Подготовка договора аренды транспортного средства. Договор аренды автомобиля с экипажем и без экипажа

транспортного средства в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Арендодатель », с одной стороны, и в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Арендатор », с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор », о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. В соответствии с условиями Договора Арендодатель обязуется предоставить Арендатору транспортное средство/транспортные средства (далее по тексту – «Транспортное средство») за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и по его технической эксплуатации.

1.2. Перечень и основные характеристики Транспортного средства определены Сторонами в Перечне транспортных средств (Приложение №1 – Перечень транспортных средств к Договору), являющемся неотъемлемой частью Договора.

1.3. Транспортное средство находится в исправном состоянии и отвечает требованиям, предъявляемым к эксплуатируемым транспортным средствам, используемым для следующих целей: .

1.4. Транспортное средство используется Арендатором для осуществления своей хозяйственной деятельности.

2. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

2.1. Договор вступает в силу с даты его подписания и действует до полного исполнения своих обязанностей Сторонами.

2.2. Срок аренды Транспортного средства установлен Сторонами в Приложении №1.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Арендодатель обязуется :

3.1.1. Предоставить Транспортное средство Арендатору в порядке и на условиях Договора.

3.1.2. Предоставить Арендатору Транспортное средство в состоянии, соответствующем условиям Договора и назначению Транспортного средства, со всеми его принадлежностями и относящейся к нему документацией.

3.1.3. Уведомить Арендатора о всех скрытых недостатках Транспортного средства до передачи Транспортного средства Арендатору.

3.1.4. Гарантировать, что Транспортное средство не будет истребовано у Арендатора по причине наличия каких-либо прав на Транспортное средство у третьих лиц на дату заключения Договора и/или в течение всего срока действия Договора.

3.2. Арендатор обязуется :

3.2.1. Вернуть Транспортное средство Арендодателю в надлежащем состоянии с учетом нормального износа в соответствии с условиями Договора.

3.2.2. Обеспечить сохранность Транспортного средства с момента передачи Транспортного средства Арендатору и до возврата Транспортного средства Арендодателю.

3.2.3. Использовать Транспортное средство согласно условиям Договора и в соответствии с назначением Транспортного средства.

3.2.4. Осуществлять своими силами управление Транспортным средством и его техническую эксплуатацию.

3.2.5. Вносить арендную плату в размерах, порядке и сроки, установленные Договором.

3.2.6. Немедленно извещать Арендодателя о всяком повреждении Транспортного средства, аварии или ином событии, нанесшем или грозящем нанести Транспортному средству ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий таких ситуаций.

3.2.7. Обеспечить представителям Арендодателя беспрепятственный доступ к Транспортному средству для его осмотра и проверки соблюдения условий Договора.

3.2.8. В случае досрочного расторжения Договора по основаниям, указанным в Договоре, незамедлительно вернуть Транспортное средство Арендодателю в надлежащем состоянии с учетом нормального износа.

3.2.9. Поддерживать надлежащее состояние Транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

3.3. Арендодатель вправе :

3.3.1. Давать Арендатору письменные указания, обязательные для исполнения Арендатором, по вопросам принятия Арендатором мер по предотвращению и ликвидации ситуаций, возникающих в результате ненадлежащего использования Арендатором Транспортного средства, ставящего под угрозу сохранность Транспортного средства.

3.3.2. В любое время осуществлять проверку сохранности, состояния Транспортного средства, а также использования его Арендатором в соответствии с назначением Транспортного средства.

3.4. Арендатор вправе :

3.4.1. При обнаружении недостатков, полностью или частично препятствующих пользованию Транспортного средства, Арендатор вправе по своему выбору:

  • потребовать от Арендодателя либо безвозмездного устранения недостатков Транспортного средства, либо соразмерного уменьшения арендной платы, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков Транспортного средства;
  • непосредственно удержать сумму понесенных им расходов на устранение данных недостатков из арендной платы, предварительно уведомив об этом Арендодателя;
  • потребовать досрочного расторжения Договора.

3.4.2. Сдавать Транспортное средство в субаренду с письменного согласия Арендодателя.

3.4.3. Без согласия Арендодателя, в рамках осуществления коммерческой эксплуатации Транспортного средства, от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, не противоречащие целям использования Транспортного средства, указанным в Договоре.

3.4.4. Осуществлять неотделимые улучшения Транспортного средства только с письменного согласия Арендодателя.

3.4.5. В случае, когда Арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия Арендодателя улучшения Транспортного средства, неотделимые без вреда для Транспортного средства, Арендатор лишается права на возмещение стоимости этих улучшений.

3.4.6. Отделимые улучшения Транспортного средства, произведенные Арендатором оставить в собственности Арендатора.

3.5. Для использования Транспортного средства по Договору Арендодатель обязуется своими силами и за свой счет осуществить регистрацию Транспортного средства на имя Арендатора в органах ГИБДД РФ.

3.6. Стороны пришли к соглашению, что обязанность по страхованию Транспортного средства (ОСАГО) возлагается на Арендодателя.

3.7. Стороны пришли к соглашению, что обязанность по имущественному страхованию Транспортного средства (КАСКО) возлагается на Арендодателя.

3.8. По всем страховым платежам выгодоприобретателем является Арендодатель.

4. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

4.1. Место передачи Транспортного средства в аренду: .

4.2. Место возврата Транспортного средства: .

4.3. Передача Транспортного средства Арендатору в аренду и возврат Транспортного средства Арендодателю Арендатором оформляются двусторонними актами приема-передачи, подписываемыми Сторонами или уполномоченными представителями Сторон. Указанные в настоящем пункте Договора акты являются неотъемлемой частью Договора.

4.4. Риск случайной утраты (повреждения, порчи) Транспортного средства несет Арендатор с даты передачи Транспортного средства в аренду и до возврата его Арендодателю.

5. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

5.1. Арендатор обязан вносить арендную плату за пользование Транспортным средством в размере, порядке и в сроки, установленные Договором.

5.2. Арендатор в срок не позднее пяти рабочих дней со дня заключения настоящего договора вносит арендную плату за пользование Транспортным средством в соответствии с условиями Договора путем предоплаты в сумме рублей, в т.ч. НДС рублей.

5.3. Оставшуюся часть арендной платы в сумме рублей, в т.ч. НДС рублей, Арендатор вносит ежемесячно равными долями не позднее числе каждого месяца.

5.4. Способ оплаты по Договору: перечисление Арендатором денежных средств в валюте Российской Федерации (рубль) на расчетный счет Арендодателя. При этом обязанности Арендатора в части оплаты по Договору считаются исполненными со дня списания денежных средств банком Арендатора со счета Арендатора.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

6.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору в соответствии с Договором и законодательством России.

6.2. Неустойка по Договору выплачивается только на основании обоснованного письменного требования Сторон.

6.3. Выплата неустойки не освобождает Стороны от выполнения обязанностей, предусмотренных Договором.

6.4. Ответственность Арендодателя :

6.4.1. В случае неисполнения или несвоевременного исполнения обязанностей, предусмотренных любым из п.п. 3.1.1, 3.1.2 Договора Арендодатель обязуется выплатить Арендатору пени из расчета % от размера ежемесячного арендного платежа несвоевременно, но не более %.

6.5. Ответственность Арендатора :

6.5.1. В случае несвоевременного возврата Арендатором Транспортного средства либо его части Арендатор обязуется выплатить Арендодателю арендную плату за фактическое время пользования Транспортным средством и пени из расчета % от стоимости несвоевременно возвращенного Транспортного средства за каждый день просрочки, но не более %.

6.5.2. В случае утраты или порчи Арендатором и/или третьими лицами Транспортного средства Арендатор обязан возместить Арендодателю ущерб в полном объеме и выплатить Арендодателю штраф в размере рублей за каждый такой случай.

6.5.3. В случае несвоевременного внесения Арендатором арендной платы Арендатор выплачивает Арендодателю пени из расчета % от суммы невнесенной (несвоевременно внесенной) арендной платы, но не более %.

6.5.4. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Арендатором обязанностей, предусмотренных любым из п.п. 3.2.3, 3.2.6, 3.2.7, 3.2.8, 3.2.9 Договора, Арендатор выплачивает Арендодателю штраф в размере рублей за каждый такой случай.

6.5.5. В случае если Арендатор сдал Транспортное средство в субаренду, или передал свои права и обязанности по Договору другому лицу (перенаем), или предоставил Транспортное средство в безвозмездное пользование, или отдал арендные права в залог, или внес их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, или совершил отчуждение Транспортного средства иным образом без предварительного письменного согласия Арендодателя, Арендатор несет ответственность в размере стоимости Транспортного средства, а также (дополнительно) в размере стоимости арендной платы, которая должна была быть внесена Арендатором, но не была им внесена в течение всего срока аренды Транспортного средства.

7. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

7.1. Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон, а также в одностороннем порядке по письменному требованию одной из Сторон по основаниям, предусмотренным Договором и законодательством.

7.2. Расторжение Договора в одностороннем порядке производится только по письменному требованию Сторон в течение календарных дней со дня получения Стороной такого требования.

7.3. Арендодатель вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке в случаях:

7.3.1. В случае систематического (двух и более раз) неисполнения (ненадлежащего исполнения) Арендатором обязанностей, предусмотренных любым из п.п. 3.2.2, 3.2.5 Договора.

7.3.2. В случае если Арендатор пользуется Транспортным средством с существенным нарушением условий Договора или назначения Транспортного средства.

7.3.3. В случае если Арендатор существенно ухудшает Транспортное средство.

7.3.4. В случае если Арендатор более двух раз подряд по истечении установленного Договором срока платежа не вносит арендную плату.

7.3.5. В случае если Арендатор сдал Транспортное средство в субаренду, или передал свои права и обязанности по Договору другому лицу (перенаем), или предоставил Транспортное средство в безвозмездное пользование, или отдал арендные права в залог, или внес их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, или совершил отчуждение Транспортного средства иным образом без предварительного письменного согласия Арендодателя.

7.4. Арендатор вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке в случаях:

7.4.1. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Арендодателем обязанностей, предусмотренных любым из п.п. 3.1.1 - 3.1.4 Договора.

7.4.2. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) Арендодателем обязанностей, предусмотренных любым из п.п. 3.6, 3.7 Договора.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ ИЗ ДОГОВОРА

8.1. Претензионный порядок досудебного урегулирования споров из Договора не является для Сторон обязательным.

8.2. Претензионные письма направляются Сторонами нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении последнего адресату по местонахождению Сторон, указанным в п.12 Договора.

8.3. Направление Сторонами претензионных писем иным способом, чем указано в п.8.2 Договора не допускается.

8.4. Срок рассмотрения претензионного письма составляет десять рабочих дней со дня получения последнего адресатом.

8.5. Споры из Договора разрешаются в судебном порядке в Арбитражном суде по месту нахождения Арендодателя.

9. ФОРС-МАЖОР

9.1. Стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по Договору в случае, если неисполнение обязательств явилось следствием действий непреодолимой силы, а именно: пожара, наводнения, землетрясения, забастовки, войны, действий органов государственной власти или других независящих от Сторон обстоятельств.

9.2. Сторона, которая не может выполнить обязательства по Договору, должна своевременно, но не позднее календарных дней после наступления обстоятельств непреодолимой силы, письменно известить другую Сторону, с предоставлением обосновывающих документов, выданных компетентными органами.

9.3. Стороны признают, что неплатежеспособность Сторон не является форс-мажорным обстоятельством.

10. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

10.1. Стороны не имеют никаких сопутствующих устных договоренностей. Содержание текста Договора полностью соответствует действительному волеизъявлению Сторон.

10.2. Вся переписка по предмету Договора, предшествующая его заключению, теряет юридическую силу со дня заключения Договора.

10.3. Стороны признают, что если какое-либо из положений Договора становится недействительным в течение срока его действия вследствие изменения законодательства, остальные положения Договора обязательны для Сторон в течение срока действия Договора.

10.4. Договор составлен в двух подлинных экземплярах на русском языке по одному для каждой из Сторон.

11. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Арендодатель

Арендатор Юр. адрес: Почтовый адрес: ИНН: КПП: Банк: Рас./счёт: Корр./счёт: БИК:

12. ПОДПИСИ СТОРОН

Арендодатель _________________

Арендатор _________________

Обратите внимание, что договор аренды составлен и проверен юристами и является примерным, он может быть доработан с учетом конкретных условий сделки. Администрация Сайта не несет ответственности за действительность данного договора, а также за его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.

Аренда транспортного средства без экипажа

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (статья 642 ГК).

Договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров. Арендатор в течение всего срока договора аренды обязан:

Поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт;

Осуществлять своими силами управление транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую;

Оплачивать расходы на содержание транспортного средства, его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (если иное не предусмотрено договором).

Арендатор обязан застраховать как само транспортное средство, так и свою ответственность (статья 646 ГК). Платежи по договору страхования арендованного автомобиля отражаются в бухгалтерском учете арендатора в составе расходов по обычным видам деятельности. Как правило, платеж по договору страхования производится авансом в счет будущих периодов и отражается на счете 97 "Расходы будущих периодов". Получателем страхового возмещения может быть как арендатор, так и арендодатель.

Арендатор, заключивший договор аренды транспортного средства без экипажа, должен нести бремя расходов по ремонту и содержанию автомобиля (статья 644 ГК). В случае если договором аренды предусмотрено возложение обязанности по ремонту на арендатора, расходы на ремонт арендуемых объектов основных средств, осуществленные арендатором, включаются им в состав расходов.

Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа. Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

При аренде транспортного средства без экипажа в случае причинения им вреда третьим лицам ответственность несет арендатор (статья 648 ГК).

Основные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа

Основные различия в правовом регулировании договоров аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа, содержащиеся в нормах ГК, связаны с обязанностями сторон по их содержанию, эксплуатации, а также с ответственностью за причиненный вред.

На арендодателя, сдающего транспортное средство в аренду с предоставлением услуг по управлению им и технической эксплуатации, возлагается обязанность в течение всего срока действия договора поддерживать его в надлежащем состоянии, включая осуществление как капитального, так и текущего ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК). При аренде транспортного средства без экипажа все эти обязанности возлагаются на арендатора, который должен осуществлять различные виды его ремонта, поддерживать надлежащее состояние арендованного имущества (ст. 644 ГК). Указанные различия легко объяснимы. Арендатор, которому передается транспортное средство без экипажа, получает его в полное владение и пользование, принимая на себя обязанности по осуществлению комплекса работ по его обслуживанию, поддержанию в рабочем состоянии, сохранению эксплуатационных свойств. Нормы, определяющие обязанности сторон по осуществлению ремонта транспортных средств, сформулированы в виде императивных, и поэтому в договоре аренды стороны не могут предусматривать иное их распределение.

Арендодатель, сдающий транспортное средство в аренду с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, должен обеспечивать нормальную и безопасную эксплуатацию его в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Поскольку цели бывают разными, в одних случаях - перевозка пассажиров, в других - грузов, использование транспортного средства в течение длительного периода или на один рейс и т.д., неодинаков и объем услуг, предоставляемых арендодателем. В договоре аренды может быть предусмотрено предоставление услуг, выходящих за рамки технической эксплуатации транспортного средства, например по организации питания и иного обслуживания пассажиров при сдаче судна в аренду для туристических целей и пр.

Безопасность эксплуатации транспортного средства во многом зависит от квалификации и опыта лиц, управляющих им. Арендодатель обязан укомплектовать экипаж соответствующими специалистами. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать действующим правилам и условиям договора, а если обязательными правилами такие требования не установлены требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

В транспортных уставах и кодексах подробно урегулированы эти вопросы. Лица, управляющие воздушными судами, должны соответствовать требованиям, предусмотренным гл. VII ("Авиационный персонал") и гл. VIII ("Экипаж воздушного судна") ВК. Статья 52 ВК определяет, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению без опасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и других работ по обслуживанию воздушного движения. При отсутствии сертификата авиационный персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 55 ВК).

Конкретные требования, предъявляемые к соответствующим лицам, устанавливаются федеральными авиационными правилами. За деятельностью авиационного персонала осуществляется государственный контроль (постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 801). В главе, посвященной экипажу воздушного судна, особое внимание уделяется правам и обязанностям командира, несущего ответственность за надежную эксплуатацию судна и безопасность полета (ст. 58 ВК).

Подробно урегулированы требования к экипажу судна Кодексом торгового мореплавания. Согласно ст. 54 КТМ к занятию должностей членов экипажа допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, соответствующие Положению о дипломировании, утвержденному Правительством РФ. Указанные документы выдаются лицам, намеренным стать членами экипажа, если они отвечают установленным требованиям по стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке.

Регламентированы требования к экипажу судна КВВТ (гл. V) и рядом других правовых актов. Во всяком случае необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели документы, подтверждающие сдачу квалификационных экзаменов и разрешающие управление ими (водительские права и пр.). Соответствующие требования предъявляются и к лицам, которым поручается управление транспортным средством, взятым в аренду без экипажа.

Статья 217 КТМ предусматривает, что фрахтователь судна по договору бербоут-чартера осуществляет комплектование его экипажа. При этом он вправе укомплектовать экипаж лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, входившими в его состав, при соблюдении правил, установленных ст. 56 КТМ. Все члены экипажа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законом и другими специальными правилами. Независимо от способа комплектования экипажа фрахтователем капитан судна и другие члены экипажа подчиняются в этих случаях фрахтователю во всех отношениях.

В соответствии с п. 4 ст. 64 КВВТ арендатор судна без экипажа самостоятельно и за свой счет осуществляет его укомплектование. Члены экипажа должны соответствовать требованиям законодательства в областиКодекса, согласно которому состав экипажа самоходного транспортного судна устанавливается в соответствии с требованиями эксплуатации судов определенного типа. Они указываются в положении, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, и обязательны для арендаторов судна внутреннего водного транспорта РФ. Следует обратить внимание также на п. 4 ст. 26 названного без экипажа.

Аналогичный подход должен соблюдаться арендаторами и других транспортных средств без экипажа.

Важное правовое значение имеет абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК, предусматривающий, что члены экипажа, обслуживающего транспортное средство, сданное в аренду с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, являются работниками арендодателя, т.е. находятся с последним в трудовых отношениях. В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора. По общему правилу, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях. Арендатор возмещает их в составе арендных платежей (они должны учитываться при определении размера арендной платы). Норма об оплате услуг и расходов по содержанию членов экипажа носит диспозитивный характер, и в договоре аренды стороны могут по-иному решить этот вопрос. Коммерческая эксплуатация транспортного средства относится к сфере деятельности нанимателя, и поэтому расходы, связанные с нею, возлагаются на арендатора. В их состав входят затраты по оплате топлива и материалов, используемых в процессе эксплуатации, внесению различных сборов. Управление и эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, осуществляется либо непосредственно самим арендатором (например, при аренде автомобиля), либо путем привлечения соответствующих работников, которые в этом случае будут состоять в трудовых или договорных (гражданско-правовых) отношениях с арендатором.

Если законом или договором предусмотрена обязанность страховать транспортное средство, а также ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, она возлагается на арендодателя, когда транспортное средство обслуживается его экипажем (ст. 637 ГК), и на арендатора при аренде без экипажа (ст. 646 ГК). Указанные нормы также диспозитивны.

В случае гибели или повреждения транспортного средства, сданного в аренду с экипажем, на арендатораубытки лишь при условии, если арендодательзаконом или договором (ст. 639 ГК). По закону арендатор отвечает, если гибель или повреждение транспортного средства произошли по его вине либо по вине лиц, за действия которых он несет ответственность, например, по вине работников юридического лица (или гражданина) при исполнении ими своих служебных обязанностей, по вине несовершеннолетнего лица до четырнадцати лет (ст. 1064, 1068, 1073 ГК). В отличие от общих правил, содержащихся в названных статьях гл. 59 ГК, согласно которым вина причинителя вреда презюмируется, в данном случае бремя доказывания виныарендатора (лиц, за которых он несет ответственность) возлагается на арендодателя. Договором может быть предусмотрена обязанность арендатора возместить арендодателю вред, возникший при случайной гибели или повреждении арендованного транспортного средства (при отсутствии вины арендатора), и тогда будут действовать условия договора. Но если договор не содержит подобных условий, то все последствия случайной гибели или случайного повреждения транспортного средства несет арендодатель как его собственник (см. ст. 211 ГК). может быть возложена обязанность возместить причиненные докажет, что гибель или повреждение произошли по обстоятельствам, за которые тот отвечает в соответствии с законом. Существенные особенности имеются в регулировании ответственности за вред, причиненный транспортными средствами как источниками повышенной опасности. При сдаче в аренду транспортного средства с экипажем ответственность за вред, причиненный третьим лицам, несет арендодатель, являющийся владельцем источника повышенной опасности и осуществляющий управление им (ст. 640 ГК). Ответственность арендодателя перед третьими лицами (в виде обязанности возместить причиненный ущерб) наступает в этих случаях в соответствии с правилами ст. 1079 ГК и другими положениями гл. 59 Кодекса. Меры имущественной ответственности применяются независимо от вины владельца источника повышенной опасности. Он может быть освобожден от ответственности в таких случаях лишь при наличии обстоятельств непреодолимой силы либо умысла или грубой неосторожности самого потерпевшего (см. п. 1 ст. 1079 и ст. 1083 ГК). При этом грубая неосторожность потерпевшего может стать основанием для освобождения причинителя вреда от ответственности, если его вина отсутствует. В большинстве случаев неосторожность потерпевшего может служить поводом для уменьшения размера возмещения с учетом степени его вины. Если будет установлено, что вред возник по вине арендатора, арендодатель вправе после возмещения вредатретьему лицу предъявить к арендатору регрессное требование - потребовать от него возмещения сумм, выплаченных третьим лицам. Бремя доказывания того, что вред возник по вине арендатора, возлагается на арендодателя. При аренде транспортного средства без экипажа арендатор выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК). Поэтому ответственность за вред, причиненный транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), несет в таких случаях арендатор.

Срок договора аренды транспортных средств без экипажа . Срок в договоре аренды транспортных средств без экипажа не относится к существенным условиям. Поэтому он может как определяться в договоре, так и не определяться.

Арендодателем может выступать собственник имущества или лицо, управомоченное собственником (представитель по доверенности , поверенный по договору поручения и т.д.).

В ряде случаев арендодателю необходима лицензия. Арендатором могут быть дееспособные субъекты гражданского права . Каких-либо особенностей применительно к арендатору в договоре аренды транспортных средств без экипажа законодателем не установлено.

Форма договора аренды транспортных средств без экипажа .

Согласно ст. 643 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем независимо от его срока должен быть заключен в письменной форме, несоблюдение которой не влечет недействительности договора.

К договорам аренды транспортных средств, относящихся к недвижимому имуществу (в соответствии со ст. 130 ГК РФ воздушные и морские суда, а также суда внутреннего водного плавания являются недвижимостью), не применяются правила п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества (ст. 643 ГК РФ).

Обязанности арендодателя по договору аренды транспортных средств без экипажа .

Арендодатель по договору аренды транспортных средств без экипажа несет общие обязанности, предусмотренные для договора аренды (§ 1 главы 34 ГК РФ), рассмотренные нами в главе 12 и не нуждающиеся в повторном анализе . Так, арендодатель обязан:

1. Передать сданное в аренду транспортное средство в срок (в силу реального характера договора аренды транспортных средств без экипажа фактически арендодатель не несет данной обязанности).

2. Передать транспортное средство вместе со всеми принадлежностями и относящимися к нему документами.

3. Передать транспортное средство в надлежащем состоянии.

4. Предупредить арендатора о всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду транспортное средство.

Так же как и в договоре аренды транспортного средства с экипажем, арендатору в договоре аренды транспортного средства без экипажа предоставлены права:

  • без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду (п. 1 ст. 647 ГК РФ). Договором аренды можно предусмотреть необходимость получения согласия арендодателя на субаренду;
  • без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены — назначению транспортного средства (п. 2 ст. 647 ГК РФ).

Обязанности арендатора по договору аренды транспортных средств без экипажа .

Арендатор по договору аренды транспортных средств без экипажа, с одной стороны, несет общие обязанности, предусмотренные для договора аренды (§ 1 главы 34 ГК РФ), рассмотренные нами в главе 12 и не нуждающиеся в повторном анализе. Так, арендатор обязан:

1. Пользоваться транспортным средством в соответствии с условиями договора.

2. Своевременно вносить арендную плату за пользование транспортным средством.

3. Поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства (при этом ст. 644 ГК РФ возлагает на арендатора проведение и текущего, и капитального ремонта — в этом особенность договора).

4. При прекращении договора аренды вернуть транспортное средство.

С другой стороны, наряду с общими, арендатор несет и дополнительные обязанности. Так, он обязан:

5. Своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.

Исполнение данной обязанности, закрепленной в ст. 645 ГК РФ, арендатор может осуществлять как лично, так и наняв экипаж для эксплуатации транспортного средства.

Последствия неисполнения данной обязанности просты: арендодатель не будет исполнять эту обязанность за арендатора. То есть транспортное средство, например, просто простоит в гараже арендатора.

6. Нести расходы по содержанию транспортного средства.

Согласно ст. 646 ГК РФ арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование , включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Данная норма является диспозитивной, в договоре стороны могут предусмотреть иной порядок осуществления расходов на содержание транспортного средства.

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем в договоре аренды транспортного средства без экипажа обязанность арендатора осуществлять страхование не связано с признанием страхования обязательным в законе или договоре. То есть арендодатель вправе потребовать от арендатора заключить договор страхования транспортного средства и гражданской ответственности при любых обстоятельствах, за исключением ситуации, когда это прямо исключено договором.

При неисполнении арендатором обязанности по содержанию арендованного транспортного средства, его страхованию, а также по осуществлению расходов, возникающих в связи с его эксплуатацией, арендодатель вправе:

  • требовать расторжения договора (подп. 1 ст. 619 ГК РФ). При этом арендодатель до предъявления требования о расторжении договора обязан направить арендатору письменное предупреждение о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок (абз. 7 ст. 619 ГК РФ);
  • требовать в судебном порядке осуществления страхования (если арендодатель является выгодоприобретателем);
  • при наступлении страхового случая требовать выплаты сумм на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании (если арендодатель является выгодоприобретателем);
  • застраховать транспортное средство и потребовать возмещения суммы страховой премии;
  • требовать применения мер ответственности (возмещение убытков, уплата процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ на суммы, неосновательно сбереженные, благодаря неисполнению обязанности по страхованию. Кроме того, по иску Росстрахнадзора могут быть взысканы сами неосновательно сбереженные суммы).

Ответственность за вред, причиненный транспортному средству. Ответственность за вред, причиненный транспортному средству, несет арендатор, если не докажет, что вред возник не по его вине.

Ответственность за вред, причиненный транспортным средством.

Согласно ст. 648 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.

Данное правило представляется логичным, поскольку в силу ст. 1079 ГК лицо, владеющее источником повышенной опасности, в частности на праве аренды, возмещает вред.

Основанием освобождения от ответственности арендатора может служить наличие обстоятельств непреодолимой силы либо умысла или грубой неосторожности потерпевшего , вследствие которых причинен ущерб (п. 1 ст. 1079 и ст. 1083 ГК РФ). При этом грубая неосторожность потерпевшего может стать основанием для освобождения причинителя вреда от ответственности, если его вина в причинении вреда отсутствует. В большинстве случаев наличие грубой неосторожности потерпевшего служит основанием для уменьшения размера возмещения с учетом степени его вины.

Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (п. 1 ст. 1085 ГК РФ), при возмещении вреда в связи со смертью кормильца (ст. 1089 ГК РФ), а также при возмещении расходов на погребение (ст. 1094 ГК РФ).

В целях освобождения от гражданско-правовой ответственности в ряде случаев на практике договором аренды транспортных средств прикрывают фактические трудовые отношения.

Напомним, что в случае если ДТП произошло с использованием служебного автомобиля, т.е. принадлежащего организации и используемого ее работниками во время исполнения служебных обязанностей, действует норма, предусмотренная ст. 1068 ГК РФ: «Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей» (имея при этом право предъявить регрессное требование к работнику).

Поэтому, чтобы избежать возможной ответственности, работодатели вместо трудового договора заключают договор аренды транспортного средства. В этом случае, как предполагается, при причинении вреда третьим лицам отвечает не работодатель, а «арендатор» как владелец транспортного средства.

Таким образом, в каждом конкретном случае необходимо исходить из фактического характера отношений, а не из названий соответствующих договоров. И если будет установлено, что фактически стороны находились в трудовых отношениях, а оформлены они были гражданско-правовым договором аренды транспортного средства без экипажа, к ответственности перед третьими лицами за причиненный вред следует привлекать работодателя (арендодателя).

Вместе с тем, как показывает практика, суды не всегда учитывают характер отношений, существующих на момент причинения вреда между водителем и организацией, владеющей транспортным средством, доверяясь во многом лишь наличию всевозможных доверенностей, договоров, вследствие чего к ответственности привлекаются ненадлежащие субъекты.

Так, в деле по иску граждан П. и М. к АО «Вышневолоцкое предприятие «Агротранс» (далее — АО) о возмещении вреда, причиненного вследствие дорожно-транспортного происшествия (столкновение транспортных средств по вине водителя, управлявшего автомобилем ответчика), решением Преображенского межмуниципального суда Восточного административного округа г. Москвы в удовлетворении иска было отказано и вся сумма иска взыскана с водителя, которому была передана автомашина по договору аренды без экипажа. Отменяя данное решение, Президиум Московского городского суда справедливо указал на то, что судом не рассматривалась возможность возложения на АО обязанности по возмещению вреда по основаниям, установленным в ст. 1068 ГК. Между тем, как следует из материалов дела, выполняя свои обязанности по гражданско-правовому договору, водитель действовал по заданию и от имени арендодателя (в момент дорожно-транспортного происшествия автомобиль следовал по маршруту, обозначенному в путевом листе, выданном водителю ответчиком; получение груза и расчеты производились от имени АО). Им же была оформлена и документация на выпуске автомобиля в рейс, подтверждающая помимо прочих обстоятельств техническую исправность транспортного средства.

В другом деле, по иску гражданина Ю. к ОАО «18 таксомоторный парк» о возмещении ущерба, причиненного вследствие ДТП (столкновение транспортных средств по вине водителя, управлявшего автомобилем ответчика), рассмотренном Нагатинским межмуниципальным судом г. Москвы, напротив, суд первой инстанции обоснованно исходил не из наименования договора (договор аренды без экипажа), заключенного между ОАО «18 таксомоторный парк» и водителем, а из фактического выполнения работ по перевозке пассажиров по заданию и под контролем арендодателя. При этом в подтверждение своей позиции суд сослался на то, что управление автомобилем осуществлялось по путевому листу и лицензионной карточке, выданной арендодателем, который кроме этого производил за свой счет техническое обслуживание автомобиля, проверку спидометрового и таксометрового оборудования, ремонт и замену узлов и агрегатов. Арендатор, в свою очередь, обязан был обслуживать пассажиров по установленным тарифам и выполнять поручения арендодателя по обслуживанию клиентов на основании заказов. Помимо этого, арендатор должен был соблюдать режим труда и отдыха, установленный арендодателем, и по окончании смены сдавать автомобиль в парк. Изучение всего изложенного позволило суду правильно определить субъекта ответственности в лице арендодателя, поскольку водитель фактически действовал как работник таксомоторного парка.

Итак, при подобных обстоятельствах лицо, управляющее транспортным средством как источником повышенной опасности, не должно признаваться его владельцем и не должно нести ответственность перед потерпевшим. Ответственность перед потерпевшим в таких ситуациях должен нести владелец транспортного средства, от имени которого действовал водитель.

В отличие от аренды транспортного средства с экипажем аренда транспортного средства (далее по тексту - ТС) без экипажа означает, что арендодатель просто передает арендатору ТС во временное владение и пользование за плату без оказания услуг по управлению ТС и по его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

С юридической точки зрения арендатору выгоднее заключить договор аренды ТС с экипажем. Это объясняется тем, что по общему правилу по такому договору арендатор может разделить расходы с арендодателем, кроме того, ответственность за причиненный вред третьим лицам также несет арендодатель. По договору же аренды ТС без экипажа расходы и ответственность полностью ложатся на арендатора. Подробнее см. таблицу Достоинства и недостатки договора аренды транспортных средств с экипажем или без экипажа . В то же время, очевидно, реальные хозяйственные потребности организации в ряде случаев требуют заключения именно договора аренды ТС без экипажа.

Какие особенности договора аренды ТС без экипажа предусмотрены в законе

При составлении договора аренды ТС без экипажа арендатору необходимо пользоваться общими правилами об аренде, однако нужно учитывать и индивидуальные особенности данного вида договора.

Прежде всего, к нему не применяются некоторые общие правила договора аренды, предусмотренные статьей 621 Гражданского кодекса РФ (ст. 642 ГК РФ), а именно:

  • правило о возобновлении договора аренды на неопределенный срок;
  • правило о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок.

Это освобождает арендодателя от обязанности (при соблюдении определенных условий) заключить с арендатором договор на новый срок. В данном случае общее правило о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок не действует.

Кроме того, договор аренды ТС без экипажа не может быть пролонгирован автоматически. Таким образом, после истечения срока, на который был заключен договор аренды, он считается прекращенным и сторонам вновь необходимо выразить свою волю на заключение нового договора на новый срок.

Совет : Поэтому если арендатор желает продолжить арендные правоотношения, то за некоторое время до прекращения договора стоит направить в адрес арендодателя письмо о желании заключить договор на новый срок.

Вопрос: Договор аренды транспортного средства без экипажа прекратил действие, стороны не подписали дополнительное соглашение о пролонгации, арендатор продолжает пользоваться ТС, но не вносит арендную плату. Какие меры ответственности могут грозить арендатору (неустойка, проценты за пользование чужими денежными средствами, убытки)?

1. Арендодатель не сможет взыскать неустойку.

Особенностью договора аренды транспортного средства без экипажа является то, что такой договор по истечении срока аренды не считается продленным на неопределенный срок. Таким образом, к обязательствам, возникшим после прекращения договоров, не могут применяться договорные условия о неустойке (ст. 622 ГК РФ).

Пример из практики: суд признал неправомерным начисление неустойки за неисполнение обязательств, возникших после прекращения договора аренды транспортного средства без экипажа

Стороны заключили два договора, по которым арендодатель передал транспортные средства для использования в целях погрузки горной массы и осуществления грузоперевозок. С учетом дополнительных соглашений договоры действовали до 31 декабря 2011 года. При этом фактически арендатор продолжал пользоваться ТС (без внесения арендной платы) по май 2012 года.

Суд определил, что у арендодателя не было оснований для взыскания с арендатора неустойки за неисполнение обязательств, возникших после 31 декабря 2011 года (потому что договоры прекратили свое действие). Суд указал: «особенностью данного вида договора является то, что непрерывное владение предметом аренды не может иметь правового значения, поскольку такой договор по истечении срока аренды не считается продленным на неопределенный срок, а предмет аренды по истечении срока договора должен быть возвращен арендодателю». Суд сделал вывод, что к обязательствам, возникшим после прекращения договоров, не могут применяться договорные условия о неустойке (ст. 622 ГК РФ). Поэтому суд отказал во взыскании неустойки, начисленной после прекращения действия договоров (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2013 г. по делу № А27-13063/2012). В этом постановлении содержится и еще один интересный вывод (см. отдельный пример из практики).

2. Арендодатель сможет взыскать проценты по статье 395 Гражданского кодекса РФ.

Арендатор рискует, что с него могут взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса РФ, которые будут начислены на не уплаченную в срок арендную оплату после прекращения договора.

Пример из практики: арендатор не оплатил арендную плату за фактическое пользование ТС после прекращения договора. Суд удовлетворил требование арендодателя о взыскании с арендатора суммы задолженности, а также процентов за пользование чужими денежными средствами

Арендодатель и арендатор заключили договор аренды транспортного средства без экипажа, в соответствии с которым арендодатель предоставил арендатору две установки для нагнетания газа во временное владение и пользование за плату. Стороны предусмотрели срок действия договора до 31 декабря 2010 года.

Поскольку арендатор после прекращения действия договора фактически продолжал пользоваться арендованным имуществом, однако не вносил за него арендную плату, арендодатель обратился в суд с иском к арендатору о взыскании задолженности по арендной плате и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Суд удовлетворил иск, взыскав с арендатора сумму задолженности, а также указанные проценты за период после окончания срока действия договора, в течение которого арендатор фактически пользовался арендованным имуществом, посчитав, что он неправомерно пользовался денежными средствами в виде неуплаченной арендной платы (постановление ФАС Уральского округа от 5 июня 2012 г. № Ф09-3414/12 по делу № А47-5610/2011, определением ВАС РФ от 10 сентября 2012 г. № ВАС-11820/12 отказано в передаче дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора).

Аналогичный пример: постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2009 г. по делу № А29-3891/2009; оставлено без изменения постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 31 марта 2010 г. № А29-3891/2009.

В конечном итоге для арендатора выгоднее, если с него взыщут только сумму процентов за пользование чужими денежными средствами, поскольку она, как правило, меньше суммы договорной неустойки.

Если арендодатель заявил иск только с неустойкой и суд откажет в ее взыскании, арендодатель может уточнить свой иск (п. 1 ст. 49 АПК РФ), предусмотрев в нем требование об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами.

3. Арендодатель сможет взыскать арендную плату за период фактического использования ТС после прекращения договора.

За пользование ТС придется заплатить арендную плату в том размере, который был предусмотрен договором изначально. При этом арендатор сможет воспользоваться всеми гарантиями, которые предусмотрены для случаев повышения арендной платы. В частности, если арендодатель в одностороннем порядке увеличил размер арендной платы ранее чем через год после заключения договора, такое повышение будет неправомерным (п. 3 ст. 614 ГК РФ). См. постановление ФАС Московского округа от 26 октября 2010 г. № КГ-А40/12505-10 по делу № А40-35977/10-54-230, определением ВАС РФ от 1 декабря 2010 г. № ВАС-15920/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

4. Арендодатель сможет потребовать возместить убытки.

Если застрахованное ТС пострадает в ДТП, арендатор должен будет возместить убытки в виде разницы между выплаченным страховым возмещением и стоимостью восстановительного ремонта (постановление ФАС Уральского округа от 17 сентября 2012 г. № Ф09-6985/12 по делу № А71-11488/11).

Помимо всего перечисленного выше арендатор должен будет вернуть транспортное средство, а в случае судебного спора также возместить расходы по оплате госпошлины (апелляционное определение Московского городского суда от 4 октября 2012 г. по делу № 11-18890/12).

Также необходимо учитывать, что есть отдельные виды договора аренды ТС без экипажа, которые регулируются специальными транспортными кодексами:

  • договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) (ст. 211 Кодекса торгового мореплавания РФ);
  • договор аренды судна без экипажа на внутреннем водном транспорте(гл. X Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).

Арендатору, заключившему какой-либо из указанных договоров, тем не менее важно знать общие правила аренды ТС без экипажа, предусмотренные гражданским законодательством, поскольку установленные транспортными кодексами особенности лишь дополняют либо уточняют их (ст. 649 ГК РФ).

Наконец, к договору аренды ТС без экипажа не применяется правило о регистрации договоров аренды, установленное в пункте 2 статьи 609 Гражданского кодекса РФ. Это исключение предусмотрено в статье 643 Гражданского кодекса РФ.

Какая форма предусмотрена для договора аренды ТС без экипажа

Договор аренды ТС без экипажа заключается строго в письменной форме независимо от срока аренды (ст. 643 ГК РФ). Это отличает его от других договоров аренды (по общему правилу письменная форма договора аренды обязательна независимо от срока, только когда хотя бы одной из сторон является юридическое лицо; в прочих случаях для договора аренды имущества на срок не более года письменная форма необязательна).

Если сторонами не будет соблюдена письменная форма договора, то суд может признать его незаключенным по иску заинтересованной стороны. Это может иметь значение как для взаимоотношений сторон договора, так и для определения ответственности в случае ДТП.

Пример из практики: суд признал договор аренды транспортного средства без экипажа незаключенным, а само транспортное средство переданным водителю по доверенности

По вине водителя Т. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля, принадлежащего организации, и автомобиля, принадлежащего Д.

В результате этого ДТП пассажир, находившийся в принадлежащем Д. автомобиле, получил телесные повреждения. Пассажир обратился в районный суд с иском к Т. и просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда и расходы по уплате государственной пошлины.

Суд согласился с доводами ответчика Т. о том, что он не заключал с организацией договор аренды принадлежащего ей автомобиля, поскольку в представленном суду договоре аренды подпись Т. отсутствовала. Суд указал: «В соответствии со статьей 643 Гражданского кодекса РФ, договор аренды транспортного средства без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. Отсутствие подписи Т. на представленном суду договоре аренды свидетельствует о том, что подобный договор в предусмотренной законом форме не заключался».

Однако это обстоятельство не означает, что Т. не несет ответственности.

Суд удовлетворил требование истца на том основании, что Т. являлся фактическим владельцем автомобиля, поскольку директором организации на его имя была выписана соответствующая доверенность (апелляционное определение Ярославского областного суда от 22 марта 2012 г. по делу № 33-1417/2012).

Даже если у одной из сторон имеется копия подписанного договора, суд может признать такую копию ненадлежащим доказательством. Только подлинный экземпляр договора может свидетельствовать о выражении воли сторон его подписать.

Пример из практики: суд удовлетворил иск о признании договора аренды транспортных средств без экипажа незаключенным и об истребовании из чужого незаконного владения автомобилей, поскольку копия договора не свидетельствует о его заключении

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к ОАО «Б.» о признании договора аренды ТС без экипажа незаключенным и об истребовании из чужого незаконного владения принадлежащих ему автомобилей.

При этом индивидуальный предприниматель ссылался на то, что договор аренды ТС без экипажа с ОАО «Б.» он не заключал, не подписывал, автомобили ОАО «Б.» не передавались, в связи с чем ему причинены убытки в виде неполученной арендной платы.

ОАО «Б.» представило суду копию договора аренды ТС без экипажа, подписанного от имени индивидуального предпринимателя в виде штампа «Рошка М.К. св-во № 56886 от 27.03.2002, ИНН 323400246686», в котором содержалась подпись истца.

Суд посчитал данный документ ненадлежащим доказательством, указав, что он является лишь не заверенной надлежащим образом копией, подлинник договора суду не представили, а реквизит подписи индивидуального предпринимателя в данном документе не может быть признан выражением его воли в подписании и заключении договора. На этих основаниях суд удовлетворил требования индивидуального предпринимателя (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2008 г. по делу № А09-9092/06-10, постановлением ФАС Центрального округа от 15 января 2009 г. № Ф10-6155/08 оставлено без изменения).

Договор в письменной форме - это не только один документ, подписанный сторонами. Он может быть заключен также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами (в т. ч. электронными документами, передаваемыми по каналам связи), позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Часто на практике случается так, что стороны заключают договор аренды ТС без экипажа не в форме подписания единого документа. Заключение договора происходит путем обмена документами, например, стороны пересылают друг другу путевые листы, счета-фактуры и т. д. Строго говоря, в такой ситуации письменная форма договора должна считаться соблюденной (п. 2 ст. 434 ГК РФ). Однако с учетом сложившейся практики суд может признать договор незаключенным исходя только из того, что стороны не подписали отдельного письменного договора.

С одной стороны, это создает риск признания договора аренды ТС незаключенным по иску арендодателя. В таком случае арендатор не получит ТС, на аренду которого рассчитывал, или же будет вынужден вернуть его раньше, чем предполагал (см. приведенный выше пример).

С другой стороны, это дает определенную свободу действий самому арендатору.

Как арендатору признать договор незаключенным

Для арендатора признание договора незаключенным может быть выгодным в ситуации, когда арендодатель в отсутствие оформленного письменного договора потребует от арендатора сумму арендной платы большую, чем было оговорено между сторонами устно. Если договор будет признан незаключенным, и при этом иных доказательств размера арендной платы у арендодателя не будет (например, подписанного арендатором путевого листа, рапорта и т. д.), арендодатель не сможет взыскать с арендатора арендную плату.

Пример из практики: суд отказал в иске о взыскании арендной платы, поскольку признал договор аренды транспортного средства незаключенным, а также потому, что в акте сдачи-приемки не были отражены сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство

ООО «Сп.» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «С.» о взыскании задолженности по договору аренды ТС без экипажа, признании его расторгнутым со дня вступления решения суда в силу, обязании ответчика вернуть истцу кран монтажный на гусеничном ходу.

По условиям данного договора арендодатель (ООО «Сп.») обязался передать арендатору (ООО «С.») во временное владение и пользование транспортные средства, а арендатор обязался выплачивать арендную плату в размере и сроки, указанные в пункте 3 договора, и вернуть имущество в надлежащем состоянии.

Сторонами также было подписано приложение - соглашение о величине арендной платы за пользование транспортными средствами и материальной ответственности в связи с разрушением, гибелью, потерей или кражей. Согласно акту приема-передачи истец передал, а ответчик принял кран в комплекте.

Суд признал договор аренды ТС без экипажа незаключенным, поскольку договор и приложения к нему не позволяли определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. В договоре отсутствовали сведения о серии паспорта крана, его регистрационном номере, заводском номере, годе изготовления и номере двигателя. В акте приема-передачи ТС не были отражены сведения, позволяющие его идентифицировать. В связи с этими обстоятельствами суд отказал во взыскании арендной платы (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2011 г. по делу № А29-689/2011).

Если арендодатель укажет суду на косвенные доказательства, подтверждающие, что между сторонами сложились фактические договорные отношения (например, подписанный арендатором путевой лист, рапорт), суд может либо признать договор заключенным, либо просто признать сложившиеся между сторонами фактические отношения. В любом случае суд взыщет арендную плату с арендатора согласно данным косвенным доказательствам, ведь они свидетельствуют о фактической задолженности арендатора перед арендодателем.

Пример из практики: суд удовлетворил частично требование о взыскании задолженности за аренду транспортного средства без экипажа несмотря на то, что договор не был заключен. При этом суд основывался на актах об оказанной аренде

ЗАО «А.» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «С.» о взыскании долга по фактически оказанной аренде автокрана и процентов за пользование чужими денежными средствами.

ЗАО «А.» передало во временное владение и пользование ООО «С.» автокран на шасси автомобиля КАМАЗ, что подтверждалось актом приема-передачи. Вместе с актом арендатору были переданы два экземпляра договора аренды, подписанные арендодателем.

Договор аренды ТС без экипажа был подписан арендатором с протоколом разногласий. Арендодатель указанный протокол разногласий не подписал.

Соглашение между сторонами по условиям договора аренды ТС без экипажа, с учетом протокола разногласий, достигнуто не было, в связи с чем данный договор был признан судом незаключенным. Однако суд частично удовлетворил требование о взыскании задолженности за аренду, поскольку исходил из фактически сложившихся между сторонами отношений, что подтверждалось представленными актами об оказанной аренде (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2010 г. № 07АП-10080/10 по делу № А27-9606/2010).

Как описать предмет договора аренды ТС без экипажа

Условие о предмете договора аренды - это подробное описание, позволяющее определенно установить движимое имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды во временное владение и пользование или только во временное пользование (абз. 1 ст. 606 ГК РФ, п. 3 ст. 607 ГК РФ).

Поэтому в договоре необходимо указать, какое именно ТС передается арендатору во временное владение и пользование. Если это автомобиль, то указываются его марка, государственный регистрационный знак, идентификационный номер (VIN), год выпуска, номер и модель двигателя, тип и категория ТС, номер кузова, цвет, мощность и рабочий объем двигателя, серия и номер паспорта ТС, разрешенная максимальная масса, масса без нагрузки, номер свидетельства о регистрации ТС.

Если транспортных средств много, лучше сделать ссылку на приложение к договору с перечнем ТС. Сведения о ТС указываются в соответствии с правоустанавливающими и иными документами, имеющимися у арендодателя (например, свидетельство о регистрации ТС, паспорт ТС).

Примеры формулировки предмета договора аренды транспортного средства без экипажа

Вариант 1. «Арендодатель обязуется передать Арендатору во временное владение и пользование транспортное средство: ГАЗ-21102; регистрационный знак - Т543НЕ99; идентификационный номер (VIN) - ХТА211020Х0325409; тип - седан; категория - В; год выпуска - 2000; двигатель - № Х02395409; цвет - белый; мощность двигателя (кВт/л. с.) - 51/70; паспорт ТС - серия 62АС № 776059; свидетельство о регистрации ТС - серия 45 ЕХ № 062540».

Вариант 2. «Арендодатель обязуется предоставить Арендатору во временное владение и пользование за плату транспортные средства. Перечень подлежащих передаче транспортных средств указан в Приложении № 1 к настоящему договору».

Какие условия о неустойке и арендной плате имеет смысл включить в договор, чтобы минимизировать риски арендатора

Специфику ТС как предмета аренды необходимо учитывать и при формулировании условий об обязанностях и ответственности арендатора. Чтобы минимизировать риски арендатора, стоит предусмотреть в договоре следующие положения.

1. Условие об ограничении предельного размера неустойки.

Имеет смысл ограничить в договоре предельный размер неустойки при нарушении арендатором своих обязанностей. То есть установить максимальную сумму, которую арендодатель сможет взыскать с него в случае нарушения тех или иных положений договора, за которые такая ответственность установлена. Важнее всего установить такой предел для случаев задержки арендной платы.

Пример формулировки условия договора аренды ТС без экипажа о пределе ответственности арендатора

«В случае нарушения срока внесения арендной платы Арендатор уплачивает Арендодателю пени в размере ___ (указывается размер предельного процента) от суммы долга за каждый день просрочки. Общая сумма указанной неустойки не может превышать суммы месячной арендной платы, установленной в пункте ___ настоящего договора».

Суд в случае спора будет руководствоваться таким предельным размером и снизит размер неустойки, если арендодатель неправомерно будет требовать сумму, превышающую установленный в договоре предел.

Пример из практики : суд удовлетворил иск арендодателя к арендатору о взыскании неустойки по договорам аренды транспортного средства без экипажа, однако снизил ее размер, поскольку договоры предусматривали предельный размер неустойки

Стороны заключили два договора, по которым арендодатель передал транспортные средства для использования в целях погрузки горной массы и осуществления грузоперевозок. Арендная плата по двум договорам составила 60 000 руб. и 45 000 руб. в месяц соответственно.

Стороны предусмотрели в договоре, что в случае задержки арендной платы арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 1 процента от суммы долга за каждый день просрочки, но не более месячной арендной платы.

Арендатор допустил просрочку внесения арендной платы в течение нескольких месяцев. В результате арендодатель потребовал оплатить задолженность за месяцы неоплаты (600 000 руб. и 620 000 руб. по двум договорам) и неустойку в общей сложности в размере 2 410 650 руб. Поскольку арендатор не исполнил данное требование, арендодатель обратился в суд с иском к арендатору о взыскании задолженности по договорам и неустойки.

Суд согласился с арендодателем по вопросу начисления задолженности по арендной плате (600 000 руб. и 620 000 руб.), однако требования в части неустойки удовлетворил только в размере 105 000 руб.

При этом суд сослался на условие договора о том, что независимо от периода фактической просрочки неустойка, начисленная на всю сумму долга, не может превышать размер месячной арендной платы (60 000 руб. - по договору № 1 и 45 000 руб. - по договору № 2). Довод истца о наличии у него права начислять неустойку на суммы долга по ежемесячной арендной плате суд исходя из буквального содержания условий договора счел необоснованным (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2013 г. по делу № А27-13063/2012). В этом постановлении содержится и еще один интересный вывод (см. отдельный пример из практики).

2. Условие об освобождении от выплаты арендной платы (при определенных обстоятельствах).

Арендатору стоит предусмотреть в договоре условия, при которых он освобождается от выплаты арендной платы. Например, если транспортное средство находилось в ремонте не по вине арендатора. То есть если это был плановый ремонт или если необходимость ремонта возникла по вине арендодателя (например, если удастся доказать, что дефекты возникли до передачи ТС арендатору по причине ненадлежащего ухода за ТС или его ненадлежащей эксплуатации).

Пример формулировки условия договора аренды транспортного средства без экипажа об основании освобождения арендатора от выплаты арендной платы

«В случае необходимости планового ремонта или ремонта, необходимость которого возникла по вине Арендодателя, Арендатор передает Транспортное средство Арендодателю для проведения соответствующего ремонта по акту сдачи-приемки. Возврат Транспортного средства Арендатору производится также на основании акта сдачи-приемки с указанием в нем фактического времени пребывания Транспортного средства в соответствующем ремонте, а также настоящего пункта договора в качестве основания для его проведения. При этом Арендатор освобождается от выплаты арендной платы пропорционально указанному в данном акте фактическому времени пребывания Транспортного средства в соответствующем ремонте».

Арендатору важно проследить за тем, чтобы в акте о выбытии из аренды обязательно было указано основание такого выбытия со ссылкой на конкретный пункт договора, в котором говорится о таком основании. Если такой ссылки не будет, суд может встать на сторону арендодателя, указав, что в таком акте нет ссылки на договорное основание для освобождения арендатора от выплаты арендной платы.

Пример из практики: суд удовлетворил требование арендодателя о взыскании с арендатора задолженности по арендной плате, поскольку в актах вывода тепловозов из аренды отсутствовала ссылка на вывод из аренды по основаниям, предусмотренным в договоре аренды транспортных средств без экипажа

ОАО «Р.» (арендодатель) и ООО «Н.» (арендатор) заключили договор аренды локомотивов без предоставления услуг локомотивной бригады.

Арендодатель обратился в суд с иском о взыскании долга по арендной плате, неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Арендатор представил суду акты вывода тепловозов из аренды. Поскольку арендованные тепловозы находились во внеплановом ремонте и были возвращены арендодателю, арендатор полагал, что задолженность по арендной плате перед арендодателем отсутствовала и возникла переплата арендных сумм. Чтобы вернуть эти суммы, арендатор предъявил встречный иск.

Суд установил, что в договоре стороны предусмотрели основания как для начисления арендной платы, так и для освобождения от ее начисления. При этом стороны в договоре установили конкретные основания для освобождения от внесения арендной платы, а именно - нахождение тепловозов в плановом ремонте или по вине железной дороги.

Суд указал, что представленные арендатором «акты приема-передачи локомотивов из аренды свидетельствовали о том, что локомотивы выбывали из аренды по причине их технической неисправности без отметок либо ссылок на плановый ремонт либо на ремонт, необходимость которого возникла по вине арендодателя».

В связи с этим суд посчитал, что основания для освобождения арендатора от оплаты аренды тепловозов по представленным им актам вывода тепловозов из аренды отсутствовали, и удовлетворил иск арендодателя (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2013 г. по делу № А09-6771/2012).

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 642 ГК).

Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, то есть не включает в себя, прежде всего обязательств по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством.

В соответствии с общей характеристикой правовой природы арендных отношений, основной обязанностью арендодателя в договоре аренды транспортного средства является передача транспортного средства арендатору. Данная обязанность является формирующей договор аренды, без которого, как отмечают авторы, его не может быть 41 .

Кроме того, на арендодателя возлагается обязанность предоставить рассматриваемый предмет договора не только в конструктивной своей основе, но и с наличием обязательного комплекта прилагаемых к нему принадлежностей (в частности, шлюпки и спасательные круги- на морских и речных судах; аптечку, запасное колесо и набор специальных инструментов- для автотранспорта) и документов (паспорт транспортного средства и шасси транспортного средства, инструкций по эксплуатации, технического паспорт, сертификатов качества и т.д.) (п. 2 ст. 611 ГК РФ)

В соглашении может быть предусмотрена передача и не обязательных принадлежностей, например, бензин для автомашины. В любом случае, в императивном порядке арендодатель обязан привести транспортное средство в надлежащее для эксплуатации состояние (например, в судоходное состояние - суда внутреннего водного плавания, в мореходное состоянии морские суда (ст. 124 КТМ)) к моменту его передачи арендатору. Он должен принять все меры к обеспечению годности транспортного средства (его корпуса, двигателя, другого оборудования) для целей, предусмотренных договором.

Отличительной чертой договора аренды транспортного средства без экипажа форма и место передачи предмета соглашения.

Если место не определено правовыми актами, либо договором, не явствует из обычаев делового оборота, или существа обязательства, исполнение должно быть произведено в соответствии со ст.316 Гражданского кодекса РФ: по обязательству передать транспортное средство, относящееся к недвижимому имуществу,- в месте его нахождения; по обязательствам передать транспортное средство, предусматривающее перевозку, в месте сдачи данного имущества первому перевозчику для доставки кредитору; по другим обязательствам арендодателя – передать транспортное средство в месте изготовления или хранения транспортного средства, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства.

В иностранной практике фрахтования на время морских речных судов применяется особенный способ места передачи - «ренджа». В соответствии с этим способом в договоре предусматривается, сто место передачи (окончательный порт) определяется фрахтовщиком или фрахтователем в ходе выполнения договора аренды. 42

На основании данного договора правомочия владения и пользования транспортным средством переходят от арендодателя к арендатору. Последнему, во всех отношениях – как в вопросах коммерческой, так и технической эксплуатации – подчиняется экипаж. Члены экипажа являются работниками арендатора. Через подчиненный ему экипаж арендатор безраздельно осуществляет контроль за транспортным средством, управление им, его эксплуатационно-техническое обслуживание. Статья 217 КТМ предусматривает, что фрахтователь судна по договору бербоут-чартера осуществляет комплектование его экипажа. При этом он вправе укомплектовать экипаж лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, входившими в его состав, при соблюдении правил, установленных ст. 56 КТМ. Все члены экипажа должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним законом и другими специальными правилами. Независимо от способа комплектования экипажа фрахтователем капитан судна и другие члены экипажа подчиняются в этих случаях фрахтователю во всех отношениях. В соответствии с п. 4 ст. 64 Кодекса внутреннего водного транспорта арендатор судна без экипажа самостоятельно и за свой счет осуществляет его укомплектование экипажем. Члены экипажа должны соответствовать требованиям законодательства в области внутреннего водного транспорта. Следует обратить внимание также на п. 4 ст.26 КВВТ, согласно которому состав экипажа самоходного транспортного судна устанавливается в соответствии с требованиями эксплуатации судов определенного типа. Они определяются положением, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, я являются обязательными для арендаторов судов без экипажа. Аналогичный подход должен соблюдаться арендаторами и других транспортных средств без экипажа.

В полной мере арендатору принадлежит также правомочие пользования транспортным средством. Оно может эксплуатироваться арендатором для целей, обозначенных в договоре, а при отсутствии в договоре указания на такие цели, - вытекающих из предназначенности данного транспортного средства. На арендатора падают риски подобной эксплуатации. Вместе с тем он получает всю прибыль от эксплуатации транспортного средства. Например, на морском транспорте право на вознаграждение за спасение и оказание помощи на море судном, сданным в аренду без экипажа, принадлежит только арендатору. В этом одно из отличий данного договора от фрахтования судна с экипажем, по которому такое вознаграждение распределяется поровну между арендодателем и арендатором.

Полный переход к арендатору полномочий владения и пользования транспортным средством предопределяет оплату расходов на его содержание. Арендатор снабжает его всеми необходимыми припасами, топливом, смазочными материалами, краской и т.п. На нем лежит обязанность его капитального и текущего ремонта. Если иное не предусмотрено договором аренды, он несет все расходы по эксплуатации, выплачивает заработную плату и доставляет продовольствие и необходимые припасы экипажу, оплачивает налоги и сборы, расходы по страхованию транспортного средства, включая страхование своей ответственности. В этом заключено важное отличие аренды транспортного средства без экипажа от аренды с предоставлением услуг экипажа. В последнем случае, как показано ранее, оплата вознаграждения экипажу и его провианта, а равно расходов по страхованию падает на арендодателя.

Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату. Размер арендной платы, подлежащей уплате арендодателю, период, за который она выплачивается, и сроки ее перечисления определяются условиями договора. Рентабельность аренды не влияет на размер платы.

Только в редких случаях арендатор использует арендованное транспортное средство для удовлетворения собственных нужд. Как правило, он осуществляет эксплуатацию арендованного транспортного средства основе договоров с третьими лицами. Он может заключить договор субаренда транспортного средства с третьим лицом, предоставляя ему услуги по управления и технической эксплуатации или субаренды без экипажа, в обоих случаях соглашение о субаренде заключается без согласия арендодателя. Так же без согласия последнего арендатор вправе от своего имени вступить в иные договорные отношения с третьими лицами, выступая по отношению к ним в качестве буксировщика либо спасателя и т.д. Но, вступая в договорные отношения с третьими лицами, арендатор связан рамками его договора с арендодателем, т.е. отношения с третьими лицами должны отвечать целям, для которых арендовано транспортное средство. Так, если морское судно арендовано для перевозки пассажиров, его нельзя использовать для китобойного промысла. Если же щели аренды в договоре не установлены, заключаемые с третьими лицами договоры не должны противоречить назначению транспортного средства с этой точки зрения нельзя, например, пассажирское воздушное судно использовать для выполнения сельскохозяйственных работ.

Ответственность арендатора перед третьими лицами, определяемая условиями договора соответствующего вида, и регрессная ответственность арендодателя перед арендатором на основании договора аренды транспортного средства без экипажа строятся по тем же правилам, что и ответственность по договору аренды транспортного средства с экипажем. При аренде транспортного средства без экипажа арендодатель выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности. В связи с этим он несет ответственность за вред, причиненный транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), в соответствии с правилами гл.59 ГК. Поскольку в силу ст. 1079 ГК лицо, владеющее источником повышенной опасности, в частности на праве аренды, возмещает вред, вполне логично возложение такой обязанности на арендатора транспортного средства без экипажа. Арендатор может быть освобожден от такой ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Исследуя различные виды договоров аренды транспортного средства, на основе разных принципах классификации можно придти к следующим выводам:

    Нормы, регулирующие рассматриваемые отношения в Гражданском кодексе разделены на два подпараграфа (в зависимости от наличия или отсутствия предоставляемых арендодателем услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации). Отсутствие общих положений аренды транспортных средств вносит значительные проблемы в определение тех норм, которые должны применяться при заключении договоров с некоторыми признаками как договора аренды транспортного средства с экипажем, так и договора аренды транспортного средства без экипажа.

    Представляется важным для каждой транспортной отрасли выработать единые федеральные нормативно0правовые специальные критерии для оценки эксплуатационного состояния транспортного средства.

    Необходимо нормативно закрепить право арендатора получать от арендодателя консультационную помощь в техническом обслуживании и эксплуатации транспортного средства.