Правильная эксплуатация вариатора. Как правильно ездить на вариаторе: особенности экслуатации и вождения

Так называемые вариаторные АКПП становятся все более популярными. Данная трансмиссия имеет особенность - это смена передаточных чисел без характерных ступеней. В процессе движения водителю не нужно утруждать себя переключениями. Также в случае с вариаторной трансмиссией не будет характерных для АКПП рывков. Что касается управления бесступенчатой коробкой, то здесь каких-либо отличий от стандартной АКПП нет. Однако из-за бесступенчатой смены вращательного момента приходится немного изменять привычные способы управления авто. Существуют определенные нюансы. Давайте рассмотрим, как ездить на вариаторе, чтобы не сломать коробку.

В общей инструкции, описывающей правила и особенности эксплуатации вариатора, все очень просто: чтобы начать движение, нужно рычаг выбора режима перевести в определенное положение и нажать на акселератор. Если в процессе езды не было выбрано ручное управление трансмиссией, тогда никаких дополнительных действий не нужно.

Режимы работы трансмиссии

Как и в АКПП, на вариаторе имеются различные режимы. Чтобы их выбрать, необходимо перевести селектор в соответствующее положение. Каждый режим обозначен значком или символом. Рассмотрим эти режимы.

Движение передним ходом

«D», или движение вперед, - это стандартный режим для вариаторной трансмиссии. Если перевести селектор с этим положением, то машина поедет вперед. Это основной режим. При этом коробка будет сама сменять передаточные числа по оборотам двигателя. Электронные блоки будут следить за тем, как работает механизм коробки, а также двигатель. Система определяет такое передаточное число, при котором будет обеспечиваться максимальная эффективность работы силовой группы.

Задний ход

Он традиционно обозначается символом «R». Конструкция трансмиссии CVT такова, что возможности движения ведомого вала в реверсном направлении нет. Поэтому инженеры включают в эту систему различные дополнительные механизмы. Когда водитель переключает коробку в режим заднего хода, то в работу включаются эти дополнительные механизмы.

Чтобы избежать возможных неисправностей в процессе эксплуатации, переводить рычаг выбора режима КПП на задний ход можно только после того, как авто полностью остановится. В различных моделях автомобилей для включения заднего хода необходимо еще и нажать соответствующую клавишу. При этом нажать ее получится только после полной остановки. Этим производители обеспечивают защиту механизма КПП.

Нейтральное положение

В таком положении рычага выбора двигатель отключен от трансмиссии. Предназначен данный режим для длительных остановок. Например, коробку в нейтраль переводят в пробках. Кроме того, в этом положении осуществляется запуск двигателя. Это обыкновенная нейтральная передача, которая есть практически во всех видах современных КПП. Но большинство производителей не рекомендуют часто пользоваться этим режимом.

Многие владельцы интересуются, можно ли ездить на нейтралке на вариаторе. Конечно можно, но не долго. Специалисты по ремонту категорически не рекомендуют это делать - в пробке лучше ездить в стандартном режиме.

Паркинг

В данном положении ведомый вал трансмиссии блокируется специальным штифтом или другим элементом. Так производители полностью исключают возможность самостоятельного движения авто. Этот режим рекомендуется применять лишь при долгой стоянке автомобиля. Здесь также есть защита от случайного включения - в большинстве авто нужно нажать кнопку, нажать тормоз, затянуть ручной тормоз. Только тогда рычаг можно будет установить в нужное положение. Чтобы снять КПП с паркинга, придется выполнить все действия в обратном порядке.

Ручной режим

На вариаторных коробках также имеется ручной режим. Есть рукоятки «+» и «-» для понижения или повышения передачи. Однако как таковых ступеней в вариаторах нет. Режим этот создан для удобства водителя. Но специалисты утверждают, что это всего лишь эмулятор. На самом деле у водителя есть только иллюзия переключения. Ступени на этом режиме очень условные. Да и не получится полного соответствия вариаторных трансмиссий ступенчатым коробкам - электроника будет наблюдать за оборотами коленвала, чтобы при необходимости менять передаточные числа. Делается это для того, чтобы защитить механизм вариатора от возможных перегрузок.

Дополнительные опции и режимы

Большинство моделей авто также имеют и другие режимы работы коробки для определенных условиях движения. Это спортрежим, обеспечивающий лучшую отзывчивость на нажатие педали газа. Такой режим работы предназначен для интенсивного вождения, но вариатор медленно меняет передачи, тем самым обеспечивая большую тягу при росте оборотов.

Режим эконом - это полная противоположность спортивному. Коробка подстраивается к водителю и движению так, чтобы взаимодействие с двигателем было максимальным, а потребление топлива - минимальным.

Также некоторые модели имеют режимы для сложных условий. Здесь трансмиссия должна обеспечивать максимальные передаточные числа на паре ведущих колес.

Особенности эксплуатации CVT

А теперь, когда мы познакомились с основными рабочими режимами данной трансмиссии, давайте узнаем, как правильно ездить на авто с вариатором. Эти знания помогут владельцам продлить ресурс механизма.

Данный тип трансмиссий отличается от аналогов за счет уникальной конструкции. Передаточные числа меняются очень плавно, без каких-либо рывков и пробуксовок. Автомобиль легко идет на разгон. Казалось бы, коробка CVT должна стать комфортной заменой для традиционных гидротрансформаторов. Но все немного не так.

Владельцы и специалисты по ремонту отмечают значительно низкий ресурс вариаторов даже по сравнению с АКПП. Ремонтопригодность коробок также очень низкая. При этом нужно знать, как правильно ездить на вариаторе - имеются ограничения.

Резкие нагрузки

Трансмиссия CVT очень не любит резких нагрузок - они ей противопоказаны. Именно попытки резкого разгона становятся смертным приговором для вариаторов, а ремонт очень дорогой. Кстати, инженеры пока не могут решить эту проблему.

При низких температурах для механизма обязателен прогрев. Холодные трансмиссионные жидкости очень плохо двигаются и циркулируют внутри холодного корпуса. Часть деталей испытывают масляное голодание. Прогревают вариатор не так, как АКПП - устройство вариатора отличается. Для тех, кто не знает, как ездить на машине с вариатором, рекомендуется прогревать на нейтральном режиме. Это позволит прогреть гидромуфту.

Начинают движение только после того, как машина прогрелась до указанных в инструкции температур. Кстати, начинать движение следует плавно. Спокойно рекомендуется проехать примерно километр - это позволит механизму хорошо нагреться. Лишнее топливо на прогрев дешевле, чем ремонт коробки.

Чем ниже температура на улице, тем более дольше нужно греть CVT. Если за окном -35, тогда автомобиль рекомендуется вообще не эксплуатировать. Если ехать очень нужно, тогда прогрев должен осуществляться не менее 20 минут, а двигаться лучше на минимальной скорости.

Бездорожье

Мы продолжаем узнавать, как ездить на вариаторе. Производители не рекомендуют ехать на таких машинах по бездорожью. Коробку можно легко повредить, даже наехав на небольшой ухаб. Обычное попадание колеса в глубокую яму приводит к дорогому ремонту.

Буксировка

И это также запрещено, как и буксовать. Для коробки эти оба действия очень небезопасны. Взять автомобиль на буксир можно - двигатель должен быть запущен. Но даже если нет, то лучше не рисковать. В инструкции к тому, как ездить на вариаторе, конкретно написано, что буксировка возможна либо на жесткой сцепке, либо на гибкой в нейтральном режиме с запущенным мотором. Если условия другие, тогда лучше и дешевле вызывать эвакуатор.

Но не стоит увлекаться буксированием других автомобилей. Это приведет к повышенным нагрузкам на систему трансмиссии и к повышенному, интенсивному износу. Производители и специалисты по ремонту допускают лишь транспортировку прицепов полной массой до 1 тонны.

Начало движения

Не все знают, как правильно ездить на коробке вариатор, а особенности есть. Так, если была длительная стоянка, тогда масло течет в картер. За счет низких температур вязкость масла повышается, и его давление после запуска двигателя крайне низкое. Если сразу начать движение, то будет масляное голодание и интенсивный износ. После запуска нужно дать машине время на прогрев - об этом уже написано выше.

То же самое можно сказать и о нейтральном положении при коротких остановках. При переходе в “нейтралку” давление масла внутри коробки становится ниже. После перевода в обычный режим масло просто не успевает подаваться к трущимся поверхностям. Вот что специалисты говорят о том, как ездить на вариаторе пробках - лучше использовать режим «D». Вариаторы рассчитаны на работу в данном режиме и при коротких остановках.

Особенности маневрирования

Необходимо помнить, что CVT отлично реагирует на рост оборотов коленчатого вала. Если водитель нажимает на газ и поднимает обороты, то в зависимости от режима реакция трансмиссии будет медленной.

Нужно знать, как ездить на коробке-вариаторе. Так, при обгонах нужно набрать обороты немного раньше совершения маневра. Это же можно сказать и о поворотах. На педаль газа нажимают в момент, когда поворачивают руль. Тогда трансмиссия отреагирует привычно и никаких непредвиденных ситуаций не будет.

Скоростной режим

Некоторые владельцы не знают, с какой скоростью ездить на вариаторе допустимо. Специалисты по ремонту утверждают, что с любой. Сломать трансмиссию скоростью очень трудно, но главное - это не перегреть CVT. Вариатор очень боится перегревов.

Масло

Трансмиссия очень чувствительна к маслу, его количеству и качеству. Поэтому владельцы должны постоянно следить за количеством масла. Если его в картере будет мало, то смазка будет недостаточной. В итоге наступит масляное голодание, которой повлечет дорогой ремонт.

Что касается качества смазки, то заливать нужно только рекомендованные производителем жидкости и их аналоги (важно соблюдать все допуски). Если эти требования не соблюдать, тогда ремонт трансмиссии будет просто неизбежен.

Заключение

Итак, мы разобрались, как ездить на вариаторе в разных условиях. При соблюдении этих простых правил трансмиссия автомобиля не будет изнашиваться и не выйдет из строя до конца срока эксплуатации машины.

По сей день вариатор или CVT (continuously variable transmission – трансмиссия, плавно меняющая передаточное отношение) остается "коробочной" загадкой. Одни ездят и в ус не дуют, другие же… ездят и напрягаются или не ездят, но тоже напрягаются. Некоторые со скепсисом смотрят на бесступенчатость и своеобразие управления ускорением, когда мотор подвисает на высоких оборотах, а также на ряд других еще менее приятных моментов, о которых мы поговорим ниже.

Разумеется, в случае с CVT необходимо соблюдать определенные правила эксплуатации, дабы «непонятная штуковина» прожила долго и счастливо, но какие именно? От чего вариатор испускает дух и не слишком ли широк круг ограничений при эксплуатации, которым приходится платить за бесступенчатый комфорт?

Немного анатомии

Конструкция вариатора очень простая. В ее основе – два раздвижных шкива. Один соединен с двигателем, а второй с ведущими колесами. Между ними размещен металлический ремень (такой вариатор называется клиноременным), либо цепь (клиноцепной вариатор). Каждый шкив имеет V-образную форму, а его половинки могут плавно расходиться в стороны или сходиться. Соответственно, при «разбеге» цепь или ремень переходят на меньший радиус, а при схождении - на больший радиус шкива. Роль сцепления выполняет гидротрансформатор, либо пакет дисков, работающих в масляной ванне.

Некоторые вариаторы сегодня обучены имитировать работу обычного автомата – программа управления заставляет шкивы сходиться и расходиться не плавно, а ступенчато. Агрегат «переключается» между «ступенями» и водитель не испытывает когнитивного диссонанса. Особенно неплохо это удается коробкам передач Lineartronic на автомобилях Subaru. Кстати, в Lineartronic применяется цепь компании LuK, которая в девяностые годы участвовала в разработке фольксвагеновского вариатора Multitronic для машин с продольной компоновкой силового агрегата.

Лайфхак: как уложиться в гарантию

Опыт адекватных - читай, объективных, а не фанатичных «ослепленных» - владельцев свидетельствует о том, что коробка коробке рознь. Одни вариаторы показывают себя относительно живучими даже при нештатных условиях (уточняем, нештатных, а не экстремальных), а другие – наоборот, капризными и нежными. Но общая тенденция имеется. Риск выхода вариаторов из строя становится выше при негуманной эксплуатации и по достижении определенного пробега.

Несколько лет назад члены клуба любителей одной модели с CVT, в страхе попасть на ремонт после истечения гарантийного срока, самолично, до достижения заветного километража выводили строя агрегат. Делалось это следующим образом: каждое утро автомобиль утыкали передними колесами в достаточно высокий бордюр, который не так-то просто преодолеть и немного нагружали коробку оборотами. Регулярные «тренировки» приканчивали вариатор в гарантийный период, после чего производитель занимался заменой коробки передач бесплатно. Называть клуб мы не станем, но, предвосхищая читательский скепсис, отметим, что это не байки, не сказки и не выдумки - информация получена от одного из участников сообщества.

Оффроуд – без оптимизма

Если вам страсть как хочется выяснить, владельцы какой машины избрали столь изысканную тактику, то дадим подсказку - речь идет о кроссовере. Мнение, что бесступенчатая трансмиссия на машине хоть сколько-нибудь внедорожного толка накладывает ограничения и урезает оффроудный потенциал, появилось в общем-то не на пустом месте: CVT не приветствует повышенные нагрузки и жесткую эксплуатацию. Конечно, подобное можно сказать про очень многие узлы и агрегаты автомобиля, но все-таки в случае с вариаторами это действительно критично.

Рискнем предположить, что в подобных условиях эксплуатации агрегат протянет даже меньше, чем «механика» или гидромеханическая автоматическая коробка передач – просто в силу того, что его устройство основано не на более выносливой шестеренчатой передаче, а на передаче тяги посредством постоянного трения плоскостей шкивов и ремня, либо цепи. Темп износа находится в прямой зависимости от нагрузок. На бездорожье они немалые, а срок жизни не самого ресурсного агрегата будет таять как снег весной. Надеемся, что с этим согласятся даже те автовладельцы, которые «проехали на вариаторе сотни тысяч километров и ничего не сломалось».

Буксовать - вредно

А что, собственно говоря может, если не «убить» CVT на пересеченной местности, то основательно подпортить его здоровье? Например, пробуксовка или подъем в крутую горку, что вызывает нагрев шкивов и ремня. Внезапное появление «зацепа» после попыток выбраться из снежной, грязевой или песчаной ловушки тоже способно сыграть злую шутку - из-за резкого рывка ремень или цепь могут проскакивать, образуя задиры на поверхности шкивов, о которые автомобиль на разгоне будет спотыкаться.

Опасны и нагрузки, возникающие при ударе колесами о препятствие или потеря «мозгами» сигнала от скончавшегося датчика скорости. При этом коробка перейдет в аварийный режим – шкивы резко примут промежуточное положение, что станет «шоком» для ремня.

Резким стартам - отказать!

Подорвать здоровье вариатора могут и резкие старты с места. Для агрегата болезненна продолжительная езда на высокой скорости, вызывающая перегрев, равно как и долгое движение черепашьим шагом внатяг - при буксировке прицепа или преодолевая участок пересеченной местности. Про нагрузки «на холодную», из-за которых можно повредить внутренние части трансмиссии, и думать забудьте – температура жидкости должна быть близка к рабочей, иначе при «низких стартах» ремень или цепь будут пробуксовывать, повреждая шкивы.

Чистота и правильная буксировка

Вариатор чувствителен к температурным режимам, которые негативно отражаются на состоянии его деталей. Перед летней жарой крайне желательно проверить радиатор охлаждения - не зарос ли он «войлоком»? Очень важно состояние масла, которое вообще очень желательно менять почаще – каждые 30-40 тыс. км. То есть, как в гидромеханическом «автомате» при городской эксплуатации и правильном подходе владельца.

С наступлением холодного времени года и приближением морозов владельцы автомобилей с вариаторной коробкой передач или те, кто только задумывается о покупке такого авто, начинают задумываться об эксплуатации вариатора зимой.

Минусовая температура предъявляет всем агрегатам автомобиля повышенные требования, не исключением является и вариатор.

Что происходит с вариатором на морозе?

Вариатор - это достаточно сложный механизм. В его составе присутствуют несколько десятков металлических, пластиковых и резиновых компонентов. Внутрь вариатора заливается примерно 5-7 литров специальной жидкости. Всем этим механизмом управляет микрокомпьютер.

Подробнее о том, что такое вариатор, читайте в нашей .

Так что же происходит с вариаторной КПП при опускании стобика термометра ниже нуля?

    Густеет жидкость залитая в вариатор. Правда, это наблюдается только при достаточно низких температурах. Это ухудшает смазывающие свойства и повышает нагрузку на все узля вариатора.

  • «Дубеют» все резиновые компоненты, а это приводит к их меньшей эластичности. Прокладки и сальники хуже выполняют роль герметизации. На экстремальных морозах это приводит вплоть до выдавливания сальников.
  • Металл на морозе сжимается, что в некоторых случаях может изменять регулировочные зазоры и другие точно заданные параметры.

Все вышеописанное проявляет себя тем сильнее, чем ниже температура на улице. Уже при минус 15 градусах владелец авто с вариатором может заметить появление толчков при переключении КПП в режим «Drive » до тех пор, пока коробка не прогрелась.

При температуре минус 35 и ниже вообще крайне нежелательно эксплуатировать вариатор. Исключение составляют те автомобили, которые хранятся в гараже (там температура обычно выше, чем уличная), и те, которые оборудованы предпусковым обогревателем.

Мы рекомендуем прогревать вариатор. Как это правильно делать?

Итак эксплуатация холодного вариатора, особенно при очень низких температурах, вредна. Прогревать его желательно. Но среди владельцев автомобилей с вариатором нет единого мнения о том, как правильно прогревать авто с такой коробкой. На специализированных форумах постоянно идут споры о способах прогрева. При этом многие автовладельцы пытаются применять правила прогрева классической АКПП к вариаторам, а это в корне не правильно.

Прогрев в движении

Один из вариантов прогрева - это прогрев в движении. Смысл в том, что вы сразу начинаете движение без прогрева, но определенное время не «насилуете» авто. То есть передвигаетесь аккуратно, без резких разгонов и торможений, педаль газа нажимаете плавно, до высоких оборотов двигатель не разгоняете, на большой скорости не передвигаетесь. Кто-то ездит так всегда. 🙂

В этом случае и двигатель и вариатор прогреваются постепенно по мере движения, а щадящий режим «на холодную» не позволяет сильно изнашивать механизмы.

Прогрев на стоянке

Этот способ требует от вас дополнительных 5-20 минут до момента выезда. Выходим пораньше, заводим авто и сидим ждем, пока все прогреется.

Классический прогрев и начало движения только после того, как двигатель автомобиля нагрелся. А вместе с двигателем греется и вариатор, так как они собраны вместе.

Этот способ фактически используется всеми, у кого установлен автозапуск двигателя с пульта сигнализации. Правда вариатор прогревается хуже, потому что он только принимает тепло от двигателя. Сам вариатор тепло не выделяет при отсутствии движения. Фактически вариатор до конца прогреется только после начала движения.

Неправильный прогрев по аналогии с автоматической КПП

Многие привыкли прогревать АКПП на стоянке переключая его в режим «Drive », либо поочередно переключая режимы «P-R-N-D» и обратно. И по аналогии, а иногда и по чьему-то совету, начинают также прогревать вариатор. Да, для классической АКПП это правильный способ, так как он позволяет при переключении режимов «разогнать» масло по всем каналам «автомата». Но устройство вариатора кардинально отличается от классического автомата, поэтому переключение режимов практически ничего не меняет и не улучшает прогрев. Разве что, перед началом движения в мороз можно на несколько секунд воткнуть режим « N » (нейтраль), чтобы немного расшевелить стартовую гидромуфту (сцепление вариатора). Таким образом, дергать туда-сюда режимы коробки смысла нету, лучше просто подождать прогрева.

Правильный прогрев - это комплексный прогрев на стоянке и затем в движении.

Такой прогрев в холодный период будет залогом долгой и надежной службы вашего вариатора.

Время прогрева должно зависеть от внешней температуры. Приводим сводную таблицу правильного прогрева вариаторной коробки передач:

Температура воздуха

Предварительный прогрев на стоянке

Прогрев в движении

Выше 0 градусов

Не требуется

Не требуется

От 0 до -5 градусов

Не требуется

3-4 минуты

От -5 до -10 градусов

От -10 до -15 градусов

10-15 минут

От -15 до -23 градусов

10-15 минут

15-20 минут

От -23 до -30 градусов

15-20 минут

20-30 минут

От -30 до -35 градусов

20-30 минут.

Эксплуатация только по необходимости.

30-40 минут.

Желательна эксплуатация в щадящем режиме весь путь.

Ниже -35 градусов

Эксплуатация вариатора на свой страх и риск.

В таблице указаны примерное время, так как длительность прогрева очень сильно зависит от мощности и конструкции двигателя. Но ориентируясь на эти цифры можно составить свой план прогрева руководствуясь текущей температурой двигателя вашего автомобиля и своими ощущениями.

В любом случае, какой бы вы способ прогрева не выбрали, в сильные морозы ниже -28 градусов мы рекомендуем по возможности избегать поездок, либо, как минимум, эксплуатировать вариатор в щадящем режиме. А жителям регионов, где такие морозы не редкость, рекомендуем обзавестись теплыми гаражами и предпусковыми обогревателями.

Тогда ваш вариатор будет вас только радовать своими достоинствами.

Напишите о своем опыте эксплуатации вариатора в морозы.

Автоматическая коробка передач в последнее время получила широкое распространение не только в США, но и по всему миру. При этом отсутствие педали сцепления еще не означает, что все автоматы одинаковые. Автоматические трансмиссии на автомобилях можно условно разделить на три большие группы:

Примечательно то, что не каждый владелец способен отличить вариатор от АКПП или даже РКПП. Однако во время эксплуатации нужно отдельно учитывать, какой именно типа автомата стоит на машине.

Другими словами, нужно знать, как обслуживать и как ездить правильно на вариаторе, автомате или роботе, чтобы коробка работала долго и безотказно. В этой статье отдельно поговорим о вариаторах.

Коробка вариатор: как правильно ездить

Итак, вариатор CVT является бесступенчатой автоматической трансмиссией, что сильно отличает данный тип коробок передач от аналогов благодаря уникальной конструкции. Переключение передач на авто с вариатором происходит плавно, без толчков, задержек, пробуксовок и т.д.

Машина с такой КПП разгоняется легко, ускорение происходит без малейших рывков, которые в той или иной степени можно ощутить на других типах автоматов, включая даже новейшие преселективные РКПП с двумя сцеплениями.

Также среди плюсов стоит выделить топливную экономичность CVT по сравнению с АКПП, лучшее распределение нагрузки на ДВС и на трансмиссию, что позволяет не перегружать силовой агрегат и увеличить его срок службы.

Казалось бы, с учетом всех плюсов вариатор можно считать более комфортной заменой для классического автомата, однако это не так. Дело в том, что многие водители отмечают заметно меньший ресурс CVT по сравнению с АКПП, низкую ремонтопригодность вариаторов, высокую стоимость обслуживания и целый ряд ограничений во время эксплуатации. Давайте разбираться.

  • На первый взгляд, эксплуатация вариатора не отличается от АКПП. Доступные режимы одинаковые, P – парковка, D – движение вперед, N – нейтральная передача, R – задний ход и т.д.

Также может быть реализована функция ручного управления КПП, которая имитирует понижение и повышение передачи самим водителем (аналогично Типтроник на АКПП). Дополнительно может присутствовать спортрежим, экономичный режим и т.д.

При этом важно понимать, что вариатор среди всех видов АКПП хуже всего «переваривает» крутящий момент и наименее подготовлен к высоким нагрузкам. Простыми словами, резко стартовать на вариаторе крайне нежелательно.

На такой КПП разгоняться нужно плавно, постепенно поднимая обороты двигателя. В противном случае поломки не заставят себя долго ждать. На практике не единичны случаи, когда у любителей светофорных гонок на новых авто вариаторы выходили из строя уже к 50-60 тыс. км. пробега.

  • Также вариатор нужно в обязательном порядке прогревать в холода. Вариаторы предельно чувствительны к смазке, при этом трансмиссионное масло при понижении температуры хуже распределяется по коробке.

Более того, прогрев вариатора CVT на месте по аналогии с АКПП (включение режимов P-R-N-D с задержкой на несколько секунд) для данного типа трансмиссии не подойдет, так как конструктивно вариатор отличается от гидромеханического автомата.

В случае с CVT нужно прогреть ДВС и включить режим N на несколько сек., что позволит прогреть гидромуфту. Далее нужно начинать движение, сводя нагрузки на коробку к минимуму первые 3-5 км.

Если же температура понизилась до -30 и ниже, от поездок на автомобиле с вариаторной коробкой лучше отказаться. Если ехать нужно, тогда машину потребуется долго греть на холостых, затем допускается езда исключительно в щадящем режиме.

  • Также вариатор «боится» пробуксовок и повышенных нагрузок. Это значит, что любой кроссовер с вариаторной коробкой никак нельзя считать внедорожником, специально подготовленным к условиям бездорожья и рассчитанным на эксплуатацию в тяжелых условиях.

Еще нужно помнить, что легковые авто и паркетники с CVT плохо приспособлены к буксировке прицепов, не рассчитаны на перевозку тяжелых грузов и т.п. По этой причине владельцам бесступенчатой коробки передач нужно избегать излишних нагрузок на КПП.

Простыми словами, использовать автомобиль с CVT для буксировки другого авто настоятельно не рекомендуется. Что касается автоприцепа, важно, чтобы вес не превышал допустимых показателей. Также могут быть и ограничения по скорости и расстоянию в случае использования прицепа.

Если же автомобиль с вариатором застрял в грязи или снегу, лучше отказаться от попыток выехать своим ходом. Переключения селектора между режимами при «раскачивании» авто приведет к быстрому износу шлицевых соединений, ресурс деталей КПП заметно сокращается.

  • Кстати, если возникает необходимость отбуксировать неисправную машину с вариатором, оптимально воспользоваться услугами эвакуатора. Если же такой возможности нет, тогда нужно придерживаться правил, указанных в мануале касательно буксировки вариатора.

В ряде случаев машину с вариатором, как и с АКПП, буксируют на небольшие расстояния с заведенным двигателем. Если же ДВС не заводится, тогда следует отказаться от попыток отбуксировать машину без вывешивания ведущих колес.

Обслуживание вариатора

Если говорить об обслуживании, в вариаторе следует постоянно проверять масло, его уровень и состояние. При этом для бесступенчатой трансмиссии вопрос масла предельно важен, трансмиссионная жидкость меняется чаще, чем в АКПП, заливать нужно только рекомендуемые по свойствам и допускам продукты.

Масло для CVT особое, так как должно обеспечивать смазку взаимодействующих поверхностей, при этом предотвращать проскальзывание. Менять масло в коробке вариатор по мануалу зачастую нужно один раз в 60 тыс. км., однако на практике желательно проводить данную процедуру каждые 30-35 тыс. км пробега, причем замена каждые 30 тыс. считается оптимальной.

Если же говорить о возможных сбоях и диагностике, нужно следить за поведением коробки. Дело в том, что выход из строя отдельных датчиков ЭСУД может привести к тому, что чувствительный к нагрузкам вариатор выходит из строя, причем достаточно быстро.

Например, выход из строя датчика скорости приводит к тому, что ЭБУ коробкой переводит коробку в аварийный режим. Езда в таком режиме может привести к повреждениям ремня вариатора, проблемам с конусами вариатора и т.д.

Становится понятно, что любые отклонения от нормы и сбои в работе вариатора являются поводом для немедленного прекращения эксплуатации авто и доставки автомобиля на СТО для проведения диагностики CVT.

Подведем итоги

Как видно, коробка вариатор способна обеспечить максимальный комфорт при езде, а также является более экономичной в плане расхода топлива по сравнению с классическими АКПП. Однако следует учитывать, что данный тип трансмиссии не рассчитан на высокие нагрузки и тяжелые условия. Параллельно не допускаются перегревы трансмиссии.

Простыми словами, коробка CVT больше подойдет для эксплуатации в черте города по хорошим дорогам, причем таким водителям, которым ближе спокойный и размеренный стиль езды, без резких стартов, пробуксовок, постоянных обгонов и т.д.

Также коробку вариатор нужно чаще обслуживать, постоянно проверяя уровень и состояние трансмиссионного масла, прогревать КПП в начале движения, избегая повышения нагрузок. При соблюдении указанных условий ресурс вариатора может оказаться аналогичным тому, который определил сам производитель коробки передач, то есть КПП CVT отработает без поломок весь заявленный срок службы.

Источник: http://KrutiMotor.ru/kak-ezdit-na-variatore/

Как ездить на вариаторе

С правилами езды на автомобилях с вариаторными коробками российские водители познакомились относительно недавно. К отсутствию третьей педали в машине привыкнуть успели многие (обычная АКПП). Но заблуждаются те, кто ставит знак равенства между автоматом и бесступенчатой трансмиссией. Нюансы работы вариатора требуют самого внимательного рассмотрения. Как ездить на вариаторе?

Правила вариаторной езды

CVT - латинская аббревиатура, означающая интересующий нас тип коробки. Функционально она не отличается от других типов КПП, но кардинально разнится принципом работы.

Смена передач идёт плавно, без толчков, благодаря коррекции диаметральной плоскости дисков (ведомого/ведущего). Автомобиль разгоняется «не дёргаясь». Сидящий за рулём не отвлекается на переключение скоростей.

Работа автоматики сокращает время разгона, экономит горючее, выбирает оптимальный режим работы двигателя.

Независимо от степени нагрузки мотора уровень шума силовой установки малоразличим. Раскатистый звук спорткара на таких авто не услышать никогда, даже если акселератор «утопить» до отказа. «Умная» электроника компенсирует резкое изменение параметров работающего агрегата, убирая лишнюю нагрузку.

Подробно о плюсах

Транспортное средство, оснащённое CVT, имеет ряд положительных аспектов, выгодно отличающих его от машин с «механикой» и АКПП. К преимуществам однозначно относятся:

  • хорошо набирается скорость;
  • более экономично расходуется топливо;
  • оптимизируются критичные нагрузки на двигатель;
  • увеличивается период регламентных сервисных и ремонтных работ;
  • повышен класс экологической безопасности.

Дело в масле

Отслеживать уровень и качество масла в КПП - обязанность автовладельца. В случае с бесступенчатой трансмиссией нужно относиться к этому особо тщательно. Абсолютно все вариаторные коробки «болезненно» реагируют на невнимательное отношение к спецификациям и рабочему объёму залитого масла. Менять его придётся часто.

CVT-масло - отдельная категория. Особенность материала - антогоничность функции (обеспечение смазки трущихся поверхностей с одновременным предотвращением их проскальзывания). Экзотичность трансмиссионного масла не отражается на его стоимости, автолюбителей оно не разорит.

Менять жидкость в коробке с неидентичными спецификациям характеристиками - большой риск. Техническая документация автомобиля содержит точную информацию о типе и параметрах масла для КПП.

Игнорирование этого аспекта с высокой степенью вероятности приведёт к незапланированным тратам, их размер может сильно огорчить владельца авто.

Если самостоятельно уточнить сведения о расходном материале не удалось, следует обратиться за разъяснениями к дилеру или в официальный технический центр, где обслуживаются автомобили нужной марки.

Полностью заменить жидкость на вариаторе рекомендовано на отметках кратных 60 тыс. км пробега, в зависимости от производителя эти данные могут отличаться в большую или меньшую сторону. Российские реалии значительно корректируют этот показатель в сторону уменьшения (порядка 30 тыс. км).

Эксплуатация вариатора (краткая инструкция)

Латинские литеры, вместо цифр на рукояти переключения МКПП, означают следующее:

  • «P» - парковочный режим. Стоянка на продолжительное время, происходит блокировка системы управления. При зажигании необходимо убедиться, что рычаг установлен на этой же отметке;
  • «D» - машина в движении. Автомобиль едет вперед с характерной плавной сменой ступеней;
  • «N» - аналог «нейтралки». В бесступенчатом варианте КПП применяется при парковке с наклоном.

Алгоритм действий шофёра такой: выжать педаль тормоза до полной остановки → ручку коробки установить напротив «N» → застопорить машину на ручнике → резко отпустить и снова нажать тормоз → перевести в режим паркинга «P».

Необычный порядок манипуляций обусловлен спецификой взаимодействия механических узлов при остановке: вал в CVT блокируется стержнем малой толщины, который несложно деформировать (окончательно испортить) при небрежном паркинге «на скорости».

  • «L» - завышенные обороты и эффект торможения двигателем. Рекомендован при движении по бездорожью, под уклон, буксировке прицепа (подобие 1 ступени на «механике»).

Многие автопроизводители добавляют ещё две позиции:

  • «S» - спортивный. Двигатель выводится на полную мощность;
  • «E» - экономичный. Расход горючего минимизирован.

Резко нагружать не стоит

Машинам с вариаторами резко возрастающие нагрузки противопоказаны. Они становятся виновниками внеочередных посещений СТО и последующего ремонта. Это недостаток CVT-коробок конструкторы пока не решили.

Прогрев вариатора обязателен при низких температурах. Холодное масло в трансмиссии плохо распределяется внутри системы, часть элементов и деталей остаются без смазки.

Прогревать по типу автоматической коробки передач путём переключения режимов «P-R-N-D» и обратно не рекомендуется, так как это не улучшает прогрев. Помните вариатор устроен абсолютно по-другому, нежели другие КПП.

Как вариант можно на несколько секунд включить нейтраль - «N», это немного прогреет гидромуфту (сцепление).

Трогаться с места нужно убедившись, что автомобиль прогрелся до необходимого предела. После начала движения придерживаться спокойной манеры езды минимум километр, это полностью позволит прогреть все элементы коробки. Расходы на лишнее топливо сэкономят затраты на монтаж новой КПП.

Чем ниже температура окружающей среды, тем дольше необходимо прогревать коробку. При температуре -35 °C лучше не эксплуатировать автомобиль с CVT. Если вы всё-таки решились на поездку в сильный мороз, то прогревать рекомендуется не менее 30 минут и всю дорогу придерживаться очень щадящего режима езды.

В Европе (Финляндии) нашли альтернативу холостым оборотам двигателя для прогрева. Авто снабжаются электросистемой поддержки рабочей температуры. Машина запитывается от электросети через обычную штепсельную вилку. Машины с таким оборудованием легко узнать по характерным вырезам на бампере.

Бездорожье не рулит

Ездить на автомобилях с вариаторной КПП вне дорог не желательно. Пусть не вводят в заблуждение автолюбителей всемирно известные производители кроссоверов. Внедорожники с CVT автоматически зачисляются в «паркетники».

Владельцам бесступенчатой коробки лучше держаться города и шоссе с твёрдым покрытием.

Повредить бесступенчатую коробку можно наехав на выступ, ухаб, при попадании колёс в ямы и выбоины и другие шероховатости дорожного полотна. Подобные приключения небезопасны для МКПП, а в случае с автоматом в вариаторном исполнении последствия могут быть фатальными.

Нет буксировке

Буксовать, равно как и буксировать, на CVT не стоит. Эти действия небезопасны для агрегата. Вариант взятия автомобиля на буксир есть - при включённом моторе (смазка предохранит детали от излишнего трения), стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации.

И даже не взирая на это бывают случаи поломок, особенно КПП с пробегом, поэтому мы не рекомендуем его буксировать, ведь эвакуатор стоит гораздо дешевле чем ремонт.

Неисправность двигателя приводит к неизбежному общению со службой эвакуации, есть другой но очень трудоемкий вариант, отсоединения полуосей от ведущих колес.

Соответственно использовать машину в качестве тянущего средства другого авто категорически не рекомендуется. Максимально допустимое условие - транспортирование автоприцепа весом не превышающего допустимого. Точная информация о грузоподъёмности и расстоянии, на которое можно буксировать прицеп, конкретной модели указана в техпаспорте.

Пробуксовка - очень вредное действие. Заглохнув на ухабах или в грязи, следует оставить попытки выехать самостоятельно. Передвигая селектор между отметками «D» и «R» можно добиться только скоротечного износа шлицевых соединений. Заметно сократится ресурс шестерней. Чтобы устранить поломку, узел разберут, что существенно ударит по карману автовладельца.

Внимание, датчики!

Без корректной работы контрольных устройств обеспечить безопасность поездок невозможно. Отслеживать их состояние постоянно - насущная необходимость. Прекращение функционирования одного датчика может привести к выходу из строя целого узла.

Если датчик контроля скорости повреждён, то блок управления автоматически переводит ремень трансмиссии в среднее аварийное положение, двигатель экстренно тормозит. Угроза деформирования ремня становится более чем реальной. При движении в высокоскоростном режиме может даже разорвать ременной привод. Снижение оборотов повышает процент «выживания» CVT.

Для желающих приобрести машину с пробегом есть непреложное правило - меняйте датчик скорости. Настоятельно предлагается купить оригинальную версию от производителя и проверенного поставщика. Аналогично следует поступить с датчиками уровня и давления масла. Весь комплект датчиков должен находиться в исправном состоянии.

Заключение

Выводы, не требующие особых обоснований:

  1. «Лихачить» с вариатором нельзя. Поломки и сокращение периода эксплуатации неизбежны.
  2. Ограничить поездки городской чертой, где преимущества бесступенчатой трансмиссии раскроются полностью.
  3. Не начинать движения при «холодном» масле.
  4. Отслеживать уровень жидкости и работоспособность контролирующих устройств.

Манера езды водителя и общее состояние дорог региона, где живёт автовладелец - важные факторы, влияющие на окончательное решение при покупке машины с CVT.

Источник: http://autoleek.ru/korobka-peredach/variator/kak-ezdit-na-variatore.html

Как правильно ездить на вариаторе: особенности экслуатации и вождения

Становящиеся все более популярными вариаторные коробки на автомобилях имеют одну из важнейших особенностей – бесступенчатая смена крутящего момента, то есть водителю не требуется переключать самостоятельно передачи, как это делается на авто с МКПП, или ощущать небольшие рывки при смене передачи, которые бывают у авто с АКПП.

Что касается самого управления вариатором, то оно практически не отличается от управления коробкой-автоматом, но особенность бесступенчатой смены момента вносит свои коррективы в управление. Есть определенные нюансы, которые следует учитывать при управлении автомобилем с вариаторной коробкой передач.

Общая инструкция по управлению вариатором достаточно проста: чтобы начать движение нужно всего лишь перевести селектор КПП, который пришел на смену рычагу МКПП, и нажимая на педаль газа, начать движение. Во время движения, если не выбран ручной режим управления, никаких действий с селектором выполнять больше не надо.

Режимы вариатора

Определенные режимы работы вариатора, выбираются путем перевода селектора в положения, каждое из которых обозначено буквами и значками.

Движение вперед

«D» – движение вперед. Перевод селектора в положение с этим обозначением указывает на то, что автомобиль будет двигаться вперед. Именно этот режим и является основным при движении.

При этом вариатор сам будет менять передаточное число, ориентируясь на обороты двигателя, а электронные системы будут следить как за работой вариатора, так и двигателя, чтобы обеспечить максимальную эффективность их работы.

Движение задним ходом

«R» – движение задним ходом. Конструкция вариатора такова, что реверсного движения ведомого вала, передающего вращение на ведущие колеса, у него нет. Поэтому в конструкцию были включены дополнительные механизмы. При переводе селектора в это положение, механизмы заднего хода включаются в работу.

Во избежание поломок, переводить селектор в данное положение можно только после полной остановки авто.

В некоторых моделях для перевода селектора в положение «R» нужно нажать клавишу, установленную на селекторе, при этом нажать на нее возможно будет только после полной остановки.

Этим обеспечивается исключение возможности включения заднего хода без обездвиживания авто, что является дополнительной защитой вариатора.

Нейталь

«N» – нейтраль. При таком положении селектора силовая установка отключена от КПП. Используется это положение при длительной остановке, к примеру, в пробке.

Также этот режим используется для запуска силовой установки. В целом, это обычная нейтральная передача, которая имеется во всех видах КПП.

Парковка

«P» - парковка. Данное положение селектора приводит к тому, что ведомый вал вариатора блокируется штифтом, исключая возможность самопроизвольного движения авто.

Применять этот режим нужно только при постановке авто на стоянку.

Часто, чтобы исключить возможность случайного включения данного положения, помимо нажатия на клавишу на селекторе, нужно еще выжать педаль тормоза, а также затянуть ручник, после чего только селектор станет в данное положение. Снятие селектора с этого положения тоже сопровождается данными действиями, выполненными в обратном порядке.

Ручное управление

«+», «-» – повышение и понижение передачи. Поскольку в вариаторе передач как таковых нет, то для удобства водителей применяется ручной режим переключения.

Но данный режим является лишь эмулятором – вариатор может менять передаточное число на определенные значения, что имитирует ступенчатую коробку.

То есть ступенчатое изменение крутящего момента вроде и есть, и его можно менять, кратковременно переводя селектор в «+» или «-», тем самым создавая иллюзию переключения передач, но оно является лишь условным.

К тому же, полностью добиться соответствия работы вариатора как ступенчатой коробки не получится – электронные системы все равно будут следить за оборотами двигателя и при надобности самостоятельно изменять передаточное число. Делается это для того, чтобы защитить от перегрузок сам вариатор.

Дополнительные режимы

Многие модели, укомплектованные вариатором, имеют дополнительные режимы работы коробки передач, которые подстраивают её под определенные условия движения.

«S» – режим спорт. Он обеспечивает более резвое поведение авто при нажатии на педаль. Этот режим предназначен для вождения в интенсивном режиме. Но все сводится к тому, что вариатор меняет передаточное число более медленно, что обеспечивает большую тягу при увеличении оборотов двигателя.

«Е» – эконом, он же «Эко». Данный режим является полной противоположностью режима «спорт». Вариатор подстраивается так, что обеспечивается максимальное взаимодействие двигателя с коробкой для минимального потребления топлива.

«L» – режим сложных условий эксплуатации. При переводе селектора в данное положение вариатор обеспечивает максимальное передаточное число, то есть тягу на ведущих колесах. Предназначен для движения по бездорожью, буксировке прицепа и т. д.

Нюансы пользования вариатором

Теперь о нюансах вождения авто, оснащенного вариаторной коробкой. Первое и одно из главных условий – не начинать движение на авто сразу после запуска двигателя, особенно это касается зимнего периода.

Начало движения

При длительной стоянке все масло стекает в поддон коробки передач, а поскольку низкие температуры делают масло более вязким, то начало движения сразу после запуска приведет к тому, что элементы вариатора будут работать без смазки. В результате это способствует их интенсивному износу. Поэтому после запуска следует дать время, чтобы масло под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.

Примерно то же касается и перевода положения в «N» при краткосрочных остановках.

При переходе на этот режим давление масла в вариаторе снижается, а после быстрого переведения в режим «D» и начала движения, масло не успеет в нужном количестве поступить к трущимся поверхностям.

Поэтому лучше при остановке на светофоре не трогать селектор и оставлять его в положении «D», поскольку вариатор рассчитан на работу в таком режиме и при остановке.

Особенности при маневрировании и прохождении поворотов

Нужно учитывать, что вариатор реагирует на повышение оборотов двигателя. То есть, вначале водитель увеличивает акселератором обороты, на что и реагирует данная КПП. В зависимости от выбранного режима вариатор будет реагировать соответственно, но на эту реакцию ему нужно некоторое время.

При совершении обгона в первую очередь нужно учитывать этот фактор – добавить обороты коленчатого вала, а после уже начинать совершать маневр.

То же касается и при прохождении поворотов, нужно на педаль нажимать в момент начала поворота руля, тогда КПП отреагирует правильно и непредвиденных последствий не будет.

Транспортировка

Транспортировка прицепов или буксировка других авто для вариатора крайне не желательна, поскольку она значительно увеличивает нагрузку на трансмиссию, и как следствие – усиленный ее износ. Допускается только транспортировка прицепов с полным весом до 1 тонны.

Не стоит часто использовать авто с вариатором на пересеченной местности. То есть, многие кроссоверы и внедорожники с вариатором хоть и являются автомобилями с повышенной проходимостью, но особо на проходимость их не стоит особо рассчитывать – они больше являются городскими авто, чем «покорителями бездорожья».

Буксирование

Есть и нюансы, касающиеся буксировки авто с вариаторами. Допускается буксировать такое авто на жесткой или гибкой сцепке только при работающем силовом агрегате и нейтральном положении селектора. Если таковых условий нет, то буксировка производиться только путем частичной погрузки авто (обязательно должны быть вывешены ведущие колеса) или эвакуатором.

Источник: http://okorobke.ru/variator/kak-ezdit-na-variatore.html

Как правильно эксплуатировать авто с коробкой вариатор?

Еще пять лет назад мало кто из отечественных автомобилистов знал о том, что такое вариаторная коробка передач и чем она отличается от традиционных «механик» и «автоматов».

Но уже сегодня практически каждый автомобильный производитель добавил в свою линейку авто транспортные средства с этой КПП.

Но далеко не каждый автомобилист знает, как ездить на вариаторе, тонкости его эксплуатации и какими преимуществами и недостатками он обладает.

Вариаторная коробка передач (CVT) представляет собой агрегат, предназначенный для передачи сигнала от двигателя к ведущим колесам.

Данный тип КПП позволяет более плавно переходить от одной передачи к другой, меняя скорости вращения ведомого и ведущего валов.

И хотя конструкция этого устройства была разработана более шестидесяти лет назад, только в последнее время он активно внедряется в производство машин.

Бесступенчатая коробка переключения скоростей в разрезе

Те, кто уже успел попользоваться автомобилем с такой КПП, замечают сразу - разгон машины происходит очень ровно и без провалов, поскольку водителю нет нужды переключать скорости. Уже давно известно и доказано многими испытаниями: если соревнуются два автомобиля с одинаковыми двигателями, но разными КПП, впереди окажется тот, который оснащен вариатором.

Некоторых водителей может смутить шум работы мотора во всех режимах функционирования. На транспортах, оснащенных вариатором, не получится добиться звука спортивного авто при разгоне. Потому что электроника машины оптимизирует работу мотора, тем самым позволяя ему функционировать в оптимальном режиме.

Все эти факторы позволяют подчеркнуть преимущества, которыми обладает авто с вариаторной КПП, по сравнению с обычным «автоматом» или «механикой». В частности, это:

  • оперативный набор скорости;
  • экономия бензина по сравнению с другими передаточными агрегатами;
  • оптимизация нагрузки на мотор;
  • сниженный интервал необходимости технического обслуживания и ремонта;
  • вариаторная КПП является более чистым агрегатом с экологической точки зрения.

Так выглядит резиновый ремень на вариаторной коробке передач старого образца: сегодня разработчики устанавливают металлические ремни

«Подскажите, пожалуйста! Купил себе Хонду с вариаторной коробкой передач.

Решил посмотреть в Интернете и почитать об этом типе КПП и оказалось, что все не так гладко, как могло бы быть! Из отзывов других автомобилистов я понял, что этот агрегат очень сложный по своей конструкции и далеко не каждый автосервис возьмется за ремонт коробки передач. Как правильно эксплуатировать Хонду с вариатором? На что нужно обратить внимание?», - пишет интернет-пользователей Николай.

И подобных вопросов в Сети очень много. Итак, как правильно пользоваться автомобилем, оборудованным вариатором? Какой оптимальный стиль вождения для этого агрегата, каковы особенности его эксплуатации? Ответы на эти вопросы вы найдете ниже. Используя автомобиль, оснащенный CVT, нужно соблюдать несколько правил и нюансов.

Трансмиссионное масло

Всегда нужно четко следить за уровнем и состоянием расходного материала, залитого в агрегат. Вариаторы, в отличие от автоматических КПП и уж тем более от механических, более чувствительны к качеству расходного материала. Здесь лучше не заливать жидкость от непроверенного производителя и, тем более, купленную где-нибудь на обочине дороги.

Трансмиссионное масло должно полностью соответствовать спецификациям, которые требует коробка передач определенного авто.

Чтобы определиться с тем, какой именно расходный материал нужен вашему автомобилю, следует ознакомиться с мануалом по эксплуатации. Как правило, такие важные моменты описываются в инструкции.

В мануале должна быть указана спецификация и основные требования, предъявляемые для трансмиссионного расходного материала. В случае нарушения эти требований будьте готовы выложить сумму за ремонт агрегата.

Если вы не нашли ответ на ваш вопрос в инструкции к авто, то, возможно, есть смысл связаться с дилером. Он поможет вам определиться с тем, какое масло лучше приобрести и где его заправить.

Учтите - залив жидкости также следует осуществлять у мастеров, которые уже сталкивались с этим. Поэтому также уточните у дилера, где в вашем городе есть соответствующие станции техобслуживания.

Возможно, представители компании посоветуют вам обратиться в свой сервисный центр.

Не забывайте также проверять уровень расходного материала в коробке передач: он всегда должен соответствовать норме. При недостаточном количестве жидкости в CVT детали и компоненты агрегата не смогут смазываться должным образом. Это, в свою очередь, может послужить причиной выхода из строя некоторых компонентов коробки передач, что также может ударить по карману автомобилиста.

Резкие нагрузки

В автомобилях, оборудованных вариаторной КПП, резкие нагрузки зачастую становятся причиной последующих поломок и неисправностей. В силу своей конструкции эту проблему можно считать «болезнью». По неизвестным нам причинам разработчики CVT не спешат решить эту проблему, поэтому она остается насущной для владельцев машин с вариатором.

Особенно водителю такого автомобиля стоит воздержаться от резкого старта в зимний период, пока машина не прогрелась до нормальной рабочей температуры.

Из-за того, что трансмиссионное масло в агрегате холодное, оно не может сразу же поступить во все каналы системы, то есть некоторые компоненты какое-то время работают без смазки.

Поэтому резкий старт может стать причиной летального исхода CVT.

Так выглядит ремень CVT в увеличенном виде

Разумеется, все зависит от стиля вождения, но в случае с CVT следует отказаться от резких стартов и пробуксовки.

Езда по бездорожью

CVT не предназначены для частой эксплуатации по сельской местности или бездорожью. Несмотря на то что этим агрегатом оснащаются кроссоверы Mitsubishi, к примеру, модель Outlander, данные авто сложно назвать внедорожниками. Поэтому водителю рекомендуется ограничить частые поездки по сельской местности.

То же самое касается и буксировки. Транспорт с оборудованными CVT категорически не стоит буксовать. Это губительно действует на агрегат. Если вы заглохли где-то в грязи и попытаетесь выехать на авто, переключая селектор КПП из положения «D» в «R», это спровоцирует повышенный износ шлицевых соединений.

В свою очередь, ресурс эксплуатации шестеренок значительно сокращается. Разумеется, при их поломке придется разбирать агрегат и ремонтировать его, а это удовольствие не из дешевых.

То есть, если в вашем авто произошла поломка и вы не можете завестись, чтобы доехать до СТО, единственным выходом для вас будет вызов эвакуатора.

Кроме того, губительным для машины с CVT может оказаться и буксировка другого транспорта. Максимум, что допускается для буксировки - это малогабаритный нагруженный прицеп, грузоподъемность которого не должна превышать 700-1000 кг. Поскольку транспорт имеет гораздо больший вес, то от их буксировки следует воздержаться.

Бесступенчатая коробка-вариатор в разрезе

Функционирование датчиков

Датчики - это отдельная тема для разговора. Для обеспечения нормальной езды за их работой следить нужно так же, как за уровнем бензина в бензобаке. От работоспособности устройств контроля зависит функционирование агрегата в целом. Стать причиной поломки CVT может датчик контроля скорости.

Если этот компонент выходит из строя, то блок управления ()транспорта сразу же скидывает ремень коробки передач в среднее аварийное положение, в результате чего происходит экстренное торможение мотором.

Тогда может произойти деформация ремня, но в некоторых случаях он может и вовсе разорваться, но только если машина едет на высокой скорости.

Если же скорость езды не настолько высокая, то сам агрегат может и не пострадать.

Поэтому, если вы приобретаете подержанный автомобиль, то в первую очередь замените датчик скорости, желательно приобретя оригинальный компонент от производителя. То же самое касается и датчиков контроля уровня трансмиссионной жидкости, датчика давления масла и т.д. Все датчики должны быть исправны.

Вариаторная коробка передач в разрезе - на фото показан работающий ремень агрегата

Ремонт

Приобретая машину с CVT позаботьтесь о том, чтобы у вас всегда был телефонный номер грамотного специалиста. На сегодняшний день далеко не все станции техобслуживания берутся за ремонт этих агрегатов, поскольку они достаточно сложны по своей конструкции и требуют грамотного подхода.

Кроме того, стоимость услуг таких специалистов гораздо выше, а от ремонта зависит многое. Лишь один недочет, допущенный мастером, может стать причиной более серьезной поломки. Поэтому к вопросу о ремонте также стоит подойти ответственно.

Что касается официальных дилеров, то, как показывает практика, они занимаются ремонтом CVT только тогда, когда машина на гарантии. Если же срок гарантии закончился, то представители компании, скорей всего, предложат вам полностью заменить агрегат, а это, как вы понимаете, совсем не дешево.

Причины поломок

Вариаторная КПП в разобранном виде

Признаки Поломки
Езда на машине на нейтральной скорости: невозможность включить какую-либо передачу.
  • вышел из строя рычаг переключения скоростей;
  • в электропроводке могут быть механические повреждения, то же самое касается разъемов;
  • вышел из строя блок управления.
Во время переключения селектора коробки из положения «N» в «D» водитель может слышать удары. Также во время движения авто может идти рывками.
  • вышел из строя электромагнитный клапан давления в основной магистрали трансмиссионной системы;
  • вышел из строя блок управления авто.
Во время езды водитель чувствует, что значительно снизилась динамика авто. Также транспорт может просто не двигаться при нажатии на педаль газа. произошла поломка муфты переднего хода;вышел из строя гидротрансформатор;зафиксированы неисправности в работе вариаторной передачи;вышел из строя электрогидравлический модуль;произошла поломка в работу блока управления.
Не получается переключить скорости во время движения в ручном режиме. В этом случае может произойти:
  • поломка электроразъемов системы трансмиссии либо обрыв проводов цепи;
  • выход из строя блока управления;
  • поломка рычага переключения скоростей.

Вариаторная КПП в демонтированном виде

Как вы поняли, вариаторная коробка переключения скоростей представляет собой достаточной сложный по своей конструкции агрегат, имеющий свои недостатки и преимущества.

От правильной эксплуатации машины, езды на ней и стиля вождения зависит многое. В силу своих особенностей ездить на авто с таким агрегатом понравится любому водителю, но далеко не каждый сможет сразу же разобраться во всех нюансах, от которых напрямую зависит работоспособность КПП.

Приобретая машину с таким агрегатом, задумайтесь - а сможете ли вы правильно на ней ездить и учитывать все особенности агрегата? Если нет, то лучше не связывайтесь с CVT, поскольку даже неправильный способ езды может стать причиной выхода из строя агрегата.

от AlexKolmak «Бесступенчатая трансмиссия»

Ещё лет семь тому назад мало кто из автомобилистов нашей страны, да и близлежащих территорий, имел представление о том, что такое вариаторная коробка передач и в чём её отличие от традиционной «механики» и уже привычного «автомата». Но уже на сегодняшний день, наверное, каждый производитель имеет в своём модельном ряду транспортные средства с такой коробкой передач.

В силу своего новаторского веяния, вариатор ещё не полностью познан каждым автомобилистом. Не так много водителей знают, как правильно ездить на вариаторе, понимают все тонкости его эксплуатации, а также могут оценить все преимущества и недостатки данной коробки.

Принцип работы вариатора

Вариатор является автомобильным узлом или агрегатом с внешним управлением , который автоматически изменяет передаточное число, выбирает оптимальные значения в зависимости от нагрузки силового агрегата и его оборотов. В результате мощность мотора используется с максимально возможной эффективностью. В разного рода технике подобные конструкции многих разновидностей можно встретить достаточно часто.

В автомобилестроении же применяются только два вида вариаторных механизмов: тороидные и клиноременные. В чём же заключается принцип работы вариатора как достаточно нового трансмиссионного механизма?

Вариаторы клиноременного типа известны уже давно. Главными деталями такой коробки передач являются раздвижные шкивы, которые соединены между собой ремнём с сечением трапецеидальной формы. Когда половинки шкива сдвигаются друг с другом, происходит выталкивание наружу ремня. Радиус шкива в результате этого увеличивается, а вместе с ним и возрастает передаточное отношение.

Когда половины, наоборот, начинают отдаляться друг от друга, ремень падает вглубь и работает по меньшему радиусу, что позволяет уменьшать передаточное отношение. Прямая передача получается в том случае, когда оба шкива находятся в промежуточном положении.

Разные автомобильные бренды разработали свои разновидности вариаторов на клиноременной основе. Например, Audi в своей трансмиссии использует цепи, а Honda – ремни из металлических пластин. Но принцип работы вариатора от этого никоим образом не меняется. Шкивы функционируют под командованием : электронные системы, сервоприводы и датчики.

Тороидный вариатор отличается от клиновидного. Здесь конструкция состоит из соосных дисков и роликов, которые и передают момент между ними. Изменение передаточного числа происходит за счёт смены положения роликов и их радиусов, по которым диски и обкатываются. Всё усилие передаётся на пятно контакта, поэтому для поворота роликов применяются специальные устройства, которые преодолевают прижимную силу ролика по отношению к диску.

Например, вариатор от компании Nissan оборудован системой с прецизионным гидравлическим механизмом, управляющимся электроникой. Данная система перемещает на микронные доли обоймы с роликами, в результате чего те сами вращаются из-за сдвига относительно дисковой оси.

Благодаря постоянно развивающемуся техническому прогрессу в сфере электроники, вариаторы всё больше усовершенствуются и широко распространяются на автомобильном транспорте. Их «ахиллесовой пятой» по прежнему остаются ремни и пятна контактов дисков с роликами, которые пока не выдерживают сильных нагрузок при работе с высокомощными силовыми агрегатами. На сегодняшний день рекордным являются 220 л.с. при 300 Нм для клиноременных вариаторов и 240 л.с. и 310 Нм для тороидных.

Если провести сравнительную параллель между вариаторной коробкой и автоматом, то первая окажется более совершенным механизмом. Вариатор предоставляет лучшую динамику разгона, меньший топливный расход и плавную езду. По словам специалистов, в недалёком будущем такие коробки передач вытеснят привычные нам механику и автомат.

Как правильно пользоваться вариатором?

Общей чертой, роднящей автомобили с и автоматом в классическом его проявлении, является отсутствие педали сцепления. Отличаются же они конструктивно и своими принципами работы. В вариаторе передаточные числа изменяются плавно и бесступенчато благодаря изменению диаметров ведущего и ведомого дисков. При такой конструкции утопленная в пол гашетка выводит силовой агрегат на высокие обороты на протяжении всего разгона, в результате чего автомобиль разгоняется существенно быстрее, не затрачивая время на переключение передач.

Чтобы разобраться детальнее в том, как правильно пользоваться вариатором, предлагаем рассмотреть его режимы. Они практически идентичны с классическим автоматом.

“P” – паркинг. Применяется в случаях, когда автомобиль приезжает к месту длительной остановки. В данном режиме все управляющие элементы блокируются. С этого же режима запускается мотор.

“D” – драйв, движение. Режим, при котором автомобиль движется как обычно, плавно переключая передачи.

“N” – нейтраль. Используется, по большей части, во время остановок на наклонной поверхности. Для этого необходимо остановить автомобиль педалью тормоза, перевести рычаг в данный режим, активировать ручник, отпустить тормоз и снова его выжать. Только после этих манипуляций можно переводить рычаг вариатора в положение парковки.

Данная последовательность действий обусловлена тем, что у вариаторной коробки во время парковки блокируются не колёса, а вал в самой КПП. Делается это тонким штырём, который легко может сломаться при неаккуратной парковке на недопустимой скорости.

“L” – low (с англ. низкий). В данном режиме силовой агрегат работает на высоких оборотах с максимальной реализацией эффекта торможения мотором. Данный режим необходим только в сложных дорожных условиях или при буксировке. Данный режим можно сравнить с первой передачей на механической коробке передач.

“S” – спортивный режим. Тут двигатель использует весь свой потенциал в конкретной случившейся ситуации. Подходит для тех, кто любит полихачить и постартовать со светофоров.

“E” – экономичный. Полная противоположность спортивного, антипод со спокойным движением и минимальным топливным расходом.

Так же, как и классический автомат, вариаторную коробку нужно «баловать» частой заменой . Данный же расходный материал для вариатора относится к отдельной группе. Такие масла смазывают трущиеся поверхности и в то же время предотвращают их проскальзывание. Что сразу смущает, так это то, как один материал вмещает в себе столь противоречивые свойства? А вот такой оксюморон и ставит масла для ВКПП на отдельную уникальную нишу.

Несмотря на свои специфические свойства, такое масло стоит достаточно приемлемо. Если вовремя не произвести замену масла или не долить его до необходимого уровня, то спустя какое-то время ремень начнёт проскальзывать по дискам, тем самым уничтожая их.

Плюсы и минусы использования вариатора

1. Автомобиль с вариаторной коробкой передач очень плавно разгоняется без каких-либо скачков и рывков.

2. С вариатором время, затрачиваемое на разгон автомобиля, сводится к минимуму, ведь здесь нет такого понятия как ступени передач.

3. Автомобиль с вариатором движется плавно, не скатывается на склонах, не глохнет на светофорах и пробках.

4. Таким автомобилем легко управлять, так как в нём есть всего две педали. Да и зачем сцепление здесь, когда коробка вовсе бесступенчатая.

5. Даже на высоких оборотах вариатор почти бесшумный.

6. Благодаря плавному ходу и динамичному разгону вариатор расходует меньше топлива, чем привычные нам коробки передач.

7. Вариатор выпускает в атмосферу намного меньше вредных веществ, в отличие от своих собратьев – автомата и механики.

Наряду с преимуществами вариатор имеет и свои недостатки , которые могут стоить водителю больших хлопот.

1. Автомобиль с бесступенчатой трансмиссией не может длительное время двигаться с максимальной мощностью и на высоких оборотах

2. Вариатор требует пристального внимания. Менять масла и фильтры придется довольно часто, как минимум один раз на каждые 30 000 километров.

3. В вариатор необходимо заливать специальную жидкость, которая влияет непосредственно на работу самого ремня. Стоит она недешево и в настоящее время ее не так-то просто приобрести.

4. Грубая эксплуатация (резкие движения, экстренное торможение) может способствовать быстрой поломке вариатора.

5. Бесступенчатую КПП можно устанавливать только на легковые автомобили мощностью до 220 лошадиных сил.

6. Ремонт вариатора может обойтись несколько дороже того же автомата. К тому же, найти в наших реалиях специализированные СТО и опытных мастеров, которые бы разбирались в устройстве вариатора, довольно сложно.