Подставы на дорогах с пешеходами. Врага нужно знать в лицо - кто такие «автоподставлялы»? Что делать, если «подставная» авария случилась

Между пешеходами и водителями в столице, также как и в других российских городах, давно идет необъявленная война. Автомобилисты научились притормаживать перед зебрами, однако о резком снижении числа ДТП с участием безлошадных участников дорожного движения речи пока не идет. На этом мрачном фоне рано или поздно должна была родиться идея о «пешеходных» автоподставах. И она родилась. Более того, по данным гаишников, подобные случаи в последнее время участились.

Суть подобного мошенничества крайне проста. Водитель, двигаясь на небольшой скорости, проезжает людное место (им может быть паркинг возле торгового центра или та же зебра), внезапно слышит удар и крик. Выскакивает из машины, и видит, что рядом с ней лежит человек.

На первый взгляд, он не выглядит так, как будто получил какие-то увечья, да и сам говорит лишь о том, что неосторожный водила переехал ему ногу – но «скорая» не нужна, до дома он доберется без посторонней помощи. Вот только как быть с ответственностью водителя? Конечно, тот считает, что лучше договориться на месте. И отдает «пострадавшему» всю имеющуюся наличность. Речь часто идет о достаточно крупных суммах – в том числе, с пятью нулями.

Подобный случай произошел недавно в Московской области, на Пятницком шоссе. Проезжая пешеходный переход в одной из деревень, водитель услышал крик, вышел из-за руля и обнаружил рядом со своим «железным конем» якобы сбитого им человека. Тут же нашелся и свидетель происшествия.

Решить этот вопрос полюбовно не удалось даже после того, как автомобилист отдал мошенникам 300 тысяч рублей: обнаглевшая двоица продолжала «доить» свою жертву. Которая в результате обратилась за помощью к полицейским, и мошенников приняли по статье «Мошенничество в крупном размере», предусматривающей наказание в виде тюремного срока до 6 лет.

Такая схема автоподстав используется не только в столичном регионе, но и в Санкт-Петербурге, а также на Урале. Что самое интересное, изобрели ее уже достаточно давно – и авторами этого ноу-хау стали бомжи: они бросались под колеса, чтобы потом с многочисленными переломами оказаться на теплой больничной койке. А поневоле сбившие их водители проходили все круги ада в ГИБДД и судах.

Что же касается подстав, целью которых является получение денег, то их бы не существовало, если бы не попустительство самих автомобилистов, считают эксперты. «Причина популяризации этого вида «развода» в поведении самих автомобилистов. На прошлой неделе я провел эксперимент: девушка в дорогой шубе выходила на дорогу и вдруг, крича и падая, стучала кулаком по багажнику, после чего предъявляла водителю претензию. Удивительно, но во всех случаях, кроме одного, автомобилисты априори признавали свою вину и предлагали даме деньги. Если все сразу готовы заплатить, то что ж на этом не заработать?» — рассказал «Новым известиям» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Способ выйти сухим из воды – только один, но крайне простой. Не следует поддаваться на провокации и идти с мошенниками на мировую: достаточно объяснить им, что сейчас на место ДТП прибудут медики и гаишники, и они немедленно исчезнут в поисках более сговорчивой жертвы.

Александр Кузьмин

На дорогах, к сожалению, часто происходят несчастные случаи, но некоторые автомобильные аварии являются особенными. Чётко спланированные преступными группировками, они устраиваются как настоящие концерты с целью обмануть автомобилистов и стянуть с них немалые деньги за якобы полученный ущерб.

Такие «несчастные случаи» или просто автоподставы работают по определённой схеме - вы себе спокойно едете по дороге, как вдруг из ниоткуда появляется пешеход или автомобиль и - бац, авария! Прежде чем вы поймёте, что случилось, появляются свидетели, пассажиры начинают жаловаться на травмы, а водители сокрушаться по поводу тяжести повреждения. Но финал таких событий практически один - вас жалеют и предлагают всё решить на месте, без вызова полиции или медиков.

История автоподстав на территории России

Автоподставы на дорогах как бизнес, как ни странно, процветают не только на территории бывшего СССР. Но если за границей деньги платит страховая компания, то в России «потерпевшие» «нагреют» на деньги ни в чём не повинного водителя. Первая задокументированная автоподстава произошла в середине 70-х годов XX века в столице тогда ещё СССР. В той истории владелец «Победы» по решению суда получил компенсацию от большого автокомбината за ущерб, нанесённый грузовиком предприятия во время аварии. Как выяснилось позже, эта авария была тщательно продумана владельцем легковушки, чтобы отсудить немалые деньги.

Большую популярность автоподставы на дорогах приобрели в начале 90-х годов XX века, но развитие такого бизнеса началось в новом тысячелетии, когда сегодня преступников не остановить ни усилиями дорожно-патрульной службы в борьбе с организованной преступностью, ни ОСАГО.

Видео о современных автоподставах:

Врага нужно знать в лицо - кто такие «автоподставлялы»?

Мошенники на дорогах чаще всего используют автомобили высшего класса, типа Mercedes, BMW, Audi, но не самых последних выпусков. Их значительно ниже, нежели та, которую затребуют «автоподставлялы».

Автоподставы на дорогах организовываются по крайней мере группой лиц, когда один будет отвлекать внимание, а другой провоцировать аварию.

В дороге наблюдайте за мимо проезжающими машинами. Если они не имеют или номера плохо читаются, их следует остерегаться. Также автомобили, имеющие помятые или плохо восстановленные элементы кузова, а ещё глухое тонирование, вполне возможно, могут использоваться в автоподставах.

«Спонсоры» автоподстав

Мошенники обычно не выбирают своих жертв наугад. Как правило, автоподставы на дорогах могут случиться с новыми или иномарками среднего класса. Водители таких машин становятся «спонсорами», как называют их сами мошенники.

То есть если вы представляете средний класс, обеспечены, но недостаточно богаты и вряд ли имеете необходимые связи, вы можете находиться в группе риска «автоподставлял». Также преступники на дорогах примечают машины, в которых находится один водитель, без свидетелей.

Схемы автоподстав

Хотите знать, были ли вы участником подставных аварий? Вот пять важных моментов:

  • внезапные остановки;
  • автомобиль появляется из ниоткуда;
  • давление со стороны «пострадавших»;
  • странные пешеходы, бросающиеся под колёса автомобиля;
  • фальшивые и подставные свидетели.

Уступи дорогу

В такой схеме обычно автокидалы работают в паре. Когда ничего не подозревающий водитель едет по левому краю, сзади его догоняет солидный автомобиль, начиная сигналить и моргать фарами, требуя уступить дорогу. В тот момент, когда первая машина начинает перестраиваться вправо, откуда ни возьмись она цепляет другой автомобиль. Кстати, зацепиться можно и за кинутую бутылку, в таком случае на якобы пострадавшей машине наждачкой натираются «потёртости».

В таком варианте первый участник автоподставы уезжает, а второй начинает разборки с солидными дядьками в костюмах. Разговоры ведутся на повышенных тонах, с угрозами, под давлением. Весь этот спектакль разыгрывается с одной целью - получить немалую компенсацию за несуществующую аварию.

Пешеходные подставы № 1

Особенно распространена автоподстава с пешеходом возле автостоянок или в местах большого скопления людей и машин. При попытке сдать назад для выезда водитель слышит глухой удар, останавливается, выходит и под колёсами видит ребёнка/подростка, лежащего без сознания. А дальше начинается целая трагикомедия - где ни возьмись, прибегают родители/родственники/друзья и начинают сокрушаться и договариваться по-хорошему, не вызывая ДПС и медиков. Ребёнок, кстати, чудным образом оживает.

Пешеходные подставы № 2

Автоподстава с пешеходом происходит на пешеходном переходе, когда его начинает переходить, в большинстве случаев, парень, а будущая жертва автокидал останавливается, но молодой человек бросается прямо под капот автомобиля. Дальше всё как обычно - «пострадавший» кричит, что его сбили, появляются подставные свидетели, и, конечно, водитель быстрее готов заплатить деньги, нежели вызывать ДПС и решать вопрос законно.

Чтобы избежать развода на деньги с пешеходными автоподставами, всегда вызывайте полицию для дальнейшего расследования.

Мошенники, которые устраивают автоподставы на дорогах, уязвимы фактами. Чем больше информации вы предоставите, тем менее склонны преступники идти до конца этого спектакля. Вот несколько моментов, которые помогут вам не стать жертвой автоподстав:

  • Оснастите свой автомобиль хорошими зеркалами , которые помогут избавиться от «мёртвых» зон.
  • Собираясь на автомобиле, всегда имейте при себе камеру (телефона с такой функцией достаточно), ручку и бумагу. Если авария всё-таки произошла, а вы сомневаетесь в её действительности, вы можете провести своё внутреннее расследование. Фотографии «пострадавшего» автомобиля, его номерной знак, запечатлённые лица пассажиров помогут вам восстановить правду.
  • Будьте бдительны на дороге. В ситуациях, которые непонятны, лучше держаться подальше.
  • Что бы ни случилось на дороге, всегда вызывайте сотрудников ГИБДД и не уезжайте с места ДТП .
  • Никогда не соглашайтесь платить наличные . Сообщите о несчастном случае вашей автостраховой компании.
  • Сообщите родственникам или друзьям о своих происшествиях, указав место аварии.
  • Будьте осторожны, сообщая личную информацию , памятуя о краже личных данных.
  • Сфотографируйте автомобиль и пассажиров , запишите их имена, адреса и номера телефонов.
  • Обратитесь за помощью в телефонном режиме к профессиональным юристам, мастерам автомобилей, чтобы получить помощь.
  • Если мошенники ведут себя агрессивно, для своей безопасности лучше сядьте в автомобиль, заблокируйте стёкла и двери и дожидайтесь инспектора.
  • Дождитесь работника правоохранительных органов и вместе составьте с ним протокол, контролируя все свидетельства очевидцев.
  • Осмотр автомобиля лучше проводить вместе , чтобы исключить ранние повреждения, которые могут повесить на вас.
  • Покидать место ДТП следует только с инспектором, дабы избежать изменения в составленном протоколе.

Что делать, если «подставная» авария случилась

Возможно, наиболее важным аспектом во избежание автоподставы следует доверять своим инстинктам. Если автомобиль перед вами проделывает непонятные манёвры, если водитель следует за вами слишком близко, если на вашей стороне внезапно появляется машина и ведёт себя хаотично, нужно вырваться из этой ситуации как можно быстрее.

Репортаж о подставах на дороге:

Предложения, указанные в этой статье, представляют собой неполный список мер контроля в пути. Эта информация не предназначена для замены руководства или инструкций, которые могут обеспечить квалифицированные специалисты. Но вы можете изменить ситуацию. Мошенники будут охотиться на водителей, которые, по их мнению, будут иметь меньше шансов противостоять их противоправным действиям. Но, вооружившись хотя бы элементарными , вы сможете выйти из «подставной» ДТП с наименьшими потерями. У вас есть негативный опыт общения с автоподставами? Поделитесь им с нами.

ПДД требуют от водителя безоговорочно предоставлять «преимущество в движении пешеходам» на нерегулируемой «зебре». За нарушение этой нормы в размере 1500 рублей. Понятно, что такой финансовой перспективой никакому аферисту даже самого наивного водителя не запугать. Поэтому мошенники «бьют» по другой статье КоАП - 12.24 - «Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». По ней водителю грозит уже 2500−5000 рублей штрафа или лишение «прав» на 1−1,5 года.

Обычно подстава происходит следующим образом. Машина приближается к нерегулируемому пешеходному переходу, водитель видит на нем неспешно переходящего или стоящего на тротуаре пешехода-мошенника. Понимая, что он не мешает человеку, шофер спокойно, на маленькой скорости пересекает «зебру». В этот момент «пешеход» молниеносно бросается либо на капот, либо в бок машине и картинно падает на асфальт. Немедленно появляются «свидетели ДТП» - сообщники «прыгуна» или «прыгуньи». Далее начинается «театр одного зрителя», то есть водителя. Цель одна: под угрозой якобы неминуемого лишения «прав» по статье 12.24 КоАП вынудить автовладельца откупиться на месте от «пострадавшего » крупной суммой денег. Обычно речь идет не менее чем о 50 000 рублей.

Самое противное в этой ситуации то, что даже при наличии автомобильного видеорегистратора доказать свою невиновность практически невозможно. Прежде всего потому, что мошенник старается не попасть в поле зрения прибора. Например, делая вид, что его зацепило боковым зеркалом. С другой стороны, на «зебре» всегда прав по определению. Однако оказавшись жертвой подобного «развода», не стоит паниковать и прислушиваться к «песням» мошенников, а вызвать наряд ГИБДД. Не стоит также покидать место ДТП, посчитав, что ничего не произошло. За это лишение водительского удостоверения вам точно обеспечено - «свидетели аварии» наверняка запомнят номер машины.

Также не стоит уезжать, если злоумышленники, видя ваше спокойствие, предпочтут раствориться в окружающем пространстве. В отместку за неудачу, они могут потом вернуться и заявить полиции, что вы скрылись с места ДТП. Прибытие на место сотрудников ГИБДД автоматически оставляет с носом злодеев, но не избавляет водителя от «развода на деньги». Только на этот раз пугать обязательным лишением «прав» и намекать на возможность «договориться на месте» будут уже стражи порядка. Верить им на слово тоже не стоит. Дело в том, что за как таковой никто лишить водителя «прав» не может! Статья 12.24 КоАП четко говорит, что такое наказание полагается лишь когда «пешик» получил хотя бы легкий вред здоровью.

Под этим термином подразумеваются совершенно конкретные повреждения: раны, требующие наложения швов, перелом ребра, перелом костей носа, легкая степень сотрясения головного мозга, но только если этот диагноз подтверждается клиническими исследованиями. К «легкому вреду» относится и незначительная утрата трудоспособности. Например, неподвижность межфалангового сустава большого пальца кисти, потеря одной ушной раковины, последствия переломов в виде легкого нарушением функции кисти или пальцев, незначительное нарушение носового дыхания после перелома костей носа и т. д. Другими словами, за синяк и испачканную одежду « » лишение водительского удостоверения не грозит.

Одного полицейского протокола о ДТП с пешеходом на зебре для лишения водительского удостоверения суду будет недостаточно. Чтобы доказать факт причинения вреда здоровью, в распоряжение суда должны быть предоставлены соответствующие медицинские заключения, справки, листки нетрудоспособности и иные подтверждающие документы, - считает Антон Кабаев из адвокатского бюро «Штум, Кабаев и партнеры».

Понятно, что мошенники, специально под колеса на «зебрах», заниматься судебными дрязгами вряд ли будут. У них иная задача - «стрясти» с жертвы бабло здесь и сейчас. Поэтому, оказавшись мишенью такого рода аферы, сохраняйте хладнокровие и смело идите законным путем. Ведь даже если ушлый мошенник, выправив нужные медицинские документы, все же дойдет до суда (что, повторимся, маловероятно), вас на первый раз накажут штрафом в 5000 рублей, обяжут компенсировать затраты «потерпевшего» на лечение (2000−3000 «деревянных») и, возможно, заставят оплатить оппоненту нанесенный ему моральный вред. Но последняя сумма вряд ли превысит 10 000−15 000 ₽ В любом случае меньше, чем вы заплатите на месте мнимого ДТП.

Классические автоподставщики, практически вытесненные с дорог и Законом РФ «Об ОСАГО», и возросшей — по крайней мере в этом вопросе — правовой грамотностью российских автовладельцев, и активностью правоохранительных органов, на самом деле никуда не делись. Поразмыслив и потренировавшись, они лишь сменили форму давления на ни в чем не повинного человека за рулем.

При этом новый вид автоподстав стал с психологической точки зрения жестче и опаснее, поскольку в этом виде криминального бизнеса подставляется уже не автомобиль, а человек. Хотя принцип работы тот же.

…В середине февраля москвич Игорь З. около девяти вечера медленно ехал на своем авто по улице Красного Маяка со стороны Варшавского шоссе. В районе между домами №2 и №4 его авто догнал мужчина и сбил левое зеркало заднего вида. Автовладелец тут же остановился (скорость не превышала 5 км/ч) и повернул голову в сторону сбитого зеркала. И не успев разобраться в случившемся, увидел, как еще один мужик картинно упал перед бампером уже стоявшей машины. А через секунду из ниоткуда материализовалось еще человек шесть.

Если пешеход «сбился»

Озадаченный водитель включил «аварийку» и вышел из машины. «Свидетели» в один голос стали кричать, что он сбил человека. Чуть позже к ним присоединилась молодая женщина и принялась уговаривать «пострадавшего» пожалеть водилу и, не вызывая полицию, договориться на месте «по-хорошему». Разумеется, вся гоп-кампания ее поддержала и предложила отъехать в сторону, чтобы не создавать «пробку». Несложно представить состояние «сбившего» человека водителя, окруженного к тому же толпой возбужденных «свидетелей», активно прессингующих его.

Короче, Игорь согласился. К нему в авто немедленно сели три человека. И только тут наш герой стал приходить в себя. Подъехав к перекрестку с круговым движением на пересечении улиц Красного Маяка и Чертановской, мошенники приказали повернуть направо. Но оклемавшийся «терпила» не послушался, наконец сообразив, что это автоподстава, и поехал прямо к крупному магазину, надеясь на камеры видеонаблюдения. Аферисты при этом пытались мешать, выкручивая руль и вытаскивая ключи из замка зажигания. А когда это не удалось, двое из них на ходу выскочили из авто и скрылись. Припарковавшись у магазина, Игорь хотел вызвать полицию, но не обнаружил на месте мобильный телефон (вместе с ним из барсетки пропали и деньги). В это же время оставшийся на заднем сиденье гражданин (тот, что лег под колеса) вышел из машины и попытался привлечь внимание прохожих, крича, что его сбили около этого магазина. Но позже угомонился, не найдя ни у кого понимания, и тоже ушел. Как выяснилось — только для того, чтобы взять справку об ушибах (к знакомому врачу, находящемуся в доле, или аферисты самостоятельно набивают себе шишки?) и обратиться с заявлением в полицию. Мышеловка захлопнулась, и Игорь З., что называется, «попал на бабки».

Потому что как минимум на глазах «свидетелей» уехал с места ДТП (лишение «прав» до полутора лет или административный арест до 15 суток). И тут практически без вариантов. А когда гаишные дознаватели этот факт докажут и приобщат к делу справку о причинении пешеходу легкого вреда здоровью (штраф до 1500 рублей или опять же лишение «прав»), тот обратится в суд, где потребует компенсации (и моральной, и на лечение). И служитель Фемиды под прессом таких «доказательств» просто не сможет не вынести вердикт об удовлетворении иска.

Теоретически доказать, что наезда не было, можно. Но для этого как минимум надо заставить правоохранителей проверить, не замечены ли «потерпевший» и его «свидетели» в аналогичных делах. Настоять на проведении ряда технических экспертиз. Найти реальных очевидцев инцидента. Сделать все это, учитывая отечественные реалии, практически невозможно, особенно без помощи адвоката. А его услуги (без, повторимся, гарантии) потянут на 50 000-100 000 рублей, в то время как по суду обманщикам скорее всего придется заплатить 20 000-50 000 «штук». Ну и лишиться «прав».

И как же быть?

Хотя на самом деле «новым автоподставщикам» есть что противопоставить. Разумеется, лучше всего обзавестись наконец видеорегистратором. Как показывает практика, узнав о его наличии, преступники мигом отказываются от всех претензий.
А если даже на самый простенький гаджет (от 3500 рублей) денег нет, помните, что, во-первых, ни в коем случае нельзя покидать место ДТП. Как бы на вас ни давили — молча включайте «аварийку», выставляйте знак и вызывайте ГАИ. Но только со своего телефона. Если нет и его, тормозите коллег по потоку, они же станут и вашими свидетелями (последних ищите и среди пешеходов). После официального оформления аварии (хотя, видя вашу настойчивость, бандиты при появлении инспекторов ДПС скорее всего ретируются) подавайте заявление в местный околоток.

Аферисты на дорогах используют в своих целях не только автомобили: пешеходы-мошенники могут выслеживать своих жертв на парковках, вблизи пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.

В Челябинске вынесли приговор банде мошенников, которая занималась автоподставами. Злоумышленники разыгрывали перед водителями целое представление, главным героем которого был якобы сбитый пешеход, имеющий влиятельных друзей. С запуганных автолюбителей бандиты требовали внушительные суммы - от 400 тыс. до 1 млн руб. Лайф расскажет о наиболее распространённых автоподставах с участием "случайных" пешеходов и о том, как не попасться на их уловки.

Пешеходные аферисты, как правило, поджидают своих жертв на узких улочках, где машины едут со скоростью не больше 50 км/ч, на перекрёстках, слепых поворотах, остановках общественного транспорта и на парковках. Самый простой приём, популярный у новичков в этом ремесле, - это прыжок на капот автомобиля на пешеходном переходе. Видя приближающуюся машину, злоумышленник неожиданно выскакивает на дорогу и бросается на авто.

Люди, которые бросаются на капот автомобиля на пешеходном переходе, - это, как правило, начинающие мошенники. Они от кого-то услышали, что так можно легко заработать, и решили сами попробовать, прыгнув на автомобиль. Делают они это, как правило, неумело и слишком уж пафосно и убегают, увидев, что в машине есть регистратор, - рассказывает глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По мнению правозащитника, даже не имея средства видеофиксации, водитель может раскрыть план аферистов. Если человека сбивает машина, то на автомобиле будут повреждения, причём вначале на бампере, а потом на капоте и ветровом стекле. Медики должны осмотреть пострадавшего, и если у него нет синяков на ногах, куда приходится удар в первую очередь, то это повод заподозрить в нём мошенника. Об этом же говорят и повреждения локтей: пешеход очень редко успевает сгруппироваться и выставить локти вперёд при аварии, поэтому такие травмы говорят о том, что человек целенаправленно прыгнул на машину. Эксперт, сопоставив характер повреждений авто и травм человека, сможет сказать, был ли наезд. Если имеет место подстава, то "жертва" к медикам не пойдёт.

Чаще всего подставы происходят на узких улицах, на обочине которых припаркованы машины. Из-за этих автомобилей и выпрыгивают злоумышленники. В таких местах перед пешеходными переходами нужно быть особенно бдительным. Там, где нет перехода, аферисты работают намного реже, - поделился информацией автомобильный юрист Сергей Радько.

Если мошенники хотят сымитировать боковой удар или наезд на ногу, полигоном для инсценировки становится правая полоса дороги, остановка общественного транспорта или же поворот. Делается это так: водитель едет близко к тротуару, а пешеход, стоящий практически на проезжей части, делает вид, что машина его задела. Иногда для убедительности в дверь или крыло автомобиля аферисты могут кинуть кусок мыла или пластиковую бутылку с водой, чтобы имитировать удар.

Неважно, где вы встретились с подставщиками, в любом случае необходимо сообщить о факте ДТП в ГИБДД. Даже если никакого наезда и не было, лучше перестраховаться и уведомить органы правопорядка о произошедшем, чем уехать, - это оставление места ДТП, за которое существуют серьёзные санкции, - советует Травин.

За оставление места ДТП, согласно ч. 2 статьи 12.27 КоАП, водителю грозит лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 года или же административный арест на срок до 15 суток. Этим и пользуются злоумышленники в случае, если жертва не остановила автомобиль сразу после имитации наезда. Пока "пострадавший" на обочине изображает боль от удара, его сообщники догоняют и заставляют остановиться водителя, якобы виновного в ДТП. Потом появляется "мнимый больной", и начинается совместная атака на жертву подставы, в ходе которой аферисты апеллируют к суровому наказанию за оставление места аварии, которого можно избежать, расплатившись на месте.

Одной из самых популярных у мошенников является подстава, связанная с липовым наездом на пешехода на парковке. В тот момент, когда водитель сдаёт назад, злоумышленник прячется за автомобилем и наносит лёгкий удар по заднему бамперу. После чего подставщик падает на землю и изображает, что автомобиль его сбил. Другой вариант: аферист делает вид, что автомобилист его не заметил и отдавил ногу задним колесом.

С точки зрения жуликов, подстава на парковке, когда водитель двигается задним ходом, - это самый эффективный способ. Дело в том, что у многих автолюбителей на ветровом стекле установлены видеорегистраторы, которые фиксируют всё, что происходит впереди. Девайсы с двумя камерами, снимающие то, что творится позади машины, также существуют, но их мало кто покупает из-за высокой цены. Обзор при движении задним ходом ограничен, тем более что мошенники предпочитают прятаться в мёртвой зоне зеркал, - рассказывает Виктор Травин.

Эксперт отметил, что формально парковка не считается дорогой - это прилегающая территория. Но по решению Верховного суда РФ все аварии с участием автомобилей и пешеходов, произошедшие на прилегающих территориях, считаются ДТП. Сделано это для того, чтобы возникала ответственность лица, причинившего ущерб, перед пострадавшим. Соответственно, страховка ОСАГО на парковках действует, об этом надо помнить.

Гаишникам нужно сообщить, что у машины повреждений нет, но есть предположение, что вред причинён здоровью или имуществу пешехода. А есть ли он, этот вред, должны разбираться гаишники, медики и эксперты. Даже если пешеход сбежал и на машине нет никаких следов столкновения, сотрудников ГИБДД всё равно нужно дождаться. Есть вероятность, что злоумышленники напишут заявление о том, что вы сбили человека и скрылись. Поэтому гаишники обязательно должны зафиксировать факт ДТП.

Как показывает практика, сразу после звонка в ГИБДД мошенники исчезают. Особенно наглые и уверенные в себе аферисты держатся до конца, вымогая у водителя деньги. Гаишники приедут не моментально, так что около получаса в среднем у них всегда есть. Но при появлении полицейского автомобиля деляги почти гарантированно ретируются. Им невыгодно светиться перед полицейскими, кроме того, при детальной экспертизе обстоятельств липового наезда может выясниться, что он был подстроен, и тогда для мошенников дело примет неприятный оборот.

Такая история произошла с Вячеславом из подмосковного Реутова. На своих "жигулях" он выезжал с парковочного места, когда услышал глухой удар по багажнику. Выйдя из автомобиля, водитель увидел подростка на роликовых коньках, который лежал на асфальте за машиной и рыдал, держась за ногу. Неожиданно появившийся крепкий мужчина, представившийся отцом ребёнка, сообщил Вячеславу, что он сбил мальчика, и в грубой форме потребовал возместить траты на лечение в сумме 10 тыс. руб. Водитель заподозрил неладное и, сообщив мошеннику, что должен занять денег у друзей, позвонил нескольким товарищам и попросил их вызвать полицию. При появлении на парковке машины ДПС мужчина и неожиданно выздоровевший мальчик скрылись из виду.

Мошенники, которые не хотят подставляться сами и рисковать здоровьем, покупают в Интернете за бесценок разбитые ноутбуки и другую неисправную технику и используют её в своих "представлениях". В результате мнимого наезда пешеход роняет на землю или (что ещё лучше) под колёса сумку с техникой и требует от водителя возместить ущерб.

Людей, которые используют при таких подставах различные предметы, которые якобы сломались или разбились в результате наезда, юристы называют "продавцы сервизов". Когда подобный тип подстав только зарождался, аферисты выдавали осколки от бутылок в коробке за дорогостоящий сервиз, который разбился по вине водителя, и требовали от жертвы оплатить стоимость этого сервиза. Сейчас вместо сервизов используют ноутбуки и зеркальные фотокамеры, - продолжает автомобильный юрист Радько.

По словам эксперта, это такое же повреждение имущества, как и в случае с ДТП с участием нескольких автомобилей. Если "продавцу сервиза" действительно нужно получить стоимость якобы повреждённого имущества, он должен доказать, что это произошло по вине водителя. Пусть заказывает экспертизу, идёт в суд - в случае успеха он может рассчитывать на выплату по ОСАГО. Водителю ничего платить не придётся: его ответственность застрахована.

Доказать, что гаджет пострадал именно в результате наезда, очень сложно: для этого требуется специальная дорогостоящая автотехническая экспертиза. Только с помощью неё можно определить, что устройство было повреждено именно в указанное время, в указанном месте и произошло это по вине водителя. Добиться компенсации стоимости ремонта через суд можно, только имея на руках данные этой экспертизы, которую придётся оплачивать пострадавшему. Ни один аферист на это не пойдёт: слишком долго, сложно и дорого, да и перспективы очень туманные.

Профессиональные подставщики - тонкие психологи и действуют по отработанной методике. Преимущество аферистов в эффекте внезапности: на человека сразу же наседают, иногда вдвоём-втроём, при этом он не успевает опомниться. Многие отдают деньги, не поняв толком, что произошло.

Жертву такие мошенники выбирают с психологической точки зрения и отдают предпочтение людям старшего возраста на бюджетных автомобилях. Такие граждане зачастую не очень хорошо знают законы, проблемы с полицией им не нужны, поэтому таких жертв проще склонить к тому, чтобы решить всё на месте.

Дорогие автомобили злоумышленники стараются не трогать: водителя такого авто не запугаешь мифическими связями в полиции и не растрогаешь картинным изображением дикой боли после наезда. Идеальный клиент для них - это женщина старше 45 лет на бюджетном авто, - говорит Сергей Радько.