Подсасывает воздух во всасывающем коллекторе ваз. Если появился подсос воздуха — что делать? Подсос воздуха топливной системы дизеля

Обнаружение подсоса ведётся с осмотра прокладки впускного коллектора, соединений и тела шлангов. Не исключается подсасывание воздуха (головка блока цилиндров), кольцевого манжета форсунок. Неполадки такого типа возникают чаще на авто с большим ресурсом эксплуатации. Двигатель теряет мощность на малых или повышенных оборотах, в зависимости от вида топлива, на котором работает машина.

Обнаружение подсоса поддаётся водителям с опытом многолетнего вождения и умения прислушиваться к работе мотора. Первыми признаками наличия оного становятся запуски по утрам или после долгого простоя авто.

Выявление

Рассмотрим разные способы выявления подсоса воздуха в двигатель через форсунки.

Опрыскиванием

Признаки подсоса определяются опрыскиванием воды (можно шприцем) на шланги работающего двигателя. Жидкость, попадая в щели, на отверстия, трещину рукавов или пробитую прокладку, вызывает снижение оборотов мотора .

Другим аналогичным методом проводится орошение этого же сегмента узлов эфиром, что приводит к повышению оборотов . Итак, выявляя места подсоса, следует внимательно отслеживать чистоту работы двигателя. Для нахождения места просачивания можно воспользоваться измерением степени разряжения за дросселем. В этом случае снятый шланг подключается к элементу управления дроссельной заслонки.

Видео о выявлении подсоса методом опрыскивания

Дымо или парогенератором

Места протока выявляются, так называемым парогенератором, способным определять любые пробои, трещины, отверстия. Аналогом этого устройства, часто используемым специалистами, является дымогенератор.

Прибор обнаруживает подсосы во внутренних полостях, где есть воздух. Закрывая дроссельную заслонку какой-либо пробкой, подключают его к впускному коллектору. Через неплотности, трещины начинают просачиваться струйки дыма.

Проверяем подсос воздуха с помощью дымогенератора

Устройством проверяется также места утечки в выпускной системе, заглушив выхлопную трубу глушителя. Достигается это выставлением поршня любого цилиндра в ВМТ и убеждением в перекрытии клапанов. В этом случае дым, пройдя открытые клапана, перетекает в выхлопную систему, выявляя изъяны плотности этого участка. С этой целью мотор запускается и в режиме холостого хода прослушивается возможное появление шипения, специфического свиста.

Видео о проверке подсоса воздуха с помощью парогенератора

Возможные неисправности

Зная возможные участки просачивания, выявляются неисправности:


Не услышав каких-либо звуков, можно начинать процесс пережима шланга, идущего к впускному коллектору.

Операция пережима выполняется только круглогубцами, во избежание порчи рабочего рукава.

Сжимая рукава ВУТ (вакуумный усилитель тормоза) или регулятора давления смеси слышится стабильная работа двигателя. Убирая инструмент (круглогубцы), чувствуется сброс оборотов. Этот дефект свидетельствует о наличии отверстий или трещин на проверяемом шланге . Возможны неисправности усилителя, клапана адсорбера.

Методы диагностики

Отказ мотора работать на холостых оборотах является следствием обеднённой смеси, причиной чему излишний воздух в топливной магистрали.

Этому сопутствуют:

  • Ржавые трубки подачи топлива.
  • Топливные шланг, рассохшиеся в результате долгой эксплуатации и не удерживающие уже хомуты.
  • Топливный фильтр с дефектами уплотнения.
  • Трубы выхлопной магистрали, потерявшие герметичность.
  • Уплотнения ТНВД.
  • Попадающий воздух через ручной рычаг бензонасоса.
  • Уплотнения топливного насоса.
  • Моральное старение уплотнителей.

Первый способ

Диагностика дефекта предусматривает отключение топливного насоса и запитывание его от другого сосуда (например, пластиковой канистры) . Самостоятельная работа потребует 3÷4 литровой тары, два прозрачных шланга, длиной один метр, пары хомутов. Соблюдая меры чистоты, меняются прямой и обратный топливопроводы от ТНВД на прозрачные трубки, и удаляется из него воздух.

Одним из способов удаления подсоса считается чистота места работы и расположения бачка выше топливного насоса . Нужно отвернуть болт «обратки», через которое по принципу сифона воздух выходит до появления топлива. Болт штуцера возвращается на место. Запуском двигателя на несколько минут, удаляется остатки воздуха.

Видео о диагностике топливного насоса на подсос воздуха

Второй способ

Заключается в опробовании топливного фильтра (штатного), поместив его ниже ТНВД . Способ ориентирован на определение подсоса через фильтр. В случае отсутствия результата проверяются все трубки, бак, шланги. Подобный метод запитывания выдаёт точные неполадки трудного запуска мотора.

Происхождение не герметичности топливной системы автомобилей с дизельным двигателем обосновывается атмосферным давлением. Оно выше того давления, которое создаётся при перекачке горючего из автомобильного бака. Связано это с заменой латунных топливопроводов резиновыми, пластмассовыми трубками и соединением их хомутами. Между тем шланги из таких материалов имеют меньший срок службы. Делается ссылка на то, что синтетические трубы в подкапотном пространстве греются, провисают, трутся, и, истираясь, способствуют просачиванию воздуха .

Таким образом, механическое воздействие, перегрев, использование средств очистки способные размягчать неметаллические материалы и герметические составы, можно отнести к первопричинам появления подсоса.

Видео как устранить подсос воздуха топливного фильтра на дизельном двигателе

При попадании постороннего воздуха в карбюратор происходит обеднение топливной смеси поступающей в цилиндры двигателя автомобиля. Доля бензина остается в ней прежней, а вот доля воздуха существенно увеличивается. Такой состав попросту не воспламеняется или воспламеняется с трудом и на короткое время.

Двигатель поэтому может не пуститься вовсе (как так и ), может , возможен и при трогании и в движении.

Если подозрение падает на не герметичность соединений, уплотнений и шлангов, то необходимо как можно скорее осуществить их проверку.

Общая проверка на наличие «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор

Существует один действенный способ проверить подсасывается ли в карбюратор посторонний воздух. Необходимо снять с него корпус воздушного фильтра, запустить двигатель, дать ему поработать некоторое время после чего накрыть карбюратор сверху ладонью.

В том случае если двигатель продолжает работать с перекрытыми каналами подачи воздуха следует предпринять попытку поиска мест этого самого «подсоса».

Если карбюратор заглох — ищите причину неисправности в чем-то другом, а не в «подсосе» постороннего воздуха. Конечно эта проверка не претендует на исключительную точность, но в ряде случаев и она может помочь.

Возможные места попадания постороннего воздуха в карбюратор

— Проверьте насколько плотно завернут электромагнитный клапан карбюратора или вставленный вместо него держатель топливного жиклера системы холостого хода.

В силу ряда причин они бывает выворачиваются и даже теряются. Необходимо завернуть клапан или держатель, причем если двигатель стал работать нормально, заворачивая или отворачивая электромагнитный клапан добиваемся устойчивых холостых оборотов.

Держатель топливного жиклера (на ряде карбюраторов устанавливается вместо электромагнитного клапана) должен быть завернут с небольшим усилием.


электромагнитные клапаны карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс и 2105, 2107 Озон

Также необходимо проверить не повреждено ли уплотнительное резиновое кольцо на электромагнитном клапане.

— Проверьте наличие и состояние резинового уплотнительного кольца на винте «качества» топливной смеси.

На изображении, в качесте примера, винт регулировки «качества» топливной смеси на холостом ходу карбюратора 2107 «Озон» с резиновым уплотнительным кольцом.


винт регулировки «качества» топливной смеси карбюратора 2105. 2107 Озон

— Проверьте герметичность вакуумных шлангов

— От распределителя зажигания (трамблера) до карбюратора.

— От вакуумного усилителя тормозов до впускного коллектора.

— Шланг вентиляции картера Необходимо убедиться в плотности их посадки на штуцера, отсутствии трещин, порезов, проколов и протертостей.

Пережимайте по очереди шланги около штуцеров карбюратора, и пытайтесь запустить двигатель. Если «подсос» воздуха будет таким образом перекрыт, двигатель заработает нормально. На изображении места вероятного «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор 2108, 21081, 21083 Солекс.


места вероятного «подсоса» постороннего воздуха в карбюратор 2108, 21081, 21083 Солекс автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверьте герметичность прокладок под карбюратором и впускным коллектором

Есливизуально разрывов не видно и на слух не слышно свиста подсасываемого воздуха при прокрутке двигателя стартером, то пробуем подтянуть гайки крепления карбюратора и впускного коллектора. Момент затяжки 13 -16 Н.м — гайки карбюратора, 21 -26 Н.м гайки впускного коллектора. То есть сильно тянуть не надо, особенно на прогретом двигателе.

Затяжка не помогла, снимаем карбюратор и меняем прокладки, благо стоят они не дорого.

Можно покрыть мыльной пеной или жидкостью ВД-40 проверяемые соединения, в месте «подсоса» в мыльной пене образуется окно.

В результате черезмерной затяжки гаек крепления карбюратора или в силу каких-либо других причин, может быть деформирована посадочная плоскость карбюратора и тогда подсасывать лишний воздух уже будет по этой причине. Чтобы выявить этот дефект, необходимо снятый с двигателя карбюратор поставить на заведомо ровную поверхность, например лист толстого стекла и посмотреть есть ли зазор между нижней плоскостью карбюратора и плоской поверхностью. Никаких зазоров быть не должно. Выхода два или отшлифовать посадочную плоскость карбюратора или поставить под него лишнюю прокладку.

Для нормальной работы ДВС требуется определенный состав топливовоздушной смеси, в соотношении 1:14, 1:16. То есть для полного сгорания одного литра бензина необходимо 14-16 кг воздуха. При соблюдении данной пропорции двигатель работает стабильно, в экономичном режиме и с полной отдачей мощности. При нарушении состава смеси начинаются проблемы с работой силовой установки. Одной из причин изменения состава топливной смеси является дополнительный воздух в соединениях. При этом происходит обеднение смеси, из-за добавочного воздуха, что сразу отражается на работе мотора.

Симптомы неисправности:

Проблемы с запуском (доля топлива становится меньше, смесь обедняется, а для холодного запуска необходимо ее обогащение);

Снижение мощности и увеличение расхода топлива;

Самодиагностика выдает ошибки по работе двигателя: , перебои зажигания, неисправность кислородных датчиков.

Как найти место подсоса?

В большинстве случаев излишний воздух появляется в стыке соединений различных деталей или из-за образования трещин в самих деталях.

Чаще всего подсос наблюдается в следующих местах:

Узел дроссельной заслонки;

Шланге с вакуумным усилителем;

Уплотнения коллектора впуска;

В гофре от воздушного фильтра к (сам патрубок или места подсоединения);

Регулятора х/х;

Прокладки под карбюратором или через его элементы (винт качества, пусковой диафрагмы, осей заслонок и их овальность, мембраны экономайзера);

Кольца топливных форсунок;

При заклинивании клапана адсорбера.

Подсос воздуха в дизелях

Чаще всего неисправность появляется в соединениях между баком топлива и соединения трубок, а также между фильтром и ТНВД. На современных дизелях подсос вызван изменением конструкции соединений.

Так в старых моторах соединения были выполнены из латуни и были по сути «вечными», а в двигателях нового типа, латунь заменили пластиком, срок службы которого на порядок ниже. Плюс к этому в зимний период на пластике могут появиться трещины, особенно у машин с пробегом порядка 150-200 тыс. км.

Основные причины неисправности:

Негерметичность трубопроводов (подающей или обратки);

Неисправность хомутов;

Износ соединительных шлангов;

Через крышку топливного насоса или вала его привода.

Трудность в поиске неисправности вызвана тем, что нет подтекания в прохудившихся соединениях, так как наружное давление выше внутреннего в трубопроводе.

Признаки подсоса на дизелях:

Трудный утренний запуск мотора;

Нестабильный х/х;

Двигатель глохнет во время езды.

Причины неисправности:

Силовой установки;

Повреждение прокладок.

Проблемы на дизельных и бензиновых моторах часто вызваны повреждением уплотнения между головкой блока и впускным коллектором либо поведением плоскости соединения на теле самого коллектора, что достаточно трудно определить визуально.

Способы определения точек подсоса воздуха:

Закрыть поток воздуха . От воздушного фильтра снимается гофра, запускается двигатель. Далее патрубок закрывается рукой и мотор должен заглохнуть, а сама гофра сжаться. Если двигатель работает, а гофра разжалась, значит есть лишний воздух;

Проливка стыков . С помощью медицинского шприца, наполненного бензином, обрабатываются все имеющиеся стыки. При попадании жидкости в место подсоса обороты мотора либо упадут, либо вырастут. При работе необходимо следить, чтобы бензин не попал на электропроводку. Для этих целей можно также использовать WD-40 или любое средство для очистки карбюратора.

Коллектором впуска и дросселем;

Патрубок между РХХ и крышкой клапанов;

Между ДМРВ и РХХ;

Коллектором впуска и головкой блока;

Кольца форсунок;

Соединения с хомутами.

При обращении в автосервис механики могут определить место неисправности с помощью компрессора, подавая давление через отверстие свечи зажигания, а также с использованием дымогенератора, путем подачи дыма в коллектор. В негерметичных местах появится дым.

Преимущества использование дыма в том, что он покажет любые места подсоса, где практически невозможно подобраться со шприцом для пролива соединений.

Дымогенератор можно изготовить своими руками, посмотрев, например, один из видео роликов в интернете.

Меры профилактики

Периодически производить осмотр всех соединений, шланги, патрубки, а также надежность хомутов крепления. При проявлении выше перечисленных признаков подсоса воздуха, не откладывая, найти проблемные места и устранить неисправность.

Подсос воздуха в автомобиле приводит к обеднению топливной смеси, которая попадая в цилиндры плохо воспламеняется. По этой причине происходит не только потеря мощности двигателя, но и периодическая остановка его работы. Особенно это проявляется при попытке завести машину утром, при трогании с места – мотор захлебывается, не набирает обороты.

Ищем места подсоса воздуха

Так как конструктивно инжекторные и карбюраторные двигателя отличаются, особенно их топливная и воздушная системы, то рассмотрим возможные места подсоса воздуха по отдельности.

Инжекторные авто:

  1. Вакуумный усилитель и его шланги;
  2. Регулятор холостого хода (при наличии) в районе датчиков;
  3. Прокладка впускного коллектора;
  4. Клапан продувки адсорбера;
  5. Прокладка дроссельного узла;
  6. Форсунки (через уплотнительные кольца);
  7. Патрубок между дроссельным узлом и воздушным фильтром.
  8. Патрубки системы вентиляции картерных газов.
  9. Шпильки ресивера.

Карбюраторные:

Пункты 1, 3 указанные выше, свойственны и для карбюраторных моторов. Дальше больше внимания стоит уделить карбюратору, так как именно там чаще всего посасывает воздух, а именно:


Симптомы

Важно понимать, что сильное обеднение топливной смеси вызовет соответствующую ошибку на панели приборов (инжектор) – это будет указывать на большой подсос воздуха, что исключит стабильную работу мотора.

Незначительное же обеднение смеси станет одной из причин плавающих холостых оборотов, которые как-то еще сможет подкорректировать ЭБУ.

Симптомы подсоса воздуха не трудно отличить от каких-либо еще, это:

  1. Затруднительный пуск двигателя;
  2. Повышенный расход топлива;
  3. Плавающие холостые обороты приводящие к остановке работы мотора;
  4. Понижение мощности.

Тут стоит немного пояснить.

Что касается п.2 – при подсосе воздуха приходится больше времени ездить на пониженной передаче, при этом педаль газа нужно выжимать чуть ли не до полика, держа повышенные обороты.

По п.3 – холостые обороты плохо держатся, а при 900-1000 об/мин автомобиль может заглохнуть. Многие владельцы карбюраторных авто сразу пытаются исправить ситуацию с помощью винта качества и количество топливной смеси, но как правило, это не помогает, так как лишний воздух идет не через канал холостого хода, а, к примеру, прокладку под карбюратором.

По п.4 – к падению мощности, помимо подсоса воздуха, могут привести и другие причины, все зависит от того, какие системы конструктивно внедрены в двигатель.

Пониженные обороты холостого хода свойственны для MAF систем, где во впускном тракте установлен ДМРВ (датчик массового расхода топлива) – возможны ошибки в его работе.

В системах с датчиком абсолютного давления (с MAP сенсором) к падению мощности могут привести ошибки в лямбда зонде, пропуски воспламенения, и опять же бедная смесь.

Многие автовладельцы делают ошибку, при плавающих холостых сразу меняют РХХ или ДМРВ. Делать это не нужно. Проведите сначала диагностику двигателя на возможный подсос воздуха ниже перечисленными способами.

Выявляем подсос воздуха в впускном коллекторе

Суть проблемы заключается в том, что в двигателях с указанными выше системами в камеру сгорания проникает лишний воздух.

Он подсасывается уже после ДМРВ/ДАД (датчик абсолютного давления). В результате этого ЭБУ получает данные, которые расходятся с реальными и от этого мотор работает неправильно.

Одним из проблемных мест является прокладка между впускным коллектором и головкой блока. Здесь подсос воздуха может быть минимален, визуально выявить незначительные повреждения сложно и поэтому не все на это место обращают внимание.

Но уплотнители в виде прокладок, герметика могут пропускать и в других местах, причиной этому может быть:

  1. Снижение их эластичности по причине перегрева или продолжительного срока службы;
  2. Частое применение средств для чистки дроссельных узлов, карбюраторов. Эти средства постепенно размягчают уплотнители, что способствует подсосу воздуха.
  3. Механическое воздействие на прокладки при неправильной их замене.

Подсос воздуха в коллекторе

Стандартными местами подсоса воздуха в коллекторе являются:

  1. Микротрещины в воздуховодах;
  2. Неплотные соединения;
  3. Через шланги вакуумного усилителя тормозов;
  4. Через уплотнения топливных форсунок.

Именно через эти места лишний воздух, который не учитывается датчиком ДМРВ, попадает в камеру сгорания.

Ищем места подсоса воздуха

Методов поиска мест подсоса воздуха существует много, расскажем про самые эффективные:

  1. Принудительное перекрытие поступления воздуха в двигатель.
  2. Применение дымогенератора;
  3. Сжатым воздухом;
  4. Пережим шлангов;
  5. Смачивание вероятных мест подсоса бензином, очистителем карбюратора, ВД 40 или другими горючими жидкостями.

Перекрытие воздуха

Суть первого метода заключается в отсоединении патрубка от воздушного фильтра и перекрытие его. Этим мы проверим пропускает ли воздух через уплотнители перед или за расходометром.

Алгоритм действий:

  1. Откручиваем воздуховод в районе воздушного фильтра;
  2. Заводим автомобиль;
  3. Перекрываем отверстие любым возможным способом.


Если после расходометра (ДМРВ) патрубок сильно сожмется (засасывается остаточный воздух), а мотор глохнет — это нормально. А если двигатель продолжает, хотя и с перебоями, работать, то по шипению, которое скорее всего возникнет, можно определить место подсасывания воздуха.

Недостаток этого метода в том, что при заведенном моторе и перекрытой гофре в дроссельный узел через масло отражатели может затянуть масло. Особенно это опасно на моторах с большим пробегом или после их капитального ремонта.

Проверка подсоса дымогенератором

Многие заметят, что проверка подсоса воздуха дымогенератором делается на СТО и далеко не у каждого, такой прибор есть в гараже. Но кто мешает сделать дымогенератор самостоятельно своими ручками, ведь в действительности, тут нет ничего сложного.

Подготовьте:

  1. Автомобильный компрессор на 12В или обычный насос.
  2. Пищевой контейнер объемом не менее литра. Обратите внимание, контейнер должен быть с плотной крышкой, желательно силиконовой.
  3. Два соска бескамерки. В одном должен быть золотник, через который будет подаваться давление от компрессора, во втором — золотник выкрутите, так как через него будет подаваться задымленный воздух в систему.
  4. 2-3 сигареты.

Проделайте с двух сторон контейнера отверстия на одном уровне и вставьте в них соски бескамерки. Для уплотнения можно использовать герметик.

Подсоедините шланг к соску без золотника. Шланг можно взять от обратки клапана продувки .

Дальнейший порядок действий:

  1. Отсоедините патрубок с расходометром от воздушного фильтра и перекройте его любым возможным способом.
  2. Отсоедините шланг вентиляции картерных газов и заткните его. Вместо него подсоедините шланг, идущий от контейнера.
  3. Подкуренную сигарету фильтром вставляем в сосок без золотника и плотно закрываем крышку.
  4. Подсоедините компрессор к первому соску и включите его.



Нагнетаемый воздух создаст давление, белей дым от сигареты начнет распространятся по системе и там, где есть подсос он начнет выходить.


Друга вариация дымогенератора.

Пережимаем шланги

В данном случае нужно быть внимательными, так как выявление подсоса воздуха осуществляется на заведенном автомобиле.

Суть метода заключается в том, что на первом этапе на слух выявляются места шипения воздуха, а на втором – при пережиме и отпускании шлангов вакуумного усилителя, регулятора давления топлива и других, идущих к впускному коллектору, проводится мониторинг работы двигателя.

Если наблюдаются какие-либо изменения в его работе при выше описанных манипуляциях, то углубленно проверятся конкретный участок.

Метод опрыскивания

Данный метод нужно применять с осторожностью, чтобы не спалить автомобиль ведь использовать придется горючие жидкости (бензин, очистители карбюратора и т.д.). Не стоит сильно прогревать двигатель и пользоваться открытым огнем.

Суть метода заключается в следующем — через предполагаемые место подсоса воздуха в систему должны попасть горючие пары, к примеру, от бензина. В результате этого смесь обогатиться и измениться режим работы двигателя.

Чтобы выполнить задуманное наберите в шприц горючую смесь и заведите автомобиль. Аккуратно с помощью шприца разбрызгивайте жидкость в местах, где вероятность появления подсоса воздуха максимальна, а это:

  1. Все патрубки и места их соединения от воздушного фильтра до крышки клапанов;
  2. Прокладки форсунок и между головкой блока и впускным коллектором;
  3. В месте соединения патрубка дросселя и ресивера.

Повышение оборотов двигателя будет указывать на то, что через данное место в систему проникает горючая жидкость, а значит подсасывает воздух здесь.

Второй метод опрыскивания

В данном случае используется не горючая смесь, а мыльный раствор с разбрызгивателем. Можно использовать любое моющее средство, разбавленное водой.

Для реализации метода понадобиться:

  1. Автомобильный компрессор на 12В (ножной или ручной насос) с переходником для накачки матрасов (обычно идет в комплекте).
  2. Распылитель с моющим средством.
  3. Пакет целлофановый.
  4. Резиновый патрубок подходящего диаметра длиною 1.5 метра.

Порядок действий:


Включаем компрессор. Будет заметно как раздулась гофра подачи воздуха.

Дальше внимательно слушайте откуда раздается шипение. Мыльным раствором смачиваем все возможные места подсоса. Обращайте внимание на штуцера подсоединения патрубков вакуумных усилителей тормозов, каналов вентиляции, уплотнительные резинки форсунок.

В местах подсоса воздуха будет наблюдаться пузырение мыльного раствора.

Особенности проверки на карбюраторных двигателях

Как мы уже говорили выше, первое на что нужно обратить внимание на таких двигателях при подозрении на подсос воздуха – карбюратор.

Проверьте, все ли топливо проходит через режим холостого хода. Для этого заведите автомобиль и отключите питающий провод от электромагнитного клапана.

Если двигатель заглох, то ситуация упрощается, так как клапан рабочий. Снимите его и отверните жиклер холостого хода. Проверьте диаметр отверстия жиклера он должен быть 0.40 – 0.45 мм (смотрите характеристики вашего карбюратора). Если диаметр жиклера больше, чем согласно ТУ, то замените его.

Заведите двигатель и методом откручивая ЭМК постарайтесь выставить ХХ. Если это не получается сделать и ощущается, что двигателю не хватает топлива, то значит где-то подсасывает воздух.

Обратите внимание на возможный изгиб фланца карбюратора. Чтобы проверить подсасывает под ним воздух или нет, налейте под него воду.

Если двигатель начал глохнуть, значит проблема в изгибе. В данном случае мы горючую жидкость не применяем, так опасно. Все подробности смотрите в видео от Наиля Порошина.

Дизельные двигателя

В дизельном двигателе соляра попадает в цилиндры минуя две топливные подсистемы – низкого и высокого давления. Как правило, именно на участке низкого давления происходит подсос воздуха.

Это может происходить через множество стыков трубопроводов, соединений элементов топливной системы включая и ТНВД.

Проблему усугубляет еще один момент. Чтобы удешевить производство дизельных авто на современных моделях вместо традиционных латунных трубок используют пластмассовые изделия, которые изнашиваются значительно быстрее.

Агрессивная среда, вибрации, перепады температуры – все это негативно сказывается на их эксплуатационных качествах. Это касается и уплотнителей. Как правило, все это начинает проявлять себя через 120-150 тыс. км. пробега.

Часто явное подтекание соляры при неработающем моторе может указать на проблемный участок.

Но при заведенном авто, при закачке топлива из бака, в системе создается давление, которое ниже атмосферного и поэтому сходу выявить подсос воздуха проблематично.

Признаки

Суть в том, что смесь соляры с воздухом попадая в ТНВД при запуске двигателя, не дает ему возможности на 100% выполнять свои функции, т.е. перегружает его большим количеством воздуха в топливной камере.

При уже заведенном автомобиле топливо, обогащенное воздухом, сильно пенится и увеличивается в объеме. Поэтому на высоких оборотах ТНВД не успевает его пропускать через себя.

В итоге, при попытке утром завести дизельное авто приходится долго маслать стартером, при этом небольшой дым из выхлопной трубы наблюдаться будет. А при езде, стоянии на светофорах, мотор может заглохнуть из-за недостаточного поступления соляры в цилиндры.

Причины

Причины подсоса воздуха в дизельных авто:

  1. Износ резиновых уплотнителей включая и топливных фильтров;
  2. Ослабление хомутов;
  3. Повреждения в топливном баке;
  4. Износ, потрескивание шлангов;
  5. Повреждения в обратной магистрали;
  6. Износ уплотнителей в крышке ТНВД, привода вала, оси рычага подачи топлива.

Ищем проблемные места

Самый простой и эффективный способ поиска мест подсоса воздуха, это подать давление в бак. Подтекание соляры, шипение воздуха укажут на проблемные места.

Если при резком нажатии на педаль газа двигатель вашего автомобиля начинает захлебываться или глохнет, во многих случаях это признак явного подсоса воздуха. В силовой агрегат подается чрезмерное количество воздуха, из-за чего формируется слишком бедная топливовоздушная смесь. А горит она не так хорошо, как это задумано производителем. Это приводит к троению двигателя и нестабильной работе на холостом ходу.

Основные признаки подсоса воздуха

Наиболее часто подсос воздуха автомобильным двигателем проявляется следующими симптомами:

  • Проблемы с запуском после длительной стоянки (например, утром).
  • Снижение мощности. На силовых агрегатах с расходомером воздуха падают холостые обороты, а на моторах с датчиком абсолютного давления (МАР-сенсор) обороты, наоборот, возрастают (также появляются диагностические , пропуски зажигания и обедненная смесь).
  • Нестабильная работа на холостых – стрелка тахометра постоянно дергается, а на «низах» мотор может глохнуть. В автомобилях с карбюраторным мотором количество и качество смеси практически не поддается регулировке, поскольку воздух поступает в избыточном объеме.
  • Повышенный расход топлива – для начала движения и его продолжения водитель вынужден поддерживать высокие обороты, не переключаясь при этом на повышенные скорости.

Типичные места подсоса воздуха

Конечно, каждый случай индивидуален, но подсос обычно происходит в таких местах двигателя:

  • прокладка дроссельного узла;
  • соединение впускного коллектора с ГБЦ;
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • клапан адсорбера;
  • патрубок, соединяющий дроссельный узел и корпус воздушного фильтра;
  • вакуумные шланги, места их соединений и тройники;
  • уплотнительные резинки топливных форсунок;
  • регулятор холостого хода.

В случае с автомобилями, оснащенными карбюраторными моторами, найти подсос гораздо проще. Там нет большого количества электронных устройств и датчиков, а дополнительный воздух обычно попадает в двигатель через вакуумный усилитель тормозов или один из элементов самого карбюратора.

Подсос воздуха в карбюраторе:

  • прокладка (подсос легко обнаружить по наличию копоти);
  • оси дросселей;
  • винт регулировки качества смеси;
  • негерметичное соединение дроссельной заслонки;
  • повреждения мембраны экономайзера, вакуумной диафрагмы демпфера дроссельной заслонки или диафрагмы пускового устройства.

Подсос воздуха топливной системы дизеля

Обычно завоздушивание топливной системы дизельного мотора вызвано повреждениями в местах соединения трубок, соединяющих топливный бак и фильтр либо фильтр и топливный насос высокого давления.

Подсос воздуха в поврежденной топливной системе связан с тем, что давление при подаче дизельного топлива из бака ниже атмосферного. Поэтому выявить место подсоса крайне непросто.

На дизельных автомобилях, которые выпускаются в последние годы, проникновение воздуха в топливную систему происходит чаще, по сравнению с дизельными моторами старого типа. Причина кроется в другой конструкции шлангов, срок службы которых заметно сократился. Раньше эти элементы изготавливали из латуни, а теперь – из пластика. Постоянные вибрации приводят к износу пластика и уплотнительных резинок. Наиболее часто с такими трудностями сталкиваются владельцы машин с пробегом около 150-200 тыс. километров, причем нередко подсос проявляется зимой.

Самые популярные причины подсоса в таких случаях:

  • износ хомутов и шлангов;
  • повреждение уплотнения топливного фильтра;
  • повреждение уплотнений крышки топливного насоса или приводного вала;
  • негерметичные топливные трубопроводы;
  • повреждение обратной топливной магистрали;

Важно! Обычно проблема вызвана износом уплотнительных элементов. Завоздушивание системы подачи топлива может происходить на подающей либо обратной магистрали.

Признаки подсоса воздуха на дизельном авто

Наиболее часто двигатель не хочет заводиться после длительных простоев. Водитель вынужден многократно поворачивать ключ в замке зажигания, используя стартер. Это сопровождается появлением дыма из выхлопной трубы, что является признаком нормальной подачи топлива. Если подсос очень существенный, мотор не просто будет плохо запускаться по утрам, но и глохнуть во время движения.

Причина кроется в том, что насос не может нормально работать на холостых оборотах, поскольку в камеру попадает слишком много воздуха. На повышенных оборотах ТНВД ещё более-менее справляется. Не всегда такие симптомы вызваны именно подсосом, поэтому советуем проверить «диагноз», установив прозрачные топливные трубки.

Как найти подсос воздуха в топливной системе дизельного мотора

Воздух может попадать в систему через соединение, топливный бак либо трубку. Поиск выполняется достаточно просто – подачей давления или способом исключения. В первом случае необходимо подать давление в топливный бак, после чего в месте подсоса вы услышите характерное шипение или же увидите капли топлива. Второй метод – по очереди проверять элементы топливной системы, обеспечивая подачу топлива из емкости, а не бака. Сначала подключаемся к топливному насосу и идём дальше.

Подсос воздуха во впускном коллекторе

Если в двигатель проникает воздух, который не «видят» расходомер воздуха или датчик абсолютного давления, будет формироваться слишком бедная смесь топлива и воздуха. Эта проблема вызвана подсосом воздуха во впускном тракте.

Основные причины:

  • перегрев мотора (сказывается на состоянии прокладок);
  • внешнее вмешательство;
  • повреждение прокладок в результате неправильного использования карбклинера.

Очень часто трудности могут возникнуть в том случае, если повреждено уплотнение между впускным коллектором и головкой блока цилиндров, поскольку обнаружить такой подсос визуально непросто.

Поиск подсоса в коллекторе

На бензиновых моторах лишний воздух может оказаться в коллекторе из-за разгерметизации воздуховодов, износа уплотнительных резинок топливных форсунок или повреждений шлангов, ведущих к вакуумному усилителю тормозов.

Для того чтобы найти подсос воздуха используют разные способы:

  1. Перекрытие подачи воздуха. Необходимо отсоединить патрубок от корпуса фильтра и завести мотор. После этого прикройте рукой патрубок – если подсоса нет, двигатель заглохнет. Если двигатель продолжает работать, и вы слышите шипение, подсос точно есть.
  2. Пережим шлангов. Необходимо запустить мотор и через определенное время постараться услышать шипение. Если обнаружить место повреждения герметичности не удалось, надо по очереди пережимать шланги, которые соединены с ресивером. Если вы пережали и отпустили шланг, и это повлияло на работу силового агрегата, ищите проблему в данной зоне.
  3. Сжатый воздух. Систему впуска неработающего двигателя необходимо обработать мыльным раствором, после чего перекрыть подачу воздуха от фильтра и закачать воздух через одну из трубок.
  4. Опрыскивание горючей смесью. Для поиска места подсоса воздуха в двигатель применяются такие средства как бензин, WD-40 или очиститель карбюратора. С помощью выбранного средства необходимо опрыскивать все стыки. Когда жидкость окажется в месте подсоса, вы заметите изменения в работе двигателя (обороты должны вырасти или упасть). Для опрыскивания лучше использовать медицинский шприц.

Применяя этот метод, проверьте такие места: патрубок между клапанной крышкой и регулятором холостого хода, патрубок между датчиком массового расхода воздуха и РХХ, соединение впускного коллектора и дроссельной заслонки, соединение коллектора и головки блока цилиндров, уплотнения форсунок, все шланги в зонах крепления хомутов.

  1. Дымогенератор. Далеко не у всех автомобилистов есть такое приспособление, в связи с чем обычно его используют в автомастерских. Вы можете купить готовое решение или изготовить его самостоятельно (инструкций и видео в Интернете хватает). Суть в том, что необходимо обеспечить подачу дыма через любой шланг во впускной коллектор. В проблемных местах дым будет просачиваться.