Прицеп и полуприцеп: в чём основные отличия? Основные отличие прицепов от полуприцепов. Что выбрать – прицеп или полуприцеп

Зачастую, транспортные средства, будь то личные автомобили или специальные трактора, не обладают достаточными мощностями для транспортировки специальных грузов. Когда приходится перевезти достаточно габаритные грузы, владельцы автотранспорта приобретают прицепы и полуприцепы.

Как оказалось, до сих пор, есть огромное количество людей, которые не понимают принципиальной разницы в отличии этих приспособлений (полуприцепов и прицепов). Это недоразумения мы решили исправить данным текстом.

Изучив статью, вы узнаете:

  • Что такое прицеп?
  • Что такое полуприцеп?
  • В чем их принципиальная разница?

Прицеп: определение и характеристики

Прицепом можно назвать транспортное средство, которое служит как вспомогательное устройство для перевозки тех или иных грузов. Несмотря на то, что это устройство относится к транспортным средствам, самостоятельно, без вспомогательного автомобильного транспорта, оно передвигаться не может (в этой конструкции нет мотора или двигателя).

Прицеп, без особых трудностей, можно прикрепить, как к трактору, так и к автомобилю. Передвигается он при механическом воздействии на него тягача (трактор или автомобиль тащат прицеп, и он имеет возможность двигаться).

Полуприцеп: определение и характеристики

Полуприцеп выполняет такие же функции, как и описанное выше устройство. Приставку «полу» это устройство получило за пониженные функциональные возможности, которыми оно наделено.

Конструкция полуприцепов такова, что это устройство не имеет возможности самостоятельного удержания равновесия. В связи с такой особенностью, транспортное средство может быть активным, только когда опирается на тягач. Кроме того, полуприцепы не способны присоединиться к любому транспортному средству, как в случае прицепов.

Полуприцеп обладает особой системой крепления, которая специально разрабатывается под тот или иной вид транспорта.

Для того чтоб вам проще было представить полуприцепы – советуем вам посетить эту страничку: selhoztehnika.net/catalog/polupritsepy и посмотреть какие по форме и виду бывают эти устройства.

Принципиальные различия прицепов и полуприцепов

Как описывалось выше, существует всего две принципиальные разницы у этих устройств:

1) Невозможность удерживать равновесие полуприцепом.

Эта особенность не позволяет использовать полуприцепы в качестве удобного места для хранения тех или иных грузов. Дело в том, что без вспомогательного тягача, конструкция полуприцепа будет заваливаться, в то время как прицеп всегда будет устойчивым.

Прицеп может удерживать свое равновесие за счет двух опорных осей в конструкции, которые являются обязательными для такого транспортного средства. В то же время, полуприцеп имеет только одну ось, которая и не позволяет ему быть устойчивым.

Для наглядного примера можно представить два вида тачек. Одна тачка на четырех колесах (аналог прицепа), которую, при хорошем толчке, можно пустить в движение, а вторая тачка на двух колесах (аналог полуприцепа), которую для приведения в движения обязательно нужно тянуть.

2) Разница в соединениях.

Полуприцеп можно прикрепить только с помощью седельного тягача, в то время, как для прикрепления прицепа можно использовать любой тягач на автомобильном средстве.

Надеемся, что после прочтения этого текста, вы больше не будете путать эти транспортные средства.

Для осуществления малых грузоперевозок широко используются прицепы и полуприцепы. Использование этих транспортных средств позволяет уменьшить стоимость перевозок грузов за счет сокращения затрат на топливо.

Что лучше прицеп или полуприцеп?

Прицеп представляет собой транспортное средство, которое можно прицепить к тягачу, у которого имеется стандартное устройство для сцепки. С помощью этого устройства тяга от тягача передается на прицеп. При этом один и тот же тягач может работать с разными прицепами, которые крепятся с помощью петли прицепа и крюка тягача.


Полуприцеп, в отличие от прицепа, крепится к тягачу с помощью опорно-тягового устройства. Это устройство помогает распределить часть нагрузки полуприцепа на тягач. Прицеп является самостоятельным транспортным средством на четырех колесах, и поэтому им трудно управлять при маневрах на дороге. Полуприцеп является частью сложного транспортного средства, и управлять им на дороге гораздо удобнее, поскольку маневренность его гораздо больше. Кроме того, автопоезда с полуприцепами позволяют развивать на дорогах большую скорость, чем прицепные автопоезда.


Конструкция полуприцепа более сложная и использовать полуприцепы рекомендуется при массе груза более 10 тонн. При одинаковой грузоподъемности седельный автопоезд имеет меньшую общую массу, чем прицепной автопоезд.

Как выбрать полуприцеп?

Прежде чем выбрать полуприцеп, надо решить вопрос о типе груза, который будет в нем перевозиться. Если это продукты, то подойдет полуприцеп - рефрижератор, если груз предназначен для стройки, то надо выбирать полуприцеп - самосвал. Для перевозки грузов общего назначения выбирается бортовой, шторный или тентованный полуприцепы.

Как правильно выбрать полуприцеп?

При выборе полуприцепа для перевозки обращают внимание на конструкцию и надежность кузова, подвесок полуприцепа. При покупке столь сложного устройства у дилера полуприцепов необходимо понимать, что дешевая модель в дальнейшем может принести хозяину массу хлопот из-за частых поломок.

Как зацепить полуприцеп?

Сцепка полуприцепа с тягачом производится следующим образом.

Как отцепить и зацепить полуприцеп

Вначале с помощью опорного устройства полуприцеп устанавливается в нужном положении и закрепляется стояночным тормозом

Тягач задним ходом медленно движется к полуприцепу таким образом, чтобы шкворень полуприцепа вошел в седло тягача. Сцепка произойдет автоматически. Дальше надо закрепить тягач стояночным тормозом и поднять и закрепить упорное устройство полуприцепа.

Подсоединить электрический кабель и шланги пневмопривода к соответствующим цепям полуприцепа. Отпустить стояночные тормоза прицепа и в движении убедиться в нормальной работе сцепки, тормозов и электроприборов полуприцепа.

В наши дни очень сложно себе представить доставку разных грузов без применения полуприцепов и прицепов. Большинство людей уверены в том, что полуприцепы и прицепы не имеют своих классификаций и конструктивных особенностей, однако это вовсе не так. В современном мире есть огромное количество классов и разновидностей прицепов, которые используются в зависимости от перевозимого груза. Сейчас рассмотрим, чем отличается прицеп от полуприцепа .

Все прицепы классифицируются на 2 основных вида — это полуприцепы и прицепы.

Прицепом называется такое транспортное средство, в котором масса перевозимых грузов равномерно распределяется на раму несущую и через колеса передается на дорожное покрытие. С тягачами прицеп соединяется посредством так называемого дышла. Как правило, чаще всего используют систему петля-крюк. Данная связь предназначена исключительно для передвижений.

Вес груза в полуприцепах распределяется между колесами тягачей и колесами самых прицепов. Что касается сцепления с тягачами, оно осуществляется посредством сцепных устройств седел и шкворней. Эта связь нужна как для передачи усилия тягового, так и равномерной нагрузки веса перевозимых грузов. Полуприцепы не могут передвигаться без связей с седельными тягачами. Если этих связей нет, то грузовая масса равномерно распределяется между откидными или выдвижными стойками и полуприцепными колесами.

Кроме того, существуют также так называемые роспуски, т.е. гибриды между полуприцепами и прицепами. Эти роспуски применяются для перевозок грузов длинномерных, к которым относятся трубы, бревна и т.д. Эти грузы располагаются на так называемых кониках (специальных ложментах) используют. Одна часть их находится на кониках роспусков, а другая — на кониках тягачей. А вот масса грузов равномерно распределяется между колесами тягачей и прицепов. Чтобы обеспечить тяговое усилие, роспуски комплектуются дышлами фиксированной или регулируемой длины. Бывает, что сами грузы выступают в роли дышла.

Помимо этого полуприцепы и прицепы бывают одно-двухосными и многоосными.

В особенностях конструктивных прицепов и полуприцепов используют различные схемы для поворотов колес. Это обеспечивает хорошую маневренность автопоездов. Как правило, чаще всего устройства соединяющие являются стандартизированными. Если Вы решили купить тягач, то лучше обратиться к специалистам. Прицепы, как и полуприцепы в отдельных случаях могут оснащаться приводом активным, которые передается или гидроприводами от тягачей (активные автопоезда) или путем механическим. По своей конструкции в активных автопоездах двигатели могут находиться в задней части.

Неофициальные названия полуприцепов или прицепов, которые применяются для перевозки техники, а также особых грузов или же каких-либо транспортных средств — это трейлеры. Очень часто трейлерами предпочитают называть домики на колесах — т.е. оборудованные для проживания и отдыха прицепы легковые.

Как и вся техника, полуприцепы и прицепы иногда требуют соответствующего ремонта и техобслуживания. Возможно, кто-то полагает, что восстановительные работы никогда не заменят приобретение нового современного оборудования. Но ведь правильно и своевременно выполненный ремонт может вдохнуть в оборудование вторую жизнь.

Если продажа полуприцепов не доставит Вам хлопот, то ремонтные работы полуприцепов, а также тягачей и прицепов обязательно должны выполняться под пристальным наблюдением квалифицированных специалистов. Этому есть объяснения. Во-первых, характер данных работ определяет тот металл, из которого оборудование изготовлено. У каждого металла имеются свои особенности. Проще говоря, изделия из алюминия ремонтируются совсем по-другому, чем, скажем, изделия элементов из нержавейки.

При этом важно подобрать хороших мастеров, имеющих большой опыт работы с разными видами металла. Во-вторых, при ремонте гидробортов или же баков, внимание нужно обращать на сохранение целостности емкостей, ведь если они будут пропускать свое содержимое, то их придется менять на новые или ремонтировать повторно.

Всем привет! На очереди у нас не совсем стандартная тема, поскольку говорим мы про легковой полуприцеп. Многие из вас о таком не слышали, хотя уже сейчас они встречаются в Москве, в Нижнем Новгороде, республике Татарстан и городе Ростов, попадаются объявления на Авито с предложениями приобрести для легковой машины полуприцеп.

Я и сам до определенного момента не знал, что существует полуприцеп для легкового автомобиля. Но их устанавливают не на хэтчбеки и седаны, а на Газель, большие внедорожники. Подобные варианты прицепных транспортных средств хорошо подходят для пикапа и крупных машин.

Чтобы лучше разобраться в вопросе, предлагаю построить материал на основе сравнения между обычным прицепом и полуприцепом. Уловив разницу между ними, вы поймете, о чем идет речь.

Не могу сказать, что в настоящее время у нас в стране ведется активная продажа полуприцепов, предназначенных для легковых машин. Найти ТС на седельный тягач не составит труда, а вот увидеть нечто подобное для легковушек пока задача не из легких. Хотя в США ПП все чаще появляются на дорогах.

Основные понятия

Если вам захочется купить себе полуприцеп, важно понимать, что именно это за конструкция. Обычный прицеп является самостоятельным транспортным средством, у которого нет своего двигателя. Чтобы прицеп двигался, к нему нужно приложить физическое усилие от автомобиля.

Несколько иначе выглядит понятие полуприцепа. И здесь вы уже поймете суть подобных конструкций.

Полуприцепами называют разновидность классического и привычного для понимания прицепа. Ему требуется своей передней частью опираться на тягач. В нашем случае на внедорожник, какой-нибудь пикап или ту же Газель. ПП не способны самостоятельно держать равновесие. Им обязательно нужна опора. Но при этом принцип действия особо не отличается от обычного прицепа. Это позволяет создавать ПП рефрижератор, либо использовать платформу для перевозки ульев.

Разобравшись с понятиями, можно двигаться дальше.

Правильное сравнение даст наглядное представление об этом транспортном средстве.


Чем они отличаются

Для начала можно посмотреть на фото и увидеть наглядно, как выглядит просто прицеп, а какие внешние отличительные особенности имеет ПП.

Ключевая и принципиальная разница заключается в функциональности. Прицепы способны перемещаться только при условии прикладывания к ним физических усилий. При этом они движутся в разные стороны, смотря куда тянуть. Крепится ТС на дышло классического прицепа и с помощью фаркопа на легковом автомобиле.

Если вы попытаетесь так же закрепить полуприцеп (ПП) на автомобильный фаркоп, у вас ничего не получится. Чтобы перевозить ПП, требуется подходящая опора. И чем больше размер самого полуприцепа, тем более мощной обязана быть опора. Другими словами, вы не сможете на маленький хэтчбек поставить огромный ПП. Последний попросту перевесит маленькую машину, и последствия от такого сочетания окажутся печальными. Фиксация полуприцепа осуществляется с использованием так называемого шкворня, расположенного на самом прицепе, и седельно-сцепного специального устройства, которое должно быть установлено на машине.

Конструктивно эти ТС также имеют определенные отличия. У простого прицепа предусмотрена пара опорных осей, которые принимают на себя основную воздействующую нагрузку при грузовых транспортировках.


У полуприцепа присутствует только одна ось. Из-за этого ТС не держит самостоятельно равновесие, а нагрузка при этом распределяется между самим ПП и машиной, которая его тянет. Зато состав может быть около 10 метров, производиться с тормозами и обеспечивать повышенную грузоподъемность. При необходимости имеется функция самосвал. Это уже зависит от конкретного полуприцепа.

Если говорить простым языком, то простые автомобильные прицепы являются телегой с 4 колесами, которая от небольшого толчка начинает двигаться. А полуприцепы выступают аналогом тачки с 2 колесами, которую приходится все время тянуть с большим усилием за собой и обеспечивать опору.

Но в пользу ПП говорит его маневренность. Такие полуприцепы становятся частью машины при соединении. В итоге ПП ведет себя на дороге точно так же, как и сам автомобиль. Это способствует повышению маневренности и упрощению управлению автопоездом с ПП в составе. В этом компоненте ПП значительно превосходят обычные легковые прицепы.


Преимущества ПП

Есть множество умельцев, которые на базе обычного прицепа МЗСА или другого производителя своими руками создают полноценный легковой полуприцеп. Здесь есть свои положительные моменты. Кто знает, может и франшиза по изготовлению полуприцепов вскоре сможет приносить огромные деньги предпринимателям. Интересно лишь, какой будет цена отечественного легкового ПП.

На практике полуприцепы обладают весомыми преимуществами перед обычными прицепами. Выделяют несколько главных достоинств:

  • высокий уровень комфорта;
  • отличные показатели безопасности;
  • более эффективный расход топлива;
  • маневренность;
  • возможность развития большей скорости;
  • универсальность;
  • доступный ремонт;
  • простой, но надежный механизм фиксации;
  • возможность сделать полуприцеп своими руками;
  • многофункциональность и пр.

Насколько полуприцепы для легковых авто приживутся в России, сказать сложно. Для определенных ситуаций они явно превосходят по своим возможностям стандартные легковые прицепы. Но будет ли расти спрос на такие конструкции, прогнозировать крайне сложно.


Подводим итоги

Чтобы закрепить пройденным материал, нужно сделать несколько выводов относительно полуприцепов, а также их отличия от обычных легковых прицепов.

Мы пришли к следующим умозаключениям:

  • прицеп является самостоятельным и более распространенным транспортным средством;
  • полуприцепы выступают как разновидность обычного прицепа;
  • главной отличительной чертой ПП является наличие опоры, которая удерживается на авто;
  • прицепы крепятся при помощи прицепного дышла и автомобильного фаркопа;
  • полуприцепы фиксируются на седло ТС, выступающего в роли тягача;
  • прицепы имеют 2 оси, что позволяет им брать нагрузку на себя полностью (хотя есть и одноосные модели);
  • полуприцепы могут иметь от 1 оси и больше, но нагрузка все равно будет распределяться в пропорциях между ПП и самой машиной;
  • ПП обладают лучшей маневренностью;
  • легковые полуприцепы существуют, хоть и их пока очень мало в стране.

Делать его своими руками или нет, вопрос крайне сложный и неоднозначный. Тут все зависит от того, какие цели вы перед собой ставите, и насколько имеющиеся предложения на рынке вас не удовлетворяют. У самодельных ТС есть множество потенциальных проблем, начиная от их сборки, заканчивая оформлением документов и разрешений на эксплуатацию.


Я придерживаюсь позиции покупки готовых решений от проверенных и надежных производителей. Уж слишком много подводных камней имеют самодельные транспортные средства. А как вы считаете?

Если вам есть чем дополнить этот материал, обязательно пишите в комментариях. Тема интересная и для многих новая.

При возникшей необходимости перевозки крупногабаритных грузов – автомобили, лес, стройматериалы, большую массу сыпучих или жидких веществ и т.д. – автомобильных возможностей может не хватить. Именно поэтому к авто прикрепляются прицепы, либо полуприцепы, подробнее на сайте http://www.rctahograf.ru /. Так как они все подразделяются по категориям и различны между собой по некоторым критериям, важно знать виды прицепов и полуприцепов, чтобы выбрать подходящий для ваших перевозок. В этом обзоре будет рассмотрена классификация прицепов и полуприцепов, отличающаяся тех.характеристиками, габаритами, грузоподъемностью и их максимальной высотой.

Прицепы, а также полуприцепы условно делят на специальные и общетранспортные (универсальные).

  1. К первой группе (специальные) относят такие полуприцепы, как тяжеловоз или цементовоз.Данная автотехника достаточно популярна, т.к. является специализированной, а потому применяется в работе с определенным грузом:
  • Прицепы, перевозящие животных – специальные модели с учетом веса, размеров и других параметров перевозимой живности безопасно транспортируют домашнюю птицу, крупный скот, рыбу и т.д.
  • Цистерны, перевозящие жидкости
  • Самосвалы под сыпучий груз
  • Модели для путешествующих, называемый «домом на колесах». Специально для этих целей оснащаются спальными местами, кухней, сантехникой и т.п.

2. К общетранспортной группе причисляют прицепы и полуприцепы для перевозки любых грузов, например, тентованные или бортовые. Данный тип является «универсалом» в грузоперевозках.

Отличие прицепа от полуприцепа

Прицепом является ТС без двигателя, предназначенное для езды в составе другого ТС, т.е. езда «автопоездом». Опорой его является не тягач, как у прицепа, а собственные оси колес. Предназначены для различных грузовых категорий. Могут быть с бортами (бортовыми), перетянутые тентом (тентованные), с холодильной установкой (рефрижераторные) и др.

Полуприцепы не относится к самостоятельным ТС, т.к. двигается исключительно с опорой – тягачом, иначе уйдет в наклон, то есть потеряет равновесие. Рассматривается как разновидность прицепа.
По маневренности обходит прицеп: при управлении последним водитель должен быть подготовленным и опытным, иначе неповоротливый прицеп точно станет причиной дорожной аварии, ведь по причине габаритности прицеп практически непредсказуем. Полуприцеп всегда «идет»за грузовиком, поэтому его легко контролировать.

Прицепы и полуприцепы для грузовых автомобилей

  • Тех.характеристики еврофур (тентованных полуприцепов)

Такие виды прицепов для грузовых автомобилей, называющиеся еврофурами либо евротентами, являются полуприцепами-универсалами, чаще всего перевозящие 20 тонные грузы. Конструкция еврофуры позволяет ей обслуживать доставлять грузы без тента или бортов, убирать стойки, а при необходимости – вовсе разобрать каркас. Такая универсальность со стандартной вместимостью в 33 паллета (евро) широко распространила данный транспорт во всех вариантах перевозок – от городских до международных.

  • Тех.характеристики цельнометаллических кузовов

Такие кузова не оснащены съемными тентовыми стенками, зато обладают металлическими, которые отличают его прочностью кузова, а значит, снижают риск кражи перевозимого груза. Зато и нет того удобства для погрузок-разгрузок, которым может похвастать тентовый «брат».

  • Тех.характеристики рефрижератора

Такой кузов представляет из себя спец.климатическую установку, проще говоря – холодильник. Способен сохранять заданный режим температуры, диапазон которой устанавливает принадлежность рефрижератора к определенному классу:

  • Рефрижератор «А» класса: от +12C до 0C
  • Рефрижератор «В» класса: от +12C до -10C
  • Рефрижератор «С» класса: от +12C до -20C
  • Рефрижератор «D» класса:< или = +2C
  • Рефрижератор «E» класса: < или = -10C
  • Рефрижератор «F» класса: < или = -20C

Постоянная работа установленного холодильника в таком кузове делает топливным расход ощутимо-значительным, поэтому рефрижераторные грузоперевозки обходятся намного дороже остальных.

  • Тех.характеристики изотермического кузова

Такие типы прицепов для грузовых автомобилей не оборудованы климатическими установками, зато теплоизоляция данного кузова способствует удержанию исходной температуры внутри его фургона.
Изотермические кузова сохраняют свои свойства за счет своих проклеенных стенок теплоизоляционными материалами. Поэтому внутри них резкие температурные перепады отсутствуют и может держаться нужный режим, например, в летний зной. В нем беспрепятственно можно перевозить любые капризные к перепадам грузы, поэтому является самым подходящим для перевозки продуктов.

  • Тех.характеристики автосцепок

Автосцепкой называют прицеп с тягачом, который накрыт тентом. Для разгрузок, а также погрузок очень удобен, но не подходит длинномерам.

  • Тех.характеристики открытых бортовых полуприцепов

Данные виды полуприцепов для грузовых автомобилей оснащен бортами по бокам кузова, тентом не перетянут. Открыт, поэтому предназначен для грузоперевозок, независимых от температурных условий.

  • Тех.характеристики контейнеровозов

Данный кузовной вид типа «площадка» способен перемещать контейнеры любого объема, веса без соблюдения для них какого-либо температурного режима.

  • Тех.характеристики автовозов

Относится к прицепам, применим для транспортировки автотехники либо машин. Средняя вместительность – до 10 машин легкового типа, с грузоподъемностью до 15 тонн.

  • Тех.характеристики автоцистерн

Автоцистерной является специального назначения прицеп, оборудованный отсеками для перевозки в них разного рода жидкостей или грузов наливного типа. Для эксплуатации такого типа прицепа следует придерживаться модификации для перевозки как взрывоопасных, так и легковоспламеняющихся веществ, а также химикатов.

  • Тех.характеристики лесовозов

Относится к прицепам спец.назначения, которые занимаются транспортировкой леса. Имеют грузоподъемность 3-25 тонн.

  • Тех.характеристики платформ и низкорамных тралов

Кузов, называемый платформой и его разновидность – трал низкорамный – предназначены как специализированный транспорт грузового типа, чтобы перевозить тяжеловесный и негабаритный груз. Для этого оборудованы специальными крепежами, а также повышенной грузоподъемностью и приспособлениями для облегчения перевозок. Например, у платформы для перевозки авто есть спец.подъемники для способности поднятия, тем самым облегчив его погрузку.

Вывод

Классификация прицепов и полуприцепов - достаточно обширная тема, так как данные средства для перевозки грузов приобрели немалую популярность. Это можно объяснить удобством в их использовании – так, на месте прибытия не обязательно совершать долгую и трудоемкую разгрузку товара, а нужно лишь отсоединить прицеп, либо полуприцеп от тягача, отправив его обратно, а сам прицеп оставить для временного грузохранения. Данный подход является удобным, а потому - широкораспространенным, для внутренних транспортировок предприятий.