Полный привод: особенности, плюсы и минусы конструкций. Полный привод: плюсы и минусы, а также разновидности полноприводных авто

Очень часто автолюбители спорят о том, какой тип привода лучше. Давайте рассмотрим преимущества и недостатки каждого типа по отдельности.

Задний привод

Начнем с заднего привода, который считают классическим, это связано с тем, что очень долгое время автомобили имели задний привод и расположенный спереди продольно двигатель.

Недостатки заднего привода:
1. Дороговизна в производстве, что отражается на конечной цене автомобиля.
2. Автомобили с задним типом привода тяжелее, у них, как правило, всегда расположен по центру кузову тоннель, съедающий полезный объем салона, и уменьшающий комфорт задних пассажиров.
3. Проходимость в условиях снега и грязи хуже, чем у переднее- или полноприводных машин.
4. Склонность к заносу задней оси авто.

Передний тип привода

Двигатель установлен поперечно относительно оси автомобиля.

Преимущества переднего привода:
1. Самый дешевый в производстве.
2. Из-за отсутствия карданного вала как правило нет центрального тоннеля (но присутствует в случае, если автомобиль имеет полноприводную версию).
3. Высокая проходимость по снегу и грязи, врожденная хорошая курсовая устойчивость.
4. Более низкая масса автомобиля.

Недостатки переднего типа привода:
1. Вибрация от мотора из-за жесткого крепления передаётся на кузов.
2. Руль при интенсивном разгоне передаёт реактивные усилия (выражающиеся виде толчков). Поэтому переднеприводные автомобили мощностью более 250 л.с. как правило, не выпускают из-за невозможности реализовать потенциал двигателя.
3. При резком старте происходит перераспределение веса назад, передняя ось разгружается, и ведущие колёса имеют склонность к пробуксовке.
4. Снос передней части автомобиля.

Полный тип привода

Ведущими являются все колеса, что обеспечивает хорошую курсовую устойчивость и проходимость. Существует несколько типов полного привода постоянный или подключаемый.

Постоянный полный привод

Когда автомобиль оснащен системой постоянного полного привода крутящий момент непрерывно передается на все колеса. Автомобиль обладает постоянной готовностью к сложным дорожным ситуациям, недостатками можно считать самый высокий расход топлива и сложную в техническом плане конструкцию.

Подключаемый полный привод

Этот тип привода предполагает движение в обычных режимах в моноприводном (чаще заднеприводном) режиме с подключением системы полного привода только по необходимости. Преимуществом является низкий расход топлива, более высокий уровень комфорта, недостатком – повышенный износ трансмиссии и плохую управляемость при включенной системе полного привода, так как передняя и задняя оси, будут двигаться с разной угловой скоростью и усилием которые ничем не компенсируются.

Подключаемый автоматически полный привод по типу - тяга по требованию

Тип привода, когда автоматика подключает вторую ось при пробуксовке первой путем блокировки межосевой муфты. Существует два типа подключаемого привода – с вискомуфтой которая является более дешевой, но не обеспечивает своевременное подключение оси, то есть автомобиль может застрять или уйти с траектории, или же с многодисковой муфтой, которая является более дорогой, зато обеспечивает более эффективное подключение второй оси так как замыкается гораздо быстрее и позволяет точно распределять тягу по осям в режиме реального времени.

Примером может служить система xDrive устанавливаемая на автомобили BMW, межосевая муфта которой постоянно перераспределяет крутящий момент, учитывая показания множества датчиков. Для движения в условиях бездорожья подобные системы оснащают блокировками дифференциалов, при активации которых тяга делиться по осям 50*50. Преимуществом данной системы является низкий расход топлива, более выносливая техническая составляющая, недостатком можно считать стоимость и сложность в производстве.

Преимущества полного привода:
1. Высокая курсовая устойчивость.
2. Лучшая управляемость автомобиля.
3. Лучшая среди всех типов привода проходимость.
4. Самый эффективный старт с места, особенно в условиях низкого сцепления шин с дорогой.

Недостатки полного типа привода:
1. Самый дорогой в производстве, ремонте и обслуживании.
2. Повышенный уровень шума ввиду двух карданов.
3. Центральный тоннель создает такие же недостатки и неудобства, что у заднего привода.
4. Высокая масса и повышенный расход топлива.
5. При возникновении критической ситуации на дороге автомобиль скользит всеми четырьмя колесами, что заметно усложняет возврат его под контроль водителя.

Многие автомобилисты дискутируют по поводу того, с каким приводом авто лучше всего: с задним, полным или передним. У некоторых уже давно сложилось мнение, что полный привод самый лучший, передний не то ни сё, а о заднем и говорить не стоит.

Предположим, если всё-таки какой-то из приводов и лучше других, тогда зачем автопроизводителями выпускаются автомашины с другими приводами? Привод, как таковой, в транспортном средстве означает совсем не все. Почему же тогда все гоночные автомобили заднеприводные?

Если уж что-либо говорить про новые модели автомобилей, то основное достоинство заднего привода, способность обуздать большое количество «лошадок». Но главный недостаток заднеприводных машин в том, что при езде на них возрастает возможность заноса.

Сам по себе встает вопрос, чем же отличаются переднеприводные авто от заднеприводных. Когда ТС едет по прямой дороге, особой разницы вроде бы как нет, но стоит ему войти в крутой поворот, то она чувствуется сразу.

Переднеприводная машина поворот проходит по прямой траектории, а заднеприводная машина поворачивает резче, из-за чего ее задок заносит. У переднеприводного же авто может занести переднюю ось, но на них лучше ездить по скользкой дороге, поскольку автомашину не бросает из одной стороны в другую и она не виляет. Поэтому, на прямых участках, лучше машину тянуть, чем толкать.

Что получится, если оба привода совместить?

Скорее всего, получится идеальная полноприводная машина. Данным типом привода оснащены все внедорожники, поскольку он делает их проходимыми. Однако следует помнить, что полный привод свои недостатки позаимствовал у переднего и у заднего.

Все дилерские салоны твердят, что полноприводная машина - самая безопасная и надежная при экстремальных ситуациях. Но если полноприводное авто прекрасно проявляет себя в момент разгона и торможения, то на крутых поворотах они проявляют себя не самым подобающим образом.

Вид привода выбирать следует по тому, для чего покупается транспортное средство, и от условий в которых его предполагается эксплуатировать. На поведение приводов сказываются условия езды. Для дрифта, как правило, используют заднеприводные автомобили, для кросса переднеприводные, а для ралли – машины с полным приводом.

Стало быть можно быть уверенным, что любой вид привода безопасен и весьма комфортабелен для бывалого водителя, ибо именно от его навыка вождения зависит как его самого, так и безопасность других людей. Каждый автомобилист должен быть способен умело управлять своим «железным другом», и тогда любой из перечисленных приводов станет для него самым лучшим выбором.

Плюсы полного привода

Преимущество полноприводных автомобилей - повышенная проходимость. К тому же у них хорошая динамика, и они более надежны на скользкой трассе.

Правда, следует сказать, что все плюсы полного привода могут быть видны в полной мере если водитель свое авто как следует«прочувствует». Иными словами, многое зависит от его профессионализма.

Минусы полного привода

Негативное качество полного привода, сильный износ элементов трансмиссии и шумность. Это можно объяснить конструкцией полноприводной системы.

Плюсы переднего привода

Вес мотора над ведущими колёсами позволяет машине лучше сцепляться со скользкой дорогой. Переднеприводное авто реже заносит.

Минусы переднего привода

Если переднеприводную автомашину повело в занос, то ее сложнее вывести из него из-за этой же самой конструкции.

Поскольку ведущие колёса поворотные, то это, естественно, вносит некоторые ограничения на их угол поворота.

Плюсы заднего привода

Двигатель и КПП подвешены на мягких элементах и кузов не ощущает их вибрации. Это водителю создает комфорт. Руль не чувствует никаких реактивных воздействий при разгоне, а ведущие колеса практически не буксуют.

Минусы заднего привода

Авто с задним приводом тяжелее и они наделены плохой проходимостью по глубокому снегу и по грязи.

Тип привода автомобиля определяется в зависимости от того, какие колёса являются ведущими в конструкции трансмиссии. Встречаются три основные компоновки: заднеприводная, переднеприводная и полноприводная. Конструктивное решение инженеров играет большую роль в концепции управления и оказывает влияние на динамику машины, а также другие характеристики. Первые автомобили оснащались исключительно задним цепным приводом при размещении двигателя в центре. Классикой жанра стали машины с продольно установленным мотором, КПП, карданным валом и ведущим задним мостом, но сложность конструкции породила поиски инженеров более упрощённых схем реализации.

Сравнение автомобилей с задним и передним приводом.

Появление переднеприводных автомобилей стало новой вехой в эволюции автомобилестроения. Простота исполнения обусловила меньшие затраты на производство, и в пятидесятых – шестидесятых годах машины с передним приводом получили массовое распространение. Лёгкость управления, компактность, сравнительно небольшая стоимость авто, в которых крутящий момент передаётся на передние колёса, обеспечили широкую популярность таким моделям.

Споры о том, какой тип привода всё-таки лучше, не утихают и сегодня, но к единому мнению прийти невозможно по причине актуальности преимуществ каждого из конструктивных решений в зависимости от условий эксплуатации. Несмотря на всемирную популяризацию моделей с передним приводом и их многочисленные достоинства, от классического исполнения, реализованного посредством заднеприводной схемы, не отходят ведущие автопроизводители БМВ, Мерседес и другие не менее уважаемые концерны, что говорит о многом. Заметить разницу в управлении на ровных городских дорогах практически невозможно, но все преимущества и недостатки можно ощутить при определённых условиях.

Прогресс в оснащении уравнивает заднеприводный и переднеприводный автомобили с . Современное оборудование машин, отвечающих параметрам надёжности, позволяет минимизировать риски потери управления в экстренных ситуациях, но здесь главенствующую роль играют всё же опыт и хладнокровность водителя. Виртуозы контраварийного вождения способны удержать любой автомобиль на дороге, независимо от типа привода и количества опций.

Задний привод

Конструкция трансмиссии авто с задним приводом (RWD) обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к задним колёсам, которые являются ведущими, за счёт них и осуществляется движение. Однозначно сказать, что лучше – заднеприводная или переднеприводная машина – нельзя. При выборе модели необходимо брать в учёт характер эксплуатации и навыки вождения автомобилиста. При разгоне вес авто переносится на заднюю ось, нагружая задние ведущие колёса и разгружая передние, вследствие чего улучшается сцепление с дорогой, мощность двигателя используется эффективнее, а колёса меньше буксуют.

Устройство заднего привода обеспечивает вариативность расположения двигателя. Трансмиссия включает сцепление, КПП, дифференциал, полуоси, карданную и главную передачи. Переднеприводный автомобиль не имеет такого количество элементов системы, славится простотой управления при минимальных навыках вождения и более доступен по цене, чем тоже отличается от заднеприводного. При этом при покупке машины представительского класса или гоночной актуальным будет выбор классического варианта конструктивного исполнения.

Преимущества заднеприводных конструкций:

  • хорошая динамика разгона машины;
  • поведение заднеприводного авто более предсказуемо, заносы происходят на более низкой скорости, чем у переднеприводного;
  • выйти из заноса на машине с RWD гораздо проще: исправляется сбросом газа (в отличие от переднего привода) или поворотом руля в сторону заноса при удерживании сцепления, торможение в данном случае недопустимо;
  • на руль передаётся меньше вибраций от силового агрегата;
  • максимальные углы поворота рулевых колёс больше, а радиус разворота меньше. Передние колёса задают направление, в то время как задние, на которые передаётся усилие двигателя, толкают машину. Этим и обусловлены лёгкость вхождения в повороты, уверенный подъём;
  • возможность использования разных техник управления, в том числе контролируемого заноса, что неосуществимо для авто с передним приводом;
  • равномерный износ шин;
  • реализация привода может быть при самом разном расположении мотора и других элементов трансмиссии;
  • удобство доступа к агрегатам для технического обслуживания ввиду их равномерного размещения.

Недостатки заднего привода:

  • производство авто с RWD дороже, вследствие чего выше и итоговый ценник, бюджетные модели оснащаются передним приводом;
  • увеличенный общий вес автомобиля за счёт большего количества элементов конструкции;
  • при любой компоновке крадётся пространство салона (карданным тоннелем или мотором);
  • больший ;
  • сложность конструкции задней оси, необходимость контроля состояния моста и своевременное техническое обслуживание;
  • вероятность зарыться в снегу или грязи выше.

Передний привод

Главная разница между заднеприводным и переднеприводным автомобилями заключается в конструктивном решении узлов и агрегатов. Создаваемый двигателем, крутящий момент передаётся на передние колёса, благодаря чему достигается хорошая курсовая устойчивость. Авто с передним приводом (FWD) легче и компактнее, а сборка проще и дешевле, поэтому большинство автопроизводителей выпускают модели именно в таком варианте конструкции. Благодаря скоплению агрегатов в одном месте удалось достичь и увеличенного пространства салона. В автомобилях с FWD все элементы трансмиссии объединены одним узлом, КПП включает также главную передачу с дифференциалом, а валы привода передних колёс выходят из картера коробки.

Конструктивное различие предполагает совершенно другой принцип управления машиной. Если для заднеприводных авто заносы – обычное дело, то чтобы занесло переднеприводный автомобиль, нужно постараться. Однако в этом и заключается опасность, так как плохое сцепление с дорогой во время гололёда водителю не так заметно, а уйти от заноса на переднем приводе гораздо сложнее. Водители, пересевшие с «классики» на переднеприводную машину, часто допускают ошибку при попытке выровняться, не учитывая физических свойств конструкции.

Принцип поведения в случае заноса кардинально отличается. На переднем приводе нельзя сбавлять скорость, точнее – наоборот, необходимо прибавлять газу и поддерживать обороты, пока траектория автомобиля не стабилизируется, в отличие от заднего привода, где нужно сбрасывать газ. Интуитивно водитель отпускает педаль, но здесь необходимо учитывать особенности трансмиссии, следуя правилам управления авто с разными типами привода. Парковаться на авто с передним приводом значительно удобнее, потому как ведущие колёса поворачиваются в сторону поворота, что позволяет задать чёткое направление. Проходимость за счёт увеличенной нагрузки на передние колёса лучше, чем у заднеприводных машин.

Преимущества переднего привода:

  • автомобили дешевле в сборке, соответственно цена порадует и конечного потребителя;
  • благодаря тому, что ведущие колёса являются также рулевыми, при этом пробуксовки уменьшены за счёт давления веса двигателя на передние колёса;
  • стабильный курс на скользком дорожном покрытии;
  • на скользкий подъём авто с FWD поднимается лучше: передние колёса, несмотря на пробуксовку, тащат машину при повороте руля и нажатии на педаль газа, заднеприводный автомобиль при таких манёврах развернёт;
  • лёгкость управления, удобство парковки;
  • машину труднее пустить в занос, но при этом и выбраться из него тоже труднее;
  • простор салона за счёт компактности моторного отсека и отсутствия карданного вала;
  • меньший вес, компактность автомобиля;
  • экономичный расход топлива.

Минусы переднеприводных систем:

  • ощутимые вибрации в салоне, особенно при комплектации дизельным мотором;
  • при разгоне на руль передаются реактивные усилия, он начинает дрожать;
  • больший радиус разворота;
  • машина имеет меньшую манёвренность;
  • отсутствие пропорциональной развесовки за счёт скопления агрегатов в передней части;
  • при заносе автомобиль сложнее удержать, чтобы выровняться, понадобится немалое мастерство водителя;
  • дрифтовать на переднеприводном авто не получится.

В качестве заключения

При выборе машины необходимо учитывать водительский опыт и условия эксплуатации, конкретизировать, какой автомобиль лучше – заднеприводный или переднеприводный – нельзя, при том, что достоинства одного типа проявляются в недостатках другого. Для новичков лучше выбрать машину с передним приводом, она также будет хорошим вариантом, если планируются вылазки на грунтовую дорогу за пределы города.

Заднеприводные авто больше подойдут водителям с хорошими навыками вождения, будут интересны в управлении, а также дадут возможность развлечься посредством контролируемых заносов. Зимой модели с RWD требуют внимательности от автомобилиста, но это не означает, что они менее безопасны, чем переднеприводные, имеющие стабильные параметры устойчивости и управляемости. При условии оснащения авто антипробуксовочной системой ESP, на шипованной резине одинаково удачно удастся взобраться на скользкий подъём при любом типе привода.

Если приобретать боливар из практичных соображений, оптимальным переднеприводного авто, более доступного по цене и экономичного. Машины с задним приводом отлично разгоняются, легко входят в занос, но также беспроблемно из него выводятся. По проходимости лучше переднеприводные авто, но выбираться на бездорожье всё же не следует ни с RWD, ни с FWD. Так, автомобили с разными типами привода имеют свои преимущества и недостатки, в зависимости от характера вождения, водительского стажа автомобилиста и предполагаемых эксплуатационных условий.

Езда по полному бездорожью неприменима при любом из данных вариантов конструкции трансмиссии. Для этого существует отдельный класс автомобилей – внедорожники, оснащаемые полным приводом, где все колёса являются ведущими. Постоянный, подключаемый вручную или в автоматическом режиме полный привод обеспечивает лучшую проходимость, но машины такого типа довольно «прожорливы», поэтому при выборе важно рассматривать модели, соответствующие предполагаемым условиям эксплуатации.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Поговорим о полном приводе, вы узнаете о преимуществах и недостатках полного привода, а также о том, каким бывает полный привод.

Когда-то похожая тема уже поднималась, в ней я рассуждал, Сегодня решил дополнить цикл статей о приводах автомобиля еще одной, вполне логичной темой о полноприводных автомобилях.

Для кого-то данная тема покажется странной, так как большинство автомобилистов считают полный привод безупречным и надежным, однако практика и многочисленные отзывы ставят такое утверждение под сомнение.

Для начала хочу внести кое-какую ясность относительно того, что такое полный привод и каким он бывает. Полный привод - это тип привода, в котором , поступающий от трансмиссии, передается на все четыре колеса. Полноприводные авто могут иметь постоянный полный привод (AWD) или подключаемый (4WD). Различия между первым и вторым типом вполне понятные, на мой взгляд, в первом случае вы постоянно имеете четыре ведущих колеса без возможности отключить переднюю или заднюю ось. Во втором же случае такая возможность имеется, и водитель на свое усмотрение решает, когда и при каких обстоятельствах подключать переднюю или заднюю ось, и превращать свой автомобиль в полноприводный и наоборот.

С постоянным полным приводом все более или менее понятно, а вот для чего возможность подключать привод? А нужно это в следующих случаях:

  1. Когда один привод не справляется со своей задачей, например, когда авто увязло в грязи;
  2. В случае, когда трасса скользкая и для повышения устойчивости водитель может использовать полный привод;
  3. Полный привод позволяет лучше ускоряться с места, и улучшает динамику авто.

Для чего необходимо отключать полный привод?

Отключается полный привод чаще всего по таким причинам:

  1. Движение по ровной чистой трассе, где нет необходимости использовать полный привод и тратить и крутящий момент на вращение еще одной оси;
  2. Снижение уровня шума, который увеличивается при подключении доп. оси;
  3. Езда в определенных условиях, где необходим исключительно задний или передний привод (например, спорт).

Распределение крутящего момента происходит благодаря дифференциалу. В современных полноприводных авто может использоваться целых три дифференциала. Каждый из них позволяет распределить крутящий момент на ту или иную ось в зависимости от потребностей водителя или согласно настройкам, заложенным во время производства этого авто. Различают центральный, передний и, конечно же, задний дифференциалы. Центральный больше других испытывает нагрузку, так как его задача получить крутящий момент и распределить его между остальными дифференциалами.

Также нельзя не отметить, что полный привод не всегда равномерно распределяет крутящий момент по осям. Довольно часто владельцы даже не догадываются о том, что, к примеру, передняя ось в их авто получает лишь 40% крутящего, а остальные 60% идут на заднюю ось. Также в новых полноприводных системах электроника умеет "умно" распределять усилие по осям, на которых присутствует лучшее сцепление с дорожным покрытием.

Плюсы полного привода

Теперь предлагаю вкратце перечислить основные плюсы полноприводных авто.

  1. Ну, прежде всего - это повышенная проходимость, если речь идет о внедорожниках и кроссоверах.
  2. Устойчивость. На сегодняшний день уже никого не удивишь полноприводным седаном, хетчбэком или купе. Четыре ведущих колеса улучшают динамику и устойчивость авто на дороге. Резкий старт без пробуксовки для полноприводного авто обычное дело, в то время как на передне- или заднеприводном авто почти всегда резкий старт заканчивается пробуксовкой.
  3. На скользкой дороге полноприводные авто более стабильны, а колеса менее склонны к пробуксовке, поскольку работают все четыре колеса.

Минусы полного привода

Как я уже говорил, несмотря на массу преимуществ есть у полного привода и недостатки.

  1. Главный минус - это, пожалуй, расход топлива. У полноприводных авто он, как правило, всегда выше, чем у аналогичных авто с моноприводом, взять хотя бы , которая встречается как в передне- так и полноприводном исполнении.
  2. Второй недостаток - дорогой ремонт и обслуживание. Из-за сложного устройства и серьезных нагрузок механизмы привода часто выходят из строя, усложняет ситуацию тот факт, что ремонт обходится недешево. Плюс починить "мост" или произвести замену шестерен можно далеко не на каждом СТО, придется искать сервис, который специализируется на такого рода работе.
  3. Вес. Полноприводные авто имеют более сложное устройство и больше узлов, которые порядком утяжеляют его вес.
  4. Как бы это не звучало странно, но порою наличие полного привода на скользкой дороге оказывается большим недостатком. Безусловно, авто более устойчиво к заносам и проскальзыванию, однако если авто уже понесет, то выровнять полноприводную машину намного сложнее, особенно для новичков. Как вы знаете, на заднеприводных авто передвигаясь по скользкой дороге, если машину начало раскачивать, чаще всего достаточно просто отпустить газ и сделать несколько правильных движений рулем. На переднеприводных наоборот рекомендуют добавить газу, в результате чего машина выходит из заноса. А вот на полноприводных авто, как я уже говорил, если машина уходит в занос, то справиться с этим неприятным явлением под силу только проффи и то не всегда. Новички в большинстве случаев просто не знают, как им себя вести, сбрасывать газ, как на заднем приводе или добавить, как на переднем?

Также нередко доводилось слышать о неадекватной работе полноприводных систем, когда авто ни с того ни с сего срывалось в занос и вообще отказывалось реагировать на руль и педали. В то время как моноприводные авто без проблем преодолевали этот участок.

Подытоживая вышесказанное хочу отметить, что любой тип привода имеет свои плюсы и минусы. Не исключением является и полный привод, в одних ситуациях - это сплошные плюсы, а в других - одни минусы. Если вы любите погонять и знаете толк в машинах, тогда полноприводный седан или универсал вам будет кстати. То же самое можно сказать и про любителей бездорожья, если вы часто передвигаетесь по плохим дорогам или пересеченной местности, то полный привод - это то, что вам нужно. Если же вы в основном ездите по городу или поселку, экономите топливо, не планируете участвовать в гонках и не любите бездорожье, тогда могу смело сказать, что полный привод - это не ваше!

А вообще все во многом зависит от той или иной ситуации, а также навыков водителя и его умения контролировать авто. У меня все, надеюсь, я смог раскрыть тему и взвесить все «за» и «против». Пишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу и какие плюсы и минусы полноприводных вам известны, и конечно же, делитесь опытом владения и управления автомобилями с полным приводом. Также буду признателен за репост данной статьи в социальные сети, для этого внизу статьи имеются специальные кнопки.

Всем добра и удачи на дорогах! Пока!

Март 14, 2017, 00:54

Если еще полтора десятка лет назад обладатель полноприводного автомобиля считался практически безоговорочным покорителем дорог, то в последнее время, рассуждая на тему полного привода машины, автолюбители, как правило, используют уточняющую формулировку, говоря о «полноценном полном приводе».

Любой автолюбитель скажет, что для штурма заваленного снегом двора, либо при преодолении размытой дождями грунтовки до дачи идеальным вариантом будет автомобиль, обладающий колесной формулой 4х4. Да и при езде по асфальтовой дороге в скользкую дождливую осеннюю пору гораздо более уверенно будет себя чувствовать водитель, находящийся за рулем полноприводной машины. Однако уже через несколько метров после того, как заснеженный участок дороги будет преодолен, либо автомобиль выберется с разбитой грунтовки на асфальтовую дорогу, дополнительная ведущая ось будет являться только лишь причиной серьезного перерасхода топлива.

Плюсы полноприводных автомобилей очевидны – такие машины менее чувствительны и прихотливы к качеству покрытия под колесами, при съезде с дороги с твердым покрытием полноприводный автомобиль сможет уверенно доставить водителя и пассажиров до места назначения, а на мокром или обледенелом шоссе такая машина сохранит достойную динамику и управляемость.

Пытаясь сохранить преимущества полного привода без ухудшения показателя топливной экономичности автомобиля, большинство современных автопроизводителей прибегают к помощи электронных систем, работающих вкупе с многодисковыми муфтами, способными подключать вторую колесную ось в автоматическом режиме только в случае возникшей необходимости.

Классификация систем полного привода

Среди специалистов принято различать три разновидности систем полного привода:

  1. Неотключаемый постоянный (full-time или 4WD);
  2. Подключаемый посредством электроники (torque on-demand или AWD);
  3. Кроме того, существуют полноприводные системы с возможностью ручного подключения (part-time).

Полноприводной трансмиссией, которая первой стала массово устанавливаемой на серийно выпускаемых машинах, считается система part-time. Подобная система являет собой устройство, жестко подключающее передний мост. В результате, колеса обеих осей вынуждены вращаться с одинаковой скоростью. Естественно, что об установке межосевого дифференциала в данном случае речь не идет.

Дифференциал — что это такое?

Рассматривая такое устройство, как дифференциал, следует иметь в виду, что это специальное механическое приспособление, принимающее тягу с вала привода и распределяющее его в необходимой пропорции по ведущим колесам. При этом различие скорости вращения колес компенсируется автоматически. Таким образом, посредством дифференциала происходит направление крутящего момента к ведущим колесам, и при этом сами колеса будут обладать различной (дифференцированной) угловой скоростью.

Дифференциалы могут применяться для обоих мостов транспортного средства, оборудуемого полноприводной трансмиссией. Отдельные модели оснащаются дифференциалом, который монтируется в – подобное решение полного привода принято классифицировать как системы «full-time».

Чтобы понять, для чего автомобилю необходим дифференциал, стоит разобраться в принципе его работы. Все дело в том, что колеса любого автомобиля обладают одинаковой скоростью вращения только при его передвижении в прямом направлении. Как только машина начинает входить в вираж, каждое из четырех колес обретает индивидуальную скорость, при том, что и обе оси начинают «соревноваться» в скорости между собой. Объяснением этому явлению будет возникновение своей траектории для каждого из колес - те, что находятся внутри поворота, проходят меньший путь по сравнению с наружными колесом.

Таким образом, не будь дифференциала, в повороте внутреннее колесо проворачивалось бы на месте, для компенсации вращения наружного колеса. В таких условиях езда на большой скорости была бы невозможна, не приходилось бы говорить и об управляемости автомобиля. Наличие дифференциала дает возможность осям нужным образом «обгонять» друг друга при возникновении разницы скоростей движения колес.

Устройство межколесного дифференциала — при вхождении в поворот он позволяет внутреннему колесу крутиться медленнее

Система part-time

Система part-time конструируется без установки межосевого дифференциала. Такое устройство предполагает передачу момента от работающего двигателя на обе оси в одинаковом количестве - таким образом, обе оси крутятся с равной скоростью. Очевидно, что автомобилям, оборудованным системой привода part-time, передвижение по дорогам с хорошим асфальтовым или бетонным покрытием противопоказано, ведь пытаясь совершить поворот, водитель провоцирует возникновение вышеописанной разницы в протяженности пути мостов.

Поскольку момент по осям передается в соотношении 50 на 50, при повороте руля будет возникать проскальзывание колес какой-либо из осей. Если под колесами автомобиля снег, грязь или песок (что часто бывает при поездках на дачу, пикник или рыбалку), то небольшое сцепление колес и дорожного покрытия практически не причинит какого либо вреда автомобилю. А вот в случае совершении маневров на сухой и твердой поверхности дороги, возникающее проскальзывание негативным образом сказывается на функционировании трансмиссии, вызывает ускоренный износ покрышек, а также снижает качество управляемости автомобиля.

Таким образом, автомобили, оборудованные системой подключаемого полного привода, хороши для регулярной их эксплуатации в условиях плохих дорог или для покорения бездорожья. В этом случае, как правило, не требуются блокировки, поскольку один мост изначально будет жестко подключенным.

Другими плюсами полноприводного решения part-time называют относительную надежность и простоту всей конструкции: здесь отсутствуют электрические либо механические приводы, не используются блокировки, не применяются дифференциалы. Упрощает систему и то, что в ней нет дополнительных гидравлических или пневматических элементов. Однако для повседневной эксплуатации такая система неудобна. Использование постоянно включенной оси передних колес чревато поломкой автомобиля, а постоянно включать и отключать мост попросту неудобно. В перечень моделей машин, конструкция которых предусматривает использование part-time, входят следующие марки и модели транспортных средств: Nissan Patrol первых поколений, пикап , Nissan NP300, Jeep Wrangler и отечественный .

Постоянный полный привод

Перечисленные особенности и недостатки системы подключаемого полного привода обусловили разработку постоянно подключенной полноприводной системы, избавленной от подобных проблем. В результате свет увидели автомобили с приводом «4WD», у которых роль ведущих выполняют все имеющиеся колеса, а также имеется свободный межосевой дифференциал, позволяющий выпускать «ненужную» мощность благодаря проскальзыванию одного из редукторных сателлитов. Таким образом, автомобиль всегда передвигается со всеми ведущими колесами.

Нюансом механизма 4WD является следующая его особенность. При пробуксовке какого либо колеса, межколесный дифференциал отключает второе колесо этой оси. Подобным образом работает и вторая пара колес. Вполне возможна ситуация, когда автомобиль с системой привода 4WD, забуксовав одновременно колесами обеих осей, полностью обездвиживается. Чтобы минимизировать падение внедорожных свойств полноприводных автомобилей с системой 4WD, разработчики устанавливают хотя бы одну блокировку принудительного типа. Как правило, принудительно блокируется межосевой дифференциал.

В качестве дополнительной опции нередко предлагают установку блокировки переднего дифференциала. К моделям машин с системой 4WD относятся такие внедорожники, как: Land Cruiser 100 Prado и Land Cruiser 100, и . Но, пожалуй, самой известной моделью, оборудованной приводом 4WD, является .

Несмотря на все свои преимущества, система постоянно подключенного полного привода, к сожалению, обладает определенными минусами. Так, по уровню управляемости на асфальтовых и других твердых дорогах внедорожники с обеими ведущим осями довольно далеки от идеала. В критических ситуациях такой автомобиль будет пытаться соскальзывать из поворота, не реагируя на вращение руля и нажатие педали газы должным образом.

Подключаемый полный привод (автоматический)

Современный формат кроссоверов, вне зависимости от размера автомобиля, предполагает возможность быстрого и кратковременного подключения дополнительной пары ведущих колес. Естественно, что такие подключения должны производиться в автоматическом режиме, без участия водителя. Для реализации подобных решений автомобильные конструкторы стали применять специальные многодисковые муфты, по необходимости подключающие колеса задней оси в дополнение к постоянно вращающимся передним колесам.

Реализованная таким образом полноприводная система значительно проще классических внедорожных конструкций. Здесь отсутствует раздаточная коробка, а около переднего дифференциала предусмотрена только пара шестерен для отбора мощности и выходной вал.

Впоследствии разработчики придумали использовать межосевые дифференциалы, оснащаемые в дополнение к принудительной блокировке еще и самоблокирующимися механизмами. Используя различные решения (вискомуфту или дифференциал Torsen), разработчики стремились к единой общей цели – частичному заблокированию межосевого дифференциала в целях повышения управляемости автомобиля – при возникновении пробуксовки какой-либо из осей, срабатываемая блокировка не позволяла дифференциалу выключать вторую пару колес и момент от двигателя продолжал к ним поступать. Автомобили с представленным вариантом полного привода маркируются аббревиатурой AWD.

Дифференциал Торсен

Однако, между собой муфты также существенно различаются вне зависимости от схожести принципа подключения колес второй оси. Одними из первых муфты стали применять инженеры концерна Volkswagen для своих хэтчбеков Golf. Речь идет о фирменной трансмиссии Syncro, где установленные фрикционы не сжимались, а работали в силиконовой жидкости, густеющей в условиях повышения нагрузки и способной самостоятельно передавать вращение. Представленная вискомуфта являлась неуправляемой и была не способна передавать все 100% момента к задней оси. Кроме того, даже при довольно непродолжительных пробуксовках силикон закипал, что вело к перегреванию и последующему сгоранию муфты.

Вискомуфта (вязкостная муфта)

Более продвинутая конструкция использовалась на ранних моделях Ford Escape. Здесь уже применялись муфты, сжимающиеся посредством работы клиновидных прорезей и шариков. Эти муфты хотя и работали намного четче, зато могли вызывать весьма резкие и чувствительные удары в момент поворота.

Муфта Haldex

Своеобразной революцией среди муфт, используемых в системах полного привода, называют появление в конце 90-х годов прошлого века первого поколения муфты Haldex. В таком устройстве диски сжимались при помощи гидроцилиндра с насосом для выработки давления масла. Насос монтировался на одной из половин муфты, привод к нему него подходил от другой половины. Теперь в случае возникновения разницы в скорости вращения колес передней и задней осей давление сжатия увеличивалось, а муфта блокировалась. В сравнении с ранее устанавливаемыми образцами муфт, Haldex работал очень мягко и обрел серьезный успех.

Стоит иметь в виду, что современные технологии и используемые материалы дали возможность изготовить по-настоящему высокотехнологичную муфту, которую можно держать в частично подключенном состоянии без опасений перегрева. Тем самым производителям удалось распределить крутящий момент передаваемый на пары колес в пользу задней оси, обеспечив автомобилю «классическую» управляемость и полноприводные возможности. Принимая во внимание гибкость используемых алгоритмов работы и весьма глубокую степень проработки конструкции используемых многодисковых муфт, в современный период времени это самое востребованное решение организации полноприводной трансмиссии, которую вряд ли что-то заменит в ближайшие несколько лет.

Подписка на новости и тест-драйвы!