Последний нормальный султан на Земле (самый богатый диктатор мира). Султан Брунея – обладатель самой крупной в мире коллекции автомобилей

Бруней - султанат в Юго-Восточной Азии, на северо-западном берегу острова Борнео. Площадь - 5,8 тыс. км². Численность населения - 388 000 человек. Богатое нефтью и газом государство существует, главным образом, за счет нефти и запасов газа. Исламским Султанатом с 1967 года управляет абсолютный монарх Хассанал Болкиах . Форбс назвал Султана самым богатым монархом в мире в течение многих десятилетий с предполагаемым состоянием в пределах $22 миллиардов.

Много было написано о коллекции автомобилей Султана Брунея и нет ни одной удачной шпионской фотографии в Интернете, мало того, большинство фотографий, якобы автомобилей Султана, не принадлежат ему. Часть суперкаров из тайного гаража, в котором около 2 789 автомобилей, принадлежала принцу Джефри, третьему брату Султана и другим принцам-братьям, а также племянникам. Никто действительно не знает, какие автомобили кому принадлежат, поскольку нет никаких реальных отчетов.

Как Министр финансов Брунея (до 1997 года) принц Джефри управлял доходами от нефти и газа. Из-за азиатского финансового кризиса 1997 года инвестиционная фирма принца Джефри обанкротилась c долгом в размере $10 миллиардов; позже оказалось, что сам Джефри получил $14,8 миллиардов.
Большая часть денег ушла в частную жизнь, которая включала пять жен, 17 детей и гарем, во дворце состоящий примерно из 40 женщин. Женщинам в гареме платили по 20 000$ в неделю, не считая дорогих покупок в магазинах и поездок на борту 180-футовой яхты "Tits".
Султан подал иск против принца Джеффри, обвинив его в растрате $8 млрд за 13 лет правления. Султан утверждает, что принц так и не вернул 3 млрд фунтов, которые он должен был выплатить в соответствии с соглашением, заключенным в 2000 году.

В 2000 году принц Джефри уладил судебные процессы, выдвинутые против него правительством Брунея и вернул большую часть своего имущества, включая ряд недвижимости в Брунее, на Филиппинах и в Великобритании. Также, принцу пришлось отдать более 2 000 машин, 100 картин, 9 самолетов, корабли, включая 5 яхт. Его отчеты показали, что он потратил $78 миллионов на сделанные на заказ Феррари и $475 миллионов на Роллс-ройсы.
Но принц Джеффри отказался вернуть имущество в полном объеме, сославшись на то, что султан не выполнил свою часть договора, присвоив собственность в Брунее, которую до этого обещал принцу. Принц отверг обвинения в расточительстве и подал кассационный иск, заявив, что он никогда не добьется справедливости в суде Брунея, страны, где султан обладает неограниченной властью.

В начале 2002 года импортер в Брунее мне предложил тринадцать совершенно особых Феррари и Макларена F1 с коллекции. После обычных переговоров я согласился купить два Макларена, F40 LM и 288 GTO Evoluzione для клиентов. В мае 2002 я полетел в Бруней и был там, в течение трех дней, основавшись в отеле Empire. Заказанный принцем Джеффри и построенный за $1,1 миллиардов. Отель Empire имеет атриум 120 футов высотой с мраморными колоннами покрытыми листами золота. Есть семь четырехзвездочных ресторанов, поле для гольфа, пляж, массивный бассейн, кинотеатр, кегельбан и многое другое, что можно позволить себе, имея неограниченный бюджет.

Мой осмотр автомобилей был одобрен и я был подобран у отеля офицером SAS, ответственным за безопасность Королевской семьи. Коллекция находилась всего в нескольких километрах вниз к побережью от отеля Empire. Строение охранялось и было окружено высокой стеной с колючей проволокой. Бросаются в глаза массивные ворота. Как только мы оказались внутри нас попросили сдать камеры и паспорта.

Cначала мы прошли мимо восьми двухэтажных зданий, каждый где-то по 250 футов длиной и 60 футов шириной. На каждом этаже примерно по 120 автомобилей. Первый этаж первого здания был посвящен моделям Порше. Второй этаж содержал, главным образом, седаны Мерседес 1996-1997 годов, все черного цвета. Во втором здании Роллс-ройсы, Бентли и Астон Мартены. Еще одно здание содержало Феррари включая несколько 456-х и 550-х (некоторые оснащены экспериментальными АКПП X-Trac).

Еще один этаж показал ряд Тестa Росс, 512 TR , несколько 512M Спидеров. Еще одона площадка в другом здании содержал сделанные на заказ три или четыре Феррари 456 , четыре 456-х Venice Cabriolets, пять FX, пару Mythos, невероятно уродливый F90 и Феррари 275 GTS s/n 7795.
Между восемью большими зданиями было здание со стеклянными стенами напоминающие демонстрационный зал автодилера. В нем стояли три Макларена F1, 288 GTO Evo, F50 и F40 LM. F40 LM полностью черный с черным кожаным интерьером и как каждый автомобиль в коллекции с рулем с правой стороны.

Около задний два длинных, двухэтажных здания, длиной 50 футов. Между ними была рифленая крыша на решетке, которая предлагала некую защиту от палящего солнца, но не от дождя. В тени выступа были еще около 300 автомобилей в основном 1995-97 годов - SEL и SL черного цвета, гниющие от забвения. Все были с правым расположением руля, ни у одного не было подушек безопасности, и ни за один не заплатили пошлину... невозможно продать в Англии, трудного продать в Австралии или Новой Зеландии.

Последняя модель (1997) - кабриолет Rolls была рядом с Мерседесами, но под реальной крышей и лучше защищен. Когда я открыл дверь, то увидел, что поролоновая подкладка руля расплавилась и сформировала лужу расплавленной пены на переднем сидении. Кожаная обертка была все еще на стальной оправе руля и висела как использованный презерватив. Весь кожаный интерьер был испорчен солнцем и влагой.

Несколько небольших гаражей разместили автомобили для членов Королевской семьи. В одном около 60 автомобилей, почти все очень ярко-желтого цвете включая ряд желтых полноприводных универсалов Бентли. В этом гараже также несколько последних моделей Ламборгини, большинство желтого цвет, с несколькими не жёлтыми автомобилями. У еще одного здания меньшего размера была комната, полная дорогих мотоциклов.

В коллекции меньше 100 Феррари, и только несколько сотен автомобилей жизнеспособны с коммерческой точки зрения. У всех был минимальный мильяж. Большинство даже не эксплуатировал Султан. У автомобилей нет никаких документов и не оплачена пошлина.
Нам не разрешили посетить другие дворцы, принадлежащие различным принцам/братьям, сыновьям или племянникам. У каждого есть собственная подземная автостоянка и частная коллекция.

Моя поездка в Бруней была удивительным культурным и автомобильным опытом, но мы так и не смогли купить автомобиль из коллекции. У местных чиновников, похоже, не в планах спасти или продать коллекцию или хотя бы превратить в достопримечательность. Они простой ничего не делают.

Итак:
Mercedes - в его гараже 531 машина этой марки и еще 188 моделей Mercedes AMG. На втором месте английские Bentley - их у султана 362.
А BMW и Jaguar (с учетом моделей Daimler) - 185 и 177 машин соответственно.
Ferrari - около ста автомобилей.
Эксклюзивные McLaren F1 и четыре полноприводных Bugatti EB 110.
135 автомобилей Toyota,
128 автомобилей Nissan,
два лондонских такси и один Fiat Cinquecento. Кроме машин, монарху принадлежат несколько сотен мотоциклов, в том числе 15 американских Harley Dаvidson. И многие другие.

Об автомобильной коллекции Султана Брунея Хассанал Болкиах ходят легенды: известно в нескольких гаражах хранятся тысячи автомобили, стоимость коллекции оценивается в миллиардов долларов.

Султан Хассанал Болкиах, состояние которого журнал Forbes оценил в $37,9 млрд - один из богатейших людей в мире. Он не привык экономить и все делает с восточным размахом: если автопарк, то на 6000 машин (многие из них сделаны специально для высокой особы в единственном экземпляре), если резиденция, то площадью свыше 200 000 кв.м, если свадьба сына, то такая, чтобы все голливудские звезды прикусили губы от зависти. В общем, наследный правитель Брунея знает толк в роскоши.

Рейтинг Топ 5 лучших машин султана Брунея

5 место Aston Martin V8 Vantage




Если первая "специальная серия" V8 Vantage с ретро-нотками в стиле DB4 Zagato выглядела вполне себе разумно, то безликая вторая серия уже была явно на любителя. Попытка сделать внешность немолодого Vantage более современной, в стиле нового на тот момент DB7, получилась не слишком удачной. По технической части все три построенные машины второй серии повторяли мощнейший Aston Martin V8 Vantage N600 с 600-сильным двухкомпрессорным двигателем – именно эта модель послужила базой.

4 место Ferrari FX




FX от Pininfarina получилась очень дерзкой и "американской" снаружи, а также высокотехнологичной внутри. Эту машину, созданную в 1995 году, сложно назвать лучшей работой Pininfarina, но в техническом плане она интересна: с двигателем 512M (а FX построена на ее базе) поженили секвентальную коробку передач с подрулевыми лепестками производства Williams – да-да, гоночной команды Формулы-1. Шесть таких машины до сих пор живут в Брунее, а одну машину знаменитый заказчик отменил. Pininfarina продала свободный экземпляр номер 4 Дику Маркони.

3 место Rolls-Royce Phantom Majestik



Об этом автомобиле известно не так много: его дизайн был создан в студии Bertone, а тираж составил всего два экземпляра. Двигатели установлены от модели Flying Spur (6,75-литровый V8). Сведения о том, получили ли двигатели систему наддува в процессе "трансплантации", расходятся: ряд источников сообщает, что моторы остались атмосферными, а другие – что получили по турбине Garrett.

2 место Rolls-Royce Black Ruby




Хотя формально Black Ruby принадлежал султану, ездил на нем его эксцентричный брат (этим и можно объяснить "оригинальный" номерной знак – ведь Джеффри принадлежит яхта, именуемая SS Tits). Руками студии DC Design Nissan 350Z был превращен в эксклюзивное купе с двигателем V12, которое в 2010 году продавалось за 1 миллион евро.

1 место Ferrari F50

Свои автомобильные сокровища Хассанал Болкиах редко показывает публике, поэтому о существовании многих машин общественность знает благодаря случайным фотографиям не самого лучшего качества. В интернете крайне непросто найти качественные фото эксклюзивной F50 Bolide, построенной именно для султана, но мы можем увидеть аналогичные машины. В техническом плане эта F50 осталась неизменной (тот же двигатель V12, та же трансмиссия), однако новый кузов выглядит совсем иначе, чем у оригинала – тут и огромное антикрыло, и странная трехсоставная задняя оптика, и чисто "азиатский" передок.

Хассанал Болкиах – лидер небольшого султаната Бруней – является поистине легендарной личностью. И легенды о нём появились ещё в конце ХХ века, когда султан Брунея был признан самым богатым в мире человеком. Вступив на престол в далёком 1967 году, Хассанал Болкиах стал 29-м по счёту правителем Брунея. Кстати, он – не только султан, но и премьер-министр, министр обороны и финансов, а также глава местной религиозной общины. Причём, правительство Брунея состоит полностью из близких родственников султана.

Будучи наследником богатств династии Болхиаков, насчитывающей более шести веков, этот человек привык к роскоши. К его чести стоит сказать, что султан Брунея не только живёт сам, но и даёт жить своим подданным. Доля ВВП на душу населения султаната делает это государство одним из богатейших в мире. А ведь Бруней не так давно получил независимость от Великобритании: только в 1984 году. Вот что значит рассудительное и дальновидное руководство страной. В этом году правитель Брунея отмечает 70-летний юбилей.

Хассанал Болкиах известен в мире не только своим состоянием и успешным политическим долголетием. Кроме этого, он является страстным любителем и коллекционером автомобилей. Султан Брунея – владелец грандиозной коллекции суперкаров, и многие из этих машин были изготовлены для него по спецзаказу.

Коллекция автомобилей султана богата во всех смыслах этого слова: как по количеству экспонатов, так и по их стоимости. Она состоит из машин самых дорогих и престижных марок: Bentley, Jaguar, Ferrari, Lamborghini, Rolls-Royce, Mercedes, Porsche и многих других. Самое почётное место в гаражах султана отводится эксклюзивным моделям Ferrari и болидам Формулы-1. Известно, что здесь собраны все чемпионские болиды Формулы, начиная с 1980 года. Султан выкупал машины напрямую у владельцев. Судя по всему, Хассанал Болкиах обладает даром делать предложения, от которых отказаться невозможно.

Поскольку правитель Брунея является выпускником британской военно-воздушной академии, он сам – первоклассный пилот как воздушных, так и наземных машин. Точные размеры султанской коллекции неизвестны. В любом случае, счёт ведётся на тысячи автомобилей. Только Мерседесов у него более 700 экземпляров.

Остаётся сожалеть лишь о том, что большую часть времени авто из этой коллекции пылятся и скучают по скорости. Как бы часто султан ни менял машины, пока до каждой очередь дойдёт…

Поговаривают, что последние годы султан уже перестал пополнять свою коллекцию автомобилей и даже кое-что распродаёт. Не так давно на интернет-аукцион был выставлен уникальныйLamborghini LM002 Estate. Этот автомобиль в 1986 году был изготовлен в единственном экземпляре по заказу Хассанала Болкиаха. Появлялись на торгах и другие авто из его коллекции. О причинах султан, само собой, никому не докладывает.

Вот можно увидеть ещё некоторые экспонаты из роскошной коллекции правителя Брунея.

Знакомьтесь, это султан Хассанал Болкиах. Он единоличный правитель Брунея с 1967 года и по совместительству самый богатый диктатор мира.

Его величество достойно продолжает традиции 28 своих предков, а потому спокойно распоряжается богатствами страны и подданными как своей собственностью. Полное имя султана звучит как Sultan Haji Hassanal Bolkiah Mu’izzaddin Waddaulah Ibni Al-Marhum Sultan Haji Omar ‘Ali Saifuddien Sa’adul Khairi Waddien. Это чтобы враги абсолютной монархии, бледнолицые варвары и всякие нелепые защитники прав человека заранее трепетали в ужасе.

Во всех брунейских заведениях, в любом ресторане или кафе обязательно висят два портрета – это сам султан Хассанал и его первая жена Анак Салех.

Общепит:

Хозяйственный магазин:

Какая-то контора. Тут целый алтарь.

Как любой нормальный султан, Хассанал имел трёх жен! С самой первой женой Анак Салех (она его двоюродная сестра) он состоит в браке с 1965 года. В 1982 году он решил завести себе вторую жену (в Брунее допускается многоженство). На эту роль он выбрал стюардессу Мариам Абдул Азиз. Через 20 лет после свадьбы он выкинул ее из дворца с лишением всех титулов и привилегий и начал искать новую младшую жену. Ею стала журналистка Азриназ Мазхар Хаким, султан женился на ней в 2005 году. Азриназ продержалась во дворце всего 5 лет, а потом ее тоже выкинули на улицу с лишением всех привилегий. От всех трех жен у султана Хассанала 12 детей.

Иногда портретов много, они отражают разные периоды жизни султана.

Смотрите, какой бравый у них султан! Кстати, наград у него действительно уйма, причём не только брунейских. Между прочим, если кто не знал, султан Хассанал – талантливый военачальник и учёный. Он является одновременно фельдмаршалом армии Брунея, маршалом флота и ВВС Брунея, генералом, адмиралом и маршалом авиации Великобритании, а также индонезийским и пакистанским спецназовцем и индийским десантником. Важно отметить и его академические заслуги. Например, у султана есть почётные докторские степени в Оксфорде, Королевском колледже Лондона, МГИМО, университете Абердина и Национальном университете Сингапура.

Султан Хассанал непогрешим ! Он издал указ с таким заявлением в 2006 году. В документе сказано: "Его Величество Султан не способен ошибаться ни в личных, ни в государственных делах. Ни один человек не должен публиковать или воспроизводить что-либо, что может нанести урон достоинству, репутации, чести, знатности или суверенитету Его Величества Султана" .

Султан Хассанал незаменим! Он не просто султан, но еще и премьер-министр, министр обороны, министр финансов, министр иностранных дел и торговли, халиф (главный по исламу), глава таможенной службы, верховный главнокомандующий войсками Брунея и генеральный инспектор Королевской полиции Брунея. Чтобы не перекладывать на чужие плечи бремя управления страной, Хассанал каждые два года продлевает статус чрезвычайного положения. Благодаря этому он с 1967 года пользуется неограниченными полномочиями.

Поскольку брунейский султан – практически супергерой, в столице висят его плакаты в разных образах. Здесь он, например, главный полицейский.

Султан Хассанал живет в золотом дворце! Он называется Истана Нурул Иман ("Дворец света и веры"). Рассказывают, что внутри резиденция султана отделана мрамором, а оконные рамы, дверные косяки и другие элементы интерьера в ней сделаны из золота. Всего в дворце 1788 комнат, 257 ванных, 18 лифтов, 5 бассейнов, мечеть на 1500 человек, гараж на 110 машин и конюшня на 200 лошадей. "Дворец света и веры" попал в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшая в мире жилая резиденция главы государства.

К сожалению, просто так ко дворцу не подобраться. Его открывают только раз в год, во время Уразы-байрама (у индонезийцев этот праздник сложно называется), и тогда за два-три дня резиденцию султана посещают больше 100 000 человек. И никто не уходит без подарка! Но так как Ураза-байрам ещё нескоро, а я не мусульманин, мне путь во дворец был заказан.

Напомню, что с исламом в Брунее вообще всё строго. В 2013 году Хассанал постановил, что страна должна жить по законам шариата ! Теперь там можно до смерти закидывать камнями за супружескую измену, отрубать руки за воровство и избивать плетьми за аборты и алкоголизм. Но не всех, а только мусульман, которых в Брунее чуть меньше 70%. Ведь правильные мусульмане должны жить по шариату! "Хвала Аллаху, с введением нового уголовного законодательства наши обязательства перед Всевышним будут выполнены!" - говорит султан. Оставшаяся часть населения продолжает жить по британской системе права.

А два года назад султан Хассанал запретил Рождество ! Он заявил, что украшенные елки, свечки и кресты могут навредить вере мусульман. Брунейские имамы очень обрадовались указу и начали поддакивать, что рождественские песни и открытки действительно подрывают веру в Аллаха. Если кого-то замечают за празднованием Рождества, то сажают в тюрьму на пять лет. Но, опять же, закон затрагивает не всех, а только мусульманскую часть населения. Христиане могут продолжать отмечать праздник.

С дороги дворец окружён растительностью и благоустройством, так просто к нему не подобраться.

Но охрана очень лояльно относится к туристам, которые подходят к забору, и с удовольствием с ними фотографируется. Никто никого не гоняет, можно просто подойти к решётке, просунуть туда фотоаппарат и спокойно снимать. Правда, видно всё равно не очень хорошо, но по крайней мере охранники тебе не препятствуют. По атмосфере всё это напоминает Букингемский дворец в Лондоне.

Виднеется дворец. Дворец окружён густой зеленью, и нормально рассмотреть его невозможно ни с одной стороны. Я специально взял лодку и проплыл вокруг дворца, и это лучшее, что удалось увидеть – купол и кусок крыши.

Какое-то другое государственное здание. Его от народа прятать не стали)

Нашёл в интернете фотографию дворца.

А вот интерьер. Всё сверкает и переливается! На фотографии один из принцев с женой.

Фото в день открытых дверей

Султан за ужином с принцем Уэльским

Банкетный зал

Причал для яхт у самого дворца. Никакой охраны нет, можно спокойно подплыть и поснимать.

Это машина из автопарка принца. DPMM = Duli Pengiran Muda Mahkota = Его Королевское Высочество Наследный Принц. У королевской семьи, как вы уже поняли, автомобильные номера с буквами, а не с цифрами.

Кстати об автомобилях!

У султана Хассанала есть умопомрачительная коллекция автомобилей ! Сколько в ней машин - не знает и сам Хассанал. Но по приблизительным оценкам – около 3 тысяч. Среди них – раритетные "Роллс-Ройсы", "Феррари", "Бентли", "Мерседесы", "Ламборгини", чемпионские болиды "Формулы-1" (начиная с 1980 года) и автомобили, выполненные по личному заказу султана, в том числе щедро усыпанные драгоценными камнями. Все эти машины томятся в четырех гаражах общей площадью 1 квадратный километр.

В свободное от работы время султан водит самолёт, вертолёт или на крайний случай гоночный болид, играет в поло, гольф и бадминтон. Для международных визитов у султана Хассанала есть "Боинг" 747-400. Само собой, он не государственный, а его личный. Стоимость самолёта несколько лет назад составляла $400 миллионов, но для человека с состоянием, которое оценивается в 40 миллиардов, это ерунда. Кстати, пилотирует свой лайнер он иногда сам – один раз даже посадил в Нью-Дели. Говорят, в интерьере этого самолёта не просто отделка под золото – раковины там, например, из цельного золота. "Боинг" – не единственный лайнер в личном парке султана. Он также владеет "Аэробусом" A340, шестью небольшими самолётами и двумя вертолётами.

Ну что? Хотели бы так жить?

Cултан Бруней известен на весь мир не только своими несметными богатствами, но и огромной коллекцией дорогущих суперкаров, которые изготавливались по индивидуальному заказу. В гаражах Хассанала Болкиаха не сотни, а тысячи машин. Они стоят в засекреченных ангарах, и о них заботится специально подобранный штат специалистов. И всё же не все автомобили султана Болкиаха хороши собой. В этом обзоре речь пойдёт о не самых симпатичных авто их этой эксклюзивной коллекции.

Ferrari F50 Bolide


Этот автомобиль F50 Bolide создавался специально для султана Брунея. И хотя «начинка» машины осталась нетронутой, внешне он отличается от оригинальной версии. Сложно не заметить сделанный на азиатский манер передок, огромных размеров антикрыло и 3-составную оптику.

Jaguar XJ300 (Monaco XJS)


В своё время Jaguar XJ300 был выпущен ограниченной серией – всего 10 автомобилей. Машину с табличной «1 из 10» загнали в султанский гараж. Справедливостиради стоит сказать, что это не самый нелепый автомобиль, хотя и полётом дизайнерской мысли его назвать достаточно сложно.

Ferrari Testarossa F90 Speciale


В 1988 году султан стал обладателем сразу шести автомобилей Testarossa F90 Speciale, а общественности стало известно об этом только несколько нет назад. Эту машину от серийной версии отличает только кузов со съёмной крышей и новый салон.

Bentley B3


В 1980-90-х годах, когда компания переживала кризис, именно султан Брунея стал тем человеком, что помог сохранить бренд. На его спецзаказах компания отлично зарабатывала и благодаря им сумела выжить в смутные времена. Этот автомобиль – детище Bentley и ателье Pininfarina.

Ferrari Mythos


Автомобилей Ferrari Mythos у султана два. Этот родстер способен разгоняться до 290 км/ч. Вот только дизайн явно на любителя.

Bentley Bucaneer


Этот эксклюзивный Bentley в 1996 году для султана был изготовлен мастерами ателье Heuliez (Франция). По слухам, таких машин только шесть, а сколько их на самом деле остаётся только догадываться.

Bentley Rapier


Похоже султан неравнодушен именно к Bentley. Правда, серийные авто его мало впечатляли. Султана интересовали авто, которые выпускались в количестве не более шести штук. Bentley Rapier перекликается с Bucaneer: кастомное шасси ZH и турбодвигатель V8.

Aston Martin V8 Vantage Special Series II


Глядя на этот автомобиль можно сказать, что попытка дизайнеров сделать стильное авто не удалась. Что касается начинки, то её скопировали с модели Aston Martin V8 Vantage N600 – под капотом 600-сильный 2-компрессорный двигатель.

Rolls-Royce Phantom Majestic


Этот был выпущен всего в двух экземплярах, а потому известно о нём очень мало. Обе машины находятся в семье султана. Известно лишь что под капотом авто 6,75-литровый движок V8. Об остальных подробностях приходится только догадываться.

Rolls-Royce Black Ruby


Владеет машиной султан, а катается на этом Black Ruby его брат. Кастомайзеры превратили авто в эксклюзивное купе, которое в 2010 году было выставлено на аукцион за миллион долларов.

Ferrari FX


Ferrari FX – по-настоящему агрессивный американский автомобиль с высокотехнологичной начинкой. Возможно в плане дизайна он стал промахом для компании Pininfarina, но этот недостаток компенсировали начинкой. Двигатель 512M удивительным образом работает совместно с секвентальной коробкой передач. В Брунее сегодня шесть таких авто.

Bentley Dominator


Весь мир незаслуженно считает, что первый внедорожник Bentley – это Bentayga. И только султан Брунея знает, что это не так. В середине 1990-х он получил сразу шесть внедорожников Dominator. Цена каждого авто была 3 млн долларов.

Aston Martin Lagonda Vignale


Этот автомобиль показали в 1993 году на Женевском автосалоне. Конечно, для султана автомобиль с фордовским V8интереса не представлял, и поэтому его заменили на V12 объёмом почти 6 литров. После появилось несколько реплик этого двигателя, но всё же единственный оригинальный принадлежит султану, который, кстати, выложил за это авто 1,5 млн долларов.

Rolls-Royce Silver Spur Gold Limousine


Какой отец не отдаст для своей дочери последнее. Но у султана Брунея всё же 14 млн долларов, которые он выложил за свадебный лимузин для своей дочери, последними явно не были. Особенность лимузина вовсе не в продвинутых технологиях, и даже не в эксклюзивном салоне (хотя на корме для молодожёнов установили трон). Выделяется авто среди прочих лимузинов огромным количеством лепнины, которая к тому же покрыта 24-каратным золотом. Автор дизайна не известен. Но не исключено, что это проект самой компании Rolls-Royce.