При ослеплении дальним светом фар встречных. Что делать, если вас ослепили дальним светом. Как поступить при угрозе ослепления дальним светом

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

в населенных пунктах, если дорога освещена;

при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

Комментарии

Дальний свет фар должен быть переключен на ближний:

В пределах населенных пунктов

Это означает, что передвигаться в городской черте или в населенных пунктах, обозначенных знаками 5.23.1 или 5.23.2 «Начало населенного пункта» водитель должен переключив свет фар на своем ТС с режима дальнего света на ближний. С 20 ноября 2010 года ТС разрешается начинать движение только при включенных дневных ходовых огнях, противотуманных фарах или ближним светом фар. Из этого можно сделать вывод, что в черте населенного пункта в любое время суток и при любых условиях водителям разрешено ездить с в включенным ближним светом фар, а дальний свет фар разрешено включать в населенных пунктах, если дорога не освещена или вне населенных пунктов.

При встречном разъезде ТС

Водители транспортных средств, движущиеся в темное время суток во встречном направлении, должны переключать с дальнего на ближний свет фар заранее, чтобы не ослепить водителя встречного транспортного средства. Это происходит обычно где-то за 150 метров или раньше. На разных ТС фары настроены по-разному, поэтому стоит переключать свет фар на ближний, как только заметили, что едет навстречу ТС или приближается пешеход.

Если водитель встречного ТС подал сигнал

Сигнал подают поочередным переключением фар с ближнего света на дальний. Это уже устоявшийся международный сигнал водителей. Таким образом один водитель предупреждает другого, что тот его слепит или может ослепить дальним светом.

Другие случаи

Светом фар он можно ослепить водителя, который едет как во встречном, так и в попутном направлении. Сразу же возникает закономерный вопрос: как можно ослепить водителя, который едет с тобой в попутном направлении? Ответ на него достаточно прост. Передвигаясь за транспортным средством, которое едет в одном с вами направлении, можно ослепить его водителя тогда, когда он будет смотреть в зеркала заднего вида, а также преломления света от фар может быть под таким углом, что, отражаясь в зеркалах заднего вида, может попросту ослепить водителя и светить ему прямо в глаза, даже если он, непосредственно, не будет смотреть в зеркало. Поэтому, приближаться вплотную к транспортному средству, которое едет в попутном направлении в темное время, не стоит, даже если на другом транспортном средстве включен ближний свет фар, но если такая необходимость есть для совершения маневра, то не стоит задерживаться, чтоб не ослепить светом фар водителя.

При ослеплении светом фар

Водитель должен включить аварийку и не меняя полосы движения снизить скорость и остановиться

Ответственность

За нарушение этого правила -предупреждение или штраф 500 рублей, ст.12.20 КоАП РФ.


Безопасное передвижение автомобиля в ночное время обеспечивается собственной системой освещения. Для лучшего кругозора водитель использует дальний свет фонарей. Каждый автомобилист знает, но почему-то не выполняет предписание регламентирующее выключение дальнего света при приближении встречного автомобиля менее чем на 150 метров. Такое пренебрежение правилами может спровоцировать аварию, так как ослепленному фарами водителю очень тяжело сориентироваться на дороге.

Что делать при ослеплении дальним светом

Человеческий глаз неспособен мгновенно переключатся от яркого света к полной темноте и наоборот. Для восстановления зрительных способностей потребуется не менее 10 секунд. Для машины, двигающейся по дороге со скоростью 80 километров в час – это длительный промежуток времени, за который может произойти серьезная авария.

Не всегда ослепление на дороге происходит специально, срабатывает обычная усталость, забывчивость и нерадивость. Также у водителя могут быть неправильно отрегулированы фары ближнего света. Взаимное уважение и культура поведения на дороге помогут избежать аварийных ситуаций.


Если на встречу движется автомобиль с включенными фонарями дальнего освещения и не собирается их переключать, попробуйте следующий метод: прикройте один глаз, а вторым внимательно наблюдайте за автотрассой. После того как машина «нарушителя» проехала мимо приоткройте глаз и зажмурьте ослепленный. Этот способ прекрасно работает и дает возможность спокойно продолжать дальнейшее движение по дороге.

Не обязательно, что человек за рулем специально не выключает дальний свет, он может просто забыть переключиться. Напомните ему, просто помигайте фарами, в большинстве случаев это срабатывает.

Но если встречная машина не прореагировала на вашу просьбу, следует снизить скорость движения или даже остановиться, прижавшись к обочине, оставив включенным ближний свет.

Бывает, что происходит ослепление при обгоне, когда первый водитель смотрит в зеркало заднего вида. «Ослепшему» водителю следует снизить скорость перемещения и уйти в сторону от обгоняющей машины иначе столкновения можно просто не избежать.

Для водителей, попавших под воздействие дальнего света фар, существуют конкретные правила дорожного движения: «Нужно снизить скорость, не меняя траекторию движения, при этом обязательно включение аварийной сигнализации».


Новичку на дороге сложно будет выполнить такие действия вслепую. Особенно если до предполагаемого поворота осталось несколько десятков метров и на ощупь в него войти невозможно. Вовремя включенная аварийная сигнализация, предупредит остальных водителей, и даже резкое снижение и прекращение движения спасет машину от столкновения. Конечно, если водитель успел запомнить участок дороги, то лучше свернуть на обочину и там прекратить движение, так как середина скоростного шоссе не лучшее место для восстановления зрительных способностей.

Как наказать невежливого водителя

Обидно, когда автомобилист сигналами фар просить встречную машину переключится на ближний свет, а та не реагирует. Водитель понимает, что его сейчас ослепят и желает отомстить. Неплохой способ вендетты – резкое включение дальнего света при приближении «нерадивого» водителя. Конечно, встречный автомобилист надолго запомнит этот «урок». Подобное действие может спровоцировать аварию. Особенно неприятно если столкновение произойдет с машиной «водителя-мстителя».

Наказание водителя не приведет ни к чему хорошему. Если человек просто забыл переключиться, моргните ему несколько раз своим дальним светом, если это не помогло, то никакая «наука» не сработает. Такой водитель беспокоиться только о своем комфорте, а на остальных участников движения ему просто наплевать. Поэтому в первую очередь побеспокойтесь о своей безопасности и примите все необходимые меры для избегания аварийной ситуации.

Каждый, кто хоть раз ездил за рулем ночью, знает, каким ослепляющим может быть свет фар. Достаточно, чтобы из-за подъема резко появился встречный автомобиль, как у водителя наступает временная слепота. Это явление довольно опасное, поскольку автомобилист продолжает движение, практически не контролируя происходящее на дороге. Неудивительно, что ПДД в таких случаях предписывают включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.

Но почему же свет встречных фар обладает столь негативным эффектом? Оказывается, есть несколько причин. Вам никогда не казалось, что современные фары светят гораздо ярче, чем раньше? Если да, то вы совершенно правы. Дело в том, что нынешняя светотехника изготавливается совершенно по другим технологиям. Если раньше в оптике применялись исключительно галогенные лампы, то в дальнейшем распространение получил еще и ксенон, а в последнее время – светодиоды. То есть почти с уверенностью можно сказать, что чем современнее машина, тем ярче светят её фары. Вроде бы это – однозначное достоинство, ведь темная дорога освещается лучше. Однако оказывается, у такого достижения есть и недостатки, ведь одновременно с распространением более ярких фар растет и количество ДТП из-за ослеплений. Например, по статистике полиции Великобритании только в 2014 году по этой причине в королевстве произошло минимум 320 ДТП - на 11% аварий больше, чем в 2010 году. А исследователи говорят, что на самом деле количество подобных инцидентов куда больше, просто в случае мелких аварий водители не обращаются в полицию.

"Мы получаем тысячи жалоб, - рассказывает Рой Милнес, активист движения Lightmare, борющегося за снижение уровня яркости автомобильных пар. – Проблема в том, что яркость фар намного превышает человеческую выносливость". С ним соглашается профессор-офтальмолог из Венского университета Петер Хайлиг. По его словам, резкий свет вызывает реакцию, схожую с получением болевых ощущений. "Из-за такого света в мозг посылается предупреждающий сигнал, говорящий: "Хватит!". Это можно сравнить с тем, как если вы вдруг неожиданно ударились суставом. Из-за этого можно вздрогнуть, или самопроизвольно закрыть глаза", - поясняет ученый. Правда ли современные лампы хуже тех, что были раньше? Профессор Хайлиг уверен, что так. "У яркого синего света гораздо выше сила излучения. То есть такая лампочка светит гораздо ярче галогенной, поскольку имеет более короткую длину волны", - отмечает он.

Демонстрация работы адаптивных фар

Одновременно ученые выяснили, что с возрастом у водителей растет и вероятность ослепления. Дело в том, что хрусталик и роговица глаза прозрачные не до конца. Поэтому яркий свет, проходя через них, так или иначе преломляется, в результате чего у человека возникает ослепление или размытое изображение. "Такой же эффект можно наблюдать, если попытаться посмотреть на яркий свет через запотевшее стекло, - рассказывает профессор-офтальмолог Джон Маршалл из Университетского колледжа Лондона. – Но чем старше вы становитесь, тем больше изменений происходит с вашими глазами, даже если вы абсолютно здоровы. Например, хрусталик и роговица становятся менее прозрачными. Отсюда и проблемы с ослеплением. Ночью ваш зрачок расширяется, чтобы впустить как можно больше света. А когда в глаза неожиданно бьет свет фар, вас ослепляет", - пояснил он.

Итак, фары нас слепят потому, что глаз не готов отреагировать на внезапный световой поток. Современная светотехника обладает гораздо большим ослепляющим эффектом, чем старая, а с возрастом вероятность получить временное ослепление в дороге увеличивается. Интересно, что при этом о данной проблеме водители знали еще на заре автомобилестроения. К примеру, впервые данный эффект был обнаружен еще в далеком 1927 году. Причем в разные годы с ослеплением пытались бороться. Например, в советское время у водителей была очень популярна установка "антифары" – специального устройства, создающего синеватый фон. Предполагалось, что благодаря этому глаза будут быстрее адаптироваться к свету от встречного автомобиля. Правда, эффективность данного устройства никогда не была доказана, и поэтому в итоге его просто перестали применять. Зато в последние лет 20 проблемой ослепления всерьез занялись мировые автопроизводители. Например, в наши дни на многих моделях применяются так называемые адаптивные фары, которые поворачиваются при повороте автомобиля, а также опускают лучи, при возникновении мощного встречного светового потока. Но, несмотря на продвинутость данной технологии, ученые указывают, что системе еще нужно отреагировать на появление встречного автомобиля, из-за чего вероятность ослепления остается. Есть еще матричные фары, отключающие часть секций. Они снижают риск ослепить водителей встречных машин почти до нуля. Но пока такая технология очень дорогая и применяется лишь на самых престижных моделях.