Преодоление препятствий. Как переезжать лежачие полицейские

Для первоначального обучения преодолению препятствий и правильному ориентированию машины можно посредине входного и выходного зрачка приборов наблюдения механика-водителя нанести черной краской тонкую линию или сделать на головку прибора наблюдения насадку.
Для обучаемых, слабо осваивающих технику вождения по ограниченным проходам, можно использовать такой прием обучения.
Машина, точно направленная по оси препятствия, останавливается в 10 – 12 м от него. Обучаемый садится в машину и наблюдает в прибор наблюдения, как будет видно препятствие, если машина направлена правильно. Затем включает низшую передачу и, не изменяя направления, двигается на препятствие. Преодолевая его, обучаемый все время наблюдает, как видны столбы прохода (колеи, моста, колеи прошедших машин), если машина правильно двигается по препятствию.
Можно рекомендовать также прием обучения с установкой дополнительных ориентиров. На колейный мост (перед противотанковым рвом, бродом, эскарпом) с каждой стороны препятствия устанавливают два столбика высотой 10 – 15 см, один за другим на одной линии в таком месте, чтобы при правильном преодолении препятствия прибор наблюдения механика-водителя находился точно над ними. Столбики должны быть хорошо видны обучаемому.
После того как обучаемый приобретает твердые навыки в правильном направлении машины на препятствие, ориентир убирается.
Ориентирование при преодолении макета колейного моста может производиться двумя способами:
- 1-й способ – машину направить так, чтобы середина среднего прибора наблюдения проходила: для танка – посредине между колеями, для БМП – 34 – 37 см от внутреннего (правого) обреза левой колеи;
- 2-й способ – чтобы середина второй половины прибора наблюдения проходила по внутреннему обрезу левой колеи.
Ориентирование при преодолении прохода в минно-взрывном заграждении, ориентирование при преодолении противотанкового рва, ориентирование при преодолении эскарпа с колейным мостом, ориентирование при преодолении прохода между столбами (участка маневрирования ):
- двигаясь на первой передаче, ориентировать машину следует так, как и при преодолении прямого прохода. После того, как машина минует входные столбы (через 2 – 3 с после того, как столб выйдет из поля зрения механика водителя), начать плавный поворот влево (вправо), направляя машину так, чтобы центральный столб находился от правой (левой) гусеницы в 2 – 1,5 м. В дальнейшем повороты осуществлять аналогично;
- двигаясь на первой передаче, ориентировать машину так, как и при преодолении прямого прохода, за 5 м до встречного столба осуществить плавный поворот (влево) вправо, после того, как скроется из поля зрения первый столб «змейки», осуществить (через 2 – 3 с) поворот влево (вправо). В дальнейшем повороты делаются аналогично.
Ориентирование машины в месте остановки (стоянки) машины:
- остановить машину так, чтобы середина (левая половина) левого прибора наблюдения была направлена на левый столб. Как только скроется из поля зрения (левый) правый выходной столб – остановить машину.
Ориентирование при преодолении прохода в минно-взрывном заграждении:
1) подойти к препятствию на максимально возможной скорости и направить машину по оси препятствия;
2) за 6 – 8 метров перейти на первую передачу и направить машину так, чтобы обозначенная линия, проходящая через середину смотрового прибора механика-водителя и углом клина волноотражателя, совпадала с осью препятствия;
3) корпус тела прижать к спинке сиденья, руки выпрямить и держать на рычагах управления, голова механика-водителя должна упираться в налобник смотрового прибора.

Особенности выполнения упражнений

Подготовительные упражнения выполняются с целью научить обучаемых готовить машину к движению, трогаться с места, переключать передачи, выполнять повороты, двигаться с различной скоростью, осуществлять торможение и останавливать машину. Они отрабатываются в последовательности, изложенной в Курсе вождения. В машине при выполнении упражнений находятся обучаемый и инструктор.
Если в ходе отработки упражнений допущена грубая ошибка, то руководитель занятия или инструктор, находящийся в машине, приказывает обучаемому остановиться, производит с ним разбор, после чего повторяет действие до устранения допущенной ошибки.
Зачетное упражнение отрабатывается по одному из двух вариантов маршрута. Оно предназначено для совершенствования уровня индивидуальной подготовки механиков-водителей, определения степени их обученности, а также проведения испытания на присвоение, подтверждение и повышение классной квалификации механика-водителя. При выполнении зачетного упражнения в учебных подразделениях во время испытаний на присвоение классности в машине должен находиться один механик-водитель.
Контрольные упражнения предназначены для боевого слаживания подразделений (экипажа, взводе, роты) при вождении боевых машин, привития навыков в умелом сочетании огня и маневра в соответствии с тактической обстановкой, а также поддержания и совершенствования у обучаемых навыков преодоления естественных и искусственны препятствий.
Упражнение выполняется как днем, так и ночью. Особое внимание при обучении надо уделять соблюдению дисциплины марша: своевременное прохождение головной колонны исходного рубежа (начало выполнения упражнения), выдерживание установленных дистанций в соответствии со скоростью движения, прибытие в назначенный район или указанный рубеж в расчетное время. Окончанием выполнения упражнения считается время прибытия последней машины и остановка ее в колонне на установленной руководителем дистанции по докладу командира роты.
Средние скорости колонн устанавливаются командирами подразделений, исходя из характера маршрута, условий вождения и в соответствии с требованиями Боевого устава.

В процессе движения по дорогам, многим, наверное, и не раз приходилось сталкиваться с таким маневром, как объезд препятствия. В качестве препятствия могут выступать машины после ДТП, сломавшийся по разным причинам и обездвиженный автомобиль, дефект дороги (например, огромная яма или насыпь во время ремонта на проезжей части), открытый люк и пр.

В общих случаях объезд препятствия вопросов не вызывает. В общих случаях, это в таких, где хватает места для объезда, т.е. пространства на дороге бывает достаточно чтобы объезд не вступал в противоречия с ПДД. Но бывает и так, что выбора нет: либо придется объехать препятствие по встречной полосе, когда такой маневр запрещен, например, через сплошную линию разметки, либо придется проехать по обочине или тротуару (пешеходной, велосипедной дорожке).

Именно в таких случаях и возникают вопросы – как правильно объехать препятствие, например: Дорога имеет по одной полосе в каждом направлении, разделенных линией 1.1 (сплошная). Как объехать препятствие, если справа обочина или тротуар ?

Ответ. Нужно стараться объезжать препятствие с правой стороны (через правую сторону дороги).

Если по ходу движения справа от препятствия есть обочина, то для объезда целесообразно использовать именно ее (обочину). Объезд препятствия по обочине, равно как и по тротуару, в ПДД не оговорен. Этот процесс будет выглядеть как объезд препятствия, в таком случае этот объезд не должен расцениваться как намеренное движение по обочине или тротуару. Но объезжаемый объект (дефект дороги) в действительности должен являться препятствием (см. ).

Объезд препятствия по встречной полосе через сплошную линию дорожной разметки имеет спорные стороны и может быть расценен двояко, т.е. объезд через сплошную можно истолковать и как нарушение, и как маневр, не противоречащий ПДД.

С одной стороны прямого запрета на объезд препятствия по встречной полосе на двухполосной дороге нет, с другой стороны, (сплошная линия) наносится в местах, где выезд на встречную полосу запрещается. Возникает вопрос: как поступить в таком случае?

Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим правила объезда препятствия с точки зрения ПДД более подробно.

Препятствие, согласно определению, это неподвижный объект (или дефект дороги) на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

НЕ являются препятствиями: неудачно остановившийся автомобиль, затор из других машин (именуемый в народе «пробка»), неудобно стоящий габаритный транспорт, автобус (троллейбус) на остановке, выступающий своими габаритами на проезжую часть.

Сам термин «препятствие» понятен. А вот, понятие «объезд» Правила дорожного движения никак не растолковывают. Тем не менее, понятие «объезд» встречается в пунктах и , а также в статье 12.15 ч.3 КоАП, которая предусматривает санкции за неправильный объезд.

В перечисленных выше пунктах ( и ) нет ни одного слова о двухполосной дороге, в том числе и с посередине. Т.е. объезд препятствия на двухполосной дороге через не попадает под запрет. Этот вариант объезда в Правилах не оговорен. А поскольку прямого запрета на такой объезд нет, получается, что не запрещено, значит, разрешено. Но не все так просто.

Продолжая ответ на вопрос, последовательность в принятии решения, по какому пути осуществить объезд препятствия на двухполосной дороге, можно выстроить в следующем порядке: 1 — обочина; 2 — встречная полоса; 3 – тротуар целесообразно вообще не использовать в качестве пути объезда. Последовательность приблизительная, поскольку она построена по возрастанию возможной опасности, а конкретика будет зависеть от реальной ситуации.

Например, на дороге интенсивное встречное движение – целесообразно объехать по обочине. Обочины нет, а тротуар отделен бордюрным камнем – целесообразно с соблюдением безопасности объехать по встречной полосе и т.д., по обстановке.

В заключение, насколько слов об объезде дорожного затора или какого-либо объекта (транспортного средства), который не является препятствием. Объезд «не препятствия» (в т.ч. дорожного затора или дорожной пробки) будет расценен в зависимости от путей объезда:

  • объезд затора по встречной полосе влечет лишение прав на 4-6 месяцев (ст.12.15 ч.4);
  • объезд затора по обочине — штраф 1500 руб. (ст.12.15 ч.1);
  • объезд затора по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб. (ст. 12.15 ч. 2).

За неправильный объезд препятствия (неправильный – это такой, который вступает в противоречие с ПДД) на водителя может быть наложен штраф 1000 – 1500 руб. (ст.12.15 ч.3).


К атегория:

Управление автомобилем

Преодоление препятствий на автомобиле


Подъезжая к препятствию, водитель должен убедиться в возможности его преодоления как по габаритам автомобиля, так и по параметрам его проходимости. При появлении малейшего сомнения водитель выходит из машины, осматривает препятствие и убеждается в возможности дальнейшего движения. Если геометрические параметры проходимости не позволяют преодолеть данное препятствие, водитель, где это возможно, срывает откосы, подкладывает подручный материал и, если надо, надевает на колеса средства повышения проходимости.

Перед препятствием переходят на низшие передачи. Торможение обязательно заканчивается до наезда на препятствие, так как при торможении сила инерции вызывает перераспределение массы автомобиля по ос-ям и передняя подвеска перегружается.

По косогору двигаются на низшей передаче, плавно, без поворотов, ускорений и торможений. Здесь всегда возникает опасность сползания автомобиля в сторону уклона, которая значительно возрастает на мокром грунте. Если началось сползание, рулевое колесо поворачивается в сторону сползания и автомобиль выравнивается. Нельзя поворачивать руль в обратную сторону: автомобиль поворачивается к вершине косогора и дальнейшее движение становится невозможным.

Овраги с мокрым грунтом для легкового автомобиля являются, как правило, непреодолимым препятствием. Сухие овраги преодолеваются только там, где есть слеДы от прошедших ранее машин, под прямым углом к скату оврага и на первой передаче в КП, которая включается заранее. При съезде в овраг производится подтормажи-вание рабочим тормозом с включенным сцеплением. Как только передние колеса минуют середину оврага, водитель резко увеличивает подачу топлива и выезжает из оврага при частоте вращения коленчатого вала выше средней. Останавливаться на дне оврага не рекомендуем. Если при движении на подъем машина забуксует и остановится, нужно выжать педаль сцепления и скатиться вниз. Затем включить заднюю передачу, подать автомобиль как можно дальше назад на противоположный скат оврага и затормозить его стояночным тормозом, включить первую передачу в КП, растормозить автомобиль и, резко увеличив подачу топлива, выехать из оврага с разгона. Таким же образом преодолеваются большие ямы диаметром более длины автомобиля. Ямы малого диаметра пропускают между колесами.

Холм преодолевается по колее прошедших ранее машин на низшей передаче, включенной заранее. При движении на холм передачи не переключают. Когда позволяет местность, его лучше преодолевать с разгона. Если есть пассажиры, водитель посылает одного из них на вершину холма для просмотра местности за вершиной.

Спуск с холма производится также на низшей передаче с подтормаживанием рабочим тормозом и включенным сцеплением.

Пороговые препятствия типа вертикальной стенки встречаются довольно часто. Это бетонные плиты, бордюры дорог, въезды на временные мосты и другие. Опыт показывает, что автомобиль может преодолевать вертикальную стенку высотой примерно в одну треть диаметра колеса. Такое препятствие преодолевается на самой малой скорости и обязательно под прямым углом. Сначала водитель при выжатой педали сцепления подводит автомобиль до упора передними колесами в стенку и, не дав ему остановиться, отпускает несколько педаль сцепления и одновременно увеличивает частоту вращения коленчатого вала. Регулируя скорость педалью управления дроссельной заслонкой и педалью сцепления, водитель плавно заезжает на порог передними колесами. Таким же образом въезжает и задними колесами. Преодоление пороговых препятствий с разгона на большой скорости приводит к поломкам передней подвески, а проезд под острым углом - к перекосам, крайне нежелательным для кузова, и даже к опрокидыванию. На стенку небольшой высоты можно въехать и под острым углом, но обязательно на небольшой скорости.

Легковые автомобили преодолевают броды, по глубине равные примерно значению клиренса. Признаками брода являются дороги или следы машин, подходящие к берегу, уширение реки, мелкая рябь на поверхности воды, пологие берега и др. Подъехав к броду, необходимо убедиться, что он преодолим легковым автомобилем. Если состояние дна неизвестно, на ведущие колеса надевают цепи противоскольжения. При наличии других машин брод преодолевают после того, как впереди идущий автомобиль выйдет на противоположный берег. Перед въездом в воду закрывают жалюзи радиатора и переходят на самую малую скорость. По дну двигаются на первой передаче по кратчайшему расстоянию на ориентир, намеченный на противоположном берегу, под небольшим углом в сторону течения. Частота вращения коленчатого вала выдерживается средней и равномерной. Остановки в воде недопустимы, так как вода тут же начинает вымывать грунт и колеса погружаются глубже. Перед выездом на противоположный берег частота вращения коленчатого вала плавно увеличивается.

Если при преодолении брода двигатель заглох, пытаются пустить его стартером. При безуспешности попыток принимаются меры к эвакуации автомобиля из воды выталкиванием или буксированием. Если расстояние до берега небольшое, автомобиль можно вывести из воды с помощью стартера, включив в КП первую передачу.

После переправы вброд тормозной эффект снижается. Поэтому сразу же необходимо просушить намокшие тормозные колодки, для чего в движении делается несколько раз легкое подтормажнвание.

Управление весом автомобиля - большое и очень полезное на дороге искусство, считает преподаватель центра безопасного вождения FDW Физика движения Кирилл Каландырец.

В обычной жизни, когда человек, например, споткнется - он сразу слегка наклоняется и бежит вперед, автоматически старается перенести вес на устойчивую ногу, чтобы не упасть. С автомобилем все точно так же: когда мы тормозим, вес уходит вперед, когда поворачиваем налево - вес смещается в правую сторону.

Если часто ездишь по родным украинским дорогам - неизбежно попадешь в ямы, которых у нас, к сожалению, хватает. Особенно, если ты выбрал новый, незнакомый путь и едешь со скоростью не 40 километров в час, а все 80 - ямы так и норовят выскочить ниоткуда буквально в одну секунду. Сегодня мы научимся «расправляться» с такими внезапными ямами так, чтобы нанести машине минимальный ущерб - или вообще остаться невредимым. Тут-то и поможет упражнение «разгрузка по осям », уверен наш преподаватель от Физики Движения.

Во-первых, в таком случае никогда нельзя тормозить в самой яме. Можно слегка притормозить до нее - но тогда есть вероятность, что разгрузка не сработает. Идея в том, чтобы переместить основную массу на другую, противоположную от ямы сторону. Вертишь руль вправо - нагрузка идет на левые колеса, вертишь влево - наоборот, на правые. Тормозишь - вес перемещается на передние, разгоняешься - на задние. К слову, именно поэтому нельзя тормозить во время проезда «лежачего полицейского» (нагрузка пойдет на передние колеса, которыми ты на него заедешь - а это лишний удар по амортизаторам и подвеске), лучше погаситься перед ним до минимальной скорости. Если же остановка перед препятствием невозможна, лучше по максимуму разгрузить переднюю ось.

Как это делать:

На пути, обозначенном коридором из фишек, мы выставляем «препятствия»: две специальные полоски резины, специально устроенные так, чтобы вылетать из-под колес при неправильном проезде. Если же пройти коридор на разгрузке, они так и останутся лежать на месте.

Итак, ты едешь, слева от тебя - яма, и объехать ее не получится. Куда крутить руль? Вправо, подальше от препятствия? А вот и неверно: уезжая от ямы, ты смещаешь вес машины как раз на ту сторону, которая придется на яму - на левую. Поэтому при подъезде к полоске мы резко выкручиваем руль именно влево, на препятствие, а затем так же резко выравниваем машину обратно. Иногда можно даже перед этим маневром слегка уйти вправо, чтобы сделать раскачку - так легче смещать вес, проходя препятствие.

Ну, а два препятствия - последовательно справа и слева - мы проходим по той же схеме: сперва крутим руль вправо, затем влево, каждым поворотом приходясь на сами полоски. Парадокс - но при такой схеме препятствия даже не замечаются под колесами! И, конечно же, не взлетают вверх, что лишний раз доказывает: мы все сделали правильно.

Успехов на дорогах! И смотри наши уроки дальше - впереди еще много интересного.

Ничего удивительного нет в том, что вне дорог передвигаются внедорожники. А что делать, если требуется преодолеть «отсутствие дороги» на обычной машине?

Мы уже писали о том, как преодолевать лужи и прочие водные препятствия в материале « ». Теперь же затронем тему передвижения по бездорожью.

Тема специфических приемов внедорожного движения на внедорожниках уже достаточно освещена. Мы же рассмотрим те случаи, когда требуется преодолеть бездорожье на обычной «дорожной» машине.

Итак, «обычная» дорожная машина характеризуется следующими «антивнедорожными» параметрами:

  • низкий дорожный просвет,
  • большие свесы, длинная база (в результате - малая геометрическая проходимость),
  • монопривод (в основном - передний привод),
  • малая тяга «на низах», бензиновый двигатель.

Рвы и бугры на дороге

Перед преодолением препятствий следует трезво оценить возможности автомобиля.

Сложность. Успешному прохождению рвов и бугров на дороге в первую очередь мешает малая геометрическая проходимость дорожного авто.

Рвы и бугры следует проходить под углом к препятствию

Преодоление. Рвы и бугры на дороге (если нет возможности их объехать) лучше проходить под углом к препятствию. Это позволит свести к минимуму продольную раскачку автомобиля. Скорость прохождения должна быть минимальной и равномерной.

Крутой и скользкий подъем

Движение по скользкой дороге предполагает необходимость «сцепки» с грунтом, а также минимальную скорость авто (соответственно - минимальные обороты двигателя) для того, чтобы не допустить пробуксовки колес, и не потерять управление. Движение на подъем требуется достаточная мощность двигателя.

Сложность. Преодоление крутых и скользких подъемов дорожными автомобилями усложняется отсутствием полного привода, слабой тягой двигателя на низких оборотах.

При движении - не "играть рулем" и не перегазовывать!

Преодоление. Подъем следует преодолевать строго перпендикулярно; колеса должны быть выставлены ровно по ходу движения (не «играть» рулем!), и следует все время следить за тем, чтобы колеса не сорвались «в пробуксовку» (не «перегазовать»).

Переключение передач (а также подтормаживания) могут привести к потере сцепления с дорогой - закапыванию колес или потере управляемости.

Один из методов преодоления подъема заключается в использовании силы инерции: разогнавшись до подъема, на самом подъеме нужно начать плавно сбрасывать газ.

Нажатие на педаль газа нужно распределить таким образом, чтобы выйти на режим движения «в натяг» (т.е. движения на минимальной скорости без срыва колес в пробуксовку) к самой вершине подъема.

Вершина холма

Сложность. Основная сложность - в геометрической проходимости авто - есть вероятность «сесть на брюхо».

Преодоление. Вершину холма следует преодолевать перпендикулярно гребню, иначе есть опасность «вывесить» одно из ведущих колес или сорваться в боковое скольжение. Скорость должна быть минимальной - важно не допустить вертикальной раскачки авто.

Крутой и скользкий спуск

Спуски и подъемы следует преодолевать строго перпендикулярно

Сложность. Нельзя допустить пробуксовки колес - это приведет к потере управляемости и непредсказуемым последствиям.

Преодоление. Также как и при подъеме, колеса должны быть выставлены ровно по ходу движения (не «играть» рулем!), не следует также во время движения переключать передачи и использовать тормоз - автомобиль может потерять управляемость. Торможение должно осуществляться двигателем - за счет выбора пониженной передачи.

Спуск должен происходить также как и подъем - строго перпендикулярно.

Еще до начала спуска следует выбрать такую передачу, которая позволит спускаться без использования тормозной системы, но при этом не затормозит колеса на столько, чтобы они шли юзом. Если все же машина пошла юзом - нужно добавить газ - колеса восстановят сцепление с грунтом, а затем - газ сбросить.

Выбор передачи зависит от состояния дорожного покрытия, а также технических особенностей авто. Соответственно, правильный выбор передачи может подсказать, к сожалению, только опыт.

Что делать, если все-таки застрял

Сразу следует сказать, что если автомобиль забуксовал - не нужно бездумно давить на газ. Это приведет к тому, что протектор в течение нескольких секунд выроет в грунте яму, и машина «ляжет на брюхо». Исключением является почва с неоднородной структурой - т.е. в случае, когда под слоем грязи все-таки есть твердая основа, - колесо «срежет» верхний слой и обретет достаточное сцепление для движения автомобиля вперед. Предугадать это достаточно сложно.

Итак, рассмотрим самый распространенный метод самовытаскивания - «раскачку ». Раскачка помогает выбраться с участка с рыхлой поверхностью за счет переменного движения машины вперед и назад. Таким образом увеличивается длина образовавшейся колеи, что, в свою очередь, позволит машине за счет увеличения динамики движения выбраться за пределы рыхлого участка.

Техника исполнения следующая:

  1. отпускаем сцепление - машина сдает назад и пытается забуксовать;
  2. в момент начала пробуксовки выжимаем сцепление, даем возможность автомобилю скатиться на первоначальную позицию;
  3. и т.д.

Затем то же проделываем с движением вперед - на первой передаче.

Затем (когда уже начала образовываться колея) можно несколько поменять технику исполнения:

  1. выжимаем сцепление, включаем заднюю передачу и плавно отпускаем сцепление - машина сдает назад и пытается забуксовать;
  2. в момент начала пробуксовки выжимаем сцепление, переключаемся на первую передачу, плавно отпускаем сцепление - машина движется вперед и пытается забуксовать;
  3. в момент начала пробуксовки выжимаем сцепление, переключаемся на заднюю передачу, плавно отпускаем сцепление - машина движется назад и пытается забуксовать;
  4. и т.д. до тех пор, пока образовавшаяся колея не позволит набрать достаточную скорость для преодоления преграды.

Несмотря на распространенное мнение, что метод раскачки доступен только для авто с механической коробкой передач, этот маневр возможен и на АКПП.

Давление в шинах

Давление в шинах, описанное в инструкции по эксплуатации автомобиля, обеспечивает оптимальное пятно контакта шины с поверхностью в стандартных условиях. В случае же движения по бездорожью, давление в шинах является одним из факторов, с помощью которых можно увеличить проходимость автомобиля.

Итак, уменьшив давление в шинах, - добиваемся увеличения пятна контакта покрышки с грунтом. В результате этого уменьшается давление на грунт, колеса проваливаются меньше, и, соответственно, - увеличивается проходимость.

Кратковременное снижение давления в шинах на 20-30% не повредит автомобилю, но поможет преодолеть сложный участок.