Поговорим о культуре русской речи”. Внеклассное мероприятие "Культура речи – культура отношений" Мероприятие по культуре речи для студентов

Димка, ну чё, прочитал?

Прочитал.

Прикольно или стрёмно?

Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему всё по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана. Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой. Не всякий, типа, Вас, как я, поймёт».

А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега...

“Объяснительная”.

“Вот, как бы, выхожу я на работу. Снимаю, значит, пальто, сажусь, как бы, на свое место. А начальник говорит, как бы: “Иди домой, говорит. Я тебе, значит, отгул даю за прошлый выходной, значит” Вот я так и получил, как бы, дополнительный день отдыха”

Задание № 4. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя В. Некрасова о Борисе Житкове. Проанализируйте диалог с точки зрения речевого этикета. Почему Б.С.Житков не сразу помог иностранцу?

Однажды в редакцию журнала, где работал писатель Борис Степанович Житков, зашел какой-то иностранец и спросил: - Кто здесь у вас говорит по-английски?
- Никто, - на английском языке ответил Житков.
- А по-немецки?
Житков ответил на немецком языке, что и по-немецки здесь никто не говорит.
- Тогда, может быть, по-французски?
- Нет, никто, - на французском языке ответил Борис Степанович.
Иностранец очень расстроился.
- А что случилось-то? - спросил Житков.
Иностранец, оказывается, заблудился: не может найти дорогу в гостиницу. Житков объяснил ему, как добраться до гостиницы, сначала по-английски, потом по-немецки, наконец, по-французски.
- Что же вы меня обманули? Почему сразу не сказали, что говорите по-английски, по-французски, по-немецки?
Житков ответил ему:
- Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим по-английски, во Францию - по-французски, в Германию - по-немецки. А здесь мы все говорим по-русски.
И посоветовал иностранцу выучить русский язык.
(В. Некрасов )

Задание № 5.Запишите как можно больше примеров

Некоторые ученики следят за своей речью только в школе, но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения. Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи.
-Прочти, Сережа.
-«Пришла весна. Почернели сугробы, подул теплый ветер, и солнце ласково засветило на голубом небе. Наконец и речка не выдержала и освободилась ото льда, побежали прозрачные ручейки по дорогам и оврагам».
- вед. Хорошо написал Сережа о наступлении весны. Интересно было слушать его сочинение. Но вот кончились уроки, и во дворе вы не узнаете Сережу.
-Сережа: (взмахнув портфелем). Эй, Мишка, оглох ты, что ли? Вали сюда, вали.
-Миша: Ну, как контрольная прошла?
Сережа: Классно! На все пять. Ну что, Мишка, махнем сегодня в кино. Там говорят фильм идет такой блеск!
- вед. Что это ты, Сережа, так странно заговорил?
Сережа: А у меня 2 языка: один для занятий, а другой для приятелей. Гудбай. Мы отчаливаем.
-вед. А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Галька… Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть свое превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением.
А мы, живем в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах.Учитель: Как вы думаете, правильно поступает Сережа? Почему? Может ли у человека быть два языка, как у Серёжи?

Ответы учеников.(Ученики делают вывод о том, что соблюдение речевого этикета и литературной нормы обязательно в любой ситуации).

Учитель: Акцентология..Есть немало языков с ударением, закреплённым за определённым слогом слова. Например, в чешском языке ударение всегда на первом слоге; во французском - на последнем слоге; в польском - почти всегда на предпоследнем; во многих языках ударным всегда является конечный слог слова (в армянском, в киргизском, в казахском и др.). В русском языке благодаря тому, где стоит знак ударения, можно использовать одно слово в двух значениях.

Задание №6: Объясните значение слов

А"ТЛАС- АТЛА"С

И"РИС- ИРИ"С

МУКА"- МУ"КА

ХЛО"ПОК- ХЛОПО"К

О"РГАН- ОРГА"Н

ПА"РИТЬ- ПАРИ"ТЬ

ТРУ"СИТЬ- ТРУСИ"ТЬ

А"ТЛАС Сборник географических карт. Сборник таблиц, карт, специальных рисунков. Географический атлас. Анатомический атлас.
АТЛА"С Шелковая гладкая блестящая ткань…

И"РИС Многолетнее травянистое растение с большими желтыми и фиолетовыми цветами. Корневища некоторых сортов ириса дают фиалковый корень, применяемый в парфюмерии.
ИРИ"С Сорт конфет в виде кубиков коричневого цвета…

МУКА" Продукт помола хлебного зерна. Ржаная мука. Мешок муки. || Размолотые или истертые в порошок горох, бобы, картофель и др.
МУ"КА Сильное физическое или нравственное страдание. Терпеть ужасные муки. Адские муки. Из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Муки голода…

ХЛО"ПОК То же, что хлопчатник. Волокно хлопчатника, употр. для изготовления пряжи, целлюлозы и т.д. Клок волокна, очесок (обл.).
ХЛОПО"К Короткий удар, преимущ. в ладоши. Хлопки выросли в овацию.

О"РГАН Часть животного организма с особыми функциями и структурой. Органы чувств(глаза, уши и т. д.) Органы речи. Органы питания.

ОРГА"Н Большой духовой клавишный инструмент, состоящий из труб или камер, в которые мехами нагнетается воздух (муз.). || Название разного рода автоматических духовых инструментов…

ПА"РИТЬ Печь в закрытой посуде что-нибудь в своем же соку.
ПАРИ"ТЬ Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет.

ТРУ"СИТЬ Испытывать страх, обнаруживать трусость, робость. Окружавшие его люди помалчивали: они не то трусили, не то посмеивались. Тургенев.
ТРУСИ"ТЬ Бежать, ехать мелкой рысцой. Лошадь трусила по мостовой. Едет парень молодой, ямщичок обратный: не спешит, трусит слегка. Некрасов…

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАХОДКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ (ВИКТОРИНЫ)

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

«ЗНАЮ ЛИ Я РОДНОЙ ЯЗЫК?»

Для студентов 3 курса группы 231, 331

г. Находка, 2014

Викторина: «Знаю ли я родной язык?»

Форма проведения – внеклассное мероприятие.

Продолжительность урока – 90 минут.

Участники: студенты групп 331, 231

Оборудование : компьютер, экран, проектор.

Методическое обеспечение: заранее заготовленные задания, раздаточный материал.

Цель урока :

В игровой форме привлечь внимание студентов к изучению русского языка и культуры речи,

Определить лучшего в знании изученных разделов и тем русского языка и культуры речи,

Обобщить и систематизировать знания, полученные в результате изучения курса по русскому языку.

Прививать любовь к родному языку;

Закреплять знания и умения, полученные на занятиях;

Задачи :

Обогатить словарный запас учащихся;

Систематизировать знания студентов по основным разделам русского языка и культуры речи;

Сформировать умение работать в команде;

Развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, память;

Повысить языковую культуру

Сформировать интерес к дисциплине русский язык и культура речи.

План урока .

Организационный момент.

Приветствие преподавателя.

Постановка целей и задач.

Основная часть (выполнение заданий).

Подведение итогов викторины (определение победителей).

Ход внеклассного мероприятия

Знаете ли вы, что…..

В мире в настоящее время существует около пяти тысяч языков.

Русский язык занимает пятое место в мире по числу говорящих на нем людей.

Одним из самых богатых, колоритных и образных является русский. Русский язык чрезвычайно богат, гибок, живописен. С русским языком можно творить чудеса!!!

Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, игра света, спектральный блеск красок, шум и тень садов, рокот грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения!

Как он красив и многогранен

Любимой родины язык!

Березки шелест, птицы крик…..

Сегодня мы с Вами повторим, обобщим и систематизируем знания, которые вы получили ранее на уроках русского языка и культуры речи.

Участвовать будут 3 команды. За каждый конкурс начисляется по 1 балу. На выполнение задания отводится определенное время.

Разминка. Слайд №

    «Плясать под чужую дудку» - беспрекословно выполнять волю

    «Водить за нос» - обманывать

    «Сесть на шею» -быть обузой для другого человека.

    «Тянуть кота за хвост» -надолго затягивать какое-либо решение или дело.

    «Не разлей вода» - дружные ребята

    «Витать в облаках» - мечтать

Конкурс № 1 «Диалектизмы». Слайд №

Определите лексическое значение диалектизма

    Ноговицы – Носки

    Издевленок - Шутник

    Хлопанцы - Шлепанцы

    Шмыгало – Подвижный человек

    Провинка - Ошибка

    Седмица - Неделя

    Рех – Дыра, отверстие, прореха

    Подколотник – Помощник

Конкурс №2 «Потерянная буква» . Слайд №

Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш

    Варе….ка (Ж)

    Коври….ка (Ж)

    Деревя….ка (Ш)

    Костя….ка (Ш )

Конкурс №3 «Архаизмы». Слайд №

Подберите к устаревшим словам современное слово в русском языке

    Око - Глаз

    Чело – Лоб

    Выя - Шея

    Чрево - Живот

    Перст - Палец

    Вежды - Веки

    Ланиты - Щеки

    Уста - Губы

Конкурс № 4 «Загадочный писатель». Слайд №

Какой русский писатель подписывал иногда свое произведение Нави Волырк?

1) Денис Иванович Фонвизин;

2) Иван Андреевич Крылов;

3) Александр Сергеевич Грибоедов;

4) Александр Сергеевич Пушкин;

5) Николай Васильевич Гоголь.

Конкурс №5 «Узнай слово». Слайд №

Догадайтесь по звучанию или по корню значение слова

    Мыльня - Баня

    Представщик – Актер

    Говядо - Скот

    Топталище - Тротуар

    Лечезнание - Медицина

    Силоделие - Механика

    Ветродуй - Вентилятор

    Костотряс – Велосипед

Конкурс №6 «Найди окончание» . Слайд №

В каком из слов нет окончания?

    Степной (- ой)

    Стеной (- ой)

    Герой (Нулевое окончание)

    Долой (Нет окончания, это наречие)

    Второй (- ой)

Конкурс №7 «Интересные фамилии». Слайд №

Из данных в ряду фамилий определите, чей предок:

    Служил в церкви – Г)Пономарев

    Выделывал кожу – В)Сыромятников

    Шил тулупы – Б)Скорняков

    Лепил горшки – Д)Гончаров

    Рубил избы – А)Плотников

Конкурс №8 «Обращение». Слайд №

Как правильно обратиться к человеку в Испании???

    Пан

    Сеньор

    Месье

    Мистер

    Дон

Конкурс №9 «Жители». Слайд

Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители:

    Архангельска – Архангелогородцы

    Копейска – Копейчане

    Нижнего Новгорода – Нижегородцы

    Перми – Пермяки

    Тулы – Туляки

    Ростова – на – Дону – Ростовчане

    Вологды – Вологодцы

    Курска – Куряне

    Пензы - Пензенцы

Конкурс №10 «Образуйте форму слова». Слайд №

Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:

    Кочерга – Кочерег

    Простыня – Простынь (Простыней)

    Дно – Доньев

Конкурс №11 «Кто он???». Слайд №

В старину в России была такая профессия – стряпчий. А чем он занимался?

    кулинарией;

    торговлей;

    юриспруденцией;

    военным делом;

    сельским хозяйством.

Стряпчий занимался юриспруденцией (так в XIX веке назывался чиновник по судебному надзору)

Конкурс №12 «Ох, уж эти существительные». Слайд №

Какого рода существительные сани, сутки, ножницы

в русском языке?

У существительных, имеющих только форму множественного числа (pluralia tantum) род не определяется.

Конкурс №13 «Значение слова». Слайд №

Какое значение в литературном русском языке имеет слово прикол:

    шутка, анекдот;

    свая, вколоченная в землю;

    булавка;

    часовой, охраняющий посаженного на кол

Конкурс №14 «Определи род». Слайд №

Определите род несклоняемых имен существительных:

Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), эскимо (ср),

Кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср), Баку (м), Миссисипи (ж)

Конкурс №15 «Наборщики». Слайд №

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

Конкурс №16 «Перевертыши». Слайд №

Перед вами «перевертыши» - устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид.

    С безделья ты отпустишь всех кальмаров в океан (Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

    Четыре дурака плохо, но пять хуже (Один ум хорошо, а два лучше)

    Продай коляску зимой и самосвал летом (Готовь сани летом, а телегу зимой)

    Над стоячим песком молоко-то кипит (Под лежачий камень вода не течёт)

Конкурс №17 «Расшифровщики». Слайд №

Расшифруйте пословицы, для этого вставьте гласные

К примеру, СМРЗТМРДНРЗТРЖ – «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

    ЛБШКТТСЛБСНЧКВЗТ (Любишь кататься – люби и саночки возить)

    НВКСЦВТТВРЩНТ (На вкус и цвет товарищей нет)

    ПДЛЖЧКМНВДНТЧТ (Под лежачий камень вода не течет)

    РБТНВЛКВЛСНБЖТ (Работа – не волк, в лес не убежит)

Разрядка. Слайд №

«Доскажи фразеологизм»

Дружнее этих двух ребят

на свете не найдешь.

О них обычно говорят….

Водой не разольешь

Мы исходили городок

Буквально…..

Вдоль и поперек

И так устали мы в дороге,

Что еле-еле…..

Волочили ноги

Фальшивят, путают слова,

Поют……

Кто в лес, кто по дрова

Товарищ твой просит украдкой

Ответ списать из тетрадки.

Не надо!!! Ведь этим другу

Окажешь……

Медвежью услугу

«Найдите вторую часть фразеологизма». Слайд №

    Не спеши языком………..

    Два сапога………

    Буря…………

    С кем поведешься…….

    Зарубить себе…….

    Крокодиловы…

    За семь верст……

    Принять за ……..

    По одежке встречают…..

    Решетом……

«Эти забавные животные». Слад №

Делить шкуру убитого….. (медведя)

Купить……в мешке (кота)

Набить как…..в бочке (сельдей)

Брать….за рога (быка)

Писать как…..(курица лапой)

Сесть на любимого…..(конька)

Дуется как….на крупу (мышь)

Грязный как…..(поросенок)

Смотреть как…..на новые ворота (баран)

Заключение!

Данное мероприятие посвящено русскому языку и проводится в преддверии:

    Дня Родного языка– февраль;

    Всероссийского тотального диктанта по русскому языку – апрель;

    Пожелание:

Ребята, изучайте и открывайте для себя русский язык!!!

И зазвучит легко и прямо

Любимой родины язык.

Как с детства нас учила мама,

Как я люблю, как я привык!

Всем участникам викторины выдается раздаточный материал «Интересные факты о русском языке».

Разработчик: И.В. Черномашенцева, Е.А. Пасечная

Методическая разработка внеклассного мероприятия рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии цикла гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин УГС 050000, 080000, 030000.

Протокол № ________от «___» ______________ 2015 года

Председатель ПЦК С.К.Исаченко

Сценарий внеклассного мероприятия в 5 классе

Тема: «Много слов на земле…»

(классный час, посвящённый культуре речи)

Много слов на земле. Есть дневные слова-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Презентация к внеклассному мероприятию находится по адресу:

Анкета для проведения анкетирования среди учащихся:

Ход проведения:

Ведущий-1 : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.

Что значит «беречь язык»?

От кого его беречь?

Разве у языка есть враги?

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актёры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас как никогда находится в большой опасности. Косноязычие и сквернословие культивируются из уст людей, которые должны нести культуру в массы.

Мы нынче, как бы, все глупеем,

Все стали, как бы, забывать,

Что, как бы, даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было, как бы, в дело,

Пусть даже, как бы, наугад.

А то ведь, как бы, неумело

И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий-1 : А теперь поговорим о сленге. Все знают, что такое сленг? То же, что и жаргон, - это буквально испорченный язык. Щеголяют сленгом те ребята, которым хочется подчеркнуть свою независимость, самостоятельность, выделиться среди сверстников. Давайте с вами представим, что с помощью машины времени из прошлого к нам попал человек, который не может понять речь современного человека. Поможем ему?

  1. Я торчу от этой песни – она мне нравится.
  2. Ловлю кайф – получаю удовольствие.
  3. Понтово - получаю удовольствие.
  4. Прикол - шутка.
  5. Отпад – замечательно.
  6. Тащиться – быть в восторге.
  7. Выделываться – вести себя вызывающе.

Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

Как дела?

У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

А что, там лошадь была?

Какая лошадь?

Ну-ка, давай всё сначала.

Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

Без свечки?

Без.

А что же это за фитиль?

Ну, парень длинный подкатил к шкету…

Он на чём подъехал, на велосипеде?

Да нет, велосипед у шкета…

У какого шкета?

Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

С кем, с кем?

Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

У него что, чесалось что-нибудь?

Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

Чего, чего?

А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий-2 : Но, пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий-3 : Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий-1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий-2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Ведущий-3 : На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.

Ведущий-1 : Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Ведущий-2: Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий-3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий-1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

Заключение: Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее. Помните слова И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».


МБОУ “ООШ пос. Прибрежный

Поговорим о культуре русской речи”

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

внеклассное мероприятие

для 5-6 классов

Библиотекарь

Гайворонская

Татьяна Васильевна

Энгельс 2012год

Слово не воробей, вылетит не

поймаешь”

- внеклассное мероприятие, посвящённое культуре речи.

Цель : Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи. -Выработать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.

Задачи: Воспитать любовь и уважение к родному языку, привить интерес к литературе.

Используемое оборудование : подборка книг” О культуре поведения и общении”, плакаты, карточки.

Ход мероприятия:

.Организационный момент : (обратить внимание ребят на высказывания, на пословицы, поговорки, написанные на плакатах.)

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, -

это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!”


И. С. Тургенев.

Пословицы: “ Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”.

Не дал слово – крепись, а дав – держись”.

У всякого словца ожидай конца”

Ведущий : Язык - это наша история, наше богатство. Культура - это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. Сегодня мы с вами познакомимся с основами культуры речи. Что же такое культура речи? Существует несколько определений этого понятия. Культура русской речи - соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений.

Чтец: “Слово о слове” В.Полторацкий

Слова бывают разные – То дельные, то праздные То честные, правдивые, То льстивые, фальшивые. Есть слово – удушение. Есть трезвые и пьяные.

Есть чистые, алмазные, А есть бесстыдно – грязные, Одни помогут выпрямить, Другие – душу вытравить. Есть речь огнём горящая, Есть тлением смердящая, Слова высокой доблести И самой низкой подлости…

Ведущий: Сценка о тяжёлой жизни подростков.

Действующие лица:

Киллер –
Сокол –
Елизавета Потаповна –
Антонина Семеновна –

Елизавета Потаповна сидит на скамейке во дворе, на этой же скамейке сидит Алеша по прозвищу Сокол, он ждет своего друга. Вот друг, наконец, появляется.

Прива,Чел!
- Здорово, Кила! Как жизнь?
- На меня тут круто наехали, я одному в бубен, другому в торец…

Лавэ есть? Без базара.
- Ну ты крендель! Ты че? С дуба рухнул? Откуда?!
- Да мне по барабану!
- Зырь, какая телка!
- Клевая…реально!

Встают, уходят. Антонина Семеновна вышла погулять, ее увидела Елизавету Потаповну.

Семеновна, иди чего скажу… ужас…
- Что такое, Потаповна?
- Да тут ребята на базар за кренделем собрались, а на них какие-то наехали, но они не растерялись: в одну руку бубен, в другую барабан …- ну отбиваться….Потом с дуба свалились, зрения лишились… Идет девка молодая, а им вроде корова чудится…
- Ой! Потаповна, страсти какие-то прямо рассказываешь!

Ведущий - Наша речь должна быть не только правильной, но и точной. Речь человека должна быть еще и логичной.

Ведущий : Внимание на плакат.

Задание 1 . Найдите орфоэпическую ошибку в русском произношении слов, исправьте ее. Объясните ее появление.

Обжоры и гурманы, Стряпухи, повара! Скорей к телеэкранам, Вот-вот, сейчас пора! Любители азарта, Лихие конкурсанты, Откройте с нами вместе Кухонные таланты. Всех, кто любит вкусно есть, И всех, кто держит стан, Приветствует сегодня здесь Веселый телекулинар.

Ведущий : Неправильность речи может возникать под влиянием местных говоров и жаргонов или в результате сохранения устаревших элементов языка. Например, А. С. Пушкин и И. С. Тургенев чаще употребляли глагол отворить (дверь), сейчас чаще употребляется глагол открыть (дверь).

Ведущий : Внимание на плакат.

Задание 2. Устраните речевые ошибки. Объясните свой выбор слов.

1) Поэт стоял у источников новой поэзии. (Истоков)

2) Онегин вел праздничный образ жизни. (Праздный)

3) Горькому наиболее удачно удалось изобразить образ рабочего. (Успешно, образ-тип или показать).

4) Его идеалы были прогрессивными и передовыми. (Убрать одно из слов)

Основные правила по культуре речи .

    Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

    Говори только о том, что знаешь.

    Не спеши высказывать свои мысли. Помни, что говорить не думая – всё равно, что стрелять не целясь.

    Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова которые лучше других выражают твою мысль.

    При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

    Не говори быстро, не проглатывай слова.

    Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

    Будь ласков и приветлив в разговоре с людьми.

    Настройся на позитив в своей речи. Мысли материально.

Чтец : Много слов на земле. Есть дневные слова - В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова –словно суд- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить. Слово можно в разящий свинец перелить.

Добро бы было, как бы, в дело, Пусть даже, как бы, наугад. А то ведь, как бы, неумело И чаще, как бы, невпопад.

Ведущий : «На закуску» ВАУ!

Если раньше, увидев или услышав что-то удивительное, необычное, страшное или радостное, мы восклицали: «Ах, ох, о, ай, ой, ага, фи!» или еще что-то в этом роде, то теперь все чаще на язык само просится это чужеродное ВАУ! Этот возглас весьма употребителен в молодежной среде, обычно он выражает эмоции чрезвычайного изумления или восторга: вот это книга! Вот это кино! Вот это девчонка, Вау!..

Ведущий : Мы не властны над речью других, но над собственной речью

мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Мне хотелось

бы дать вам несколько советов.

Совет №1. Для повышения речевой грамотности больше читайте.

Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали

лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и

мудро сказано:

Совет №2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много, и задачи

у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из

толкового словаря русского языка. О правилах написания слов вы узнаете

из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче

поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь

происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.

Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по

этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай,

не ленись!

Совет №3. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того,

как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только

видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое,

грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Ведущий : Задумайтесь над тем, что ни одно слово, вылетевшее из наших уст, не проходит бесследно. Что любая фраза может стать роковой. Помните народные пословицы, несущие многовековую мудрость:

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь”, “Язык твой - враг твой”, “ Молчание золото”, “Не дал слово – крепись, а дав – держись”.

Поэтому не бросайтесь словами… Мы должны трепетно, бережно относиться к тому, что мы произносим каждый раз. Для этого введено понятие культура речи т.е. её правильность, подчинение нормами устного и письменного литературного языка. Под культурой речи подразумевается умение правильно говорить, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. Давайте будем следить за своей речью, не будем разрушать себя и своё будущее.

Помните слова И.С.Тургенева:

Берегите чистоту языка, как святыню.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее”.

Спасибо за внимание.

Всего вам доброго.

Список используемой литературы:

    1. Головин Б. Н. « Основы культуры речи»: Учеб. пособие. Москва, Высшая

школа. 1980 335 с

    2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? - Москва. Знание, 1980

    3. /yandseard text.

    4. http//www.vlikor. con/2012/01/18/volkshebnaya-shktulka.html.

Интермедия «Поговорим»

Действующие лица: Мальчик и взрослый

- Как дела?

- У, моща! Один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету: «Дай велик погонять!» Сел и почесал. А тут училка… А он давай выпендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть с катушек не скатилась, а велик гикнулся. Во ржачка!

- А что, там лошадь была?

- Какая лошадь?

- Ну-ка, давай всё сначала.

- Ну, давайте. Чего не поняли? Значит, один фитиль…

- Без свечки?

-Без.

-А что же это за фитиль?

- Ну, парень длинный подкатил к шкету…

- Он на чём подъехал, на велосипеде?

- Да нет, велосипед у шкета…

- У какого шкета?

- Ну, вы его знаете, ходит вот с таким шнобелем.

- С кем, с кем?

- Да не с кем, а с чем. Нос у него такой… Ну вот. Говорит, дай велик. Сел и почесал.

- У него что, чесалось что-нибудь?

- Да нет, он прокатиться хотел, ему бзик в голову ударил. Он и стал кочевряжиться. Варежку разинул и дерябнулся.

- Чего, чего?

- А вам, ребята, всё понятно в этом диалоге?

Ведущий -2: Но,пожалуй, самым страшным врагом нашего языка является матерная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, - безусловно, порок. Потом, постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий – 3: Грех сквернословия осуждён на Карфагенском соборе (правило 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других. Сквернослов уподобляется чудовищу, когда перед словом «мать» поставляет себе понятие только о блуде, издевается, будучи сам рождён и воспитан матерью. Матерщинник – богохульник».

Ведущий -1: А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».

Ведущий -2: Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных в брачный период. В Древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Мат – отголосок ритуального колдовского проклятия, противоположность молитвы.

Ведущий -3: На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.

Ведущий -1: Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.

В конце 20 века за научное доказательство взялся сотрудник Института проблем управления РАН, биолог Пётр Гаряев, автор многих спорных с точки зрения официальной науки теорий. Он создал аппарат, который переводил человеческие слова в электромагнитные волны, а затем исследовал, как эти волны влияют на молекулы наследственности- ДНК. С помощью чудо-техники учёный решил проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Ведущий -2 : Выяснилось: некоторые слова страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажают его наследственные программы, вызывают мутации и в конце концов приводят к вырождению. Во время сквернословия корёжатся и рвутся хромосомы. Экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, слишком жестоко, поэтому проводили опыты на семенах растения арабидопсис. В течение нескольких недель регулярно магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродцами. Но когда тот же самый магнитофон воспроизвёл тёплые, добрые слова – аппарат зафиксировал изменения структуры молекул ДНК. Разорванные спирали срастались, семена ожили и взошли, а в контрольной группе они так и остались мёртвыми.

Ведущий -3: Казалось бы, от растений до людей – огромная разница, но исследования показали: генетические аппараты всех живых существ работают по каким-то универсальным пока ещё не разгаданным законам.

Обидные колючие замечания глубоко ранят человека. Обида приводит к стрессам, стресс – к нервным расстройствам, а те – к совершенно конкретным болезням: экземам, язве желудка, анорексии или булемии, вплоть до инфаркта или инсульта.

Ведущий -1: Итак, мы убедились, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

А теперь давайте посмотрим, как обстоят дела у нас со сквернословием. Вам было предложено ответить честно на несколько вопросов анкеты. И вот как вы ответили на них.

Слово ведущего.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Мне хотелось бы дать вам несколько советов.

Совет №1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

Совет №2. Привыкайте пользоваться словарями! Их много, и задачи у них разные. О значении и употреблении слов вы узнаете из толкового словаря русского языка. О правилах написания слов вы узнаете из орфографического словаря. Сделать свою речь богаче, ярче поможет словарь синонимов. А если вы интересуетесь происхождением слов, то на помощь придёт этимологический словарь.

Кроме словарей, к вашим услугам многочисленные книги по этике и культуре речи. Вот сколько у вас надёжных помощников – читай, не ленись!

Совет №3. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.

Итак, наша встреча подошла к концу. Как же с вами попрощаться? Пожалуй, удобно сделать это при помощи стихотворения С.Я.Маршака «Пожелание друзьям» - ведь пожелание принадлежит культуре речи, речевому этикету:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

И сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.

1-й ведущий: Известный французский писатель-моралист 17 столетия Франсуа де Ларошфуко писал: “Юношам часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы”.

Конкурс “Закончи фразу”. Выигрывает тот, у кого больше попаданий.

Если тебя стараются вывести из себя, постарайся не кричать, не жестикулировать, не убегать, хлопнув дверью, потому что повышенные эмоции – это свидетельство…
Люди, которые унижают, издеваются и шутят не по-доброму над другими, всегда рассчитывают на ответную реакцию. Это придает им силы. Лучший способ борьбы с этими энергетическими вампирами - …
Если человек тебе неприятен, то …
Если кто-то бессовестно пользуется тобой, без раздумий…

1-й ведущий: Французский писатель Никола Шамфор говорил: “ В серьезных делах люди выказывают себя такими, какими им подобает выглядеть; в мелочах – такими, какие они есть”.

Конкурс “Ждем гостей”.

Команды сервируют стол. К ним приходят гости. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее это сделает.

2-й ведущий: Внимание! Конкурс ситуаций. Разыграть импровизированный этюд на тему.

Вам наступили в автобусе на ногу.
В гостях ты не наелась.
У тебя болят зубы, а к тебе пристают с расспросами.

Ситуации могут быть любые. Между конкурсами могут быть танцевальные номера.

1-й ведущий: Вот что говорил о вежливости великий испанский писатель Сервантес: “Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. Но не всегда люди понимают, что по-настоящему вежливые люди не бывают навязчивыми или бестактными, всегда знают меру, не в пример герою следующего стихотворения.

Очень вежливый индюк
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже
Он кричал:
- Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Научиться вежливости.
- Не стесняйся ты, осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!”
Как не бился он,
Однако
К индюку никто не шел –
Ни корова,
Ни собака,
Ни хавронья,
Ни осел.

И действительно, даже вежливость бывает оскорбительна, если она навязывается.

Сценка из школьной жизни о вежливости.

2-й ведущий: Не скупитесь на добрые слова, каждое слово взвешивайте!

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души…

Как вы думаете, какие слова рождает тепло души? (Кто больше?)

(Звучит песня Булата Окуджавы “Давайте восклицать…”)

Ребята, вот и подходит к концу наш веселый КВН. Для того что бы тебя уважали и любили окружающие, мало иметь безупречные манеры. Иногда бывает даже наоборот – прекрасно воспитанный человек отталкивает людей, а пренебрегающий этикетом – притягивает. Но наибольшие шансы у того, кто умеет находить ту самую золотую середину между формой и содержанием.

Список литературы:

Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982.

Литература:
2. Гольдин В. Е. Речь и этикет - Кн. для внеклас. чтения уч-ся 7 - 8 кл М. Про-свещение, 1983. 109 с.
3. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Кн. для внеклас. чтения (VIII - Х кл) М.: Просвещение, 1979. 207 с, ил
4. Розенталь Д Э, Теленкова М А Словарь трудностей русского языка 3-е изд, испр М.: Рус. яз, 1981. 696 с.

Винокур Г. О. Культура языка. М. 1929.

Костомаров В. Г. Культура речи и стиль. М., 1960.

Розенталь Д. Э. Культура речи. М., 1964.

 Актуальные проблемы культуры речи (сборник). М., 1970.

Головин Б. Н . Основы культуры речи. 2 изд., М., 1988.

Галь Н. Слово живое и мёртвое

Розенталь Д. Э. , Теленкова М. В. Словарь трудностей русского языка - М.: Айрис-пресс, 2002

Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? - М.: Знание, 1980

Тимофеев Б. Н. Правильно ли мы говорим? - Л.: Лениздат, 1963

Успенский Л. В. Культура речи. М.: Знание, 1976

Успенский Л. В. Слово о словах

Чуковский К. И. Живой как жизнь

Культура речи

Однажды вечером осенним
Под шелест листьев золотой
Гулял старик с собакой верной
По засыпавшей мостовой.

Вдруг слышит он: из подворотни
Веселой, шумною гурьбой
Парней компания выходит,
Язык пятная ерундой.

Пес громким лаем залился,
Хозяин дернул поводок:
«Ну, полно, полноте, Полкан!
Разбудишь городской народ».

Но парни, пыла не тая,
Все резко приняли в штыки:
«Эй, слышишь, жалкий старикан!
Ты лучше шавку придержи!»

«Как смеешь, наглая ты псина,
Облаивать таких, как мы?
Эй, ну-ка слушай, старичина,
Ты нас сигаркой угости!»

Старик, сжимая поводок,
Прижал поближе пса к ноге:
«Юнцы, простите, откажу,
Привычка эта не по мне».

«Да что мы возимся тут с ним?
Пошел же к черту, живо!»
Полкан издал свой злобный рык –
С презреньем парни удалились.

И тяжело вздохнул старик,
Погладив пса рукою:
«Куда течет же этот мир
Столь необузданной рекою?

Они совсем еще юны,
Но так жестоки в жизни.
И уваженья не полны
К самим себе и к людям, видно».

Но это есть «культура речи»…
И так обидно, что порой,
Хоть русской речью обеспечен,
А человек – совсем иной.

Мы можем много рассмотреть
Аспектов в понимании речи.
Но помнить важно лишь одно:
Она должна быть человечной!

Не бросай слова на ветер. (пословицы о языке)

От одного слова - да на век ссора. (пословицы о языке)

Пень - не околица, пустая речь - не пословица. (пословицы о языке)

Переливать из пустого в порожнее. (пословицы о языке)

Свой язык - первый супостат. (пословицы о языке)

Слово - серебро, молчание - золото. (пословицы о языке)

У всякого словца ожидай конца. (пословицы о языке)

У дурака что на уме, то и на языке. (пословицы о языке)

У него язык хорошо подвешен. (пословицы о языке)

Одет просто, а на языке речей со сто.
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.

МОУ “ООШ пос. Прибрежный

Районный конкурс библиотекарей

Береги здоровье смолоду” деловой речи // Русская речь Культура русской речи и эффек? тивность общения...

  • Культура русской речи 1 ответственные редакторы – доктор филологических наук профессор л к граудина и доктор филологических наук профессор е н ширяев

    Книга

    ... –Б. – Здравствуй, Люда! – А. – Я хотела с тобой поговорить , когда забирала Андрея из сада... 26. М., 1985. Шварцкопф Б. С. Культура деловой речи // Русская речь . 1968. № 3. Шварцкопф Б. С. – В кн.: Культура русской речи и эффек? тивность общения...

  • Русский язык – настоящее сокровище список литературы курск 2012

    Документ

    279 с. 11. Ш141 Л 958 Люстрова, З. Н. О культуре русской речи / З. Н. Люстрова, Л. И. Скворцов, В. Я. Дерягин. - М.: Знание, ... .2 С 427 Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре

  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа

    с. Красное Поселение муниципального района Елховский

    Самарской области

    «Формирование навыков речевого этикета

    у младших школьников (4 класс) во внеурочной деятельности »

    Подготовила

    учитель начальных классов

    Уварова Галина Анатольевна

    с. Красное Поселение

    Тема внеурочного занятия «Культура речи, поведения и общения»

    Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо.

    Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.

    Цели: формирование навыков культуры речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания;

    Воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим.

    Развивать интерес к русскому языку.

    Задачи.

    Обучающие: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
    Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
    Воспитывающие: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества. Тип занятия: комбинированный.

    Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

    Формирование УУД:
    Личностные УУД:
    1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
    2) формирование мотивации к обучению и познанию
    3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
    4) формирование уважительного отношения к иному мнению

    Регулятивные УУД:
    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
    2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
    3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
    4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
    5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
    Познавательные УУД:
    1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
    2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
    3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
    Коммуникативные УУД:
    1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
    2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
    3) формирования умения слушать и вступать в диалог.

    Ход занятия

    Вступительное слово учителя

    Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к России. И ещё культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. Тема нашего урока – культура речи. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный ли он или нет.

    Если человек скажет: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», «Сколько часов?», уже видно, что большой культурой человек не отличается. Что же такое культура речи?

    (Выслушиваются ответы детей)

    Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, чётко, точно и коротко излагать свои мысли. А это очень трудное дело – говорить ясно, чётко, понятно всем. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках русского языка, литературного чтения и других предметов.

    Немного истории

    Задумывались ли вы над тем, какое значение имеет русский язык в жизни народа?

    На протяжении всей истории нашего народа могучее русское слово объединяло людей, вело на борьбу за независимость, за укрепление нашего государства.

    Наш язык

    На свете много стран больших

    И много малых есть,

    И для народностей любых

    Язык свой - это честь.

    Гордиться вправе ты, француз,

    Французским языком.

    Ты говоришь всегда

    На языке своём.

    Китаец, турок, серб иль чех

    Конечно, вам дороже всех

    Родной язык один.

    А я судьбу благодарю,

    Мне выше счастья нет,

    Что вот на русском говорю

    Уже я восемь лет.

    Спокоен, весел и певуч,

    Насмешлив и суров,

    И беспощаден, и могуч,

    И грозен для врагов.

    Суворов одобрял солдат

    На русском языке

    Бессмертный Пушкин сочинял

    На русском языке!

    Менделеев дал закон,

    На русском языке!

    «Долой царя!» - народ сказал

    На русском языке!

    Н.Бойко

    Русский язык является ценнейшим достоянием и величайшим достижением русской нации. Русские писатели, собирая и изучая все богатства народного языка, нарисовали чудесные картины родной природы.

    Красочность и богатство русской речи хорошо показаны в стихотворении Ф.Тютчева.

    Зарумянилась вишня и слива,

    Налилась золотая рожь.

    И как море, волнуется нива,

    Пахнет липа душистая мёдом,

    И шумит полный сумраком лес.

    Что значит любить свой язык? (Ответы детей.)

    Это значит глубоко, вдумчиво изучать его, стремиться говорить чистым, правильным, литературным языком; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить постоянно за своей речью и речью товарищей.

    О культуре речи

    Чтобы овладеть литературным произношением, надо внимательно прислушаться к речи артистов, дикторов радио, телевидения, читать больше книг. Надо следить за ударением в словах. Вот к чему может привести неправильная расстановка ударения. Послушаем рассказ школьного портфеля о мальчике Пете, который не ставит ударений в словах.

    Знакомьтесь: Петя мой сосед-

    Ему уже двенадцать лет.

    Но говорит он до сих пор

    Не коридор, а колидор.

    Дилектор входит в кабинет,

    Закрыт маг а зин на обед.

    Хозяйка моет стакан ы ,

    Секёт свеклу, пекёт блины.

    И до меня дошёл черёд:

    Портфель он п о ртфелем зовёт.

    Но мне не зря «Родную речь»

    Судьбой доверено беречь.

    И я придумал не шутя.

    Пусть и его зовут Пет я .

    -Петя! – несётся со двора-

    Тебе домой идти пора!

    Не трогай малыша, Пет я ,

    Ведь ты большой, а не дитя!

    Пет я обижен на ребят,

    Скажите, в чём я виноват?

    Я не ругался, не грубил

    И никого не оскорбил.

    За что же среди бела дня

    Отняли имя у меня?

    Как же помочь Пете, ребята? (Высказывания детей.)

    Да, во всех словах нужно правильно ставить ударение. Говорить точно, выражая свои мысли, очень трудно, часто, стоя у доски, вы испытываете затруднение в подборе нужного слова. Ещё труднее отыскать такое слово, когда урок плохо выучен. Тут вот и появляются в нашей речи слова-сорняки: значит, так сказать, это.

    Мы должны все бережно относиться к русскому языку. Иначе у вас может появиться болезнь, как болел Петя Крутилкин.

    Сценка

    Доктор. На что жалуешься молодой человек?

    Петя. Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и горлу дерёт.

    Доктор. Во рту, говоришь?! Сейчас посмотрим (ставит термометр). В каком классе учитесь, молодой человек?

    Петя. В третьем «Бы».

    Доктор. В третьем «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?

    Петя. Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

    Доктор. Жутко и весело?! Гм! А учитесь как?

    Петя. Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

    Доктор. Порядочек! Железно! (Берёт у Пети градусник.) Ну-ка, открой рот. Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь сам. Я тебе дам хороший рецепт (он извлекает из стола и показывает грамматику русского языка). Из неё ты узнаешь, как нужно говорить.

    Некоторые ученики следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, и появляются ненужные словечки, и даже грубые выражения.

    А как неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Валерка, Сашка, Димка, Танька. Откуда же произошли эти клички? Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, называл их с пренебрежением:

    Петрушка! Вечно ты с обновкой – с разодранным локтём.

    Ты, Филька, ты – прямой чурбан.

    А вы, ребята, живёте в обществе, где нет ни слуг, ни помещиков, поэтому нужно забыть о таких именах. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в этом стихотворении.

    Произносить он не привык.

    Простого слова «извините»

    Не одолел его язык.

    Алёша, Витя, Ваня, Толя.

    Своих друзей зовёт он только

    Также очень неприятное впечатление производит, когда, разговаривая друг с другом, вы называете не имя, а клички, часто очень обидные. У поэта С.Михалкова есть хорошее стихотворение «Смешная фамилия».

    Каких фамилий только нет:

    Пятёркин, Двойкин, Супов,

    Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

    Пупков и Перепупов.

    В фамилиях различных лиц,

    Порою нам знакомых,

    Звучат названия рыб и птиц,

    Зверей и насекомых.

    Лисичкин, Раков, Индюков,

    Селёдкин, Мышкин, Пчёлкин,

    Мокрицын, Волков, Мотыльков,

    Бобров и Перепелкин.

    Но может некий Комаров

    Иметь характер львиный,

    А некий Тигров или Львов

    Умишко комариный.

    Бывает, Коршунов иной

    Синичкина боится.

    Какой вывод? Дело не в фамилии и в кличке, а в том, каков человек.

    Прочитаем девять основных правил по культуре речи.

    Правила «Культура речи»

    ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.

    Культура речи – это и употребление вежливых слов. Давайте их повторим.

    Здравствуйте! –

    Ты скажешь человеку.
    - Здравствуй! –

    Улыбнется он в ответ.
    И, наверно,
    Не пойдет в аптеку,

    И здоровым будет много лет!

    Ребята, что мы желаем человеку, когда говорим “Здравствуйте!”?

    В старину на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?

    Как здороваются в других странах?

    Доброго ранку…

    Бон жур …

    Гутен морген …

    Хэллоу …

    Какие жесты помогают здороваться?

    Индийцы: складывают руки и прижимают их к груди

    Китайцы: пожимают руку себе

    Латиноамериканцы: обнимаются

    Лапландцы: трутся носами

    Японцы: кланяются

    Русские, англичане, американцы: пожимают друг другу руки

    Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации.

    В любой ситуации применима формула прощания «До свиданья!»

    Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят «До встречи!»

    Расставаясь надолго обычно говорят «Прощайте!»

    Ложась спать, люди желают друг другу «Спокойной ночи!»

    Среди хорошо знакомых людей говорят «Всего!», «Пока!», «Счастливо!»

    Как прощаются в других странах?

    Гуд бай! …

    Дзай дзен! …

    Саё нара! …

    Ауфидерзейн! …

    Аревуар! …

    Арривидерчи! …

    Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти («мне надо уходить», «очень жаль, но мне пора», «надо идти»)

    А сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете вежливые слова, поиграем в рифмы:

    … спасибо!

    … добрый день!

    … спасибо!

    … до свидания!

    Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого, как дела, тот ответил, что всё хорошо. Можно заканчивать разговор? Да, можно.

    А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно, нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжит разговор, спросить, что случилось.

    Беседа

    Как много зависит от окружающих нас людей! Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, плохое настроение – от раздражения, злости. Обижаясь на кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек» Восточная мудрость гласит: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе…» Если бы все следовали бы этому совету, насколько легче бы людям общаться друг с другом.

    Вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Вам нужно воспитывать в себе привычку заботиться о других, быть отзывчивыми, внимательными. Например, не хлопать дверью, когда выходишь из подъезда, не кричать на лестнице. Ведь в какой-то квартире может оказаться больной человек. А может, чьи-то папа или мама отдыхают после ночной смены? Может быть, они не спали всю ночь, испечь тебе к завтраку вкусную булочку. Ты кричишь, а за стенкой мама только что убаюкала своего малыша или кто-то напряжённо работает за письменным столом.

    Не считай себя центром вселенной. Помни о тех, кто рядом с тобой. Ещё в Древней Греции говорили: культурный человек не говорит громко. Громкая речь назойлива. Мешает окружающим, раздражает их. Помните в песне, услышать сердце человека возможно только в тишине…

    А сейчас попробуем раскрыть понятие «воспитанный человек». Ребята часто дразнят толстых или худых детей, высоких или низких, придумывают товарищам обидные прозвища, не понимая, что тем самым глубоко оскорбляют их человеческое достоинство. Всё это несовместимо с понятием «воспитанный человек».

    Наблюдая за вами, я сделала вывод: ваши ссоры зачастую начинаются из-за пустяка: толкнул, выхватил, задел. Как вы думаете, что легче: ссориться или мириться? Почему? Я предлагаю вам такую нравственную задачу. Ты принёс в школу альбом с марками, чтобы показать другу. Неожиданно кто-то из ребят выхватывает альбом из твоих рук и не хочет отдавать. Как ты поступишь? Условие: альбом надо получить мирным путём, без драк, ссоры, слёз.

    (Ролевой тренинг: двое ребят разыгрывают сценку, как можно было бы сделать.)

    Хотелось бы напомнить вам слова: «Власть моих кулаков кончается возле носа моего соседа» (плакат). Как вы их понимате? «Моё тело – моя территория, чужое тело – чужая территория, я не имею права вторгаться на чужую территорию».

    Учёные и врачи пытались ответить на вопрос, влияет ли грубость на здоровье человека. Оказывается, она может иметь серьёзные последствия. Пережитая обида, оскорбление делают человека замкнутым, недоверчивым. Половина всех сердечных обид, болезней – результат грубости, хамства, равнодушия.

    Как вы думаете, нужно ли быть воспитанными в тех ситуациях, когда вас никто не видит? Или можно позволить себе расслабиться? (Высказывания детей.)

    Что же такое воспитанность? (Вежливость, культура, любезность.)

    Правила воспитанного человека нужно выполнять всегда, когда ты на людях и когда тебя никто не видит. По тому, как ты ведёшь себя дома, в школе, на улице, судят о твоей семье, о твоих родителях, школе. Так старайтесь же не ронять чести своего дома, школы. Всегда думайте об этом. Но одной внешней культуры недостаточно, нужна культура внутренняя. В том ли суть воспитанности, чтобы вежливенько улыбаться и говорить «спасибо»? Можно выучить все правила хорошего тона, знать, как вести себя в любой ситуации, можно иметь великолепные манеры и всё таки остаться некультурным, невоспитанным человеком, если ваше поведение будет лишено такта.

    Что же такое такт?

    Такт в переводе с греческого – лёгкое прикосновение. Говорят, один человек тактичный, а другой бестактный. Такт – это внутренняя чуткость, это умение правильно вести себя в какой-либо ситуации так, чтобы не сделать человеку больно, не обидеть его, это лёгкое прикосновение к мыслям, чувствам, сердцу человека, это умение понять, что нужно человеку в данный момент: сочуствия, жалости, внимания.

    Некоторые люди гордятся тем, что они всегда говорят правду. Но если подумать, это не всегда характеризует человека с положительной стороны. Сразу представляется резкий, нетактичный человек. Поэтому, прежде чем сказать что-либо неприятное другим, нужно взвесить, стоит ли это говорить, подумать, как это можно сказать, выбрать подходящий момент. Конечно, это не относится к тем случаям, когда надо поставить на место грубияна и подлеца. Неприятно прослыть бестактным человеком. Чтобы этого не случилось, стоит почаще вспоминать некоторые полезные рекомендации. Тактичный человек:

    -не хвастается;

    Подведение итогов

    Слово - очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.

    Просмотр содержимого презентации
    «Культура речи»


    Вежливые Дельфинчики

    «Культура речи, поведения и общения».

    Цели занятия:

    Формирование навыков культуры речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания;

    Воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим. -развивать интерес к русскому языку.

    ГБОУ СОШ с.Красное Поселение Елховского района

    Уварова Галина Анатольевна,

    учитель начальных классов


    Задачи

    Обучающие: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы. Развивающие: развивать речь детей, мышление, словарный запас. Воспитывающие: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.


    Зарумянилась вишня и слива,

    Налилась золотая рожь.

    И как море, волнуется нива,

    И в траве на лугах не пройдёшь.

    Солнце ходит высоко над сводом

    Раскалённых над сводом небес.

    Пахнет липа душистая мёдом,

    И шумит полный сумраком лес.

    Ф.Тютчев


    . «Спасибо», «здравствуйте», «простите»

    Произносить он не привык.

    Простого слова «извините»

    Не одолел его язык.

    Не скажет он друзьям по школе:

    Алёша, Витя, Ваня, Толя.

    Своих друзей зовёт он только

    Алёшка, Витька, Ванька, Толька.


    Каких фамилий только нет:

    Пятёркин, Двойкин, Супов,

    Слюнтяев, Тропкин – Дармоед,

    Пупков и Перепупов.

    В фамилиях различных лиц,

    Порою нам знакомых,

    Звучат названия рыб и птиц,

    Зверей и насекомых.

    Лисичкин, Раков, Индюков,

    Селёдкин, Мышкин, Пчёлкин,

    Мокрицын, Волков, Мотыльков,

    Бобров и Перепелкин.

    Но может некий Комаров

    Иметь характер львиный,

    А некий Тигров или Львов

    Умишко комариный.

    Бывает, Коршунов иной

    Синичкина боится.

    С. Михалков


    Правила «Культуры речи»

    1.Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.

    2.Говори только о том, что знаешь. Помни, что «говорить, не думая, всё равно, что стрелять, не целясь».

    3.Не спеши высказывать свои мысли.

    4.Не будь многословен. Подбирай в беседе те слова, которые лучше других выражают твою мысль.

    5.При разговоре не размахивай руками. Мысль надо выражать словами, а не жестами.

    6.Не говори быстро, не проглатывай слова.

    7.Не старайся перекричать собеседника, если он говорит слишком громко. Начни говорить тихо – собеседник тоже перестанет кричать.

    8.Будь ласков и приветлив в разговоре с малышами.

    9. Не давай кличек своим товарищам.


    Тактичный человек

    -не хвастается;

    -не выясняет отношений в присутствии посторонних;

    -не поставит другого человека в неловкое положение, сделает вид, что не заметил оплошности;

    -терпим к недостаткам и слабостям других людей;

    -никогда не рассказывает другим чужих тайн;

    -в разговоре с людьми, имеющими какой-либо недостаток, избегает всего, что могло бы им об этом напомнить;

    -не читает чужих писем, не заглядывает в чужие окна.


    Здравствуйте! –

    Ты скажешь человеку. - Здравствуй! –

    Улыбнется он в ответ. И, наверно, Не пойдет в аптеку,

    И здоровым будет много лет!


    • Ребята, что мы желаем человеку, когда говорим “ Здравствуйте!”?
    • В старину на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?

    Как здороваются в других странах?

    Доброго ранку…

    Бон жур …

    Гутен морген …

    Хэллоу …


    Какие жесты помогают здороваться?

    • Индийцы:

    складывают руки и прижимают их к груди

    • Китайцы: пожимают руку себе
    • Самоанцы: при приветствии обнюхивают друг друга
    • Латиноамериканцы: обнимаются
    • Лапландцы: трутся носами
    • Японцы: кланяются
    • Тибетцы: снимают головной убор правой рукой и высовывают язык
    • Русские, англичане, американцы:

    пожимают друг другу руки


    • Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации
    • В любой ситуации применима формула прощания « До свиданья!»
    • Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят « До встречи!»
    • Расставаясь надолго обычно говорят « Прощайте!»
    • Ложась спать, люди желают друг другу « Спокойной ночи!»
    • Среди хорошо знакомых людей говорят « Всего!», « Пока!», « Счастливо!»

    Как прощаются в других странах?

    Гуд бай! …

    Дзай дзен! …

    Саё нара! …

    Ауфидерзейн! …

    Аревуар! …

    Арривидерчи! …


    • Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти (« мне надо уходить », « очень жаль, но мне пора », « надо идти »)
    • Перед тем, как произнести прощальную фразу, люди обычно благодарят за общение, извиняются за время, отнятое у собеседника.
    • Обычно уходящему гостю желают всего самого доброго, приглашают заходить еще, выражают свое дружеское отношение, передавая привет его близким.

    Вежливые слова

    • Растает ледяная глыба от слова теплого …

    … спасибо!

    • Зазеленеет старый пень, когда услышит …

    … добрый день!

    • Если больше есть не в силах, скажем маме мы …

    … спасибо!

    • И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят …

    … до свидания!



    1 – тур. Тема: «Культура общения».

    1 . Какими словами мы пользуемся при встрече?

    • Пока!
    • Здорово!
    • Привет!
    • Здравствуйте!
    • До свидания!
    • Доброе утро!

    • Позовите Сашу.
    • Здравствуйте, позовите пожалуйста, Сашу.
    • Здравствуйте, позовите Сашу.
    • Здравствуйте, извините, Саша дома?

    3.Ты опоздал на урок и хочешь войти в класс. Как ты это сделаешь?

    • Можно войти?
    • Я войду?
    • Извините, можно войти?

    • Помог бы человеку перейти проезжую часть улицы.
    • Пошёл бы своей дорогой.
    • Постоял бы и посмотрел, как человек переходит улицу.

    • Пообещаю маме выполнить поручение в следующий раз.
    • Попрошу прощения у ребят и выполню мамину просьбу.
    • Сделаю вид, что забыл о маминой просьбе, и пойду играть с друзьями.

    • Угощу конфетами всю семью.
    • Спрячу конфеты подальше.
    • Отложу часть конфет в вазочку и поставлю на стол.

    • Тоже бы посмеялся.
    • Помог Ване подняться.
    • Подождал бы, пока Ваня сам поднимется.

    3 – ТУР (играют победители).

    • Назовите вежливые слова.

    • - Слово - очень сильное оружие. Бывает, что случайно брошенное слово переворачивает всю жизнь человека, помнится им всю жизнь и причиняет много страданий.
    • Обращайте внимание на позу людей, их мимику, жесты, зачастую они говорят о внутреннем состоянии человека больше, чем слова. Чаще смотрите в глаза людям, ведь глаза – это зеркало души, они многое могут рассказать о состоянии человека: в них может быть выражена радость, печаль, мольба о помощи, боль, отчаяние… Побольше сочувствия к окружающим людям.