Правильное включение передач. Как правильно переключаться на первую передачу и как быстро ускориться на машине. Режимы движения акпп

Научится грамотно управлять автомобилем – задача непростая. Выучить правила дорожного движения, научится крутить руль, и переключать передачи – это лишь полдела. Настоящий водитель – это человек, который чувствует свой автомобиль как часть своего тела, это тот, кто управляет с помощью рефлексов. Разумеется, достичь мастерства невозможно без знания устройства вашего автомобиля и, конечно же, теории управления.

В этой статье мы поговорим об одном из основных узлов вашей машины – коробке переключения передач. В зависимости от конструкции, коробки делятся на два основных типа автоматические и механические, все они выполняют одну функцию – передачу энергии от двигателя к колесам. Мы рассмотрим наиболее популярный в России и самый сложный в управлении тип КПП – механическая коробка переключения передач (МКПП).

Существует несколько разновидностей МКПП

  1. Традиционная МКПП – наиболее распространенный тип коробки, о ней и пойдет речь в статье.
  2. МКПП секвентального типа – отличаются от предыдущей тем, что в ней нельзя перешагнуть через одну передачу (только последовательно).

Управление МКПП

Управление МКПП осуществляется при помощи , а также рычага переключения скоростей. Каждой из передач соответствует определенное положение рычага. Начинающему водителю нужно запомнить соответствие передач – положениям рычага. Необходимо научится переключать передачи, не отвлекаясь от дороги, и не задумываясь над тем, какая передача включена в настоящий момент.
Заведите авто, но прежде удостоверьтесь, что ваш рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении. Выжмите до упора в пол сцепление, и переведите рычаг в положение первой передачи. Затем слегка надавив на педаль акселератора, быстро, но не резко отпускаете сцепление, задержав его на несколько секунд в середине хода педали. Если вы выполнили инструкцию точно, ваше авто поедет ровно, не трясясь и без моторного рева.

Развив скорость необходимую для переключения передачи, опять выжимаете сцепление, переключаете передачу, после чего отпускаете сцепление. Включив передачу, одновременно отпускаете сцепление и плавно давите на акселератор. Сменять передачи следует по очереди (с первой на вторую, и так далее).

Снижая скорость, следует переключаться в соответствии со скоростным режимом. Рабочий интервал для большинства МКПП такой: первая передача от 0 до 20 км/ч; вторая от 20 до 40 км/ч; третья от 40 до 60 км/ч; четвертая от 60 до 80 км/ч; пятая от 80 до 150- 200 км/ч.

Как самому выбрать скорость и обороты двигателя, на которых будет включена необходимая передача?

Приведем пример, на первой передаче вы можете ускорить автомобиль до 30 км/ч, а переключится на вторую, вам следует на скорости от 10 км/ч до 30 км/ч. Например, при 18 км/ч, вы можете плавно переключиться на вторую передачу, и ваше авто при этом не будет дергаться.

Также при эксплуатации авто с МКПП помните: чем ниже передача – тем она мощнее, но тем ниже ее максимально и минимально допустимые скорости. Вот почему двигаясь с места и поднимаясь на возвышенность, следует включать 1-ю или 2-ю передачи. Следовательно, 3-ю, 4-ю, 5-ю следует использовать при передвижении на более высоких скоростях, при выезде со спуска. Правильное переключение передач сделает вашу поездку приятной, лишенной неприятного дерганья и оглушающего моторного рева на высоких оборотах.

Чем ниже передача – тем она мощнее, но тем ниже ее максимально и минимально допустимые скорости

Главное, что следует помнить - это то, что ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу во время движения вперед. Это непременно приведет к аварии или выходу МКПП из строя. Чтобы не допустить этого в большинстве современных авто, установлены блокираторы задней передачи.

Преимущества МКПП

Водить машину с механической коробкой передач гораздо сложнее, чем с , тем не менее, МКПП имеет множество преимуществ:

  • Прежде всего, можно управлять стилем езды (от «эконом», до спортивного стиля).
  • Можно завестись с раздраженным аккумулятором (подтолкнув автомобиль), можно снизить скорость не используя тормоза, т.е. тормозить двигателем.
  • При старте с места МКПП заметно опережает АКПП. В любых погодных условиях МКПП предоставляет гораздо больше возможностей контролировать автомобиль на дороге.

Давайте рассмотрим перечисленные преимущества механической коробки подробней:

Торможение двигателем

Главное правило автовладельца: любое действие обязано соответствовать дорожной ситуации. Это касается, прежде всего, торможения двигателем, его следует совершать лишь в конкретных дорожных ситуациях.

В каких случаях следует применять торможение двигателем – это предмет постоянных дискуссий между автовладельцами, однако, есть ситуация, когда оно необходимо. Торможение двигателем обязательно пригодится тогда, когда у авто пропадают тормоза (вследствие неполадки или намокания тормозных колодок), в этом случае его применение становится вопросом жизни и смерти! Чтобы ваша машина перестала разгоняться и начала замедление, нужно отпустить педаль акселератора, оставив передачу включенной – это и есть торможение двигателем, в самом безопасном его варианте.

Опасный способ применяется тогда, когда скорость слишком высока и требуется срочно ее скинуть. В этом случае придется постепенно переключать передачи, от повышенной к более низкой. Быстрее всего скорость будет снижаться при включенной первой передаче. Однако не пытайтесь переключиться с пятой передачи сразу на первую или вторую передачу. В этом случае вас, скорее всего, занесет, и вы попадёте в аварию. В лучшем случае выйдет из строя коробка передач.

Начинающим водителям, следует помнить, что использование торможения двигателем не только опасно, но и может способствовать повышенному износу деталей МКПП и даже привести к их поломке.

Экономичный стиль вождения

Вторым по важности (после торможения двигателем) преимуществом МКПП является возможность значительно уменьшить свой расход топлива. Для этого нужно придерживается экономичного стиля езды, вот его основные правила:

Следуйте этим простым правилам, и вы сможете снизить расход топлива до 50 процентов!

Что делать в случае поломки?

Разумеется, смена стиля управления, поможет достичь экономии только на полностью исправном автомобиле. Любая поломка приведет к уменьшению КПД вашего автомобиля, и как следствие, к увеличению расхода топлива.
Часто начинающие автолюбители даже не знают о такой вещи, как переключение передач с двойным выжимом сцепления при работе с МКПП. Этот способ применялся в те времена, когда еще небыли изобретены синхронизаторы (небольшое устройство, которое выравнивает скорость шестерен и не дает им блокироваться). До изобретения синхронизаторов, водителям приходилось совершать процедуру двойного выжима по несколько десятков раз за поездку.

Применительно к МКПП, одной из самых частых поломок – является выход из строя синхронизаторов. Если с вами произойдет такая неприятность, не спешите вызывать эвакуатор. В случае если передачи не переключаются либо хрустят при переключении, вы сможете самостоятельно добраться до гаража, используя двойной выжим сцепления или перегазовку.

Метод «Двойного выжима»

Нужно увеличить обороты, затем отжать сцепление, отпустив акселератор. Затем переводите рычаг в нейтральное положение, и отпускаете сцепление. Маленькая пауза, и опять выжимаете сцепление, после чего переходите на повышенную скорость.

Метод «Перегазовки»

Сбрасываете скорость до оптимальной (в зависимости от того на какую скорость вы хотите переключиться). Выжмите педаль сцепления до конца, затем переводите рычаг в нейтральное положение, и отпускаете сцепление. Добавьте оборотов, дождавшись синхронизации. Полностью выжимаете педаль сцепления, и переключаетесь на пониженную передачу. Самое сложное это – выдержать нужную паузу на «нейтрали». Очень непросто подобрать нужную продолжительность выдержки и уровень оборотов по тахометру, продолжайте тренироваться, пока у вас не получится.

Механическая коробка переключения передач не зря пользуется уважением отечественных автолюбителей. Она проста и надежна как титановый шарик, и благодаря этому, дешева в обслуживании. Единственный ее недостаток – низкий уровень комфорта в управлении, полностью компенсируется повышенным уровнем контроля над автомобилем.

С появлением АКПП все оценили ее достоинства в плане удобства управления автомобилем. Однако учитывая ее недостатками, определенное число водителей предпочитает использовать МКПП. Если раньше вам не доводилось ездить на машине с такой коробкой передач, то готовьтесь к тому, что вам действительно придется заново переучиваться ездить на машине. Тем сегодняшней статьи будет посвящена тому, как правильно переключать передачи на механике во время движения.

Умение владеть техникой переключения на МКПП очень важно, потому как такой вид трансмиссии позволяет полностью контролировать поведение автомобиля на дороге . Кроме того, механика концентрирует постоянное внимание водителя, а также учит заранее просчитывать дорожную ситуацию, чтобы избежать аварий.

На первый взгляд, это довольно сложно, однако постоянные тренировки оттачивают все действия до автоматизма, а значит, овладеть механикой можно только постоянно практикуясь.

Теперь немного теории. Для начала, необходимо научиться трогаться. Как на автомате, рычаг переключения должен стоять в нейтральном положении, чтобы исключить самопроизвольное начало движения. Для большей уверенности рекомендуется выжимать сцепление. Последнее действие снижает нагрузку на стартер, так как ему не придется раскручивать первичный вал КПП.
Как только двигатель прогреется, а вы решите начать движение, выжмите сцепление, затем включите первую передачу. Теперь самое ответственное – нужно медленно отпустить сцепление, а также добавлять обороты двигателю. Делать это нужно как можно плавно, но быстро, чтобы не сжечь фрикционный диск. Конечно, с первого раза это может не получиться, но постоянные тренировки и практика помогут вам быстро освоиться с управлением.
После того, как вы научитесь трогаться, самое время изучить принципы разгона . Это очень сложная тема, потому как многие начинающие водители попросту забывают включать передачи и продолжают наращивать скорость на первой передаче.

  • Во-первых, это вредно для двигателя, так как он начинает работать под большой нагрузкой
  • Во-вторых, многократно увеличивается расход топлива. Поэтом запомните простое правило. Раскрутили двигатель до нужного диапазона оборотов – переключаемся.Самое изменение ступени происходит следующим образом: педаль газа нужно отпустить и резко выжать сцепление. Пока сцепление выжато, необходимо включить следующую передачу и плавно, но уже быстрее отпускать сцепление. В этом случае также добавляется газ. Как только это получится без рывков и падения скорости, значит, вам все удалось.

Посмотрите видео о том как плавно тронуться на механике

https://youtu.be/rAkN_mUw42g

Многие водители спорят о том, когда лучше переключать передачу. Действительно, это очень острая тема в наше время, потому как все автомобили разные. Однако для бюджетных автомобилей все же сформировались некоторые нормы. Все переключения осуществляются при 2500-3000 оборотах . Однако стоит отметить, что чем они выше, тем быстрее автомобиль будет разгоняться, но потреблять больше топлива, поэтому необходимо найти среднее. Если вам неудобно пользоваться тахометром или у вас его просто нет, то можно пользоваться и спидометром:
1. 0-20 километров в час – это 1 передача
2. 20-40 километров в час – это 2 передача
3. 40-60 километров в час – это 3 передача
4. 60-90(110) километров в час – это 4 передача
5. Все остальное принадлежит 5-ой скорости.

Конечно, это усредненные значения, которые зависят от мощности двигателя, коробки передач и редуктора (если он есть). Многие автомобили позволяют разогнать до 90 км/ч и на второй скорости, однако это сильно влияет на потребление топлива.

Здесь тоже все достаточно просто, но нужно знать одну важную деталь. При езде на повышенной передаче вы можете разогнаться до большей скорости с экономией топлива, но за больший промежуток времени. Время при обгоне играет важную роль, ведь чем дольше он будет совершаться, тем опаснее становится маневр, поэтому рекомендуется включить передачу пониже и на повышенных оборотах осуществить опережение автомобиля. В конце маневра можно включить следующую скорость.
Последний этап – это торможение . Научиться этому довольно сложно, но вполне возможно. Если вам необходимо очень быстро сбросить скорость, то достаточно быстро нажать сцепление с тормозом. Применять такой прием можно только в экстренных случаях. Для всех остальных – нужно сбросить газ, и притормаживать тормозом. Как только скорость упадет до следующей передачи, выжмите сцепление, не ослабляя нажатия на тормоз, и включите пониженную передачу. Отпускать сцепление теперь нужно так же, как и при начале движения. Как только вы переключитесь на 2 передачу, дальнейшее торможение можно осуществлять на сцеплении.

Как переключаться на механике без синхронизаторов

Синхронизаторами называют специальные механические устройства, которые нужны для уравнивания скоростей шестерней . Без них включение осуществляется с хрустом и затруднениями. Кроме того, это разрушает трансмиссию, поэтому при включении скоростей здесь нужно использовать два приема – двойной выжим и перегазовка.

Двойной выжим используется при переключениях на повышенную передачу.

Суть этого действия заключается в следующем: автомобиль разгоняется, а затем нужно выжать сцепление и переключиться на нейтральную, теперь отпустить и снова нажать и переключиться на высшую ступень. Конечно, делать это нужно как можно быстрее.
Перегазовка – это старый, но верный способ сохранить коробке передач жизнь и один из методов не потерять мощность при переключении на пониженную. Пригодится и тем, кто использует МКПП с синхронизаторами, так как при обгоне это поможет поднять обороты и увеличить мощность. Многие наверняка видели, как водитель грузового автомобиля при замедлении очень часто поднимает обороты двигателя и делает это не зря.

Во время замедления или перед совершением обгона, необходимо выжать сцепление, включить нейтральную передачу, отпустить педаль и нажать газ до упора. Обороты поднимутся и в этот момент нужно включить пониженную. В этой ситуации сцепление можно бросать.
Научиться этим приемам легко, достаточно немного потренировать на пустой дорогое, и тогда вы сможете в совершенстве владеть техникой переключения на механической коробке передач.

Как трогаться на механике? Водителям со стажем известно, что управлять автомобилем в разы легче, чем научится трогаться. Какие же действия необходимо выполнить для того, чтобы тронуться и поехать? Первоначально, поставив рычаг переключения передач на первую позицию, плавно отпустите педаль сцепления. И потихоньку начните движение на начальной небольшой скорости. Для этого очень плавно надавите на педаль газа и достигните скорости автомобиля до 20 км/ч.

Действуйте осторожно, слишком резкое нажатие на педаль газа может вызвать резкое движение вперед, при этом вызывая пробуксовку колес, ведущую к быстрому износу резины. Также данное действие может стать причиной повышенной нагрузки на двигатель. Кроме того, при резком движении, в силу неожиданности, водитель теряет на некоторое мгновение контроль над ситуацией и дорогой.

После того как автомобиль достиг желаемой скорости в 20 км/ч, необходимо убрать ногу с педали газа и в одно время с этим вплоть до упора выжать педаль сцепления. Далее поставить рычаг переключения скоростей во второе положение, таким образом, переключив с первой скорости на вторую. При этом, между переходами скоростей нужно выждать буквально секунду.

Секундная пауза необходима для выравнивания частоты вращения шестерен в коробке передач. Далее достаточно плавно, но в то же время и быстро нужно опустить педаль сцепления, и выжать педаль «газа», данное действие вызывает увеличение подачи бензина или иного топлива. После выполнения всех указанных действий, скорость автомобиля должна, с вашей помощью увеличится, и вы можете продолжить движение уже на второй передачи.

Движение на второй передаче.

Некоторый период времени автомобиль должен двигаться на второй передачи, вы в это время почувствуете себя более уверенно и комфортно за рулем, читаем, . Однако, контроль скорости должен происходить на уровне ощущений, взгляд должен быть устремлен на дорогу, а не на спидометр. Необходимо при движении на второй передачи успевать следить за дорожной ситуацией, иными участниками дорожного движения, разметкой и многими иными факторами. Идеальной является ситуация, когда вы контролируете не только происходящее перед вами, но и то, что происходит как позади, так и слева-справа от вашего автомобиля. Старайтесь чаще смотреть в зеркала, читаем, .

Движение на третьей передаче.

Только после того как, вы полностью освоили механизм начала движения, а также непосредственно самого движения автомобиля на первой и второй передаче, когда можете комфортно заводить автомобиль, можете переходить к освоению третьей передачи. Аналогичные предыдущим действия, которые вы произвели, когда двигались на второй передаче, при движении на третьей скорости повторяются. Однако имеется один важный нюанс, разгон с первой скорости до третьей равен не20 км/ч, а 30-40 км/ч. После того, как будете уверенны управлять автомобилем на третьей передаче, можно переходить на четвертую, а затем и на пятую.

При переключении на более высокие передачи, например, четвертую или на пятую, педаль сцепления необходимо опускать живее, чем при начале движения и переходе передач с первой на второю. Перед переключением с третьей на четвертую позицию, автомобиль необходимо разогнать до50 км/ч, а на пятую – до 80-90км/ч.

Не пропускайте очередность переключения передач. В случае движения автомобиля со скоростью, недостаточной для определенной передачи, двигатель при ее переключении может просто заглохнуть. Также такие действия однозначно приводят к быстрому износу деталей автомобиля, в том числе и его основной детали — двигателя.

Практически все современные автомобили оборудованы тахометрами. В этом случае, для понимания момента возможности переключения передач необходимо ориентироваться именно на его показания, то есть на частоту вращения коленчатого вала. Наиболее приемлемым считается 2500-3500 об/мин., но для начала движения, потребуется лишь 1500-1700 об/мин. Так называемый холостой ход предусматривает не менее 600-800 об/мин.

Обратное переключение передач.

Помимо набора скорости нужно и не забывать о необходимости обратного действия, то есть переключение передач от наиболее высокой к первой. Данная необходимость, естественно, возникает для быстрого торможения. Для этого необходимо отпустив педаль «газа», притормозить, после чего полностью выжать сцепление. После чего, включив нужную передачу, очень плавно отпустите педаль сцепления.

Таким образом, автомобиль комфортно для вас перейдет на необходимую передачу, после чего движение продолжится на необходимой скорости. Учитывайте, что более низкая передача предполагает, более плавные движения при отпускании педали сцепления. В противном случае, возможен занос автомобиля, что крайне опасно, особенно в зимний период.

Также об ошибках начинающих водителей можно узнать из следующего видео:

Правильное переключение во время движения

Часто встречаются ситуации, когда неопытные водители начинают переключаться, не набрав нужную скорость. В конечном итоге это губит не только трансмиссию, но и двигатель авто. При движении по трассам или магистралям переключение должно происходить плавно, передачи следует менять по мере увеличения скорости автомобиля.

У вас не должно быть цели достигнуть самой высшей передачи при маленькой скорости движения автомобиля, как и наоборот, постоянно ездить на высоких оборотах двигателя. Выбирать следует только нужную передачу, соответствующую текущей скорости движения автомобиля. Так как каждая передача имеет свой оптимальный скоростной режим, при котором двигатель работает наиболее эффективно и экономично.

Смотрим полезное видео, как переключать передачи по спидометру или тахометру во время движения:

Особенность вождения авто на механике

Для начинающих водителей могут быть удивительной новостью некоторые нюансы вождения авто с МКПП. Например, что при смене скоростей в коробке передач машина теряет определенную скорость движения. И чем дольше вы медлите с переключением, тем большую скорость утрачивает автомобиль.

Если вам нужно перейти на повышенную передачу, то переключать рычаг нужно быстро, не теряя время на обдумывание этого шага. Но это не значит, что нужно резко "втыкать" рычаг в неправильное положение. Старайтесь заранее приготовиться к включению той или иной передачи, еще до смены скорости. Поскольку от резких и не правильных переключений ваш автомобиль будет сильно страдать.

Помните, что при обгоне автомобиля переключаться не стоит, если вы не гарантируете проделать это быстро и правильно. Особенно это касается тех случаев, когда маневр нужно совершить за минимальный промежуток времени или в экстремальной ситуации.


Как правильно переключать передачи на механике во время движения?

На самом деле действия просты, в процессе езды все отрабатывается до автоматизма:

  • В первую очередь следует снять ногу с педали акселератора и, одновременно с этим, до упора выжать педаль сцепления.
  • Далее необходимо переключиться на низшую или высшую передачу, в зависимости от того, что вы хотите совершить.
  • После этого нужно очень медленно и плавно отпускать педаль сцепления, добавляя при этом газа.

Стоит отметить, что при правильном переключении не должно быть каких-либо толчков или рывков. При этом двигатель не должен сильно реветь, все должно проходить мягко и без лишнего шума.

Со временем вы научитесь чувствовать тот самый момент сцепления в своей машине, момент, когда педаль нужно совсем отпустить и делать это плавно, не доставляя механизмам вреда. КПП - это сложный механизм, большинство водителей никогда не видели его.

При не правильном использовании механизмы преждевременно изнашиваются, приносят вред машине и вашему кошельку при его поломке, берегите свой транспорт. Зная, как правильно переключать передачи на механике во время движения, вы убережете свое средство передвижения от ненужных ремонтных работ. Старайтесь выполнять все действия правильно, и ваше авто прослужит дольше.

Правильное переключение передач гарантирует долгосрочную службу коробки передач, а также комфортность передвижения. Многие начинающие водители испытывают неловкость, связанную с переключением передач, начиная водить самостоятельно.

Главный принцип переключения передач заключается в выжимании сцепления, включения нужной передачи и отпускания сцепления. Прежде всего, необходимо изучить расположение передач, нанесенное, как правило, на рычаг переключения механической коробки переключения передач (МКПП). Если оно отсутствует, то на помощь придет руководство по эксплуатации автомобиля.

Для исключения возможности случайного включения передачи заднего хода на современных коробках предусмотрено специальное кольцо для включения или же необходимо утопления рычага. Все эти особенности зависят от марки автомобиля.

При трогании с места, необходимо аккуратно работать с педалью сцепления, поскольку в этот момент машина чаще всего глохнет у начинающего водителя. Включать передачу нужно, удостоверившись, что машина стоит либо на ручном тормозе, либо нажата педаль тормоза, а педаль сцепления находится в нижнем положении.

Далее нужно плавно отпускать сцепление, до того момента как диск сцепления начнет «схватывать». В этот момент нужно отпустить тормоз и слегка добавить газ. Как только машина начнет двигаться, нельзя сразу быстро отпускать сцепление. Именно это приводит к тому, что машина резко дергается и глохнет. Плавное отпускание педали и увеличение газа позволит набрать скорость и продолжить движение без рывков.


Дальнейшее переключение передач происходит несколько иначе. Первая трудность, возникающая у новичка – определение момента включения следующей или предыдущей передачи. Для переключения можно пользоваться либо показаниями тахометра, либо спидометра. Обороты на тахометре в момент переключения колеблются от 2500 до 3500 оборотов в минуту.

Примерные интервалы, ориентируясь по спидометру, можно выделить следующие: 1-я передача – до 20 км/ч, 2-я – до 40 км/ч, 3-я – до 60 км/ч, 4-я – до 80 км/ч, 5-я – свыше 80 км/ч. Однако, все эти показания носят рекомендательный характер. Они могут изменяться в зависимости от специфики дорожных условий, времени года, угла подъема, загрузки автомобиля и т.д.

При переключении скорости во время движения необходимо отпустить педаль газа и выжать сцепление. Затем нужно перевести рычаг в нейтральное положение, а затем включить необходимую передачу. После этого нужно равномерно и относительно быстро отпустить сцепление, чтобы обороты на тахометре не опустились до состояния холостого хода . После этого можно нажать педаль газа и продолжить разгон или равномерное движение.

При понижении передачи последовательность действий аналогична переключению на повышенную передачу, но сцепление стоит отпускать плавней, чтобы двигатель равномерно увеличил обороты, исключая рывки.
Правильная работа с коробкой передач увеличит ее ресурс и комфортность вашего передвижения.

Как правильно переключать рычаг механической коробки передач

Как правило, у всех начинающих водителей по началу возникают некоторые проблемы с переключением передач. На самом деле ничего сложного в этом нет. Нужно просто немного приспособиться. Некоторые по ошибке говорят «переключение скоростей». Все-таки правильно говорить «переключение передач». Но, слово скорость так и хочется применить, ведь основной смысл в том, что чем быстрее движется машина, тем выше должна быть передача, и наоборот. А, непосредственно сама скорость увеличивается при нажатии на педаль газа.

Почему уметь и знать как переключать коробку передач на машине так важно для водителя? Неправильное переключение может привести двигатель к серьезным поломкам и в последствии к дорогостоящему ремонту.

Двигатель автомобиля всегда работает на одинаковых оборотах. Меняется только время для развития нужной скорости. Чем больше планируется ускориться, тем больше времени нужно будет на разгон.

Многие новички пытаются крепко-накрепко ухватить рычаг. Это неправильно. Не напрягайте руку, она должна быть расслаблена. Во всех современных автомобилях переключение происходит достаточно легко. Трудности могут возникнуть только в том случае, если вы не выжали до упора педаль сцепления. Важно помнить: при переключении выжимать сцепление обязательно нужно до упора!

Нейтральная передача (ее еще называют словом нейтралка) - на ней колеса отсоединены от мотора (диски разъединены).

Чем быстрее едет автомобиль (при нажатии на педаль газа), тем больше должна быть передача и наоборот.

Многие новички первое время забывают поглядывать на спидометр, в результате чего возможен долгий старт, машина будет ехать не на той передаче. Это может очень не понравиться инструктору. Стоит часто бросать взгляд не только по зеркалам заднего вида, но и на спидометр.

На какой скорости переключать передачи:
1-я: движение на 10-15км/ч, после 15км/ч переключаемся на 2ю.
2-я: разгон происходит на 15-30км/ч, движение 20-25км/ч, после 30 переключаемся на 3ю.
3-я: разгон и движение происходит на 30-45км/ч, движение 30-40км/ч, после 45 переходим на 4ю.
4-я: разгон на 45-90км\ч, движение 40-70км/ч, после 50 переходим на 5ю.

Вот в каком порядке и как правильно переключать передачи и педали:

  1. Изначально рычаг установлен на нейтралке и машина не заведена.
  2. Заводим машину ключом.
  3. Выжимаем сцепление до упора.
  4. Переключаем рычаг на первую.
  5. Плавно отпускаем сцепление и немного задерживаем его когда машина едва тронется. Как только поехала, нажимаем на газ если есть место для разгона.
  6. Если еще можно развить скорость выше, то выжимаем сцепление и переходим на вторую. Плавно отпускаем сцепление.
  7. После этого сразу добавляем газа и достигаем скорости в 20-25км/ч.
  8. Если нужно еще развить скорость, то делаем то же самое, что и в предыдущих двух пунктах, только переключаемся на третью и разгоняемся газом до 30-40км/ч.
  9. Далее можно еще разогняться подобным образом если есть условия.
  10. Если надо остановиться, то жмем на тормоз плавно и перед самой остановкой выжимаем сцепление. Передачу на ставим нейтралку и отпускаем все педали. Если планируете покинуть автомобиль, то не забудьте поставить его на ручник.

Повышать передачи можно только поэтапно, на одну больше, то есть с 1 на 2, со 2 на 3, с 3 на 4, с 4 на 5.

Снижать их можно резко. Допустим, с 5 на 2, или с 3 на 1, или с 4 на 3. При этом, притормозив до нужного километража на спидометре.

В горку передача должна быть понижена, иначе двигатель может заглохнуть. Если горка очень крутая, то выбрать нужно первую.

Важно: сцепление нужно выжимать резко, а не плавно!

После переключения на нужную передачу отпускать сцепление нужно плавно. Частое быстрое бросание сцепления может повредить трансмиссию автомобиля.

Педаль газа тоже стоит нажимать и отпускать плавно. Конечно, за исключением форсмажорных ситуаций. Если понадобится резко затормозить чтобы избежать ДТП (согласно правил дорожного движения), то тут уже будет не до плавности.

Никогда не включайте задний ход при движении вперед! Надо полностью остановить автомобиль, а потом включать заднюю передачу.

В непрофессиональных кругах, да и частенько в профессиональных, существует очень много заблуждений по поводу переключения передач. Цель этой статьи - рассказать, как это делается правильно. Мы не ставим перед собой задачу покрыть все аспекты и рассказать про все тонкости переключения передач, например, как и в каких случаях можно переключать, не используя сцепление. Мы хотим объяснить правильную базовую технику. Это ответит на практически все Ваши вопросы и развеет неясности, позволит уверенно и правильно переключать передачи как на трэке, так и на улице.

Статья пишется с учетом ручной коробки передач с синхронизаторами, т.е. обыкновенной "ручки", которую ставят на практически все автомобили от Девятки до Зонды. Материалы для этой статьи собраны из многих источников профессионального уровня.

Итак, мы надеемся, что все, читающие эту статью, понимают, зачем нужно переключать передачи - чтобы удерживать машину в желаемом диапазоне мощности двигателя.

Работа со сцеплением и газом.
При правильной технике переключения передач работа с педалью сцепления всегда выглядит так - нажали, отпустили. За исключением трогания с места, педаль никогда не отпускается (и, разумеется, не нажимается) медленно. Она быстро выжимается (желательно в пол, особенно при переключении вниз) и быстро отпускается. При этом не надо бить по педали или бросать ее. Все делается плавно, но быстро, как, впрочем, и со всеми другими элементами управления автомобилем. Педаль газа при переключении передач отпускается, чтобы снять нагрузку с коробки передач.

Переключение на пониженную передачу .
Для "продвинутых" водителей сразу разъясним, что переключение на пониженную передачу происходит только для того, чтобы поддерживать мощность. Для торможения используются тормоза, а не двигатель. Колодки стоят копейки и обойдутся дешевле, чем бензин и сцепление. Особенно актуально не заниматься ерундой на скользкой/оледеневшей дороге - невыполненная (или неправильно выполненная) подгазовка может привести к заносу (сносу на переднеприводных автомобилях) и последующему кювету, и никакой abs не спасет.

Сначала мы объясним, что такое подгазовка и зачем она нужна. Представьте, что Вы едете 60 км/час. Вдруг к Вам слева "подлетает" навороченный Скай с неоновой подсветкой и начинает сигналить, газовать. Разумеется, Ваши действие - дальше еду и никуда не тороплюсь. Но предположим, Вы все же решили ответить на "вызов". Вам нужно переключиться с 5-ой передачи на 2-ую. Если Вы просто выжмете сцепление, включите 2-ую передачу и отпустите сцепление, то машину очень сильно дернет, да и сцеплению с коробкой передач придется не сладко. Почему так происходит?

Отпускаете газ, нажимаете на педаль сцепления и переключаете передачу. Обороты двигателя падают до холостых, а скорость вращения сцепления увеличивается, т.к. скорость вращения колес осталась прежней, а передаточное число увеличилось.

Теперь разница между скоростью двигателя и коробки передач 4000 об/м. Если Вы отпустите сцепление, то двигателю и колесам придется сравняться в скоростях очень быстро. Двигатель резко раскрутится до 5000 об/м и передаст большой стресс на колеса (равносильно резкому кратковременному нажатию на тормоз), которые в этом случае могут потерять сцепление с дорогой, если на них действуют сильные боковые силы или же если дорога просто скользкая. Если сцепление отпускать медленно, то стресс будет намного меньше, но тогда подпалится сцепление.

Чтобы этого избежать, необходимо сделать подгазовку, т.е. немного нажать на газ перед тем, как отпустить сцепление. Делается это очень быстро: нога ударяет по педали газа, в нашем случае довольно глубоко, почти до пола, и мгновенно его отпускает. Тут же отпускается сцепление, и правая нога опять втапливает газ, но на этот раз уже для ускорения. Цель подгазовки в данном случае - поднять обороты двигателя до 5000 об/м или чуточку выше. Если все выполнить правильно, а потом быстро отпустить сцепление, то Вы вообще ничего не почувствуете, и машина начнет плавно ускоряться с повторным нажатием на газ.

Легко и просто. Не тут-то было. Почти всегда включать пониженную передачу нужно перед поворотом, т.е. тогда, когда тормозишь. А когда тормозишь, то нога не на газе, а на тормозе.

Конечно, можно предположить, что в этом случае нужно оттормозиться заранее, потом прям перед поворотом переключить передачу с перегазовкой и в поворот. Думаем, не надо объяснять, что речи о какой-либо конкуренции в этом случае не идет вообще. Чтобы ехать действительно быстро, надо оттормаживаться вплотную перед поворотом и в начале поворота. А потом уже должна быть включена нужная передача, чтобы начать ускорение перед апексом.

Теперь задача - включить пониженную передачу во время торможения, не меняя усилие на педаль тормоза и не вызывая стресс. По сути, все происходит также, как описано выше, только подгазовка выполняется по-другому. Давайте пошагово рассмотрим, как это делается на примере стандартного поворота.

1. Когда передачу нужно переключить так, чтобы не попасть за красную линию оборотов двигателя, но перед тем как начнется ускорение. Переключать передачу можно в любом месте между А и В, но, естественно, на прямом участке это делать менее рискованно.

*Под "началом ускорения" подразумевается не начало ускорения автомобиля, а начало нажатия на газ.

2. Перед поворотом. Полный газ или по желанию.

Когда приближаемся к тормозной точке, правая нога плавно отпускает газ и плавно нажимает на тормоз.

3. Во время поворота. Правая нога продолжает держать педаль тормоза и поддерживает постоянное давление. Выжимаете сцепление и начинаете переключать передачу. Ступня немного поворачивается вокруг педали тормоза и пятка касается педали газа. Делается подгазовка так же, как описывалось выше.

Сцепление отпускается, и нога убирается с педали газа.

Плавно ослабляете тормозное усилие и нажимаете на газ.

Так делается heal and toe. Прием совершенно необходим на трэке и при быстрой уличной езде. Сразу хотим отметить: чтобы неплохо его освоить, нужно очень много практиковаться. За день-два, даже неделю, вряд ли сможет получаться что-то толковое. Это сложно, но результат бесспорно того стоит. Не стоит заниматься практикой на дорогах, особенно на начальном уровне, особенно если сзади кто-нибудь едет. Рекомендуем найти пустой паркинг и начинать там. Сначала все проделывать на месте. Когда начнет что-то получаться, можно начать двигаться.

Переключение на более высокую передачу.

Отпуская газ, выжимаете сцепление (необязательно до пола), переключаете передачу, отпускаете сцепление, нажимаете на газ. Все делается быстро, но плавно. Обороты падают сами, поэтому никаких специальных приемов здесь не надо.

В настоящее время большинство оснащено автоматической коробкой передач. Однако не стоит забывать, что умение управляться с механическим переключением скоростей дает на дороге ряд преимуществ.Переключение скоростей в автомобиле с механической коробкой передач имеет ряд своих особенностей, и только она позволяет в полной мере насладиться управляемостью вашего авто.

Начнем по порядку. Многие в сложившейся современной ситуации в автомобилестроении предпочитают, чтобы их авто было снабжено коробкой-автоматом, а для женщин-автолюбителей - это вообще норма. Но правы ли они, лишая себя и своего железного друга драйверских способностей? Ведь чем больше возможностей вносить изменения в управление, тем больше контроль ситуации на дороге и ярче эмоции. А сейчас многие просто привыкли жать на две педали - газ и тормоз.

В случае с механическим переключением скоростей вы вольны выбирать и контролировать обороты двигателя, угол и скорость заноса, в случае с заднеприводными автомобилями - это будет чистый дрифт! Так что совет: не бойтесь трех педалей и дополнительного рычага - с ними намного больше возможностей, особенно когда действия будут доведены до автоматизма механизмом мышечной памяти.

Механическая коробка располагает пятью скоростями переключения. На некоторых автомобилях предусмотрена шестая - для езды по трассе на дальние расстояния.

Первая предназначается для того, чтобы тронуться с места. Обычно показания тахометра при разгоне не должны превышать 3000 тысяч оборотов, а то старт будет довольно резвым и можно не успеть переключить скорость!

Вторая нужна для тихого, неспешного хода машины, но возвращаясь к тахометру, упомяну, что его стрелка не должна опускаться ниже 2000 оборотов в минуту, иначе вы либо заглохнете, либо вынуждены будете переключить передачу на пониженную, чтобы продолжить движение. Либо перейти на нейтральную скорость и остановиться. Все зависит от вашего желания.

Третья передача на механической коробке - самая рабочая, у нее больше всего потенциала разогнать ваш болид. Диапазон работы тахометра можете докручивать до красной черты, если в вашем железном коне есть возможность дать драйва на дороге и он не слишком жрет масло.

Четвертая передача пригодится, когда мы уже набрали крейсерскую скорость и примерно понимаем, в каком скоростном режиме будем двигаться дальше. В среднем это от 55 до 120 км/ч. Тахометр при этом должен тихо мурлыкать и стрелкой показывать значения на панели около 3000-5000 тысяч оборотов.

Пятая передача нужна для спокойной езды в выбранном направлении , при этом неплохо экономится бензин. Стартануть с ходу или быстро развить скорость на ней не особо получится, но поддерживать движение и слегка ускоряться по мере поездки, причем не на низких скоростях (для них есть первые три передачи) можно очень даже неплохо, показания тахометра при данной передаче могут варьироваться от 2 до 6-7 тысяч оборотов, насколько позволит комплектация авто.

Шестая передача не очень распространена на бензиновых двигателях. В основном, она используется для дизелей. Предназначена она для того же, что и пятая. Один минус: ускоряться на ней очень долго, ее можно сравнить с кнопкой «круиз-контроль». Выбрал темп езды помонотонней, врубил шестую передачу - и катись, пока колеса крутятся, или дорога есть.

Теперь о важном. Зимой при гололеде механическое переключение скорости автомобиля - это большой помощник, так как только на нем можно понижать скорость во время движения. Это дает добавочные контролируемые секунды торможения, так называемое «торможение двигателем». Достигается путем переключения на скорости коробки передач на уменьшенную.

Предположим, скорость у вашего авто под 100км/ч, дорога скользкая, тормоза могут отправить на такой скорости машину в занос. Но если грамотно воспользоваться механикой, то торможение можно начать двигателем, постепенно понижая передачи переключения. Машину при этом не занесет, а обороты двигателя замедлят ход авто.

Также, благодаря механической коробке, автомобиль можно высвободить из грязевой или снежной ловушки, чередуя раскачку автомобиля с оборотами двигателя и выбором скорости движения. Первая и задняя, попеременно включаемые, приведут к раскачке автомобиля, а вращение рулем вправо и влево дадут возможность зацепиться за поверхность, как только сцепление создаст 1 скорость, а затем дать газу. Но аккуратнее - не уйдите в занос.

Несколько советов по манере поведения за рулем автомобиля на механике

1. Отрегулируйте кресло водителя так, чтобы рука свободно ложилась на рычаг коробки передач, рука на сгибе должна быть под 45 градусов.

2. Управляйте рулевым колесом двумя руками, при этом кладите руку на рычаг переключений только тогда, когда нужно его совершить. Рычаг от вас никуда не сбежит.

3. Помните: все включения скоростей происходят только при выжатом сцеплении.

4. Чтобы машина остановилась, нажимайте две педали одновременно: сцепление и тормоз (если на скорости нажать на тормоз без включенного сцепления, то ваше авто заглохнет либо начнет дергаться, как раненый зверь).

5. Не забывайте про связку руки-ноги, ну и главное - про голову.

В итоге, не бойтесь экспериментировать - ощутите возможность управлять стальным другом без участия электроники, подчините управление только себе, и вы увидите, какими бывают яркими впечатления от водительских достижений.

Главная » Советы » Переключение передач на механике без рывков. Как правильно переключать передачи во время обучения вождению

Сегодня автомобильный рынок просто переполнен экземплярами, снабженными роботизированной или . Технические характеристика автомата отнюдь не уступают, а в чем-то и превосходят свои механические аналоги. А пользуются высоким спросом среди автолюбителей, благодаря упрощенному процессу вождения, ввиду исключения необходимости переключения скоростей. На вторичном авторынке, соотношение продаваемых моделей средней ценовой категории продолжает оставаться в пользу «механики». Главное – это переключение скоростей на механической коробке передач .

Переключаем скорости на «механике»

Предназначена коробка передач для генерации придаточного отношения вращательной скорости к колесам автомобиля от двигателя. Ступени коробки (передаточные числа) должны переключаться водителем вручную, . Благодаря механизации, требующей участия человека, данный вид коробки передач получил название «механическая».

Работает МКПП совместно со сцеплением, механизмом, передающим на колеса требующим движения авто, позволяющий смягчить процесс переключения передачи, не отключая при этом обороты ДВС. В противном случае, крутящий момент, необходимый для движения автомобиля, может разнести коробку на куски.

Возможность управлять сцеплением дает возможность педаль, находящаяся внизу, под ногами водителя в непосредственной близости от тормоза и акселератора. Основное правило для долговременной работы – переключение передач на полюбившейся механике производится только при выжатой до упора педали сцепления.

ВАЖНО! Коробка передач, подержанных авто импортного производства может оказаться с нестандартной схемой их включения.

Начинаем движение на автомобиле с «механикой»

Главный вопрос – как тронуться с места на автомобиле, оснащенном механической коробкой передач? Запустив двигатель и убедившись, что рычаг переключения скоростей стоит в нейтральном положении, нажмите до упора на педаль, которая находится с левой стороны и переведите руку КПП в нейтраль. Попытка поставить рычаг МКПП в нейтральное положение при невыжатом сцеплении грозит серьезными повреждениями коробки передач. Левая нога водителя должна быть всегда в состоянии готовности взаимодействия с педалью сцепления. В этих действиях и заключен смысл управления автомобилем с механической коробкой передач.

Подготовившись к началу движения, настройтесь на выполнение следующих действий. Выжимайте левой ногой, педаль сцепления до самого пола и включите первую передачу правой рукой. В то же время левой контролируйте руль вашего авто. После включения передачи (схема переключения скоростей обычно располагается на рычаге) вы готовы тронуться с места. Для того, чтобы не отвлекаться во время движения на коробку передач, следует довести эти действия до автоматизма. Потренироваться можно с выключенным двигателем.

ВАЖНО! Отпустив сцепление, начинайте потихоньку газовать. После включения передачи, плавно уберите левую ногу с педали. Если ваши действия правильны – автомобиль начнет медленное движение. В этом и заключается секрет плавного начала движения на МКПП.

Многое зависит от работы сцепления конкретной машины. Обычно, сцепление «схватывается» в середине движения педали. В этот момент правой ногой начинайте нажимать педаль газа. Не забывайте – резкое нажатие повлечет за собой остановку работы двигателя.

Переключение скорости во время движения

Во время движения автомобиля необходимо производить переключение передач плавно во избежание поломки трансмиссии. В автошколах учат, что каждая передача соответствует определенной скорости движения автомобиля.

Во время поездки на автомобиле с МКПП, водитель собственноручно регулирует рычаг скоростей коробки передач. Обычно такой вид коробки имеет 5 передних передач, а также – одну заднюю. В процессе движения водитель должен смотреть на дорогу, а не отвлекаться на коробку передач, поэтому очень важно регулярно тренироваться, пока данные действия не будут выполняться автоматически.

Совет! Не забывайте, что при резком отпускании педали сцепления машина может заглохнуть. Все движения в процессе управления автомобилем должны быть плавными, включая и переключение передач на вашей механике. При переключении передач не забывайте следить за показания тахометра.

Чтобы переключение любых скоростей было своевременным, следует ориентироваться как на скорость, так и на . Если обороты повышаются, то и ступень следует перевести на повышенную, так же и в случае с падением оборотов – ступень переводите на понижение.

Преимуществом механической коробки переключения передач является то, что она гораздо лучше приспособлена к нестандартным ситуациям. К примеру, понижение ступени рекомендуется в следующих случаях:

  • Движение в подъем под большим углом.
  • Резкий спуск.
  • Крутой поворот.
  • Необходимость обгона.

Если тормозной силы оказывается недостаточно, сбросить скорость можно за счет снижения работы двигателя. При этом отпускают педаль газа, а затем начинают постепенно переключать передачи, пока скорость движения не станет приемлемой. Очень важно, чтобы обороты двигателя не превысили определенный порог – иначе вовремя затормозить таким способом будет невозможно. Опытные водители могут оценить работу двигателя по звуку и при торможении ориентироваться только на слух.

При каких оборотах проводится переключение передач

Переключение передач на автомобиле производится после выбора . Главная проблема состоит в том, что разные модели автомобиля имеют разные показатели оптимальных для смены передачи оборотов.

Кроме того, существует несколько разновидностей коробок передач. Спортивные МКПП обладают расширенным диапазоном скоростей, что позволяет минимизировать количество переключения и двигаться на одной и той же передаче с разной скоростью.

При холостом ходу обороты двигателя составляет от 600 до 800 оборотов в минуту, а для движения их количество должно быть выше полутора тысяч. Для переключения передач обычно используют промежуток между 2,5 и 3,5 тысячами оборотов в минуту, при этом передача, на которой автомобиль в этот момент движется, не важна.