Предотвращение лобового столкновения автомобилей. Как я ушёл от лобовухи, или спасибо господи за спасение, или особенности зимней дороги в Ковдорском районе Если совершается обгон

На заре автомобильного дорожного движения лобовое столкновение автомобиля с другим автомобилем, движущимся или неподвижным, или статическим препятствием являлось безоговорочно главной причиной аварий с тяжёлыми травмами и летальными исходами. Ныне скорости автомобилей, их масса и количество на дорогах настолько возросли, что не меньшую опасность таят в себе и боковые столкновения, и удары сзади и так далее. Тем не менее, лобовое столкновение остаётся той ситуацией, которую заслуженно опасаются в наибольшей степени участники движения.

Очевидный ответ на очевидный вопрос

Казалось бы, нет нужды объяснять, почему именно лобовое столкновение несёт особенную опасность для участников движения, то есть находящихся в автомобиле водителя и пассажиров. Однако подобные вопросы нередко возникают, так что нужно сформулировать очевидные, но от этого не менее соответствующие действительности ответы. Лобовое столкновение опасно тем, что сочетает в себе все основные поражающие факторы дорожно-транспортных происшествий: динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой автомобиля; получение травм от обломков и частей транспортных средств; зажатие пострадавших частями транспортных средств и наступающий при длительном нахождении в таком положение синдром длительного сдавления; воздействие на людей высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара в результате аварии.

Так что именно поэтому при краш-тестах автомобилей, то есть при проводимых экспериментах, испытывающих машины на безопасность при возникновении аварийных ситуаций, основным тестом является именно лобовое столкновение. Чаще всего используется вариант столкновения тестируемого автомобиля с неподвижной бетонной стеной, что имитирует подобное столкновение в реальной жизни со зданиями, столбами, деревьями и так далее. Кроме того, в последнее время для получения более точных и детальных данных о поведении систем безопасности автомобилей всё чаще воспроизводят столкновение двух машин, одна из которых может быть неподвижной или тоже двигаться с определённой скоростью. Не стоит забывать о том, что и основные средства пассивной безопасности автомобилей направлены на защиту водителя и пассажиров прежде всего от лобового столкновения. Это ремни безопасности, которые уменьшают риск гибели человека при лобовом столкновении в 2-2,3 раза, и о подушках безопасности.

Физика теоретическая и практическая

С лобовым столкновением связан любопытный теоретический спор, который стал особенно популярен в последние годы благодаря распространению в Интернете. Он касается вопроса о том, суммируется ли скорость движущихся автомобилей при лобовом столкновении. То есть, является ли лобовое столкновение двух автомобилей, движущихся со скоростью 70 километров в час, эквивалентным столкновению автомобиля с неподвижной стеной на скорости в 140 километров в час. Вообще-то, на первый взгляд, сложить скорости двух автомобилей является довольно логичным умозаключением. Но в действительности и расчёты, и эксперименты показали, что при прочих равных и строгих параметрах при лобовом столкновении двух автомобилей на скорости 70 километров в час на каждый автомобиль будет воздействовать такое же количество кинетической энергии, сколько и при столкновении с недеформируемой стеной на такой же скорости. Дело в том, что при столкновении энергия гасится за счёт деформации кузова автомобиля, то есть в дело вступает сила сопротивления. И в случае с двумя движущимися автомобилями этот процесс умножается на два, что и в итоге и дает те же самые характеристики лобового столкновения, что и в случае с неподвижным объектом.

Но это, как бы, теоретическая физика лобового столкновения. Практическая же сторона проблемы главное значение имеет в том, как же свести к минимуму травмы находящихся в автомобиле людей, когда становится ясно, что лобового столкновения уже не избежать. В данном случае советов немного, но они могут спасти жизнь. Главный совет это, конечно, соблюдать правила дорожного движения в той части, которые касаются использования ремней безопасности - для водителя и пассажира на переднем сиденье это вопрос жизни и смерти. К тому же и подушки безопасности при столкновении срабатывают лишь тогда, когда ремни пристёгнуты. В остальном советы просты: если есть возможность, постараться сместить автомобиль, чтобы удар пришёлся по касательной. Кроме того, водитель должен зафиксировать руки на руле и спрятать в них лицо - что важно для предотвращения повреждений глаз и лица в целом. У пассажира на заднем сидении задача другая - нужно сократить площадь тела, которое может подвергнуться воздействию осколков и частей транспортного средства. Для этого необходимо лечь на сидение боком и закрыть лицо руками.

Александр Бабицкий


15-07-2013 в 16:07

ГИБДД опубликовала статистику ДТП за первое полугодие 2013 года. Основными видами аварий являются столкновения и наезды. Обратите внимание на рекомендации, как действовать и вести себя за рулём в случаях, когда удар неизбежен.

Как правило, столкновение случается, когда машина становится неуправляемой и человеческой реакции для предотвращения аварии уже недостаточно.

Многие водители в стрессовой ситуации думают, прежде всего, о том, как минимизировать повреждения автомобиля, и из-за этого принимают ошибочные решения, которые иногда оказываются фатальными.

Самое главное в аварийной ситуации – это спасти жизнь и здоровье людей!

В случае неизбежной аварии водителю за минимальный отрезок времени необходимо решить важнейшую задачу: как сохранить жизнь и здоровье.

1. В первую очередь, при наличии возможности стоит предупредить других участников движения об опасности, подав звуковой или световой сигнал .

2. При неизбежности лобового столкновения , если вы пассажир и пристегнуты ремнем безопасности, быстро закройте руками лицо, особенно глаза. Да-да, это не шутка! Именно это поможет вам защитить лицо и глаза от травм.

3. Если же вы в критической ситуации не пристегнуты ремнем безопасности, необходимо немедленно лечь вбок на расположенное рядом пассажирское сиденье: это позволит избежать удара о летящие опасные предметы. Многие тяжкие и смертельные травмы люди получают в результате удара именно о боковые части автомобиля.

4. Если вы водитель – постарайтесь убрать ноги подальше от педалей: можете пострадать от серьезных переломов голеней и стоп.

5. Если вам грозит боковое столкновение , сильно держитесь руками за руль или поручень, иначе вас может отбросить на дверцу автомобиля или стекло. При этом будьте готовы предпринять необходимые действия в зависимости от ситуации: возможно, после столкновения машину придется выровнять рулевым колесом, нажать на тормоз или другое.

В среде начинающих водителей бытует мнение, что удары сзади почти не опасны, но это серьезная ошибка. Особенно сложно в такой ситуации приходится тем, у кого в машине отсутствуют подголовники: в результате удара голова человека отбрасывается назад, но, поскольку его тело останется на сиденье, это может привести к перелому шейных позвонков.

6. В случае, когда вы заметили приближающееся сзади транспортное средство и поняли, что столкновение неизбежно (перестраиваться некуда, на обочину съехать невозможно и тому подобное), упритесь руками в руль и будьте готовы изменить направление движения сразу после удара, а также воспользоваться педалью тормоза. Избежать столкновения можно путем резкого увеличения скорости (если это позволяет дорожная обстановка).

7. Если вы стоите на перекрестке и видите, что удар сзади неизбежен, отпустите педаль тормоза (это смягчит удар), но нажмите ее сразу после аварии, чтобы предотвратить выезд на перекресток (пешеходный переход) или столкновение с транспортным средством, находящимся перед вами. Изо всех сил упритесь руками в руль, спиной – в спинку сиденья и прижмитесь затылком к подголовнику.

8. При этом нажмите клавишу звукового сигнала и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы известить окружающих о скором ДТП.

Надеемся, что эти советы помогут вас и вашим родным остаться целыми и невредимыми в критической ситуации в пути.

Не секрет, что с безопасностью автомобиля связано множество мифов. В форумах, ЖЖ и офлайновых дискуссиях полно советов на тему того, какой автомобиль безопаснее и как лучше себя вести в аварийной ситуации. Большинство этих советов если не бесполезны, то малоосмысленны - человек советует покупать "пятизвездочный" автомобиль по EuroNCAP, а почему, как, собственно, и что эти звезды значат - объяснить не может. В частности, практически никто не понимает, как "звезды" соотносятся с вероятностью серьезно пострадать в аварии конкретного типа и при конкретной скорости. Понятно, что чем больше звезд - тем лучше, но насколько это "лучше" и где проходит безопасный предел? Пользователь LiveJournal 0serg посчитал, как, на чем и куда безопаснее врезаться , и разбил в пух и прах теорию EuroNCAP-овских "звезд".

Один из крайне распространенных мифов состоит в том, что очень часто, когда говорят о лобовом ударе автомобилей, скорости этих автомобилей складывают. Вася ехал 60 км/ч, а со встречки на него вылетел Петя на скорости 100 км/ч, удар - ну и сами понимаете, что там на 100+60 = 160 км/ч от машин осталось... Это - грубейшая ошибка . Реальная "эффективная скорость удара" для машин обычно будет равна приблизительно средней арифметической скоростей Васи и Пети - т.е. около 80 км/ч . И именно эта скорость (а не обывательские 160) и приводит к развороченным автомобилям и человеческим жертвам.

"На пальцах" происходящее можно пояснить таким образом: да, при ударе энергия двух автомобилей суммируется - но и поглощают ее тоже два автомобиля, поэтому на каждый автомобиль приходится лишь половина суммарной энергии удара. Корректный расчет происходящего при ударе доступен даже школьнику, хотя и требует определенной смекалки и воображения. Представим себе, что автомобили в момент удара скользят по ровному шоссе без сопротивления (учитывая, что удар происходит за очень короткое время и действующие на машины силы удара гораздо выше сил трения со стороны асфальта - даже при интенсивном торможении это допущение можно считать вполне справедливым). В этом случае движение при ударе будет полностью описываться одной-единственной силой - силой сопротивления сминаемых корпусов металла. Эта сила, по 3-му закону Ньютона, для обеих машин одинакова, но направлена в противоположные стороны.

Мысленно поставим между машинами тонкий, невесомый лист бумаги. Обе силы сопротивления (первой машины и второй) будут действовать "через" этот лист, но поскольку эти силы равны и противонаправленны, то они полностью компенсируют друг друга. А стало быть, на протяжении всего удара наш лист будет двигаться с нулевым ускорением - или, другими словами, с постоянной скоростью. В инерциальной системе координат, связанной с этим листом, обе машины как бы "врезаются" с разных сторон в этот неподвижный лист бумаги - до тех пор, пока не остановятся либо (одновременно) не отлетят от него. Вспоминаете методику EuroNCAP где машины врезаются в неподвижный барьер? Удар о наш гипотетический "лист бумаги" в нашей специальной системе координат будет равносилен удару о массивный бетонный блок на той же скорости.

Как посчитать скорость листа бумаги? Это довольно просто - достаточно вспомнить механику соударений из школьной программы. В какой-то момент оба автомобиля "останавливаются" относительно системы координат листа бумаги (это происходит в то мгновение, когда автомобили начинают разлетаться в разные стороны), что позволяет нам записать закон сохранения импульса. Считая массу одного автомобиля m1 и скорость v1, а другого - m2 и скорость v2, получаем скорость листа бумаги v по формуле

(m1+m2)*v = m1*v1 - m2*v2

v = m1/(m1+m2)*v1 - m2/(m1+m2)*v2

Для столкновения в "попутном" направлении скорость второй машины следует считать со знаком "минус".
Относительные скорости машин относительно бумаги (т.е. "эквивалентная скорость удара о бетонный блок") соответственно равны

u1 = (v1-v) = m2/(m1+m2) * (v1+v2)

u2 = (v+v2) = m1/(m1+m2) * (v1+v2)

Таким образом, "эквивалентная скорость" лобового удара действительно пропорциональна сумме скоростей автомобилей - однако берется она с неким "поправочным коэффициентом", учитывающим соотношение масс автомобилей. Для автомобилей равной массы он равен 0,5, т.е. суммарную скорость нужно поделить пополам - что и дает нам упомянутое в начале заметки типичное для подобных аварий "среднее арифметическое". В случае столкновения машин разной массы картина будет существенно иной - "тяжелая" машина пострадает меньше, чем "легкая", причем если различия в массе достаточно велики - разница будет колоссальной. Это типичная ситуация для аварий класса "влетела легковушка в груженый грузовик" - последствия такого удара для легковушки близки к последствиям удара на полноценной "суммарной" скорости, в то время как "грузовик" отделывается небольшими повреждениями, т.к. для него "эквивалентная скорость удара" оказывается равной десятой, а то и двадцатой доле суммарной скорости.

Итак, мы научились считать "эквивалентную скорость удара" по очень простой формуле: нужно сложить скорости (для удара в попутном направлении - вычесть), а затем определить, какую долю массы составляет ЧУЖАЯ машина от суммарной массы ваших машин и умножить этот коэффициент на посчитанную скорость. Прикидочные значения коэффициента:

Машины примерно одинаковой весовой категории: 0.5

Малолитражка vs легковушка: малолитражка 0.6, легковушка 0.4

Малолитражка vs джип: малолитражка 0.75, джип 0.25

Легковушка vs джип: легковушка 0.65, джип 0.35

Легковушка vs грузовик: легковушка >0.9, грузовик <0.1

Джип vs грузовик: джип >0.8, грузовик <0.2

Например, джип Porsсhe Cayenne массой 2,5 тонны на перекрестке врезается на скорости 100 км/ч в едва начавший левый поворот Ford Focus II массой 1,3 тонны. Суммарная скорость - 100 км/ч, эквивалентная скорость удара для Cayenne - 35 км/ч, а для FF - 65 км/ч.

Основная угроза для жизни водителя при ударе определяется (в случае если он пристегнут) деформацией салона автомобиля. Эта деформация, в свою очередь, примерно пропорциональна поглощенной энергии удара. А эта энергия определяется старой доброй формулой "эм вэ в квадрате пополам", т.е. уже для 80 км/ч она будет в 1,5 раза больше "номинальной" энергии EuroNCAP, на 100 км/ч - в 2,5 раза больше, на 120 км/ч - в 3,5 раза больше, на 140 км/ч - почти в 5 раз больше.

Поэтому р еальная безопасность EuroNCAP-овских "звезд" обеспечивается только при эффективной скорости удара менее 80 км/ч!

Иными словами, все что выше 80 км/ч, - потенциально опасно для жизни, невзирая на тип автомобиля . "Горе-гонщиков" на дорогих автомобилях реально спасают лишь "понижающие коэффициенты" упомянутые выше - даже при суммарной скорости в 200 км/ч они, как было показано, обычно снизят эффективную скорость существенно более тяжелой машины до 80 км/ч и менее. Да и тормоза обычно позволяют успеть сбросить хотя бы 20-30 км/ч (а чаще - больше) в последний момент - отсюда и кажущаяся безопасность дорогих джипов. Но при ударе о прочное неподвижное препятствие либо о грузовик все закончится гораздо печальнее . Прочность машины на 100 км/ч - понятие весьма условное! Скорости до 80 км/ч на современных машинах практически безопасны в любой ситуации, но водитель, летящий со скоростью 140+ км/ч - это с большой долей вероятности убийца либо самоубийца.

Надо отметить, что с этой особенностью связан характерный миф о "низкой безопасности" легковых машин, особенно малолитражных и российского производства. Обычно в его подтверждение приводят красноречивые примеры лобового столкновения подобной машинки с каким-нибудь представительским автомобилем или джипом - но вы, полагаю, теперь уже догадываетесь, что основной причиной подобного кошмара становится не столько "низкая прочность" этих машин, сколько низкая масса, из-за которой последствия для легкой машины заведомо будут в разы сильнее последствий для тяжелой. Качество реализации пассивной безопасности машины в подобных ударах уже отходит на второй план. Однако во всех других авариях (вылет с трассы, удар о грузовик, удар с примерно таким же автомобилем) ситуация будет далеко не столь драматичной. Для тяжелых авто справедливы прямо противоположные соображения.

Коротко - о непристегнутых ремнях безопасности. При ударе о препятствие непристегнутый человек летит на баранку со скоростью, примерно равной эффективной скорости удара. Скорость, которую набирает человек, падающий с пятого этажа здания, при ударе о землю - менее 60 км/ч. Выживает примерно половина. Скорость, которую набирает человек падающий с девятого этажа, - около 80 км/ч. Выживают единицы. Подушки безопасности и удачно выбранная поза позволяют смягчить последствия (сделав выживание на 60 км/ч весьма вероятным, а на 80 - более реальным), но я бы сильно на них не рассчитывал. Буквально плюс 40 км/ч к относительно безопасному значению (которое, как я уже упоминал, в типичных авариях ближе к 60) - и вы гарантированный труп, что бы вы ни делали, и какая бы продвинутая система безопасности в машине ни была. Запас прочности у пристегнутых гораздо выше - там критической будет плюс 100 км/ч к безопасной скорости, и выйти за эти пределы будет не так просто. В неудачных ситуациях (вылет на обочину или под грузовик) обе цифры следует поделить пополам.

Практические советы:

1. Не превышайте сильно скорость. Шансы погибнуть после 120 км/ч растут ОЧЕНЬ быстро, хотя для тяжелых автомобилей безопасный верхний предел обычно несколько выше - увы, за счет безопасности окружающих.

2. Если превышаете - пристегивайтесь. Хотя для относительно небольших скоростей (0-100) без ремня достаточно много шансов выжить, в диапазоне скоростей 100-140 при аварии часто непристегнутые = трупы.

3. Современный тяжелый автомобиль почти всегда значительно безопаснее в авариях с более легкими автомобилями . К авариям с участием грузовиков или вылетом с трассы данное соображение не относится. Не забывайте только, что большая масса далеко не всегда компенсирует плохую пассивную безопасность - старье 20-летней давности настолько хуже современных 4-5-"звездочных" автомобилей, что его вообще мало что может спасти в аварии.

4. Удар о неподвижное тяжелое препятствие на обочине для тяжелой машины опаснее лобового столкновения. Для легкой машины - наоборот.

5. Удар о неподвижную машину и тем более - машину двигающуюся в попутном направлении всегда гораздо безопаснее удара о неподвижное тяжелое препятствие на обочине.

6. Если вы видите, что сейчас будет авария, а уворачиваться уже поздно - тормозите, как то и предписано ПДД. Пытаться вылететь на обочину, не сбрасывая скорости, обычно как минимум не менее опасно.

7. Исключением из пункта 6 является только тот случай, когда вам в лоб на большой скорости летит грузовик - тут лучше делать что угодно, но с его пути уходить. Но эта ситуация мне в реальной жизни пока не встречалась ни разу (а чтобы самим не вылетать на грузовики на большой скорости - см. пункт 1).

Кошмар любого водителя - навстречу летит другой автомобиль. Еще хуже если это грузовик. Только что вы спокойно ехали по своей полосе и тут неожиданно появилась старуха с косой. Но если знать несколько простых правил и уметь управлять своим автомобилем в нештатных ситуациях, то можно избежать лобового столкновения или хотя бы уменьшить его последствия.

Тормозите

Во большинстве мировых правил дорожного движения содержится одна и та же мысль - при возникновении опасной ситуации водитель обязан принять меры для снижения скорости движения вплоть до остановки. То есть правило простое - в любой непонятной ситуации тормози.

Да, это не идеальное решение для ста процентов случаев. Иногда действительно лучше было бы проскочить на скорости или сманеврировать как-то иначе. Но пока все просчитаешь, уже трижды погибнуть успеешь. А чем меньше скорость, тем легче последствия аварии. Поэтому при опасности - педаль тормоза в пол, колеса прямо.

Инструктора по вождению советуют отрабатывать экстренное торможение регулярно, хотя бы раз в пару месяцев устраивая себе и автомобилю проверку. На пустой дороге попробуйте ударить по тормозам на скорости сначала 60, потом 90 км/ч. Это покажет поведение машины при экстренном торможении и работоспособность системы. В нештатной ситуации будет проще после такой подготовки.

Маневрируйте после торможения

Первая мысль, которая приходит в голову многих водителей при виде опасности - резко повернуть руль и уехать подальше от опасности. Такое поведение обосновано эмоциями, инстинктами, но никак не логикой. За редким исключением. Дело в том, что все более менее умеют вести машину прямо, но маневрировать на скорости намного сложнее. При резких движениях рулем на скорости машина очень легко уходит в занос и становится неуправляемой. Именно это и приводит к самым тяжелым столкновениям.

Поэтому правильнее сначала оттормозиться и только потом маневрировать. Именно: сначала торможение, потом маневрирование, не одновременно. Распространенная ошибка - вертеть руль с зажатой педалью тормоза. Заблокированные колеса легко уходят в скольжение и машина становится неуправляемой. Поэтому оттормозились насколько возможно, отпустили педаль тормоза и после этого пытаемся уехать от опасности.

Часто бывает, что времени уйти от опасности не остается. Но в таком случае скорость столкновения будет намного ниже и поэтому последствия тоже будут легче. Особенно если второй участник аварии будет действовать также. Второй момент в этой ситуации - лобовое столкновение с полным перекрытием намного безопаснее касательных ударов.

Посмотрите на результаты краш-тестов. При ударе всей передней частью у большинства автомобилей салон остается цел, а пассажиров защищают подушки и ремни. А при ударах по касательной последствия обычно тяжелее. Но именно такой удар часто и происходит при попытках разъехаться. Поэтому вывод простой - сначала тормоз, потом крутим руль, если есть место для маневра.

Уезжаем на свою обочину

Истории про спасительный маневр на встречку похожи на рассказы выживших непристегнутых водителей. Но это как выигрыш в лотерею - бывает очень редко и рассчитывать на такое не стоит. Скорее всего на встречной полосе будет кто-то ехать и с ним разминуться уже не получится. Причем скорость этого автомобиля может быть выше того, что вынудил маневрировать.

Поэтому по возможности остаемся в своей полосе, тормозим на прямых колесах и уходим на обочину, если она свободна. Но тут важно учитывать действия водителя, который выехал вам в лоб. Он тоже может попытаться уйти от столкновения на вашей обочине и тогда лобовое столкновение произойдет там. Поэтому включить поворотник будет не лишним. Конечно, смешно звучит, но в экстренной ситуации все средства хороши. Беда только в том, что времени на них часто не хватает.

Выезжать на встречную полосу или на левую обочину имеет смысл только если там очевидно свободно или на правой обочине нет возможности выехать - идут люди, стоит отбойник или еще что-либо. Тогда при наличии времени стоит рискнуть и принять влево.

Напомните о себе

Возможно, вас просто не видят. Включите дальний свет и подайте звуковой сигнал. Тогда у обгоняющего водителя появится возможность среагировать раньше. Также звуковой сигнал может разбудить спящего водителя. Бывает, в экстренной ситуации люди впадают в ступор и просто теряют способность действовать. Громкий звук гудка способен вернуть ясность ума. Как и мигание дальним светом. Также включайте аварийную сигнализацию, чтобы предупредить об опасности следующих за вами водителей.

Одно из самых страшных дорожно-транспортных происшествий - это лобовое столкновение. При этом, даже если оба автомобиля двигались с достаточно умеренной скоростью, последствия все равно могут быть катастрофичны, поскольку скорость обоих транспортных средств при лобовом столкновении суммируется. Т. е. если автомобили двигались со скоростью 50 км/ч каждый, столкновение вызовет такие же последствия, как если бы авто врезалось в стену на скорости 100 км/ч. На основании многочисленных исследований, такой удар будет иметь самые печальные последствия для водителя и пассажиров.

После столкновения и мгновенной остановки транспортного средства, водитель с пассажирами продолжают движение вперед по инерции. Именно поэтому получают серьезные травмы. К числу наиболее распространенных относится удар головой о стекло. Поэтому для водителя крайне важным навыком является умение уйти от лобового столкновения. В ряде случаев при невозможности избежать дорожно-транспортного происшествия полностью, имеет смысл предпочесть столкновение «по касательной» или же «контакт» с автомобилем, двигающемся в попутном направлении.

Первое, что нужно сделать при угрозе лобового столкновения

Как показывает практика, чем ниже скорость транспортного средства перед лобовым столкновением, тем менее серьезные последствия оно за собой влечет. Поэтому при малейшей угрозе столкновения, первое, что обязан сделать водитель - максимально снизить скорость своего автомобиля. На сегодняшний день многие автомобили оснащаются самыми совершенными системами, которые в автоматическом режиме ведут мониторинг дорожной ситуации. При опасном сближении или его угрозе подаст водителю соответствующий сигнал.

Кроме того, ряд систем, к примеру, CMBS, способны самостоятельно активировать систему экстренного торможения. Но при их отсутствии, слежение за ситуацией на дороге становится обязанностью водителя. Кроме соблюдения скоростного режима, стоит осознавать, что при угрозе лобового столкновения куда предпочтительнее оказаться в придорожных кустах или кювете, нежели подвергнуть собственную жизнь опасности, а автомобиль - серьезному разрушению. Естественно, не стоит пренебрегать использованием ремней безопасности, поскольку подушка безопасности рассчитана только на пристегнутого водителя.

Одним из важных моментов, которые позволяют уйти от лобового столкновения является опыт. Но совершенно необязательно проводить за рулем многие годы, достаточно пройти специальные курсы контраварийного или экстремального вождения. Такие занятия длятся максимум 6 дней, и дают водителю не только достаточный набор навыков, но и так необходимую «мышечную память», позволяющую действовать в экстремальной ситуации практически автоматически (рефлекторно). При невозможности пройти специальное обучение, можно проводить самостоятельные занятия на пустынных площадках. Несколько дельных советов о том, как уйти от лобового столкновения можно посмотреть на видео:

Правильная посадка в автомобиль и правило 2-х секунд

Правильная посадка в транспортное средство начинается с регулировки положения кресла. При его нормальном положении водителю доступно включение любой скорости и полное выжимание любой педали. Кроме этого, перед началом движения необходимо отрегулировать положение зеркал «под себя» - они должны обеспечивать максимально возможный обзор. Ни в коем случае нельзя начинать движение при замерзших стеклах, которые препятствуют нормальному обзору.

Правило двух секунд существует уже достаточно давно. Его основной принцип заключается в измерении дистанции до ближайшего автомобиля не в его корпусах или метрах, а в секундах. Для реализации этого правила на практике следует выбрать ориентир для автомобиля, движущегося впереди, и засечь время его прохождения. Если пройти выбранную дистанцию удается быстрее 2-х секунд, ее необходимо будет увеличить. Стоит знать, что при движении по скользкой дороге дистанция увеличивается в несколько раз.

На практике это дает возможность адекватно оценить надвигающуюся опасность и вовремя принять соответствующие меры для ее недопущения. Так называемое расстояние реакции для водителя, движущегося на скорости 60 км/ч составляет около 20-ти метров - такое расстояние успевает проехать автомобиль, прежде чем водитель успевает нажать на тормоз. К этому прибавляется и тормозной путь. В общем, дистанция должна получиться таковой, чтобы автомобиль успел снизить скорость и совершить маневр, уходя от лобового столкновения.

Простые правила, помогающие избежать лобового столкновения


Достаточно часто лобовое столкновение является результатом неправильного обгона, перед совершением которого водитель не смог адекватно оценить ситуацию на дороге. Чтобы ответить на вопрос как избежать лобового столкновения при совершении обгона, имеет смысл перечислить простые правила:

  • своевременное включение поворотника предупредит всех участников о совершении маневра;
  • при смещении всего на один метр влево видимость вперед должна быть не менее 100 метров;
  • следует позаботится о запасе места для разгона, чтобы время нахождения на встречной полосе оказалось минимальным;
  • перед маневром следует выбрать ту передачу, которая позволит мгновенно набрать скорость;
  • появление на «встречке» автомобиля - это повод отказаться от обгона и вернуться на свою полосу.

Навыки, помогающие предотвратить лобовое столкновение

Помимо банального соблюдения простейших правил и культуры на дороге (подавать сигнал поворота, избегать резких маневров), необходимо проявлять максимальную концентрацию и не отвлекаться на занятия посторонними делами. Принимать пищу, употреблять напитки или поднимать упавшие на пол веще во время движения недопустимо. Также, как и менять радиостанцию или разговаривать по телефону - все это существенно отвлекает от дороги.

Важно! При скорости 100 км/ч всего за одну секунду автомобиль проезжает 30 метров, и даже легкого ослабления внимания со стороны водителя достаточно для выезда на встречную полосу и совершения лобового столкновения.

Достаточное внимание необходимо уделять и наличию свободного пространства вокруг транспортного средства. При этом, дистанцию необходимо выбирать в соответствии с типом транспортного средства, находящимся спереди. Так, от мотоцикла лучше держаться подальше, поскольку тормозной путь у него меньше. Подальше стоит ехать и от грузовика, поскольку он существенно затрудняет обзор, а внезапную опасность можно заметить слишком поздно, когда лобовое/иное столкновение будет уже неизбежно.