Правила безопасной езды в зимний период

Являются одними из самых безопасных категорий дорог. У них нет пересечений (перекрестков), сильных изгибов дороги, и они хорошо оборудованы. В том числе многие шоссе сегодня оснащены отбойниками, отделяющими встречку. Когда мы идем по шоссе, то, как правило, расслабляемся, а различные наши гаджеты (телефоны, планшеты или автомобильные навигаторы) предупреждают нас заранее о пробках и авариях на дороге. В итоге по определению ДТП на шоссе должны быть очень редки. Но это не так. К сожалению, по статистике, российские скоростные автомагистрали являются одними из самых опасных в Европе.

В чем проблема? Почему там, где меньше риска попасть в аварию, водители все равно часто бьются? Может, наши автодороги заколдованы? На самом деле никакого чуда в этом нет. На скоростных дорогах мы движемся намного быстрее, чем на обычных улицах города. Кроме того мы расслабляемся, выезжая на шоссе. Но вместе с тем многие автолюбители забывают при выезде на автомагистраль о необходимости переключиться на другую технику вождения, связанную с высокой скоростью. Также при выезде на скоростное шоссе каждый водитель должен соблюдать некоторые правила, которые мы и хотим вам напомнить.

Плавно встраивайтесь в дорожный трафик

При выезде на автостраду используйте всю длину полосы разгона, чтобы плавно и аккуратно встроиться в движущийся скоростной поток автомобилей. Но помните: чтобы безопасно встроиться в основной поток движения, вам необходимо сначала набрать определенную скорость, с которой движутся большинство машин в крайних полосах движения. Для этого и существуют полосы разгона, которые плавно вливаются в крайние полосы движения основных автомагистралей. Именно поэтому автодорожники стараются делать разгонные полосы как можно длиннее, чтобы у водителей, выезжающих на шоссе, было достаточно времени, чтобы, набрав определенную скорость, безопасно встроиться в поток других автомобилей.

Дайте дорогу другим водителям, въезжающим на шоссе

В свою очередь если вы уже движетесь по скоростному шоссе и видите машину, которая едет по разгонной полосе с целью встроиться в основную полосу движения, то постарайтесь облегчить ей эту задачу. Как? Да просто, если у вас есть возможность, снизьте скорость или перестройтесь в другую полосу. Таким образом вы не только поможете другому водителю, но и снизите себе риск попасть в ДТП по вине неаккуратного водителя, резко выехавшего перед вами со второстепенной дороги. Помните, что все мы люди и остаемся людьми за рулем своих машин. И поэтому обязаны помогать друг другу. Не забывайте: дорога не место амбициям и это не боксерский ринг.

Держите большую дистанцию

Так как на любом скоростном шоссе обычно скорость намного больше, чем на обычных городских улицах, то вы должны обязательно при выезде на автомагистраль увеличить дистанцию до других автомобилей на тот случай, если вам придется экстренно тормозить из-за резкой остановки автомобиля впереди вас. Иначе вы рискуете столкнуться с ним.

В том числе помните, что чем выше скорость, тем длиннее тормозной путь машины. Кроме того всегда учитывайте погодные условия и качество дорожного покрытия. Например, в дождь или снег тормозной путь любого авто может увеличиться чуть ли не в два раза. Так что в плохую погоду всегда увеличивайте дистанцию. Особенно при движении на автомагистрали. Также всегда учитывайте ваши навыки вождения. Вы должны знать и чувствовать, сможете ли экстренно затормозить. Каждый водитель обязан уметь рационально оценивать каждую дорожную ситуацию.

Не превышайте максимальную скорость

В России на автодорогах категории А1 (автомагистраль) согласно российскому законодательству разрешена максимальная скорость 130 км/час. На обычных скоростных шоссе максимальная скорость может составлять только 110 км/час. Например, на Московской кольцевой дороге максимальная скорость движения установлена в 100 км/час. Нет, конечно, если вы превысите скорость движения всего на 10 км/час, то не будете привлечены к административной ответственности, поскольку при превышении скорости до 20 км/ч в российском законодательстве ответственность не предусмотрена. Но это не значит, что вы должны игнорировать дорожные знаки, ограничивающие скорость, а также общие Правила дорожного движения, которые касаются максимально разрешенной скорости на определенных автодорогах.

Но знаете ли вы, что, например, на автомагистралях согласно пункту 16.1 ПДД РФ вы также не можете двигаться меньше минимально установленной скорости (40 км/час)? Вот выдержка из правил:

На автомагистралях запрещается:

И это логично: низкая скорость движения - такая же угроза всем участникам дорожного движения, как и движение транспорта на скорости, превышающей допустимую.

Двигайтесь на скорости в зависимости от дорожных условий

Тот факт, что на некоторых автомагистралях закон разрешает двигаться на скорости 130 км/час, не означает, что вы можете двигаться с такой скоростью на протяжении всего скоростного шоссе. Например, в сложных дорожных условиях (дождь, снег, туман) скорость, конечно же, должна быть уменьшена. Помните, что если в таких условиях, двигаясь с максимально разрешенной скоростью, вы по своей вине попадете в ДТП, то вас могут признать виновным в связи с тем, что вы не снизили скорость в соответствии с дорожными условиями и погодой.

Никогда не двигайтесь задним ходом на шоссе, пропустив поворот и т. п.

Это настоящая чума последних лет. Причем не только на российских автодорогах. С подобной проблемой сталкиваются, в том числе, и в Европе. Например, все чаще и чаще происходят серьезные аварии по вине водителей, которые, проехав нужный поворот или съезд на шоссе, решили вернуться к съезду задним ходом.

А ведь на любой дороге движение задним ходом в противоход основному движению - это самый опасный маневр, который может быть на дороге. И не думайте, что, включив аварийку, вы надежно защитили свой автомобиль, словно побрызгав его святой водой. Поверьте, включение аварийной сигнализации вам не поможет. Особенно в случае если кто-то решит на скорости обогнать какой-то автомобиль справа. Вы представляете, в какую аварию можете попасть? Поэтому, пропустив поворот или съезд, продолжите движение до ближайшей развязки, где есть безопасный разворот. Помните, что лучше потерять время и лишнее , чем оказаться в аварии.

Используйте левую полосу движения только для обгона

Российские водители очень любят ездить в крайней левой полосе. Многие автолюбители как будто прилипают к ней. Так, многие водители могут ехать в левой полосе много километров. Самое плохое, что есть немало автолюбителей, которые, выезжая в левую полосу, начинают двигаться по ней на небольшой скорости, вынуждая других водителей обгонять их справа, что небезопасно.

Советы о том, как уверенно управлять машиной в сложных условиях и максимально уменьшить вероятность аварии, нашим читателям дал Валерий Горянов , мастер спорта по автомотоспорту, тренер по совершенствованию водительского мастерства.

Крепче за баранку держись

Правило №1. Перед началом холодного времени, когда столбик термометра только начинает приближаться к нулю, проведите полный техосмотр своего автомобиля.

Зимой нагрузка на двигатель и другие агрегаты значительно увеличивается, поэтому желательно заменить у своего железного коня масло, проверить прочие жидкости, а также залить в бачок омывателя незамерзайку.

Правило №2. Обратите внимание на посадку: многие автомобилисты любят далеко откидывать спинку и находиться в полулежачей позе или, наоборот, максимально приблизиться к приборной панели. Это большая ошибка.

Регулировки кресла должны быть настроены так, чтобы водителю не приходилось тянуться к рулю и педалям, угол обзора был предельно широким, а взгляд направлен параллельно поверхности дороги - это позволит адекватно оценивать скорость сближения и расстояние до объектов. Руль постоянно держите обеими руками, расположенными как стрелки, показывающие на циферблате время «без 10 минут 2». В этом случае их длины всегда хватит для любого поворота и доворота.

Правило №3. Если впервые садитесь за руль незнакомого автомобиля, проверьте вначале ход педалей тормоза и газа. По возможности во время первых заморозков или на свежем снеге опробуйте транспорт на безопасной площадке или в уединённом месте, отработав действия на случай аварийных ситуаций.

Так, всем известно, что при заносе необходимо «ловить» машину, сначала поворачивая руль в ту сторону, куда несёт авто, и, лишь стабилизировав её движение, плавно возвращать на прежний курс. Но вот вычислить угол и скорость такого манёвра и подготовиться к нему психологически гораздо легче, изучив его на практике.

Правило №4. При любом подозрительном отклонении в движении авто сразу сбрасывайте скорость, отпуская акселератор. Да и вообще залог безопасного вождения - неспешная езда.

Почему-то многие россий-ские автомобилисты пытаются выжать из своих авто максимальную скорость, не думая, к каким страшным последствиям это может привести. А вот шведы, например, ограничили допустимую скорость во многих населённых пунктах до 30 км/ч.

Правило №5. Будьте особенно внимательны в дождь: внезапно въехавший в лужу автомобиль теряет контакт с дорогой и перестаёт слушаться водителя.

В такой ситуации не пытайтесь поворачивать руль: сбросив скорость, надо продолжать движение прямо.

Правило №6. При неудачно рассчитанном обгоне, связанном с выездом на встречную полосу, прижмитесь как можно ближе к попутному транспорту, включив правый поворотник.

Не стоит пытаться разойтись со встречным потоком, уйдя на противоположную обочину: даже в случае аварии ущерб от столкновения с авто, двигающимся в вашем направлении, будет несравнимо меньшим, чем при лобовом ударе на встречке.

Правило №7. Никогда не останавливайтесь на дороге с повёрнутыми влево колёсами.

В этом случае при ударе в зад вашу машину выбросит на встречку. Именно так погиб актёр Юрий Степанов. Даже ожидая, когда загорится стрелка, держите колёса строго направленными прямо, а руль поворачивайте только после начала движения.

Правило №8. При повороте всегда держитесь в своём ряду, даже если вам кажется, что поблизости нет других авто.

К примеру, мотоциклисты, которых сегодня становится всё больше, появляются внезапно и почти незаметно.

Правило №9. Тормозите не прямо перед светофором или бампером впереди идущего авто, а заранее нажав и плавно отпуская педаль.

Это не только позволит спокойно остановиться (а в случае отказа системы предпринять другие действия), но и своевременно предупредит о ваших намерениях водителей, едущих сзади.

Правило №10. Не забывайте о существовании «мёртвой зоны» со стороны правой стойки авто. Иногда в зеркале бывает не видно даже движущийся рядом грузовик.

Выяснить, кто с вами соседствует, можно при помощи быстрого поворота головы. Убедитесь, что до ближайшего препятствия достаточное расстояние, но не задерживайте взгляд более чем на мгновение: помните, что на скорости 60 км/ч за секунду машина преодолевает более 16 м.

Уступи «джигиту»

Правило №11. Набирая опыт, учитесь пред-угадывать действия других участников движения.

Например, машина, двигающаяся медленнее потока, скорее всего, ищет место для парковки и может резко затормозить. Учитывайте, что нередко неопытные автовладельцы забывают выключить сигнал поворота или вообще указывают в противоположную сторону от той, куда собираются направиться.

Правило №12. Дайте дорогу «дуракам» и «джигитам».

Сегодня в российские города приезжает всё больше автолюбителей, не имеющих опыта вождения в мегаполисах и не знающих местности. Помните об этом и старайтесь не приближаться к хаотично двигающимся машинам. Если авто перед вами начало останавливаться, не стоит пытаться опередить его, не дождавшись начала манёвра. Слишком часто горячие парни на мощных папиных иномарках стали гарцевать на наших дорогах, создавая на пустом месте конфликтные ситуации. А мода не пользоваться поворотниками показывает, что ребята эти родом из кишлака, по двум улицам которого ездят одни гужевые повозки... Таких нужно пропускать, не пытаясь гоняться за ними или что-то доказывать: нервы, здоровье и безопасность дороже. Если вас подрезали - улыбнитесь и дайте проехать. Жизнь лихачей рано или поздно и научит, и накажет.

Анна Курская, РИА Новости

Почти половина россиян считает мотоцикл самым опасным видом транспорта. Таковы результаты опроса, проведенного общественной организацией «Движение без опасности». В то же время ГИБДД сообщает о снижении вдвое числа ДТП с участием мотоциклистов за последние 12 лет. Опасность этого вида транспорта постепенно снижается, но можно достичь большего при соблюдении ряда правил и мер предосторожности, полагают эксперты.

Мотоциклом сегодня владеют около 3% россиян, и более половины из них никогда не попадали в аварии. Большинство (81%) владельцев мотоциклов имеют стаж вождения свыше 5 лет, хотя в Москве «опытные» мотоциклисты встречаются почти вдвое реже, чем в других регионах. К таким выводам пришли авторы социологического исследования, проведенного общественной организацией «Движение без опасности».

Так ли опасен мотоцикл?

Как показал опрос, почти половина (47%) россиян считает мотоцикл самым опасным видом транспорта. При этом, по данным ГИБДД, за последние 12 лет количество ДТП с участием мотоциклистов снизилось почти наполовину. Но праздновать победу над опасностью этого вида транспорта пока было бы преждевременно. Число жертв по-прежнему высоко. В 2012 году в авариях погибло 1105 мотоциклистов, 60% которых были молодыми людьми от 22 до 38 лет.

Безусловно, любой участник дорожного движения подвергается риску получить травму или погибнуть в результате ДТП. Но существуют значительные различия в уровнях смертности между ними, утверждает президент общественной организации «Движение без опасности», член общественного совета при МВД Наталья Агре.

«Такие уязвимые участники дорожного движения, как пешеходы и водители мотоциклов, мопедов и велосипедов, подвергаются большему риску, чем водители и пассажиры автомобилей, и обычно на первых приходится значительная доля смертей в результате ДТП (в России это более 40% от общего числа)», — рассказала она РИА Новости.

С технической точки зрения мотоцикл не опаснее любого другого вида транспорта, всю опасность несет сам человек; другое дело, что цена ошибки в управлении, просчете дорожной ситуации или погодных условий за рулем мотоцикла неизмеримо выше, нежели за рулем автомобиля, полагает редактор портала «Мото@Mail.Ru» Павел Курлапов.

«Мотоцикл не окружает пилота программируемыми зонами деформации, у него за редким исключением нет подушек безопасности, преднатяжителей ремней, да и самих ремней и массы других систем, спасающих жизнь. Ошибка, как правило, приводит к падению. А это травмы, дорогостоящий ремонт, зачастую - смерть», — пояснил РИА Новости эксперт.

По его мнению, реальные опасности для мотоциклиста — неверный выбор скоростного режима, завышенная оценка собственных возможностей, неверная оценка сцепных свойств асфальта. Фактически, все опасности, подстерегающие мотоциклиста на дороге, не связаны с техникой, а «сидят в нем самом».

Это мнение подтверждается и данными опроса: основную опасность мотоциклов россияне связывают со слишком быстрой ездой на них (27-41% в зависимости от региона).

Иллюзия опыта

Самая большая проблема мотоциклов кроется в том, что их владельцы, особенно начинающие, не вполне адекватно оценивают уровень опасности этого вида транспорта, полагают эксперты.

Первый год вождения, как правило, обходится без серьезных инцидентов: начинающий пилот боится каждого проезжающего автомобиля, он не развивает высоких скоростей и соблюдает правила, рассказал Павел Курлапов.

«А вот второй-третий сезон за рулем мотоцикла на фоне положительного опыта прошлых лет вселяет в человека ощущение опытности, вседозволенности. Чувство опасности притупляется, человек, что называется, в плане езды начинает «наглеть». И вот здесь то оказывается, что опыта на самом деле, не так много. Второй — четвертый годы за рулем — самые опасные», — подчеркнул эксперт.
Многолетние наблюдения привели его к выводу о том, что адекватное чувство опасности и достаточный опыт в управлении мотоциклом приходят к мотоциклисту на 7-8 год активной езды. Именно к этому времени можно называть мотоциклиста действительно опытным, полагает Павел Курлапов.

Повышаем безопасность

Безопасность езды на мотоцикле напрямую зависит от качества обучения мотоциклистов, отмечают эксперты. Но сегодня, по их мнению, в автошколах вопросам безопасности двухколесного транспорта уделяется очень мало времени, а специализированных школ для мото-транспорта и мотоклубов почти нет, особенно в регионах. Ответственность за приобретение навыков безопасного вождения ложится на самих мотоциклистов.

«Никогда не стоит останавливаться в совершенствовании своих навыков, — советует Павел Курлапов. — Причем нужно не только отрабатывать разные элементы управления на площадке, но и анализировать всевозможные ситуации, которые произошли в течение дня, и пытаться найти ответы на вопросы «почему так произошло», «что я сделал не так» и «что нужно было сделать, чтобы избежать неприятной ситуации».

Кроме того эксперт посоветовал мотоциклистам проявлять уважение к другим участникам движения. И, разумеется, соблюдать правила дорожного движения.

Наталья Агре рассказала РИА Новости о мировом опыте повышения безопасности езды на мотоциклах. По ее словам, во многих странах Европы с этой целью были введены правила, ограничивающих скорость движения и мощность двигателей мопедов и мотоциклов. Весьма эффективным оказалось ограничение мощности двигателя мотоциклов для начинающих водителей.

«В результате введения такой меры многие неопытные мотоциклисты пересели на менее мощные мотоциклы, что привело к снижению приблизительно на 25% числа несчастных случаев на дорогах среди молодых мотоциклистов в Великобритании в 80-е годы», — пояснила она.

Опыт других стран также показал, что с экономической точки зрения очень эффективным оказывается законодательное повышение с 16 до 18 лет возраста, начиная с которого можно водить мотоцикл.

«Такая мера, как включение фар мотоциклов в светлое время суток, в ряде стран привела к сокращению на 10-15% ДТП, связанных с качеством обзора проезжей части», — отметила Наталья Агре.

На средствах защиты экономить не стоит

По данным опроса, большинство российских мотоциклистов задумываются о своей безопасности и принимают меры защиты от травм. Так, например, 88% владельцев мотоциклов и их родных подтверждают у себя наличие шлема. Лишь 15% россиян согласятся на предложение покататься на мотоцикле без этого средства защиты.

В то же время среди водителей двухколесного транспорта распространены мифы, которые прикрывают нежелание некоторых мотоциклистов и скутеристов использовать шлем и защиту в поездках.

«На сайте «Движения без опасности» мы собрали самые популярные мифы. Например, «шлемы являются причиной травм шеи и спинного мозга», «шлем ухудшает слуховое и зрительное восприятие при вождении», «закон о мотоциклетных шлемах нарушает отдельные права личности» и так далее. К каждому из мифов у нас есть веское опровержение, которое подтверждено экспертом, мастером-тренером по защитному вождению Вячеславом Лужных», — пояснила Наталья Агре.

На практике оказывается, что мотоциклисты чаще всего погибают от травм головы, поэтому эксперты в первую очередь рекомендуют всегда использовать в поездках качественный шлем и желательно - специальную защиту.

«Использование качественного защитного шлема в случае ДТП может сократить риск получения смертельных травм на 40%, а тяжелых - более чем на 70%», — отметила президент общественной организации «Движение без опасности».

На защите головы экономить не стоит, полагает Павел Курлапов. По его словам, сегодня в продаже можно найти шлемы на любой кошелек, от 800 до 125 000 рублей.

«Единственное, чего делать не нужно, так это покупать совсем уж дешевые шлемы непонятных производителей, — отметил он. — Залогом того, что шлем действительно поможет в критической ситуации можно считать отметки европейской (Е) и американской (DOT) систем сертификации. Они всегда нанесены на ремешок шлема и на затылочную часть в виде наклейки».

Впрочем, мотоциклисты нередко ограничиваются покупкой шлема. Лишь немногим более 40% опрошенных российских мотолюбителей (в Москве их больше, 67%) считают, что кроме шлема нужно приобрести специальную защиту для тела. Хотя эксперты называют вторым по важности элементом защиты, после шлема, мото-обувь и наколенники. Именно ноги страдают при падениях чаще всего, а лечить коленные и голеностопные суставы очень долго, болезненно и дорого.

Естественно, специалисты не советуют мотоциклистам ездить в футболке и шортах. Даже обычная джинсовая ткань в той или иной степени защищает кожу при скольжении по асфальту, хотя, конечно, лучше купить специальные штаны, куртку и перчатки. Здравый смысл поможет мотоциклистам и здесь.

«В мотосообществе существует поговорка «кто не падает, тот не ездит». Это вполне справедливо, однако я знаю много людей, которые без падений, аварий и ДТП ездят годами. Все дело в разуме, опыте и трезвой оценке своих возможностей и ситуации на дороге», — резюмировал Павел Курлапов.