Познакомить детей с профессией водитель старшая группа. Занятие «Формирование представлений о труде шофера. Дидактическая игра «Не пропусти профессию»

МБОУ Пролетарской СОШ № 6 ОДО.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

Тема: Знакомство с профессией «Водитель»

Воспитатель:

Долгополова Елена Геннадьевна.

Конспект занятия на тему: Знакомство с профессией «Водитель»

Программное содержание : Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях. Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Активизировать в речи слова: механик, тракторист, комбайнер. Развивать внимание, память и логическое мышление.

Материал: картинки с изображением шофера, комбайнёра, тракториста, машинист; Дидактическая игра « изучаем знаки», два светофора, руль.

Ход занятия:

Загадка - Умело он ведёт машину

Ведь за рулём не первый год

Слегка шуршат тугие шины

Он нас по городу везёт.

В: Правильно это водитель, как назвать одним словом чем управляет водитель?

Д: транспорт

В: Какие виды транспорта вы знаете?

Д: Машины легковые и грузовые, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, самолёт и т.д.

В: Как по-другому мы можем назвать человека, который управляет этими разными видами транспорта? (если дети затрудняются с ответами воспитатель задаёт наводящие вопросы)

Д: Шофёр - управляет машинами легковыми и грузовыми, автобусом, троллейбусом.

Машинист - управляет трамваем, поездом, электричкой.

Капитан - управляет кораблём.

Пилот - управляет самолётом

В: можно по- вашему тракториста и комбайнёра тоже назвать водителями?

Д: Да можно ведь они тоже водят транспорт.

В: Водители должны много знать и многое уметь, например: знать устройство машины, умело ею управлять, если на дороге произошло дорожная транспортное происшествие, он должен уметь оказать пострадавшему первую помощь. А самое главное, по - вашему мнению, что должен знать водитель? Правильно правила дорожного движения мы с вами тоже уже некоторые знаки знаем, и я предлагаю вам поиграть в игру «Поставь нужный знак».

В: К человеку который управляет транспортом предъявляют высокие требования:быстроту реакции, выносливость, силу, умение мгновенно принимать правильное решение в сложных ситуациях, крепкое здоровье, прекрасное зрение. Водитель безошибочно должен различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.

Предлагаю нам сваями тоже проверить себя и поиграть в игру «Собери светофор»

Шофёр не любит дома спать

Чуть свет шофёр встаёт

К своей машине он спешит

Чтоб завести мотор.

В: Да водители просыпаются очень рано. КАК по-вашему мнению, для чего они это делают?

Д: Подготовить машину для поездки.

В: Правильно, перед выездом на дорогу водитель обязан проверить исправность машины. Если машина не исправна. ею должен заняться специалист - механик.

В: Что ещё должен сделать водитель перед поездкой?

Д: Заправить машину бензином.

В: Где заправляют машины?

Д: На бензозаправки.

В: Кто из вас знает правила безопасности на бензозаправке? Дети перечисляют запрещающие действия на заправках, если дети затрудняются в ответах, воспитатель подсказывает или дополняет ответы детей.

В: Многие водители работают на общественном транспорте, перед поездкой этот транспорт проверяет механик, а вот водителей осматривает врач. Водитель должен быть здоровым! Ведь он отвечает за людей. Вот какая трудная и очень серьёзная работа у водителей наше занятие я хочу закончить стихотворением

Шуршат по дороге весёлые шины

Спешат по дорогам машины.

Работа шофёра трудна и сложна

НО как она людям нужна.

В конце занятий организовать сюжетно ролевую игру «Водитель и пассажиры автобуса».

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для воспитанника младшего школьного возраста

Тема: «Профессия – водитель»

Цель: *Развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

*Развитие устной связной речи.

Задачи: * Ознакомление с профессией водителя в игровой форме.

*Создание эмоционально-комфортной среды для развития познавательных процессов.

* Формирование произвольности процессов.

Материалы и оборудование: Бланки для индивидуальной работы, письменные принадлежности, фоновая музыка для релаксации.

Ход занятия

Психолог: - Здравствуй, …! Как твое самочувствие?

Сегодня мы с тобой поговорим об одной очень интересной профессии.

Для этого нужно решить одну загадку:

Вот машины отдыхают.

Здесь их люди оставляют.

А поутру их забирают.

(водитель) …таких людей называют.

Да, сегодня мы поговорим о профессии водителя.

Что делает водитель? В чем заключается его работа? Опиши ее, пожалуйста.

Ответ ребенка.

  1. В качестве разминки я предлагаю тебе выполнить следующее задание:

На картинке вперемешку изображено несколько машин. Нужно определить их количество. Покажи и назови их (5 легковых, 1 грузовая машина).

  1. На рисунке нужно найти тень изображенной машины (на выполнение задания отводится 1 – 1,5 минуты)

Ребенок выполняет работу.

Профессия водителя связана с перевозкой грузов и пассажиров. Это предусматривает, что водитель должен уметь управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, мыть, находить и устранять неисправности).

Как ты думаешь, какие учебные предметы необходимо знать будущему водителю (русский язык, чтобы уметь общаться с пассажирами, географию, чтобы ориентироваться по карте и т.д.)?

Какими способностями и качествами должен обладать водитель (быть внимательным)?

Какую способность мы с вами тренировали в упражнениях-разминках (внимание)?

Ответ ребенка

  1. Давай сейчас мы встанем и еще потренируем твое внимание, но уже в движении.

Упражнение «Нос, ухо, рука, нога».

Ты очень старательно делал упражнение!...

  1. Скажи, пожалуйста, почему водитель быстро находит пункт назначения – место, куда нужно доставить груз или пассажиров?

Ответ ребенка

(он умеет ориентироваться по карте, имеет хорошую зрительную память).

В следующем задании тебе придется применить именно эти способности.

  1. Водитель должен доставить товар в один из домов, он запомнил маршрут, но не запомнил номер дома. Попробуй и ты, запомнив маршрут, доставить товар по назначению (схема демонстрируется 20 сек.) .

А теперь попробуй сам нарисовать схему маршрута к дому №10, № 16 (время выполнения 1 - 1,5 мин.).

Ты знаешь, что видов транспорта много. Есть наземный, воздушный, водный. Предлагаю игру.

  1. Упражнение-игра «Виды транспорта» с собиранием пазлов.

Я буду называть вид транспорта, а ты в ответ называешь транспортное средство. Например: наземный вид транспорта – автобус, ты его называешь, находишь и складываешь пазл.

Ты слышал, что современные автомобили снабжены JPS навигатором, это такой прибор, которому задаешь пункт назначения, а он выдает тебе маршрут. Сейчас я буду выполнять роль такого прибора, а ты – машины.

  1. Задание: Сделать 2 шага вперед, повернуть направо, 1 шаг, повернуть налево, сделать еще 1 шаг, еще раз налево, сделать еще 3 шага.

Ты доехал до пункта назначения, молодец!

Когда водитель сидит за рулем, многие движения он выполняет автоматически, т.е. его руки уже привыкли выполнять привычные движения. Это называется моторной памятью. У тебя уже имеется накопленный опыт автоматических движений: движения ложкой, письмо, игра с мячом. Сейчас мы проверим, насколько быстро ты можешь запомнить те или иные движения.

  1. Упражнения «Ухо – нос», «Ребро – камень – ладонь». Время выполнения 2 мин.

Еще одно качество, о котором обязательно нужно упомянуть и потренировать называется ГЛАЗОМЕР. Он необходим для того, чтобы водитель мог правильно определить габариты автомобилей, определить, сможет ли машина проехать, определить расстояние до ближайшей машины. Следующее упражнение тренирует ваш глазомер.

  1. Упражнение «Глазомер».

На рисунке изображены автобусы. Тебе нужно определить самый большой и отметить его цифрой 1. Далее - по убывающей.

Рефлексия

Тебе понравилось быть водителем? Что ты узнал нового о профессии водителя? А как ты думаешь, каким будет транспорт будущего? А как он будет передвигаться? А ты бы хотел водить такой транспорт? Давай помечтаем?!

Мини-релаксация. Завершение работы.

Представь, что ты стоишь под огромным ночным небом… Над тобой сверкают тысячи, миллиарды звезд… Выбери себе одну, пусть она станет твоей мечтой… Медленно подними руки и потянись к этой звезде… Тянись сильно-сильно… все твое тело вытягивается в струночку… Ты дотянулся до своей звезды… Бережно возьми ее в руки… Расслабься… нагнись и положи ее перед собой…

Твоя мечта стала немного ближе к тебе. Спасибо большое за работу!

До свидания! Жду тебя на следующем занятии!


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования для детей»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Урок – занятие

«О профессии водителя »

МБУ ДО «ЦДОдд»НМР РТ

Давлетшина Наталья Викторовна

г. Нижнекамск

Цель: познакомить детей с профессией водителя, дать некоторые знания о том, какими качествами и знаниями должен обладать человек, чтобы стать хорошим специалистом – водителем.

Задачи:

Обучения: познакомить с понятием «водитель» и составления синквейна, закрепление дорожных знаков и составления пазлов;

Развития: развитие внимания, зрительной памяти, быстроты реакции, умения анализировать, обосновывать, познавать;

Воспитания: воспитание самостоятельности, уважительного отношения к профессии «водитель», умение доводить начатое дело до конца, коллективизма.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: интегрированный

Методы обучения : беседа, работа с художественным произведением, опрос, работа с раздаточным материалом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Создание положительного эмоционального настроя.

Какое у Вас сейчас настроение? Нарисуйте на листе бумаги, который есть у каждого на столе, кружок того цвета, которого душа просит, какое сейчас у Вас настроение. (Дети рисуют.)

3. Вызов ассоциаций.

Отгадайте загадку:

Умело он ведёт машину –
Ведь за рулём не первый год!
Слегка шуршат тугие шины,
Он нас по городу везёт. (Водитель )

Правильно, водитель! Запишите на листочке слово “водитель” и слова, которые приходят вам на ум, когда Вы слышите это слово, т.е. ассоциации. (Дети записывают на листе бумаги.)

Назовите слова-ассоциации, которые Вы записали. (Запись слов учителем на доске.)

К словам, которые вы записали, добавьте слово-признак, имя прилагательное, чтобы получилось словосочетание. (Дети записывают на листе бумаги.)

Прочитайте словосочетания. (Дети читают, учитель добавляет слова-признаки на доске.)

4. Работа в группах.

Профессия, о которой мы сегодня говорим, всем очень хорошо знакома, так как Вы встречаетесь с ней почти ежедневно.

Составьте в группе рассказ о профессии водитель. (Дети составляют рассказ , затем один человек от каждой группы рассказывает о профессии водитель.)

5. Отрывок из произведения Н. Носова “Как Незнайка катался на газированном автомобиле” (сценка).

Незнайка: Дай мне поездить на автомобиле. Я тоже хочу научиться управлять.

Торопыжка: Ты не сумеешь. Это ведь машина. Тут понимать надо.

Незнайка: Чего тут ещё понимать! Я видел, как ты управляешь. Дёргай за ручки да верти руль. Всё просто.

Торопыжка: Это только кажется, что просто, а на самом деле трудно. Ты и сам убьёшься, и автомобиль разобьёшь.

Незнайка: (обиделся ) Ну ладно, Торопыжка! Попросишь ты у меня что-нибудь, я тоже тебе не дам.

Коротышки: (кричат ) Что ты делаешь? Убьёшься!

Незнайка: Не убьюсь…

Трах-трах! Будка рассыпалась в щепки. Хорошо ещё, что Булька успел выскочить, а то и его раздавил бы.

Знайка: (кричит ) Вот видишь, что ты наделал! Остановись сейчас же!

Автор: Незнайка испугался, хотел остановить машину и потянул какой-то рычаг. Но машина, вместо того, чтобы остановиться, поехала ещё быстрей. Трах-тарарах! Беседка рассыпалась на кусочки. Незнайку с головы до ног забросало щепками. Одной доской его зацепило по спине, другой треснуло по затылку. Незнайка ухватился за руль и давай поворачивать. Автомобиль носится по двору, а Незнайка кричит во всё горло:

Незнайка: Братцы, откройте скорее ворота, а то я тут всё во дворе переломаю!

Услышав шум, со всех дворов выбегали коротышки.

Легко ли быть водителем? Почему?

Как вы считаете, что должен знать и уметь делать водитель?

6. Обобщение устных ответов в виде краткого описания.

Итак, эта профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров, что предусматривает умение управлять автомобилем и обслуживать его (заправлять горючим, смазывать детали, мыть, находить и устранять неисправности.)

7. Беседа.

Какие учебные предметы необходимо знать будущему водителю?

Зачем ему нужны математика, русский и иностранные языки, история и география?

Какими способностями должен обладать водитель? (Сначала ответы дают дети)

8. Задание на внимание.

Очень важно для водителя, находящегося на дороге, быть предельно внимательным.

Эту способность Вы сейчас у себя и проверите.

Задание 1.

На рисунке вперемешку нарисовано несколько машин. Необходимо определить их количество за 5 секунд и показать карточку с номером. (Цифры лежат на столе у каждой команды)

Задание 2. Слайд 9

На рисунке надо найти тень изображённой машины за 5 секунд и показать карточку с порядковым номером машины. (Цифры лежат на столе у каждой команды)

9. Задание “Восстанови план”.

Почему водитель быстро находит пункт назначения, то есть место, куда следует приехать? (Умеет ориентироваться по карте, имеет хорошую зрительную память.)

С помощью следующего задания Вы проверите у себя эти способности.

(Каждая команда имеет лист с планом и заданием на столе)

Задание3.

Вставьте в план недостающие фрагменты, чтобы Вы смогли проехать по дороге вдоль реки. (Проверка)

10. Игра “Виды транспорта”.

Водитель должен уметь быстро реагировать в непредвиденных ситуациях, быстро соображать. Эту способность можно проверить с помощью игры.

Один из Вас, бросая кому-нибудь мячик, должен сказать, например, “Воздушный транспорт” (варианты – наземный, морской).

Тот, кто мяч ловит, называет транспортное средство, относящееся к воздушному (наземному, морскому) виду транспорта, и даёт задание следующему ученику.

Тот, кто не сможет дать ответ, перебрасывает мяч и свой вопрос другому ученику, а сам выходит из игры.

(В конце игры подсчитывается количество оставшихся игроков, которые отмечаются как обладатели хорошей реакции.)

11. Работа с предметным материалом.

Чинит свою машину водитель не хуже слесаря. Хороший водитель – мастер на все руки!

Задание.

Достаньте, не глядя, первый же попавшийся Вам в руки инструмент из коробки, скажите, как он называется и как его может использовать водитель.

(Каждая команда достаёт только один инструмент из коробки.)

(Зубило. Приставил к металлу острым концом зубило, ударил по другому концу молотком – кусок металла отрубил!

Напильник. Помогает сделать поверхность металла совсем гладкой.

Отвёртка. Вкручивает винты.

Гаечный ключ. Помогает отвинтить или завинтить болты и гайки.

Молоток. Им что-то забивают или используют с зубилом, чтобы отрубить кусок металла.)

12. Упражнения “Кто дольше? Кто больше?”.

Для Вас, я думаю, не секрет, что водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом. Водитель должен быть выносливым и сильным, иметь крепкое здоровье. Ведь он в ответе за жизнь многих людей.

Задания.

(Приглашаются по 3 представителя от каждой команды)

Первые представители от каждой команды отжимаются от пола. Кто больше ?

Вторые представители прыгают на одной ноге. Кто дольше ?

Третьи представители приседают на одной ноге, держа вторую ногу выпрямленной вперёд. Кто сделал больше приседаний ?

13. Задания на знание правил дорожного движения.

Правила дорожного движения водитель обязан знать назубок и никогда не нарушать их! Давайте проверим, а как Вы знаете правила дорожного движения.

Задание 1.

Один человек из команды берёт карточку с загадкой . Команда читает её, отгадывает.

    Заболел живот у Ромы –

Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти какой? (“Пункт первой медицинской помощи” )

    Красный круг, прямоугольник

Знать обязан каждый школьник!
Это очень строгий знак:
И куда б Вы не спешили
С папой на автомобиле –
Не проедете никак! (Знак “Въезд запрещён” )

    Едет мальчик Федя

На велосипеде…
Отгадайте, отчего же
Недовольство у прохожих.
Назовите мне тот знак,
Что не видит он никак. (Знак “Движение на велосипедах запрещено” )

    Восклицательный знак –

Замечательный знак.
Значит, можно здесь играть,
Петь, шуметь, озорничать?
Не попасть бы нам впросак –
Это очень строгий знак! (Знак “Прочие опасности” )

    По полоскам чёрно-белым
    Пешеход шагает смело.
    Кто из Вас, ребята, знает,
    Знак о чём предупреждает? (Знак “Пешеходный переход” )

Задание 2.

А теперь – блиц-опрос . Здесь требуется быстрее всех ответить на вопросы, но ответы должны быть верными.

1. Какой сигнал светофора запрещает движение? (Красный.)

2. Место пересечения дорог. (Перекрёсток.)

3. Человек, идущий пешком. (Пешеход.)

4. Часть улицы, предназначенная для транспорта. (Проезжая часть.)

5. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (По правой.)

6. Сколько всего существует поворотов? (Два: левый и правый.)

7. Как нужно поступить, если Вас кто-то окликнул в то время, когда Вы переходите улицу? (Продолжить путь.)

8. Сигнал светофора, разрешающий движение. (Зелёный.)

9. Самое опасное место на улицах города. (Перекрёсток.)

10. Человек, который едет в автобусе, трамвае. (Пассажир.)

11. Часть улицы, предназначенная для пешеходов. (Тротуар.)

12. По какой стороне дороги должен идти пешеход, если нет тротуара? (По левой, навстречу транспорту.)

13. Какой переход должен быть на перекрёстке с интенсивным движением? (Подземный.)

14. Что должны держать в руках люди, сопровождающие группу? (Флажки.)

15. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по проезжей части? (С 14 лет.)

Задание 3.

Каждая команда получает лист с изображением 5 дорожных знаков. Нужно правильно подписать название каждого дорожного знака и определить, к какой группе знаков они относятся.

1 группа – “Железнодорожный переезд без шлагбаума” (предупреждающий )

“Въезд запрещён” (запрещающий )

“Движение направо” (предписывающий )

“Подземный пешеходный переход” (информационный )

“Место отдыха” (сервиса)

2 группа – “Светофорное регулирование” (предупреждающий )

“Движение запрещено” (запрещающий )

“Велосипедная дорожка” (предписывающий )

“Надземный пешеходный переход” (информационный )

“Мойка автомобилей” (сервиса )

3 группа – “Неровная дорога” (предупреждающий )

“Движение на велосипедах запрещено” (запрещающий )

“Пешеходная дорожка” (предписывающий )

“Автозаправочная станция” (сервиса )

“Место стоянки” (информационный)

4 группа – “Пешеходный переход” (предупреждающий )

“Движение пешеходов запрещено” (запрещающий)

“Место остановки трамвая” (знак особого предписания )

“Тупик” (информационный )

“Пункт питания” (сервиса )

5 группа – “Дорожные работы” (предупреждающий )

“Подача звукового сигнала запрещена” (запрещающий )

“Жилая зона” (знак особого предписания )

“Техническое обслуживание автомобилей” (сервиса )

“Дети” (предупреждающий ))

Проверка:

14. Беседа.

На чём ездили люди раньше?

На чём ездят сейчас?

На чём будут ездить в будущем?

15. Задание в группах.

Попробуйте нарисовать автомобиль будущего. Опишите его. Как он будет передвигаться? Понадобится ли ему горючее? Если да, то какое? Какую скорость он сможет развить? На какие расстояния на нём можно будет передвигаться?

(Создание проектов транспорта будущего и защита проектов групп. Проекты вывешиваются в классе.)

Какой проект автомобиля будущего, на Ваш взгляд, наиболее удачный? Почему?

16. Обсуждение результатов.

- Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

- Какие задания вызвали у Вас интерес?

- Какие задания было легко выполнять?

- Какие задания вызывали трудности и почему?

17. Рефлексия.

Составим синквейн о нашем занятии. Правила составления синквейна есть у Вас на столе. (Составляют и читают по цепочке)

А теперь мне хотелось бы знать, какое настроение у Вас в конце нашего занятия. Нарисуйте на листочке кружок того цвета, которого душа просит, какое у Вас сейчас настроение. (Дети рисуют.)

У кого к концу занятия настроение улучшилось? Почему, как Вы думаете?

Наше занятие окончено.

Список используемой литературы

    Газета “Первое сентября”, Начальная школа, спецвыпуск “Профильное обучение” № 2, январь, 2007.

    Давыдова М.А., Оригинальные праздники в начальных классах, Творческий Центр Сфера, М., 2005.

    Комплект из газет “Педсовет” и “Шик”, ноябрь, 2006.

    Носов Н.Н., Рассказы о Незнайке, Как Незнайка катался на газированном автомобиле, издательство “Радуга”, М., 1983.

    Потапова Т.В., Беседы с дошкольниками о профессиях, Творческий Центр Сфера, М., 2005.

    Правила дорожного движения Российской Федерации (с иллюстрациями), М., “Третий Рим”, 2006.

Интернет – ресурсы

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» Область «Социализация»

    Составила: Воспитатель первой категории Даньшина Дарья Константиновна г. Нижний Новгород, 2014

    Цель: продолжать формировать и закреплять знания о профессии водителя.

    Задачи:

    Образовательные:

    • закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта;
    • формировать умение составлять описательные рассказы об автолюбителях, используя схему-модель
    • развивать связную речь, распространяя предложения путем второстепенных членов предложения
    • формировать словарь по теме - закрепить знания о частях машины: мотор, кабина, кузов, сиденья, руль, номер, бампер, бензобак, фары
    • активизировать использование в речи прилагательных и закреплять новый навык согласования прилагательных с существительными.

    Развивающие:

    • развивать коммуникативные умения и навыки: вежливое обращение продавца и покупателя, уважение к труду шофера;
    • формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности.

    Воспитательные:

    • воспитывать интерес к труду людей транспортных профессий, уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.

    Оборудование: предметные картинки с изображением разных видов транспорта (8-10 штук) , силуэт грузовичка и детали к нему, смятый грузовичок из бумаги, светофор, мольберт, детская тележка – мастерская, вывеска магазина "Автомобили" и «Мастерской» , 5 разных машин, аудиозапись звуков, издаваемых роботом-трансформером.

    Предварительная работа: разгадывание загадок о различных видах транспорта, чтение рассказов по теме ("Машины на нашей улице". М.Ильин и Е.Сегал) , стихов о машинах, профессиях; проигрывание подвижной игры «Светофор» и игры «Собери грузовичок» ; прогулки по улицам города (знакомство с работой светофора, с правилами дорожного движения, видами машины) , наблюдение за работой водителя в автомобиле, автобусе, на перекрестке.

    Ход занятия

    I. Занятие проходит в группе. Дети сидят на своих местах за столом, воспитатель стоит напротив них.

    1. Воспитатель загадывает загадку:

    Кто нам делает сапожки,
    Ранцы, пуговицы, ложки?
    Кто построил дом? И кто
    Сшил нам куртку и пальто?

    Кто кует металл для плуга,
    Добывает нефть и уголь?
    Дети: Это люди разных профессий.

    Воспитатель: О людях каких профессий эта загадка? Послушайте:

    Встаем мы очень рано,
    Ведь наша забота -
    Всех по утрам
    Отвозить на работу.

    Дети: это шоферы, водители.

    Воспитатель: Какие это люди по характеру?

    Дети: Они добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, умелые, зоркие, дисциплинированные.

    2. Дидактическая игра "Назови профессию"

    Воспитатель выставляет на наборное полотно картинки с изображение видов транспорта и, задавая по ним вопросы, выслушивает ответы детей.

    Кто водит автобус, автомобиль? (Внимательный шофер)

    Кто управляет поездом. (Зоркий машинист)

    Кто летает на ракете? (Умелый космонавт)

    Кто управляет кораблем? (Добросовестный капитан)

    Кто ездит на мотоцикле? Велосипеде? (Храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист) .

    Кто летает на самолёте? (Ответственный летчик) .

    3. Воспитатель (показывает на все картинки) . Назовите одним словом, что это?

    Дети: Это транспорт.

    Воспитатель: Отгадайте загадку:

    Не летает, не жужжит,
    Жук по улице - бежит,
    И горят в глазах жука.
    Два блестящих огонька.

    (Автомобиль)

    Воспитатель: Большой - автомобиль, а маленький? …

    Дети: автомобильчик.

    Воспитатель: К какому виду транспорта относится автомобиль?

    Дети: К наземному виду транспорта.

    Воспитатель: Что еще относится к наземному транспорту? (автобус, мотоцикл, велосипед, трамвай, троллейбус...)

    Воспитатель: Для чего транспорт нужен людям?

    Дети: Перевозить грузы, людей, убирать улицы...

    Воспитатель: А транспорт, который перевозит пассажиров?

    Дети: Пассажирский.

    Воспитатель: Транспорт, который перевозит грузы, как называется?

    Дети: Грузовой.

    4. Дидактическая игра "Сборка автомобиля".

    Воспитатель: Включается аудиозапись: скрип, скрежет, рокот, шум.

    Дети слушают, зажимают уши…

    Этот грохот ухо режет.
    Ну и звуки! Шум и скрежет!
    На плохое робот скор,
    В нем компьютер и мотор.

    Воспитатель: Какие ужасные звуки, правда, ребята? Так громко скрипел и скрежетал красивый маленький грузовичок, когда его ломал плохой Робот-Злюка. Посмотрите, что он сделал с игрушечным грузовичком! (Показывает картонный грузовичок) . Он просто раздавил его! Робот - Злюка повадился к нам прилетать с планеты Разломай. Он грозится разломать все наши игрушки.

    Но и мы с вами не простаки. Давайте снова соберем грузовичок из частей.

    Дети из деталей собирают машину, накладывая части на изображение грузовика.

    Воспитатель: Какие детали есть у грузовичка?

    Дети: мотор, кабина, кузов, сиденья, руль, номер, бампер, бензобак, фары. (Один из детей в конце игры перечисляет все детали.)

    Воспитатель: Какая красивая получилась машина! Ребята, а как вы считаете, удобно ли с ней будет играть? Почему?

    Дети: Она плоская, детали могут развалиться.

    Воспитатель:

    Шуршат по дорогам
    Веселые шины
    Спешат по дорогам
    Машины, машины...

    А в кузове - важные
    Срочные грузы:
    Кирпич и железо,
    Дрова и арбузы.

    Работа шоферов
    Трудна и сложна,
    Но как она людям
    Повсюду нужна!

    5. Физкультминутка "Красный, желтый, зеленый"

    Воспитатель: Ребята, хотите немного поиграть?

    Воспитатель: Я предлагаю вам сыграть в знакомую нам игру, которая называется «Светофор» . Для начала выберем, кто у нас станет светофором, кто будет регулировать движение на дороге. (Один из ребят считалкой выбирает водящего.)

    Считалка:

    Встану утром спозаранку,
    Сразу сяду за баранку…
    Выпью чаю, съем сметану,
    А баранку есть не стану!

    Я баранку покручу
    И по свету покачу!

    Выбранный ребенок - «Светофор» должен объяснить правила дорожного движения.

    Ребенок: На красный – хлопаем в ладоши, на желтый - готовимся - заводим моторы, на зеленый – едем.

    Воспитатель: Заведем моторчики (закрепление произношения звука "р-р-р") . Поехали! (Игра повторяется 3 раза со сменой водящего.)

    6. Автомагазин.

    Воспитатель: Отдохнули немного? А теперь я приглашаю вас посетить автомагазин.

    Едем, едем, не спешим,

    Прямо в автомагазин.

    (Выставляется табличка "Автомагазин")

    Воспитатель: В автомагазин приходят взрослые люди для того, чтобы приобрести себе машину. Я хочу вам предложить почувствовать себя взрослым, как ваши папы или мамы, хотя бы на короткое время, и купить ту машину, которая вам больше всего понравится.

    Воспитатель выбирает покупателя по желанию одного из ребят.

    Воспитатель: Чтобы что-то купить необходимы деньги (дает ему бумажные деньги) . Итак, продавцом буду я, а покупателем у нас будет …

    Воспитатель («продавец» ) : Добрый день, мы рады приветствовать вас в нашем магазине!

    Ребенок «Покупатель» : Добрый день.

    Воспитатель: Что вас привело к нам?

    Ребенок: Хочу купить машину.

    Воспитатель: Прекрасно! Какую именно машину вы хотели бы приобрести?

    Ребенок: описывает машину (ёё назначение, цвет, размер по схеме) . Воспитатель помогает наводящими вопросами, если ребёнок затрудняется с ответом.

    Воспитатель: Отличный выбор! Эта машина стоит 5 рублей.

    Ребенок расплачивается, берет машинку.

    Воспитатель: До свидания! Приходите к нам ещё!

    Ребенок: До свидания.

    Воспитатель проигрывает эту игру еще с одним ребенком.

    Воспитатель: Ребята, сейчас мы с … (имя ребенка - покупателя) показали вам, как правильно покупать нужные вам вещи в магазинах, как нужно вести беседу с продавцом. Надеюсь, когда вы будете делать свои покупки, это вам поможет.

    II. Подведение итогов:

    Воспитатель: Наше занятие подошло к концу.

    Скажите, пожалуйста, вам понравилось сегодня на занятии? Что именно вам понравилось больше всего?

    Что нового вы узнали для себя?

    Спасибо большое вам, ребята, за хорошую работу на занятии.

    Конспект НОД в старшей группе детского сада «Все профессии важны – все профессии нужны!»

    Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях.
    Задачи:
    - вызвать интерес к окружающему миру;
    - расширять у детей представления о профессиях;
    - обогатить словарный запас;
    Предварительная работа:
    - беседа с детьми о профессии их родителей;
    - рассматривание иллюстраций;
    - чтение художественной литературы;
    Содержание: подборка различных игр (дидактические, словесные, игры малой подвижности, игры-соревнования).
    Интеграция образовательных областей: коммуникация, труд, чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура.

    Ход занятия:

    Воспитатель: - Ребята, сегодня нам пришло письмо и посылка. Скажите, пожалуйста, человек, какой профессии мне ее принес?
    - Правильно, это почтальон. А теперь давайте поскорее прочитаем письмо и узнаем, что в нем написано.
    - Ребята, в этом письме нас просят помочь и сказать, людям каких профессий принадлежат предметы в этой посылке. Ну что, ребята, поможем работникам почты?
    (Дети по очереди вынимают из посылки предметы и говорят, людям какой профессии это нужно для работы) .
    - Ребята, сегодня мы поговорим с вами о профессиях. А что такое профессия? (Ответы детей). Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте вместе вспомним, какие мы знаем профессии.
    Игра с мячом «Назови профессию» . (Стоя в кругу, дети называют профессии, передавая друг другу мяч).
    Воспитатель: - Сейчас мы проведем игру «Угадайте, какая профессия у человека?» (воспитатель называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию) .
    Весы, прилавок, товар – (Продавец)
    Каска, шланг, вода – (Пожарный)
    Сцена, роль, грим – (Артист)
    Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
    Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
    Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
    Доска, мел, учебник – (Учитель)
    Руль, колеса, дорога – (Водитель)
    Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
    Топор, пила, гвозди – (Плотник)
    Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
    Краска, кисти, побелка – (Маляр)
    Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
    Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
    Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
    Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)
    Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто я?» .
    (Дети стоят по кругу, воспитатель по очереди бросает детям мяч, называя действия. Дети называют профессию) .
    Я делаю прически (кто я?) … парикмахер.
    Я стираю, глажу… прачка.
    Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец.
    Я готовлю пищу … повар.
    Я подметаю двор … дворник.
    Я делаю прививки … медсестра.
    Я пишу картины … художник.
    Я учу детей в школе … учитель.
    Я лечу больных людей … врач.
    Я делаю мебель … столяр, плотник.
    Я крашу стены … маляр.
    Я пеку торты … кондитер.
    Я строю дома … строитель.
    Я лечу зверей … ветеринар.
    Я добываю уголь … шахтер.
    Я кую железо … кузнец.
    Я выращиваю деревья … садовод.
    Я пишу книги … писатель.
    Я сочиняю стихи … поэт.
    Я управляю оркестром … дирижер.
    Я ставлю пьесы … режиссер.
    Я разношу газеты … почтальон.
    Я шью одежду … портной, швея.
    Я летаю в космосе … космонавт.
    Я ремонтирую сапоги … сапожник.
    Я вожу машину … шофер, водитель.
    Я пою песни … певец.
    Я проектирую дома … архитектор.
    Я управляю самолетом … пилот.
    Я управляю поездом … машинист.
    Я варю сталь … сталевар.
    Я обслуживаю пассажиров в самолете … стюардесса.
    Воспитатель: А давайте, мы поиграем еще в одну игру с мячом «У кого какой инструмент?» .
    Молоток – (у столяра)
    Кисть – (у маляра, у художника)
    Шприц – (у медсестры, ветеринара)
    Рубанок – (у плотника)
    Мел – (у учителя)
    Ножницы – (у парикмахера, у портного)
    Расческа – (у парикмахера)
    Иголка – (у портного)
    Палитра – (у художника)
    Указка – (у учителя)

    (лопата, гитара, метла, ружье, скальпель, кастрюля)
    Физкультурная минутка «Заводил шофер мотор»
    Заводил шофер мотор: дрр, дрр, дрр, дрр.
    Нажимал он на стартер: вжик, вжик, вжик, вжик.
    Накачал он быстро шины: шшш, шшш, шшш, шшш.
    Сел потом в салон машины,
    В руки руль взял поскорей,
    И поехал побыстрей.
    Воспитатель: - Следующая игра «Кто так говорит?» .
    Кому добавки? (Повар)
    Вам посылка. Распишитесь. (Почтальон)
    Большое спасибо за покупку. (Продавец)
    Какой зуб вас беспокоит? (Зубной врач)
    Как вас постричь? (Парикмахер)
    Приятного полета! (Стюардесса)
    Урок окончен. (Учитель)
    Воспитатель: - Игра - соревнование «Подбери признак» . Считаем, кто больше подберет слов (за правильные ответы дети получают фишки) .
    Летчик (какой) - храбрый, смелый, умный, внимательный…
    Продавец (какой) - вежливый, аккуратный, добрый…
    Водитель (какой) - внимательный, осторожный…
    Учитель (какой) - строгий, умный, добрый…
    (парикмахер, повар, врач, милиционер).
    Физкультминутка «Летчик»
    Быть шофером хорошо, (бегают по кругу, «рулят»)
    А летчиком лучше! (бегают по кругу, руки в стороны)
    Я бы в летчики пошел,
    Пусть меня научат!
    Наливаю в бак бензин, (останавливаются, «наливают»)
    Завожу пропеллер: (круговые движения правой рукой)
    -В небеса мотор вези, (бегают по кругу, руки в стороны)
    Чтобы птицы пели.
    Воспитатель: - А сейчас я вам загадаю загадки о людях разных профессий .
    С малышами я вожусь,
    С ними дни все провожу,
    С ними я хожу гулять,
    Их укладываю спать,
    И, конечно же, люблю
    Я профессию свою. (Воспитатель)
    Если вьется пламя,
    Дым валит столбом,
    «01» мы набираем,
    И на помощь позовем. (Пожарный)
    У него серьезный вид,
    За порядком он следит.
    Ясным днем, ночной порой
    Охраняет наш покой. (Полицейский)
    Он с утра в столовой нашей
    Варит суп, компот и кашу. (Повар)
    Умело кто ведет машину –
    Ведь за рулем не первый год?
    Слегка шуршат тугие шины,
    Кто нас по городу везет?
    (Шофер, водитель)
    Кто продукты продает –
    Молоко, сметану, мед?
    Кто нам продает сапожки,
    Туфельки и босоножки?
    Все они товары знают,
    Даром время не теряют
    В магазинах молодцы.
    Кто же это? …(Продавцы)
    Кто постирает нам белье,
    Чтоб было чистое оно,
    Посушит и разгладит,
    И утюгом погладит? (Прачка)
    Разгребает снег лопатой,
    Подметает двор метлой.
    Догадались вы, ребята,
    Кто следит за чистотой? (Дворник)
    Если заболело ухо,
    Или в горле стало сухо,
    Не волнуйся и не плачь –
    Ведь тебе поможет … (врач)
    Кто же сделает прическу
    Феном, щеткой и расческой,
    Пышно локоны завьет,
    Челку щеткою взобьет.
    Все в его руках горит –
    Кто изменит внешний вид? (Парикмахер)
    Кто в школе детей приучает к порядку
    И проверяет ребятам тетрадки,
    Научит читать и писать, и считать,
    Делить, умножать и задачи решать? (Учитель)
    Краску желтую, лиловую
    Я в ведерке растворю
    И домам одежду новую
    К новоселью подарю! (Маляр)
    Где строится дом – ты взгляни поутру:
    Кто в стеганой куртке сидит на ветру.
    Он словно волшебник, играя с огнём,
    Защитная маска надета на нем. (Электросварщик)
    Вокзал. Звучит второй гудок.
    Поедет поезд на восток.
    Помчатся шпалы и столбы,
    Берёзки, ели и дубы.
    И я смогу, постарше став,
    Вести большой – большой состав. (Машинист)
    Где сосенки – подружки
    Собрались на опушке.
    Средь молодого сосняка
    Стоит избушка… (лесника)
    Вхожу я ранним утром в цех,
    Когда вы спите тихо.
    В стране я одеваю всех,
    Поскольку я … (ткачиха)
    Воспитатель: - А еще у меня есть загадки на смекалку и внимание . Послушайте.
    Кто пасёт коров, овец?
    Ну, конечно, ...
    (Не продавец, а пастух.)

    Стены выкрасила ярко
    В нашей комнате …
    (Не доярка, а маляр.)

    Лекарства нам в аптеке
    Продаст...
    (Не библиотекарь, а фармацевт.)

    В ресторане блюдо из дичи
    Приготовит умело...
    (Не лесничий, а повар.)

    На рояле, пианино
    Вальс исполнит...
    (Не балерина, а пианистка.)

    Под куполом цирка в опасный полёт
    Отправится смелый и сильный...
    (Не пилот, а воздушный гимнаст.)
    Складки, карманы и ровненький кант -

    Платье красивое сшил...
    (Не музыкант, а портной.)
    Воспитатель: - А сейчас игра - разминка «Кем станут мальчики, кем станут девочки?» .
    (Дети встают в круг. Воспитатель называет профессии. Если профессию могут выбрать мальчики, то все приседают, если девочки, то все поднимают руки вверх, если и мальчики, и девочки, то все хлопают в ладоши).
    Дидактическая игра «Подскажи словечко»
    Самолётом правит (лётчик)
    В школе учит нас (учитель)
    Строит здания (строитель)
    Стены выкрасил (маляр)
    Песни нам поёт (певец)
    Торговлей занят (продавец)
    От болезней лечит (врач)
    Потушит в миг пожар (пожарный)
    Рыбу ловит нам (рыбак)
    Служит на море (моряк)
    В машине груз везёт (шофёр)
    В жаркой кузнице (кузнец)
    Все, кто знает - молодец!
    Воспитатель: - Теперь давайте мы с вами подумаем и скажем, что бы случилось, если бы на земле не было бы людей разных профессий (поваров, врачей и т. д.) Готовы?
    Игра «Я начинаю предложение, а вы заканчиваете» .
    Если бы не было учителей, то …
    Если бы не было врачей, то …
    Если бы не было дворников, то…
    Если бы не было водителей, то … и т. д.
    Воспитатель: - Ребята, а теперь, скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, какая профессия самая важная? (Ответы детей)
    Воспитатель подводит детей к выводу, что все профессии важны – все профессии нужны.
    - Ребята, а вы уже решили, кем вы хотите быть, когда вырастите. Ответы детей (Я хочу быть…)