Причины поломки гранаты. Хлопающий звук от неисправного шруса: как определить поломку

Шарнир равных угловых скоростей (он же шрус, в народе он получил название «граната») – это один из основных (важных) узлов трансмиссии легкового автомобиля типа седан. Роль, которую выполняет данный механизм – это передача крутящего момента на управляемые колеса транспортного средства от системы коробки передач. Именно благодаря этому механизму происходит подача вращения на ведущие (передние) колеса при выполнении поворота. Многие современные автомобили оснащены таким узлом. В данной статье мы рассмотрим знакомую для многих автолюбителей тематику: «признаки поломки внутреннего шруса», а также детально разберемся с типичными неисправностями и правилами диагностики шарнира равных угловых скоростей (шрус).

Как уже упоминалось выше, внутренний шрус – это одни из основных механизмов трансмиссии авто и именно по этой причине все элементы данного узла должны производится из качественных материалов. Как правило, срок годности элементов высок. Но, как показывает практика, данный механизм, по разным на то причинам преждевременно изнашивается. Бывает такое даже у тех машин, которые недавно покинули сборочные цеха. Причины на это могут быть разными:

  1. Плохое качество или же полное отсутствие смазочных материалов на элементах;
  2. Совершенно низкое качество материала, из которого изготовился шрус, а также использование подделок и бракованных запасных частей;
  3. Попадание в механизм различного мусора и воды из-за повреждений пыльника;
  4. Ужасное дорожное покрытие наших дорог, агрессивное вождение транспортного средства по этим дорогам;
  5. Несвоевременное приобретение и замена запасных частей. Несоблюдение правил использования транспортного средства указанных в инструкции по эксплуатации.

Что ж, если у вас случилась поломка и вам необходимо провести диагностику или же ремонт шрусов, тогда вы нашли то, что искали. Давайте рассмотрим, как проводится диагностика и как отремонтировать испорченный внутренний шрус. Важно понимать, что причина поломки может быть не в самом шарнире ШРУСа, поэтому диагностика целой системы в данном случае просто необходима.

Существует первичная и детальная диагностика шарнира равных угловых скоростей. Первичная диагностика включает в себя поверхностный осмотр механизма. Таким образом можно определить поломку пыльника и наличие характерного звука (треска). Что бы провести более детальную диагностику, шарнир равных угловых скоростей необходимо разобрать. Для выполнения такой диагностики хорошо подойдет яма или высокая эстакада, но в тех, как показала практика, не редких случаях, когда их нет, можно воспользоваться домкратом. Провести диагностику шрусов самостоятельно не составляет особых трудностей.

Перед тем, как выполнить диагностику шарнира равных угловых скоростей, необходимо отсоединить всю конструкцию от автомобиля. Для этого нужно открутить все крепежные болты (их 6-8 штук). После того, как болты будут скручены, шрус нужно снять с посадочного места при помощи большой отвертки или монтировки. Далее отстегиваем стопорное кольцо и хомуты, чтобы отсоединить шрус от вала. При снятии с вала защитный чехол придерживается или выворачивается в сторону. Как правило, руками снять шарнир с вала не получиться, поэтому воспользуйтесь молотком. После снятия шарнир необходимо промыть чистой водой.

Перед тем как разбирать изделие, желательно отмечать взаимное расположение деталей, что при сборке не напутать. Для отметки можно использовать краску или же оселок.

Для работы пригодятся слесарные тески, так как шарнир необходимо где-то закрепить для того, чтобы выбить с него шарики. Далее нужно достать все шарики с сепаратора. Это можно сделать отверткой, которая изготовлена из мягкого металла. При разборке сепаратора и обоймы важную роль играют окна сепаратора. Так вот, что бы достать сепаратор с обоймой необходимо развернуть его в такое положение, чтобы удлиненные окна находились против выступов корпуса. Обойма же извлекается только после того, как ее выступы будут размещены в окне сепаратора.

Итак, перед вами разобранный шарнир, теперь нужно каждую деталь тщательно промыть, чтобы можно было сделать осмотр. Состояние каждой детали необходимо тщательно проверить. Если обнаружены канавки, углубления больше 1 миллиметра, «гранату» необходимо заменить. Также, если обнаружены участки с мелкими точками выкрашивания частиц металла или сколами на канавках для шариков, не может быть и речи о дальнейшем использовании этого шарнира. Что же касается сепаратора? Самым важным при осмотре является наличие или же отсутствие между торцом и окном трещин и сколов.

Если дальнейшая диагностика показала, что нарушений нет, то можно собирать внутренний шрус. Для обеспечения в дальнейшем правильной работы шруса, в него необходимо ввести определенное количество смазывающего материала. Далее устанавливается сепаратор с обоймой, в которую потом загоняются шарики. Таким образом можно провести полную диагностику шруса, прибегая к полной его разборке. Разумеется, что автомобили разных марок имеют разные внутренние шрусы. Но метод диагностики для всех одинаковый.

Важный совет: если при осмотре деталей был выявлен какой-то дефект из вышеперечисленных, то «гранату» необходимо заменить. Менять ее лучше полностью, так как это гораздо практичнее. Если производить замену только одной конкретной детали, то это может привести к разрушению всего узла из-за увеличения натяжения между деталями.

Типичные неисправности

Как известно, работа ШРУСа постоянно происходит под воздействием огромных нагрузок. Хоть элементы шруса изготовлены их прочных материалов, шарниры время от времени выходят из строя. Причины поломок могут быть разные. Рассмотрим неисправность шруса:


Окончательно в неисправности шрусов можно убедиться при появлении рывков при старте автомобиля и изменение его динамики. Но лучше не доводить автомобиль до такого состояния.

Подводя итоги, можно выделить несколько важных моментов. Внутренний шрус – действительно один из важных механизмов трансмиссии автомобиля. Его поломка происходит не часто, это зависит от того, насколько качественный материал был использован для изготовления и, как, в каких условиях водитель эксплуатирует свое транспортное средство. Совет: как только услышал посторонние звуки, а именно: треск, хруст и стук – непременно займись диагностикой или ремонтом шарнирами равных угловых скоростей.

Видео “Замена пыльника внутреннего ШРУСа”

На видеозаписи показано, как происходит процесс замены пыльника ШРУСа на Рено Логан, Сандеро.

Своего автомобиля сегодня должен знать каждый автолюбитель. ШРУС – шарнир равных угловых скоростей, или, как его еще называют «граната», является одним из самых проблематичных мест в современном передне – и заднеприводном автомобиле. Примечательно, что все ШРУСы изготавливают из сврехпрочных материалов, износ которых, вроде бы, должен проходить крайне медленно. Однако практика показывает, что выйти из строя может ШРУС даже автомобиля, недавно сошедшего с конвейера. И причины этому абсолютно разные: от установки бракованных деталей из некачественного материала и использование смазочных материалов низкого качества, до ужасного дорожного покрытия или слишком «лихой» езды по нему. Из этого следует, что неисправность ШРУСа является одной из частых проблем автолюбителей.

Так как определить неисправность ШРУСа нашего автомобиля же самостоятельно? В первую очередь, нужно отметить, что ШРУС сам по себе является шарниром, а это означает, что его детали находятся не только в тесном соприкосновении друг с другом, но и под достаточно большим давлением. Являясь шариковым подшипником, который, однако, может изменять угол между осями.

Основными признаками неисправности ШРУСа является характерный «хруст», который раздается при повороте или ускорении. Для того, чтобы окончательно убедиться в том, что ШРУС неисправен, нам нужно обратить внимание на вал, расположенный между ШРУСами. Если попробовать подвигать его в разных плоскостях, и при этом происходит люфт вала, то ШРУС неисправен. Также, обратите внимание на «поведение» автомобиля во время трогания или изменения скорости: если происходят небольшие рывки, то по ним также можно определить неисправность ШРУСа. Также, достаточно просто максимально повернуть руль и начать движение – неисправный ШРУС начнет похрустывать.

На каждое ведущее колесо у автомобиля приходится два ШРУСа – внешний и внутренний. Так как внешний находится под гораздо большей нагрузкой, то и выходит из строя он гораздо чаще внутреннего. Однако, не редко из строя выходит и внутренний ШРУС. Так как определить неисправность ШРУСа внутреннего? При этом необходимо учитывать, что внутренний ШРУС может скрежетать и при прямолинейном движении. Если включить первую передачу, то в подвершенном состоянии колеса автомобиля начнут вращаться. И, если внутренний ШРУС не исправен – тотчас же издастся ни с чем не сравнимый «хрустишка».

Окончательно же определить неисправности ШРУСа можно просто приподняв автомобиль на подъемнике.

Автомобили с передним приводом очень любимы автомобилистами всего мира. Зачастую в конструкции таких машин применяют системы подвески типа «Макферсон». Это очень простая и надежная конструкция, которая может работать очень много лет без единой серьезной поломки. Но есть в автомобилях с передним приводом достаточно уязвимые узлы. Один из них – шарнир равных угловых скоростей, а если проще, то просто ШРУС, или «граната». На производстве этих деталей используются самые современные и довольно прочные сплавы. Рабочая часть обработана специальным напылением, смазка должна обеспечить детали долгую работу. Но практика показывает, что нет ничего вечного. ШРУСы выходят из строя, причем даже на новых авто. Как диагностировать поломку в этой узле, почему хрустит ШРУС, какие последствия и как менять эту важную деталь – попробуем разобраться в этом.

Как все устроено

Начнем с того, что существует два вида таких шарниров. Это внутренние, которые работают прямо в КПП, где заставляют двигаться полуось, а также внешние – их можно найти на ступицах. Они осуществляют передачу крутящего момента на колеса автомобиля.

Иногда кажется, что и внутренние, и внешние шарниры могут работать очень долго и выйдут из строя в один день. Однако так думать неверно. Как правило, внутренние узлы могут работать очень долго, а вот внешние изнашиваются чаще. И тогда машина издает хлопающий звук от неисправного ШРУСа. Среди основных причин – высокие нагрузки, которые возникают на ступице колес в движении. Также среди причин – более высокий угол поворота внешнего изделия. Эти детали отличны и по внешнему виду – внутренние имеют гораздо большие размеры, нежели наружные.

Состоит конструкция из корпуса-чашки с бороздками внутри и полуосью с наружной стороны. Внутренняя обойма напоминает сферический кулак с канавками и шлицевым соединением. Между чашкой и обоймой – 6 шариков.

Почему хрустит?

Конструктивный элемент выполняется очень точно. Обойма передает усилие на корпус и вращает его. Шары перемещаются в канавках, и это позволяет изменять угол между полуосями.

Со временем там, где шарики касаются других элементов, поверхность подвергается износу и выработке. Некоторые шарики имеют свободный ход, в результате водитель слышит характерный звук неисправного ШРУСа.

Так как этих узлов на одно колесо приходится по два, порой очень трудно определить, какой именно износился.

Типичные причины выхода из строя

Среди распространенных причин выделяют брак производства, который не удалось выявить перед монтажом. Очень часты случаи, когда новые автомобили оснащаются контрафактными запчастями из низкокачественного металла.

Еще одна частая причина – дефицит смазки. Из-за плохого качества пыльников (они рвутся) на рабочие части попадает песок, вода, пыль с дороги.

Еще важно, как водитель водит автомобиль. При агрессивной манере езды по отечественным дорогам изделия выходят из строя очень быстро. И появляется тот самый страшный, хлопающий звук от неисправного ШРУСа – его слышали все автовладельцы хотя бы раз. Его трудно с чем-то спутать.

Откуда этот странный шум?

Итак. На каждом ведущем колесе имеется по две таких детали. Внутренние передают энергию вращения от дифференциала к оси, наружные – от оси к ступице. При одинаковой конструкции эти шарниры имеют разные размеры.

Чтобы самостоятельно диагностировать, откуда же идет этот противный хлопающий звук от неисправного ШРУСа, можно воспользоваться одним из двух способов.

Так, если машина стоит, можно попытаться подергать ось на каждой детали по очереди.
Если все нормально, вы не ощутите никаких люфтов. Если же ШРУС застучал, то износ есть, и к тому же довольно большой.

Если вы находитесь в движении, очень желательно прислушиваться к звукам, которые издает автомобиль.

Признаки неисправного ШРУСа

Это звуки при поворотах, резких ускорениях, преодолении препятствий. Однако, если вы все чаще слышите этот хруст при движении прямо, значит, замена просто необходима. Ездить на такой машине дальше просто опасно.

Более точно о неисправности скажут едва заметные рывки при трогании. Значительный люфт легко определяется при вывешивании колеса. Нужно попробовать подвигать его в разные стороны. Есть люфт? ШРУС под замену.

Как узнать, какой ШРУС неисправен?

Как определить, какой ШРУС хрустит? К сожалению, максимально точный диагноз поставить бывает достаточно трудно в силу того, что поломки "гранат" очень похожи на неисправности шаровых, рулевого наконечника и других. Поэтому стоит еще раз проверить их состояние.

Провести диагностические процедуры с внешней "гранатой" очень просто. Для этого нужно лишь выкрутить руль в какое-либо крайнее положение и начать двигаться на автомобиле. Когда между полуосями будет максимальный угол, можно будет отчетливо услышать хлопающий звук от неисправного ШРУСа. Если вы слышите звуки при повороте в правую сторону, менять нужно правый, если хрустит при повороте влево, то, соответственно, – левый.

Однако есть некоторые особенности и у внутреннего механизма.
Они иногда хрустят и при движении прямо. Чтобы проверить их работоспособность, можно даже не обладать какими-либо специальными навыками диагностики автомобилей. Достаточно совершить небольшую поездку туда, где нет дорог. Вы услышите звуки при въездах в ямы.

Но можно узнать, какой из механизмов вышел из строя еще точней. Для этого понадобится подъемник. Когда машина подвешена, следует включить первую передачу. Пусть колеса вращаются достаточно медленно. В этом положении будет ясно слышен хруст. Если подвигать вал, можно снова-таки ощутить люфты.

Если все так, как описано, - вам прямая дорога в магазин за новым механизмом.

Неисправный ШРУС: последствия

Какими они могут быть? В случае с внешним механизмом – может разбить подшипник ступицы. Внутренний же может просто где-нибудь развалиться. И тогда придется либо толкать, либо вызывать эвакуатор. Ехать такой автомобиль не сможет.

Но если это случилось во время движения, последствия могут быть совершенно различными. Такая поломка может стать причиной серьезной аварии.

Как заменить механизм?

Вы уже знаете, как определить неисправный ШРУС. Но как его заменить? Некоторые начинающие автолюбители иногда даже задают вопрос о возможности ремонта этой детали. Многие хотели бы избежать замены, ведь это стоит денег. Но, увы.

Замена не представляет собой ничего сложного. С этим справится любой.
Для этого понадобится набор инструментов и яма или домкрат. Если выполняется замена всех механизмов, лучше выполнять работу поэтапно. Вначале нужно сделать все с одной стороны, и лишь тогда можно переходить к другой. Но если есть определенный опыт, можно менять все сразу. Стоит сказать, что снятие второго вала иногда может приводить к нарушению монтажа шестерен полуоси. Чтобы решить эту проблему, придется посетить СТО. Прежде чем снимать второй вал, вставьте в КПП старый корпус уже снятой детали.

Для замены внешнего узла следует выполнить демонтаж колеса. Затем выкрутите ступичную гайку, снимите суппорт тормоза и диск, шаровую опору и наконечник рулевой. Вытащить деталь наружу для замены можно лишь при помощи выбивания. Для этого можно воспользоваться молотком, но лучше бить через деревянную проставку. Обычно эта операция не занимает много времени – шлицевые соединения выходят достаточно быстро.

Для замены старого механизма на новый следует одеть на вал новый пыльник и заменить старое стопорное кольцо. Перед тем, как устанавливать новый ШРУС, рекомендуется обильно смазать его. Монтаж его на вал осуществляется при помощи все того же молотка.
Далее – механизм устанавливается в ступицу, а затем подвеска собирается в обратном порядке.

Меняем внутренний ШРУС самостоятельно

Это кажется странным, но внутренний механизм меняется гораздо легче наружного. Вся замена также выполняется либо на яме, либо при помощи подъемника. Снимается этот узел лишь снизу.

На первом шаге следует отвинтить болты изделия. Теперь в гнезде деталь удерживается лишь при помощи фланца. Повернув руль в одно из крайних положений, можно добиться того, что механизм выпадет самостоятельно. Ну а дальше – все то же самое, как и в случае с внешним ШРУСом.

Разные комплекты могут быть по-разному укомплектованы. Зачастую в комплектации может быть разное количество шайб, стопорных колец, а также других дополнительных элементов. Не забудьте установить их, даже если в прошлом комплекте вы их не нашли.
При приобретении запчасти обращайте внимание на параметры.

Как и большинство других элементов авто, этот механизм требует определенной порции внимания. Ведь машина – это дорогая игрушка. Незапланированные ремонты такого плана могут нанести серьезный ущерб бюджету. И это лишь самые минимально возможные проблемы.

Всегда следите за тем, чтобы автомобиль находился в исправном состоянии. Это убережет и вашу жизнь, и жизнь ваших родных и близких.

Итак, мы выяснили, как выявить неисправный шарнир равных угловых скоростей и заменить его своими руками. Надеемся, приведенная выше информация будет вам полезна.

fb.ru

Частые признаки неисправности внутреннего шруса

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС) – узел, работающий под большой нагрузкой. Именно за счёт него происходит передача крутящего момента от трансмиссии (КПП, передний и задний мосты) на колёса. Конструкция шарнира должна обеспечивать передачу усилия даже в тех случаях, когда ведущее колесо соединено с рулевым управлением – то есть под разными углами. Современные переднеприводные автомобили имеют сходные схемы раздачи крутящего момента от КПП на колёса. Так как двигатель в таких авто имеет поперечное расположение, то КПП смещена влево от осевой линии авто. Поэтому, как правило, левый вал привода короче правого. Иногда правый вал сделан из двух частей и имеет промежуточную опору в виде подвесного подшипника. На полноприводных авто раздача крутящего момента производится от переднего моста. Но, вне зависимости от особенностей конкретной конструкции авто, главным является общий принцип передачи усилия. Заключается он в том, что вал привода соединён с КПП (или мостом) через так называемый внутренний ШРУС, а со ступицей колеса – через ШРУС наружный. Несмотря на кажущуюся полную идентичность этих шарниров, они имеют отличительные особенности – как в конструкции, так и в различных режимах работы. Небольшие отличия есть и в диагностике неисправностей шарниров.

Сегодня расскажем о наиболее распространённых признаках неисправностей внутреннего ШРУСа.

Отличительные особенности конструкции внутреннего ШРУСа

Схематическое изображение ШРУСов передних колес

Разное устройство наружной и внутренней «гранат» («народное» наименование ШРУСов) обусловлено немного разными режимами работы шарниров. Если для наружного ШРУСа, соединённого со ступицей, главной задачей является передать крутящий момент под любым возможным углами поворота/наклона колеса, то для внутреннего важнее скомпенсировать несоосность трансмиссии и приводного вала (частично разгрузив при этом наружный ШРУС), а также обеспечить «неразрывность» вала при больших ходах работы подвески. То есть внутренний ШРУС должен позволять приводному валу «удлиняться» или «укорачиваться».

Разное устройство наружного и внутреннего ШРУСов обусловлено немного разными режимами работы шарниров.

На рисунке сверху изображён ВАЗовский привод. Его конструкция является наиболее простой и, можно сказать, изящной – минимум деталей при высокой надёжности и простоте демонтажа и ремонта шарниров. В левой части рисунка – внутренний ШРУС. Как видите, корпус внутренней «гранаты» больше, чем наружной. Именно это позволяет внутренней обойме ШРУСа перемещаться вместе с валом и шариками внутри корпуса по «дорожкам». Но шарнир способен и поворачиваться под углом – меньшим, чем наружный. Наружный ШРУС работает в основном «на поворот» и достаточно жёстко фиксируется на валу стопорным и упорным кольцами. (На некоторых моделях Ford наружный ШРУС можно снять, лишь разрезав его корпус.) В полость шарнира закладывается специальная «одноимённая» смазка ШРУС. Она обладает высокими водоотталкивающими свойствами, а также способна предохранять шарнир от сильных ударных перегрузок. Иногда ошибочно в ШРУС закладывают графитную смазку – этого нельзя делать ни в коем случае – «графитка» превратится в некое подобие воска, налипшего на внутренние стенки корпуса «гранаты» и не будет защищать детали.

Неисправности ШРУСа заключаются в износе шариков, обоймы шарнира, рабочей поверхности корпуса – «дорожек», но иногда происходит разрушение деталей и шарнир «разъединяется».

Как проявляются неисправности внутреннего ШРУСа

Расположение внутренних ШРУСов

Самым характерным симптомом неисправности внутреннего ШРУСа является характерный хруст, который сопровождает работу шарнира. Но точно такой же звук издаёт и «умирающий» наружный ШРУС, поэтому иногда сложно вычислить «виновника». Как же определить, неисправен внутренний ШРУС или наружный?

При диагностике нужно учитывать особенности работы шарниров. Наружная «граната» хрустит, когда авто поворачивает или резко трогается с места с вывернутыми колёсами – именно в такие моменты наружный шарнир испытывает наибольшие нагрузки.

Иногда бывает так, что износ деталей внутреннего ШРУСа приводит к вибрации, ощущаемой водителем при движении по ровной дороге.

Для того, чтобы протестировать внутреннюю «гранату» в движении, нужно выбрать наиболее неровную дорогу – например, грунтовую с многочисленными промоинами от луж. При движении по такой дороге передняя подвеска будет постоянно в работе, вызывая тем самым осевые и угловые смещения обоймы внутреннего ШРУСа. Если шарнир изношен, то он будет издавать точно такие же звуки, как и наружный. Но иногда бывает так, что износ деталей внутреннего ШРУСа приводит к вибрации, ощущаемой водителем при движении по ровной дороге. Диагностировать работу привода в таком случае гораздо сложнее. Иногда даже вывешивание авто на подъёмнике не позволяет гарантированно определить неисправность – ведь нагрузка на ШРУСы при «холостом» вращении минимальна. Зачастую в таких случаях выручает опыт мастера, осматривающего машину. Хороший специалист с солидным стажем способен уловить малейшие люфты или заедания в работе механизма. Самые дотошные мастера не поленятся разобрать подвеску и снять привод целиком, чтобы расчехлить ШРУС, тщательно промыть и продуть его сжатым воздухом и воочию убедиться в наличии или отсутствии повреждений деталей. Но сильный люфт – такой, что даже стоящая на месте «граната» «брякает» при её сотрясении – способен увидеть и неопытный водитель.

Практически на всех немецких авто (VW, Audi, Skoda) внутренний ШРУС крепится к КПП болтами, ослабление затяжки или обрыв которых тоже способны вызвать вибрацию.

Профилактика поломок ШРУСов

Пыльник внутреннего ШРУСа

В первую очередь, нужно следить за состоянием резиновых чехлов ШРУСов. Завод-изготовитель вообще, как правило, предписывает менять сами шарниры, если повреждены их чехлы.

Но на практике, если «граната» ещё не «нахваталась» песка и воды, иногда удаётся обойтись тщательным её промыванием и заменой смазки.

Завод-изготовитель, как правило, предписывает менять сами шарниры, если повреждены их чехлы.

Также нужно обращать внимание на то, насколько плотно застёгнуты хомуты на чехлах. Правильно затянутый хомут не позволяет чехлу прокручиваться на корпусе шарнира. Вообще, - возьмите себе за правило обращать на состояние чехлов (их часто называют пыльниками) при каждом подходящем случае – когда меняете колесо или можно попросить обследовать их в автосервисе, куда вы заехали поменять масло. Несмотря на то, что мы рассмотрели работу шарнира, используя в качестве образца ВАЗовский привод, принцип работы подобных узлов достаточно схож, даже если на вашем авто установлен не «привычный» ШРУС Рцеппа, рассмотренный выше, а нередко устанавливаемый в качестве внутреннего шарнира трипод.

mytopgear.ru

Определяем неисправности внутреннего ШРУСа

Как уже упоминалось выше, внутренний шрус – это одни из основных механизмов трансмиссии авто и именно по этой причине все элементы данного узла должны производится из качественных материалов. Как правило, срок годности элементов высок. Но, как показывает практика, данный механизм, по разным на то причинам преждевременно изнашивается. Бывает такое даже у тех машин, которые недавно покинули сборочные цеха. Причины на это могут быть разными:

  1. Плохое качество или же полное отсутствие смазочных материалов на элементах;
  2. Совершенно низкое качество материала, из которого изготовился шрус, а также использование подделок и бракованных запасных частей;
  3. Попадание в механизм различного мусора и воды из-за повреждений пыльника;
  4. Ужасное дорожное покрытие наших дорог, агрессивное вождение транспортного средства по этим дорогам;
  5. Несвоевременное приобретение и замена запасных частей. Несоблюдение правил использования транспортного средства указанных в инструкции по эксплуатации.

Что ж, если у вас случилась поломка и вам необходимо провести диагностику или же ремонт шрусов, тогда вы нашли то, что искали. Давайте рассмотрим, как проводится диагностика и как отремонтировать испорченный внутренний шрус. Важно понимать, что причина поломки может быть не в самом шарнире ШРУСа, поэтому диагностика целой системы в данном случае просто необходима.

Существует первичная и детальная диагностика шарнира равных угловых скоростей. Первичная диагностика включает в себя поверхностный осмотр механизма. Таким образом можно определить поломку пыльника и наличие характерного звука (треска). Что бы провести более детальную диагностику, шарнир равных угловых скоростей необходимо разобрать. Для выполнения такой диагностики хорошо подойдет яма или высокая эстакада, но в тех, как показала практика, не редких случаях, когда их нет, можно воспользоваться домкратом. Провести диагностику шрусов самостоятельно не составляет особых трудностей.

Перед тем, как выполнить диагностику шарнира равных угловых скоростей, необходимо отсоединить всю конструкцию от автомобиля. Для этого нужно открутить все крепежные болты (их 6-8 штук). После того, как болты будут скручены, шрус нужно снять с посадочного места при помощи большой отвертки или монтировки. Далее отстегиваем стопорное кольцо и хомуты, чтобы отсоединить шрус от вала. При снятии с вала защитный чехол придерживается или выворачивается в сторону. Как правило, руками снять шарнир с вала не получиться, поэтому воспользуйтесь молотком. После снятия шарнир необходимо промыть чистой водой.

Перед тем как разбирать изделие, желательно отмечать взаимное расположение деталей, что при сборке не напутать. Для отметки можно использовать краску или же оселок.

Для работы пригодятся слесарные тески, так как шарнир необходимо где-то закрепить для того, чтобы выбить с него шарики. Далее нужно достать все шарики с сепаратора. Это можно сделать отверткой, которая изготовлена из мягкого металла. При разборке сепаратора и обоймы важную роль играют окна сепаратора. Так вот, что бы достать сепаратор с обоймой необходимо развернуть его в такое положение, чтобы удлиненные окна находились против выступов корпуса. Обойма же извлекается только после того, как ее выступы будут размещены в окне сепаратора.

Итак, перед вами разобранный шарнир, теперь нужно каждую деталь тщательно промыть, чтобы можно было сделать осмотр. Состояние каждой детали необходимо тщательно проверить. Если обнаружены канавки, углубления больше 1 миллиметра, «гранату» необходимо заменить. Также, если обнаружены участки с мелкими точками выкрашивания частиц металла или сколами на канавках для шариков, не может быть и речи о дальнейшем использовании этого шарнира. Что же касается сепаратора? Самым важным при осмотре является наличие или же отсутствие между торцом и окном трещин и сколов.

Если дальнейшая диагностика показала, что нарушений нет, то можно собирать внутренний шрус. Для обеспечения в дальнейшем правильной работы шруса, в него необходимо ввести определенное количество смазывающего материала. Далее устанавливается сепаратор с обоймой, в которую потом загоняются шарики. Таким образом можно провести полную диагностику шруса, прибегая к полной его разборке. Разумеется, что автомобили разных марок имеют разные внутренние шрусы. Но метод диагностики для всех одинаковый.

Важный совет: если при осмотре деталей был выявлен какой-то дефект из вышеперечисленных, то «гранату» необходимо заменить. Менять ее лучше полностью, так как это гораздо практичнее. Если производить замену только одной конкретной детали, то это может привести к разрушению всего узла из-за увеличения натяжения между деталями.

Типичные неисправности

Как известно, работа ШРУСа постоянно происходит под воздействием огромных нагрузок. Хоть элементы шруса изготовлены их прочных материалов, шарниры время от времени выходят из строя. Причины поломок могут быть разные. Рассмотрим неисправность шруса:


Окончательно в неисправности шрусов можно убедиться при появлении рывков при старте автомобиля и изменение его динамики. Но лучше не доводить автомобиль до такого состояния.

Подводя итоги, можно выделить несколько важных моментов. Внутренний шрус – действительно один из важных механизмов трансмиссии автомобиля. Его поломка происходит не часто, это зависит от того, насколько качественный материал был использован для изготовления и, как, в каких условиях водитель эксплуатирует свое транспортное средство. Совет: как только услышал посторонние звуки, а именно: треск, хруст и стук – непременно займись диагностикой или ремонтом шарнирами равных угловых скоростей.

Видео «Замена пыльника внутреннего ШРУСа»

На видеозаписи показано, как происходит процесс замены пыльника ШРУСа на Рено Логан, Сандеро.

MineAvto.ru

Как определить неисправность ШРУСа?

У каждого из автомобилей свое слабое место, однако есть поломки, характерные для целого класса машин. В отношении переднеприводных транспортных средств такой поломкой чаще всего выступает неисправность ШРУСа. Сегодня будем разбираться, как ее определить.

Но прежде хотелось бы напомнить вам, что ШРУСы - это сборное понятие, включающее в себя и внутренние шарниры равных угловых скоростей, и наружные, подробнее здесь. Неисправность каждого из них определяется по-своему.

Как определить неисправность наружного ШРУСа?

Проще всего, ведь для этого достаточно просто выкрутить руль в крайнее положение и тронуться с места. Если ШРУС неисправен, он обязательно «захрустит».

Как определить неисправность внутреннего ШРУСа?

С внутренним шарниром равных угловых скоростей все немного сложнее, чем с внешним, ведь добиться его максимального искривления достаточно сложно. Как же распознать поломку?

  1. Приподнять машину на подъемнике.
  2. Включить первую передачу и прислушаться. Если внутренняя «граната» неисправена, она обязательно даст о себе знать.

Если же произвести подобную проверку по тем или иным причинам вы не можете, попытайтесь найти дорогу похуже и поочередно наезжать левым и правым колесом на выбоины и ямы, возможно, вам повезет и неисправная деталь, если она именно такая, даст о себе знать.

Что делать с обнаруженной неисправностью?

Если диагностика автомобиля показала, что «граната» требуют замены, то ее необходимо провести как можно скорее, например - замена ШРУСа ВАЗ 2109. Объясняется такая спешка теми опасными последствиями, которые может вызывать запущенная поломка, самым страшным из которых можно назвать «срез» ШРУСа во время движения на большой скорости со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Ну, а чтобы ваши шарниры служили как можно дольше:

  • избегайте плохих дорог;
  • следите за целостностью пыльников, чтобы в них не попадала влага, пыль и не терялась смазка;
  • не газуйте на поворотах;
  • при замене устанавливайте только качественные запчасти от проверенных производителей;
  • выбирайте плавный старт агрессивной езде.

Видео.

autoepoch.ru

ВАЗ 2109: признаки неисправностей ШРУСов и способы их устранения


Общий вид ШРУСов для автомобиля ВАЗ 2109

Шарниры равных угловых скоростей или ШРУСы передают крутящий момент на ведущее колесо авто от коробки скоростей. Поэтому очень важно следить за исправностью узла и своевременно выявлять даже самые мелкие отклонения от нормального состояния всех его элементов. На верхнем фото слева – внутренний ШРУС, справа – наружный. Основным признаком неисправности узла является появление хруста при повороте колес. Для проверки правильности диагноза нужно пошевелить приводной вал. Люфт в шлицевом соединении ШРУСа ВАЗ 2109 указывает на поломки в узле. В предлагаемой статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с неисправностями в соединении ШРУСов и методы их устранения своими руками.

Причины неполадок в ШРУСах

  • Основные проблемы при эксплуатации автомобиля чаще всего связаны с плохими дорогами, по которым эксплуатируется транспортное средство.
  • Немаловажную роль играет и опыт его вождения.
  • Недостаточное внимание и ненадлежащий уход за машиной.
  • Несоблюдение рекомендаций производителя, на которые указывает инструкция по эксплуатации.
  • Несвоевременное приобретение запчастей и замена ими износившихся деталей.

Все это приводит к сокращению срока эксплуатации автомобиля или капитальному его ремонту, цена которого достаточно велика. В автомобиле ВАЗ 2109 устанавливаются шариковые ШРУСы.

Конструкция ШРУСов ВАЗ 2109

Основные элементы изделия: 1 – корпус наружной гранаты; 12 – корпус внутренней гранаты; 2 – сепаратор; 3 – обоймы; 4 – шарики; 5 и 9 – стяжные хомуты; 8 – пыльники.

  • Такие изделия требуют наличие постоянной специальной смазки, которая содержит различные присадки.
  • Узел очень сильно реагирует на наличие влаги и грязи.

Совет:При передвижении на автомобиле водитель не должен давать больших нагрузок при вывернутых колесах.

  • Специальные пыльники устройств, предназначены для герметизации. Эти детали больше всего подвержены быстрому выходу со строя. Немного увеличить их стойкость производители смогли, применяя гибкий, влаго- и морозоустойчивый материал. Но, воздействие вредных внешних факторов и постоянная деформация приводят к появлению трещин, которые способствует попаданию в шарнир пыли и грязи.
  • Если в начале движения автомобиля слышен хруст, а на пыльнике гранаты обнаружены трещины, следы смазки нужно срочно заняться ремонтом или заменой ШРУСов.

Если есть подозрение, что имеется люфт в ШРУСе на ВАЗ 2109 узел нужно разобрать и произвести диагностику всех деталей. Для этого конструкция отсоединяется от авто, а далее порядок работ такой:

  • Снимаются, удерживающие защитный чехол, хомуты.
  • Деталь сдвигается по валу привода колеса. Чехол на приводе правого колеса поджимается или выворачивается.
  • Шарнир нужно сбить с вала молотком или специальной выколоткой.

Совет: Нельзя прикладывать нагрузку к сепаратору узла.

Совет: Перед разборкой изделия, используя краску или оселок, отмечается взаимное расположение его деталей, кроме шариков.

  • Шарнир крепится в тисках.
  • Сепаратор с обоймой наклоняются таким образом, чтобы из корпуса ШРУСа мог выйти шарик.
  • Отверткой, выполненной из мягкого металла, из сепаратора выдавливается шарик.
  • Аналогично вытаскиваются остальные шарики. Их можно вытаскивать один за другим или через один.

Совет: Нельзя поворачивать сепаратор, прикладывая к нему большое усилие. Может возникнуть блокировка шариков и дальнейшая разборка узла будет затруднена.

  • Нужно установить сепаратор с обоймой в такое положение, чтобы удлиненные окна сепаратора находились против выступов корпуса узла.
  • Вытаскиваются сепаратор и обойма.
  • Обойма извлекается из сепаратора, после размещения ее выступа в окне сепаратора.

Совет: В шарнирах с одинаковыми окнами на сепараторе, не играет роли какое окно использовать для удаления шариков.

Детали ШРУСа авто ВАЗ 2109

  • Корпус -1.
  • Сепаратор – 2.
  • Обойма 3.
  • Шарики – 4.
  • Осматривается их состояние. Не допускается наличие на перемычках сепаратора трещин, на обоймах не должно быть задиров, глубоких ям, не допускается следов коррозии на рабочих поверхностях шарниров.
  • Люфт ШРУСов ВАЗ 2109 возникает при износе рабочих поверхностей элементов больше 0,1 миллиметра.
  • Если обнаружены отклонения, которые нельзя устранить, нужна полная замена ШРУС.

Совет: Замена деталей ШРУСов на автомобиле ВАЗ 2109 должна выполняться на аналогичные запасные части. Отдельно можно заменить только пыльники ШРУСов.

Сборка шарнира авто ВАЗ 2109

  • Перед началом операции нужно все детали смазать специальной смазкой ШРУС-4.
  • При сборке обоймы с корпусом шарнира нужно обеспечить совпадение меток, нанесенных перед разборкой узла.
  • В сепаратор шарики устанавливаются в наклоненную обойму. Угол наклона в два раза должен быть больше, чем сепаратор.
  • ШРУС заполняется смазкой, объем заполнения – 40 см3.
  • В канавку вала строго по центру монтируется новое стопорное кольцо. Предварительно канавку необходимо заполнить консистентной смазкой.
  • Сохраняя соосность вала и обоймы, относительно кольца, вал нужно упереть в обойму.
  • После резкого удара молотком по торцу вала кольцо должно сжаться и проскользнуть через отверстие в обойме.
  • Из чехла выпускается «избыток» воздуха, оттянув от приводного вала посадочный поясок чехла.
  • На место ставятся крепежные хомутики.
  • Проверяется зона фиксации и стягивания пыльника хомутиками. В ней не должно быть деформаций, следов от контактов деталей о дорожное покрытие. В противном случае детали меняются новыми.
  • Если крутится ШРУС ВАЗ 2109 плавно, без заеданий от усилия прикладываемого рукой, значит, узел собран правильно.

Каким образом убрать люфт ШРУСа ВАЗ 2109можно посмотреть на видео.

Передний привод у автомобиля - это конструкторское решение предающее авто, прекрасные ходовые качества, которые способны выручать в разных ситуациях. Однако такие прелести имеют и обратную сторону медали. В силу своей сложности конструкции и чувствительности к всякого рода механическим воздействиям, механизм привода полуосей или как их еще называют «шрусы» требуют к себе должного и постоянного внимания. В данной статье будут рассмотрены возможные причины выхода из строя вышеуказанных механизмов, а также признаки по которым можно определить их неисправность.

Несмотря на заверения авто-инженеров, что механизм привода полуосей произведен из высококачественных сталей и имеет очень большой ресурс то это не совсем так. В силу своих конструкционных особенностей и отечественных дорожных условий данный механизм нуждается в уходе. И эта проблема касаемо не только стареньких авто с внушительным пробегом, но даже новые автомобили могут обратить внимание своего хозяина на свои шрусовые механизмы. А причины, которые могут вывести из строя механизм полуосей переднеприводного авто мы и рассмотрим ниже.

Причины неисправности шрусов

1.Низкокачественные материалы комплектующих, а также брак устанавливаемых запчастей.

2.Недостаточное внимание при подборе смазки для узлов шруса.

3.Обрыв защитного пыльника и как следствие, попадание пыли и других абразивных частиц в сам механизм что и приводит к преждевременному выходу из строя механизма.

4.Активный стиль управление автомобилем и ужасное состояние отечественных дорог.

Итак как всетаки понять что механизм привода вашего автомобиля уже требует ремонта. Любые повреждения или неисправности сопровождаются отклонениями от нормы размеров выработки, допусков детали и т. д. В силу своей конструкции и назначения шрус подвержен регулярным механическим нагрузкам и трению его торцевых краев о рабочие каналы полуоси и трений внутренней части подшипника. Шрус - это своего рода подшипник с обоймой, имеющей поперечные прорези для изменения угла наклона полуоси во время движения автомобиля. При передаче крутящего момента на колеса автомобиля механизм испытывает значительные нагрузки, так как кроме вращения колес постоянно изменяется и угол между полуосями что создает значительное трение и выработку на рабочих поверхностях шруса и полуоси. И после появления незначительной выработки в рабочей зоне шруса и полуоси начинает появляться посторонний шум хрустящего характера. Так, дают о себе знать шарики находящиеся внутри обоймы шруса. В силу механического износа шариков подшипника и обоймы такие звуки автовладелец может слышать при выруливании из поворота, при активном наборе скорости, и при перекате через ямки и бугры.

Как определить неисправность шруса

1.Легкие рывки при трогании с места, сопровождающиеся легким стуком.

2.Подняв автомобиль на подьемник или заехав на смотровую яму взять полуось рукой подвигать ее в разных направлениях при таких действиях имея дефекты и выработку в механизме, вы ощутите значительный люфт в рабочих областях шруса.

Стоит также отметить важный момент, что конструкция переднеприводного автомобиля предполагает наличие 4-ех шрусов. Двух внутренних, которые находятся на КПП авто и двух внешних, которые находятся на ступицах колес. И здесь вопрос о том какой же из вышеупомянутых узлов вышел из строя внутренний или внешний мы и рассмотрим.

Два шруса одной полуоси, это один единый механизм но в силу того, что внешний подвержен большей нагрузке из-за более резких и более широких углов поворота ступицы. Чтобы определить неисправность внешнего шруса нужно совершить совсем простую манипуляцию. Для этого необходимо вывернуть руль в любую сторону до максимума и начать трогаться. При достижения максимального угла между шрусами во время такого поворота неисправный шарнир если он неисправен и имеет выработки начнет издавать характерный хруст.

Как проверить люфт шруса видео

Если с внешним шрусом мы разобрались, то как поставить диагноз внутреннему?! Здесь все чуть проще внутренние шарниры дают о себе знать при прямолинейных движениях, в частности, при переключении с задней передачи на первую когда шарикам подшипника приходиться резко менять свое местоположение в обойме.

Все вышеперечисленные методы самостоятельного определения болезней шрусов вашего авто практически с вероятностью в 90% помогут вам распознать данную проблему и ее наличие. И все же самым качественным и 100%-ым методом будет диагностика на СТО, где специалисты укажут на все дефекты и даже предоставят вам возможность побывать под вашим автомобилем подняв его, не подъемник и обследовав его более тщательно.

Шарнир равных угловых скоростей (ШРУС), в обиходе часто называемый «граната» — один из узлов привода ведущих колес автомобиля, неисправность которого может обездвижить авто в самый неподходящий момент. Поэтому каждый водитель должен уметь своевременно определить неисправность ШРУСа, диагностировать ее и устранить (самостоятельно или с помощью специалистов СТО).

В приводе ведущих колес автомобиля ШРУС отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к колесам. При этом в конструкции привода каждого ведущего колеса используется комплект, состоящий из двух шарниров — внутреннего и внешнего, которые обеспечивают вращение двух полуосей (цапфы) в условиях постоянно изменяющегося угла между ними. Внешний и внутренний ШРУСы имеют разные размеры.

Внимание! Внутренний ШРУС обеспечивает передачу крутящего момента от трансмиссии на ось приводного вала. Устанавливается «граната» непосредственно на коробке переключения передач.

Наружный ШРУС передает вращательный момент от приводного вала на полуось ступицы ведущего колеса. Однако изнашивается он быстрее, чем внутренний, так как установлен на ступице колеса и подвергается более интенсивным нагрузкам, в том числе сильным ударам.

Все детали «гранат» изготавливаются с большой точностью и из высокопрочных материалов. Благодаря этому срок их службы соизмерим со сроком эксплуатации автомобиля. Единственное условие — щадящая эксплуатация последнего (хорошие дороги + неагрессивная манера вождения).

Несмотря на то что конструктивных вариантов исполнения ШРУСов достаточно много, проявляются их неисправности одинаково. При этом слышен характерный «хруст», который ни с чем нельзя спутать:

Его появление свидетельствует о необходимости срочного посещения СТО или самостоятельной замены «гранаты».

Причины, вызывающие поломку

Неисправности ШРУСа могут возникнуть по самым разным причинам, например, при наезде на бордюр, попадании в яму и пр. Однако чаще всего этот узел выходит из строя из-за банального повреждения пыльника.

Пыльник (гофрированный резиновый или силиконовый чехол) защищает детали ШРУСа от воздействия пыли, грязи, влаги и пр. Кроме того, для увеличения срока службы, пыльник ШРУСа заполняют специальной жидкой смазкой, изготовленной на основе бария. Смазка обволакивает поверхности деталей и должна сохранять свои свойства в диапазоне температур от -30 до 160°С.

Конструктивно ШРУС — это тот же подшипник, только немного более сложный, и попадание абразивных частиц или влаги негативно отражается на внешних поверхностях деталей трения. При воздействии негативных факторов детали пар трения изнашиваются быстрее, на них появляются следы выработки и возникает люфт. При попадании в смазку абразивных частиц последние могут вдавливаться между трущимися деталями, что также способствует их ускоренному износу.

При разрыве пыльника герметичность пространства, в котором работает ШРУС, нарушается и под воздействием окружающей среды узел очень быстро выходит из строя. Как правило, неисправность «гранаты» не приводит к катастрофической аварии, однако вполне может создать ситуацию, когда поездка будет продолжена на эвакуаторе.

Единственным способом, позволяющим избежать поломки «гранаты» из-за порванного пыльника, является профилактический осмотр мест их расположения. Обнаружив даже небольшое повреждение, необходимо как можно быстрее заменить пыльник. Ведь даже через незначительный прокол смазка будет вытесняться, что приведет к уменьшению ее количества и в итоге к повышенному износу деталей ШРУСа.

Определение неисправности

Появление во время движения автомобиля непривычного для уха «хруста» свидетельствует о неисправности одного или нескольких «гранат». При этом характерный «хруст» может раздаваться:

  • во время поворота автомобиля;
  • в момент, когда автомобиль трогается с места. Особенно хорошо он прослушивается при резком старте;

Кроме того, могут ощущаться рывки при разгоне автомобиля.

Услышав «хруст», автовладелец должен хотя бы ориентировочно определить, какой из узлов поврежден. Это вполне под силу любому водителю.

Существует несколько способов определения неисправного ШРУСа:

  1. На неподвижно стоящем автомобиле — необходимо «подергать» приводной вал между ШРУСами. При изготовлении ШРУСа детали подгоняются настолько точно, что люфт вала отсутствует. Поэтому обнаружение даже небольшого люфта свидетельствует о наличии износа и нужно готовиться к замене узла.
  2. Во время движения — выполняя различные маневры, внимательно прислушиваться к появляющимся звукам:

Наружные ШРУСы проверяют при движении автомобиля по ровному участку дороги, последовательно выворачивая руль то влево, то вправо. С какой стороны раздается «хруст», с той стороны и расположен неисправный ШРУС;

Внутренние ШРУСы проверяют на участке дороги, имеющем довольно глубокие ямы. Аккуратно въезжая в яму поочередно левым и правым колесом таким образом, чтобы колесо опускалось на максимальную величину, определяют, с какой стороны раздается «хруст». С той же стороны расположен и неисправная «граната».

Проверить внутренний ШРУС можно и в условиях гаража. Для этого нужно вывесить поочередно левое и правое колеса автомобиля. При вывешивании переднего колеса шарнир достаточно сильно искривляется и при вращении колес на первой передаче неисправный ШРУС обязательно захрустит.

Необходимо отметить, что появление «хруста» свидетельствует о том, что возможность ремонта исключена из-за сильного износа деталей. Внимательно прислушиваясь к звукам, издаваемым шарнирами и регулярно осматривая пыльники, можно поймать момент, когда ШРУС еще можно спасти, поменяв, например, пыльник и смазку. Первичными симптомами появления неисправностей «гранаты» служат:

  • порванный пыльник;
  • наличие смазки на внутренней поверхности колеса (смазка выдавливается через поврежденный пыльник и разбрызгивается по колесному диску);
  • «свист» ШРУСа, напоминающий звук трущихся об металл изношенных тормозных колодок;
  • слабые толчки, возникающие при трогании автомобиля с места и свидетельствующие о наличии разбитых канавок «гранаты»;
  • негромкие щелчки (от 2 до 5) при трогании автомобиля с места;

Замена

Замена ШРУСа — операция не из легких. И хотя ее может осуществить автолюбитель, обладающий определенными слесарными навыками, прежде чем приступить к ее проведению, необходимо трезво взвесить свои возможности. Ведь доставить автомобиль с демонтированной «гранатой» на СТО без эвакуатора невозможно. Поэтому лучше всего доверить замену шарнира равных угловых скоростей специалисту, который кроме того что выполнит эту процедуру быстрее и качественнее, предоставит и гарантию на свою работу.