Применение спецсредств полицией. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация тс. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения

Начиная с 28.07.2017, в Российской Федерации действует закон «Об ОСАГО». Документ регламентирует Перечень наиболее серьезных технических поломок узлов и агрегатов всех транспортных средств, эксплуатирующихся на автодорогах страны.

Вниманию читателей приводим перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС в 2019 году.

Необходимость запрета эксплуатации ТС

Списком предусмотрены критические выходы из строя узлов, механизмов всех самоходных машин, тракторов, автомобилей, автобусов, мопедов, мотоциклов, прицепов, автопоездов, других средств передвижения и условия, при наступлении которых запрещена их эксплуатация на автодорогах.

Проверка неисправностей в России регламентируется по ГОСТ Р 51709-2001 . Перечнем охватываются системы, узлы, механизмы, наиболее влияющие на безопасность движения и сохранность людей: тормоза, светотехника, рулевое управление, двигатель, стеклоочистители, стеклоомыватели.

Для системы торможения ограничения при движении по автострадам и дорогам общего назначения устанавливаются, если эффективность работы тормозов не соответствует ГОСТ Р 51709-2001, возникли нарушения герметичности гидравлической системы привода тормозов, не герметичность пневмогидравлического и пневматического приводов тормоза.

Движение транспортных средств в 2019 году запрещено, если снижение воздушного давления при остановленном двигателе составляет 0,05 МПа и более в течение 15 минут после нажатия на педаль, если сжатый воздух выходит из тормозных цилиндров на колесах, вышел из строя манометр пневмогидравлического либо пневматического привода тормозов.

Нельзя эксплуатировать все виды автотранспорта, если ручной тормоз не позволяет удерживать неподвижно:

  • нагруженные полностью ТС на плоскости наклона 16%;
  • автобусы, легковые автомобили на плоскости наклона 23%;
  • грузовики, автопоезда на плоскости наклона 31%.

Запрещено выпускать на трассы и автодороги транспортные средства, у которых общий люфт по рулевому управлению превышает:

  • грузовики 25 мм;
  • автобусы 20 мм;
  • легковые машины 10 мм.

Категорически запрещена эксплуатация транспортных средств любых категорий и исполнений, у которых:

  1. Выполнена установка не предусмотренных конструкторской документацией деталей и узлов.
  2. Происходит их перемещение в составе ТС.
  3. Не затянута резьба до нужного нормативного момента затяжки.
  4. Крепежные изделия не зафиксированы установленным ТД способом.
  5. Положение рулевой колонки не фиксируется.
  6. Отсутствует либо поломан усилитель рулевого управления либо рулевого демпфера у мотоциклов.

Федеральным Законом и Перечнем запрещена эксплуатация транспортных средств на автострадах и всех типах автодорог, если у них не соответствует КД:

  • режим работы;
  • расположение;
  • цветовая гамма;
  • тип конструкции;
  • количество внешних световых приборов.

На ранее снятых с производства ТС допустима установка приборов освещения от других моделей и комплектаций.

Законом не разрешается передвижение по автотрассам автомобилей, мотоциклов и всех остальных транспортных средств, у которых: свет головных фар отрегулирован с несоответствием ГОСТ Р 51709-2001, световозвращатели и внешние приборы освещения покрыты слоем грязи либо не выполняют своих функций, отсутствуют рассеиватели, лампы и рассеиватели не соответствуют типу светового прибора, расположение проблескового светомаяка, видимость светового сигнала, способ крепления не соответствуют установленным нормативам.

Неисправность стеклоомывателей и стеклоочистителей

Эксплуатация всех автотранспортных средств запрещена, если стеклоочиститель в составе движущегося транспорта не работает, омыватель лобовых стекол не работает.

Запрещена эксплуатация транспортных средств, шины которых имеют остаточную величину протектора для категорий ТС не более:

  • категория М2, М3 – 2 мм;
  • категория М1, N1, O1, O2 – 1,6 мм;
  • категория N2, N3, O3, O4 – 1 мм;
  • категория L – 0,8 мм.

Не выпускается на рабочие маршруты транспорт, у которого:

  1. Имеются внешние повреждения шин, пробоины, глубокие царапины, порезы, разрывы. Снаружи видно корд, расслоение каркаса, отслоение протектора.
  2. Отсутствует одна либо несколько гаек, болтов крепления. Трещины диска, обода колеса.
  3. Видны нарушения конфигурации и размеров отверстий для крепления колес.
  4. Шины модели ТС не соответствуют по размерам либо параметрам допустимых нагрузок на ось.
  5. На одну ось установлены покрышки различных размерностей, типов, конструкций. Это могут быть: новые и восстановленные, зимние и летние. Запрещено использовать на одной оси шины с разным рисунком протектора, бескамерные с камерными, диагональные с радиальными.

Двигатель

Не допустима эксплуатация подвижного транспорта с превышением содержания вредных и токсичных веществ в отработанных газах, а также дымность выхлопа, превышающая нормы по ГОСТ Р 52033-2003 и ГОСТ Р 52160-2003, с не герметичностью топливопроводов, неисправной системой отвода отработанных выхлопных газов, отсутствием вентиляции картера, превышением допустимого уровня шума и вибрации по ГОСТ Р 52231-2004.

Вывод

В статье рассмотрены случаи, при каких неисправностях запрещена эксплуатация автомобиля и других скоростных транспортных средств.

Весь перечень, утвержденный Федеральным Законом, содержит намного больше пунктов, которые освещают неисправности, так либо иначе влияющие на безопасность при эксплуатации транспортных средств.

Это относится к звуковым сигналам, слишком плотной тонировке лобовых стекол, качеству замков прицепа, соединения тягово-сцепного устройства.

Читателей, бесспорно, интересует вопрос, при какой неисправности разрешается эксплуатация транспортного средства?

Законодатели дают простой ответ: любые неисправности, не включенные в федеральный перечень, дают полное право эксплуатировать ТС на всех автодорогах Российской Федерации.

Любое транспортное средство - это источник повышенной опасности. И даже велосипед. Поэтому водитель, усаживающийся за руль, должен четко себе представлять ту степень ответственности, которую он возлагает на себя.

Очень часто бывает, что водители адекватно оценивают свою обязанность по безаварийному управлению своим транспортным средством: двигаются без формальных нарушений ПДД, уважают права других участников (например, пешеходов), уступают дорогу приоритетным участникам движения. Но ДТП все равно имеют место быть. В чем причина этого, на первый взгляд, парадоксального явления? А секрет таится в пренебрежении элементарными требованиями по обеспечению исправности движущегося транспортного средства.

Неисправности… Как часто водители забывают о них , наивно полагая, что никакой опасности (даже потенциальной) для безопасности движения они в себе не несут. Кроме того, убеждая других в своей законопослушности и одновременно передвигаясь на неисправном автомобиле, водитель впадает в жесточайшее противоречие, ибо ПДД однозначно трактуют последнее, как грубое нарушения закона. Попробуем разобраться.

Все возможные неисправности транспортного средства российский законодатель разделил на три группы.

В первую вошли неисправности, с которыми категорически запрещается движение (даже до места стоянки или ремонта). Данный перечень неисправностей позиционирован самим текстом ПДД (раздел 2). При неисправности или нефункционировании, во-первых, тормозной системы, во-вторых, рулевого управления, категорически запрещается движение. Причем, абсолютно неважны условия движения - видимости, состояния проезжей части, времени года или суток и пр. Еще три неисправности обозначены под условием: нельзя эксплуатировать автомобиль, если:

1) Не функционируют внешние световые приборы (в темное время или при недостаточной видимости);

2) Не работает сцепное устройство (когда осуществляется движение на автомобиле с прицепом);

3) Не действует стеклоочиститель (однако только со стороны водителя и в условиях необходимости его использования).

Стоит задаться вопросом: «А по какой причине законодатель определил именно такой перечень неисправностей?» Ответ на вопрос очевиден. При наличии данных неисправностей транспортное средство становится источником тотальной опасности на дороге. Независимо от водителя, даже неукоснительно соблюдающего правила безопасности движения и невероятную осторожность и аккуратность, данные неисправности функционально влияют на дорожную ситуацию.

Именно поэтому при возникновении любого из пяти, указанных выше, неисправностей водитель обязан воздержаться от дальнейшего движения, и в случае невозможности устранения проблемы на месте, вообще отказаться от использования транспортного средства. В противном случае, забрезжит неприятная перспектива запрета на эксплуатацию автомобиля со снятием регистрационных знаков, как административной санкции. Это - в лучшем случае. В худшем - практически неизбежно ДТП.

Вторая группа неисправностей - более представительная. Это проблемы механической части автомобиля, при которых движение запрещается, но все же разрешается следование до места предполагаемой стоянки или осуществления ремонта при соблюдении необходимых условий и мер безопасности. Данный перечень четко обозначен в «Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации».

Наибольшая «популярность» присуща следующим проблемам технического состояния автотранспорта: 1) неисправность стояночной тормозной системы (ручника); 2) превышение допустимого люфта рулевого колеса; 3) не работающие стеклоочистители и стеклоомыватели; 4) превышение допустимого износа протектора шин; 5) проблемы системы выпуска выхлопных газов; 6) отсутствие или ненадлежащее качество ремней безопасности; 7) неисправность звукового сигнала; 8) отсутствие необходимых атрибутов багажника (медаптечка, огнетушитель, а также знак аварийной остановки).

С подобными неисправностями разрешается движение до гаража или автосервиса по той причине, что безопасность на дороге зависит от их наличия корреляционно; то есть должная внимательность и нарочитая осторожность водителя позволит нивелировать (пусть и ненадолго) факт данных проблем технического состояния автомобиля.

Третья группа неисправностей законодателем вообще не позиционируется в качестве собственно неисправностей . Не работающие амортизатор или стеклоподъемник, указатель температуры системы охлаждения и т.д. не запрещают эксплуатировать автомобиль. Однако это весьма спорный момент. Любая неисправность - это возможность нештатной ситуации в условиях движения.

Вообще, «золотое правило» безопасности гласит: любая, даже ничтожная неисправность, вовремя не реализованная в ремонте, потянет за собой усугубление технических проблем. А это, в свою очередь, скажется на безопасности дорожного движения.

Все машины имеют свойство ломаться. Неполадки могут быть самыми разными, от перегоревшей лампочки в указателе поворота, до обрыва ремня газораспределительного механизма . Многие неполадки почти не отражаются на техническом состоянии транспортных средств, и водитель может еще долго ездить, даже не подозревая об их наличии. Однако существуют неисправности, запрещающие эксплуатацию автомобиля.

Их перечень довольно внушителен, с некоторыми возможность поездки исключается полностью, с другими «можно, но осторожно». Важно твердо знать одно: все они требуют немедленного устранения, поскольку нет никаких гарантий того, что во время поездки не возникнут обстоятельства, из-за которых дальнейшее движение станет невозможным (например, в машине не работают стеклоочистители, и внезапно пойдет дождь).

Все неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, разделим на три основные группы.

  • В первую входят те, при возникновении которых дальнейшая эксплуатация автомобиля категорически запрещена, т.е. ТС своим ходом не может добраться даже до автомастерской.
  • Во вторую группу неисправностей входят те, с которыми водитель может добраться до гаража или мастерской, соблюдая при этом меры предосторожности.
  • Неисправности третьей группы запрещают эксплуатацию ТС только в определенных условиях.

Неисправности транспортных средств, полностью запрещающие их эксплуатацию

Неисправности автомобиля, при возникновении которых полностью запрещается его эксплуатация, выделены в две группы:

  1. неисправности рулевого управления , препятствующие полноценному управлению ТС;
  2. неисправности рабочей тормозной системы , при которых не обеспечивается эффективное торможение.

Речь идет о серьезных неполадках транспортных средств, препятствующих полноценному управлению. Примером неисправности рулевого управления в данном случае может быть, выход из строя рулевой рейки или разрушение рулевых наконечников, в результате чего автомобиль перестанет слушаться руля.

В случае с тормозной системой ТС, наиболее вероятно возникновение такой неисправности, как обрыв тормозного шланга. Характерными признаками данной неполадки является резкое падение давления жидкости в тормозной системе и уход педали «в пол», эффективность торможения автомобиля при этом падает в несколько раз, т.к. продолжает действовать только один контур.

Неисправности транспортных средств, позволяющие добраться до места стоянки или ремонта

Перечень подобных неисправностей довольно велик, среди наиболее характерных примеров можно привести следующие:


Приведенный перечень неисправностей ТС далеко не полный, в нем приведены лишь наиболее часто возникающие неполадки. Следует помнить, что если возникшая неисправность влияет на безопасность движения (например, сильный люфт в рулевом колесе), должны быть соблюдены меры предосторожности.

Снижена скорость движения, передвигаться необходимо по крайней правой полосе, за исключением случаев, когда необходимо повернуть налево или развернуться, маневры нужно выполнять плавно, не допускать резких движений рулем и внезапных перестроений автомобиля. Кроме того, необходимо соблюдать увеличенную дистанцию до едущих впереди транспортных средств и заблаговременно информировать их о своих маневрах.

Запрет эксплуатации транспортных средств с оговоркой

Перечень неисправностей ТС, при возникновении которых запрещена эксплуатация в определенных условиях, невелик – он состоит всего из трех пунктов. Однако данные неполадки являются поводом для категорического запрета эксплуатации транспортных средств.

  1. Неисправны внешние световые приборы. Если днем водитель автомобиля с неработающими фарами рискует в худшем случае нарваться на штраф, то в темное время суток его машина превращается в источник всеобщей опасности, причем риску подвергаются не только другие участники дорожного движения, но и сам водитель.
  2. Неработающий стеклоочиститель с водительской стороны. В данном случае категорически запрещается эксплуатация только во время дождя или снега.
  3. Неисправное сцепное устройство. В этом случае категорически запрещается эксплуатация ТС в составе автопоезда или с прицепом.

Применение оружия и спецсредств сотрудниками полиции, находящимися при исполнении своих служебных обязанностей, как правило, всегда вызывает широкий общественный резонанс в обществе.

Право в отдельных случаях пользоваться табельным оружием и спецсредствами закреплено за сотрудниками органов внутренних дел в Федеральным законе «О полиции».

В частности, статьи 21 и 23 данного закона гласят, что сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие, а также специальные средства несмертельного действия (спецсредства) - комплекс механических, химических, электрических и светозвуковых устройств, используемых правоохранительными органами для психофизического, травматического и удерживающего действия на правонарушителя, временного вывода его из строя.

Спецсредства
полицейский может применить в следующих случаях:

(нажав на таблицу, вы переходите на сайт компании «Юридическая служба столицы»)

Вот некоторые примеры спецсредств:

Палки специальные - палка резиновая с металлической ручкой, телескопическая ПР-89, ПР-53, ПР-73, ПР-73М, ПР-90;

Специальные газовые средства - аэрозольные упаковки со слезоточивым газом («Черемуха-10», "Черемуха-110М, «Терен-4» и др.), аэрозольные распылители ("Контроль-М" (10%ОС), "Контроль-МК", "Контроль-ММ", «Резеда-10», «Резеда-10М», «Зверобой-10», «Зверобой-10М»); аэрозольный распылитель с раздражающим составом («Сирень-10»).

Средства ограничения подвижности - браслеты наручные (наручники) БР-58, БР-С, БКС-1, БОС.
При этом, в случае отсутствии средств ограничения подвижности, сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания, например ремень, веревку, жгут и т.д.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства - «химловушки».

Электрошоковые устройства - ЭШУ-100, ЭШУ-200, ЭШУ-300, автономные искровые разрядники («АИР-107», «АИР-107У»).

Светошоковые устройства - световые и акустические специальные средства (светозвуковые гранаты «Заря-2», ГСЗ-Т, ГСЗ-Ш, «Взлет-М», «Факел», «Факел-С», «Пламя», «Пламя-М» («Пламя-М2»).

Служебные животные - как правило, это собаки.

Средства принудительной остановки транспорта - выдвижные дорожные блокираторы, автомобильные заграждения, устройства для остановки транспортных средств «Ежь», «Диана» и т.д.

Средства сковывания движения - комплект ССД, предназначен для набрасывания мягкого поверхностного элемента (сети) на биологический объект. ССД состоит из двух, соединенных с помощью резьбы составных частей: пускового устройства и раструба.

Водометы - водометные спецавтомобили: «Лавина-Ураган», "Шторм", "Таран", "Гидромиль".

Несмотря на то, что по характеру воздействия на правонарушителя (противника), специальные средства имеют что-то общее с оружием, следует кардинальным образом различать эти два понятия.

В первую очередь, спецсредства отличаются от оружия по преследуемым целям (желаемому результату), интенсивности применения и размеру причиненного вреда.

Если основной целью применения оружия является физическое уничтожение противника либо причинение ему такого вреда, который на длительное время выведет его из строя (чем создаст нагрузку на тыловые подразделения), то применение спецсредств преследует цель кратковременного выведения противника из строя без причинения серьёзного вреда с обязательным сохранением жизни.

Более подробный анализ спецсредств будет представлен позже.

Следите за обновлениями раздела на сайте компании

Если автомобиль во время движения или стоянки представляет угрозу для пешеходов и транспорта, объектов инфраструктуры или окружающей среды, его эксплуатация должна быть запрещена. Среди причин происшествий на дороге, после езды в нетрезвом виде и ошибок управления, неисправность авто стоит на третьем месте.

Приложением к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения дана подробная расшифровка, с какими неисправностями запрещена эксплуатация автомобиля. Любой автомобиль может быть остановлен, осмотрен, и в случае выявления фактов неисправности узлов машины, ответственных за безопасность движения, эксплуатация будет запрещена.

Случаи неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобиля, приведены в государственном стандарте РФ Р51709-2001.

Перечислим в порядке убывания потенциальной опасности технические неисправности автомобиля, при которых запрещена эксплуатация:

  • системы обеспечения торможения автомобиля;
  • средства управления машиной;
  • светотехника и приборы освещения;
  • группа очистки ветрового стекла;
  • авторезина, диски;
  • двигательная установка и трансмиссия;
  • прочее.

Эффективность работы механизмов торможения машины

Первым пунктом в неофициальном рейтинге неисправностей, с которыми эксплуатация может быть запрещена - неисправность, или низкая способность основной тормозной системы останавливать автомобиль. ГОСТ Р 51709-2001 требует, чтобы эффективность торможения транспорта, движущегося со скоростью 40 км/ч и до остановки, обеспечивала прохождение не более:

При замедлении машины контролируется эффективность срабатывания тормозов на левой и правой стороне оси. Разница в величине тормозящего усилия не должна быть больше 20%. При больших значениях признается неисправность тормозов и эксплуатация автомобиля будет запрещена. Автомобиль не должен выходить из коридора шириной 3м, оставлять следы заноса или юза. Машины, оборудованные антиблокировочной системой, дополнительно проверяются на правильность срабатывания АБС и ее скоростной интервал.

Дополнительные системы торможения, тормоз обеспечения стоянки

Если при задействовании системы торможения колес не обеспечивается неподвижное положение автомобиля с максимальной разрешенной массой на площадке с уклоном в 16%, то его эксплуатация будет запрещена.

В условиях снаряженной массы машины требования возрастают - для грузовиков предельный уклон, на котором пустой автомобиль с водителем и заправленным баком машины удерживается стояночным тормозом в неподвижном состоянии, возрастает до 31%, аналогично пассажирский и легковой транспорт - до 23%.

Кроме, эксплуатация автомобиля будет запрещена, если службой контроля будет признано неудовлетворительным состояние пневматических и гидравлических шлангов, наличие следов и пятен подтекания тормозной жидкости на тормозных суппортах, ее выпотевания в узлах соединения магистралей. Для тормозных систем, оборудованных пневматическим приводом и ресивером, дополнительно проверяется скорость падения давления воздуха. Признается наличие технической неисправности, препятствующей дальнейшей эксплуатации автомобиля, если давление воздуха упало на 0.5 Атм. за 30 мин. в свободном состоянии и за 15мин. в условиях включенного привода тормоза.

Рулевое управление напрямую обеспечивает безопасное движение и управление машиной, поэтому, наряду с тормозами, контролируется в первую очередь. Основное требование - люфт или суммарный зазор в механизмах руля не должен превышать:

  • 10 о в легковых автомобилях и транспортных средствах, сконструированных на их основе;
  • 20 о в автобусах;
  • 25 о в грузовых машинах.

Внимание! Будет признано наличие неисправности, при которой эксплуатация машины будет запрещена, если рулевое колесо будет самопроизвольно поворачиваться при включенном усилителе и неподвижном транспортном средстве.

Неисправность рулевого управления легко «вычисляется» по виляющему движению автомобиля даже на малых скоростях, как следствие, эксплуатация машины может быть запрещена при первой же встрече с инспектором ГИБДД. Обязательно проверяется состояние усилителя руля, наличие контрящих гаек и отсутствие люфтов биений в шарнирах рулевых тяг и цапфах рычагов.

Световые устройства приборы и очистители стекла

Неисправность света автомобиля или нормально функционирующих стеклоочистителей, на первый взгляд, не создает особых проблем для безопасной эксплуатации его на дороге. Многие водители не замечают отклонений в их работе и продолжают достаточно долго эксплуатировать авто при неисправности приборов освещения.

В первую очередь контролю подлежит рабочее состояние лампочек и светоотражателей в конструкции фар, указателях поворотов, наличие изменений, влияющих на их работу, оборудование машины фонарями и световыми приборами, мешающими и дезинформирующими участников дорожного движения. Желание увеличить светосилу фар приводит к установке более мощных, не рассчитанных на данную конструкцию оптики, ламп и светильников, несмотря на то, что она запрещена к использованию и эксплуатации правилами дорожного движения и считается неисправностью. Как следствие - неправильная регулировка направления света и ослепление водителей при движении в ночное время.

Кроме неисправности в работе световых приборов, на способность оценивать обстановку на дороге во время движения влияют такие второстепенные, на первый взгляд, устройства, как стеклоочистители и стеклоомыватели. Начиная с ранней осени и до весны, большое количество дождей и снега делают эксплуатацию машины при интенсивных осадках невозможной. Система очистки ветрового стекла должна обеспечивать нормальное распыление омывающей жидкости и 35 полных двойных проходов щеток в минуту.

Двигательная установка, колеса и авторезина

Эксплуатация автомобиля будет запрещена, если шины на одной оси имеют разный рисунок, отличаются типом резины - диагональная или радиальная, новая покрышка используется в паре с восстановленной. Не допускаются порезы протектора и боковин шины, грыжи, вылезание корда - все, что может привести к неисправности баллона при эксплуатации, неважно - основное это колесо или запасное. Запрещена эксплуатация резины при высоте протектора:


Кроме высоты, подлежат контролю неравномерный износ протектора, не превышающий 10% рабочей поверхности протектора или факт появления двух индикаторов износа в каждом из двух сечений шины. В случае, если выборочный осмотр протектора установит неисправность, то эксплуатация будет запрещена.

Считается неисправностью отсутствие хотя бы одной гайки крепления колеса или наличие трещин в колесном диске, или диски не соответствуют требованиям по размерам и грузоподъемности, установленным производителем.

Контроль работы двигательной установки проводится с применением газоанализаторов, по предельной величине содержания окиси углерода и несгоревших углеводородов в отработанных газах выхлопа. Для дизелей нормы установлены ГОСТ 21393, для остальных - стандартом 17.2.2.03. При превышении контролируемых норм автомобиль подлежит регулировке системы впрыска, в противном случае его эксплуатация будет запрещена.

Дополнительные требования к элементам конструкции

Запрещена эксплуатация автомобиля, если:

  • из-за отсутствия зеркала заднего вида, тонировки, наклеек, посторонних предметов водителю затруднен обзор обстановки вокруг машины;
  • не работает звуковой сигнал или его функции переданы иному устройству;
  • неисправны замки дверей и капота;
  • неисправны приборы, расположенные на панели управления;
  • отсутствуют ремни безопасности.

Кроме перечисленных узлов, контролю подлежат наличие аптечки первой помощи, огнетушителя, буксировочного троса, знака аварийной остановки.