монстра. Эта машина была построена в 1956 году. Вторая версия имела другую конструкцию кузова, усиленные балки, что позволило наделить автомобиль десантными возможностями. Кроме того, благодаря герметичности кузову и особой конструкции технической части машина умела плавать как военный танк.


Несмотря на большой вес (общий вес 7,8 тонн), машина могла разгоняться по суше до 60 км/час. Скорость на воде составляла 6 км/час.

ЗИЛ Э167


В 1963 году в СССР был построен внедорожный военный автомобиль ЗИЛ-Э167. Машина была предназначена для передвижения по снегу. ЗИЛ-Э167 оснащался тремя осями с шестью колесами. На не заснеженных участках дороги автомобиль мог разгоняться до 75 км/час. В снегу же грузовик мог разгоняться только до 10 км/час. Да, скорость его была очень медленной. Но тем не менее машина имела удивительную проходимость по снегу. Так что чтобы ЗИЛ застрял в снегу должно было произойти что-то невероятное.

Автомобиль оснащался двумя навесными (в задней части) двигателями мощностью 118 л.с. Дорожный просвет монстра составляла 852 мм.

К сожалению грузовик так и не пошел в серийное производство в связи с большими сложностями в развёртывании промпроизводства, а также в связи с невозможностью создать качественную коробку передач.

ЗИЛ 49061


Этот автомобиль имеет также название "Синяя птица". ЗИЛ-49061 оснащался шестью колесами. В отличие от своих предшественников эта машина пошла в массовое производство и стала популярной во многих странах мира.

Автомобиль-амфибия оснащался механической коробкой передач, независимой подвеской для каждого колеса, двумя гребными винтами.

Помимо возможности движения по водной поверхности внедорожник мог преодолевать рвы шириной более 150 см и снежные заносы высотой до 90 см.


Максимальная скорость ЗИЛ-49061 на суше составляла 80 км/час. На воде машина могла разгоняться до 11 км/час.

Автомобиль в основном использовался военными СССР в качестве спасательных операций. После развала Советского Союза машина стала использоваться Службой Спасения МЧС РФ. Например, две "Синие Птицы" в 2002 году были отправлены в Германию для участия в операции по спасению людей в результате ужасного наводнения. К нам обратились за помощью, так как в Европе не было в те годы аналогичной техники которая способна выполнять тяжелые задачи в воде и на суше.

ЗИЛ 2906


Если вы считаете, что сегодняшние Российские автомобили очень странные, то узнав о следующем редком советском автомобиле, вы поймете, что нынешний автотранспорт нашей страны вполне адекватный и нормальный.

Во времена СССР в нашей стране выпускались автомобили ЗИЛ-2906, которые не имели колес. Вместо них машина оснащалась спиральными валами, которые вращаясь приводили в движение необычный автомобиль. Это позволяло внедорожнику передвигаться по самому тяжёлому грязевому бездорожью.


Кузов автомобиля был сделан из стекловолокна. Две спирали, устанавливаемые вместо колес, производились из алюминия. Эта машина была предназначена для транспортировки через болота и снег различные грузы (срубы деревьев, балки и т.п.).

Несмотря на свою передовую технологию машина передвигалась слишком медленно. Максимальная скорость ЗИЛа составляла 10 км/час (на воде), 6 км/час при движении по болоту и 11 км/час при передвижении по снегу.

ВАЗ-Э2121 "Крокодил"


Работы по созданию прототипа ВАЗ-Э2121 (буква "Э" в название модели означает "экспериментальный") начались в 1971 году. Машина разрабатывалась по заказу Правительства которое захотело, чтобы в нашей стране появился свой собственный легковой внедорожник, доступный для масс. В итоге инженеры стали разрабатывать внедорожник на базе моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103.

В конечном итоге Тольяттинские конструкторы разработали прототип внедорожника Э2121, который получил позднее прозвище "Крокодил" (из-за цвета кузова, который получил один из опытных экземпляров). Машина оснащалась полным приводом и 1,6 литровым четырёхцилиндровым бензиновым мотором, который был разработан для следующего поколения автомобилей ВАЗ-2106.


Несмотря на не плохую идею и затраченные силы эта модель так и пошла в серийное производство. Всего было построено два экземпляра для инженерных исследований и испытаний.

АЗЛК МОСКВИЧ-2150


В 1973 году автозаводом Москвич был представлен прототип АЗЛК-2150. Напомним, что до этого автозавод Москвич уже представлял несколько концептуальных моделей 4 х 4. Но по сравнению с ними новая модель АЗЛК-2150 имела ряд новых конструктивных решений. Например, машина получила новый мотор степень сжатия которого была снижена до 7,25 (это позволяло автомобилю работать на бензине А-67). Автомобиль разрабатывался для использования в сельской местности (в сельском хозяйстве).


К сожалению, как и многие потрясающие советские модели внедорожник АЗЛК МОСКВИЧ-2150 так и не поступил в серийное производство. Причина в нехватки денежных средств из-за повсеместной экономии государства. Но по-другому быть и не могло. В условиях плановой экономики вообще удивительно как в СССР появилось столько высокотехнологичных автомобилей.

Всего было построено два прототипа АЗЛК-2150: Москвич-2150 (с жестким верхом) и Москвич-2148 (с открытым верхом).

ВАЗ-Э2122


АвтоВАЗ имел еще один экспериментальный проект автомобиля, который получил кодовое обозначение ВАЗ-Э2122. Это был проект транспортного средства-амфибии. Разработка началась в 70-х годах прошлого века.

Самое удивительное что движение по воде машины осуществлялось за счет обычных колес. В итоге максимальная скорость машины на воде составляла всего 5 км/час.

Автомобиль оснащался 1,6 литровым бензиновым двигателем, который передавал крутящий момент на все четыре колеса.


К сожалению, из-за адаптации для движения по воде машина имела множество конструктивных проблем. Так двигатель, трансмиссия и передний дифференциал часто перегревались из-за того чтобы эти компоненты находились в специальных закрытых корпусах. Это было необходимо чтобы защитить компоненты транспортного средства от воды.

Кроме того, машина имела ужасную обзорность. Также были существенные недостатки в работе системы отработанных газов.

Несмотря на ряд сложностей и проблем при разработке машины военное ведомство СССР было заинтересовано в серийном производстве внедорожника-амфибии. В итоге Министерство обороны Советского союза заказала несколько опытных образцов у АвтоВАЗа. Но к сожалению, и этот прогрессивный проект автомобиля так и не дошел до серийного производства.

УАЗ-452к


В 80-е годы Ульяновский автомобильный завод разработал экспериментальную модель 452k на базе известной УАЗ-452 "Буханка". Главным отличием от стандартного автомобиля был дополнительный мост, который улучшал стабильность и сцепление внедорожника с дорогой на пересеченной местности.


Изначально были созданы две версии автомобилей 6 х 4 и 6 х 6. Но в процессе тестирования разработчики поняли, что из-за сложности конструкции автомобиль получился очень тяжелым, что привело к огромному расходу топлива. В итоге проект решили частично свернуть. Но не полностью. Автозавод УАЗ в итоге произвел около 50 экземпляров и отправил их в Грузию. В итоге внедорожники с 1989 по 1994 года использовались различными спасательными службами на Кавказе. Особых проблем эти экземпляры не доставляли поскольку пробег автомобилей был относительно не большим, в связи с особенностью эксплуатации.

ЗИЛ-4102


Когда был создан ЗИЛ-4102 то он должен быть стать преемником знаменитого лимузина ЗИЛа, который использовался в течение многих лет государственными слугами и высшими лицами Коммунистической партии СССР.

ЗИЛ-4102 оснащался передним приводом, а также имел элементы кузова из углеволокна: панель крыши, крышка багажника, капот и бампера.

В 1988 году было построено два прототипа. Изначально планировалась что модель будет оснащаться тремя видами двигателей: 4,5 литровым V6, 6,0 литровым V8 и 7,0 литровым дизельным.


Так как эта модель была предназначена для элит, то естественно машина оснащалась элементами роскоши и комфорта. Так автомобиль имел электрические стеклоподъемники, десять аудио динамиков, CD-плеер, бортовой компьютер и белый кожаный салон.

К сожалению Михаила Горбачева, не впечатлил ЗИЛ-4102, и он не одобрил проект. Именно поэтому роскошный ЗИЛ так и не пошел в серийное производство. А жаль. Мы считаем, что если бы эта модель появилась в серийном производстве, то наш автопром сегодня бы выглядел бы по-другому.

НАМИ-0284 "ДЕБЮТ"


В 1987 году Российским научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ) был разработан переднеприводный прототип автомобиля, который был представлен на автосалоне в Женеве в марте 1988 года. Машина получила кодовое обозначение НАМИ-0284.

Этот автомобиль привлек огромное внимание публики на выставки и получил множество положительных отзывов критиков и экспертов мирового авторынка.

У автомобиля была уникальная для того времени особенность - впечатляющее низкий коэффициент аэродинамического сопротивления воздуха (всего 0,23 cd). Это удивительно так как многие современные автомобили не могут похвастаться такими аэродинамическими характеристиками.


Длина НАМИ-0284 составляла 3685 мм. Машина оснащалась 065 литровым двигателем, который в те годы устанавливался в "Оку" (ВАЗ-1111).

Кроме того, экспериментальная модель была оснащена электронным серво-рулевым управлением и круиз-контролем.

Несмотря на небольшой мощности двигатель (35 л.с.), учитывая маленький вес автомобиля (менее 545 кг), он был способен разгоняться до 150 км/час.

Москвич АЗЛК-2142


Первый АЗЛК-2142 "Москвич" был представлен публике в 1990 году. Инженеры позиционировали автомобиль в те годы, как самый современный автомобиль, когда-либо созданных автозаводом АЗЛК.

По планам автозавода Москвич, автомобиль должен был поступить в серийное производство через два года, когда компания планировала начать выпуск новых поколений двигателей "Москвич-414". На перенос выпуска новой модели Москвича настаивал генеральный директоров Автомобильного завода имени Ленинского Комсомола - АЗЛК. Он считал, что в новой перспективной модели должны были стоять силовые агрегаты нового поколения.

Но в итоге распад Советского Союза и прекращение государственного финансирования остановило проект.

Примечательно что несмотря на то что автомобиль не выпускался серийно, он стал отправной точкой для разработки нового поколения Москвича-2142, который выпускался в трех версиях: "Князь Владимир", "Иван Калита" и "Дуэт".

УАЗ-3170 "СИМБИР"


Развитие нового внедорожника УАЗ, началось в 1975 году. Его придумал и разработал ведущий дизайнер Ульяновского автозавода Александр Шабанов. В итоге к 1980 году автозавод представил модель УАЗ-3370 "Симбир". Внедорожник имел большой дорожный просвет, который составлял 325 мм. Также машина получилась достаточно высокой (высота 1960 мм).

К счастью эта машина поступила в серийное производство. Правда из-за плановой экономики автозавод не мог выпускать большие партии внедорожника. Стоит отметить, что изначально машина была создана по заказу военного Министерства. Но в итоге в серийном производстве был налажен выпуск как военных модификаций, так и гражданских.


В 1990 году Ульяновский автозавод представил второе поколение внедорожника - УАЗ-3171, разработка которого началась еще в 1987 году.

МАЗ-2000 "Перестройка"


Экспериментальная модель грузовой машины МАЗ-2000 получила кодовое название "Перестройка". Грузовик был разработан с целью создания современной грузовой машины для использования советскими транспортными компаниями.

Основной особенностью модели была модельная конструкция грузовой машины. Это означало что такие детали автомобиля как двигатель, трансмиссия, передняя ось и рулевое управление были расположены в передней части машины, что позволило уменьшить зазор между кабиной и погрузочной площадкой. Благодаря модельной конструкции кабины МАЗа-2000 удалось увеличить объем кузова на 9,9 куб. метров.

Потрясающий грузовик МАЗ-2000 был впервые показан на автосалоне в Париже в 1988 году, где произвел невероятное впечатление на публику со всего мира. Всего было построено несколько прототипов. Но к сожалению проект так и не получил зеленый свет и модель не увидела производственную линию.


Многие эксперты считают, что грузовик "Перестройка" стал главным вдохновителем конструкторов разрабатывающие грузовой автомобиль Renault Magnum, который поступил в серийное производство в конце 1990 года и затем в 1991 году получил престижную награду "Грузовой автомобиль года".

В чем же причина что наш амбициозный проект МАЗ-2000 "Перестройка" не состоялся? Ведь судя по всему препятствий для серийного производства не было. По слухам, которые ходят в автомире проект не состоялся в связи с тем, что Михаил Горбачев продал Французам дизайн потрясающего грузовика. Естественно все это официально не подтверждено.

Самодельный автомобиль "Панголина"


В советские годы все знали, что надёжность и производительность Отечественных автомобилей были не самыми лучшими в мире. Также наши транспортные средства имели не очень удачный дизайн. Именно поэтому многие Российские инженеры решили, что раз государственные автозаводы не могут создать автомобили ничем не уступающие зарубежным аналогам, то необходимо создавать их самостоятельно. В итоге многие инженеры в СССР в частном порядке, вдохновленные западноевропейскими и американскими спортивными автомобилями стали создавать свои самодельные транспортные средства.

Один из таких примеров стал спорткар "Панголина" созданная Александом Кулыгином в 1983 году.


Кузов машины был создан из стекловолокна. Также спорткар получил двигатель от ВАЗ-2101. Конструктор был вдохновлен потрясающим дизайном Lamborghini Countach. В итоге Александр решил создать машину в том же стиле.

Стоит отметить, что этот самодельный автомобиль до сих пор существует и участвует в различных автомобильных шоу.

Правда за эти годы в конструкцию машины были внесены некоторые изменения. Например, в оригинальную конструкцию спорткара были установлены новые двери, которые теперь открываются вверх.

Самодельный автомобиль "Джип"


В 1981 году инженер из Еревана Станислав Холшаносов создал точную копию знаменитого Американского внедорожника "Jeep".

Для того чтобы построить автомобиль инженер использовал компоненты из нескольких других советских моделей автомобилей. Например, для самодельной копии Американского внедорожника инженер взял двигатель от ВАЗ-2101. Задний мост, коробка передач, электрика, фары и приводные валы были взяты от Волги ГАЗ-21

Система подвески, бензобак, комбинация приборов и стеклоочистители были заимствованы у УАЗ-469.


Но некоторые части автомобиля были созданы по индивидуальному проекту. Например, передняя ось машины была создана с нуля самим Станиславом.

Примечательно что конструкция передней оси не раз выставлялась на различных выставка по всему Советскому Союзу и получила несколько наград.

Самодельный автомобиль "Лаура"


Другой пример авторского автомобиля, это спорткар "Лаура" разработанный и построенный двумя инженерами из Ленинграда Дмитрием Парфеновом и Геннадием Хейном. В нашей стране даже сегодня нет ни одного нормального спорткара. Не говоря уже о СССР. Так что инженерам ничего не оставалась как создать свой собственный спорткар.

Но в отличие от других инженеров, которые создавали фактически копии автомобилей зарубежных аналогов, Дмитрий и Геннадий решили создать совершенно новый автомобиль ничем не похожий не на одно транспортное средство.


"Лаура" была оснащена 1,5 литровым двигателем мощностью 77 л.с., передним приводом и бортовым компьютером. Максимальная скорость спорткара составляла 170 км/час.

Всего было построено два экземпляра. Стоит отметить, что эти автомобили даже были отмечены лидером Коммунистической партии Михаилом Горбачевым. Также спорткары получили множество наград.

Кстати оба автомобиля до сих пор сохранились и настоящее время выставляются на различных выставках.

Самодельный автомобиль "Юна"


Этот спортивный автомобиль был создан автолюбителем Юрием Алгебраистовым. Название машины было придумано на основе сочетаний первых букв в имени конструктора и его супруги ("Наташа"). Автомобиль был построен в 1982 году. Это единственный в наши дни спортивный автомобиль, построенный по индивидуальному проекту во времена СССР, который до сих пор находится в идеальном состоянии и используется по всему прямому назначению.


Дело в том Юрий до сих пор постоянно обновляет свой автомобиль и вовремя проводит все необходимые технические работы. Именно поэтому машина до сих пор исправна и работает как новая.

В настоящий момент "Юна" прошла более 800 тыс. км. Правда это стало возможным благодаря использованию зарубежного двигателя (от БМВ 525i).

Самодельный автомобиль "Катран"


Этот автомобиль создан человеком, который всю жизнь одержим автомобилями. Эта машина создана автолюбителем из города Севастополя. Спорткар получил уникальную конструкцию кузова. Например, у машины не было привычных нам дверей. Вместо них инженер использовал конструкцию, которая позволяла откидывать всю переднюю часть кабины, включая лобовое стекло, для того чтобы водитель и пассажир могли сесть в машину.

Также автомобиль получил независимую подвеску и что более удивительно электронную систему круиз-контроля, которая могла поддерживать определенную скорость движения даже на спуске.


В большинстве стран первые лица - президенты, короли, премьер-министры, - как правило, ездят на автомобилях отечественного производства. Российский президент - пока что исключение. Владимир Путин сейчас ездит на бронированном Mercedes Pullman S600 . А какие именно машины предпочитают президенты других стран мира?

Ангела Меркель (Германия) — Audi A 8

Автомобиль канцлера Германии Ангелы Меркель

Канцлер Германии Ангела Меркель предпочитает пользоваться седаном Audi A8L с удлиненной колесной базой, оснащённым шестилитровым двигателем мощностью 450 лошадиных сил. Автомобиль бронирован, толщина его стекол составляет почти 5 см, колеса непробиваемые - машина может выдержать выстрелы из огнестрельного оружия и взрыв гранаты под днищем. Из оборудования - мобильный офис и мини-бар с холодильником, ничего лишнего.

Франсуа Олланд (Франция) — Citroen DS 5


Автомобиль президента Франции Франсуа Олланда

Президент Франции Франсуа Олланд пользуется почти серийным, небронированным хэтчбеком Citroen DS5 с гибридным двигателем. Это, пожалуй, самый демократичный выбор из автомобилей президентов, представленных в этом обзоре. В крыше машины вырезан люк, чтобы президент мог приветствовать граждан во время торжественных мероприятий.

Джорджо Наполитано (Италия) — Lancia Thema

Машина

Главное транспортное средство президента Италии Джорджо Наполитано - пятиметровый седан Lancia Thema . Формально он считается отечественным (Lancia - старейший итальянский бренд), хотя машина представляет собой перелицованный американский Chrysler 300С второго поколения, оснащенный мощным мотором V8 6,4 л.

Дэвид Кэмерон (Великобритания) — Jaguar XJ Sentinel

Автомобиль премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона

Премьер Соединённого королевства Дэвид Кэмерон , как и его предшественники Тони Блэр и Гордон Браун , предпочитает седан марки Jaguar . Бронированный XJ Sentinel окрашен в темно-синий цвет. Предшественники предпочитали, соответственно, серебристый и зеленый. Традиционный черный цвет представительских автомобилей у британских лидеров не в почете.

Елизавета II (Великобритания) - Bentley State Limousine

Машина британской королевы Елизаветы II

Королева Великобритании пользуется выпущенным в 2002 году в честь 50-летия с даты её восхождения на трон эксклюзивным седаном State Limousine от компании Bentley . Формально этот автомобиль нельзя назвать отечественным - с 1998 года Bentley Motors Limited входит в состав германского концерна Volkswagen Group . Также Елизавете II принадлежит автопарк седанов Rolls-Royce , включая изготовленный в 1978 году в единственном экземпляре Phantom VI со складной крышей.

Си Цзиньпин (Китай) — FAW Hong Qi HQE

Авто председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпиня

Представительский автомобиль главы КНР Си Цзиньпин такой же, как и у его предшественников - лимузин FAW Hong Qi HQE («Красное знамя») длиной 6,4 м, стилизованный под первые Hong Qi 50-х годов прошлого столетия (на дизайн которых оказали сильное влияние советские ЗИЛы того времени). Конструкция машины - государственная тайна. Всё, что известно о седане - это его масса: 4,5 т, а также мощность 12-цилиндрового двигателя - не менее 400 лошадиных сил.

Синдзо Абэ (Япония) — Toyota Century

Toyota Century для высшего руководства Японии

Высшее руководство Японии и императорская семья на протяжении многих лет пользуются седанами Toyota Century, которые собираются для них вручную. Дизайн автомобиля почти не меняется на протяжении уже 40 лет. Мощность пятилитрового V12 - 280 лошадиных сил (максимум, разрешенный японскими законами). Седан премьер-министра Синдзо Абэ более демократичен, чем авто императора Акихито. Императорская Toyota Century Royal обладает более внушительными габаритам, в автомобиле есть шторки из рисовой бумаги, потолочные ширмы и гранитная подножка с электроприводом - дань уважения монарху.

Барак Обама (США) — Cadillac One

Машина президента США Барака Обамы

Семиместный лимузин Cadillac One был изготовлен специально для действующего президента США. Автомобиль Обамы бронирован, оснащён устройством для дымовой завесы, системой ночного видения, полным набором средств связи, кислородным баллоном и оборудованием для переливания крови - за все это автомобиль президента США получил заслуженное прозвище The Beast («Зверь») . Объемом двигателя 6,5 л, но выдающимися динамическими характеристиками, с учетом массы и размера, машина не отличается.

Милош Земан (Чехия) - Skoda Superb

Машина президента Чехии Милоша Земана

«Престиж страны определяется наличием ракет, числом золотых олимпийских медалей и лимузином президента» — это высказывание принадлежит Роберту Кеннеди, младшему брату Джона Кеннеди, убитого прямо на заднем сиденье роскошного Линькольна. К выбору средств передвижения, мировые лидеры всегда относились очень ответственно. Мы собрали пять автомобилей, претендующих на звание лучших правительственных машин двадцатого века.

Автомобильная индустрия довоенного Советского союза целиком и полностью состояла из успешных и не очень попыток копирования американского и военного автопрома. Марка ЗИС не исключение. Взяв за основу подарочный Паккард, советские конструкторы создали первый советский правительственный лимузин, которому суждено было войти в историю как “машина Сталина”. Производство ЗИС-115 велось в обстановке строгой секретности. Именно тогда конструкторы столкнулись с проблемой обеспечения безопасности важного пассажира. В случае с ЗИС, создатели пошли простым путем: сперва собирали бронекапсулу и лишь затем добавляли все остальные детали кузова.

Лимузин имел защиту от автомоматных и пулеметных очередей и имел защиту от осколочных гранат и мин. Еще одной отличительной особенностью салона этой машины от ЗИС-110 было отсутствие перегородки из стекла между передней и основной частями салона. Бытует версия, что Сталин, при посещении завода, где происходила сборка, сказал: «У меня нет секретов от народа и перегородку можно не ставить».

Rolls Royse Phantom

Rolls-Royce Phantom VI увидел свет в 1968 году, и вплоть до конца двадцатого века был главным автомобилем британской монархии. Автомобиль был оборудован алюминиевым кузовом на лонжеронной раме, мотором V8 обьемом в семь литров и множеством опциональных удобств, таких например как кондиционер и электрические стеклоподьемники.

Специально для королевской семьи изготавливались модифицированные модели Rolls Royse, которые имели боле высокий задний ряд сидений, прозрачную крышу и специальные подножки для удобства монарха. Британская королева Елизавета задала тон мировому сообществу и Фантом стал любимым автомобилем правителей множества ближневосточных и азиатских стран.

Nissan Prince Royal



Бурный рост японской автомобильно промышленности в начале 1960-х годов остро поставил вопрос об обеспечении императорского двора подходящей машиной. В 1965 году компания Nissan объявляет о разработке спецавтомобиля для императора. Машина была готова в мае 1966 года. Первый экземпляр был преподнесен как свадебный подарок принцу Акихито. Автомобиль имел двигатель V8, автоматическую коробку передач и гидравлические тормоза, что по тем временам было невиданным техническим откпровением. Nissan Prince был титульным автомобилем японского имераторского дворца вплоть до семидесятых годов, пока не был заменен моделью NIssan President.

Lincoln Continental X100

Автомобиль президента США Джона Кеннеди стал самым роскошным за всю историю правительственного автомобилестроения, но это не уберегло модель от забвения, связанного с печальными событиями 1963 года. Открытый лимузин был создан специально для президента на заводе в Цинциннати и стоил более двухсот тысяч долларов. Continental X100 был оснащен задним сиденьем с гидроприводом, спсобным подниматься на двадцать сантиметров во время парадов, системой кондиционирования, радиотелефоном, подножками для спецагентов и салоном из кожи и велюра.

После убийства Кеннеди, лимузин на несколько лет забыли в правительственном гараже. Тем не менее, он еще послужил первым лицам, участвуя в парадах президентов Джонсона, Никсона, Форда и Картера.

Mersedes Benz W140

Знаменитый “шестисотый”, так сильно отпечатавшийся в российском культурном коде, послужил и в высших эшелонах власти. Удлиненная версия w140 стала самой популярной правительственной моделью конца двадцатого века, став эталоном автомобиля для особо важной персоны. Первым удобства швабского лимузина оценил канцлер Германии Гельмут Колль, за что автомобиль и получил наименований “канцлеровоз”. Тюнинг-ателье прадставляли огромное множество модификаций автомобиля, которые успешно находили покупателей во всех странах мира.

ЗиС-110б Фаэтон на базе ЗиС-110 стал первым автомобилем в СССР, на котором первые лица страны принимали военные парады (до этого использовали лошадей)

Такой же, как все Издалека специальную версию 110-го можно было заметить по необычным колесам: боковины шин стандартных машин окрашивались в белый цвет, в то время как на броневиках они оставались черными. Колпаки на колесах были чуть больше стандартных. В темное время суток нестандартную машину могла выдать дополнительная фара на бампере. Стекла отдавали в желтизну

Бронированный ЗиС-115

Обычный ЗиС-110

Бронированный ЗиС-115

Обычный ЗиС-110

Самый главный ЗиС Автомобиль Сталина отличался глухими задними форточками и более удобными страпонтенами (откидными сиденьями среднего ряда), на которых почему-то очень любил сидеть вождь. Традиционная стеклянная перегородка за передними сиденьями в автомобиле генералиссимуса отсутствовала. «У меня нет секретов от народа, и перегородку можно не ставить», — сказал Сталин, принимая автомобиль на заводе

Когда я был маленький, меня очень интересовало, можно ли встретить в метро Леонида Ильича Брежнева. Я, конечно, знал, что в торжественных случаях его возят на большой машине, но на работу-то он точно должен был ездить на метро. Всеми любимый и добрый, как родной дедушка, дорогой Леонид Ильич… Невдомек было мне, неразумному, что для обслуживания первых лиц государства существуют специальные автомобили, причем среди них имеются столь секретные экземпляры, что в советские времена найти какое-либо упоминание о них даже в справочнике было невозможно. Для конспирации они имели облик серийных автомобилей, но внешность, как известно, бывает обманчива.

ЗиСы в броне

Одним из первых автомобилей-притворяшек был ЗиС-115. Внешностью он практически повторял лимузин ЗиС-110. На 110-х после войны ездила вся партийная верхушка страны, но не только верхушка. Эти машины работали также в качестве скорой помощи, такси. Кстати, на такси Зис-110 любой желающий мог прокатиться из Москвы в Симферополь! Вот такая демократия по‑сталински. Правда, сам Иосиф Виссарионович не рисковал ездить на стандартной машине.

Поставленная перед конструкторами задача создания для гаража генералиссимуса автомобиля скрытого бронирования была успешно решена в 1946—1947 годах. Главной деталью ЗиС-115 был бронекорпус, получивший название «Изделие № 100», выпускавшийся на военном подмосковном заводе. Ответственным за выполнение спецзаказа был назначен Лаврентий Павлович Берия. Каждая деталь «Изделия» была промаркирована индивидуальным порядковым номером машины, проходила военную приемку и подвергалась испытательному обстрелу. Многослойные стекла толщиной 75 мм были очень тяжелыми, и для их подъема в дверях установили гидравлические домкраты.

За 1949−1952 годы на ЗиСе (Завод имени Сталина) предположительно было создано 32 автомобиля ЗиС-115. Вся информация по ним была засекречена КГБ, то есть официально таких машин не существовало. Народ думал, что вождь ездил на самой обычной машине. На самом деле внешние отличия были, но они не бросались в глаза. Покрышки броневика были черными, в отличие от обычных, имевших белые борта; иным был вырез заднего крыла; стекла казались немного желтыми, а колпаки колес — более выпуклыми; в центре переднего бампера стояла дополнительная фара.

Внутренних отличий было значительно больше. Выросшая в несколько раз масса автомобиля (более 7,5 т!) потребовала радикально пересмотреть конструкцию. Специально для ЗиС-115 на Ярославском шинном заводе разработали покрышки и камеры размером 7,5 х 17″, вместо 7,5 х 16″ у ЗиС-110; изменения коснулись всех узлов шасси мостов, подвески, коробки передач. Двигатель, при внешней схожести, стал выдавать 160 л.с. в отличие от обычного, 140-сильного, но для тяжелой машины этого было недостаточно, поэтому максимальная скорость упала до 120 км/ч. Для пущей надежности у автомобиля было два аккумулятора, которые могли работать как порознь, так и вместе, а также вибратор в системе зажигания, позволявший продолжать движение при отказе прерывателя или катушки. Сиденья переднего ряда были обтянуты черной кожей, а на обивку сидений пассажирского отделения шло дорогое американское сукно с набивкой из гагачьего пуха, под ногами пассажиров лежал ковер из американского бархата. Каждая пружина сиденья генералиссимуса была зашита в двойной чехол, чтобы не дай бог не скрипнуть под драгоценной попой! Согласно секретному протоколу испытаний, на заднем сиденье при подборе этих пружин катали мешок с песком массой 53 кг (что позволяет сделать выводы о секретном весе этой самой попы). Несколько автомобилей было оборудовано системами кондиционирования воздуха. Стоимость каждой машины была баснословной, но кто об этом тогда думал?

В 1960—1980-х годах броневики ЗиС-115 методично привозились на родной завод, переименованный к тому времени в ЗиЛ (Завод имени Лихачева), для уничтожения, которое происходило в обстановке полной секретности. Тем не менее несколько машин все-таки уцелело. Некоторые из них были переданы вождям дружественных социалистических государств и впоследствии разошлись по музеям и частным коллекциям. Одна машина (порядковый номер 2) долгие годы использовалась при испытаниях покрышек на Ярославском шинном заводе и была передана в Рижский автомобильный музей. Туда же попал и экземпляр, разбитый в 1980-х в ходе изучения поведения бронекапсулы при аварии.

Самый лучший на сегодняшний день ЗиС-115 находится в подмосковном Музее техники Вадима Задорожного. История автомобиля драматична. Машину № 18 в 1970 году передали в МВТУ имени Баумана из Георгиевского переулка, со станции техобслуживания ЗиСов ГОНа (Гаража особого назначения), для исследования. Так как «Изделие № 100» было секретным и передавать комплектную машину студентам было нельзя, с автомобиля сняли двигатель и отдали в виде кузова с шасси, что было не запрещено. Простоявший пару десятилетий на территории филиала института МВТУ им. Баумана броневик в 1992 году выкупил кандидат технических наук, руководитель группы испытателей, ныне доцент МВТУ им. Баумана, доктор философии, эксперт ООН, Леонид Константинович Поляковский. Он поставил его у себя на даче и эстетствовал, сидя в салоне со стаканом чая. В 1998 году гнилой и разоренный бронемобиль поступил в реставрационную мастерскую Музея техники. Кстати, это именно та машина, которой пользовался Иосиф Виссарионович.

ГАЗы для приближенных

Тюнинг, хот-родинг… Оказывается, советские спецслужбы уже давным-давно играют в такие игры, просто раньше никто не знал, как это называется. Для выполнения секретных задач имелся достаточно обширный парк суперкаров, внешностью не отличавшихся от серийных машин.

Для сопровождения правительственных кортежей существовала «Победа» ГАЗ-М20Г. Про эту машину мало что известно, ни один экземпляр до наших дней не дошел. Но если верить очевидцам, под ее капотом стоял шестицилиндровый нижнеклапанный мотор ГАЗ-12 объемом 3,5 л и мощностью 90 л.с. Собственно, ничего хитрого тут нет, ибо изначально подкапотное пространство ГАЗ-М20 проектировалось под установку именно такого двигателя, но когда другу всех физкультурников показали в Кремле два варианта «Победы» — шести- и четырехцилиндровый, тот сделал выбор в пользу последнего, более экономичного. Интересной особенностью этой машины была крышка багажника, открываемая изнутри. В случае погони убиралась спинка заднего сиденья и из багажника открывался пулеметный огонь по преследователям.

В 1960-х улицы страны заполонили автомобили ГАЗ-21 «Волга». Многие помнят эти замечательные машины по фильмам «Берегись автомобиля», «Три плюс два», «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука» и т. д. Комитетом государственной безопасности перед Горьковским автозаводом была поставлена задача создать на базе «Волги» автомобиль для сопровождения кортежей и скрытого наблюдения, или в обиходе «догонялку». Ведущим конструктором ГАЗ-23 был назначен Борис Акимович Дехтяр.

За основу силового агрегата взяли V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный, короткоходный двигатель с автоматической коробкой перемены передач от представительского ГАЗ-13 «Чайка» объемом 5,53 л и мощностью 195 л.с. Мотор имел внушительные габариты, поэтому, для того чтобы не задеть рулевую колонку и пропустить назад выхлопные трубы, его пришлось повернуть на два градуса по оси коленвала и изготовить новый левый выхлопной коллектор. Кстати, сзади у машины для конспирации торчала только одна труба. Управление АКПП вывели на подрулевой рычаг (как у ГАЗ-21). У автомобиля было две педали — «газ» и «тормоз».

Из-за того что машина получилась тяжелой («сухой» вес — 1610 кг), пришлось усилить пружины передней подвески. Тем не менее, по моим воспоминаниям, а я застал одну ГАЗ-23, работавшую в заводоуправлении МРТЗ (Московского радиотехнического завода), передок со временем проседал.

Водители, работавшие на «догонялках», называли себя «камикадзе». Машина не имела усилителей рулевого управления и тормозов! Тяжелый, мощный автомобиль на скоростях за 160 км/ч становился неуправляемым, корма начинала «плавать». Не помогали даже штатные чугунные плиты и дополнительные бордюрные камни, устанавливаемые в багажник. Но разве это волновало «отцов народа», ЗиЛы которых и на более высоких скоростях держали дорогу как приклеенные? Приказано сопровождать — выполняй! Сейчас уже и не подсчитать, сколько их побилось, из 602 выпущенных… В 1970 году и ГАЗ-21, и, соответственно, ГАЗ-23 сняли с производства. На конвейер встала базовая модель ГАЗ-24. На базе ее и последующих модификаций (ГАЗ-2410, ГАЗ-3102) для нужд отечественных Бондов были созданы ГАЗ-2424, ГАЗ-2434 и ГАЗ-31013. Они мало различались между собой, под их капотами стояли моторы V-8 с автоматической коробкой от «Чайки» ГАЗ-14. В целях секретности машины имели одну выхлопную трубу, по три педали, две из которых работали как одна, тормозная, и стандартный напольный рычаг как бы механической коробки передач, даже с нарисованной Н-образной схемой переключения. Правда, встречались и отступления. Вакуумный усилитель тормозов и гидравлический усилитель рулевого управления, конечно, облегчали жизнь водителю, но все равно «детские болезни» ГАЗ-23 давали о себе знать, поэтому часть машин имела закрепленные в багажнике чугунные плиты. Область применения «Волг» была широка: их использовали для сопровождения кортежей, несколько машин наружного наблюдения принадлежало гаражу 9-го управления, еще четыре штуки работало в 10-м спецбатальоне ГАИ на улице Добролюбова…

Турбокирпич

В конце 1960-х на Московском ипподроме пользовался бешеной популярностью гонщик по фамилии Кирпичников, а по прозвищу, соответственно, Кирпич. Он в свободном классе выступал на новом тогда автомобиле ЗАЗ-966 «Запорожец» с «волговским» мотором. Ему не было равных. Сочетание мощного двигателя с легким кузовом не оставляло конкурентам шансов на победу. По заданию Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) Кирпич в 1968 году изготовил еще две такие машины для скрытого наблюдения. Они имели по два радиатора охлаждения, стоявших слева и справа от мотора и обдуваемых через стандартные «уши» и короткие глушители. Собственно, звук выхлопа их и выдавал, весь остальной конспиративный антураж был соблюден до мелочей — от плюшевой игрушки за задним стеклом до простецкого деревенского парня за рулем. Одну машину разбили почти сразу, другая, василькового окраса, жила в гараже на Петровке и успешно выполняла различные оперативные задания до середины 1970-х.