Приборная доска 2110. Органы управления. Обозначения в индукционном спидометре

Дороги ли вам нервные клетки? Скрипящая на ВАЗ 2110 накладка на панель — далеко не самые приятные и даже раздражающие звуки, которыми можно невольно “наслаждаться” при езде. А что уж говорить про эстетическую сторону вопроса. Дешевый пластик изделия явно не подчеркивает статус своего владельца. Сюда же добавляются проблемы автомобилиста, связанные с необходимостью обслуживания “приборки” и регулярной заплатки новых трещин на ней.

Если в вашем авто зимой постоянно плохо работает печка, особенно что касается подогрева боковых стекол — можно также смело тыкать пальцем на приборную накладку. Это действительно извечная беда большинства автомобилей ВАЗ. Причины же весьма банальные, о чем подробнее будет рассказано чуть позже.

Менять, как говориться, шило на мыло, тоже не приходится. Пусть АвтоВаз не всегда внимателен к мелким конструктивным деталям своих автомобилей, но все они легко устраняются силами самих автомобилистов. Потому и проблему накладки на панель тоже можно весьма просто решить. А уже как — зависит от вас и от того, какие из нижеизложенных идей вам придутся больше по душе.

Как обслуживать старую накладку на панель приборов ВАЗ-2110

Основная проблема подобного рода изделий, конечно же, некачественный пластик, который имеет свойство трескаться. Не менее серьезная проблема — отслаивание основных частей “прибоки”. Их всего три: верхняя, нижняя и средняя, соответственно. Именно на соединительных стыках часто бывает, что щели расширяются.

Большинство автомобилистов, как минимум, герметизируют все теплопроводяшие каналы “приборки”, благодаря чему на ВАЗ 2110 накладка на панель приборов работает куда более эффективней. Также в ход идет и антискрип, поскольку неприятный звук трущегося на стыках пластика достаточно сильно давит на голову при вождении.

Очень часто автомобилистам ВАЗ приходится учиться ремонтировать треснувший пластик. Для этого есть специальные средства. Трещины можно заделать также холодной сваркой либо эпоксидной смолой, но после данной процедуры все же необходимо перекрасить поверхность восстановленной панели. Никто не запрещает также перетянуть торпеду кожзамом либо другим отделочным материалом в качестве неплохой альтернативы.

Со временем панель, так или иначе, приходит в состояние некондиции, сильно дискредитируя презентабельность вашего ВАЗ-2110. Заплаток и склеиваний не получится делать в неограниченном количестве, да и не благодарное это занятие. Задумывались вы когда-нибудь о необходимости замены “приборки”? Ниже мы постараемся объяснить, зачем вам это надо.

Почему стоит озадачиться заменой накладки

Возможно, вы действительно считаете, что замена передней оббивки приборной панели окажется для вас непосильной задачей. Однако, трудно ведь поспорить, что оригинальный заводской пластик едва ли отличается высоким качеством и презентабельностью, и с этим надо что-то делать. Хорошая накладка на панель приборов ВАЗ 2110 Еврообразца будет стоить порядка 6000 рублей и имеет массу преимуществ:

  • обновление эстетического вида салона авто ВАЗ-2110;
  • существуют также эксклюзивные предложения, наследующие в своем дизайне престижные импортные автомобили;
  • вы избавляетесь от проблем некачественного пластика: выцветания материала на солнце, скрипов, трещин и расширяющихся щелей на стыке элементов панели;
  • улучшенные звукоизоляционные свойства: всевозможные шумы, исходящие из под капота авто (в том числе и при езде по некачественным дорогам), в меньшей степени будут отдавать в салон ВАЗ-2110;
  • печные воздуховоды стоковой накладки для панели оставляют желать лучшего, потому вы наверняка улучшаете теплообменные показатели внутри салона в зимнее время года.

К слову, “Европанелей” для “десятки” от ВАЗ бывает несколько видов. Например, Евро-1 достаточно аскетичная в своем дизайне и не имеет бардачка напротив пассажирского сидения. Зато она есть для накладки из серии под вторым номером. Существуют также декоративные накладки, лишь дополняющие дизайн салона и монтирующиеся как оббивка поверх основных.

Оригинальная система печной вентиляции в автомобилях ВАЗ-2110, действительно, не устраивает большую часть водителей. Многие автомобилисты из-за этого не имеют возможности комфортной езды в зимнее время года. Можно, конечно, модернизировать старую накладку для панели: уплотнить все щели моделином, скомпенсировав теплопотери, но покупка принципиально новой действительно может убить “двух зайцев”.

Можно подобрать массу логических доводов в пользу того, чем хороша новая накладка на панель ВАЗ 2110. А это значит, если у вас имеются средства и возможности — остается только взять инструмент в руки и приступить к делу. Ниже мы вкратце расскажем, как произвести замену передней накладки.

Как легко и правильно снять старую “приборку”

Развороченный в процессе ремонта приборной панели автомобиль выглядит действительно страшно. Вытянутые из салона передние сидения, снятый руль, груда нагромождений электропроводки, торчащая из нижней части авто. По всему обожаемый нами ВАЗ-2110 кажется словно разграбленный с вывороченными наизнанку внутренностями. Для того, чтобы сотворить столь сложную, казалось бы, операцию вам понадобятся лишь пассатижи и отвертка крест.

Соединительных разъемов действительно много и это, возможно, самый страшный момент замены “приборки” ВАЗ для большинства автомобилистов. Правда же в том, что понимать все эти хитросплетения электропроводки вам вовсе не обязательно. Просто возьмите за правило маркировать и помечать все отключаемые разъемы и тогда обратный процесс монтажа окажется не сложнее сборки детского конструктора “Лего”.

Спасибо за подписку!

Приготовьтесь к тому, что предварительный этап разборки украдет у вас большую часть вашего дня. Лучше начать утром. Едва ли у вас получится справиться раньше, чем за пять-шесть часов кропотливой работы. В процессе демонтажа вам предстоит:

  • снять сидения в салоне;
  • полностью демонтировать теплопроводящие тоннели на полу;
  • снять барашек руля вместе в переключателями, находящимися под ним;
  • демонтировать приборную панель вместе с накладкой;
  • то же касается реле и прочих разъемов, доступных после демонтажа бардачка. Снимается гидрокорректор фар ВАЗ-2110 и прочие регуляторы на панели.

К корпусу автомобиля стоковая панель ВАЗ-2110 крепится набором саморезов и двумя шпильками в области теплового тоннеля печи, направляющего воздушные потоки на боковые стекла. После откручивания саморезов помешать вам снять панель могут лишь неотключенные жгуты электропроводки, с которыми вы уже знаете, что делать. И, раз уж вы решили заняться заменой “приборки”, неплохой идеей также окажется модернизация панели для индикации.

Несколько советов по обновлению приборной (индикационной) панели ВАЗ-2110

Если стандартная накладка панель на ВАЗ 2110 для индикации датчиков и измерителей вам уже успела приестся, наверняка, вам будет приятно узнать, что заменить данный элемент автомобиля предельно просто. Вот уж где можно проявить свои творческие таланты в художественном и полиграфическом мастерстве. Если подобного рода работы не по вам — всегда можно купить готовые накладки в магазине, либо обратиться к дизайнеру.

Если вам интересно, как именно придать индивидуальных черт накладке для панели приборов над вашим рулем — делается это относительно просто. Создается шаблон в графическом редакторе на компьютере (CorelDraw, Photoshop либо аналогичные) и затем распечатывается на самоклеящейся пленке (желательно темного матового цвета) при помощи плоттера. В интернете существует масса уже готовых как стандартных шаблонов для ВАЗ-2110, так и модифицированных. Это намного выгоднее, чем покупать готовые накладки в магазине.

Весьма популярен также тюнинг приборной панели ВАЗ при помощи светодиодной индикации. Подобного рода подсветка практически не нагревает пластик, долговечна и потребляет минимум электроэнергии. Зато накладка теперь будет смотреться крайне стильно и модно. Можно подключить как стационарную подсветку, включаемую вместе с зажиганием, так и управляемую специальным регулятором (допускается задавать режим работы, яркость свечения и его цвет).

Как и в любой другой машине, панель приборов ВАЗ 2110 призвана отображать общее состояние автомобиля, показывать устойчивую работу или неполадки в его главных системах, а также – скорость движения, уровень топлива, т.п.

Однако, как показывает практика, не для всех панель управления – открытая книга. Рассмотрим ее устройство,инструкция и описание лампочек индикации у панели нового и старого образца.

Обозначения индикации

Как известно, все лампочки на панели управления зажигаются в момент включения зажигания, а затем, когда уже работает двигатель, большинство из них гаснет. А вот когда какая-то остается гореть, или моргает, это не может не настораживать, ведь далеко не все сразу могут сообразить, на какие неисправности это указывает, какой из систем нужен срочный ремонт.

Рассмотрим обозначения панели приборов ВАЗ 2110. Следует знать, что независимо от того, панель нового или старого образца стоит на вашей машине, обозначения практически одинаковы, но вот расположены индикаторы могут быть немного по-разному.

Верхняя часть

Итак, начнем слева направо. Вначале – верхняя часть панели управления:

  1. Боковая шкала от 50 до 130 и стрелочка. Показывает температуру тосола (антифриза) в системе охлаждения двигателя;
  2. Почти круглая шкала (0 – 80) и стрелочка. Тахометр, показывающий обороты двигателя;
  3. Две стрелочки вверху практически посредине панели управления – поворотники (вправо, влево);
  4. Спидометр. Ну уж это устройство, вероятно, всем известно, показывает скорость, с которой двигается автомобиль;
  5. Боковая шкала со стрелочкой и чаще всего- двумя изображениями заправочной колонки (белым и красным). Вместо красной колонки может быть желтая лампочка. Это – показатель уровня топлива в баке. Если загорается красная колонка (желтая лампочка), значит, в баке осталось совсем мало топлива – не более 7 литров, требуется срочная дозаправка.

Нижняя часть

Рассмотрим индикаторы внизу панели управления. Если они не горят, значит – машина работает нормально, а когда загорается любая из них – это указывает на неисправности в тех или иных узлах.Чаще всего это сигнал того, что необходим ремонт, и чем быстрее – тем лучше. Слева направо:

  1. Крайний слева внизу индикатор - лампочка воздушной заслонки (если у вас карбюраторный двигатель);
  2. Значок в виде масленки. Если эта лампочка работает, значит, в двигателе недостаточное давление масла. Сигнал тревожный. Нужно остановиться, отыскать причину;
  3. Круглый значок с буквой Р внутри, на панели управления указывает на то, что у вас включен стояночный тормоз, который, как известно, следует отключать, трогаясь с места;
  4. Указатель неисправности, связанной с генератором или аккумулятором (на индикаторе условное изображение аккумулятора). Возможно, не работает зарядка аккумулятора от генератора, есть обрыв в цепи, ослаб или оборвался ремень генератора. В любом случае, нужно ваше вмешательство и ремонт, иначе неприятностей не избежать;
  5. Если работает двигатель, а при этом на панели управления горит индикатор Check Engine – это самое неприятное для водителя, поскольку указывает на серьезные неисправности в работе двигателя. Вообще при загорании этого индикатора рекомендуется прекратить движение, выключить двигатель. Скорее всего, ему нужен ремонт;
  6. Обычно над Check Engine располагается красный треугольник. Он горит тогда, когда работает «аварийка» - знак аварийной сигнализации;
  7. Лампочка с изображением фары указывает на то, что включен дальний свет. Предназначена для управления светом фар: при появлении встречного автомобиля не забудьте переключиться на ближний свет;
  8. Весьма важный значок индикации, который имеет передняя панель (в красном кружочке) – сигнал о том, что недостаточно тормозной жидкости. Возможно, она где-то подтекает, что желательно выяснить как можно скорее и при необходимости провести срочный ремонт, пополнить уровень;
  9. Значок горящей лампочки – это контроль за включением габаритов;
  10. Кроме указанных лампочек передняя панель управления имеет указатели времени (и кнопку для того, чтобы выставлять часы и минуты) а также дисплей, на котором отражается общий и дневной пробег. На панели нового образца этот дисплей может быть узким.

Расшифровка кодов ошибок автомобиля представлена в данном материале:

Дополнительная панель

Дополнительная передняя панель БСК управления нового образца имеет индикаторы:

  • Изображена масленка. Если при этом лампочка работает – проверьте уровень масла;
  • Загорается значок, в котором при некоторой фантазии можно «опознать» работающие дворники. Это говорит о том, что мало омывающей жидкости для стекол в бачке;
  • Условное изображение градусника над емкостью с жидкостью – высокая температура тосола;
  • Перечеркнутая лампочка, на которую указывает стрелка – знак того, что не работает стоп сигнал или габариты;
  • Если загорается лампочка с изображением колеса с тормозными колодками, вполне возможно, что колодки износились и требуют замены;
  • Знак человечка с ремнем безопасности говорит о том, что ремень следует пристегнуть.

Снятие и доработка

Вот вкратце – устройство и значки панели управления. Если она по какой-то причине отказала, не стоит сразу впадать в панику. Чаще всего причина в отсутствии в каком-либо месте контактов в проводке. Но конечно, при желании можно полностью поменять или сделать тюнинг панели.

Сделать тюнинг подсветки приборной панели поможет данный материал:

Например, сняв накладку, заменить лампочки более яркими светодиодами. Такая панель работает ярче и сигналы, подаваемые автомобилем, будут заметнее для водителя. При желании можно установить и более солидную , которая преобразит салон.

Чтобы снять панель, нужно:

  1. Отсоединить провод «-» АКБ;
  2. Снять , открутив винты;
  3. Снять крепления панели управления к накладке, вынуть из гнезда приборную комбинацию;
  4. Снять стеклянную маску;
  5. Отсоединить провода с колодкой;
  6. Внести изменения в панель приборов или заменить ее новой. Собирать все в обратном порядке.

С любым механизмом нужно как-то общаться для того чтобы контролировать его состояние и быть в курсе рабочих характеристик. Поэтому приборная панель в автомобилях несет не только эстетическую нагрузку и служит не только объектом тюнинга. В предназначении панели приборов ВАЗ 2110 и всех автомобилей этого семейства разберемся сегодня вместе и попробуем выяснить как ее ремонтировать и на что при этом обращать внимание.

Компоновка панели приборов ВАЗ 2110

Приборная панель ВАЗ 2110 выполнена в виде комбинации приборов, контрольных ламп, а в некоторых модификациях с возможностью размещения бортового компьютера. Традиционно, пластик, из которого панель изготовлена, не самого высокого качества, поэтому в ходе эксплуатации и перегрева не исключается ее деформация, влияющая не столько на внешний вид, сколько на работоспособность приборов.

Стандартная приборка включает в себя четыре стрелочных прибора, дисплей маршрутного компьютера, кнопку сброса одометра и набора сигнальных ламп. Первый по списку, крайний левый прибор - указатель температуры охлаждающей жидкости, он показан на схеме под первым номером. Стрелочный прибор имеет цену деления примерно в 50 градусов. Красной полоской выделена зона критически высокой иемпературы, при которой возможно закипание охлаждающей жидкости. На дополнительную панель вынесены контрольные лампочки и индикация климатической системы.

Спидометр на пенели приборов (2) представляет собой стрелочный прибор, но не с механическим приводом, как это было в автомобилях старших выпусков, а с электрическим. По сути - это вольтметр, который реагирует на импульс, вырабатываемый в датчике спидометра, а установлен он в коробке передач. Чем больше напряжение на выходе датчика, тем выше скорость показывает прибор. Заводская погрешность составляет примерно 5 км/ч, однако при этом надо учитывать диаметр колес, которые сильно влияют на точность показания электрического спидометра.

Тахометр на панели приборов обозначен цифрой 5 и он также представляет собой электрический прибор, который реагирует на импульс, вырабатываемый датчиком количества оборотов коленчатого вала. Датчик передает показания сперва на электронный блок управления двигателем для анализа и коррекции, после чего импульс поступает на управляющую схему тахометра. Красной зоной шкалы тахометра отмечены недопустимо высокие обороты, при которых возможен быстрый износ деталей двигателя, некорректная работа и повышение температуры охлаждающей жидкости. Крайне недопустима длительная работа мотора в красной зоне тахометра.

Стрелочные индикаторы на панели ВАЗ 2110

Цифрой 6 обозначен указатель уровня топлива в бензобаке. Показания прибора не отличаются особой точностью, но логически понятно, что на отметке 0 бак практически пустой, остается несколько резервных литров топлива, на отметке ½ бак наполовину полный или пустой, кому как нравится, а на отметке 1 бензобак полный. Световой индикацией уровня топлива поручено заниматься контрольной лампе 7, которая начинает мигать, когда запас хода автомобиля на оставшевся топливе составляет около 100 км, а это примерно 9-9,6 литра. Для того, чтобы топливный насос не вышел из строя, не допускается вырабатывать топливо из бака полностью.

Контрольные лампы приборки 2110

Лампы 3 и 4 указывают на то, что снаружи автомобиля включены указатели поворотов и они загораются и мигают сразу после включения правого или левого указателей. По окончании маневра, клавиша включения возвращается в исходное положение и указатель должен выключаться автоматически. Если этого не происходит, следует искать причину в возвратном механизме клавиши включения указателей.

Отдельного внимания заслуживает лампа, которая вынесена в центр приборки и на нашей схеме обозначена цифрой 14. Это контрольная лампа, которая сигнализирует о неисправностях и некорректной работе электронной системы управления двигателем, по-другому ее называют лампой Check Engine по аналогии с импортными автомобилями. При активации этой контрольной лампы следуеи проводить компьютерную диагностику двигателя и выявлять коды ошибок. Часть ошибок убираются программно, а часть требует вмешательства в системы управления двигателем: в систему питания, зажигания и другие системы, которые могли привести к появлению ошибок.

Цифрой 12 на схеме показан дисплей цифрового одометра и показатель суточного пробега, который сбрасывается кнопкой, расположенной прямо на панели приборов. Верхняя строка показывает общий пробег автомобиля, а нижняя, обнуляемая, пробег за определенный период.

Панель приборов ВАЗ 2110 описание ламп и индикаторов которой мы завершим простыми и привычными контрольными лампами для любого автомобиля:


Остальные контрольные лампы: ручного тормоза, аварийного давления масла в системе смазки и критического разряда АКБ расположены в нижнем ряду по порядку. Пусть аварийные лампы реже горят на вашей приборке, хорших и чистых всем дорог!

1 – сопло обдува стекла передней двери.

2 – боковые сопла системы вентиляции и отопления салона.

3 – крышка вещевого ящика. Для доступа к вещевому ящику нажмите по направлению стрелки ручку замка.

4 – часы.

5 – блок индикации бортовой системы контроля.

6 – крышка гнезда магнитолы.

7 – прикуриватель. Для использования нажмите на патрон до фиксированного положения. Примерно через 20 с. патрон автоматически возвращается в исходное положение, готовый к применению.

8 – передняя пепельница.

9 – облицовка тоннеля пола.

10 – блоки управления.

11 – рычаг стояночного тормоза. Перемещением рычага вверх приводятся в действие колодки тормозов задних колес. Для возвращения рычага в исходное положение нажмите кнопку на торце рукоятки рычага. В случае крайней необходимости стояночный тормоз можно применить во время движения для притормаживания автомобиля либо использовать его одновременно с рабочими тормозами.

12 – рычаг переключения передач. На рукоятке рычага нанесена схема переключения передач.

13 – педаль акселератора.

14 – патрон подключения переносной лампы.

15 – педаль тормоза.

16 – педаль сцепления.

17 – выключатель зажигания.

18 – рукоятка регулировки наклона рулевой колонки. Для установки рулевой колонки в удобное для управления положение отпустите рукоятку вниз и после выбора оптимального наклона верните рукоятку в крайнее верхнее (исходное) положение.

19 – ручка привода замка капота.

20 – выключатель звукового сигнала.

21 – крышка монтажного блока.

22 – выключатель привода замка багажника (двери задка). Устанавливается на часть выпускаемых автомобилей. Для открытия крышки багажника (двери задка) нажмите на кнопку.

23 – кнопка замка монтажного блока.

24 – гидрокорректор фар. Устройство, позволяющее корректировать угол наклона пучка света фар в зависимости от загрузки автомобиля таким образом, чтобы не ослеплялись водители встречного транспорта.

25 – рычаг переключателя указателей поворота и света фар.

26 – переключатель наружного освещения. При нажатии на клавишу до первого фиксированного положения включаются габаритные огни и фонари освещения заднего номерного знака, а до второго – дополнительно ставятся под напряжение цепи фар.

27 – выключатель передних противотуманных фар. Устанавливается на автомобиле, укомплектованном противотуманными фарами, включение и выключение которых осуществляется нажатием на клавишу.

28 – контрольная лампа включения противотуманных фар загорается при включении противотуманных фар.

29 – комбинация приборов.

30 – контрольная лампа включения заднего противотуманного света загорается при включении задних противотуманных огней.

31 – выключатель заднего противотуманного света. Лампы противотуманного света в задних фонарях включаются нажатием на клавишу в условиях ограниченной видимости и выключаются при повторном нажатии.

32 – контрольная лампа обогрева заднего стекла загорается при включении обогрева заднего стекла.

33 – выключатель обогрева заднего стекла. Включение и выключение обогрева стекла производится последовательным нажатием на клавишу.

34 – регулятор освещения приборов. Вращением рукоятки регулируется яркость освещения приборов и подсветка символов.

35 – датчик–сигнализатор иммобилизатора. Устанавливается на автомобиле с системой впрыска топлива, оснащенном электронной противоугонной системой, и предназначен для передачи секретного кода от рабочего кодового ключа через блок иммобилизатора на контроллер управления двигателем.

36 – рычаг переключателя очистителей и омывателей стекол.

37 – центральные сопла системы вентиляции и отопления салона.

38 – выключатель рециркуляции.

39 – выключатель кондиционера.

40 – рычаг управления заслонками системы отопления. На части выпускаемых автомобилей перемещение рычага осуществляется в горизонтальной плоскости.

41 – контроллер системы автоматического управления отоплением.

42 – выключатель аварийной сигнализации. При нажатии на кнопку включается мигающий свет всех указателей поворота и контрольной лампы в комбинации приборов. Повторным нажатием – аварийная сигнализация отключается.

43 – выключатель очистителей и омывателей фар. Устанавливается на автомобиле, если он укомплектован очистителями и омывателем фар. Фароомыв и фароочистка включаются нажатием на кнопку при включенном свете фар.

44 – сопло обдува ветрового стекла.

Комбинация приборов

Рис. 1–5. Комбинация приборов

Комбинация приборов, устанавливаемая на автомобиль, показана на рисунке 1–5 .

1 – контрольная лампа включения стояночного тормоза загорается красным светом при включении стояночного тормоза.

2 – контрольная лампа недостаточного давления масла загорается красным светом, если давление в системе смазки двигателя недостаточное.

3 – резервная контрольная лампа.

4 – контрольная лампа включения габаритного света загорается зеленым светом при включении наружного освещения.

5 – указатель температуры охлаждающей жидкости. При переходе стрелки в красную зону шкалы проверьте работу электровентилятора системы охлаждения и термостата.

6 – тахометр. Желтая зона шкалы обозначает режим работы двигателя с высокой частотой вращения коленчатого вала, красная зона – опасные для двигателя режимы.

7 – контрольная лампа включения указателей поворота по левому борту загорается зеленым мигающим светом при включении левого поворота.

8 – контрольная лампа включения указателей поворота по правому борту загорается зеленым мигающим светом при включении правого поворота.

9 – спидометр.

10 – суммирующий счетчик пройденного пути.

11 – контрольная лампа резерва топлива загорается оранжевым светом, если в топливном баке осталось 4–6,5 л бензина.

12 – указатель уровня топлива.

13 – контрольная лампа включения дальнего света загорается синим светом при включении дальнего света фар.

14 – контрольная лампа включения аварийной сигнализации.

15 – контрольная лампа сигнализации аварийного состояния рабочей тормозной системы загорается красным светом при понижении уровня жидкости в бачке гидропривода тормозов ниже метки «MIN».

16 – кнопка установки на ноль суточного счетчика пройденного пути. Показания счетчика сбрасываются нажатием на кнопку.

17 – суточный счетчик пройденного пути.

18 – контрольная лампа «CHECK ENGINE» (проверьте двигатель). Подключается на автомобилях с системой впрыска топлива. Кратковременное загорание лампы оранжевым цветом при включении зажигания свидетельствует о самотестировании системы. Во всех других случаях загорание лампы постоянным светом или в мигающем режиме указывает на возникновение неисправности в системе, устранение которой необходимо проводить только на предприятиях технического обслуживания.

19 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи загорается красным светом при включении зажигания и гаснет после пуска двигателя. Яркое загорание лампы или ее свечение в полнакала при работающем двигателе указывает на слабое натяжение (обрыв) ремня привода генератора или на неисправность в цепи заряда, а возможно самого генератора.

На часть выпускаемых автомобилей устанавливается комбинация приборов с цифровым жидкокристаллическим индикатором пробега, верхняя строчка которого показывает общий пробег, а нижняя – суточный.

Часы

На автомобилях базовой комплектации устанавливаются кварцевые часы 1–6 . Для установки нового значения времени оттяните рукоятку 7 и вращайте ее по часовой стрелке. Если рукоятка расположена на поле циферблата, то для установки стрелок рукоятку следует нажать.

На часть выпускаемых автомобилей устанавливаются электронные часы, в которых установка времени осуществляется последовательным нажатием на кнопки 3 и 4. Обнуление показаний минут с целью привязки к радиосигналам точного времени производится нажатием на кнопку 2. Окно фоторезистора 5 в зависимости от освещенности автоматически устанавливает яркость светового индикатора 1.

Маршрутный компьютер

Рис. 1–7. Маршрутный компьютер

Маршрутный компьютер, показанный на рисунке 1–7 , устанавливается на автомобилях вместо часов и предназначен для индикации следующих параметров движения: времени с начала поездки, расхода топлива, средней скорости движения, прогноза пробега на остатке топлива, а также температуры воздуха вне автомобиля. Кроме того, в компьютер заложены дополнительные функции: часы и будильник.

Маршрутный компьютер имеет цифровой дисплей 7 и шесть кнопок управления, функциональные возможности которых описаны ниже.

1 – кнопка выбора группы функций «время».

– текущее время;

– будильник (если он установлен Вами заранее);

– общее время поездки.

2 – кнопка выбора группы функций «топливо». Последовательным нажатием на кнопку цифровой дисплей поочередно высвечивает:

– мгновенный расход топлива в л/100 км (или л/ч);

– средний расход топлива в л/100 км (или л/ч);

– суммарный расход топлива в литрах.

3 – кнопка выбора группы функций «путь». Последовательным нажатием на кнопку цифровой дисплей поочередно высвечивает:

– среднюю скорость поездки в км/ч;

– пробег на остатке топлива в км (при остатке топлива на 50 км пробега раздается звуковой сигнал);

– температуру вне автомобиля в оС.

4 – кнопка сброса показаний. При нажатии на кнопку перед поездкой происходит сброс (обнуление) накопленных значений пути, времени, расхода.

5 – кнопка выбора. Одиночное нажатие на кнопку после вывода на дисплей функции, которую необходимо откорректировать, переводит маршрутный компьютер в режим «установка» и осуществляет выбор устанавливаемого разряда. При двойном нажатии на кнопку в течение 1 сек происходит включение/выключение сигнализации этой функции и выход из режима коррекции.

6 – кнопка коррекции. Осуществляет изменение значения в установленном разряде. При одиночном нажатии на кнопку значение увеличивается на единицу, при ее удержании более 1 сек увеличение происходит в мигающем режиме. При двойном нажатии на кнопку в течении 1 сек с последующим удержанием происходит уменьшение в мигающем режиме значения в установленном разряде.

Блок индикации бортовой системы контроля

Блок индикации бортовой системы контроля (рис. 1–8) информирует о состоянии узлов и систем автомобиля посредством сигнализаторов.

1 – сигнализатор недостаточного уровня масла в картере двигателя загорается оранжевым светом при понижении уровня масла в картере двигателя ниже метки «MIN» указателя. Перед доливкой масла проверьте, не произошла ли утечка масла из-за потери герметичности системы смазки.

2 – сигнализатор незакрытой левой передней двери загорается красным светом при незакрытой левой передней двери.

3 – сигнализатор незакрытой правой передней двери загорается красным светом при незакрытой правой передней двери.

4 – сигнализатор неисправности ламп стоп–сигнала и габаритных огней загорается оранжевым светом, если неисправна одна из ламп стоп–сигнала или габаритных огней.

5 – сигнализатор износа накладок колодок передних тормозов загорается оранжевым светом, если толщина накладок уменьшилась до 1,5 мм.

6 – сигнализатор незастегнутых ремней безопасности загорается красным светом при непристегнутых ремнях безопасности водителем.

7 – сигнализатор незакрытой правой задней двери загорается красным светом при незакрытой правой задней двери.

8 – сигнализатор незакрытой левой задней двери загорается красным светом при незакрытой левой задней двери.

9 – сигнализатор недостаточного уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке загорается оранжевым светом при понижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке на холодном двигателе ниже допустимого предела. Перед доливкой жидкости в расширительный бачок проверьте герметичность системы охлаждения.

10 – сигнализатор недостаточного уровня омывающей жидкости в бачке загорается оранжевым светом, если в бачке осталось менее 1 л омывающей жидкости.

Блок может находиться в следующих режимах:

– выключен;

– режим ожидания;

– предвыездной контроль сигнализаторов;

– контроль параметров.

Блок находится в режиме «Выключен», если ключ не вставлен в выключатель зажигания. В положении 0 («Выключено») ключа в выключателе зажигания блок переходит в «Режим ожидания». Если при этом будет открыта дверь водителя, возникнет неисправность «Забытый ключ в выключателе зажигания» и звуковой сигнализатор блока в течение 5–10 с будет подавать прерывистый сигнал. Сигнал можно прервать или закрыв дверь, или вынув ключ, или повернув ключ в выключателе зажигания в положение I («Зажигание»). В положении I ключа в выключателе зажигания блок переходит в режим «Предвыездной контроль сигнализаторов», при котором для проверки их исправности на 2–6 с включаются все световые и звуковой сигнализаторы, а затем через паузу в 1 с блок переходит в режим «Контроль параметров» и при наличии неисправности производит сигнализацию по следующему алгоритму:

– световой сигнализатор того параметра, который вышел за пределы нормы, начинает мигать в течение 5–10 с, после чего переходит в режим постоянного свечения до устранения неисправности или возвращения ключа в выключателе зажигания в положение 0 («Выключено»);

– одновременно со световым сигнализатором на 5–10 с включается звуковой сигнализатор;

– если при этом возникнет другая неисправность, то звуковая сигнализация и световая в режиме мигания начинают работать для последней неисправности, как более приоритетной, а световой сигнализатор предыдущей неисправности переходит в режим постоянного свечения.

Блоки управления

Блоками управления наружными зеркалами, электростеклоподъемниками и обогревом передних сидений (см. рис. 1–9) комплектуется часть выпускаемых автомобилей.

1 – сигнализаторы положения рычажка. Сигнализатор загорается оранжевым светом при переводе рычажка 2 вправо (положение «R») или влево (положение «L»).

2 – рычажок выбора . В крайних положениях рычажка ставится под напряжение электропривод правого или левого наружного зеркала.

3 – клавиша управления приводом зеркал. Последовательным нажатием на клавишу в направлении стрелок отрегулируйте наружные зеркала в удобное для вас положение.

4 – переключатель стеклоподъемника правой передней двери. Нажатием на верхнее или нижнее плечо клавиши можно опустить или поднять стекло на нужную величину. В среднем положении клавиши электропривод стеклоподъемника выключен. Клавиша подсвечивается, если включено наружное освещение.

5 – переключатель стеклоподъемника левой передней двери.

6 – переключатель стеклоподъемника правой задней двери.

7 – переключатель стеклоподъемника левой задней двери.

8 – сигнализаторы включения обогрева передних сидений загораются оранжевым светом при включении обогрева передних сидений.

9 – выключатель обогрева правого переднего сиденья. Обогрев сиденья включается нажатием на верхнее плечо клавиши. Терморегулятор в автоматическом режиме поддерживает температуру элементов обогрева спинки и подушки сиденья в интервале 25–31 С.

Нажатием на нижнее плечо клавиши или при выключении зажигания обогрев отключается.

Клавиша подсвечивается, если включено наружное освещение.

10 – выключатель обогрева левого переднего сиденья.

Органы управления вентиляцией и отоплением салона

Рис. 1–10. Органы управления вентиляцией и отоплением салона: 1 – сопла обдува стекла передней двери; 2 – боковые сопла системы вентиляции; 3 – рычаг привода лопаток бокового сопла; 4 – рычаг привода заслонки бокового сопла; 5 – контрольная лампа включения обогрева заднего стекла; 6 – выключатель обогрева заднего стекла; 7 – центральное сопло системы вентиляции; 8 – рычаг привода заслонки центрального сопла; 9 – рычаг привода лопаток центрального сопла; 10 – выключатель рециркуляции; 11 – рычаг управления заслонками; 12 – контроллер климатической установки; 13 – верхние сопла системы вентиляции; 14 – нижние сопла системы вентиляции; 15 – сопла обдува зоны ног задних пассажиров; 16 – указатель положения ручки управления электровентилятором; 17 – ручка управления электровентилятором; 18 – ручка задатчика температуры;19 – указатель устанавливаемой температуры; 20 – выключатель кондиционера

Автомобиль может комплектоваться отопительной или климатической установкой. В обоих случаях контроллер 12 (рис. 1–10) автоматически поддерживает заданную температуру воздуха в салоне. Для получения комфортного микроклимата ручкой 18 задатчика температуры по шкале 19 установите желаемую температуру, а ручкой 17 управления вентилятором по шкале 16 – количество подаваемого воздуха.

Рекомендуемые положения ручек в режиме отопления – «22» и «А». В положении «А» увеличенная скорость вентилятора при прогреве салона автоматически снижается при достижении заданной температуры. В крайних положениях задатчика температуры, обозначенных синей и красной кружками, обеспечивается подача соответственно холодного или горячего воздуха.

Перемещением рычага 11 управления заслонками можно направлять поток воздуха на ветровое стекло через сопло 13 и на стекла передних дверей через сопла 1, в сопла 7 и 2 панели приборов или через сопла 14 и 15 в нижнюю часть салона в зоны ног водителя и пассажиров. Центральные сопла 7 и боковые сопла 2 на панели приборов имеют рычаги 8 и 4 управления заслонками, перемещением которых можно увеличивать или уменьшать количество поступающего воздуха вплоть до полного их закрытия. Рычагами 3 и 9 можно менять направление потока воздуха.

Для размораживания ветрового стекла направьте на него максимальный поток воздуха и после прогрева салона установите ручку управления вентилятором в положение «А».

Обогрев заднего стекла при его запотевании или обмерзании включайте клавишей 6.

При комплектации автомобиля климатической установкой, если температура воздуха в салоне высокая, при работающем двигателе и закрытых окнах выключателем 20 включите кондиционер. В режиме охлаждения рекомендуемые положения ручек контроллера – «22» и «2». Для ускорения охлаждения салона и повышения эффективности работы кондиционера выключателем 10 включите рециркуляцию воздуха.

Для дополнительной вентиляции салона на автомобилях с люком крыши поворотом ручки 2 (рис. 1–11) откройте люк до первого фиксированного положения. Чтобы перевести люк во второе или третье фиксированное положение, а также закрыть его, нажмите на зеленую кнопку фиксатора 1 и ручкой 2 переведите люк в соответствующее положение.

Люк можно использовать для эвакуации водителя и пассажиров в случае дорожно–транспортного происшествия, для чего откройте люк до любого фиксированного положения, нажмите на красные клавиши разъединителей 3 и откиньте люк.

В рамках одного завода интересно проследить, как эволюционировала приборная панель ВАЗ 2107, 2109, 2110, 2114; а ВАЗ 2115 уже был оснащен электронной приборной доской. А чем же могут похвастаться современные модели этого завода?

Приборная панель ВАЗ 2110 и других моделей – эволюция автомобилей

Одним из первых отечественных автомобилей является ВАЗ. Для этой модели автомобиля самым первым вариантом с электроникой была «десятка», после чего такие разработки компания стала применять на всех других модификациях авто. Приборная доска ВАЗ своим уникальна в своем роде. Кроме этого, такое устройство имеет уникальные характеристики. На первых моделях ВАЗа доска с приборами была организована снаружи, что усложняло доступ к ней, но в Ладе 14-ой модели этот нюанс был учтен – она хотя бы подсвечивалась изнутри лампами . Именно в этом автомобиле есть и немало других особенностей.

Приборная панель на автомобилях ВАЗ включает в себя примерно 19 обозначений, из которых самым важным и основным считаются, естественно, тахометр, датчик уровня топлива. Панель ВАЗ также располагает стрелочным датчиком температуры, который показывает, насколько эффективно жидкость охлаждает мотор. С отметки именно 105 градусов начинается красная шкала и заканчивается на 113, до красного, правда, лучше не дотягивать, ведь двигателю желательно не выходить за 100-градусную отметку. Тахометр является самой большой стрелочной шкалой на щитке, конечно, после спидометра.

Как правило, необходимо, чтобы нормальные обороты двигателя находились в районе до 5.5 тысячи в минутку. Следом идет красная шкала. Здесь в этот диапазон попадание стрелки не так опасно, как с датчиком температуры мотора.

Приборная панель – устройство Приоры

При выборе наиболее подходящей модели автомобиля следует не только обратить внимание на наличие разнообразных дополнительных опций, но и оценить щиток с основными показателями состояния авто. Особенно это привлекательно для поклонников ВАЗ, опробовавших уже не одно поколение этой продукции. Если рассматривается приборная панель, Приора , например, ожидаемо похожа, но и ощутимо разнится с ранними вариантами ВАЗ. Например, Приора имеет совсем другую торпеду, также на ее козырьке нет клавиш. Говоря об этом же устройстве у ВАЗа, стоит отметить, что там по краям приборной панели большие клавиши, которые особенно популярны для моделей Audi, Land Rover и Citroen.

Если посмотреть с точки зрения эргономики, то данная задумка неплохая, однако, такой вариант довольно не удобен, так как руль перекрывает индикаторы на клавишах . Приора имеет на панели следующие элементы управления: переключатель (предназначен для наружного освещения, он может занимать 3 положения), регулятор освещения приборов, который изменяет их яркость во время включенного наружного освещения, регулятор корректора света фар и выключатель задних противотуманных огней. Для того чтобы включить звуковой сигнал, необходимо нажать на правую либо левую кнопку рулевого колеса, где обязательно есть соответствующий символ.

Приборная панель: Калина – пример «умной» электроники

Для того чтобы понять, каким же образом устроена современная ВАЗовская приборная панель, Калина , как один из последних представителей продукции этого завода, послужит нам экспериментальным образцом. Для того чтобы запустить процесс диагностики этого элемента авто, необходимо нажать кнопку сброса суточного пробега и повернуть ключ зажигания. В таком случае, если все сделано верно, следует следить за стрелками. Из начального положения стрелки тахометра, спидометра и датчиков начнут перемещаться в конечное значение. Экраны информации можно переключить с помощью кнопки на рукоятки включения дворников. Тогда будет проверяться работоспособность тахометра, спидометра и датчиков.

Потом будет отображаться версия ПО, и если есть ошибки, то будут видны и все коды. Для этого необходимо узнать, что означают цифры на приборной панели. Отметим, что на Калине приборная панель похожа на такое же устройство в Гранте. Ведь они имеют не только похожие индикаторы, но и сигнализаторы. Если сравнивать щиток Калины с аналогом ранних моделей ВАЗ или Приоры, то устройство Калины имеет с ними довольно много различий. Однако все вариации этих панелей собой представляют электрическое устройство, и в зависимости от комплектации автомобилей они просто имеют разные объемы выводимой информации.