Правила дорожного движения во вьетнаме. Улицы и перекрестки. Вьетнамцы ездят совершенно анархично. Никто не соблюдает правила дорожного движения

Super User

Дорожное движение во Вьетнаме

Во Вьетнаме для дорожного движения характерны свои необычные законы, которые знают и понимают даже не все вьетнамцы. Одной из особенностей Вьетнама является огромное количество мопедов, велосипедов и мотоциклов.

Вьетнамцы предпочитают передвигаться именно этими транспортными средствами из-за дороговизны автомобилей, которые облагаются огромной пошлиной в 200%. Более того, уже после часа пребывания во Вьетнаме, понимаешь, что это город, в котором, даже имея автомобиль, передвигаться на нем решится далеко не каждый.

Самым важным транспортным средством во Вьетнаме является мопед, без которого ни один местный житель не может представить свою жизнь. Таким образом, проезжие части городов заполнены тысячами мопедов и лишь небольшим количеством дорогих автомобилей, которые как черепахи, передвигаются не спеша и аккуратно.

Туристов Вьетнам поражает весьма интересными и забавными моментами повседневной жизни, например тем, как вьетнамцы приспособились перевозить на своих небольших транспортных средствах не только различных животных (цыплят, утят, свиней), но и стройматериалы, мебель огромных размеров, бытовую технику и многое другое.

Большинство туристов, которые только что прибыли в страну, шокирует и пугает тот факт, что местные жители полностью пренебрегают правилами дорожного движения. Формально они во Вьетнаме существуют, но на дорогах, к сожалению, никем не соблюдаются. В многонаселенных городах нескончаемые потоки мопедов несутся, не замечая ни сигналов светофоров, ни дорожных знаков, ни «зебр» для пешеходов. Иногда, конечно, очень резвых водителей все же наказывают штрафом за превышение скорости или несоблюдение правил. Но это весьма несущественные штрафы, которые особо ничему не учат водителей. Поэтому не стоит удивляться, если увидите вьетнамца на мопеде, который не только выезжает на полосу встречного движения и пересекает дорогу через две сплошные линии, но и поворачивает налево из крайней правой полосы. Всё это вполне естественно - он же спешит!

Немаловажен и тот факт, что вьетнамцы практически совсем не используют зеркала заднего вида, даже в случае перестроения в другую линию. Поэтому если заметите только одно зеркало на мопеде, не удивляйтесь, ибо некоторые мопеды не могут «похвастаться» и этим.

Во Вьетнаме раздражение и нервы наши верные спутники каждый день. И не только каждый день, а каждый раз, как только ты выходишь на улицу. Даже не так. Каждую минуту у тебя сгорает по одной нервной клетке из-за того, что это не прекращается и поделать с этим ничего нельзя. Движение во Вьетнаме, причем не только в Хошимине, но и в Нячанге, просто не может не выводить из себя. Мало того, что на дорогах царит хаос, так еще и в этом всем хаосе ты как-то должен остаться невредимым. Мы уже месяц живём во Вьетнаме и до сих пор не можем привыкнуть к этому.

6 пунктов, которые нас бесят на дорогах Вьетнама:

1. Постоянное движение

Вьетнам не останавливается ни на секунду. Везде и повсюду ездят мопеды. Куда не повернешь голову, там увидишь байки.

Как говорят гиды на экскурсиях — если бы весь Вьетнам пересел на автомобили, то образовалась бы пожизненная пробка. Думаю, в этих словах есть истина, но от этого не становится легче. Особенно, если ты пешеход и не пользуешься этим транспортным средством. Поэтому просто наличие нескончаемого потока мотобайков сильно капает на нервы.

2. Шум на улице

Вьетнам совсем не тихая страна. Мотоциклы и автобусы на дорогах не только шумят своими моторчиками, но и без умолку сигналят. Такое чувство, что они даже не убирают руку с клаксона, чтобы сигналить не переставая. Причем, сигналы раздаются не только в сторону прохожих, они сигналят и друг другу и редким автомобилям, а те в ответ бибикают им. Такое вот странное общение у вьетнамских водителей.

На днях мы стали свидетелями забавной ситуации, шли по улице, а впереди перекрывали дорогу на переезде, так как приближался поезд. Автоматических шлагбаумов здесь нет, дорогу перекрывают люди вручную.


Железнодорожный переезд во Вьетнаме

Бешенные вьетнамские водители в последние секунды пытаются проехать, несмотря на надвигающийся поезд

Когда наконец-то шлагбаум удалось закрыть, вдруг наступила тишина. Это было настолько непривычно и так хорошо, что не заметить было невозможно. Как только поезд прошёл и начали открывать шлагбаум, водители мотобайков моментально рванули с места и опять на улице воцарился шум, пыль и хаос.



Бешенные нетерпеливые вьетнамцы в мучительном ожидании, когда уже можно будет завести мотор и рвануть

3. Переходить дорогу во Вьетнаме не простое дело

Когда мы впервые попали в сплошной поток мотобайков, мы не понимали как с этим потоком слиться и как перейти дорогу так, чтобы остаться в живых. Мотоциклы едут одновременно во всех направлениях.

Бывало, что на переход двух дорог у нас уходило по 15 минут. Сейчас уже более менее освоились и поняли, что главное правило для пешехода — быть очевидным и предсказуемым для водителя мотобайка. Медленно и уверенно двигаться и ни в коем случае не останавливаться посередине дороги, чтобы пропустить водителя. Они не понимают таких остановок и начинают крутить свой руль в разные стороны, недоумевая какового черта ты остановился, а не идешь дальше. Мы до сих пор учимся у прохожих вьетнамцев быстрому переходу дороги.


Переход дороги в пробках — это самое опасное. Даже если стоит светофор или регулировщик, помощи от него не ждите

Водители ездят здесь в основном не быстрее 40 км в час, но поток настолько плотный и непредсказуемый, что каждый переход дороги это пытка и нервы. Часто из-за этого даже приходится искать пути обхода, лишь бы не переходить дорогу.

Посмотрите коротенькое видео с обычной улицы в Хошимине:

4. Вьетнамским водителям до лампочки на пешеходную зебру и светофоры

По всей видимости, они даже не в курсе для чего она. Наверное, думают, для красоты. В большинстве случаев, да что уж там, во всех случаях, вставать на зебру и переходить дорогу по ней бессмысленно. Вьетнамцы как ехали, так и будут ехать. Их зебра не смущает. Это мы, цивилизованные люди, уже по привычке все равно становимся на неё и идем в этот байкерский ад, зная, что это никак нам не поспособствует. Поэтому переходов на дорогах не существует. На светофоры точно так же часто не обращают внимание. Даже если основной поток встал, всегда найдется десяток баков, которые поедут на красный. Поэтому при переходе на светофоре всегда нужно смотреть на дорогу. Причем, в обе стороны, потому что вьетнамцы спокойно ездят по встречной.

5. На байках свободно заезжают на тротуары

Только мы порадовались, что во Вьетнаме есть тротуары и порой даже широкие, как разочарование не заставило себя ждать. Эти ненасытные мотобайкеры оккупировали не только дороги, но и пешеходные зоны. Везде тротуары заставлены байками. Туристам в лучшем случае остается перемещаться по тем остаткам, которые еще свободны или по обочине дороги. Но в оставшихся кусочках тоже не всё спокойно, по ним часто ездят мопеды и нервно тебе сигналят, чтобы уступал им дорогу.


По тротуару, как по трассе

Вьетнамцы спокойно заезжают на тротуары без всякого уважения и внаглую прут на тебя, показывая своё превосходство. Складывается впечатление, что во Вьетнаме пешеходов не считают людьми. Поэтому, если ты на тротуаре, а точнее на том клочке, что от него осталось, то не расслабляйся. И здесь тебя прессингуют и не дают нормально пройти.

В исключением являются только центральные улицы и набережная. Во многих переулках и нетуристических кварталах и дороги раздолблены и тротуаров нет. Вот и идешь по обочине, уклоняясь от байков.

Вьетнамцы настолько ленивы, что они даже по рынку ездят на байках. Я не удивлюсь, если они спят со своими мопедами в обнимку.


Мопеды на рынке

6. Невнимательность водителей и их наглость

Это обстоятельство иной раз даже вынуждает нас не выходить из дома без надобности и идти куда-то на длинные расстояния. Наверное, вьетнамские водители самые дурные водители в мире.


Для вьетнамца байк не роскошь, а средство передвижения, кровать, обеденный стол и вообще второй дом

Они вылетают из закоулков, даже не смотря, идет ли там человек. Они едут прямо на тебя, даже, если видят тебя в оба глаза. Они не уступают дорогу и готовы переехать тебе ноги, но не остановиться. Я их ненавижу всей своей доброй душой. Они настолько тупы, что, выходя на улицу, я матерюсь столько, сколько есть матов.


Невыносимо каждую секунду держать себя наготове и смотреть по сторонам, чтобы тебе не отдавили ноги. Про прогулочный шаг и осмотр города на улицах Вьетнама можно напрочь забыть. Испытание, нервы, мат и раздражение каждый день. Здесь самое беспредельное и самое неуважительное отношение к пешеходам, какое нам довелось увидеть за . Даже в Гоа тук-тукеры и мотобайкеры были в 100 раз снисходительнее и пропускали людей, а не ехали прямо на них с позицией «мне наплевать на тебя, жалкий пешеходишко».

Вот такое оно, вьетнамское движение на дорогах. А если у вас есть дети, то ваши нервы будут на пределе еще больше, чем у нас. Я просто не представляю, как перейти такую улицу с коляской.

Не верьте тем, кто говорит, что на дорогах в Азии хаос. Если вы чего-то не можете понять - то крайне некорректно называть это хаосом. Впервые в пучину азиатского дорожного потока мы окунулись в Шри-Ланке. Поэтому восприятие Вьетнамского дорожного движения проходило уже на подготовленной почве и не вызвало шока. Ниже я поделюсь 3-х месячным опытом вождения байка во Вьетнаме, расскажу подробно о всех участниках дорожного движения и их особенностях.

Дорожное движение во Вьетнаме лишь на первый взгляд хаотичное, страшное и непредсказуемое. Неподготовленный человек, приехавший во Вьетнам впадает в ужас от этого неиссякаемого потока мопедов. На самом деле тут вполне комфортно и безопасно, как бы дико это не звучало. Для понимания сути происходящего, давайте сравним дорожный поток с горной рекой, которая плавно и гармонично обтекает все препятствия и сливается с впадающими в неё другими реками. Если бросить камень в такой поток воды, то ничего страшного не произойдёт! Река не остановится, она плавно будет обтекать препятствие!

Так и дорожное движение во Вьетнаме. Главное правило - никаких резких движений, независимо от того, переходите ли вы дорогу пешком или управляете байком. Хочу попробовать систематизировать тонкости и нюансы дорожного движения во Вьетнаме для пешеходов и байков.

Для начала пару слов о видах транспорта на дорогах и психологических особенностях водителей каждого вида.


Пешеходы

1. Как перейти дорогу во Вьетнаме. Даже не надейтесь что если вы переходите дорогу по “зебре”, то вас пропустят. Помните сравнение с горной рекой? Она не остановится ни на мгновение, если вы в неё войдёте. Будьте внимательны, идите вперёд медленно и всегда смотрите на надвигающийся на вас поток транспорта. Тут важен визуальный контакт. Даже не вздумайте ускорится и побежать - это прямая дорога в больницу. Идите медленно и уверенно, все мопеды вас объедут, другой транспорт лучше пропустить. О своём намерении НЕ пропускать вас, вам сообщат миганием фар.

2. Тротуары. Забудьте об этом! Вьетнамцы не ходят пешком, они ездят на байках, а значит тротуары им не нужны. Тротуары используются как парковка, мусорка, столовая, магазин, парикмахерская… Справедливости ради стоит отметить что в Ханое и Хошимине тротуары всё таки есть.

Это не продажа арбузов, это типичный тротуар:

А это не парковка для автобуса, а тоже тротуар:

А это продажа новогодних украшений. Разумеется на тратуаре.

Транспорт.
Теперь самое интересное - ПДД Вьетнама (Понятия Дорожного Движения ) Именно так, потому что дорожное движение во Вьетнаме подчиняется в большей степени понятиям, а не правилам.
Пробки, парковка, дтп
Парковать мопед надо только на тротуаре! Если вы его оставите на проезжей части это чревато эвакуатором, особенно на центральных улицах. Видели неоднократно как грузовик пачками собирает мопеды под присмотром полиции. У современных торговых центров есть хорошие (хоть иногда и платные) парковки. Чаще всего они защищают от дождя, хотя во Вьетнаме на этот счёт никто не заморачивается.

В Нячанге пробки отсутствуют. Даже на центральных улицах в час пик движение может быть очень плотным, но движение будет, чего не скажешь о Хошимине

При всей насыщенности трафика, на удивление за 3 месяца я увидел лишь две аварии! Одна из них по собственной инициативе "гонщика" - ехал по улице с односторонним движением и врезался в мусоровоз (контейнер на велосипедных колёсах, который вручную перемещается от дома к дому, потому как централизованные мусорки во Вьетнаме отсутствуют). Вторая авария - это единственное реальное ДТП которое я увидел, все живы, немного поцарапались. В России ДТП встречаются значительно чаще.

На этой весёлой ноте пожалуй и всё, что я хотел рассказать о дорожном движении во Вьетнаме. Мы по приезду и все наши передвижения были исключительно на нём. Вообще байк во Вьетнаме даёт невероятную свободу - мы ездили на нём везде и всегда, в любую погоду и даже за 200км в Муйне в гости к знакомой из Барнаула, которая живёт в Юго-Восточной Азии уже много лет. Если вы будете соблюдать те правила, о которых я написал выше, то ощутите в полной мере удобство и безопасность этого вида транспорта!

Передвижение на мотоцикле или скутере по Вьетнаму требует определенных навыков и знания особенностей правил дорожного движения (ПДД) в этой стране. Многие пишут, что правил во Вьетнаме нет, нужно просто ехать аккуратно. Не могу согласиться с их доводами, уверенно могу сказать, что правила есть! Да, правила несколько отличаются от наших, и точно так же как у нас, вьетнамцы могут нарушать эти правила. Тем не менее большая часть участников движения, правила соблюдает.

Я не могу гарантировать, что все описанное мной является официальными ПДД Вьетнама, но я могу гарантировать, что реальная ситуация на дороге подчиняется законам, описанным в этой статье. Согласитесь, реально положение дел несет больше практической пользы.

Расположение транспортных средств во Вьетнаме

Условия движения во Вьетнаме несколько иные и характеризуется огромным количеством двухколесного транспорта: мотоциклы, скутеры, велосипеды, поэтому тут предусмотрены выделенные зоны для движения этих транспортных средств. Вместо нашей обочины отсыпанной гравием, во Вьетнаме всегда асфальтируют или бетонируют обочины. Вот эта асфальтированная обочина и предназначена для двухколесных средств передвижения. На рисунке я изобразил расположение транспортных средств на трассе:

Фотографии дороги на участке Куинён — Нячанг

Можно ли выезжать на полосу движения для автомобилей? Можно, это не запрещено, но вы преимущественное право при движении по этой полосе имеют автомобили. Это значит, что в случае чего, вам нужно будет быстро перестроиться на свою полосу. Обычно такой случай наступает, когда по этой полосе хотят обогнать.

Например, едите вы по полосе для автомобилей, а навстречу вам грузовик тащится, а за грузовиком автобус (автобус хочет обогнать грузовик). И будьте уверены автобус пойдет на обгон по встречке, выехав на вашу полосу, а вам нужно быстро с этой полосы куда-то деться, т.к. автобус будет лететь вам навстречу.

Поэтому очень аккуратно передвигаемся по полосе для автомобилей, и постоянно контролируем возможность прижаться вправо. С опытом вы научитесь понимать, когда навстречу вам может вылететь автобус. Обращайте внимание на дорожное покрытие на правой полосе, там может быть песок или сушится рис 🙂

Все описанное выше касается движения по дорогам за пределами городов, в городах движение мототранспорта осуществляется по всем полосам движения, а их может быть до 5 в каждую сторону.

Во Вьетнаме правостороннее движение привычное нам, но если для нас движение по встречной полосе это что-то из ряда вон выходящее, мы даже представить себе не можем, что кто-то поедет нам навстречу по обочине, то во Вьетнаме это нормальная практика.

Ехал вьетнамец, проехал магазин, и вдруг вспомнил, что жена просила хлеба купить. Зачем переезжать на другую сторону дороги, когда можно просто вернуться по обочине.

Зачастую вам навстречу будет кто-то ехать, прижимаясь к обочине, вам нужно будет сместиться к центру дороги. Те кто едут навстречу, ездят аккуратно и всех пропускают, но нужно с пониманием отнестись к такой манере движения.

Все описанное выше касается движения по дорогам за пределами городов, в крупных городах движение мототранспорта осуществляется по всем полосам движения, их может быть и 5 в каждую сторону.

Приоритеты транспортных средств на дорогах Вьетнама

Самые «крутые» на дорогах Вьетнама автобусы, они мчатся на огромной скорости по левой полосе, постоянно сигналят, обгоняют по встречной полосе, и вообще, ведут себя крайне агрессивно. Автобусам все уступают. Будьте предельно внимательны с ними.

Самые предсказуемые на дорогах Вьетнама — дальнобойщики на длинномерах, как правило, они едут с постоянной скоростью, при перестроениях всегда включают поворотники, все движения плавные и размеренные. На нерегулируемых перекрестках длинномеры всегда имеют преимущество перед мототранспортом, все мотоциклисты притормаживают и пропускают фуру.

Самые бесшабашные — маленькие грузовички типа наших ЗИЛов 130х , от них можно ждать чего угодно, они могут перестраиваться, разворачиваться, останавливаться и выезжать из переулков совершенно неожиданно для вас. Наши газелисты всегда ездят по правилам в сравнении с этим товарищами.

Обычные автомобили во Вьетнаме не сильно выделяются, как правило, ездят предсказуемо, особо никуда не лезут, лишний раз не рискуют обгонять по встречной полосе. Хотя исключения бывают.

Мотоциклы, скутеры и велосипеды — скажем прямо, двухколесные транспортные средства имеют куда меньший приоритет перед четырехколесными. И по большому счету их задача сделать так, чтобы не мешать четырехколесным. Обратите внимание — тут никто не будет уступать велосипедисту, происходит прямо противоположное.

Люди на дорогах Вьетнама — низшие существа, никто вас пропускать не будет, про пешеходные переходы тоже забудьте. Но давить пешеходов не принято, поэтому пешеходы переходят дорогу где попало, а транспорт объезжает их, как вода обтекает камень в реке. Зачастую единственный способ перейти через дорогу просто шагнуть на улицу, далее равномерным шагом (предсказуемо) просто переходите дорогу.

Правила проезда перекрестков

Двигаться прямо немудрено, достаточно уметь управлять мотоциклом и вы быстро привыкните к плотному движению Вьетнама. Сложности возникают с проездом перекрестков, понять когда ехать, а когда стоять — порой бывает затруднительно.

Если перекресток оборудован светофором, то можно сказать вам повезло: на зеленый едем, на красный стоим. Но учитываем две возможные особенности проезда перекрестков:

Первая особенность — частенько перекрестки оборудованы знаком, позволяющим поворачивать направо на красный свет, разумеется, пропустив тех кто едете на зеленый. Ищите соответствующий знак рядом с зеленым (это либо зеленая стрелка — тогда могут ехать все, либо дополнительный светофор с мотоциклистом, позволяющий направо ехать только мотоциклистам).

Вторая особенность — часто бывает, что на оживленных участках до начала движения в прямом направлении, участники движения позволяют сначала повернуть налево тем, кто в этом нуждается. Кажется это ничем не регламентировано, но мы не раз наблюдали такую картину — обратите внимание на рисунок.

Если перекресток не оборудован светофором и отсутствуют знаки приоритета, а во Вьетнаме они почти всегда отсутствуют, то безопасно перекресток проезжаем следующим образом:

  1. Пропускаем длинномеры (фуры), им тяжело во Вьетнаме, надо уступить;
  2. Стараемся попасть в большой поток транспорта, или пристроиться к какой-то группе Вьетнамцев. Суть в том, что перекресток переезжают группами, если вы один — вас никто не пропустит, а если вас группа большего количества, чем с другого направления, то пропустят вашу группу. Отсюда правило:с какой стороны больше народу скопилось — те и едут, кого меньше — те уступают.

Аналогичным образом проезжают и участки с круговым движением, подождите пока с вашего направления соберется побольше мотоциклов и двигаетесь вместе с группой — тогда вас пустят. По личным ощущениям, участки с круговым движением самые сложные и непонятные в плане приоритетов.

Главное правило — будьте предсказуемы для других участников движения, двигайтесь плавно, но настойчиво .

Скоростной режим во Вьетнаме

Во Вьетнаме быстро не ездят: для мотоциклов установлен следующий скоростной режим:

  • в черте города — 40 км/ч
  • за пределами города — 60 км/ч
  • допустимый предел без штрафа — 5 км/ч

Вообще, я бы рекомендовал соблюдать скоростной режим, условия движения сложные. Кроме того, частенько справа кто-то выезжает поперек дороги, думая, что вы движетесь 40 км/ч и успеете затормозить, а по факту вы летите под 70 и тормозить у вас возможности нет. Пару таких случаев и все желание гонять в городе пропадает. Так что не превышайте ради вашей же безопасности.

Что еще нужно знать

Ни российские, ни международные права во Вьетнаме не признаются. Разумеется, местные права вы не имеете. Но если вы соблюдаете остальные правила полицейские вам только помашут и пожелают удачи. Нас ни разу не останавливали, но приветствовали на каждом посту. В крайнем случае скажут сумму взятки.

Во Вьетнаме можно ездить только в шлеме, без шлема вас остановят на первом посту.

На всякий случай публикую таблицу штрафов:

  • Езда без шлема – от 100 000 до 200 000 Донгов
  • Езда без прав – от 800 000 до 1 200 000 Донгов
  • Езда без тех.паспорта или без номеров – от 300 000 до 400 000 Донгов
  • Превышение скорости на 5 км/ч – от 100 000 до 200 000 Донгов
  • Превышение скорости на 10 км/ч – от 500 000 до 1 миллиона Донгов
  • Превышение скорости на 20 и более км/ч – от 2 до 3 миллионов Донгов

Заключение

Ну вот пожалуй и все правила движения по дорогам Вьетнама. На самом деле ничего сложного в них нет, главное понять, что они другие. Через пару дней поездrи вы освоитесь, и начнете понимать ситуацию на дороге не хуже местных.

Если у вас остались еще какие-то вопросы — задавайте в комментариях.

Если вы решили прокатиться по Вьетнаму из Ханоя в Хошимин, то мою статью об этом путешествии

P.S. Большое спасибо создателям дорожного редактора Автокадабра , с его помощью я смог визуализировать дорожные ситуации.