Подиумы. Подиумы Передние подиумы на ваз 2109

Акустические подиумы предназначены для создания хорошего резонанса, за счёт которого воспроизводимая мелодия звучит намного лучше. Их установка является подготовительным этапом перед монтажом динамиков, если заводской комплектацией автомобиля не предусмотрено отдельное место для этих устройств. К таким моделям как раз и относится ВАЗ 2109.

В данной статье подробно рассматривается поэтапное изготовление и установка подиумов для передних мидбас «девятки».

Изготовление каркаса

Изготовление каркаса осуществляется последовательным выполнением следующих действий:

  • создание бумажного макета с учётом всех необходимых размеров.

    Размер колец напрямую зависит от габаритов динамиков: мидбас должен плотно фиксироваться кольцом;

  • выпиливание каркаса и колец из фанеры по подготовленному макету при помощи электрического лобзика.

    Оптимальная толщина фанеры должна находиться в пределах 2–6 мм, иначе это может иметь не самые лучшие последствия: если материал будет тонким, он может запросто лопнуть, а с толстой фанерой сложнее работать;

  • аккуратно собрать конструкцию, используя саморезы и клей. При этом понадобятся ещё и специальные деревянные распорки разной высоты для создания наклона подиума.

В процессе сборки велика вероятность того, что фанера может треснуть, поэтому вначале ее следует надёжно зафиксировать клеем, а затем осторожно ввести саморезы.

Каркас динамика

Стоит отметить, что на одну дверь можно сразу установить несколько каркасов. Таким образом громкость звучания значительно увеличится.

Что касается кармана двери, то его необязательно заново делать из фанеры – оригинальный элемент из пластика достаточно хорош. Его просто нужно снять и немного подпилить так, чтобы он ровно прилегал к основанию подиума.

Придание формы

После завершения создания каркаса можно приступать к приданию формы акустической платформе. Данный этап может выполняться тремя способами.

Способ №1

Самый простой вариант – это придание формы посредством монтажной пены. Для этого необходимо запенить внутреннюю часть каркаса и дать пене полностью затвердеть. После этого, используя острый нож, изготавливаемой детали можно придать желаемую форму. На этой стадии нет никаких ограничений, главное, оставить целым основание данной конструкции. Затем для придания подиуму прочности пену следует покрыть слоем шпаклёвки. Последний штрих – зашкурить поверхность и объект готов!

Готовая форма

Способ №2

Придать форму получившейся конструкции можно и другим способом – при помощи эпоксидной смолы. Для того чтобы полученный результат не разочаровал, следует поочерёдно выполнять следующие действия:


Способ №3

Третий вариант – использовать при формировании окончательного внешнего вида подиума компопласт. Структура этого материала напоминает пластилин, который через определённое время застывает, поэтому он используется в различных целях. Весь процесс придания подиуму необходимой формы состоит всего из нескольких этапов.

Начинать следует со смешивания серого и белого веществ, продающихся, как правило, в комплекте. Затем получившуюся массу нужно аккуратно нанести на подготовленный каркас и сформировать подиум. После этого нужно дождаться полного высыхания композитного пластика и покрыть изделие грунтом для придания ему антикоррозионных свойств.

Материал для выполнения этого варианта

Оформление подиума

Существует два варианта отделки подиума:

  • покраска;
  • перетяжка.

В первом случае лучше остановить выбор на аэрозольной краске и лаке. Наносить краску желательно в несколько слоёв (2–3 слоя вполне достаточно), после чего рекомендуется покрыть поверхность лаком.

Во втором случае понадобится хорошо тянущийся материал, например, карпет или винил. При обтяжке подиума следует подготовить также клей и строительный фен: клеем смазывается поверхность конструкции, а феном разогревается материал.

Установка подиума

Установка подиума начинается с того, что в обшивке двери следует вырезать место под изделие. После этого края обшивки нужно закрепить на фанерном основании саморезами. Чтобы конструкция «подиум – дверь» была монолитной, понадобиться специальная подкладка из фанеры толщиной приблизительно 10 мм. Её нужно смазать герметиком и прикрутить к двери при помощи саморезов. Теперь, прикладывая к передней дверце готовый подиум, он плотно прилегает к подкладке. Далее дело остаётся за малым: вся конструкция стягивается по периметру внутреннего отверстия основания саморезами.

Прикрепленный подиум

В результате подиум через подкладку жёстко прикреплён к двери.

После установки мидбас желаемый эффект был достигнут – динамики издают великолепный звук. Конструкция в целом также хорошо себя зарекомендовала. Самостоятельно изготовить акустический подиум совсем несложно, главное – придерживаться рекомендаций.

Сразу оговорюсь - все картинки можно открыть для просмотра в большом виде если по ним щелкнуть.
Материал и инструменты:
Вариант полностью делать из монтажной пены меня не устраивал, т.к. для этого нужна еще стеклоткань, эпоксидка, ехать специально в магазин за стеклотканью у меня не было времени, к тому же эпоксидка и пена очень сильно пачкаются, хотелось сделать из того, что было под руками. Решил все сделать
из 2см ДСП. Нам понадобится ДСП, клей ПВА, клей для дерева (фото 1 и 2) или аналог, автомобильная шпаклевка (можно обойтись только напильником), материал которым будем обтягивать, а также электролобзик, саморезы, крупная шкурка и напильник.
Размеры : в интернете я их нигде не смог найти, так что думаю будет полезным.

Для начала снял обшивку, принес её домой и сделал шаблоны из картонной коробки. (фото 3,4 и 5). По моему замыслу должно было получится три слоя ДСП, т.е. 6 см в глубину + 2 см от обшивки двери до металла (под обшивкой) итого 8 см, этого достаточно для нормального динамика, чтобы он не уперался в металл магнитом, если этого не хватит лучше резать металл, чем добавлять еще один слой ДСП (будет мешать ногам). Штатная дырка под обшивкой довольно небольшого диаметра, у меня туда не встал 25 ГДШ 13см, не пролез магнит.
Получилось 3 детали.

Выпилил по шаблонам все детали. (фото 6,7 и 8). Далее при помощи клея ПВА и саморезов я собрал два подиума, дал им просохнуть, напильником подравнял все неровности, и зашпаклевал торцы и шляпки саморезов (для этого можно использовать и смесь ПВА с опилками).

Пришло время для соединения подиума со штатным карманом двери, для этого отрезал часть кармана, чтобы карман был впритык к подиуму. (рисунок 9) и приложив к обшивке прикрутил 3-мя саморезами.

Совсем впритык к подиуму не получается, карман срезается не заподлицо, т.е. между частью кармана, которая прилегает к подиуму и 1-ым слоем подиума остается небольшой промежуток в 3 мм.
Теперь я залил этот стык монтажной пеной (фото 10 и 11). Обрезал ножом лишку и зашкурил, шкурится просто потрясающе, можно придать любую форму.
Зашпаклевал пену и зашкурил. (фото 12, 13 и 14)

Отделка: изначально я хотел все это покрасить черным антигравием - покрасил, получился довольно отвратительный вид. Я думал, что антигравий своим слоем скроет шершавость ДСП и стыков, но он наоборот только подчеркнул, как обычная краска (если все же кто-то хочет покрасить, то Вам придется шпаклевать и шкурить весь подиум именно под покраску, а это довольно сложно и муторно). Тут настроение моё упало, стал пробовать обтягивать дермонтином, но он не захотел этого даже с феном и зажигалкой, я растроился и пошел спать. На следующее утро пришла идея обтянуть материалом от пальто (не помню как называется). При помощи клея для дерева (фото 6) мне это удалось. Материал
довольно хорошо растягивается и одним куском я обтянул весь подиум Я использовал клей с фото 1, очень рекомендую этот клей, он остается упругим после засыхания (не крошется), встает в течении 3-5 минут.


Приложил мое произведение к обшивке и стал думать как
смастерить подпятник. Подпятник нужен для того, чтобы закрыть щель между вдавленностью на двери (рисунок 15) и плоскостью подиума. (изображен синим цветом на рисунке 9). Тогда я сделал два подпятника из оргалита, 2-й просто чуть длинней. (фото 16) и приклеил их к подиуму. Не срезайте сразу материал на подиуме заподлицо, оставьте на подпятник.
Затем я прорезал ножом дырку в обшивке и прикрутил подиум на 7-ми саморезах + 1 штатный саморез в карман с внутренней стороны + винт с внешней стороны, когда вешаешь на дверь. Вот что из этого получилось:

Единственное, что стоило бы еще сделать так это придать направленность динамическим головкам. Аккуратненько ножовкой по металлу срезать последнее кольцо из ДСП по диагонали, но при этом надо учитывать, что магнит может упереться в стенки колодца, так что внутренний диаметр нужно выбрать несколько больше.

На фотографиях в подиумах временно установленны 13 см динамики 25 ГДШ через проставки (тоже обтянуты материалом). После подключения динамиков (они были переставлены из штатных мест) звук изменился довольно сильно в лучшую сторону, динамики действительно заиграли, появились хорошие средние частоты (почти мидбасс), в штатные места я поставил 10 см динамики все динамики были разделены самодельными фильтрами (как модно говорить кроссоверами). В общем я, скажу прямо, неожидал таких улучшений, посмотрим, что будет когда поставлю компонентную 16,5 см акустику. В итоге я потратился только на антигравий, который мне оказался не нужным, всё остальное у меня было.


Известно, что ни одна серьезная установка не обходится без подиумов под передние мидбасы. Причем практически в любой модели автомобиля. Поэтому передо мной не стоял вопрос «делать – не делать», а оставалось лишь определиться с конструкцией.

Пару слов о построении системы. Первый опыт самостоятельного изготовления подиумов относился у меня к тому времени, когда машиной была ВАЗ-2109 с высокой панелью. Впереди я планировал применить трехкомпонентную схему:

Мидбас 16 см – на подиумах в дверях;

Мидрейндж 13 см – в штатных местах (был план про кикпанели, но в этой установке его воплотить не удалось);

Пищалки – на передних стойках.

Об ориентации мидбасов. По-правильному углы установки динамиков нужно подбирать долго и упорно, экспериментальным путем. Но делать призовую установку я не собирался, а «вырулить» сцену намеревался в дальнейшем с помощью мидрейнджа и пищалок, что в трехполосной системе вполне допустимо. Поэтому форма и угол наклона были выбраны на глазок.

Выбор технологии

Несмотря на известный классицизм технологии, подробное описание которой висит на сайте avtozvuk.com года примерно с 1996-го, идея обтягивать трикотажной майкой фанерный каркас мне не приглянулась. А просто наносить «Макрофлекс» на обшивку – тоже не вариант, поэтому выбрал промежуточную схему: на силовой деревянный каркас напыляется «Макрофлекс» и оклеивается стеклотканью.

Основные материалы

Фанера 8 мм, приблизительно

0,8 кв. м, обрезки оргалита и толстого картона.

Стеклоткань толщиной 0,25 мм, куплена в магазине для авиамоделистов, порядка 2 кв. м. Также прикупил и ткань 0,06 и углеленту, но они мне как-то не пригодились...

Эпоксидный клей ЭДП, использовал упаковку по 150 г, очень удобно – разводил сразу весь флакон. Расход составил 6 – 7 упаковок. Производство: г. Воронеж.

Полиэфирная шпаклевка со стекловолокном «BODY» (т.н. «волосянка»), одна баночка 250 г, стоила порядка 100 руб.

Шкурка, резиновый держатель для шкурки (продается на всех строительных рынках, очень удобный!), резак, клей ПВА, пластилин, монтажная пена «Макрофлекс» (одного баллона хватит), саморезы, маленькие гвоздики.

Автопластилин (да, вообще-то, не обязательно «авто»).

Винил и клей для него, но про это – потом.

Изготовление каркаса

Начал с примерки: после двух макетов из бумаги стало совершенно ясно, что приемлемая форма нижней части может быть только одна. Поэтому я из 8-миллиметровой фанеры вырезал дно подиума, кольцо под динамик и боковые распорки. Кстати, замечу, что все детали я вырезал сразу в двух экземплярах – так гораздо легче их подгонять, да и при шлифовке проще соблюдать прямые углы.

Собрал силовую конструкцию при помощи ПВА и гвоздиков 20 мм. Она и сама по себе оказалась довольно прочной...

Теперь про карман двери. Я сразу отказался от затеи делать его заново из фанеры – штатный пластиковый вполне хорош. Поэтому отвинтил его от обшивки и подпилил таким образом, чтобы он ровно прилегал к основанию подиума. Готовую конструкцию залил монтажной пеной, предварительно заполнив полость под динамик пластилином в целлофане, чтобы потом меньше излишков пены обрезать. Накладывать надо тонким слоем, толстый плохо сохнет, особенно внутри. Излишки подрезал ножом, требуемую форму придал с помощью крупнозернистой шкурки. «Макрофлексу» не всегда получается придать желаемую форму: после отверждения на воздухе внутри пласта он остается довольно мягким и крупнопористым. Поэтому лучше перед оклейкой подшпаклевать поверхность.

Оклейка стеклотканью

Использовал толстую стеклоткань – 0,25 мм. Ткань пропитана парафином, пришлось предварительно прокаливать ее на огне. Можно это делать и в духовке, но только холостякам. Остальным не советую, возможно непонимание... Предварительно втерев эпоксидку в пену, аккуратно накладывал стеклоткань, заранее пропитанную смолой. Форма болванки позволяла уложить один цельный кусок без перегибов и надрезов. Свисающие излишки подгибал, иногда прихватывал гвоздиками к фанерному основанию. Слои почти не шлифовал. В общей сложности положил три слоя ткани толщиной 0,25, конструкция вышла прочная. Счел излишним оклеивать углелентой, подиум и так получился как каменный – сказался силовой каркас. Хотя для большей прочности можно было все-таки дать пару слоев углеволокна.

Чтобы подиум прилегал к обшивке по всей площади основания, пришлось вырезать из оргалита дополнительный «задник». Приклеил его к фанере эпоксидкой, требуемую толщину подбирал кусочками картона уже по месту.

Шпаклевку накладывал пластиковым шпателем, ложится неплохо, только очень маленькое время жизни у приготовленной порции – несколько минут. Зато быстро застывает, пока один подиум намажешь, другой уже высохнет. Как видно на фото, форма получилась довольно ровная – много шпаклевать не пришлось. Основное внимание уделил стыку кармана и подиума.

Выравнивал шкуркой средней зернистости, делал все на балконе – сильно летит стекловолокно наполнителя, от него потом все чешется. Работал в резиновых перчатках, руки не казенные.

Декоративная отделка

Предварительно подиумы вместе с карманом выкрашены черной матовой нитрокраской. Смотрится вполне достойно, хотя поверхность подготовлена явно не под покраску, так что решил обтянуть подиумы винилом. Винил куплен т.н. «мебельный», вроде как соответствует понятию «4-way» (тянется в четыре направления). Был найден на строительном рынке в Митино. Стоит недорого. Таким винилом я уже обтягивал один подиум (не этот!), правда, более рельефной формы – результаты более чем приемлемые.

При обтяжке использовал клей «88» и строительный фен. Клеем намазывал обе поверхности, концентрическими кругами от посадочного места под динамик, винил несильно грел феном и без особых усилий укладывал. Все сразу мазать не стоит, между укладками лучше подождать полчасика. Концы после обрезки можно подкрепить суперклеем.

Инсталляция

В обшивке ножом прорезал дыру, прикрутил ее к фанерному основанию саморезами. В самой двери пришлось немного расширить штатное отверстие под динамик. Для создания монолитной конструкции «подиум – дверь» из фанеры 10 мм вырезал подкладку, намазал герметиком и наглухо прикрутил 7-ю саморезами к двери. Когда прикладываю обшивку с привинченным подиумом к двери, то она плотно прижимается к подкладке. Далее все это стягивается саморезами по периметру внутреннего отверстия в основании для образования монолитной конструкции. В итоге цель была достигнута: подиум через подкладку намертво привинчен к железу двери. Саму обшивку двери у этой машины лучше крепить саморезами, хотя у меня она неплохо держалась и на штатных пистонах.

Установка динамиков

Динамики появились, когда подиумы уже были изготовлены (ошибка, которую я в дальнейшем не повторял). Выяснилось, что мидбасы компонентных Hifonics Generation 6.2c не помещаются в подиумах – и корзина шире, и магнит значительно больше ожидаемого. Поэтому посадочные места мне пришлось рассверливать, причем в довольно грубой форме...


Пластиковую подкладку под динамик я приклеил силиконовым герметиком к поверхности подиума, исключив тем самым все неплотности прилегания.

Мидбасы показали отличный звук – глубокий и плотный бас. Конструктив подиумов, их крепление также отлично себя зарекомендовали. Хотя практика изготовления подиумов при наличии отсутствия динамиков не может быть признана правильной – в моем случае из-за малой величины внутреннего отверстия подиума наблюдался «туннельный эффект». Это означает, что на большой громкости масса воздуха, двигаемая диффузором, не успевает беспрепятственно перемещаться между магнитом головки и внутренностями подиума. Таким образом, за мембраной образуется разряжение и динамик начинает «стучать катушкой», хотя запас по электрической мощности еще не достигнут. Чтобы этого избежать, нужно делать внутренние отверстия как можно шире.